Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ПРАВОВОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНИН / ГОСУДАРСТВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / РАВЕНСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ / LEGAL EDUCATION / CIVIC EDUCATION / CITIZEN / STATE / RESPONSIBILITY / LAW / MORALITY / EQUALITY / CIVIC DUTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Надежда Алексеевна, Адаева Ольга Викторовна

В статье рассматривается становление и развитие правового воспитания в зарубежных странах на разных этапах исторического развития. Основное содержание статьи составляет изучение взглядов на проблему правового воспитания великих мыслителей, начиная с периода существования государств Древнего Востока и до настоящего времени при помощи метода сравнительного историко-правового анализа. Раскрыты фундаментальные теоретико-методологические ориентиры моделей правового воспитания в настоящее время, к которым отнесены четыре базовых направления ценностных установок, сформулированных в трудах ученых: рациональное, развивающее, интуитивное и социальное. В результате исследования выявлены актуальные проблемы правового воспитания на современном этапе, обозначены основные принципы, которыми руководствуются некоторые зарубежные страны для достижения целей гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIES: HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

The article discusses the formation and development of legal education in foreign countries at different stages of historical development. The main content of the article is the study of views on the problem of legal education of great thinkers, from the period of the existence of the states of the Ancient East to the present using the method of comparative historical and legal analysis. The fundamental theoretical and methodological guidelines of the models of legal education at the present time are revealed, to which four basic directions of value orientations formulated in the writings of scientists are assigned: rational, developing, intuitive and social. As a result of the study, urgent problems of legal education at the present stage were identified, the basic principles that guide some foreign countries to achieve the goals of civic education are identified.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Правовое и гражданское воспитание в зарубежных странах: историко-правовой аспект Legal education in foreign countries: historical and legal aspect

Баранова Надежда Алексеевна

Студент 4 курса, ф-т юридический, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», РФ, г. Саранск e-mail: nadejda.baranova2016@mail. ru

Baranova Nadejda Alekseevna

4th year student, faculty of Law,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University»,

Russia, Saransk e-mail: nadejda.baranova2016@mail.ru

Адаева Ольга Викторовна

Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», РФ, г.Саранск e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Adaeva Olga Viktorovna,

Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University»,

Russia, Saransk e-mail: adaeva.mgu@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается становление и развитие правового воспитания в зарубежных странах на разных этапах исторического развития. Основное содержание статьи составляет изучение взглядов на проблему правового воспитания великих мыслителей, начиная с периода существования государств Древнего Востока и до настоящего времени при помощи метода сравнительного историко-правового анализа. Раскрыты фундаментальные теоретико-методологические ориентиры моделей правового воспитания в настоящее время, к которым отнесены четыре базовых направления ценностных установок, сформулированных в трудах ученых: рациональное, развивающее, интуитивное и социальное. В результате исследования выявлены актуальные проблемы правового воспитания на современном этапе, обозначены основные принципы, которыми руководствуются некоторые зарубежные страны для достижения целей гражданского воспитания.

Annotation.

The article discusses the formation and development of legal education in foreign countries at different stages of historical development. The main content of the article is the study of views on the problem of legal education of great thinkers, from the period of the existence of the states of the Ancient East to the present using the method of comparative historical and legal analysis. The fundamental theoretical and methodological guidelines of the models of legal education at the present time are revealed, to which four basic directions of value orientations formulated in the writings of scientists are assigned: rational, developing, intuitive and social. As a result of the study, urgent problems of legal education at the present stage were identified, the basic principles that guide some foreign countries to achieve the goals of civic education are identified.

Ключевые слова: правовое воспитание, гражданское воспитание, гражданин, государство, ответственность, право, нравственность, равенство, гражданский долг.

Key words: legal education, civic education, citizen, state, responsibility, law, morality, equality, civic duty.

Проблема формирования правовой культуры, повышения уровня правовой грамотности отдельных граждан и общества в целом как результата правового воспитания была широко распространена в зарубежных странах на разных этапах исторического развития. Понятие правового воспитания, его содержание и роль в общественной жизни менялись с течением времени.

Существующая в настоящее время модель гражданского воспитания имеет глубоко исторические корни. Гражданское воспитание - это широкое понятие, включающее в себя правовое, политическое, нравственное и патриотическое воспитание. Правовое воспитание как важнейший элемент гражданского воспитания надлежит понимать в широком и узком значениях. По мнению Емельянова Н. С, правовое воспитание в широком смысле представляет собой многоуровневый процесс формирования правовой культуры и правосознания под воздействием различных факторов, а в узком понимании - это целенаправленный и управляемый процесс, воздействующий на сознание личности с целью формирования надлежащего уровня правосознания и правовой культуры [10]. Результатом правового воспитания должно стать формирование позитивного правового сознания и именно поэтому в зарубежных странах осознание необходимости правового воспитания возникло намного ранее.

Со времен существования древних государств правовая культура граждан и право в целом, несмотря на то, что были несовершенны по своему развитию и содержанию, рассматривались как инструмент обеспечения безопасности, пресечения назревающих конфликтов и войн, благоприятного развития хозяйственной деятельности.

Именно в этот период происходит зарождение первых идей о воспитании, а также средств и методов педагогики, которые в последующем стали основой для современного процесса воспитания, составляющей которого является гражданское воспитание.

Система права государств Древнего Востока содержала в себе религиозные нормы, нормы морали, а также обычаи, которые граждане этих государств считали авторитетными. Отличительной чертой правосознания населения Древнего Востока стало убеждение в божественном происхождении права, созданного для достижения общего блага, установления справедливости. Закрепление норм и обычаев в системе права непосредственно влияло на формирование правосознания граждан, понимание права и закона и отношения к ним. Данное взаимодействие играло немаловажную роль в процессе развития и изменения общественных отношений. Подтверждая сказанное, следует обратить внимание на некоторые источники права государств Древнего Востока. Одним из таких источников можно назвать знаменитые законы Хаммурапи Древнего Вавилона. В Древнем Египте отдельные нормы права нашли свое отражение в трактатах, мифах, описаниях жизни фараонов, различных поучениях образу жизни (например, в «Книге мертвых», «Речении Ипувера», «Поучении Мерикара»). В Древней Индии Законы Ману рассматривались как система норм, включающая в себя одновременно обычаи, религиозные нормы и нормы морали. Можно утверждать, что данные источники имели большой авторитет у населения в силу господствовавшего влияния религии и, бесспорно, являлись сильным оружием древних государств.

Таким образом, в государствах Древнего Востока фундаментом регулирования общественных отношений стали такие правовые нормы, которые, в свою очередь, базировались на религиозных убеждениях и укоренившихся обычаях граждан этих государств. Они формировали основу общечеловеческих ценностей и

осуществляли как правовое регулирование, так и саморегулирование поведения людей. Высокий уровень правосознания, позитивное отношение к указанным правовым нормам было следствием широкого влияния религии на все сферы жизнедеятельности общества.

Следующим важнейшим этапом становления правового воспитания стал период античности, так как в нем продолжали закладываться педагогические идеалы, которые послужили примером для последующих эпох. Данный период ознаменован появлением государств с демократическим строем и введением понятия «гражданин». Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима стали новым витком развития культуры и всей совокупности связанных с обучением и воспитанием идей. Правовое воспитание становится внешней необходимостью.

В греческой античной философии высказывались первые идеи относительно политико-воспитательного характера государства, его обязательного участия в образовательном процессе, доступ к которому, в свою очередь, должен был быть равным для всех граждан. Однако воспитание в этот период носило кастовый характер, в результате чего образовалось 2 основных направления воспитания гражданина: первое направление заключалось в подготовке и обучении лидеров, способных подчинять себе других и управлять государством. Суть второго направления была в воспитании законопослушных, смиренных, трудолюбивых граждан, уважающих свою страну и способных подчиняться лидеру.

Одни из наиболее прогрессивных идей античности, затрагивающие процесс образования и воспитания как составляющих качества «законопослушности», принадлежали таким греческим античным философам, как Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

Согласно Сократу, нерушимость законов и повиновение им граждан и есть основа благополучия государства. Под законами он понимал то, что граждане написали по общему согласию, установив, что должно делать и от чего нужно воздерживаться. Именно для воплощения данного положения в жизнь граждане должны изучать и уяснять законы, т.е. воспитывать в себе правовую культуру.

Идеи Сократа оказали влияние на взгляды Платона, который считал необходимым возвести в ранг науки учение о праве на основе систематизации диалектики - науки наук. Проблема педагогики правового воспитания прослеживается в диалогах Платона «Оратор», «Государство», «Законы», в частности, в следующем высказывании: «После того как дети перестают ходить к учителям, государство в свою очередь заставляет их изучать законы и жить сообразно с предписаниями этих законов, чтобы не действовать произвольно и наудачу» [16]. Созданная им академия, ставшая прообразом высших учебных заведений, позволяла гражданам получать знания, в том числе правовые.

Аристотель считал необходимым начинать процесс воспитания гражданина уже с ранних лет при помощи игр и сказок, согласованных с государственными органами, и является основателем ликеев -специализированных школ, особое внимание в которых уделялось формированию качеств гражданина. Аристотель был убежден, что, во-первых, изучение актов государства не менее важно, чем знание законов природы и, во-вторых, каждый гражданин есть составляющая часть государства, и поэтому принадлежит ему [1].

Сущность идеи мыслителя Демокрита - воспитание гражданина с высокими нравственными качествами - «благими нравами» - способного уважать право и закон и действовать на основании общественных потребностей.

Наряду с Древней Грецией, в Древнем Риме преобладало семейное воспитание. Однако с разделением прав римских граждан на публично-общественные и частные, начинают появляться концепции гражданского воспитания, раскрывающие значимость формирования гражданской ответственности перед государством.

Древнеримский оратор Цицерон разработал собственную концепцию гражданского воспитания, основой которой служит положение о том, что обязанности идеального гражданина обуславливают необходимость оказывать помощь гражданам, попавшим в несправедливость, следовать добродетели, быть доброжелательными. Воспитатели подрастающих граждан должны направить все свои усилия на формирования этих качеств.

Таким образом, в период античности большое внимание уделяется проблеме гражданского воспитания. Основной его функцией было прививание населению с малых лет таких качеств, как законопослушность и гражданственность. В Древней Греции конечным результатом правового воспитания являлось воспитание разностороннего, добропорядочного гражданина. В Древнем Риме правовое воспитание было направлено на воспитание гражданина-патриота, уважающего и поддерживающего во всем свое государство, а позднее (в период империи) - воспитание смиренного и исполнительного гражданина, преданного императорской власти.

Основным средством правового воспитания в период раннего Средневековья явилось повсеместное распространение религиозного мировоззрения. Писания Библии имели силу, равную силе закона, а суд божий приравнивался к органам правосудия. Законопослушание представляло собой исполнение религиозных догматов, дополнительные меры и средства воспитания, тем более правовые, ни государство, ни общество не осуществляло. Церковь пользовалась монополией на обучение, гражданское воспитание было фактически заменено на религиозное. Однако и в это время находились те, кто не ограничивал процесс воспитания изучением молитв и богослужением. Итальянский историк Павел Диакон видел процесс воспитания в изучении истории, изложенной в виде сказочных историй. На его взгляд, изучение исторического наследия в интересной для изучающего форме способствовало воспитанию любви и добродетели к родине и уважение к королям. Основными идеями, сформировавшими нравственный образ человека того времени, стали добродетель, милосердие, осуждение богатства и стяжательства.

Философы раннего Средневековья Фома Аквинский и Аврелий Августин решение вопроса правового воспитания видели в соблюдении и возведении в абсолютный приоритет религиозных норм и догматов во всех сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, в период раннего Средневековья в правовом воспитании отсутствовала всякая необходимость в силу господствующего положения церкви и религиозного воспитания. Правомерным для этого периода являлось поведение, при котором обеспечивалось выполнение религиозных заповедей.

В период Возрождения идеи гражданского воспитания появляются вновь ввиду постепенного освобождения образования и воспитания от религиозного влияния и укрепления идей гуманизма и прогресса.

В XIV-XV вв. в Европе появляется новое гуманистическое мировоззрение, в котором приоритетным признается воспитание гражданина и, в частности, правовое воспитание как инструмент формирования личности. Знаковыми представителями данного мировоззрения стали итальянские педагоги Витторино да Фельтре и Гуарино Гуарини. Ими была создана придворная школа «Дом радости», в которой реализовывалась, по мнению самого Витторино, главная воспитательная задача - подготовка достойных граждан страны [5].

Период Возрождения ознаменовался деятельностью великих мыслителей в контексте изучения понятия «гражданин», «гражданская позиция», вопросов гражданского долга и его связью с нормами права.

Философ-материалист из Англии Т. Гоббс в трилогии «О гражданине» предложил идею гражданского общества, суть которой заключалась в дисциплинированности граждан и их полного подчинения государству. На его взгляд, гражданином может стать исключительно образованная личность с активной позицией и высоким уровнем нравственности, а гражданское общество, в свою очередь, формируется из таких граждан и в совокупности представляет собой «союз индивидуальностей» [22].

Английский педагог и философ Джон Локк в трактате «Мысли о воспитании» видел целью воспитания в становлении гражданина, в первую очередь, формирование нравственных начал личности и способности не только служить государству на началах добродетели, но и нести ответственность за свои дела [14].

Нидерландский философ-рационалист Б. Спиноза в Богословско-политическом трактате, основываясь на теории естественного права, особое значение придавал естественно-природным причинам создания государства. По его мнению, возможное отсутствие у граждан признания и уважения к существующей государственной власти обусловлено не только сознанием самих граждан, но и по причине некомпетентности и несостоятельности существующего государственного строя. Тем самым, Б. Спиноза подчеркивает тезис о том, что гражданином недостаточно родиться, им можно только стать [19].

Буржуазные революции XVIII века стали новым витком развития основ демократического строя и, как результат, модернизации понятий «гражданин», «воспитание гражданина», «ответственность гражданина». Наибольшую популярность стали приобретать тезисы о том, что гражданин - это не только подчиненная государству и принадлежащая ему, но и всесторонне развитая активная личность с собственной позицией по общественным и политическим аспектам. Выдающиеся мыслители данного периода А. Смит, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо выдвигали идеи возрождения национально-патриотических чувств путем процесса общественного воспитания. Они не поддерживали идеи привилегированности сословий, злоупотребления государством своей властью, деспотизма, повсеместного влияния религиозного мировоззрения.

Французский философ-правовед Ш. Монтескье ведущим качеством гражданина видел приоритет государственных интересов над своими собственными.

Французский философ-материалист К.А. Гельвеций считал знаковым качеством гражданина его любовь к общественному благополучию.

Французский просветитель Ж. -Ж. Руссо критиковал те акты государства, которые принимались не для целей обеспечения мира и уважения к государству, а для запугивания граждан. Он писал: «В самом деле, первый из законов - это лишь бесполезное средство, придуманное неглубокими умами, чтобы заменить страхом то уважение, которого они не могут добиться иным путём».

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци видел идеи народной педагогики как действенное средство процесса воспитания личности для ее дальнейшего существования в обществе и способности заниматься профессиональной деятельностью [22].

В трудах немецкого педагога И. Ф. Гербарта, занимавшегося вопросом воспитания, изложено мнение относительно того, что в человеке прежде всего следует воспитать чувство гражданского долга путем использования режима жесткой дисциплины, наличия порядка и предъявления разумных требований [4]. Не менее известный немецкий педагог А. Д. Дистервег был убежден, что гуманность и сознательность и есть необходимые черты, формирующие образ достойного гражданина.

Таким образом, правовое воспитание в Средние века прошло длинный путь своего развития от непринятия государством и полным его замещением религиозным воспитанием в период раннего Средневековья до осознания значимости и необходимости правового воспитания гражданина в период Возрождения и Просвещения.

Проблема развития правового воспитания в период Нового времени получила свое отражение в немецкой классической философии в работах И. Канта, Ф. Гегеля, Г. Кершенштейнера, К. Маркса, Д. Дьюи.

Величайший немецкий философ И. Кант в труде «О педагогике» видел необходимость содействия государства процессам образования и воспитания, для того чтобы каждый человек достигал своего назначения.

Сам процесс воспитания И. Кант подразделял на несколько основных слагаемых: уход, дисциплина, обучение, образование [11].

Ф. Гегель отмечал, что гражданское общество может возникнуть только в результате образования и воспитания каждого отдельного человека. При этом, воспитание позволяет человеку стать оригинальным, не нарушив существующие правовые и социальные нормы [6].

Апогей развития промышленности в Западной Европе в середине XIX в. ознаменовал появление теории марксизма. Ключевым положением в данной теории являлось то, что личность гражданина и его статус рассматриваются через призму статуса общественно-политического и его действия не должны выходить за рамки гражданского общества. По мнению К. Маркса, основоположника теории марксизма, потребности и интересы отдельного гражданина могут быть удовлетворены только путем исполнения своих функций гражданина в обществе, формирования гражданского сознания [15].

Наряду с образованием марксисткой теории, образовались также трудовая и народные школы.

Отличительной чертой трудовой школы являлось воспитание граждан с целью их безвозмездного служения товарищам и своему государству. Основоположник трудовой школы Г. Кершенштейнер был убежден, что граждане должны полностью разделять интересы своего государства, преданно относиться к законам и верно служить им. Немецкий педагог в своей теории опирается на естественные социальные инстинкты и, на его взгляд, процесс воспитания гражданских качеств не должен зависеть только от эгоистических побуждений [12].

Американский философ и педагог Д. Дьюи, ставший основателем народной школы, ведущим принципом считал приобщение граждан с раннего возраста к труду, который отвечал бы как интересам общества, так и удовлетворял бы потребности самой личности. К тому же, по его мнению, огромное значение имеет воспитание у граждан с малого возраста таких качеств как осознанность и целеполагание [9].

Таким образом, в период Нового времени проблема формирования правового воспитания нашла свой отклик в трудах многих известных мыслителей. В этот период оно рассматривалось как необходимый атрибут гражданского общества, как составная часть бескорыстного взаимодействия государства и гражданина, как инструмент, позволяющий гражданину служить на благо как личным, так и общественным интересам.

Развитию гражданского воспитания в XX в. в том виде, в каком оно существует в настоящее время, способствовали такие факторы, как формирование и развитие новых форм коммуникативного взаимодействия, повышение значимости средств массовой информации и форм их распространения, и, самое главное, укрепление демократии, прав граждан.

Идеи современного гражданского воспитания в США, Австралии, Канаде и Англии, основанные на принципах либерализма, были заложены в трудах Дж. Ролза, Л. Колберга, М. Рокича, А. Вилдавски.

Философ Дж. Ролз выделял среди основопологающих постулатов воспитания рациональную самостоятельность гражданина, их свободу и равный статус, сотрудничество на условиях взаимной выгоды, интересы и потребности каждого отдельного гражданина, качество справедливости, духовность и возможность оценивать и использовать ценности культуры.

Психолог Л. Колберг - родоначальник нравственного воспитания, признан одним из ведущих ученых, повлиявших на формирование системы гражданского воспитания. По его мнению, уровень образования, характер общения человека в значительной мере влияют на процесс его гражданского и нравственного образования. Ученый видит в долге не удовлетворение личных потребностей, а необходимость каждого человека поддерживать общий порядок. Л. Колберг обосновал теорию изменения нравственности в процессе взросления. Человеку свойственно давать оценку поступку во взаимосвязи с наградой или наказанием, которые последуют, а, спустя время, его оценка формируется на основании уже существующих социальных норм и правил поведения.

Психолог М. Рокич внес свой вклад в становление гражданского воспитания путем создания теста, выявляющего персональные ценности индивида на основе стоящих перед ним целей и предполагаемых средств их достижения. Этот тест в современном мире стал популярной методикой изучения ценностных ориентиров индивида.

Социолог А. Вилдавски в своем исследовании доказал, что различные культуры влияют на формирование различных преференций и каким образом индивид поощряет либо не поощряет отдельные из них, выдвигая свое мнение в пользу той, которая более характерна для его внутренних установок [21].

Таким образом, можно определить воспитание демократической гражданственности как совокупности разнообразных форм обучения, целью которых является формирование у граждан терпимого отношения к многообразию ценностей в обществе, ответственности перед самим собой и перед социумом, активной гражданской позиции, знания своих прав, способности к их защите и реализации.

В Британской национальной программе обучения гражданственности, принятой в 2007 г., закреплены положения о том, что именно дает гражданственность обучающимся. Так, гражданственность наделяет обучающихся навыками критического мышления, совместного действия, способностям к активному участию в общественной и политической жизни государства, возможности быть информированными о происходящих процессах и способных давать таким процессам оценку [20].

В современный период гражданское воспитание - это основа сформированных демократических отношений и, как следствие, надлежащего осуществления государством возложенных на него функций. Принцип либерализма является основным принципом гражданского воспитания и образования в таких странах как США, Канада, Австралия, Великобритания. Воспитание и образование на основе либерализма демонстрирует общность гражданской и правовых культур. Главным назначением такого воспитания и образования является развитие у граждан ответственности не только перед самим собой, но и перед обществом, формирование основ внутренней свободы индивида.

Современное состояние правового воспитания гражданина ставит перед западным обществом новые задачи, одной из которых, по мнению Н.Л. Шеховской и А.Г. Косенковой, с которым не можем не согласиться, является прививание любви к родине, патриотизма и чувства гражданского долга, предотвращение морального разложения и падения подрастающего поколения [22].

Таким образом, становление и постепенное развитие правового воспитания как важнейшего элемента гражданского воспитания, осознание его главенствующей роли в формировании как гражданского общества в целом, так и отдельных качеств гражданина происходило постепенно, начиная с древних времен. Проблема правового и гражданского воспитания не теряла своей актуальности в периоды античности, средневековья, нового и новейшего времени, о чем свидетельствует проведенный историко-правовой анализ. На разных этапах исторического развития предпринимались реальные меры для совершенствования правового воспитания, выдвигались идеи и предположения относительно средств, методов и направления осуществления для максимального удовлетворения потребностей общества и государства того времени.

Список используемой литературы:

1. Аристотель. Политика. Афинская политика. - М.: Мысль, 1997. - 458 с.

2. Беленцов С.И. Гражданское воспитание в зарубежной реформаторской педагогике конца XIX - начала XX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2014. - № 2. - С.53-64.

3. Бычкова М.В., Есикова Т.В., Федорова Г.Г. Правовое воспитание: история, теория, практика // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2019. - Вып. 16. - С.28-34.

4. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения - М.: Гос. Учебно-педагогическое издпроса РСФСФ, 1940. - С. 62-64.

5. Геворкян Т.В. История формирования и развития правовой культуры населения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 3. - С.236-239.

6 Гегель. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

7. Гореев А.М. Осознание роли правового воспитания в разные периоды истории // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. - 2019. - С.367-377.

8. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 239 с.

9. Дьюи Д. Школы будущего. - Берлин: Госиздат, 1922. - 179 с.

10. Емельянов Н. С. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта // Административное право и процесс. - 2012. - № 3. - С.74-77.

11. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 711 а

12. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. - Пт.: Школа и жизнь, 1917. - 30 с.

13. Колесниченко Т.И. Историография развития правового образования как фактора правовой социализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 2. - С.65-70.

14. Локк, Дж. Мысли о воспитании. - М.: Мысль, 1986. - 241 с.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология : сборник. - М.: Госполитиздат, 1956. - 592 с.

16. Платон. Государство. - М.: Мысль, 1968. - 380 с.

17. Семенов В.Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: дисс. канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2001. - С.12.

18. Сокольникова В.А. Правовое воспитание: история, сущность, новые вызовы // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 5. - С.210-212.

19. Спиноза Б. Богословно-политический тракт. - Минск: Лит., 1998. - 527 с.

20. Суслов А.Б. Опыт развития гражданского образования в европейских странах // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 5. - С.74-78.

21. Тагунова И.А, Селиванова Н.Л., Исаева М.А. Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2015. - № 4. - С.20-35.

22. Шеховская Н.Л., Косенкова А.Г. Воспитание гражданственности и гражданина: историко-педагогический анализ зарубежных идей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 21. - С.190-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.