А. В. Куршев, И. А. Зенуков, А. Г. Хайруллин
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Ключевые слова: гражданское воспитание, курсанты, система образования и воспитания.
В статье излагаются основные положения, явившиеся результатом многолетних авторских исследований. Автор стремился выявить и обсудить центральные проблемы, связанные с воспитанием гражданственности у курсантов высших военных учебных заведений. Большое внимание уделяется процессам гражданского воспитания курсантов, способствующим существенным изменениям в традиционном содержании воспитательных концепций высшей военной школы.
Key words: civic education, cadets, skills, education and training.
This article outlines the main provisions, which were the result of years of original research. The author sought to identify and discuss the central issues related to civic education of the cadets of higher military educational institutions. Much attention is paid to the processes of civic education of students, that contributing to significant changes in the traditional content of the educational concepts in of the higher military schools.
Проблема формирования гражданственности всегда была в центре внимания выдающихся педагогов и философов. Идеи воспитания
ответственного гражданина четко прослеживаются еще с древних времен, начиная с наследия Соломона, Цицерона, софистов, Платона, Гиппократа, Аристотеля, Дж. Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта,
A.Дистервега, Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнера и многих
других. Отечественное наследие в этой области связано с именами Петра I, Екатерины II,
М.В. Ломоносова, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина,
B.C. Соловьева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена,
Н. А. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского,
Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского и прогрессивных педагогов послеоктябрьского периода: Н.К.Крупской, П.П.Блонского., А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.
Большой популярностью пользовалась в Германии начала XX века и в ряде других стран педагогическая теория Георга Кершенштейнера (1854-1932). Кершенштейнер выступил с идеей
"гражданского воспитания" и "трудовой школы". "Гражданское воспитание" должно научить детей безусловному повиновению государству.
А.Н.Радищев (1749-1802) основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием [1].
Во взглядах К. Д. Ушинского на нравственное воспитание главное место отводится гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества [1].
В советской педагогике гражданственность считалась результатом идейно-нравственного
воспитания [2]. Ориентация на тезис К. Маркса о том, что человек есть совокупность социальных отношений, привела в воспитательной практике к выводу о том, что человека как природное существо надо как можно скорее сделать социальным деятелем
[3].
Понятие "гражданственность" тесно связывалось с понятием "партийность" - т.е. ярко выраженное стремление отстаивать интересы и идеалы партии рабочего класса, партии коммунистов.
В советской педагогике понятие гражданин отождествляется с понятием патриот. В
гражданственности выражается самая высокая мотивация поведения, определяемая общественным долгом. Гражданский долг стимулирует сознательную активность человека во всех сферах жизнедеятельности [4].
Как известно в разные эпохи статус деятельности, направленной на образование гражданина, все более укреплялся, пройдя стадию соподчиненного положения по отношению к
общему религиозно-нравственному воспитанию, став, в конце концов, приоритетным и самостоятельным направлением формирования
особого достоинства человека - быть гражданином своей страны. Менялся и смысл понимания гражданского долга. По мере развития цивилизаций, все теснее становилась связь гражданского достоинства с принципами свободы, собственности, законности, т.е. с общественными демократическими идеалами. Важным
нравственным императивом становится гражданская совесть. До второй половины 70-х гг. XIX в. общественная мысль западных стран не проявила интерес к этим идеям и проблемам, по крайней мере, заметных произведений не появлялось. Вероятно, это можно объяснить тем, что во многих регионах мира социально-правовые процессы и общество в целом рассматривались как интегрированные явления гражданского общества. Вполне вероятно, что утверждению такой точки зрения способствовало появление концепций типа «государство всеобщего благоденствия», в которых воплотились качества, присущие гражданского обществу. Особенно активно проблема гражданского образования и воспитания стала обсуждаться в конце XIX - начале XX века. В мире по-разному расставляются акценты гражданского воспитания. Например, в США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе - обучать правам человека [3].
На сегодняшний момент интерес к гражданскому образованию четко прослеживается во всем мировом сообществе.
Гражданское становление личности в советский период и в российской педагогике рассматривалось через такие понятия, как «формирование основ гражданской зрелости», «гражданская зрелость», «гражданственность»
«гражданская позиция», «гражданские качества
личности». В качестве критериев гражданского воспитания личности в педагогической литературе рассматривались:
- общественная направленность, высокая ответственность за выполнение гражданского долга, осознание личностью прав и обязанностей гражданина, активное стремление реализовать их в повседневной жизни и деятельности и непримиримость к чуждым взглядам и проявлениям. Ядро понятия гражданская позиция - гражданское сознание личности, выражается в поступке, активной деятельности направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов. Основными компонентами гражданского облика человека можно считать идейную убежденность, общественную активность, чувство долга и ответственности, гражданскую совесть, честь, мужество;
- самостоятельность и инициатива - главные черты гражданского облика человека;
- осознание и выполнение своих прав и
обязанностей гражданина. гражданская зрелость представляет собой единство и взаимосвязь двух составляющих ее компонентов: гражданского
самосознания и гражданской активности;
- мировоззрение, отношение, позиция в
общественной жизни, личные качества. Рассматривая формирование основ гражданской зрелости у обучаемых как социально-педагогическую проблему вполне можно выделить следующие структурные компоненты (проявления): систему
мировоззренческих знаний, отношение обучаемых к основному виду своей деятельности - учению как общественному долгу, уровень общественной активности и наличие у молодежи ответственности ;
- гражданская позиция - общественноличностное образование, основанное на научном мировоззрении гражданина и приобретенном социально-правовом опыте, выражающейся в социально-значимой направленности отношений к обществу, к своей деятельности, к другим людям и к самому себе;
Ценность критериев, не вызывает сомнения, но рассмотренные в отдельности, они не могут полностью удовлетворить нас, поскольку в них не раскрыты в единстве признаки сформированности личностных образований и процесса их воспитания и развития.
В итоге теоретического анализа установлено, что содержание термина «гражданин» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной литературе эта идея рассматривается в трех аспектах. Первый разрабатывается в юридических исследованиях,
представляющих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д.
В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин - по греч. Ро1Ше8, по лат. Сшб, по англ. С^еп лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следовательно, «гражданин» - это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.
Гражданская ответственность -
представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков. Гражданская ответственность выступает в качестве механизма, регулирующего исполнение гражданином своих прав и обязанностей, закрепленных в законах государства. Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом.
Гражданский долг представляет собой совокупность юридических нравственных обязанностей личности перед государством. В понятии гражданского долга отражены не единичные поступки и действия, а общественное поведение личности в целом. В долге возможно выделение двух компонентов: объективного и
субъективного. Объективный компонент включает требование общества к личности, выраженные в виде моральных норм, зафиксированных в менталитете общества. Субъективный компонент подразумевает осознание человеком общественных требований и их выполнение.
Производным от понятия «гражданская» является такая характеристика личности как гражданственность. В юридической литературе понятие «гражданственность» применяется при анализе содержания политико-правового статуса личности. Идея гражданственности связывается здесь с природой гражданства и определяется им. Под гражданством в науке государственного права понимается полная правовая принадлежность лица к конкретному государству. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство наделяет гражданина правами, защищает и
покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин должен соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Порядок приобретения или утраты гражданства регулируется законодательством государства и международными соглашениями. При этом различают приобретение гражданства в силу рождения и в порядке укоренения. Выделяют также и противоположное понятие - безгражданство. Лица без гражданства (апатриды) не имеют статус гражданина или подданного ни одного из государств.
Одним из многогранных проявлений личности гражданина является гражданственность, которая определяется ведущими социологами,
психологами и педагогами как целостное интегральное качество личности, в котором
отражается осознание индивидом своих прав и обязанностей, своего долга и гражданской ответственности перед обществом.
Гражданственность проявляется в деятельности, основанной на позиции личности, направленной на реализацию своих убеждений. Иначе говоря, нравственный аспект является основой данного личностного образования, так как социальнополитический аспект не существует вне
общечеловеческого.
Отметим, что при определении
гражданственности в литературе рассматривается, в основном, ее нравственный признак. Правила, нормы поведения, регулирующие отношения между людьми, между человеком и обществом, в котором
выражаются взаимные обязанности людей друг к другу, личности к обществу, представляют собой моральные отношения. То, что государственные и юридические требования во многом соответствуют принципам и требованиям человеческой морали, взаимодействуют с ними, объясняет тот факт, что понятие «гражданственность» разрабатывается, в основном, в рамках этической проблематики.
Однако высокая степень сформированности гражданственности и, соответственно, четко выраженная социальная идентификация личности с обществом, возможна только при наличии развитого гражданского общества.
Вначале необходимо отметить, что понятия «государство» и «общество» нетождественны, так как общество может выполнять более широкий спектр функций, чем государство. Такое явление наблюдается в открытом обществе, где взаимодействие общества и государства строится на интеграционной основе. В закрытом же обществе государство подчиняет себе общественные функции.
Под гражданским обществом понимается особая сфера социума, область частной жизнедеятельности, совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные ценности, интересы и потребности относительно независимых друг от друга членов общества.
Гражданское общество представляет собой человеческую общность на определенной стадии развития, которая включает добровольно
сформировавшиеся негосударственные структуры в различных сферах жизнедеятельности общества.
Формы гражданского общества могут быть многообразны: абсолютное (идеальное),
относительное (потенциально возможное в пределах имеющихся условий), реальное (существующее в данное время в конкретной стране).
Важный признак гражданского общества это наличие различных общественных организаций участвующих в диалоге с органами государственной власти и между собой. Гражданское общество должно строится на свободном доступе к информации, способности к ее переработке и умении работать с информацией. Образование и воспитание для современного человека имеет своей целью не столько обучить традиционным схемам в мышлении и практике, сколько умению выбрать необходимую информацию, осмыслить ее, приведя ее в соответствие со своими потребностями принимать самостоятельные решения.
Понятие «гражданское общество», возникнув еще в античности, изменялось и обогащалось в разные исторические эпохи. Возникшая первоначально как философская концепция, идея гражданского общества постепенно стала одной из центральных проблем политической мысли и революций. Например, в настоящее время мы являемся свидетелями того, как в Европе изменяется само понятие государства и характер взаимоотношений государства и общества в связи с созданием ЕС. Согласно намерениям Международных Договоров Гражданских и Политических Прав государство воспринимается как организация, обеспечивающая условия осуществления прав человека и гражданина. Возникают новые проблемы в деле гражданского воспитания, так как жители европейских стран начинают вступать в более сложные общественные отношения, начинают выполнять новые социальные роли, ощущают себя не как граждане какой-либо конкретной страны, а как граждане единой Европы и даже как граждане мира.
Подчеркивая верховенство закона в гражданском обществе, можно говорить о правовом обществе. Правовое государство, управляющее этим социальным феноменом, - «предполагает
неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства, предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства, базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме... обеспечивает права и свободы граждан». В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Вне гражданского общества невозможно правовое государство.
Современное общество выдвигает новые, более высокие требования к своим гражданам. Естественно, что человек не рождается с представлениями о роли гражданина в государстве и взаимоотношениях государства и общества. Эти
представления необходимо формировать. Это одна из главных и трудных проблем воспитания.
Под гражданским воспитанием мы понимаем создание условий для целенаправленного развития личности как ответственного гражданина своей страны. Результатом гражданского воспитания является гражданская воспитанность личности.
Гражданская воспитанность - сложное явление, интегрально соединяющее индивидуальнозначимые и социально-значимые качества, характеризующие личность как субъекта общественных отношений при выполнении им
социальных ролей, что проявляется при пересечении государственных, личных и общественных интересов.
На основе исследований А.В. Мудрика, Л.Л. Хоружей, Л.Н. Щербаковой, Н.Е. Щурковой в структуре гражданской воспитанности выделяется 3 компонента: когнитивный, мотивационно-
ценностный и практический.
Мотивация является наиболее сложной структурой личности, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности. Мотивация оказывает решающее
влияние на все аспекты деятельности и поведения человека: направление и интенсивность деятельности, личностную оценку событий и явлений, содержание и силу переживаний, продуктивность мышления, эффективность реализации опыта и способностей. Поэтому в данном личностном образовании мотивационно-ценностный компонент является
ведущим. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
1) мотивационную сферу как соотношение
мотивов, которые побуждают к гражданской
деятельности, придавая ей личностный смысл и включает характер мотивов гражданской активности в освоении ценностных аспектов.
2) ценностные ориентации и отношение к
ним, то есть осознание личностной и
общечеловеческой значимости различных
гражданских знаний, что проявляется в признании их как личностно-значимых. А это в свою очередь проявляется в реализации и регуляции практической гражданской деятельности.
Мотивационно-ценностный компонент связан с когнитивным, так как ценностное отношение к знанию развивается благодаря реализации его
возможностей. Но если человек не будет обладать знаниями о возможностях познания, или если он будет представлять его себе в искаженном виде, то и отношение к нему не сможет быть ценностным.
Когнитивный компонент включает в себя:
- знания, полученные в процессе познания мира, общества и человека;
- интеллектуальные умения (умение сбора и
изучения информации из различных источников, умение самостоятельно анализировать события, факты, явления
современного мира, умение делать объективные и взвешенные выводы,
аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения).
Когнитивный компонент основывается на следующих составляющих:
1) гражданской образованности, к которой
мы относим знания о сущности, признаках, законах развития гражданского общества, об основных условиях, обеспечивающих его функционирование, об этапах его становления, о гражданских идеалах, сущности и принципах организации правового государства, знание наук о различных сферах общественного развития. Отметим также, что когнитивный компонент характеризуется полнотой этических, правовых, политических и других знаний человека, то есть полнотой отражения принятых в обществе основных положений и принципов, а также глубиной осознания социально-личностной значимости стержневых этических и правовых норм, обеспечивающих эмоционально-
положительное восприятие, что отражает субъективное отношение человека к усваиваемым требованиям.
2) критическом мышлении (включает гибкость мышления - способность видеть проблему с разных сторон, способность находить нетрадиционные решения, быстро реагировать на перемены).
3) оценочных суждениях. Данный компонент включает в себя умение самостоятельно оценивать себя, свои возможности, свое положение сред других людей. Сравнение своего поведения с другим, внутренним эталоном, анализ своих поступков, и их последствий позволяет человеку конструировать собственную линию поведения, строить отношения с окружающими, а в итоге формирует практически-действенный компонент.
Когнитивный компонент опирается на культуру мышления личности: умение в конкретном видеть общее, из общего выделять конкретное, видеть внутри - и межпредметные связи относительно различных научных понятий; осознание единства и целостности научной картины мира, умение анализировать, синтезировать, абстрагировать, классифицировать и обобщать; умение критически мыслить, доказывать и аргументировать, заниматься творческой и исследовательской деятельностью.
В целом можно сказать, что когнитивный компонент представляет собой единство знаний и их оценки, так как знание предполагает отражение предмета познавательной деятельности во всех отношениях и раскрытие его объективных
внутренних связей, и их оценку с позиций значимости, рассмотрение связи познающего и познаваемого.
Практический компонент выполняет преобразующую функцию. Он предполагает
установление взаимосвязи с окружающей
объективной действительностью и другими людьми. Данная взаимосвязь реализуется посредством гражданской активности, которая определяется как реализуемая готовность. Таким образом, практическим выражением гражданской
воспитанности является гражданская активность. Гражданская активность проявляется в отношении к другим людям и государству, в деятельности по изменению себя, в готовности и способности влиять на общественные события.
При этом гражданская активность
предопределяет реально проявляемое ответственное отношение личности к своим гражданским правам и обязанностям.
Практический компонент определяет
реальное поведение индивида, его умение выполнять социально-нравственные обязанности в соответствии с уровнем гражданской воспитанности. Практический компонент проявляется в социально-полезной, гражданской деятельности, которая выступает как необходимое условие овладения социальным опытом. Этот компонент включает также саморегуляцию и самоорганизацию деятельности и поведения. Гражданское поведение - выполнение гражданских обязанностей, соблюдение нравственных норм в своем поведении.
Когнитивный и мотивационно-ценностный компоненты реализуются через деятельность. Практическая деятельность невозможна без ориентации на освоенные в процессе познавательной деятельности знания. Теоретический уровень осмысления действительности обуславливает направленность и содержание практической деятельности.
Развитие всех компонентов гражданской воспитанности тесно связано между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое.
Чтобы не впасть в прожектерство, необходимо на всех уровнях научного познания и практики постоянно отслеживать реальные изменения в динамике отношений государственных и общественных структур, реальном гражданском потенциале различных сфер социума, в опыте общественных движений и организаций, а также учитывать исторические традиции и менталитет российской гражданственности, общезначимые для нашего времени концептуальные разработки.
По мере того как система отечественного
гражданского воспитания станет обретать характер общенационального движения и более отчетливо вскрывать факторы, тормозящие создание условий формирования гражданственности и самого гражданского общества, возникнет необходимость осуществления более кардинальных социальных действий, связанных с обновлением общегосударственной законотворческой практики, отражающей позитивную динамику в формировании общественного гражданского правосознания. Массовая социальная практика нуждается в комплексных государственно-общественных целевых программах, открывающих новые организационные формы взаимодействия профилирующих государственных и общественных структур, осуществляющих общенациональные и региональные меры, направленные на преодоление криминогенных ситуаций в стране, нравственное очищение и профилактику всех видов преступности и правонарушении в производственных и управленческих структурах всех уровней независимо от форм собственности [5,6].
Литература
1. Константинов Н.А. История педагогики. Учебник для студентов пед. ин-тов. Изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1974. - 447 с.
2. Бурков В.В. Как сохранить общечеловеческие ценности. Л.: Знание, 1990. - 15 с.
3. Дегтярева М.А. Патриотическое восптание школьников / М.А. Дегтярева// Мир образования - образование в мире. - 2005. - № 1. - С. 144-151.
4. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. - М.: Мысль. - 1986. - 287 с.
5. Доломанюк Л.В. Организация войсковой стажировки курсантов военных вузов как один из аспектов военнопрофессиональной подготовки/ Л.В. Доломанюк // Вестник Казанского технологического университета. -2010. - №10. - С. 473-476.
6. Чиж В.Я. Проблемы патриотического воспитания как нравственной основы формирования личности студентов вузов - угроза национальной безопасности государства/ В.Я. Чиж // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - т. 14. - №9. -
С. 332-336.
© А. В. Куршев - доц. каф. физического воспитания КНИТУ, [email protected]; И. А. Зенуков - канд. техн. наук, доц., зав. каф. физического воспитания КНИТУ; А. Г. Хайруллин - ст. препод. той же кафедры.