Научная статья на тему 'Правовое экспериментирование как направление политики государства: особенности реализации и содержательные требования'

Правовое экспериментирование как направление политики государства: особенности реализации и содержательные требования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / норма права / правовой эксперимент / экспериментальная норма права / качество законодательства / rule of law / legal experiment / experimental rule of law / lawmaking / legal technique

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маргарян А.В.

в статье отмечается тенденция правовой политики РФ, заключающаяся в пробном правовом воздействии на отдельные, как правило, видовые общественные отношения. Выдвигается гипотеза о том, что основным средством реализации правовой политики в области экспериментирования является такая разновидность специального правового предписания, как экспериментальная норма права. Основываясь на фундаментальных положениях юридической доктрины о сущности нормы права, автор аргументирует отдельные качественные признаки экспериментального предписания, отличающие его от иных средств правового воздействия, выделяются социальные, формально-юридические и иные основания ее использования. Опираясь на разнообразие общей и специальной методологии, включая диалектический подход, филологический метод познания, а также формально-юридический подход, автор обосновывает предположения о необходимости повышения качества как технико-юридического оформления экспериментальных правовых норм, так и содержательного их наполнения. Формулируются пределы допустимости политики государства по правовому экспериментированию. В заключении приводятся доказательства прямой связи цели достижения эффективного правового регулирования и качества отечественного законодательства от правильного, научно обоснованного и соотносимого с практикой использования экспериментальной правовой нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal experimentation as a direction of state policy: peculiarities of implementation and substantive requirements

the author notes the trend of the legal policy of the Russian Federation, which consists in a trial legal impact on individual, as a rule, specific social relations. The hypothesis is put forward that the main means of implementing legal policy in the field of experimentation is such a kind of special legal prescription as an experimental rule of law. Based on the fundamental provisions of the legal doctrine on the essence of the rule of law, separate qualitative features of the experimental prescription that distinguish it from other means of legal influence are argued, social, formal and legal other grounds for its use are highlighted. Relying on a variety of general and special methodology, including a dialectical approach, a philological method of cognition, as well as a formal legal approach, the author substantiates the assumptions about the need to improve the quality of both the technical and legal design of experimental legal norms and their content. The limits of the permissibility of the state policy on legal experimentation are formulated. The conclusion provides evidence of a direct link between the goal of achieving effective legal regulation and the quality of domestic legislation from the correct, scientifically based and correlated with the practice of using experimental legal norms.

Текст научной работы на тему «Правовое экспериментирование как направление политики государства: особенности реализации и содержательные требования»

А.В. Маргарян,

адвокат Пензенского филиала коллегии адвокатов «Московский юридический центр "Гарант"», аспирант Пензенского государственного университета

A.V. Margaryan,

lawyer of the Penza branch of the Bar Association "Moscow Legal Center "Garant"", postgraduate .student of Penza State University ars71231@mail.ru

DOI:

ПРАВОВОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация: в статье отмечается тенденция правовой политики РФ, заключающаяся в пробном правовом воздействии на отдельные, как правило, видовые общественные отношения. Выдвигается гипотеза о том, что основным средством П реализации правовой политики в области экспериментирования является такая раз-

п новидность специального правового предписания, как экспериментальная норма права. Основываясь на фундаментальных положениях юридической доктрины о сущности нормы права, автор аргументирует отдельные качественные признаки эксперимен-§ тального предписания, отличающие его от иных средств правового воздействия, в выделяются социальные, формально-юридические и иные основания ее использования. (X Опираясь на разнообразие общей и специальной методологии, включая диалектический подход, филологический метод познания, а также формально-юридический ^ подход, автор обосновывает предположения о необходимости повышения качества § как технико-юридического оформления экспериментальных правовых норм, так и содержательного их наполнения. Формулируются пределы допустимости политики ^ государства по правовому экспериментированию. В заключении приводятся дока-§ зательства прямой связи цели достижения эффективного правового регулирования С и качества отечественного законодательства от правильного, научно обоснованного ^ и соотносимого с практикой использования экспериментальной правовой нормы.

§ Ключевые слова: правовая политика, норма права, правовой эксперимент, экс-

® периментальная норма права, качество законодательства.

I

342

LEGAL EXPERIMENTATION AS A DIRECTION OF STATE POLICY: PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION

^ AND SUBSTANTIVE REQUIREMENTS

«V

O Abstract: the author notes the trend of the legal policy of the Russian Federation,

which consists in a trial legal impact on individual, as a rule, specific social relations.

Jy The hypothesis is put forward that the main means of implementing legal policy in the field ofexperimentation is such a kind ofspecial legal prescription as an experimental rule oflaw. Based on the fundamental provisions of the legal doctrine on the essence of the rule of law, separate qualitative features of the experimental prescription that distinguish it from other means of legal influence are argued, social, formal and legal other grounds for its use are

highlighted. Relying on a variety of general and .special methodology, including a dialectical approach, a philological method of cognition, as well as a formal legal approach, the author substantiates the assumptions about the need to improve the quality of both the technical and legal design of experimental legal norms and their content. The limits of the permissibility of the state policy on legal experimentation are formulated. The conclusion provides evidence of a direct link between the goal of achieving effective legal regulation and the quality of domestic legislation from the correct, scientifically based and correlated with the practice of using experimental legal norms.

Keywords: rule of law, legal experiment, experimental rule of law, lawmaking, legal technique.

Стремление органов публичной власти создать

в Российской Федерации систему законодательства, способную g

по своим качествам не только обеспечить стабильное функциони- §

рование основ правового государства, но и сформировать защит- §

ные меры в рамках геополитических вызовов современности, уси- с

лить меры поддержки экономическому сектору, - представляется § g

не столько перспективой задачей, сколько стратегической. Ее дости- S |

жение предполагает решение комплекса задач. Основу для реализа- § g ции создает оперативная и при этом профессиональная,

на проверенных механизмах правотворческая деятельность, отвеча- |

ющая потребностям граждан нашего государства, интересам боль- g g

/~i у и

шинства групп и коллективов. Среди подходов к правовому регули- g g

рованию, наряду с фундаментальными технологиями нормативного g g

изложения материала, тенденциозно используются и пробные сред- § S

ства воздействия на общественные отношения. Они находят свое вы- g §

ражение в региональных пилотных проектах [1], отдельных право- ij g

вых экспериментах в рамках существующей федеральной системы | 3

правового регулирования [2], а иногда и полноценных эксперимен- § *

тальных правовых режимах [3]. ig ^

Следовательно, позволим предположить, что генеральным сред- g С

ством решения как общей миссии по реализации правовой политики | | государства в области экспериментирования, так и частной задачи

по усилению практического потенциала правовых предписаний, 343

их применимости и адекватности социальным потребностям высту- :

пает экспериментальная правовая норма. и

Не стоит думать, что экспериментальная правовая норма есть g

новелла или находка нынешнего законодателя. Еще император g

Николай I «нередко приказывал подвергнуть предлагаемое Ему изме- а нение в действующем порядке опыту в какой-либо отдельной области или губернии, с тем, чтобы в случае, если опыт оправдает надежды и предложения, реформа была внесена на обсуждение Совета с теми

изменениями, которые признаны будут полезными по указанию опыта» [4, с. 2].

Юридическая доктрина также не первый год поддерживает интерес законодательных органов к правовому экспериментированию и в свою очередь исследует значение экспериментальной нормы права для достижения поставленных целей. Например, в качестве ключевого элемента повышения эффективности правотворческого процесса рассматривает экспериментальную норму В.И. Никитинский. Автор пишет, что «изучение эффективности действующего законодательства, как бы чисто оно ни было проведено, не может заменить эксперимента» [5, с. 20]. В схожем ключе о значении экспериментальной правовой нормы высказываются А. Г. Репьев и И. Н. Сенякин. Авторы полагают, что подобная разновидность специального правового предписания обусловлена необходимостью «достижения максимальной „о эффективности общей правовой нормы на основании учета результатов действия экспериментального предписания в специфических правоотношениях» [6, с. 39]. а Профессор В.В. Лазарев, на наш взгляд, очень точно подметил § связь экспериментальной правовой нормы с тенденциями правовой § политики государства и прямое ее значение для повышения качества 2 законодательства. Ученый пишет: «Конечной целью его (эксперимен-^ та, прим. наше. — М.А.) является определение возможности изменения — норм права» [7, с. 6]. Если попытаться развить мысль автора через § призму социальной роли права в целом, то умозаключение напраши-5 вается само собой. Речь, как думается, идет об изменении правовых § установлений с целью повышения эффективности их регулятивного ^ воздействия на общественные отношения.

Рассуждая в указанном ключе, стоит, как думается, выделить о формально-юридические, социальные, экономические и иные осно-

^ вания для использования в рамках правовой политики государства С экспериментальной правовой нормы.

Во-первых, востребованность реальной практической проверки правового предписания на предмет истинности, исполнимости, полезности, целесообразности последующего повсеместного применения (V ввиду нестандартности общественных отношений, сложившейся по® литической, экономической или иной обстановки. Так, с развитием

344

дистанционных технологий, в том числе по оказанию потребительских услуг населению, государства - члены Евразийского экономического союза были вынуждены пойти на эксперимент в области таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическими лицами с использованием информационно-теле-

коммуникационной сети «Интернет». Ввиду отсутствия наработанных механизмов контроля за соблюдением требований технических регламентов государств - членов Евразийского экономического союза в отношении отдельных товаров электронной торговли был внедрен пилотный проект [8].

Во-вторых, необходимость прогноза социальных последствий новых законодательных мер и планирование возможных средств нейтрализации социально неблагоприятных результатов (общественных потрясений, всплеска протестной активности граждан, усугубления ситуации с состоянием окружающей среды и т.д.). Так, совокупностью нормативных положений Федерального закона от 6 марта 2022 г. № 34-Ф3 установлен правовой режим эксперимента по ограничению д выбросов парниковых газов в отдельных субъектах РФ [9], основой § которого выступает требование, что «разработка нормативов в об- § ласти охраны окружающей среды включает в себя <...> оценку § и прогнозирование экологических, социальных, экономических § | последствий» [10]. ||

Наконец, в-третьих, потребность последующего учета опыта экс- I |

о §

периментального правового регулирования, принимая во внимание | §

как положительные стороны и результаты, достигнутые в рамках |

пробного нормативного установления, так и отрицательные моменты. | §

Внедрение экспериментальных правовых режимов положительно ска- .с § залось на финансовом секторе страны, активизировало как внутренние ресурсы, так и внешние, позволило внедрить новые механизмы и ин-

§ §

§ 1

£

х

струменты экономического оздоровления государства (регуляторная ■§ §

а

песочница, инновационные сервисы государственных услуг для ¡ц | предпринимателей и пр.). В долгосрочной перспективе Банк России планирует, что «накопленный в рамках эксперимента опыт позволит <.> предусмотреть эффективные механизмы снижения финансовых рисков, обеспечить защиту прав потребителей» [11].

® «5 А «и

Ю о I о

Полагаем, что экспериментальная правовая норма, обладая | ¡»

вышеуказанными качествами (способностью к адаптации под изменяющиеся общественные отношения; большая гибкость, вариа- 345 тивность; наличие прогнозного потенциала, дающего возможность а оценить предполагаемые результаты ее действия и пр.), вполне может 8 рассматриваться не только как генеральное средство правовой по- §

литики государства по экспериментированию, но и вполне может Ц быть воспринята в качестве одного из средств повышения качества 1 законодательства. В свете сказанного, возможно, стоит активнее использовать принятие экспериментальных правовых норм регионального уровня (распространяющих свою юридическую силу в рамках

отдельных субъектов РФ). Накопление местного правотворческого опыта нередко весьма положительно сказывается на использовании в дальнейшем апробированных средств и способов правового воздействия [12, с. 49-51].

Безусловно, нельзя обеспечить качественное законодательство путем беспредельного, неограниченного, повсеместного правового экспериментирования. Не каждые нестандартные отношения нуждаются в пробном регулировании для того, чтобы установить оптимальные модели воздействия на них, отнюдь не все новые социальные явления требуют опытной проверки посредством экспериментального правового предписания. Иными словами - науке и практике следует выработать согласованные пределы допустимости использования экспериментальной правовой нормы в рамках проводимой правовой политики. Мы полагаем, что к ним следует отнести: .а 1) безусловно срочный характер действия. Ограниченность го во временных рамках - качественный признак экспериментальной правовой нормы и одновременно обязательный элемент, обеспе-№ чивающий законность отступления от общеобязательного правила § поведения в рамках экспериментирования, согласованность времен-§ ного нормативного установления с постоянно действующими пред-2 писаниями, их органичное сочетание. Кроме того, правотворческому органу следует помнить, что длительные по времени действия экспе-— риментальные правовые нормы вынужденно затягивают дальнейшие § (и необходимые для качественной правореализации) правотворческие § процедуры по регулированию конкретных правоотношений: принятие § подзаконных нормативных правовых актов, детализирующих требования федеральных законов; разработка методических (практических) рекомендаций по применению положений нормативного правового

I

о акта и пр.;

^ 2) ограниченность круга лиц, уполномоченных на принятие С экспериментального нормативного правового предписания. Ранее в работах предлагалось усилить контроль за деятельностью субъек-346 тов правового экспериментирования [13], что видится, безусловно, ^ необходимым, но вместе с тем излишне абстрактным требованием. (V Убеждены, что ввиду сложной юридической конструкции экспери-® ментальной правовой нормы, эксклюзивности потребностей в ее применении подобная властная прерогатива должна быть свойственна лишь законодательным (представительным) органам федерального и регионального уровня. Ведомственное, локальное пробное правовое воздействие, лишенное необходимой научно-методологической проработки, не всегда согласующееся с принципами системности

правотворчества, требованиями юридической техники и пр., должно быть под запретом;

3) невозможность использования иных моделей правового регулирования и прочих технологий правотворчества для оценки эффективности воздействия на общественные отношения. Подобное требование продиктовано не только сложным организационно-правовым механизмом правового экспериментирования, финансовыми затратами, рисками злоупотребления законодателем возможностью изменить наскоро принятое правотворческое решение, но и идеологической стороной вопроса. Деятельность государства по правовому регулированию пусть даже самых неоднозначных общественных отношений не должна ассоциироваться у общества с постоянным метанием из стороны в сторону, попытками найти оптимальный вариант юридического воздействия невдумчивой компетентной деятельностью, а путем принятия скоропалительных решений, но «подстрахованных»

такой характеристикой, как экспериментальные. § ё

Результатом экспериментальной правовой нормы должно стать

0 I

1 I

накопление правотворческого опыта и формирование на его осно- I |

§§

ве опыта передового, готового к повсеместному распространению | §

и внедрению на иных объектах, требующих воздействия со стороны | I

1 ?

|

государства. Возможно, в этой связи следует предусмотреть в качестве обязательного элемента анализа и оценки действия эксперименталь- Ц § ных правовых норм подготовку аналитических обзоров о результатах экспериментирования и допустимости распространения положитель-

§ § |§

" 1 I |

ного опыта. Ц I Резюмируя изложенный материал и делая некоторые обобщения, ° | укажем на особенную, можно сказать, эксклюзивную роль экспери о ментальной правовой нормы в рамках проводимой политики государства. На это указывают по меньшей мере три аспекта. А 5 Во-первых, экспериментальная правовая норма является гносео- § Ц логическим средством, при помощи которого компетентные органы | ¡5 могут глубже проникнуть в суть происходящих процессов и закономерностей развития общества и государства. 347

Во-вторых, данная разновидность специального правового пред- ь

писания выступает мерой истинности, практической применимости 8

предлагаемых государством методов воздействия на общественные §

О

отношения. д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, в-третьих, при помощи экспериментальной правовой 1 нормы формируется основа для дальнейшего, поступательного, научно выверенного развития социальных, экономических и иных сфер государства. Опираясь на заложенный базис, субъекты правотворчества

могут задействовать дополнительные средства и инструменты правового регулирования, апробированные в рамках экспериментирования, что также может привести к созданию и моделированию инновационных технологий совершенствования правового воздействия.

Список литературы:

1. О проведении пилотного проекта по организации стационаров кратковременного пребывания : приказ Департамента здравоохранения г. Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования от 28 апреля 2016 г. № 373/134 (в ред. от 30 декабря 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» : федеральный закон от 20 октября 2022 г. № 405-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 43, ст. 7268.

3. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» :

£ федеральный закон от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ (в ред. от 31 июля 2023 г.) // § Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 9, ч. 1, ст. 1249; - 2023. ^ -№32,ч. 1,ст. 6121.

4. Исторический обзор деятельности Комитета министров: к столетию оа Комитета министров (1802-1902). Т. 3, ч. 1: Комитет министров в царствовало ние императора Александра Второго (1855 г. февраля 19 - 1881 г. марта 1) / 2 сост. С.М. Середонин. - СПб. : Канцелярия Комитета министров, 1902. - 358 с.

5. Правовой эксперимент и совершенствование законодательства / под ^ ред. В.И. Никитинского, И.С. Самощенко. -М. : Юрид. лит., 1988. - 304 с. § 6. Репьев, А. Г. Экспертное значение экспериментальной нормы россий-¡5 ского права / А.Г. Репьев, И.Н. Сенякин // Юридическая техника. - 2022. § - № 16 : матер. XXIII Междунар. науч.-практич. форума «Юртехнетика» О на тему «Правотворческая экспертология (доктрина, практика, техни-^ ка)» (Нижний Новгород, 22-25 сентября 2021 г.) / гл. ред. В.М. Баранов.

^ - Н Новгород : ЮНИКОПИ, 2022. - С. 36-42

7. Лазарев, В.В. К вопросу о понятии и пределах эксперимента в области ® государства и права / В.В. Лазарев // Избранные труды [в 3 т.]. Т. II: Пробелы ^ в законодательстве: установление, преодоление, устранение. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, Юрид. фирма «ЮСТ». - М. : Новая

348

юстиция, 2010. - С. 5-15.

8. Об отдельных вопросах проведения в государствах - членах Евразийского экономического союза пилотного проекта (эксперименту та) в области внешней электронной торговли товарами : распоряжение О Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 7 // ¡^ Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 19.06.2022).

9. О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации : федеральный закон от 6 марта 2022 г. № 34-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2022. - № 10, ст. 1391.

10. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 14 июля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 2, ст. 133; - 2022. - № 29, ст. 5310.

11. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и периоды 2023 и 2024 годов (разработаны Банком России) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Репьев, А.Г. Правовой эксперимент и правотворческий опыт как специальные модели правового регулирования: теория, практика, пределы / А.Г. Репьев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 1 (97). - С. 44-52.

13. Порывкин С.М. История развития налоговых экспериментов и современные тенденции / С.М. Порывкин // Финансовое право. - 2021. - № 1. С. 40-45.

° | А I

н

—I 03 § 1

д | § § 1 ? |

и 8

| I § §

" 1

5 | д |

1 §

И

и

® 5

А «И

| и

I 5

349

X

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.