Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ НОРМА ПРАВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ НОРМА ПРАВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / НОРМА ПРАВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маргарян Арсен Восканович

Автором предпринята попытка получения новых знаний о содержании экспериментальной правовой нормы и рассмотрения ее в ракурсе средства повышения качества изменений законодательства Российской Федерации. Аргументируются сущностные признаки данной разновидности специального правового предписания, которое отличается: активным характером регулирования общественных отношений; гибкостью формально-юридических требований по реализации; эвристической природой. На основе анализа доктринальных источников, законодательства Российской Федерации показано значение экспериментальной нормы российского права в ракурсе повышения эффективности правотворческого процесса и улучшения качества производимых изменений законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ НОРМА ПРАВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

Маргарян Арсен Восканович

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета

Margaryan Arsen Voskanovich

postgraduate student of the Department of State and Legal Disciplines Penza State University

E-mail: ars71231@mail.ru

Экспериментальная норма права как средство повышения качества

изменений законодательства

Experimental rule of law as a means of improving the quality

of legislative changes

Аннотация. Автором предпринята попытка получения новых знаний о содержании экспериментальной правовой нормы и рассмотрения ее в ракурсе средства повышения качества изменений законодательства Российской Федерации. Аргументируются сущностные признаки данной разновидности специального правового предписания, которое отличается: активным характером регулирования общественных отношений; гибкостью формально-юридических требований по реализации; эвристической природой. На основе анализа док-тринальных источников, законодательства Российской Федерации показано значение экспериментальной нормы российского права в ракурсе повышения эффективности правотворческого процесса и улучшения качества производимых изменений законодательства.

Ключевые слова: правовой эксперимент, нормотворчество, норма права, юридическая техника, опыт.

Abstract. The author attempts to gain new knowledge about the essence of the experimental legal norm and to consider it from the perspective of a means of improving the quality of changes in the legislation of the Russian Federation. The essential features of this type of special legal regulation are argued, which is characterized by the active nature of regulation of public relations; flexibility of formal legal requirements for implementation; heuristic nature. Based on the analysis of doctrinal sources, the legislation of the Russian Federation, the importance of the experimental norm of Russian law in the perspective of increasing the effectiveness of the law-making process and improving the quality of legislative changes is shown.

Keywords: legal experiment, rulemaking, rule of law, legal technique, experience.

Формирование в нашей стране качественной системы законодательства, способной не только соответствовать большим вызовам современности, но и представлять собой прочную основу для экономического прорыва, стабилизации социальных отношений, видится стратегической миссией. Одним из средств повышения результативности принимаемых нормативных правовых актов, их истинности с точки зрения выполнимости и соотнесения с практикой, выступает экспериментальная правовая норма. Сказанное вполне объяснимо и с общесоциальных, и с научных, в частности, формально-юридических позиций.

Человек, по своей природе, инстинктивно склонен к экспериментированию1. Как ребенок в момент познания окружающей действительности пытается пощупать свою тень, или строя гримасу ожидает увидеть различия с отражением в зеркале, так и взрослый индивид постоянно осуществляет проверку своих способностей, ищет новое применение своим умениям, пытается открыть для себя новые навыки.

С научной точки зрения «эксперимент» (от лат. ЕхрептепШт - проба, опыт), как феномен окружающей действительности, имеет весьма пестрые толкования в справочной литературе. Он воспринимается,

во-первых, как воспроизведение какого-либо явления или наблюдение нового явления в определенных условиях с целью его исследования, изучения;

во-вторых, в качестве любой попытки, пробы осуществить что-либо каким-либо новым способом; в-третьих, в понимании научно-поставленного опыта2.

1 См.: Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. С. 192.

2 См.: Толковый словарь русского языка: ок. 7000 словар. ст.: свыше 35000 значений: более 70000 илл. примеров / под ред. Д.В. Дмитриева. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2003. С. 1566; Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т.: ок. 160000 слов. М.: АСТ Астрель, 2006. Т. 3: Р - Я. С. 919.

Помимо представленных значений весьма интересное толкование данному термина дает толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, перенеся акцент с общесоциального восприятия в научную плоскость. Так, коллектив авторов рассматривает эксперимент в качестве «метода познания, основанного на чувственно-предметной деятельности исследователя»1.

Воспринимая экспериментирование в качестве метода научного исследования стоит оговориться, что он возник благодаря естествознанию2, в том числе, ввиду активного его применения в эпоху Нового времени У. Гильбертом, Г. Галилеем, И. Кеплером и другими. В свою очередь фундаментальное развитие экспериментальный метод исследования получил за счет трудов Ф. Бэкона. Ключевым импульсом, толчком для «рассвета» экспериментирования стала борьба между эмпирическим и теоретическим компонентами познания, в результате сопоставления эмпиризма и рационализма3.

В отечественной науке эксперименты в области права и государства стали активно исследоваться во второй половине прошлого века, в качестве разновидности социального экспериментирования4. Сущность экспериментальной правовой нормы, на наш взгляд, вполне уместно рассматривать через призму института правового экспериментирования в целом.

Так, профессор В.В. Лазарев полагает, что оно является «разновидностью юридической практики» и сводится «к выполнению определенных действий, созданию новых условий в области общественных отношений, регулируемых нормами права»5. Позиция ученого видится весьма обстоятельной, однако может быть развита. Во-первых, с точки зрения сферы применения. Отнесение правового экспериментирования лишь к сфере юридической практики может быть осуществлено только в самом широком значении данного термина, то есть ко всей юридической деятельности. Вместе с тем, позволим себе предположить, что экспериментирование в области государства и права не возможно без создания и утверждения экспериментальных правовых норм, что, как известно, реализуется в области правотворчества, а не правоприменения. Во-вторых, сам по себе характер новизны для вновь создаваемых нормативных установлений еще не обеспечивает их качеством экспериментальности. В таком случае, всю деятельность органов законодательной власти можно признать построенной на методе проб и ошибок, то есть экспериментировании. Это безусловно не так.

Переходя к качественным признакам экспериментальной правовой нормы, следует сказать, что отдельные авторы останавливались на выделении признаков эксперимента в праве и государстве.

Так, В.В. Лазарев к ним относит: реализацию по заранее разработанной программе; проведение с целью проверки научной гипотезы; осуществление контроля за ходом проведения6. Соглашаясь в целом с предложенными качественными признаками, позволим себе заметить, что применительно к экспериментальной правовой норме они едва ли обеспечат характерное ее выделение из числа иных специальных норм. Убеждены, что большая часть нормативных установлений преследуют некие программные задачи, служат цели апробации выбранного подхода правового регулирования и нуждаются в осуществлении контроля за эффективностью их реализации.

Более подробно, скрупулезно к выделению сущностных признаков экспериментальной правовой нормы подошли профессора А.Г. Репьев и И.Н. Сенякин. Так, в их числе авторы выделили:

«а) направленность на регулирование специфических общественных отношений, обусловленных их ситуационностью, новизной, нетрадиционным характером;

б) избирательность объема действия (как во времени, пространстве, так и по кругу лиц) и нестандартном порядке приобретения юридической силы;

в) сопутствующее установление правовых преимуществ для субъектов реализации»7.

Высказанная позиция вполне обоснована, однако может быть не только уточнена, но и развита, поскольку не полно отражает ключевые качественные элементы данного вида правового предписания.

В рамках уточнения следует пожалуй отметить, что экспериментальная правовая норма, будучи производной от родовой категории - общей правовой нормы, устанавливает не только правовые пре-

1 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. С. 1516.

2 Некоторые авторы даже полагают, что «естествознание стало действительной наукой лишь тогда, когда в исследовании природы стали широко пользоваться экспериментированием». См.: Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Наука, 1973. С. 363.

3 См. об этом: Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978. С. 25-27.

4 См., например: Копнин П.В. Эксперимент и его роль в познании // Вопросы философии. 1955. № 4. С. 29-40; Вальт Л.О. Мысленный эксперимент // Ученые записки Тартуск. гос. унив. Труды по философии: VI. 1962. Вып. 124. С. 3943, и др.

5 Лазарев В.В. К вопросу о понятии и пределах эксперимента в области государства и права // Избранные труды [в 3 т.]. Т. II: Пробелы в законодательстве: установление, преодоление, устранение. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации, Юрид. фирма «ЮСТ». М.: Новая юстиция, 2010. С. 6.

6 См.: Там же. С. 5.

7 Репьев А.Г., Сенякин И.Н. Экспертное значение экспериментальной нормы российского права // Юридическая техника. 2022. № 16: Материалы XXIII Международного научно-практического Форума «Юртехнетика» на тему «Правотворческая экспертология (доктрина, практика, техника)» (Нижний Новгород, 22-25 сентября 2021 года) / главный редактор проф. В.М. Баранов. Нижний Новгород: ЮНИКОПИ, 2022. С. 39.

648

Юридическая техника. 2023. № 17

имущества, но и ограничения, а возможно и исключения из базового порядка действий. Солидарны с ранее высказываемой позиций в литературе, что по своей юридической природе специальные правовые нормы могут быть и нормами-исключениями, и нормами-преимуществами и пр.1

Относительно же развития обозначенной выше позиции уважаемых авторов, полагаем, что к сущностным признакам экспериментальной нормы российского права вполне оправданно отнести следующие:

- является по своей природе структурно-функциональной моделью, включающей средства закрепления идеализаций в практической плоскости, которые предопределены конкретно-историческим уровнем развития права и государства;

- идеализированность, которая проявляется в объективной материальной связи сознания инициатора и окружающей действительности и наглядность, что находит отражение при создании данной нормы, когда ее автору необходимо соединить теоретическую конструкцию и практическую реальность, для чего, в том числе, проявить в определенном смысле юридическую фантазию, творческое воображение, служащие ориентиром для последующих прогнозных ожиданий действия пробного предписания;

- конкретная, узко-адресная целенаправленность, обусловленная необходимостью наблюдения и проверки применяемых средств и способов правового воздействия к сложноорганизованным отношениям. К примеру, в ближайшее время стартует эксперимент по контролю за вывозом икры лососевых видов рыб с Дальнего Востока, который направлен на противодействие ее транспортировке для личного потребления в случае незаконной добычи. Законопроект, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении, в соответствии с которым объем перевозки красной икры с Камчатки в ручной клади должен быть не более 10 кг, не затрагивает грузовые перевозки законно добытой икры лососевых видов рыб2;

- гибкость формально-юридических требований по реализации, что обусловлено необходимостью вмешательства в процесс экспериментального правового воздействия на всех его этапах. Так, несмотря на определенную консервативность охранительных норм права, направленных на регулирование отношений в сфере охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, в Москве вступил в силу эксперимент по оформлению материалов дорожно -транспортного происшествия не на месте его совершения, а в ином безопасном месте3. Как известно, оставление места совершения дорожно-транспортного происшествия карается лишением права управления транспортным средством4, а экспериментальная правовая норма позволяет более гибко подходить к процессу правового регулирования, перенося акценты на необходимость сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения;

- эвристическая природа, гипотетически предполагающая нахождение новых закономерностей развития права и государства, обнаружение и первичную аргументация новых теорий и создание предпосылок для их последующей проверки на практике. В частности, одной из целей установления экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций является «формирование новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности»5.

В качестве заключения изложенного материала можно указать на специфичную роль экспериментальной правовой нормы в процессе повышения эффективности законодательства. Она просматривается в том, что подобное предписание, с одной стороны, выступает практико-ориентированным инструментом познания закономерной развития права и государства в целом, с другой - является критерием истинности существующей нормативной правовой системы, а с третьей, закладывает фундамент для проектирования инновационных, ранее не используемых моделей совершенствования правового воздействия.

При этом, экспериментальная правовая норма, основываясь на действующем законодательстве, являясь акцессорным компонентом генерального правового предписания, углубляя теоретическое знание о сущностных и технико-юридических особенностях правотворческого процесса порождает нестандартные юридические конструкции, готовые для повсеместного внедрения.

1 См.: Суменков С.Ю. Исключения в праве и преимущества в праве: критический анализ оценки соотношения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 4 (129). С. 27-38; Репьев А.Г. Правовые преимущества и законодательные исключения // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право. 2017. Т. 8. Вып. 4. С. 392-402; и др.

2 См.: О проведении на территории Камчатского края эксперимента по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления и внесении изменения в статью 102 Воздушного кодекса Российской Федерации: проект Федерального закона № 130443-8 // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. Путь доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/130443-8 (дата обращения: 24.06.2022).

3 См.: В Москве проведут эксперимент по новому оформлению ДТП // Российская газета. 2022. 23 марта.

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 11.06.2022), ч. 2 ст. 12.27 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Российская газета. 2022. 15 июня.

5 Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ (в ред. от 02.07.2021), п. 1 ст. 3 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 5017; 2021. № 27. Ст. 5159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.