Научная статья на тему 'Правовая защита здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах'

Правовая защита здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1450
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ПРАВА ГРАЖДАН / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РАЙОНЫ / CITIZENS' RIGHTS / LEGAL PROTECTION / HEALTH PROTECTION / EMERGENCY SITUATIONS / ECOLOGICALLY UNFAVORABLE AREAS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яценко Е. Ю.

В статье на основе анализа и сравнения нормативно-правовых актов рассматриваются права граждан в сфере здравоохранения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в экологически неблагополучных районах (ЭНР). Автор указывает на проблемы при реализации данных прав и подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования законодательного регулирования вопросов сохранения жизни и здоровья человека в условиях ЧС и в ЭНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яценко Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROTECTION OF CITIZENS' HEALTH BY EMERGENCY SITUATIONS AND IN ECOLOGICALLY UNFAVORABLE AREAS

In the article at the basis of the analysis and comparison of normative-legal documents, the rights of citizens in the sphere of healthcare by emergency situations (ES) and in ecologically unfavorable areas (EUA) are considered. The author pointed out at the problems by realization of these rights and emphasized the necessity of further improvement of legislative regulation of issues of human life and health preservation in ES conditions and in EUA.

Текст научной работы на тему «Правовая защита здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах»

УДК [614.87:574.24]:342.7

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ РАЙОНАХ

© 2005 г. Е. Ю. ЯцеНКО

Департамент здравоохранения администрации Архангельской области

В статье на основе анализа и сравнения нормативно-правовых актов рассматриваются права граждан в сфере здравоохранения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в экологически неблагополучных районах (ЭНР). Автор указывает на проблемы при реализации данных прав и подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования законодательного регулирования вопросов сохранения жизни и здоровья человека в условиях ЧС и в ЭНР. Ключевые слова: правовая защита, права граждан, охрана здоровья, чрезвычайные ситуации, экологически неблагополучные районы.

Многие медицинские проблемы порождают проблемы социального характера, в решении которых заинтересованы не только работники здравоохранения, но и каждый гражданин, а также общество в целом. Некоторые из них затрагивают высшие блага человека — его жизнь и здоровье и потому требуют четкого юридического регулирования [3]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека, и в частности право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, являются высшей ценностью в нашей стране. Их признание, соблюдение и защита относятся к одним из важнейших обязанностей государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь в соответствии с законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (в том числе права на сохранение своего здоровья), обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные права граждан России на охрану здоровья конкретизируются и регламентируются рядом законов, среди которых базовым являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее — Основы) от 22.07.1993 г. № 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями). В разделе V этого нормативного правового акта определены права отдельных групп населения в области охраны здоровья. До недавнего времени он включал в себя и статью, посвященную правам граждан при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в экологически неблагополучных районах (ЭНР) (ст. 28), обеспечение которых безусловно относится к числу проблем вышеназванного характера. Однако с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о внесении изменений) от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 29.11.2004 г.) и вступлении его в силу с 01.01.2005 г. некоторые из статей Основ признаны утратившими силу, и в частности статья 28 (п. 25 ст. 35 Закона о внесении изменений)*. Тем не менее данный факт ни в коей мере не умаляет необходимости и значения должного правового обеспечения охраны здоровья

* Здесь и далее при работе с нормативно-правовыми актами использовались ресурсы информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».

указанной категории граждан, а также актуальности рассмотрения этого вопроса.

Стихийные бедствия (природные катастрофы) сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Зачастую они приводили к многочисленным жертвам, количество которых исчислялось десятками и сотнями тысяч погибших и пострадавших. Не являются редкостью они и в наши дни. Кроме того, в эпоху научно-технического прогресса все более повышается вероятность возникновения техногенных (антропогенных) катастроф, непосредственно связанных с человеческой деятельностью. Причинами их являются использование изношенного, устаревшего оборудования, снижение технологической дисциплины, отставание в разработке средств предотвращения ошибок при работе с техникой, являющейся источником повышенной опасности. В настоящее время во всем мире отмечается четкая тенденция роста числа ЧС различного характера, и не случайно последнее десятилетие ХХ века было объявлено ООН международным десятилетием борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами [4]. На основе накопленного опыта были сделаны выводы о том, что в условиях любой ЧС в первую очередь необходимо обеспечить удовлетворение потребностей пострадавших в медицинской помощи, продовольствии и одежде, в благоприятных санитарногигиенических условиях существования и укрытии от негативных факторов окружающей среды. Без четкого нормативно-правового регулирования решение указанных задач в обстановке ЧС крайне затруднительно.

Соблюдение конституционно закрепленного права граждан на благоприятную окружающую среду позволяет иметь необходимую основу для государственного и общественного развития, для сохранения конституционного строя,суверенитета и территориальной целостности. Подтверждением этого положения служит такой пример. Неблагополучная экологическая обстановка, обусловленная техногенным загрязнением атмосферного воздуха, воды и почвы, отягощенная суровыми природно-климатическими условиями, привела к тому, что в местах проживания некоторых коренных малочисленных народов Севера усилились либо приобрели устойчивый характер процессы депопуляции. Снижается рождаемость, возрастает общая и младенческая смертность, болен каждый третий взрослый и каждый четвертый ребенок. Это реальная угроза безопасности не только для существования личности, но и для общества, и государства в целом, поскольку снижение численности здоровых людей приводит к общему ослаблению России и ее обороноспособности [1].

На современном этапе развития общественных отношений в РФ наблюдается, с одной стороны, планомерный рост уровня развития техники, постепенный подъем промышленности, а с другой — изнашивание, практически без тенденций к обновлению, много лет используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной

обстановки в стране. Очевидно, что при этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения России. С неизменной стабильностью средства массовой информации (СМИ) сообщают о многочисленных экологических нарушениях, противоречащих конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду [2]. Состояние окружающей среды (ОС) в РФ характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, которое с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения ОС и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 миллионов человек, является экологически неблагополучной. Данные факты представляют прямую угрозу обществу и государству [1, 5].

С учетом изложенного знание и соблюдение прав граждан в целях сохранения их жизни и здоровья при ЧС и в ЭНР является абсолютно необходимым как для работников здравоохранения, так и для лиц немедицинских профессий, а также самих пациентов.

Вышеуказанную категорию граждан условно можно подразделить на три группы:

1. Граждане, пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС.

2. Граждане, осуществляющие проведение спасательных работ и оказание медицинской помощи при ЧС.

3. Граждане, проживающие в ЭНР

Кратко остановимся на правах лиц, входящих в каждую из указанных групп, исключая общие права граждан в области охраны здоровья, регламентированные Основами.

Граждане, пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС, имеют право:

1. На получение гарантированной государством психиатрической помощи (п. 1 ст. 16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помощи) от 02.07.1992 г. № 3185-1).

В настоящее время оказанию психологической и психиатрической помощи лицам, пострадавшим в ЧС, уделяется большое внимание. В целях реализации Закона о психиатрической помощи и совершенствования специализированной помощи лицам с психическими расстройствами, возникающими в ЧС, Минздравом России издан приказ «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях» от 24.10.2002 г. № 325, которым утверждено Положение об организации данных видов помощи пострадавшим в ЧС. В соответствии с ним (п/п. 3.2 и 3.3 п. 3) лица с психическими расстройствами, возникшими в ЧС, имеют право ежедневно, круглосуточно обращаться для получения амбулаторной помощи в каби-

неты социально-психологической помощи учреждений здравоохранения, а для прохождения стационарного лечения — в отделения кризисных состояний учреждений здравоохранения.

Обеспечение санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия пострадавшего населения также является одной из главных задач при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах катастроф и стихийных бедствий. При этом учитываются медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности. Данные мероприятия регламентированы методическими рекомендациями «Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации» (утверждены Минздравом России 24.09.2001 г.).

2. На защиту жизни, здоровья, медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зоне ЧС (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон о защите населения от ЧС) от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ).

3. На возмещение ущерба, причиненного их здоровью (то есть вреда) и имуществу (то есть убытков) вследствие ЧС (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС; ст. 26 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» (далее — Закон о радиационной безопасности) от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ).

4. На получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Граждане, осуществляющие проведение спасательных работ и оказание медицинской помощи при ЧС, имеют право:

1. На материальные компенсации и социальные гарантии (ст. 18 Закона о защите населения от ЧС; п. 3 ст. 21 Закона о радиационной безопасности).

2. На пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Граждане, не пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС и не принимавшие участия в ликвидации ее последствий, но потерявшие кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при защите населения и территорий от ЧС, также имеют право на пенсионное обеспечение (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС, устанавливаются законодательством России и законодательством субъектов в составе федерации (п. 2 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС; п. 3 ст. 21 Закона о радиационной безопасности).

3. Лица, которым официально присвоен статус спасателей, имеют право на медицинскую и психологическую реабилитацию (в частности, на ее виды, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ) в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований (п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее — Закон о спасательных службах) от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ).

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы (п. 6 ст. 25 Закона о спасательных службах).

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», сохранение жизни и здоровья населения нашей страны в условиях ЧС считается важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Немаловажное значение при этом имеет хорошо отлаженное межведомственное взаимодействие (в том числе органов управления здравоохранением и силовых министерств и ведомств). В целях его эффективного осуществления разработаны, например, Положение о взаимодействии МЧС и Минздрава России по предупреждению и ликвидации ЧС (утверждено приказом МЧС и Минздрава РФ от 02.04.1997 г. № 185/94), Положение о взаимодействии Минздрава, МВД и ФСБ России при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при ЧС, вызванных террористическими акциями (утверждено Минздравом, МВД и ФСБ РФ от 25, 19 и 21.01.2000 г. № 03-23/2-11).

Право на охрану здоровья включает в себя и права граждан на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими

правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ). В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300, обеспечение экологической безопасности является актуальным направлением деятельности государства и общества. При этом одними из основных являются меры по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на территориях, объявленных зонами экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Выявление подобных зон проводится путем оценки экологической обстановки на основании критериев, разработанных Минприроды России и утвержденных 30.11.1992 г.

Для граждан, проживающих в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, особую важность представляет информирование об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. В целом информационные права населения находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и, более того, способствуют реализации экологических прав. Многие граждане слабо знают свои экологические права, и в частности право на получение достоверной информации о состоянии ОС (ст. 42 Конституции РФ). А это представляет собой очень серьезную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие, как право на благоприятную ОС, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [2]. Ключевая роль в указанной сфере принадлежит Основам, ст. 19 которых налагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность предоставления соответствующей информации через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам. Подобный механизм предусмотрен и в ст. 11 Закона о защите населения от ЧС и конкретизирован Порядком сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 г.). В дополнение к этому МЧС России утвердило инструкцию, согласно которой определяются сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В отношении информирования населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей, важную роль играет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, согласно которому предполагается осуществление ряда мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, о состоянии среды обитания и проводимых профилактических мероприятиях (ст. 2).

Таким образом, круг прав гражданина в области охраны здоровья при ЧС и в ЭНР достаточно широк.

Однако на практике реализация их зачастую затруднена. Связано это с тем, что акцент сделан на декларации государственных гарантий гражданам и определенным их категориям в сфере здравоохранения. Гарантиям при этом далеко не всегда противопоставляется соответствующая обязанность государства обеспечить их исполнение. В особенности грешат этим «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», представляющие собой давно устаревший, требующий замены нормативный правовой акт.

Вышеизложенное диктует необходимость дальнейшего теоретического осмысления и совершенствования правового регулирования вопросов сохранения жизни и здоровья человека в условиях ЧС и в ЭНР

Список литературы

1. Каменева З. В. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности / З. В. Каменева // Законодательство и экономика. — 2004. — № 1. — С. 51—60.

2. Кутузов В. И. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию / В. И. Кутузов, А. А. Попов // Журнал российского права. — 2002. — № 8. — С. 79—85.

3. Малеин Н. С. Прогресс медицины и право / Р. С. Малеин // Медицина и право: Доклады на конференции «Медицина и право в XXI веке», 23—24 июня 1999 г. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001. — С. 134—145.

4. Мачулин Е. Г. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами в чрезвычайной ситуации: Курс лекций / Е. Г. Мачулин. — Минск: Харвест, 2000. — 256 с.

5. Миронов О. О. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / О. О. Миронов — М.: Юриспруденция, 2002. — 64 с.

LEGAL PROTECTION OF CITIZENS’ HEALTH BY EMERGENCY SITUATIONS AND IN ECOLOGICALLY UNFAVORABLE AREAS

E. Yu. Yatsenko

Healthcare Department Administration of Arkhangelsk Region

In the article at the basis of the analysis and comparison of normative-legal documents, the rights of citizens in the sphere of healthcare by emergency situations (ES) and in ecologically unfavorable areas (EUA) are considered. The author pointed out at the problems by realization of these rights and emphasized the necessity of further improvement of legislative regulation of issues of human life and health preservation in ES conditions and in EUA.

Key words: legal protection, citizens’ rights, health protection, emergency situations, ecologically unfavorable areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.