релшйних переконань, членства у професшнш ст-лцi чи шшому об'eднаннi громадян, роду i характеру занять, мюця проживання не допускаеться [11].
Знаходимо невiдповiднiсть мгж Основним законом, статтею 2-1 та статтею 22 Кодексом закошв про працю Укра1ни. Варто згадати, що в Конститу-ци Укра!ни наведено орiентовний перелiк прав, який може розширюватися галузевим законодавст-вом. А в данш суперечностi маемо ситуащю, коли Кодекс законiв про працю наводить вичерпний пе-релш шдстав за якими може здшснюватися дискри-мiнацiя. Така ситуацiя потребуе узгодження норм, адже звуження прав пращвнишв е неприпустимим.
Отже, питання щодо дискримшаци не втрача-ють свое! актуальности Незважаючи на дослщжу-ванiсть даного явища, залишаються неточносп в те-рмшологи, зокрема потребуе закршлення на зако-нодавчому рiвнi визначення «дшових якостей пращвника». Розмитими видаються термiни «характер роботи» та «умови виконання роботи». Вважа-емо, що пiд умовами роботи варто розумгги не лише «роботу як постшну, але у зв'язку з конкретними умовами И виконання трудовi вiдносини не можуть бути встановлеш на невизначений термiн», а й об-ставини, що стосуються безпеки виробництва.
Крiм того, необхвдно привести у вiдповiднiсть законодавство, а саме статтю 24 Конституци Украши та частину 2 статт 22 Кодексу законiв про працю. Невщповвдтсть м1ж цими актами породжуе ситуацiю, коли норми права можуть неправильно застосовуватися на практищ, що призводить до дискримiнування працiвника i неможливостi його ефективно вiдстоювати сво! права.
Список лiтератури
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. К. И. Шведовой. [20-е изд.]. Москва: Русский язык, 1988. 750 с.
2. Пнарару А. Ввд заборони дискримшаци до сприяння piBHOCTi: поибн. Ки!в. Мiжнар. орга-нiзацiя працi. 2010. 66 с.
3. Багатомовний юридичний словник-довщ-ник / I. О. Голубовська, В. М. Шовковий, О. М. Ле-фтерова та ш. Ки!в: Видавничо-полiграфiчний центр "Кшвський ушверситет", 2012. 543 с.
4. Мазин А.Л. Трудовая дискриминация и управление. Труд. право. 2003. №1. С. 80 - 83.
5. Головина С.Ю. Использование Конвенций МОТ при разработке понятийного аппарата трудового права. Правоведение. 1997. №2. С. 68 - 80.
6. Твердовський I. М. Заборона дискримшаци у сферi пращ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. Луганськ, 2011. 20 с.
7. Ярошенко О. М. Щодо дискримшаци в ре-алiзацil права на працю. Право Украши. 2000. № 7. С. 53-55.
8. Серопян О. Р. Правовые проблемы оценки деловых качеств работника: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. Москва. 2010. 28 с.
9. Цесарський Ф.А. Дiловi якосп пращвника i можливосл ix закршлення в трудовому договора Право та шноваци. 2016. №1. С. 146-151.
10. Конституцiя Украши: прийнята 28 червня 1996 р. № 254к/96-ВР. Дата оновлення: 01.01.2020. URL:
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96 -%D0%B2%D1%80 (дата звернення: 20.09.2020).
11. Кодекс законiв про працю Украши: Закон Ураши ввд 10.12.1971р. № 322-VIII. Дата оновлення: 02.04.2020. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/322-08/ (дата звернення: 20.09.2020).
12. Контракт - особлива форма трудового договору: лист мшстерства пращ та сощально! поль тики вщ 03.02.2003 р. № 06/2-4/13. Урядовий ку-р'ер. 2003. №50
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА АККАУНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
И ВОЗМОЖНОСТИ
Довлатова А.М.
магистрант 1 курса юридического факультета Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
LEGAL PROTECTION OF ACCOUNTS IN SOCIAL MEDIA: MAIN TRENDS AND
OPPORTUNITIES
Dovlatova A.
1st year master's student of the Faculty of Law South Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Аннотация
В статье автором рассматриваются правовые аспекты защиты бизнес-аккаунтов в социальных сетях и их уникального содержимого (цифрового контента). Культивация и сосредоточение многих коммерческих процессов в цифровой среде являются настоящей тенденцией сегодняшнего дня. Именно поэтому сами
аккаунты и права обладателей на них в этой связи должны быть полноценно защищены. Автором проанализированы доктринальные концепции правовой природы и сущности аккаунтов с учетом положений действующего российского законодательства и правового регулирования вопроса за рубежом. Разработаны универсальные превентивные меры, позволяющие обеспечить качественную защиту бизнес-аккаунтов и персональных блогов — в зависимости от особенностей конкретного охраняемого объекта.
Abstract
In the article, the author examines the legal aspects of protecting business accounts in social networks and their unique content (digital content). The cultivation and concentration of many commercial processes in the digital environment is a real trend today. That is why the accounts themselves and the rights of their owners in this regard should be fully protected. The author analyzes the theoretical concepts of the legal nature and essence of business-accounts, taking into account the provisions of the current Russian legislation and legal regulation of the issue abroad. Universal preventive measures have been developed to ensure high-quality protection of a business accounts and personal blogs — depending on the features of a particular protected object.
Ключевые слова: аккаунт, социальная сеть, цифровые активы, веб-страницы, информационные продукты, бизнес-аккаунты.
Keywords: account, social network, digital assets, web pages, informational products, business-accounts.
В условиях нарастающей коммерциализации интернет-пространства появляется великое множество бизнес-аккаунтов и информационных продуктов. Говоря о защите таких объектов на просторах веб-площадок, стоит сразу отметить следующее. Если правовой статус и природа этих информационных продуктов более чем ясна, то вопрос сущности самих аккаунтов сейчас стоит перед нами достаточно остро. Соответственно, прежде чем перейти к возможным решениям и средствам правовой защиты - целесообразно будет, в первую очередь, остановиться на поставленном вопросе.
Типичную страницу в социальной сети с точки зрения классификации, закрепленной в ст. 1225 ГК РФ, можно отнести к таким видам результатов интеллектуальной деятельности как произведение науки, литературы и искусства, либо же к базе данных [1]. Подчеркну, что в целом аккаунты в социальных сетях, к примеру, за рубежом входят в понимание цифровых активов в их широком смысле, что подразумевает соответствующий им правовой режим и условия защиты. Однако в рамках принятого в этом году ФЗ от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступит в силу 1 января 2021 года) мы не можем рассуждать о том, что к таким активам конкретно в российском правовом поле могут быть полноценно отнесены аккаунты, даже если они имеют имущественное содержание [2]. Не можем мы причислить аккаунты в социальных сетях и к цифровым правам, которые ввиду их легальной трактовки, судя по всему, включают в себя лишь некоторые виды токенов в цифровой среде. Так или иначе, в настоящее время интересующая нас проблематика выходит за рамки регламентированных концепций и решений, пусть даже и принципиально отличных от прошлых своей новизной и актуальностью. Безусловно, не исключено, что в ближайшем будущем вопрос законного отнесения аккаунтов в социальных сетях (причем вне зависимости от характера их содержания - имущественного или же неимущественного) будет отражен через этот вектор развития, однако сегодня мы можем говорить об этом лишь с теоретической точки зрения.
Остановившись на первой концепции, стоит сказать, что если рассматривать страницу как произведение, то следует классифицировать ее в качестве так называемых «вторичных» произведений, то есть сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ) или составных произведений (пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ). К примеру, при защите прав на аккаунт как на составное произведение необходимо доказать, что он представляет собой не просто совокупность отдельных составных элементов - постов (текстов, в том числе иллюстрированных, видеороликов, фотографий, гиперссылок на другие страницы в сети Интернет и т.д.), но также и то, что указанные элементы страницы являются материалами, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда [4]. Рамки творческого труда для нынешних реалий цифровой уникальности здесь обозначены абсолютно конкретно: работа по созданию особого контента всегда предполагает последовательные действия творящего по выбору и размещению материала, особенно при соответствующей его монетизации.
Естественно, сами элементы страницы в этих условиях вовсе не обязательно должны быть произведениями самостоятельными, а автору составного произведения в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение этих элементов (со-ставительство, что приравнивается сейчас к тому же формированию контента, особенно в коммерческих целях). В подтверждение отнесения страницы к составным произведениям можно привести аналогичную судебную практику по интернет-сайтам, признаваемым судами составными произведениями. Это объясняется тем, что с точки зрения расположения контента страница в социальной сети (иными словами, аккаунт) аналогична интернет-сайту, и поэтому может быть также отнесена к составным произведениям, даже если мы говорим об аккаунтах, существующих в отдельных приложениях.
В случае же, когда отдельные элементы акка-унта (страницы) являются самостоятельными объектами авторских прав, - он может рассматриваться как сложный объект (ст. 1240 ГК РФ). При этом из
всего закрытого перечня сложных объектов следует остановиться на выборе мультимедийного продукта, поскольку в определенных случаях контент в веб-паутине действительно может отвечать признакам сложности, виртуальности и интерактивности [5]. В случае нарушения прав, в отличие от составного произведения, здесь не нужно будет доказывать творческий характер подбора и расположения элементов, но надо будет пояснить и аргументировать, почему страница включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности [6]. Дополнительно нужно будет обосновать права на сложный объект, которые вытекают из смысла договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, входящих в сложный объект, что имеет место и в сегодняшней практике.
Кроме того, говоря об и аккаунтах в социальных сетях в целом, подчеркну, что в рамках следующей концепции они вполне себе могут быть защищены и в качестве базы данных. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ под базой данных понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Технически аккаунт в социальной сети отвечает данному легальному определению. К примеру, для соответствия признаку возможности систематизации материалов можно рекомендовать проставлять в материалах (постах) метки «теги», которые позволяют осуществить поиск и сортировку материалов с запросом таких меток.
Более того, в соответствии с п.1 ст.1334 ГК РФ изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Таким образом, здесь подлежит доказыванию наличие существенных затрат на создание страницы. В этой связи необходимо заранее готовить документационное подтверждение указанных расходов. Вне всяких сомнений существуют коммерческие аккаунты в социальных сетях (особенно популярна для этого бизнес-опция Instagram), вложения в которые действительно существенны.
Интересно, что правовым подтверждением обоснованности квалификации аккаунта как базы данных является постановление Суда по интеллектуальным правам [7]. В рассматриваемом деле истец обратился за защитой своих прав на базу данных, а именно — на личную страницу (микроблог) в крупнейшей социальной сети «Вконтакте». Отменяя решения нижестоящих инстанций и отправляя дело на новое рассмотрение, Суд по интеллектуальным права обратил внимание на основные мо-
менты, которые нужно установить для обоснованной защиты прав администратора страницы. Очертив процессуальную сторону проблемы, нельзя не сказать о том, что суду в целом необходимо определить компоненты, составляющие спорную группу, затем дать оценку их совокупности как материалу, собранному по определенному адресу в сети Интернет и, разумеется, учесть оговоренные критерии, характеризующие контент как базу данных.
Следовательно, в целом закон предоставляет весьма широкие возможности обладателям страниц в социальных сетях для защиты своих прав не только на отдельные произведения, размещаемые на странице, но и прав на всю страницу в принципе. Отмечу, что квалификация охраняемого объекта в том или ином качестве и выбор средств защиты, как следствие, будут зависеть от особенностей контента страницы и характера деятельности по её созданию. В качестве же универсальных рекомендаций для пользователей в целях будущей успешной защиты своих прав можно предложить следующие меры превентивного характера:
1) юридическое оформление договорных отношений со всеми лицами, участвующими в создании страницы (в первую очередь, говоря о бизнес-акка-унтах), причем как с авторами, вносящими творческий вклад, так и с лицами, которые оказали содействие иного рода, к примеру, техническое или материальное;
2) приобретение прав на контент, используемый для оформления и содержания аккаунта, что сейчас реализуется достаточно часто;
3) фиксация всех понесенных расходов на создание и развитие страницы, а также в целом рассмотрение возможности постановки результата интеллектуальной деятельности на баланс в качестве актива нематериального.
Наряду с этим важно понимать, что нужно делать, если кто-то создал «fake» профиль в социальной сети и ведет конкурирующую деятельность, предоставляя аналогичные услуги под брендом правообладателя. Защита права в случае, если кто-либо под творческим псевдонимом использует словесный элемент вашего товарного знака, сейчас на повестке дня и таких вопросов бесконечное множество. Полагаю, не существует единого механизма, алгоритма или стратегии для защиты бренда в цифровой среде, ведь в каждом конкретном случае нужно учитывать обстоятельства дела и его специфику. Однако избежать неблагоприятных последствий можно, если заранее предпринять некоторые меры. Для сокращения рисков, связанных с интеллектуальной собственностью в контексте социальных сетей, поможет внедрение режима служебных произведений. Если функция по ведению профиля передана на так называемый «outsource» по договору гражданско-правового характера, в нем необходимо предусмотреть положение о том, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые исполнителем в рамках договора, принадлежат заказчику. В этой
связи практикой неоднократно отмечается необходимость зарегистрировать собственный товарный знак. Это действительно актуальный шаг, учитывая, что действующее законодательство позволяет зарегистрировать творческий псевдоним в качестве товарного знака. Это расширит стратегические возможности для защиты прав.
Помимо исключительных прав на контент, важны данные для доступа к профилю - логин и пароль. Их утеря или разглашение может привести к необратимым последствиям вплоть до блокировки аккаунта. Для минимизации рисков необходимо распространить на логин и пароль режим коммерческой тайны и заключить соглашение о конфиденциальности с человеком, ответственным за ведение профиля (аккаунта). Ярким примером судебной зарубежной практики может послужить дело PhoneDog Кгау^, где работник вел аккаунт в «Твиттере», в котором название профиля содержало его собственное имя и фирменное наименование компании. Однако после увольнения аккаунт им не был удален и не был изменен никнейм в профиле - напротив, лицо продолжило активность от имени предыдущего работодателя. Впоследствии компания обратилась в суд с иском к экс-сотруднику, и дело закончилось заключением мирового соглашения, но самым важным является признание судом пароля от Твиттер-аккаунта коммерческой тайной. К примеру, в России для правовой защиты такой информации необходимо распространить на нее режим коммерческой тайны. Потребуется под-
готовить внутренний регламент и принять обязательные меры, предусмотренные Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ, в том числе ознакомить под роспись работника с перечнем данных, на которые распространяется режим конфиденциальности [3].
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №32.
2. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ // Российская газета — 2020. — Федеральный выпуск № 173(8227).
3. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ // Российская газета — 2004 — Федеральный выпуск — № 0(3543).
4. Е.А. Войниканис. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости // ИД «Юриспруденция». 2013 г. С.26.
5. Е.С. Котенко. Понятие и признаки мультимедийного продукта // Lex russica. 2013. №6.
6. Постановление Президиума ВАС РФ №255/08 по делу №А63-14046/2006-С1 // СПС «Гарант».
7. Постановление Суда по интеллектуальным правам №С01-114/2013 по делу №А56-58781/2012 // СПС «Гарант».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Рубцова М.В.
Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации
ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD
OF ANTI-CORRUPTION
Rubtsova M.
Senior researcher at the research Institute of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation
Аннотация
Статья посвящена вопросам исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции, координирующей роли прокуратуры, предупреждению коррупционных правонарушений, выявлению нарушений закона, мерам прокурорского реагирования.
Abstract
The article is devoted to the implementation of legislation in the field of anti-corruption, the coordinating role of the Prosecutor's office, prevention of corruption offenses, detection of violations of the law, measures of Prosecutor's response.
Ключевые слова: законодательство, нарушения законов, противодействие коррупции, защита прав, координация, правонарушения закона, меры прокурорского реагирования.
Keywords: legislation, violations of laws, anti-corruption, protection of rights, coordination, violations of the law, measures of Prosecutor's response.
Проблема противодействия коррупции, как в наиболее опасных социальных явлений, поразив-России, так и на мировом уровне является весьма ших большинство государств, в том числе Россию. актуальной. Коррупция представляет собой одно из