Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2524
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
законодательство / нарушения законов / противодействие коррупции / защита прав / координация / правонарушения закона / меры прокурорского реагирования / legislation / violations of laws / anti-corruption / protection of rights / coordination / violations of the law / measures of Prosecutor's response

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова М.В.

Статья посвящена вопросам исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции, координирующей роли прокуратуры, предупреждению коррупционных правонарушений, выявлению нарушений закона, мерам прокурорского реагирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF ANTI-CORRUPTION

The article is devoted to the implementation of legislation in the field of anti-corruption, the coordinating role of the Prosecutor's office, prevention of corruption offenses, detection of violations of the law, measures of Prosecutor's response.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

связи практикой неоднократно отмечается необходимость зарегистрировать собственный товарный знак. Это действительно актуальный шаг, учитывая, что действующее законодательство позволяет зарегистрировать творческий псевдоним в качестве товарного знака. Это расширит стратегические возможности для защиты прав.

Помимо исключительных прав на контент, важны данные для доступа к профилю - логин и пароль. Их утеря или разглашение может привести к необратимым последствиям вплоть до блокировки аккаунта. Для минимизации рисков необходимо распространить на логин и пароль режим коммерческой тайны и заключить соглашение о конфиденциальности с человеком, ответственным за ведение профиля (аккаунта). Ярким примером судебной зарубежной практики может послужить дело PhoneDog vs Кгау^, где работник вел аккаунт в «Твиттере», в котором название профиля содержало его собственное имя и фирменное наименование компании. Однако после увольнения аккаунт им не был удален и не был изменен никнейм в профиле - напротив, лицо продолжило активность от имени предыдущего работодателя. Впоследствии компания обратилась в суд с иском к экс-сотруднику, и дело закончилось заключением мирового соглашения, но самым важным является признание судом пароля от Твиттер-аккаунта коммерческой тайной. К примеру, в России для правовой защиты такой информации необходимо распространить на нее режим коммерческой тайны. Потребуется под-

готовить внутренний регламент и принять обязательные меры, предусмотренные Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ, в том числе ознакомить под роспись работника с перечнем данных, на которые распространяется режим конфиденциальности [3].

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №32.

2. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ // Российская газета — 2020. — Федеральный выпуск № 173(8227).

3. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ // Российская газета — 2004 — Федеральный выпуск — № 0(3543).

4. Е.А. Войниканис. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости // ИД «Юриспруденция». 2013 г. С.26.

5. Е.С. Котенко. Понятие и признаки мультимедийного продукта // Lex russica. 2013. №6.

6. Постановление Президиума ВАС РФ №255/08 по делу №А63-14046/2006-С1 // СПС «Гарант».

7. Постановление Суда по интеллектуальным правам №С01-114/2013 по делу №А56-58781/2012 // СПС «Гарант».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Рубцова М.В.

Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD

OF ANTI-CORRUPTION

Rubtsova M.

Senior researcher at the research Institute of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation

Аннотация

Статья посвящена вопросам исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции, координирующей роли прокуратуры, предупреждению коррупционных правонарушений, выявлению нарушений закона, мерам прокурорского реагирования.

Abstract

The article is devoted to the implementation of legislation in the field of anti-corruption, the coordinating role of the Prosecutor's office, prevention of corruption offenses, detection of violations of the law, measures of Prosecutor's response.

Ключевые слова: законодательство, нарушения законов, противодействие коррупции, защита прав, координация, правонарушения закона, меры прокурорского реагирования.

Keywords: legislation, violations of laws, anti-corruption, protection of rights, coordination, violations of the law, measures of Prosecutor's response.

Проблема противодействия коррупции, как в наиболее опасных социальных явлений, поразив-России, так и на мировом уровне является весьма ших большинство государств, в том числе Россию. актуальной. Коррупция представляет собой одно из

Присоединение к Конвенции ООН против коррупции, к другим документам в этой области, обеспечивает активное участие нашей страны в процессах международного противодействия коррупции. Высокий уровень коррупции в органах государственной власти значительно снижает эффективность их функционирования. Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов. В России закон отводит органам прокуратуры центральную роль в комплексной работе по профилактике коррупционных явлений, борьбе с ними, а также ликвидации и минимизации негативных последствий, наступающих от таких действий.

Надзор за исполнением федерального законодательства о противодействии коррупции является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» регламентирует задачу прокуроров на своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Анализ антикоррупционных нормативных правовых актов Российской Федерации позволяет выделить основные направления антикоррупционной деятельности. Во-первых, это определение сущности коррупции как социального явления. Во-вторых, закрепление стандарта антикоррупционного поведения, определение того, что есть коррупционное правонарушение, а что - преступление. В-третьих, выявление и пресечение коррупционных правонарушений и преступлений, установление юридической ответственности. И наконец, выявление и устранение причин коррупции [1]. Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и

устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.

Традиционным направлением деятельности остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупцио-генных факторов.

В соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» прокурорами ежегодно проверяется до двух миллионов нормативных документов и их проектов. Исключение из них коррупциогенных факторов позволяет своевременно предотвратить нарушения прав граждан в различных сферах деятельности, обеспечить соблюдение их социальных гарантий. К примеру, за неполный 2020 год прокурорами изучено более 1,3 млн нормативных правовых актов и их проектов, в которых выявлено свыше 70 тысяч коррупциоген-ных факторов. Прокурорами за 9 месяцев 2020 года выявили около 190 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования свыше 47 тысяч лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, еще порядка 6 тысяч лиц (включая юридических) - к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено почти 2,5 тысячи уголовных дел [2].

Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. Среди выявленных нарушений: представление чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение ими установленных обязанностей, запретов и ограничений, несоблюдение требований закона о контроле за расходами чиновников. Прокурорами выявляется множество фактов коррупционных нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг. Только за 9 месяцев 2020 года прокурорами в ходе осуществления проверок в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено свыше 6 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено почти 1 тысяча лиц, к административной ответственности - около 340 лиц. В суды направлено свыше 100 исков и заявлений на общую сумму более 200 млн рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 200 уголовных дел. Количество выявленных коррупционных преступлений на протяжении последних лет их число практически не меняется и колеблется в пределах тридцати тысяч. На 1 октября 2020 года показатель был зафиксирован на отметке

26 311 преступлений, что говорит о примерно сохраняющемся уровне коррупционной преступности. Фактов получения взяток в этом - как, собственно, и в прошлом году - регистрируется больше, чем случаев, когда к ответственности привлекается взяткодатель. За прошедшие 9 месяцев этого года выявлено почти 3,5 тысячи преступлений о получении взяток и около 3 тысяч - о даче взяток. Иная ситуация складывается по мелкому взяточничеству. Количество выявленных фактов дачи таких взяток в этом году незначительно увеличилось, составив почти 2,8 тысячи. Эта цифра в два раза превышает число фактов получения мелких взяток, которые сократились до 1,4 тысячи [3]. Вместе с тем с учетом высокой латентности названного вида правонарушений приведенные цифры больше свидетельствуют о том, насколько активно органы правоохраны противостоят взяточничеству, злоупотреблениям должностными полномочиями, мошенничеству госслужащих и так далее. За совершение коррупционных правонарушений должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Все чаще по представлению прокуроров за коррупционные правонарушения чиновники увольняются со службы в связи с утратой доверия. На особом контроле прокуроров - надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам указанной категории. Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. При этом большое значение придается совместным целевым профилактическим мероприятиям, проверкам. Только за последние полтора года проведено почти 4 тыс. совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению. Система противодействия коррупции многогранна. В ней задействовано огромное число участников. В этой сложной иерархии прокуратура выступает и как координатор антикоррупционной деятельности, надзорный орган, следящий за точной реализацией антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные проявления. Отдельное внимание уделяется проблемам возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, исполнения судебных решений по уголовным делам, борьбы с «откатами», международного сотрудничества, в том числе в части возврата активов, выведенных за рубеж. Эта работа осуществляется нами в тесном взаимодействии с коллегами из МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга, ФАС России и других государственных органов. Результатом такой деятельности стало достижение многих качественных показателей работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений

коррупционной направленности. Все чаще стали привлекаться к уголовной ответственности высокопоставленные чиновники, дела о таких преступлениях обретают большой общественный резонанс. В целях защиты интересов общества и государства нами на постоянной основе и во взаимодействии со всеми правоохранительными органами проводится работа по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупционных преступлений составляет примерно 10 % от суммы ущерба, причиняемого всеми видами преступлений в целом по России. Благодаря совместно принятым с правоохранительными органами организационным и практическим мерам, в том числе за счет использования прокурорами координационных полномочий, удалось повысить результативность работы по возмещению причиненного коррупционными преступлениями ущерба. С учетом координирующей роли органов прокуратуры, особое внимание уделяется активизации работы всех правоохранительных органов по защите имущественных прав граждан, общества и государства. В некоторых случаях прокурорами принимаются соответствующие меры реагирования как по конкретным уголовным делам, так и в целом в рамках координационной работы. Отдельное внимание органами прокуратуры уделяется исковой работе. Прокуроры продолжают заявлять исковые требования о возмещении вреда от коррупционных преступлений. В результате с лиц, осужденных за коррупционные преступления, в судебном порядке взыскиваются суммы неосновательного обогащения. Другим немаловажным элементом системы противодействия коррупции является возмещение ущерба. Статистика показывает, что подобные иски предъявляются потерпевшими и прокурорами практически по каждому десятому делу. Только за последние полтора года прокурорами в целях взыскания ущерба от коррупции в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства предъявлено более 2,7 тыс. исковых заявлений на общую сумму свыше 35 млрд рублей. Однако лишь треть этой суммы поступила в бюджет - 9,4 млрд рублей. За совершение всех административных правонарушений коррупционной направленности в этот же период наложено штрафов на общую сумму 1,2 млрд рублей, из которых взыскана только половина - 639 млн рублей [4].

Генеральной прокуратурой проводится работа по совершенствованию правовой базы сотрудничества с различными федеральными государственными органами и организациями для более эффективного выявления и пресечения нарушений законодательства о противодействии коррупции. С этой целью Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии в области противодействия коррупции с ФНС России, Пенсионным фондом России, Росреестром, Росфинмониторингом, МВД России и Правительством Москвы. Указанные соглашения регламенти-

руют информационный обмен для повышения эффективности проверок соблюдения антикоррупционного законодательства и заключаются в целях своевременного обеспечения прокуроров необходимой информацией для организации эффективного надзора за исполнением государственными и муниципальными служащими, в том числе бывшими, установленных законом ограничений, запретов и обязанностей. Повсеместно данные этих органов используются при проверке достоверности и полноты представляемых ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при проверке соответствия расходов чиновников и членов их семей полученным ими доходам. До настоящего времени обмен информацией осуществлялся в основном путем направления письменных запросов и получения на них ответов. Минусом такой процедуры обмена данными являлись длительные сроки переписки, трудозатраты на обработку таких запросов. Для повышения оперативности в настоящее время обмен информацией между прокуратурой и другими ведомствами осуществляется в электронном виде. Круг должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных направлять соответствующие запросы, строго ограничен. Благодаря этому налажено оперативное взаимодействие как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Заключение подобных соглашений способствует активизации надзорной деятельности прокуроров.

Прокуратурой России проводится серьезная работа в рамках международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией, в том числе по обеспечению участия Российской Федерации в обзорном механизме Конвенции ООН против коррупции, в деятельности Группы государств против коррупции (ГРЕКО), Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК), Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО) и на других международных форумах. В 2015 году решением лидеров стран БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-ЮАР) создана Антикоррупционная рабочая группа БРИКС, в деятельности которой активное участие принимают представители Генеральной прокуратуры России.

Генеральная прокуратура Российской Федерации является центральным органом, осуществляющим международное сотрудничество по уголовным делам. В целях повышения эффективности международного сотрудничества Генеральная прокуратура Российской Федерации заключает двусторонние и межведомственные соглашения о взаимодействии с компетентными органами других государств, а также двусторонние программы сотрудничества. Договоренности, в частности, предусматривают возможность установления прямых контактов на рабочем уровне, в том числе на стадии подготовки и исполнения запросов о выдаче и правовой помощи по конкретным делам, а также обмен

опытом и своевременной практикой. Большинство заключенных соглашений включают вопросы противодействия коррупции. В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств. В России работа по возврату выведенных за рубеж активов, полученных в результате противоправной деятельности, ведется различными государственными органами. В пределах своей компетенции эту задачу выполняют следственные органы, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и орган финансовой разведки - Росфинмониторинг. Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов названными органами и обладает функцией координатора правоохранительных органов в этой сфере. Во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Следственным комитетом РФ и органом финансовой разведки - Росфинмониторингом Генеральная прокуратура России выполняет общую задачу, которая является важной составляющей механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства. В рамках своей компетенции Генеральная прокуратура Российской Федерации активно сотрудничаем с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем [5]. Продолжается работа по уголовным делам о хищениях и отмывании преступных доходов. В частности, в настоящее время Генпрокуратура осуществляет взаимодействие с компетентными органами Швейцарии, Франции и других государств в целях исполнения запросов о конфискации активов, ранее арестованных на их территории по нашим запросам. Россия на протяжении многих лет открыто демонстрирует всему мировому сообществу свою приверженность следовать базовым антикоррупционным стандартам, закрепленным в международном праве. Это делается, в первую очередь, в интересах страны и ее граждан, а не в угоду каким-либо международным организациям. Наша страна сама участвует в формировании таких стандартов и правоприменительной практики, активно распространяет на международных площадках собственный успешный опыт противодействия коррупции. Надо отметить, что такие институты, как ООН, ГРЕКО или Рабочая группа ОЭСР по борьбе с иностранным взяточничеством, призваны выполнять роль гарантов соблюдения государствами-участниками антикоррупционных договоров, взятых на себя добровольно международных обязательств. При этом представители Генеральной прокуратуры активно участвуют в их работе, в том числе выступают членами оценочных миссий других государств и даже входят в высший исполнительный орган ГРЕКО.

Своевременное создание в 2019 г. нормативных и организационных предпосылок для повышения эффективности надзорной деятельности в части соблюдения запрета отдельным категориям лиц

открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами может стимулировать выявление органами прокуратуры пока еще единичных нарушений имеющегося антикоррупционного запрета (в 2019 г. -8, в 2018 г. -15) [6].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, отмечается, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом». Этот факт несёт в себе то, что политическое руководство страны в коррупции видит угрозу национальной безопасности. Как показывают многочисленные исследования, криминогенная ситуация в экономике определяется: наличием значительного количества скрытой или, так называемой, латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам; совокупностью отражаемых судебной статистикой различных криминальных угроз безопасности в сфере экономики, взяточничества, злоупотреблений служебным положением и др.; появлением вызванных рыночными реформами новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, а как опасные и нуждающиеся в запрете и преследовании в уголовном порядке, как представляющие угрозу экономической безопасности страны. Таким образом, меры по борьбе с коррупцией, должны носить

полный всеобъемлющий характер. Борьба с коррупцией не должна носить тип борьбы с последствиями. Необходима борьба с причинами возникновения данного явления, причём не только экономическими, но и социальными, политическими и духовно-нравственными. Если государству удастся устранить эти причины или хотя бы существенно снизить уровень самопроизвола и безнаказанности в среде руководящих звеньев, то число имеющихся правонарушений уменьшится.

В связи с этим важно всестороннее изучение причин коррупции, поскольку, выявляя причины, можно устранить все возможные факторы, влияющие на формирование коррупции.

Список литературы

1. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. «Норма», 2020.КонсультантПлюс.

2. Электронный ресурс: ШрБ :/^епргос^оу. ru/smi/news/genproc/news-1894644/ (Дата обращения: 09.12.2020).

3. Электронный ресурс: https :/^епргос^оу. ru/smi/news/genproc/news -1894644/ (Дата обращения: 09.12.2020).

4. Электронный ресурс: https У^прЮС^ОУ. ru/smi/news/genproc/news -1894644/ (Дата обращения: 09.12.2020).

5. Электронный ресурс: https://genproc.goy.ru/genprokuror/interyiew/docume Ш-1145087/ (Дата обращения: 23.12.2020).

6. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2019 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. ректора Университета прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капи-нус. -М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2020. С.118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.