связи практикой неоднократно отмечается необходимость зарегистрировать собственный товарный знак. Это действительно актуальный шаг, учитывая, что действующее законодательство позволяет зарегистрировать творческий псевдоним в качестве товарного знака. Это расширит стратегические возможности для защиты прав.
Помимо исключительных прав на контент, важны данные для доступа к профилю - логин и пароль. Их утеря или разглашение может привести к необратимым последствиям вплоть до блокировки аккаунта. Для минимизации рисков необходимо распространить на логин и пароль режим коммерческой тайны и заключить соглашение о конфиденциальности с человеком, ответственным за ведение профиля (аккаунта). Ярким примером судебной зарубежной практики может послужить дело PhoneDog vs Кгау^, где работник вел аккаунт в «Твиттере», в котором название профиля содержало его собственное имя и фирменное наименование компании. Однако после увольнения аккаунт им не был удален и не был изменен никнейм в профиле - напротив, лицо продолжило активность от имени предыдущего работодателя. Впоследствии компания обратилась в суд с иском к экс-сотруднику, и дело закончилось заключением мирового соглашения, но самым важным является признание судом пароля от Твиттер-аккаунта коммерческой тайной. К примеру, в России для правовой защиты такой информации необходимо распространить на нее режим коммерческой тайны. Потребуется под-
готовить внутренний регламент и принять обязательные меры, предусмотренные Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ, в том числе ознакомить под роспись работника с перечнем данных, на которые распространяется режим конфиденциальности [3].
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — №32.
2. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ // Российская газета — 2020. — Федеральный выпуск № 173(8227).
3. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ // Российская газета — 2004 — Федеральный выпуск — № 0(3543).
4. Е.А. Войниканис. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости // ИД «Юриспруденция». 2013 г. С.26.
5. Е.С. Котенко. Понятие и признаки мультимедийного продукта // Lex russica. 2013. №6.
6. Постановление Президиума ВАС РФ №255/08 по делу №А63-14046/2006-С1 // СПС «Гарант».
7. Постановление Суда по интеллектуальным правам №С01-114/2013 по делу №А56-58781/2012 // СПС «Гарант».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Рубцова М.В.
Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации
ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD
OF ANTI-CORRUPTION
Rubtsova M.
Senior researcher at the research Institute of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation
Аннотация
Статья посвящена вопросам исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции, координирующей роли прокуратуры, предупреждению коррупционных правонарушений, выявлению нарушений закона, мерам прокурорского реагирования.
Abstract
The article is devoted to the implementation of legislation in the field of anti-corruption, the coordinating role of the Prosecutor's office, prevention of corruption offenses, detection of violations of the law, measures of Prosecutor's response.
Ключевые слова: законодательство, нарушения законов, противодействие коррупции, защита прав, координация, правонарушения закона, меры прокурорского реагирования.
Keywords: legislation, violations of laws, anti-corruption, protection of rights, coordination, violations of the law, measures of Prosecutor's response.
Проблема противодействия коррупции, как в наиболее опасных социальных явлений, поразив-России, так и на мировом уровне является весьма ших большинство государств, в том числе Россию. актуальной. Коррупция представляет собой одно из
Присоединение к Конвенции ООН против коррупции, к другим документам в этой области, обеспечивает активное участие нашей страны в процессах международного противодействия коррупции. Высокий уровень коррупции в органах государственной власти значительно снижает эффективность их функционирования. Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов. В России закон отводит органам прокуратуры центральную роль в комплексной работе по профилактике коррупционных явлений, борьбе с ними, а также ликвидации и минимизации негативных последствий, наступающих от таких действий.
Надзор за исполнением федерального законодательства о противодействии коррупции является важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» регламентирует задачу прокуроров на своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Анализ антикоррупционных нормативных правовых актов Российской Федерации позволяет выделить основные направления антикоррупционной деятельности. Во-первых, это определение сущности коррупции как социального явления. Во-вторых, закрепление стандарта антикоррупционного поведения, определение того, что есть коррупционное правонарушение, а что - преступление. В-третьих, выявление и пресечение коррупционных правонарушений и преступлений, установление юридической ответственности. И наконец, выявление и устранение причин коррупции [1]. Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и
устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.
Традиционным направлением деятельности остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупцио-генных факторов.
В соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» прокурорами ежегодно проверяется до двух миллионов нормативных документов и их проектов. Исключение из них коррупциогенных факторов позволяет своевременно предотвратить нарушения прав граждан в различных сферах деятельности, обеспечить соблюдение их социальных гарантий. К примеру, за неполный 2020 год прокурорами изучено более 1,3 млн нормативных правовых актов и их проектов, в которых выявлено свыше 70 тысяч коррупциоген-ных факторов. Прокурорами за 9 месяцев 2020 года выявили около 190 тысяч нарушений антикоррупционного законодательства. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования свыше 47 тысяч лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, еще порядка 6 тысяч лиц (включая юридических) - к административной. По материалам прокурорских проверок возбуждено почти 2,5 тысячи уголовных дел [2].
Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. Среди выявленных нарушений: представление чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение ими установленных обязанностей, запретов и ограничений, несоблюдение требований закона о контроле за расходами чиновников. Прокурорами выявляется множество фактов коррупционных нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг. Только за 9 месяцев 2020 года прокурорами в ходе осуществления проверок в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено свыше 6 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено почти 1 тысяча лиц, к административной ответственности - около 340 лиц. В суды направлено свыше 100 исков и заявлений на общую сумму более 200 млн рублей. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 200 уголовных дел. Количество выявленных коррупционных преступлений на протяжении последних лет их число практически не меняется и колеблется в пределах тридцати тысяч. На 1 октября 2020 года показатель был зафиксирован на отметке
26 311 преступлений, что говорит о примерно сохраняющемся уровне коррупционной преступности. Фактов получения взяток в этом - как, собственно, и в прошлом году - регистрируется больше, чем случаев, когда к ответственности привлекается взяткодатель. За прошедшие 9 месяцев этого года выявлено почти 3,5 тысячи преступлений о получении взяток и около 3 тысяч - о даче взяток. Иная ситуация складывается по мелкому взяточничеству. Количество выявленных фактов дачи таких взяток в этом году незначительно увеличилось, составив почти 2,8 тысячи. Эта цифра в два раза превышает число фактов получения мелких взяток, которые сократились до 1,4 тысячи [3]. Вместе с тем с учетом высокой латентности названного вида правонарушений приведенные цифры больше свидетельствуют о том, насколько активно органы правоохраны противостоят взяточничеству, злоупотреблениям должностными полномочиями, мошенничеству госслужащих и так далее. За совершение коррупционных правонарушений должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Все чаще по представлению прокуроров за коррупционные правонарушения чиновники увольняются со службы в связи с утратой доверия. На особом контроле прокуроров - надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам указанной категории. Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. При этом большое значение придается совместным целевым профилактическим мероприятиям, проверкам. Только за последние полтора года проведено почти 4 тыс. совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению. Система противодействия коррупции многогранна. В ней задействовано огромное число участников. В этой сложной иерархии прокуратура выступает и как координатор антикоррупционной деятельности, надзорный орган, следящий за точной реализацией антикоррупционного законодательства, и как орган, непосредственно выявляющий и пресекающий коррупционные проявления. Отдельное внимание уделяется проблемам возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, исполнения судебных решений по уголовным делам, борьбы с «откатами», международного сотрудничества, в том числе в части возврата активов, выведенных за рубеж. Эта работа осуществляется нами в тесном взаимодействии с коллегами из МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга, ФАС России и других государственных органов. Результатом такой деятельности стало достижение многих качественных показателей работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений
коррупционной направленности. Все чаще стали привлекаться к уголовной ответственности высокопоставленные чиновники, дела о таких преступлениях обретают большой общественный резонанс. В целях защиты интересов общества и государства нами на постоянной основе и во взаимодействии со всеми правоохранительными органами проводится работа по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупционных преступлений составляет примерно 10 % от суммы ущерба, причиняемого всеми видами преступлений в целом по России. Благодаря совместно принятым с правоохранительными органами организационным и практическим мерам, в том числе за счет использования прокурорами координационных полномочий, удалось повысить результативность работы по возмещению причиненного коррупционными преступлениями ущерба. С учетом координирующей роли органов прокуратуры, особое внимание уделяется активизации работы всех правоохранительных органов по защите имущественных прав граждан, общества и государства. В некоторых случаях прокурорами принимаются соответствующие меры реагирования как по конкретным уголовным делам, так и в целом в рамках координационной работы. Отдельное внимание органами прокуратуры уделяется исковой работе. Прокуроры продолжают заявлять исковые требования о возмещении вреда от коррупционных преступлений. В результате с лиц, осужденных за коррупционные преступления, в судебном порядке взыскиваются суммы неосновательного обогащения. Другим немаловажным элементом системы противодействия коррупции является возмещение ущерба. Статистика показывает, что подобные иски предъявляются потерпевшими и прокурорами практически по каждому десятому делу. Только за последние полтора года прокурорами в целях взыскания ущерба от коррупции в рамках уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства предъявлено более 2,7 тыс. исковых заявлений на общую сумму свыше 35 млрд рублей. Однако лишь треть этой суммы поступила в бюджет - 9,4 млрд рублей. За совершение всех административных правонарушений коррупционной направленности в этот же период наложено штрафов на общую сумму 1,2 млрд рублей, из которых взыскана только половина - 639 млн рублей [4].
Генеральной прокуратурой проводится работа по совершенствованию правовой базы сотрудничества с различными федеральными государственными органами и организациями для более эффективного выявления и пресечения нарушений законодательства о противодействии коррупции. С этой целью Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии в области противодействия коррупции с ФНС России, Пенсионным фондом России, Росреестром, Росфинмониторингом, МВД России и Правительством Москвы. Указанные соглашения регламенти-
руют информационный обмен для повышения эффективности проверок соблюдения антикоррупционного законодательства и заключаются в целях своевременного обеспечения прокуроров необходимой информацией для организации эффективного надзора за исполнением государственными и муниципальными служащими, в том числе бывшими, установленных законом ограничений, запретов и обязанностей. Повсеместно данные этих органов используются при проверке достоверности и полноты представляемых ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при проверке соответствия расходов чиновников и членов их семей полученным ими доходам. До настоящего времени обмен информацией осуществлялся в основном путем направления письменных запросов и получения на них ответов. Минусом такой процедуры обмена данными являлись длительные сроки переписки, трудозатраты на обработку таких запросов. Для повышения оперативности в настоящее время обмен информацией между прокуратурой и другими ведомствами осуществляется в электронном виде. Круг должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных направлять соответствующие запросы, строго ограничен. Благодаря этому налажено оперативное взаимодействие как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Заключение подобных соглашений способствует активизации надзорной деятельности прокуроров.
Прокуратурой России проводится серьезная работа в рамках международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией, в том числе по обеспечению участия Российской Федерации в обзорном механизме Конвенции ООН против коррупции, в деятельности Группы государств против коррупции (ГРЕКО), Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК), Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО) и на других международных форумах. В 2015 году решением лидеров стран БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-ЮАР) создана Антикоррупционная рабочая группа БРИКС, в деятельности которой активное участие принимают представители Генеральной прокуратуры России.
Генеральная прокуратура Российской Федерации является центральным органом, осуществляющим международное сотрудничество по уголовным делам. В целях повышения эффективности международного сотрудничества Генеральная прокуратура Российской Федерации заключает двусторонние и межведомственные соглашения о взаимодействии с компетентными органами других государств, а также двусторонние программы сотрудничества. Договоренности, в частности, предусматривают возможность установления прямых контактов на рабочем уровне, в том числе на стадии подготовки и исполнения запросов о выдаче и правовой помощи по конкретным делам, а также обмен
опытом и своевременной практикой. Большинство заключенных соглашений включают вопросы противодействия коррупции. В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств. В России работа по возврату выведенных за рубеж активов, полученных в результате противоправной деятельности, ведется различными государственными органами. В пределах своей компетенции эту задачу выполняют следственные органы, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и орган финансовой разведки - Росфинмониторинг. Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов названными органами и обладает функцией координатора правоохранительных органов в этой сфере. Во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Следственным комитетом РФ и органом финансовой разведки - Росфинмониторингом Генеральная прокуратура России выполняет общую задачу, которая является важной составляющей механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства. В рамках своей компетенции Генеральная прокуратура Российской Федерации активно сотрудничаем с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем [5]. Продолжается работа по уголовным делам о хищениях и отмывании преступных доходов. В частности, в настоящее время Генпрокуратура осуществляет взаимодействие с компетентными органами Швейцарии, Франции и других государств в целях исполнения запросов о конфискации активов, ранее арестованных на их территории по нашим запросам. Россия на протяжении многих лет открыто демонстрирует всему мировому сообществу свою приверженность следовать базовым антикоррупционным стандартам, закрепленным в международном праве. Это делается, в первую очередь, в интересах страны и ее граждан, а не в угоду каким-либо международным организациям. Наша страна сама участвует в формировании таких стандартов и правоприменительной практики, активно распространяет на международных площадках собственный успешный опыт противодействия коррупции. Надо отметить, что такие институты, как ООН, ГРЕКО или Рабочая группа ОЭСР по борьбе с иностранным взяточничеством, призваны выполнять роль гарантов соблюдения государствами-участниками антикоррупционных договоров, взятых на себя добровольно международных обязательств. При этом представители Генеральной прокуратуры активно участвуют в их работе, в том числе выступают членами оценочных миссий других государств и даже входят в высший исполнительный орган ГРЕКО.
Своевременное создание в 2019 г. нормативных и организационных предпосылок для повышения эффективности надзорной деятельности в части соблюдения запрета отдельным категориям лиц
открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами может стимулировать выявление органами прокуратуры пока еще единичных нарушений имеющегося антикоррупционного запрета (в 2019 г. -8, в 2018 г. -15) [6].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, отмечается, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом». Этот факт несёт в себе то, что политическое руководство страны в коррупции видит угрозу национальной безопасности. Как показывают многочисленные исследования, криминогенная ситуация в экономике определяется: наличием значительного количества скрытой или, так называемой, латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам; совокупностью отражаемых судебной статистикой различных криминальных угроз безопасности в сфере экономики, взяточничества, злоупотреблений служебным положением и др.; появлением вызванных рыночными реформами новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, а как опасные и нуждающиеся в запрете и преследовании в уголовном порядке, как представляющие угрозу экономической безопасности страны. Таким образом, меры по борьбе с коррупцией, должны носить
полный всеобъемлющий характер. Борьба с коррупцией не должна носить тип борьбы с последствиями. Необходима борьба с причинами возникновения данного явления, причём не только экономическими, но и социальными, политическими и духовно-нравственными. Если государству удастся устранить эти причины или хотя бы существенно снизить уровень самопроизвола и безнаказанности в среде руководящих звеньев, то число имеющихся правонарушений уменьшится.
В связи с этим важно всестороннее изучение причин коррупции, поскольку, выявляя причины, можно устранить все возможные факторы, влияющие на формирование коррупции.
Список литературы
1. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. «Норма», 2020.КонсультантПлюс.
2. Электронный ресурс: ШрБ :/^епргос^оу. ru/smi/news/genproc/news-1894644/ (Дата обращения: 09.12.2020).
3. Электронный ресурс: https :/^епргос^оу. ru/smi/news/genproc/news -1894644/ (Дата обращения: 09.12.2020).
4. Электронный ресурс: https У^прЮС^ОУ. ru/smi/news/genproc/news -1894644/ (Дата обращения: 09.12.2020).
5. Электронный ресурс: https://genproc.goy.ru/genprokuror/interyiew/docume Ш-1145087/ (Дата обращения: 23.12.2020).
6. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2019 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. ректора Университета прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капи-нус. -М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2020. С.118.