11. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)
11.1. О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАДЗОРА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Иманов Ибрагим Альжанович, государственный советник юстиции 3 класса. Должность: прокурор. Место работы: Прокуратура Южно-Казахстанской области. E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья посвящена анализу контента сайта «Реформа правоохранительных органов». Внесены предложения по совершенствованию прокурорского надзора по результатам анализа предложений общественности.
Ключевые слова: коррупция, органы прокуратуры, состояние законности, надзор.
TO A QUESTION OF A ROLE OF THE PUBLIC IN IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF BODIES OF PROSECUTOR'S OFFICE
Imanov Ibrahim Alzhanovich, 3d class state justice counsel. Position: prosecutor. Place of employment: Prosecutor's office of the Southern Kazakhstan area. E-mail: [email protected]
Annotation: This article is devoted to the analysis of content of the site "Reform of Law Enforcement Agencies". Suggestions for improvement of public prosecutor's supervision by results of the analysis of offers of the public are made.
Keywords: corruption, bodies of prosecutor's office, condition of legality, supervision.
Перед Республикой Казахстан сегодня поставлена амбициозная задача - войти в число тридцати наиболее развитых стран мира. Задача, столь же сложная, сколь и ответственная, и ее решение требует эффективного задействования наиболее передовых научных знаний и мирового опыта во всех сферах социо-политической и экономической деятельности, требует выработки собственных результативных инструментов и механизмов преодоления глобальных и национальных угроз.
В этом процессе особое место отведено органам прокуратуры, которые, являясь центральным связующим звеном правоохранительной системы и, по сути дела, стоят во главе ее модернизации.
Осью данного процесса сегодня выступают пять институциональных реформ, выдвинутые Президентом Республики Казахстан как стратегические приоритеты смены ракурса общественно-политических отношений в стране.
Эти реформы призваны создать действенную казахстанскую государственность и укрепить национальное единство на пути к обществу всеобщего труда.
Немаловажную роль в комплексном противодействии преступности играет превентивный анализ. Именно на его основе возможен ситуационный контроль, который является основой грамотной и эффективной профилактики преступлений, в том числе коррупционных.
Говоря о материально-технической и программно-технологической модернизации деятельности органов прокуратуры Республики Казахстан, отметим, что именно Генеральная прокуратура Казахстана запустила сайт «Реформа правоохранительных органов», основной целью которого является вовлечение населения в процессы реформирования правоохранительных 1
органов .
«Интернет-форум специально создан для интерактивного диалога с гражданами, неравнодушными к вопросам реализации институциональных реформ, объявленных Главой государства.
Как отметил Президент страны, «100 конкретных шагов» по реализации объявленных реформ - это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно План нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях.
Полагаю, каждый гражданин имеет право выразить свою точку зрения и внести предложения по реализации общенационального плана, модернизации правоохранительной системы.
В целях реализации такого права и создан настоящий сайт, который, надеюсь, станет эффективной площадкой для укрепления взаимодействия между государством и обществом» - говорится во вступительном слове Генерального прокурора РК А. Даулбаева2
Обращения граждан, поступившие на данный сайт в том числе по вопросам совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции, носят разносторонний и обширный характер. Судя по характеру и содержании. Обращений и предложений, граждане искренне заинтересованы побороть коррупци.О коазать всевозможную помощь в повышении прокурорского надзора за испол-ненем законов о противодействии этому злу.
Первая группа предложений направлена на чистку рядов органов прокуратуры и правоохранительных органов в целом. Суть их выглядит так:
- «Необходимо усилить мотивацию правоохранительной системы к самоочищению и создать мощную бескомпромиссную систему собственной безопасности, чтобы не кто-то со стороны занимался чистотой рядов правоохранительных органов, а они сами были в этом заинтересованы и сами эффективно занимались вопросами собственной безопасности. Надо
1 Казахстанцы могут повлиять на процессы реформирования правоохранительных органов. Режим доступа: http://www.zakon.kz/4732716-kazakhstancy-mogut-povNjat-na-processy.html. Дата обращения 25 сентября 2015 года.
2 Сайт «Реформа правоохранительных органов». Режим доступа: http://www.rpo.kz/. Дата обращения 25 декабря 2015 года.
взять за основу систему собственной безопасности органов государственной безопасности КГБ СССР, которая считалась одной из самых эффективных до развала СССР даже до так называемой горбачевской Перестройки. Точно также можно обеспечить чистоту рядов правоохранительных органов самостоятельными усилиями создав собственную систему контрразведки и собственной безопасности, нужно только сильное желание (мотивация) и политическая воля руководства правоохранительных органов».
- «Предложение: провести полную переаттестацию на предмет знания законодательства и обязанностей, детектор лжи, а также в досье к каждому прикладывать жалобы и обращения, по которым он исполнил либо не исполнил требования заявителя в достижении законности и восстановления нарушенных прав».
- «в связи с тем, что сотрудникам ОВД ежедневно приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями, необходимо им раз в полгода проходить осмотр у психолога!»
- «для искоренения коррупции в рядах сотрудников правоохранительных органов необходимо увеличить заработную плату от 150 000 тг. и выше (международный опыт Грузия). В связи с большими рисками необходимо ввести обязательное страхования жизни и здоровья для сотрудников, а также для членов их семей. А также продумать размер и качество социального пакета».
- «для увеличения уровня доверия сотрудникам необходимо оказывать помощь гражданам не только попавшим в какую-то криминальную ситуацию, но также помогать, к примеру, в бытовых неприятных случаях (подтолкнуть машину, перевести бабушку через дорогу и т.д.), конечно, мелочь, но это позволит увеличить доверие граждан».
- «О каком повышении зарплат вы говорите! Человеческую природу не переделаешь! Нужно вычищать органы от полуграмотных и маловоспитанных типов, которые чувствуют себя вершителями судеб... Проще говоря, если уж о Грузии заговорили - сделать по их примеру переливание крови. То есть поменять практически ВСЕХ, чтобы с корнем выдрать устоявшиеся механизмы уродливых явлений».
- «Необходимо обязательное прохождение через детектор лжи, начиная с самого генпрокурора, для того чтобы показать пример всем до рядовых сотрудников, для очистки от коррупционеров».
- «Обязательно прохождение проверки на полиграфе, а также психотестов, для проверки предрасположенности к шизофрении и к наркомании».
- «Еще бы я ввел норму, по которой какая-то часть от взысканных штрафов, налогов и пошлин выплачивалась бы сотрудникам правоохранительных и фискальных органов в качестве бонусов к основной зарплате. Например, 10% от выписанных штрафов патрульным полицейским или 10% от стоимости выявленного контрабандного груза или начисленных пошлин сотрудникам таможни и т.п. Это значительно повысит материальную мотивацию госслужащих на коррупционно опасных участках».
- «Здравствуйте! Я, как сознательный гражданин Республики Казахстан очень заинтересован в реформировании правоохранительных органов. Поэтому предлагаю бороться с коррупцией самыми жесткими мерами, можно взять опыт Грузии. Так же предлагаю обратить внимание на некоторые предложения:
Вторая группа предложений касается безопасности граждан. сообщающих информацию о коррупции. Эти
предложения касаются обеспечения анонимности обращения граждан. В предложениях граждан приводится пример рядового бытового случая между соседями или жильцами одного дома. «Неправильно припаркованный автомобиль, допустим на газоне или детской площадке. Звоним в 102. Приезжает наряд, и выясняет владельца автомобиля. Затем вызывают в ту же патрульную машину заявителя для составления заявления, и 2 стороны конфликта теперь знают друг друга в лицо. Мне как заявителю нужны потенциальные конфликты с будущим с нарушителем? Появится ли желание звонить в 102 в следующий раз? Почему не сделать так, что когда гражданин обратился в полицию, по обращению полицейские проверили информацию и зафиксировали правонарушение и вынесли решение без заявителя. Ведь полицейский обязан реагировать на любое правонарушение, а не только по заявлению гражданина. Вот если вызов ложный, тогда и стоит искать обратившегося гражданина».
Есть группа предложений об ужесточении ответственности сотрудников органов прокуратуры за коррупционное поведение. В этой связи предлагается «создать специальный отдел внутренних расследований, и организовать его работу таким образом, чтобы были реальные результаты его работы. Чтобы сами работники прокуратуры органов боялись этих расследований как огня.
В обращения граждан предлагается официально разрешить гражданам производить видео съёмку работы полицейских. Кроме специальных операций спецназа. Почему полицейские имеют права снимать на видео правонарушения, а гражданин РК как бы нет (весьма спорный вопрос). Ведь это одно из средств борьбы с коррупцией и превышением должностных полномочий сотрудниками правоохранительных органов, а также повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением должностными лицами органов внутренних дел законов о противодействии коррупции. Так же при рассмотрении материалов в суде должны приниматься любые фото / аудио и видео материалы, на которых зафиксирован факт нарушения.
На сайт поступают предложения о повышении общего уровня грамотности полицейских и прокурорских работников. Предлагается воспринять опыт Грузии, где на работу принимают только граждан с высшим образованием».
Отдельное предложение направлено на продолжение процесса демилитаризации правоохранительных органов:
- «Во-первых, необходимо распогонить все МВД, антикоррупционную службу, службу экономических расследовании, тем более прокуратуру. И об этом, сказано в концепции правовой политики до 2020 года демилитаризация общества, погоны это атрибут военных там это необходимо, ну зачем это инспектору, участковому, следователю, дознавателю, а также прокурору. Просто необходимо поднять должностные оклады особенно процессуальным лицам. Это решит ряд проблем: социальное положение, не надо ждать больших погон, чтобы зарплату не стыдно было говорить».
Есть предложения о создании новых структур в правоохранительных органах либо, наоборот, упразднении имеющихся. Эти предложения звучат так:
- «Необходимо создать Следственный комитет при Генеральный Прокуратуре Республики Казахстан».
- «Думаю надо заново создать государственный следственный комитет или вернуть следственные функции в прокуратуру. Во времена СССР следовате-
ли прокуратуры работали очень качественно и созданная 1995 году ГСК неплохо справлялись с задачами. Сейчас большая утечка кадров среди следователей, работа очень тяжелая и нагрузка огромная».
- «Необходимо создать, как Российская Федерация, Следственный комитет при Генеральный Прокуратуре Республики Казахстан».
- «необходимо создать следственный комитет на примере ФБР, у нас был такой опыт как с ГСК и не надо смешивать следствие с надзором для этого у нас в УПК следственный прокурор и есть».
- «Может это не ново, но считаю, что необходимо создать следственный комитет при Генеральной Прокуратуре, не надо сокращать Департамент Специальных Прокуроров, действовать только в принципе 2 ключей. Вернуть возможность прокуратуры в любой момент вмешаться в следственные действия МВД, КНБ. Председатель СК при РК должен иметь право независимо от Генерального прокурора докладывать Президенту РК и/или совместно с Генеральным Прокурором. Специальные Прокуроры напрямую должны подчиняться Генеральному Прокурору. Специальные следователи СК РК напрямую должны подчиняться председателю СК РК».
- «С учетом времени и реалии необходимо создать Следственный комитет, далее все следственные подразделения правоохранительных и специальных органов передать в СК, а прокуратуру упразднить до минимума, оставить процессуальных прокуроров, так как в сфере гражданско-правовых отношений доминирует принцип диспозитивности сторон, что в корне противоречит данному принципу - право участие прокурора в ГПО. Все остальные надзору, в сфере социально-экономической, то тут у нас нонсенс, согласно закону РК о прокуратуре органы прокуратуры не вмешиваются в деятельность других государственных органов и не подменяет их, то есть, есть исполнительные органы, контрольные органы и т.д. все разногласия как в цивилизованных странах разрешаются судом. Что и закреплено в ЗРК «О порядке рассмотрении обращении физических и юридических лиц».
- «Предлагаю упразднить остаток транспортной полиции и транспортную прокуратуру, передав их в подчинение городских и областных прокуратур».
- «Не имеет смысла упразднять органы транспортной прокуратуры, существует множество объектов транспортной инфраструктуры, одно АО НК КТЖ чего стоит со множеством филиалов. За всем этим нужен отдельный надзор. Предлагаю вариант реформирования правоохранительных и специальных органов, целью которых является повышение эффективности управления и экономия средств за счет сокращения управленческого аппарата и т.д.»
В некоторых обращениях граждан содержатся предложения у прокуратуры изъять функции по расследованию уголовных дел, надзирающий орган не должен сам заниматься расследованием преступлений, может возникнуть конфликт интересов. Приоритетом прокуратуры должно быть защита прав и свобод граждан, а не их преследование.
Предлагается все виды санкционирования как следственных, так и оперативно-розыскных мероприятий передать суду, для чего создать специализированные суды, типа магистратов в некоторых западных странах».
Целый блок предложений содержит указание на необходимость повышения транспарентности деятельности и эффективности органов прокуратуры, участия
в прокурорском надзоре граждан и неправительственных организаций, осовременивания материально-технического и программного оснащения органов прокуратуры, повышения роли населения в поддержании законности и правопорядка. В этом случае общество смогло быть наблюдателем и контролером своих слуг народа. К этому пути в скором будущем придут все развитые страны при участии государства либо без нее. Связанно это с эволюцией государства. На первый взгляд может показаться, что это популизм и т.д., но про камеры и спецоборудование фиксации правонарушения на улицах тоже в свое время говорили как о нечто фантастическом. Для достижения данных реформ состоит создание портала или раздела на сайте правоохранительных органов, где можно будет смотреть кабинеты, коридоры, здания каждой правоохранительной организации, в том числе и судоисполни-тельных органов. Такие меры принесут изменения в положительную сторону в в органах прокуратуры, правоохранительных и судоисполнительных органах и изменят систему, которая сложилась на данный момент».
Другие обращения граждан, поступающие на данный сайт, относятся к совершенствованию деятельности полиции, что на прямую имеет отношение и к повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции. Эта группа предложений выглядит следующим образом.
- «Здравствуйте, я хочу предложить идею о создании мобильного приложения которое будет фиксировать нарушение, сегодня почти у каждого гражданина нашей страны есть мобильное устройство на ios, Android, люди могут фотографировать нарушение через приложение и отправлять вам на сервер, просто проблема в том что не каждый гражданин хочет связаться с нашей доблестной полицией заявления и т.д.) еще правонарушение должно быть зафиксировано на специальное оборудование это просто бред!!! я не думаю что у нас люди которые хотят помочь вам исправить ситуацию в стране будут делать монтаж. просто сделайте мобильное приложение и вы поймете как оно поможет вам и нам навести порядок. спасибо!»
- «Прошу принимать обращения граждан в полицию города Алматы через приложения WhatsApp и Viber. Сейчас в Алматы при звонке дежурному УВД по району заявитель (позвонивший) может передавать информацию только голосом. Проблема состоит в том, что позвонивший не всегда может объяснить, где именно он находится (особенно актуально для некоренных жителей города), а полиция заранее не знает, реальный это вызов или дурной розыгрыш. При использовании приложения WhatsApp и Viber обратившийся гражданин может сразу же передать: суть обращения, подтверждающие фото- и видео-материалы, точные GPS-координаты места происшествия (карту).
Всё это существенно повысит качество обращения в полицию - не нужно долгое время объяснять, где ты находишься и как в это место приехать; полиция сразу же видит, что вызов реальный (а не ложный, не баловство) - есть подтверждающее фото и/или видео; заявителю не нужно записывать фото и видео на CD и везти в полицию (может занять несколько часов) или искать компьютер, чтобы передать файлы через EGov.kz (файлы придут к исполнителю через несколько дней, ещё не у всех есть ЭЦП), через приложения WhatsApp и Viber это будет минутное дело. Заявителю не нужно будет 30-60 минут ждать приезда полиции -он передаст через WhatsApp или Viber всё необходи-
мое и пойдёт дальше по свои делам, а полиция займётся своим делом. Подобные технологии уже применяются в Казахстане: в ДВД Алматинской области, в УВД Карасайского района Алматинской области и других. Есть и публикации результатов в СМИ на эту тему, например: http://today.kz/news/life/2015-07-07/619637-113-narus¡telej-pr¡vleceny-po-zalobam-na-whatsapp-dvd-almatinskoj-oblasti/.
Прошу сделать также и в Алматы - пусть у каждого РУВД будет свой официальный сотовый номер для обращений граждан как по WhatsApp, так и по Viber».
- «Отчетность в полиции, надо пересматривать, ведь очень большая армада людей, заняты ею в кабинетах, чем практической работой».
- «Да, в действительности в правоохранительных органах страны давно назрела необходимость реформы. Реформа в правоохранительных органах дает гражданам страны в реализации своих законных прав в уголовном процессе. Следует отметить в настоящее время все еще в стране не регистрируются большинство преступлений, которые не раскрываются «по горячим» следам. В случае регистрации и проведении по ним следственных действий по истечении окончании срока следствия и дознании приостанавливается как нераскрытые преступления. Дальнейшая судьба этих уголовных дел не ясна, они остаются замороженными, как правило на практике уголовные преступлении совершенные ранее или относящее к категории «прошлых лет» раскрываются только в единичных случаях. В стране таких уголовных дел не говоря о тяжких средних или небольшой тяжести уголовных дел, нераскрытых особо тяжких преступлений насчитываются тысячами. Значит тысячи преступников все еще находятся на свободе. Органы внутренних дел, на которые возложены обязанности борьбы с преступностью и профилактики преступлений в должной мере свою работу не осуществляют. Работают только на показателях. Нежелательные работы как отсутствия лица для привлечения к уголовной ответственности и приостановления по этим основаниям уменьшает ведомственный показатель. Работа созданных ведомственных комиссии правоохранительных органов по выявлению укрытых преступлении не дала своих положительных результатов. Количество выявленных прокурорами укрытых преступлений очень низко, не соответствует к реальной цифре. Поэтому следует ввести в штат органов прокуратуры помощника прокурора по следствию и дознанию, которое непосредственно будет заниматься только работой по выявлению «укрытых» преступлений органов МВД путем выезда в отдаленные села районов и городов. Эти помощники должны освобождаться от других не свойственных дел. Выявленные преступления подлежат учету путем принятия процессуального решения о возбуждении уголовных дел только прокурором независимо от того что имеется ли или нет лицо совершившего преступлении. Только в таких случаях учет преступлений совершенных в регионах будет соответствовать к реальной цифре».
- «Просим рассмотреть вопрос о разработке унифицированных правил допуска посетителей во все здания правоохранительных органов. Такие правила, на наш взгляд должны быть едиными по всей территории РК, и не зависеть ни от каких факторов, кроме одного -Правил (единых для всех). В противном случае, на практике, все зависит от настроения чиновников на местах. При таком подходе мы не добиваемся движения в сторону изменения сознания населения о необ-
ходимости соблюдении установленных правил, которые размещены в доступном месте, едины для всех, и не меняются уже к обеду в зависимости от настроения работника или его начальника в пункте пропуска. В такие унифицированные Правила должны быть включены и случаи всевозможных рейдов, акций и прочего, что требует усиления требований пропускного режима, чтобы посетители знали, что подчиняются законодательству РК, а не решению отдельного чиновника в отдельном органе!».
- «Такой острый вопрос как разработка единых правил допуска в здания правоохранительных органов и не только, это касается всех государственных структур, где сидит представитель охранных структур или же штатный сотрудник. На мой взгляд, совместно с существующими приказами о правилах допуска существуют и придуманные преграды прохождения на тот или иной объект самими людьми, сидящими на КПП.
Мои предложения как гражданина РК, сталкивающегося регулярно с этой не маловажной проблемой для общества, является обычным. Все имеют удостоверение личности с чипом куда можно установить ЭЦП, так почему это нововведение до сих пор не применяется при входе в гос. органы, или мы так и будем по старинке отдавать уд. личности и личные вещи, примените в эпоху цифровых технологий единый стандарт и закон к нему о допуске в здания правоохранительных органов и не только».
Отдельные предложения относятся к необходимости модернизации законодательства:
- «Я бы внес изменения в законодательство в части разрешения на провокацию взяток сотрудникам госорганов, что позволит облегчить борьбу с коррупционной преступностью. В частности, надо дать разрешение сотрудникам правоохранительных органов или заявителям в рамках имитации преступной деятельности инициативно предлагать взятку госслужащим. При этом, в случае если последний не откажется и не сообщит об этом факте соответствующим рапортом, то привлекать их к ответственности в адмпорядке с обязательным увольнением с госслужбы. В случае же если взятка была передана, то взяткополучатель уже привлекается к уголовной ответственности. В настоящее время законом провокация взятки запрещена. Т.е. если гражданин сейчас сам предложит взятку полицейскому и тот согласится, то последний может избежать ответственности, т.к. он как бы не вымогал взятку, либо лицо, предложившее деньги, само подлежит ответственности за провокацию взятки».
- «Предлагаю внести правку, дающую право на аудио-, видео-, фото-фиксацию должностных лиц при исполнении и в случае неправомерных действий материалы аудио-, видео-, фото-фиксации рассмотрены судом как доказательства».
- «Полностью поддерживаю закрепление в законе видеофиксацию действий должностных лиц при исполнении своих обязанностей. Мало того сейчас не все комнаты для допроса оборудованы аудио и видео фиксацией. Иногда задержанного сначала "затаскивают" в подвал, или другое помещение, там "обрабатывают" и только потом заводят в комнату для допроса с видеокамерой».
- «Предлагаю внести изменения в законодательство и разрешить гражданам тайно фиксировать свои разговоры с чиновниками на аудиозаписывающую технику (обычные диктофоны) для документирования случаев вымогательств и злоупотреблений со стороны коррумпированных должностных лиц. Я думаю, это не будет
нарушением прав на тайну личной жизни. Единственно, надо обязать передавать граждан полученные записи в правоохранительные органы в течении 24 или 48 часов, иначе это будет считаться сокрытием факта преступления. Насколько я знаю, сейчас запрещено вести тайную запись разговоров, в суде они не будут считаться доказательством.
- «Необходимо создать независимую экспертную комиссию по правовой экспертизе уголовного законодательства и разрабатываемых законопроектов в целях и контексте выявление в их положениях двоякого толкования и коррупционных лазеек, чтобы устранять и искоренять условия, благоприятствующие коррупционным проявлениям, правонарушениям и преступлениям».
И еще одна группа предложений затрагивает вопросы подготовки и переподготовки кадров:
- «в целях повышения эффективности правоохранительных органов, а также в целях повышения доверия общественности к ним предлагаю внедрить следующие меры:
- включение международного права в программы подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов;
- включение иностранных языков в программы подготовки и переподготовки сотрудников правоохранительных органов;
- проведение совместных тренингов с сотрудниками правоохранительных органов зарубежных государств;
- проведение практических занятий с элементами международного права;
- проведение тематических "круглых столов" по вопросам международного права с представителями гражданского общества (в частности, академических кругов);
- привлечение экспертов из международных организаций к проведению тренингов для сотрудников правоохранительных органов».
- чаще привлекать к обучению сотрудников представителей гражданского общества и особенно правозащитников. "Дёшево и сердито".
Таким образом, изучив и проанализировав поступившие на данный сайт предложения граждан и проведя их интерпретацию применительно к прокурорской деятельности в Республике Казахстан, можно сделать следующие выводы:
При проведении плановой (или внеплановой) аттестации личного состава органов прокуратуры необходимо учитывать не только физические, психологические и профессиональные, но и интеллектуальные и моральные качества каждого сотрудника прокуратуры.
Необходимо увеличить степень социальной защищенности и даже привлекательности рядовых должностей сотрудников органов прокуратуры.
Следует предоставить всем желающим право неограниченной фиксации (видео, аудио) правонарушений и преступлений, в том числе совершаемых государственными служащими, и в их числе сотрудниками правоохранительных органов и органов прокуратуры.
Следует рассмотреть вопрос о законодательном разграничении следственных и надзорных функций прокуратуры.
Для повышения оперативности прокурорского реагирования на коррупционные нарушения законов необходимо создать сеть мобильных приложений, номеров и социальных сетей/групп, которые станут базой для быстрого приема информации по готовящемуся, со-
вершаемому либо совершенному коррупционному деянию и скорейшего реагирования на нее.
Рецензия
научного руководителя Амирбекова Касумбека Илья-совича, доктора юридических наук, заведующего отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на статью соискателя степени кандидата юридических наук Иманова Ибрагима Альжановича
«О роли общественности в совершенствовании надзора органов прокуратуры Республики Казахстан за исполнением законов о противодействии коррупции»
Статья на тему «О роли общественности в совершенствовании надзора органов прокуратуры Республики Казахстан за исполнением законов о противодействии коррупции» посвящена детальному изучению контента сайта «Реформа правоохранительных органов», который запустила Генеральная прокуратура Казахстана.
Исследуемый интернет-форум создан специально для интерактивного диалога власти с гражданами, которые готовы откликнуться на процесс реализации институциональных реформ, объявленных Главой государства.
Тщательный теоретически обоснованный анализ содержательных высказываний участников форума позволил автору выработать определенные предложения, направленные на совершенствование правоохранительной практики органов прокуратуры в сфере коррупции.
Вносится пять существенных предложений, направленных на эффективизацию прокурорского надзора.
Статья отличается новизной благодаря уникальной инициативе Генеральной прокуратуры Казахстана, авторскому подходу к анализу его итогов, а выводы и предложения признаются актуальными. Материал может быть рекомендован для публикации в журнале, рекомендованном ВАКом Минобрнауки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований соискателей ученых степеней кандидата юридических наук и доктора юридических наук.
Заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук К.И.Амирбеков