DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_54 УДК 340.01
ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ КАК УНИКАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН LEGAL TRADITION AS A UNIQUE SOCIAL PHENOMENON
СТЕПАНОВА Айгуль Ахметзямилевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права,
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: Eigul80@mail.ru;
STEPANOVA A.A.,
Candidate of Law, Associate Professor of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Associate Professor of the Department of Constitutional Law. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: Eigul80@mail.ru
Краткая аннотация: в статье анализируются подходы к пониманию права, а также актуализируется вопрос о соотношении старого и нового в правовой традиции. Формированию и развитию правовой традиции способствуют разнообразная информация, включая законодательство, другие источники правового и неправового характера, которые сказываются на повседневном общении обычных людей.
Abstract: the article analyzes approaches to understanding law, and also actualizes the question of the relationship between the old and the new in the legal tradition. Formation and development of the legal tradition is facilitated by a variety of information, including legislation, other sources of a legal and non-legal nature that affect the everyday communication of ordinary people.
Ключевые слова: право, традиция, правовая традиция, правообразование, конституционная традиция, власть, государственность.
Keywords: law, tradition, legal tradition, law formation, constitutional tradition, power, statehood.
Для цитирования: Степанова А.А. Правовая традиция как уникальный социальный феномен // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_54.
For citation: Stepanova A.A. Legal tradition as a unique social phenomenon // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_54.
Статья поступила в редакцию: 21.03.2023
Право - феномен, который действует наряду с другими нормативными социальными регуляторами - моралью, религией, политикой и т. п. При этом существуют различные подходы к пониманию и объяснению природы этого феномена: теологический, патриархальный, психологический и др.
В «Манифесте Коммунистической партии», написанном Карлом Марксом (1918-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) в декабре 1847 - январе 1948 года, говорится: «Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»[1]. Здесь классики-ведут речь не о подлинном праве, а о произвольном законе, которое буржуазия выдают за право, то есть упрекают буржуазию в волюнтаризме, склонности произволу.
Зрелый и деятельный человек, который многое прочувствовал и склонен к глубоким размышлениям, осознает, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него нельзя. Для носителя такого ума понятно, что в живой и неживой природы, в человеческих отношениях существуют области, в которые вторгаться крайне опасно и вредно. Словом, носитель зрелого и деятельного ума способен самостоятельно, без всякой посторонней помощи, найти правильные ответы на насущные вопросы, связанные со свободой.
К. В. Арановский пишет, что «...конституцию нужно понимать как традицию»[2]. Хотя в работе заявлена тема конституционной традиции, в своих рассуждениях, интересных, содержательных, наводящих на размышления, Константин Викторович больше говорит, однако, не о конституционной традиции, а о государственно-правой традиции. Рассматривая конституционное право в качестве разновидности государственного права, он приходит к выводу: «государственно-правовая традиция представляет собой исторически сложившееся, выраженное в устойчивых навыках, нравственно-ценностное правообразование, обусловленное религиозными и светскими верованиями, мировоззрением, чувствами, качеством потребляемой информации и восприятия, понимания права, власти, государственности». И с этим нельзя не согласиться. Арановский убежден, что «в таком содержании государственно-правовая традиция позволяет людям жить и действовать в политически устроенном, упорядоченном правовом обществе»[3].
Словом, заявлено рассматривать конституцию как традицию. Но на самом деле традиция освещается с более широких позиций. И при с позиции общей теории права это можно понять традиция не только конституция, а в определенном смысле все право - традиция.
Традиции в широком смысле являются устойчивым спутником любого вида деятельности и постоянного общения людей»[4].
Если сложилась хорошая традиция, то ею надо бы дорожить. Для исследователя же важно получить надежную информацию о традиции как минимум следующих видов: а) о событиях истории; б) об особенностях ее внутренней организации (о системе (структуре) традиции); в) об особенностях действия, функционирования. По Владимиру Владимировичу Путину - Президенту Российской Федерации, когда мир переживает культурный слом, важно найти опору. Опора - традиция. На предстоящий период мирового переустройства, которое может продолжаться довольно долго, умеренный консерватизм - самая разумная линия поведения. И российский консерватизм - консерватизм оптимистов[5].
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
Сказанное имеет прямое отношение к правовой традиции.
Правовая традиция - богатое явление, развивающееся под влиянием различных факторов, как положительных, так и отрицательных. Существует угроза «обнуления» ее. Чтобы противостоять этой угрозе, более того, постоянно поддерживать правовую традицию в должном «работоспособном» состоянии, необходимы, по меньшей мере, два социальных звена.
Актуализируется вопрос о соотношении старого и нового в правовой традиции. Не всегда приверженность старине есть проявление застойного консерватизма, а знак подлинного вкуса, хорошего воспитания, добротной образованности, высокой культуры.
Закреплению правовой традиции, ее передаче из поколения к поколению способствует язык, особенно письменный.
Полагают, что в современном мире насчитывается порядка 7000 языков. Причем, эти языки не исчерпываются естественными языками. Существуют также и искусственные языки, которые играют определенную роль в разных областях социальной жизни[6].
Современные языки, которые активно используются в правовой сфере, складывались исторически. Их существование и развитие обусловлены историческими судьбами народов и их государственности, если народ «дорастал» до нее, а также той ролью, которую конкретный язык играл и продолжает играть в тех или иных ситуациях.
В становлении и развитии правовой традиции исключительную роль сыграли «пророческие» (профетические) или «апостольские (посланнические) языки - наречия, на которых волею исторических судеб оказались впервые изложено или записано, а впоследствии канонизировано то или иное вероучение, утверждающее правовое начало».
В основе генезиса и развития правовой традиции как культурологического феномена - юридические тексты, которые в свою очередь теснейше связаны с народной устно-поэтической традицией. Она же отражает наиболее глубокие и устойчивые мифологические образы и представления древних людей о добре и зле, свободе и порядке, гармонии и дисгармонии. Между мифами и юридическими текстами существует известная преемственность в том смысле, что человек, создав разнообразные мифы, тем самым заложил изустную архитектонику права, которая в последующем была развита в законах - на бумажных носителях. Сформировался своеобразный правовой язык. Следовательно, народная устно-поэтическая традиция, иначе фольклор, народная культура, заслуживает большего внимания и анализа. Иное ведет к ограниченным представлениям о праве и о его действии в обществе.
Ученые обращают на словарный запас правового языка, с которым он (правовой язык) иногда отождествляется. С их точки зрения, словарный запас самая важная часть правового языка, и он включает в себя выражения различного рода.
В более широком смысле правовыми терминами называют все выражения с определенным правовым значением, а их совокупность называют правовой терминологией, - заключают свои рассуждения о правовом языке В. Кнапп и А. Герлох[7].
Благодаря развитию письменности сформировались также государственные и официальные языки. По сравнению с понятием «официальный язык» по сферам использования и набору выполняемых функций государственный язык является более широким понятием.
Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти и местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком - государственным языком Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В силу этого, наряду с русским языком, в России развиваются и языки других народов. Принимая во внимание это обстоятельство, в России осуществляется языковая политика, согласно которой ряду языков придан правовой статус государственного языка. Так, в России зарегистрировано 30 государственных языков: русский язык на уровне Российской Федерации, а языки титульных народов - на территории соответствующих республик - субъектов Российской Федерации. Например, в Республике Башкортостан 12 народов имеют собственную языковую среду. Государственными языками являются языки: русский и башкирский. Сложная языковая ситуация в Кабардино-Балкарии. Здесь наряду с русским языком государственными являются языки: кабардинский и балкарский. Кроме того, для каждого языка характерно, что наряду с литературным языком используются различные говоры, диалекты, сленги. Это ведет к ситуации в одном случае к диглоссии, в другом - к билингвизму, в третьем -полилингвизму. Человек, владеющий несколькими языками, - полиглот - становиться нормой, а не исключением.
В современных условиях русский язык, как и другие языки, изменяется, вбирая в себя языковые новеллы, вызванные всеобщей компьютеризацией, развитием виртуального общения, цифровых технологией, усилением международных контактов на самых различных уровнях. Отношение населения к модернизации русского языка неоднозначное. Одни считают, что без использования в русской речи новых слов, терминов не обойтись, так как жизнь динамична. Другие выступают против включения в русский язык и в речь заимствований из других языков. Ученые и специалисты же полагают, что время от времени (2-3 раза в столетие) необходимо обновлять словарный состав русского языка, равно как и любого другого языка, уточнять правила правописания и произношения.
Формированию и развитию правовой традиции способствуют также разнообразная информация, включая законодательство, другие источники правового и неправового характера, которые сказываются на повседневном общении обычных людей, на практической деятельности должностных лиц - профессионалов в своем деле.
В догосударственный период своего развития, в историческом плане весьма и весьма продолжительном, общество вполне обходилось без закона в значении, принятом в современной теоретической и практической юриспруденции, ибо появление закона как регулятора общественных отношений связано с возникновением государства. А оно, как это убедительно обоснованно всей наукой, возникает лишь на опреде-
ленном этапе становления общества. Существует целый ряд теорий, объясняющих происхождение государства. Известны различные типы, виды, формы государства, имеющие самые различные обозначения, наименования. Но как бы то или иное конкретное государство не образовалось и как бы оно не характеризовалось в типическом отношении, по сути, государство всегда одно: государство представляет собой специфическое социальное образование, которое либо народное, либо антинародное; либо не мешает нормальному развитию общества, либо мешает такому развитию. Взаимоотношения общества, главной энергетической силой которого является человек, а в совокупном исчислении народ, и государства, который в аппаратном варианте опирается на государственных служащих, и на тех, кто поддерживает их, могут складываться по-разному: от конфронтации до взаимодействия. И отношения между государствами различны. Хотя желательны партнерские и доверительные отношения между ними, на самом деле отношения между государствами, а они разноплановы и многообразны, отнюдь не всегда мирные и устойчивые до такой степени, чтобы во всем полностью доверяться друг на друга.
Право, что исходит от народа, это одно, а право, что является результатом целенаправленной законотворческой деятельности государства, это уже другое. То право, что облачено в форму закона, исходящего от государства, тоже всегда одно: право власти. Но государство, используя различные каналы воздействия на сознание и волю людей, стремится представить такой закон источником не только права власти, а и источником и формой любого права, в том числе и права которое является живым правом здравствующего и деятельного народа.
В результате относительно генезиса и природы права и закона в заблуждение может быть введено не только какая-то часть общества, а даже все общество. Впрочем, многие, особенно наиболее продвинутые и прозорливые, вполне понимают это. Но в зависимости от ситуации либо помалкивают, либо рьяно поддерживают то, что, на их взгляд, более отвечает их интересам. Что ж благоразумно, если довольствоваться тем малым, что обеспечивает достаток и более или менее сносное существование, что не исключает приобретение и чего-то существенного, а не стремится к достижению целей, сопряженных с риском потерять все.
Существует мнение, что лимит на революции исчерпан. С этим можно было бы согласиться вполне. Но революция революции рознь. Если считать, что исчерпан лимит на научно-технические революции, то это значит обречь общество и его государственность на стагнацию, кризис и развал. Иное дело - социальная революция. Социальная революция преступна, если она посягает на живую и жизнеспособную правовую традицию. Но, как свидетельствует исторический опыт, известны социальные революции, которые являются могильщиком правовой традиции, которая уже перестала быть таковой, выродившись в нечто совершенно противоположное ей - в диктатуру голой силы.
Но и эти социальные революции не очень привлекательны, потому что зачастую рушат не только уже отжившее и вредное для социального развития, а и необходимое, полезное, зарождающееся новое, но еще слабое, чтобы вполне обезопасить себя. В таких случаях какое-то время торжествует анархия в различных видах и формах. Хаос и порядок оказываются антагонистами, хотя при эволюционном развитии общественных отношений, естественном ходе событий, они образуют определенное единство.
Сущность правовой традиции заключается в том, что она, культивируя традиции, обеспечивает духовное воспроизводство человека и социума. В результате многогранной, активной, созидательной деятельности по освоению действительности последующее поколение людей воспроизводит предшествующее поколение. Но не путем простого подражания, а путем творческого освоения опыта.
Библиогра фия:
1. Маркс к. и Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х томах. Т. I. - М.: Политиздат, 1966. - С. 122.
2. Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 178.
3. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 138.
4. Тихомиров Ю.А. Право: традиции и новые повороты : Монография. Мысль ; Blok-Print, 2021. С. 8.
5. Латухина Кира, Источники русской традиции // Российская газета, 2021, 25 октября, понедельник. № 243 (8594). - С. 2.
6. Пиперски А. Конструирование языков: от эсперанто дотракийского. 2-е изд. М.: Альпина нон-фикшн, 2018.
7. Ушаков А.А. Очерки советской законодательной стилистики. - Пермь, 1967; Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979; он же. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, УИФ «Наука», 1993; Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М. : Юрид. лит., 1990; Власенко Н.А. Язык права. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1997; Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М.: НОРМА, 2003; Самигуллин В.К. Логическое основание права и его языковое оформление. Монография. Уфа: Академия ВЭГУ, 2014; Каримов А. С. Конституционно-правовой статус языков в субъектах Российской Федерации. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2015.
References:
1. Marx K. and Engels F. Selected works in 3 volumes. T. I. - M.: Politizdat, 1966. - p. 122.
2. Aranovsky K. V. Constitutional tradition in the Russian environment. St. Petersburg: Publishing House "Legal Center Press", 2003. p. 178.
3. Aranovsky K.V. Constitutional tradition in the Russian environment. St. Petersburg: Publishing House "Legal Center Press", 2003. p. 138.
4. Tikhomirov Yu.A. Law: traditions and new turns : Monograph. Thought ; Blok-Print, 2021. p. 8.
5. Latukhina Kira, Sources of the Russian tradition // Rossiyskaya Gazeta, 2021, October 25, Monday. No. 243 (8594). - p. 2.
6. Piperski A. Constructing languages: from Esperanto to Dothraki. 2nd ed. Moscow: Alpina non-fiction, 2018.
7. Ushakov A.A. Essays of Soviet legislative stylistics. - Perm, 1967; Cherdantsev A.F. Interpretation of Soviet law. M., 1979; he. Logical-linguistic phenomena in law, legal science and practice. Yekaterinburg, UIF "Science", 1993; The language of the law / Edited by A.S. Pigolkin. M. : Yurid. lit., 1990; Vlasenko N.A. The language of law. Irkutsk. East Siberian Book Publishing House, 1997; Gubaeva T.V. Language and Law. The art of word mastery in professional legal activity. M.: NORM, 2003; Samigullin V.K. The logical basis of law and its linguistic design. Monograph. Ufa: VEG Academy, 2014; Karimov A. S. Constitutional and legal status of languages in the subjects of the Russian Federation. Moscow: Publishing House "Yurlitinform", 2015.