Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ'

ПОНИМАНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
283
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СОВЕТСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗМ / ЛЕНИН / МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ / РЕВОЛЮЦИЯ / CONSTITUTIONALISM / SOVIET CONSTITUTIONALISM / SOVIET STATE / IDEOLOGY / POLITICAL CULTURE / SOCIALISM / LENIN / MARXISM-LENINISM / REVOLUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коровин Кирилл Сергеевич

Цель исследования. В статье утверждается, что советский конституционализм после произошедших двух революций стал инструментом в руках большевиков, благодаря которому они смогли легитимировать свою власть. Если понятие «конституционализм» в российском правоведении вызывает ожесточенные споры, то его советский вариант является еще более сложным концептом. Для этих целей различные подходы были классифицированы по двум критериям: культурно-идеологическому и политико-системному. Выводы. В результате исследования установлено, что культурно-идеологическое измерение конституционализма непосредственно связано с историей политических и правовых учений, поскольку конституционализм в данном понимании рассматривается как политико-правовая доктрина, основанная на культурных традициях той или иной страны. В данном случае конституционализм будет непосредственно зависеть от правовой и политической культуры, и может быть как марксистским, так и неолиберальным. Как раз понятие «культуры» позволяет избежать распространенного европоцентризма при определении понятия «конституционализм». Дело в том, что советский конституционализм, основанный на идеологии марксизма-ленинизма, имел совершенно иные черты, нежели чем западноевропейский конституционализм. Было выявлено, что политико-системное измерение конституционализма позволяет посмотреть на советское государство с позиций теории политических режимов и описать особенности функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Советский конституционализм обладал специфическими параметрами, что отразилось в структуре органов публичной власти, их функциях, способах взаимодействия власти с населением. Стоит сказать, что социалистический конституционализм наиболее близок к понятию «государственность», которая отражает качественное состояние советского общества и государства, специфику его функционирования. Ключевой особенностью советского конституционализма являлось первостепенное влияние идеологии марксизма-ленинизма на все элементы конституционного правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING CONSTITUTIONALISM AND THE PECULIARITIES OF ITS SOVIET MODEL IN THEORETICAL JURISPRUDENCE

Purpose of the study. The article argues that Soviet constitutionalism, after the two revolutions that took place, became an instrument in the hands of the Bolsheviks, thanks to which they were able to legitimize their power. If the concept of "constitutionalism" in Russian jurisprudence causes fierce controversy, then its Soviet version is an even more complex concept. For these purposes, different approaches were classified according to two criteria: cultural-ideological and political-systemic. Conclusions. As a result of the study, it has been established that the cultural and ideological dimension of constitutionalism is directly related to the history of political and legal doctrines, since constitutionalism in this understanding is considered as a political and legal doctrine based on the cultural traditions of a particular country. In this case, constitutionalism will directly depend on legal and political culture, and can be both Marxist and neoliberal. It is precisely the concept of “culture” that allows us to avoid the widespread Eurocentrism when defining the concept of “constitutionalism”. The fact is that Soviet constitutionalism, based on the ideology of Marxism-Leninism, had completely different features than Western European constitutionalism. It was revealed that the political and systemic dimension of constitutionalism allows us to look at the Soviet state from the standpoint of the theory of political regimes and describe the features of the functioning and interaction of government bodies. Soviet constitutionalism had specific parameters, which was reflected in the structure of public authorities, their functions, ways of interaction between the authorities and the population. It is worth saying that socialist constitutionalism is closest to the concept of "statehood", which reflects the qualitative state of Soviet society and the state, the specifics of its functioning. A key feature of Soviet constitutionalism was the primary influence of the ideology of Marxism-Leninism on all elements of the constitutional legal order.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА И ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

1.5. Понимание конституционализма и особенностей его советской модели в теоретической юриспруденции

©Коровин Кирилл Сергеевич

Уральский государственный юридический университет, г.Екатеринбург, Россия korovinscience@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования. В статье утверждается, что советский конституционализм после произошедших двух революций стал инструментом в руках большевиков, благодаря которому они смогли легитимировать свою власть. Если понятие «конституционализм» в российском правоведении вызывает ожесточенные споры, то его советский вариант является еще более сложным концептом. Для этих целей различные подходы были классифицированы по двум критериям: культурно-идеологическому и политико-системному.

Выводы. В результате исследования установлено, что культурно-идеологическое измерение конституционализма непосредственно связано с историей политических и правовых учений, поскольку конституционализм в данном понимании рассматривается как политико-правовая доктрина, основанная на культурных традициях той или иной страны. В данном случае конституционализм будет непосредственно зависеть от правовой и политической культуры, и может быть как марксистским, так и неолиберальным. Как раз понятие «культуры» позволяет избежать распространенного европоцентризма при определении понятия «конституционализм». Дело в том, что советский конституционализм, основанный на идеологии марксизма-ленинизма, имел совершенно иные черты, нежели чем западноевропейский конституционализм. Было выявлено, что политико-системное измерение конституционализма позволяет посмотреть на советское государство с позиций теории политических режимов и описать особенности функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Советский конституционализм обладал специфическими параметрами, что отразилось в структуре органов публичной власти, их функциях, способах взаимодействия власти с населением. Стоит сказать, что социалистический конституционализм наиболее близок к понятию «государственность», которая отражает качественное состояние советского общества и государства, специфику его функционирования. Ключевой особенностью советского конституционализма являлось первостепенное влияние идеологии марксизма-ленинизма на все элементы конституционного правопорядка.

Ключевые слова: конституционализм, советский конституционализм, советское государство, идеология, политическая культура, политическая культура, социализм, Ленин, марксизм-ленинизм, революция.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00866 «Советский конституционализм: доктринальное, юридическое и символическое измерения».

Для цитирования: Коровин К.С. Понимание конституционализма и особенностей его советской модели в теоретической юриспруденции //Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 032-040.

Understanding constitutionalism and the peculiarities of its soviet model in theoretical jurisprudence

©Korovin Kirill Sergeevich

Ural State Law University, Ekaterinburg, Russia

korovinscience@yandex.ru

Abstract

Purpose of the study. The article argues that Soviet constitutionalism, after the two revolutions that took place, became an instrument in the hands of the Bolsheviks, thanks to which they were able to legitimize their power. If the concept of "constitutionalism" in Russian jurisprudence causes fierce controversy, then its Soviet version is an even more complex concept. For these purposes, different approaches were classified according to two criteria: cultural-ideological and political-systemic.

Conclusions. As a result of the study, it has been established that the cultural and ideological dimension of constitutionalism is directly related to the history of political and legal doctrines, since constitutionalism in this understanding is considered as a political and legal doctrine based on the cultural traditions of a particular country. In this case, constitutionalism will directly depend on legal and political culture, and can be both Marxist and neoliberal. It is precisely the concept of "culture" that allows us to avoid the widespread Eurocentrism when defining the concept of"constitutionalism". The fact is that Soviet constitutionalism, based on the ideology of Marxism-Leninism, had completely different features than Western European constitutionalism. It was revealed that the political and systemic dimension of constitutionalism allows us to look at the Soviet state from the standpoint of the theory of political regimes and describe the features of the functioning and interaction of government bodies. Soviet constitutionalism had specific parameters, which was reflected in the structure of public authorities, their functions, ways of interaction between the authorities and the population. It is worth saying that socialist constitutionalism is closest to the concept of "statehood", which reflects the qualitative state of Soviet society and the state, the specifics of its functioning. A key feature of Soviet constitutionalism was the primary influence of the ideology of Marxism-Leninism on all elements of the constitutional legal order.

Keywords: constitutionalism, Soviet constitutionalism, Soviet state, ideology, political culture, political culture, socialism, Lenin, Marxism-Leninism, revolution.

Acknowledgments. The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-011-00866 "Soviet constitutionalism: doctrinal, legal and symbolic dimensions".

For citation: Korovin K.S. Understanding constitutionalism and the peculiarities of its soviet model in theoretical jurisprudence // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №7. Pp. 032-040. (in Russ.).

Введение

После Октябрьской революции 1917 г. и разгона Учредительного собрания возникло совершенно новое политико-правовое явление - советский конституционализм. Его основная особенность была именно в первостепенном значении марксистско-ленинской идеологии для советской социалистической конституционной доктрины, на которую всецело опиралась пролетарская конституция 1918 г.1 Будучи явлением идеологического характера, советский конституционализм с точки зрения идейного содержания представлял собою «матрицу» социально-политических понятий, влияющих на правосознание населения советского государства. Поэтому выявление специфических черт, присущих советскому конституционализму, безусловно, важно как для изучения его политико-правовой доктрины, так и для иных политико-правовых учений советского периода.

Феномен конституционализма в юридической науке

Прежде всего, для советского конституционализма родовым является понятие «конституционализм», в то время как «советское» составляет его национальные, территориальные и культурные черты. В современной юридической науке сложилось множество подходов к понятию конституционализма2, что, согласно В.Г. Графскому, делает его нечётко определённым, и создает множество «фантазийных» и вольных интерпретаций3. Они в своей совокупности могут быть классифицированы по двум критериям: культурно-идеологическому и политико-системному. К первой группе определений можно отнести понимание конституционализма как учения о конституции, правовой идеологии, принципа права, феномена правового сознания, части мировой культуры, явления западного мира, результата конституционных революций. Во второй группе конституционализм рассматривается как форма правления, ограниченная конституцией; конституционная политическая система; государственно-политический и правовой режимы; правовая политика.

Такое разнообразие подходов свидетельствует о том, что в теории права не сложилось единых рамок для понимания конституционализма. Это затрудняет концептуализацию конституционализма как исследовательской категории. Тем не менее, автор предлагает обобщить существующие подходы по двум направлениям -культурно-идеологическому и политико-системному - и заложить интегративное понимание феномена конституционализма, соединяющее в себе доктринальные

и институциональные элементы. Дело в том, что конституционализм в каждой конкретной исторической эпохе будет иметь свои уникальные особенности и черты. Поэтому правоведы могут говорить как о конституционализме Веймарской республики, о конституционализме поздней Российской империи, о современном российском конституционализме, так и о советском конституционализме.

Культурно-идеологическое измерение конституционализма находится в предметной области истории политических и правовых учений, и конституционализм здесь является политико-правовой доктриной, соответствующей ценностям политического сообщества. В.Г. Графский понимал конституционализм как философию права, объединяющую различные правовые понятия и идеи, правовые принципы, правила и учреждения, соответствующие определённой правовой культуре и тра-диции4. Как научная категория он представляет собою совокупность идей, которые отражают существование конкретных явлений бытия5, выражающихся в конституции и конституционном правопорядке.

Центральным для аутентичного понимания конституционализма в государстве является определение судьи Конституционного суда РФ К.В. Арановского: это традиция, «оснащённая не только видимой частью - нормативными текстами, набором политико-правовых учреждений, институтов публичной власти, но и системой мировоззренческих представлений, верований, образов, поведенческих навыков и автоматизмов. В этом смысле образование конституционного режима является не только и не столько официальным актом провозглашения основного закона, конституционного по содержанию, сколько привитием, формированием образа жизни, жизненной философии» [Арановский, 2002: 41].

Видение конституционализма сквозь призму политической и правовой культуры является удачным, поскольку позволяет выявить его национальные особенности в различных государствах. Таким образом, преодолеваются недостатки европоцентризма в юридической науке, и становится неубедительным отрицание конституционализма в развивающихся странах и государствах, которые не движутся в направлении неолиберализма и западной модели демократии. Культурологический подход позволил К.В. Арановскому рассматривать конституцию как «исторически сложившееся, выраженное в устойчивых навыках, нормативно-ценностное правообразование, обусловленное религиозными или светскими верованиями, мировоз-

1 См. подробнее: Гигаури Д.И., Коровин К.С. Революционный миф "диктатуры пролетариата" в советской конституционной доктрине 1918 г. и визуальной коммуникации // Genesis: исторические исследования. 2019. №11. С. 40-57.

2 См. подробнее перечень существующих подходов к конституционализму: Юрковский А.В. Конституционализм: системный подход к формированию универсальной политико-правовой категории // Вопросы теории и истории государства и права. Сибирский юридический вестник. 2013. №3(62). С. 21-26.

3 См. подробнее: Графский В.Г. Конституция и конституциона-

лизм в междисциплинарном восприятии (история и современ-

ность) // Философия права и конституционализм (материалы четвертых философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца, 2 октября 2009 г., Москва) / под ред. В.Г. Графского и М.М. Славина. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. - С. 18-19.

4 См.: Графский В.Г. Конституция и конституционализм в междисциплинарном восприятии (история и современность). С. 19-20.

5 См. подробнее: Автономов А.С. Методологические аспекты исследования системы категорий конституционного права // Теоретические проблемы российского конституционализма / под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: ИГиП РАН, 2000. - С. 5-6.

зрением, чувствами, качеством потребляемой информации и восприятия, понимания права, власти, государственности» [Арановский, 2003: 138].

Изучение конституционализма в границах определённой правовой традиции, как справедливо отмечает И.А. Кравец, будет зависеть от определённого типа право-понимания6 - либерального или, например, марксистского. Среди российских правоведов существует консенсус относительно того, что они понимают конституционализм в духе неолиберализма, акцентирующего внимание на правах человека, правах меньшинств и нивелирующего национальные и коллективные начала. Конституционализм рассматривается как совокупность политико-правовых идей, соответствующих принципам демократии7; путь к правовому государству, на котором закрепляются на конституционном уровне демократические принципы8, демократические ценности9. Верно подметил Н.Н. Тарасов, что «за рамками юридико-дог-матического пространства пока приходится больше говорить о параллелизме правовых культур России и Запада, нежели об их совместности» [Тарасов, 2017: 14].

Доктрина «либерального» конституционализма, по мнению Т.Я. Хабриевой и В.Е. Чиркина, состоит из определённого набора принципов, на которых должна быть построена конституция: обязательна для любого государства; разрабатывается и принимается при участии народа; является политическим, юридическим и идеологическим документом, формирующим основы общества; обладает высшей юридической силой; является стабильной или изменчивой в зависимости от конкретных жизненных условий; выражает общечеловеческие ценности10. Аналогично думал В.С. Нерсесянц, что конституционализм - это «надгосударственная, надпартийная» идеология правового государства, выражающаяся в защите, уважении и соблюдении конституции11. Можно с уверенностью утверждать, что конституционализм в такой интерпретации имеет свои корни в европейской правовой культуре и цивилизации.

Ярким примером понимания конституционализма в Западной Европе представляется позиция исследователей А. Саджо и Р. Уитц, которые видят конституционализм как совокупность ожиданий относительно действий государства, совокупность взаимосвязанных концепций, принципов и практик организации и ограничения государственной власти в целях предотвращения деспотизма посредством системы сдержек и противовесов, разделения властей [Sajó, Uitz, 2017: 1314]. Однако такое либеральное понимание конституционализма недопустимо при изучении совершенно иной исторической реальности, такой как советское государство. Идеология марксизма-ленинизма задавала определённые культурные и институциональные рамки для

6 См.: Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. - С. 261.

7 См.: Богданова Н.А. Система науки конституционного права. -М.: Юристъ, 2001. - С. 164.

8 См.: Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве: дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. М., 1999. С. 263.

9 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - С. 79.

10 См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Инфра-М, 2007. - С. 66.

11 См.: Нерсесянц В.С. Конституционализм как общегосудар-

ственная идеология // Конституционно-правовая реформа в Рос-

сийской Федерации. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - С. 8.

развития конституционализма, в связи с чем правовая система приобретала свои особенности, отличные от западноевропейских государств.

Политико-системное измерение конституционализма находится в предметном поле теории и истории государства и права, что позволяет рассматривать конституционализм как систему политических институтов и практик функционирования публичной власти. Конституционализм является с позиций либерализма политико-правовым режимом, который устанавливает начала конституционности в обществе посредство закрепления таких правовых принципов, как верховенство конституции, приоритет прав и свобод человека и гражданина, в государственном строе, праве, общественном сознании12, конституционной практике13. Он выступает общественным консенсусом и «правилами игры», допустимыми на данном историческом этапе развития. В данной концепции стоит учесть, что конституция вовсе не свидетельствует о наличии конституци-онализма14. Что касается советского государства и его конституционных практик, то революционное правосознание было понятием ленинской теории права, определяющей режим действия Конституции РСФСР 1918 г. В данном случае общепринятые характеристики конституционализма как политико-правового режима здесь не подходят.

Проблема институционального подхода к конституционализму состоит в том, что он даёт легальные основания для концепций западноевропейского конституционализма считать одни государства конституционными, а другие - нет. С точки зрения американской политической теории о режимах, в мире существует биполяр-ность: с одной стороны, есть либеральные демократии, построенные на принципах прав человека, с другой стороны, есть нелиберальные автократии, строящиеся на религиозных и иных политических идеологиях, противоположных и враждебных либерализму. Например, А. Саджо и Р. Уитц утверждают, что не все конституции соотносятся с конституционализмом как неким принципом [Sajó, Uitz, 2017: 13-14]. В соответствии с историзмом и реализмом такая модель как либеральный конституционализм во всех странах мира существовать не может, поскольку исторические традиции оказывают влияние на правосознание, а категория конституционности, характерная для англо-саксонской юриспруденции, не может быть актуальной для всех правовых систем15.

Логика либерального конституционализма является тоталитарной и не допускает наличие в политико-правовой доктрине идеологически противоположных западным демократиям идей. Выход из такого противоре-

12 См.: Сонина Л.В. Конституционализм в Российской Федерации как политико-правовой режим: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Екатеринбург, 2001. С. 7.

13 См.: Самигуллин М.В. К вопросу о понятии конституционализма // Право и политика. 2007. №11. С. 110-115.

14 См.: Пастухов В.А. Политический режим и конституционный кризис в России // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1997. №2(19). С. 28.

15 См.: Рахманова Н.А. К вопросу о понятии «конституционность»: философско-правовой и формально-юридический анализ // Вестник полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. Конституционное и административное право. 2011. №13. С. 135.

чия находит К.В. Арановский, говоря о том, что в большинстве обществ может существовать конституционализм как культурная традиция [Арановский, 2002: 4150]. Тем не менее, невозможно будет констатировать присутствие в советском государстве принципа конституционности, который был впервые употреблён в политическом лексиконе, по мнению Г. Дж. Бермана, отцами-основателями Конституции США, и понимался ими как верховенство конституции над всеми законами в государстве16. Сегодня он рассматривается как государственно-правовой режим действия конституции17 и «система реально действующей правовой конституции, её верховенства, прямого действия и охраны» [Витрук, 2001: 58]. Советский конституционализм строился на несколько иных принципах, так как долгое время Россия находилась под влиянием идей европейского Просвещения, и сама развивала эти идеи на философском уровне. Сложилась правовая традиция, очень похожая на европейскую, имеющая практически все те же признаки, но со своими особенностями. И только в начале XX в. в Российской империи зародился конституционализм, а советское государство создало свою модель, основанную на принципах социалистической идеологии и романо-германской правовой системы.

В российской правовой традиции понятие «конституционализм» очень близко с точки зрения модели функционирования государственной власти к понятию «государственность». Это связано с тем, что в советский период долгое время изучалось именно государственное, а не конституционное право. Как указывает Е.А. Белка-нов, государственность является функциональным состоянием государства18. Это процесс осуществления своих функций государственными институтами на основе определённых политико-правовых идей и принципов19. В то время как А.С. Шабуров понимает государственность как «качественную характеристику общества», которая выражается в преемственности традиций, культуры и истории [Шабуров, 2013: 9-11]. Государственность является понятием такого порядка, как понятие «законность», т. е. как законность выражает качественное состояние правовой системы, так и «государственность» выступает качественной характеристикой государства20. Представляется, что «государственность» является категорией, которая позволяет описать конституционализм с качественных и функциональных позиций. Особенно ярко она отражает специфику советской модели конституционализма, в которой Советы как публичные органы государства занимали особое место.

Представленные два подхода к рассмотрению конституционализма - культурно-идеологический и политико-системный - имеют много общего: в них так или иначе доктринальные и институциональные компоненты конституционализма переплетаются. В связи с этим можно попытаться сформулировать интегратив-ное понимание конституционализма. Над решением этой проблемы занимался Н.В. Витрук, писавший о том, что понятие конституционализма имеет многоэлементный состав: оно включает в себя конституцию, а также

16 См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. - М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА-М НОРМА, 1998. - С. 370.

17 См.: Рахманова Н.А. Указ. соч. С. 133-137.

18 См.: Белканов Е.А. К вопросу о понятии «государственность»

// Российский юридический журнал. 2013. №3(90). С. 97.

иные источники конституционного права, и связанные с нею явления (конституционную доктрину, идеи и ценности, идеологию, правопорядок), которые образуют единую конституционно-правовую систему. В качестве комплексного явления конституционализм имеет такие срезы, как мировоззренческий («конституционное мировоззрение как философско-правовое осмысление конституции», «конституционно-государственная идеология»), идейно-теоретический (конституционная теория, доктрина), нормативно-правовой (конституция и иные источники права, «конституционно-правовая политика»), функциональный (конституционность, конституционный порядок, средства обеспечения и охраны конституции), культурно-воспитательный («конституционно-правовое» сознание, просвещение, воспитание, культура) [Витрук, 2016: 225-226].

Доктринальное содержание конституционализма позволяет С.Н. Бабурину говорить о том, что конституционализм обязательно должен отражать цивилизацион-ные особенности государства: «культурно-исторические особенности государств и народов», духовно-нравственные начала государственности [Бабурин, 2021: 126-127]. Похожей позиции придерживается Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин, говоря о феномене конституционной идентичности. По сути рассмотрение конституционализма сквозь призму конституционной идентичности выводит исследователя в область культуры народа, а также смежных идентич-ностей - религиозной, национальной и идеологической [Зорькин, 2020: 204-205]. Получается, что конституционализм - это «сформированная исторически система политико-правовых идей о конституционном государстве, которая реализована в законодательстве, юридической практике и правосознании»21.

Итак, под конституционализмом автор понимает юридические форму и содержание политической системы общества, основу которого составляет фундаментальная политико-правовая доктрина, а также публичные институты государства, закреплённые на уровне конституции и конституционного законодательства, функционирующие в рамках определённых социальных практик, политического режима и правопорядка. В связи с тем, что предложенная концепция конституционализма является универсальной, его структура будет подробно описана в рамках определения понятия и сущности советского конституционализма.

Советская модель конституционализма

Советский конституционализм с момента своего возникновения в 1917 г. после Октябрьской революции стал приобретать черты, которые с незначительными изменениями присутствовали во все периоды существования советского государства. В нем отвергались такие общедемократические постулаты, как правовое государство, естественное право, отрицались право-

19 См.: Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции): учебный курс. - М.: Право и государство, 2003. -С. 114-117.

20 См.: Войтенко О.В. Государство, государственное образование, государственность (теоретико-методологический анализ их соотношения): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 16.

21 Рахманова Н.А. Указ. соч. С. 134.

вые ценности западноевропейского конституционализма22. Тем не менее советские ученые признавали сходство советского конституционализма с западным в том аспекте, что любая конституция, как политико-правовой документ, состоит из трёх частей: формы правления, режима деятельности государственных органов и гражданских прав. Советская конституция есть такая же форма организации государства, как и на Западе -правление господствующего класса, основанное на подавлении одного класса другим23. Однако конституционное государство, по словам П.И. Стучки, как «особая, высоко развитая организация господствующего класса» отличалось от государства как «классовой организации общества или организации власти господствующего класса» [Стучка, 1929: 88].

Советские юристы отмечали, что «социалистический конституционализм» (советский конституционализм), имея сходство с буржуазным вариантом в понимании конституции, отличается от него в том, что в советском государстве нет разрыва между юридической и фактической конституцией24. В советской модели Ю.И. Скуратов видел следующие общие для конституционализма элементы: фактическую конституцию - социально-экономические и политические отношения в советском обществе; юридическую конституцию - советское конституционное законодательство, конституционное правосознание советского народа. Базовыми признаками социалистического конституционализма, в отличие от западного, являлись единство фактической и юридической конституции25, «политико-правовой идеологии с конституционным правосознанием масс»26.

Советский социалистический конституционализм в понимании юристов того времени - это самый высший вид конституционализма, который был основан на комплексе идей научного коммунизма об основном законе и государственно-правовом режиме власти, который закрепляется конституцией. Его материальной основой, безусловно, являлись социалистические производственные отношения27. Поэтому он есть сочетание конституционной теории, в основе которой лежит марк-систко-ленинское мировоззрение, и практики «социалистического конституционного строитель-ства»28. Иными словами, это принятые в советском обществе конституционные идеи, то есть доктринальная основа конституции, и область политико-правовой практики29. Конституционные идеи основывались на таких общечеловеческих ценностях, которые должны быть заложены в основу любой конституции: народовластие, общественная собственность, право наций на само-

определение и т. д.30 Политико-правовая практика выражалась в его конституционной системе, в рамках которой происходило правовое регулирование общественных отношений, их регламентация на конституционном уровне, реализация норм конституции31. Более подробно рассматривает представления о конституционализме в советской юриспруденции Ю.Л. Шуль-женко32.

Понятие советского конституционализма в современном правоведении подвергается критике. «В целом советский конституционализм во все годы его существования можно характеризовать и как фиктивный» [Шуль-женко, 2010: 155-157], - пишет Ю.Л. Шульженко. Подобной позиции придерживается В.Е. Чиркин и выделяет пять разновидностей конституционализма: демократического капитализма; переходного постсоциалистического общества; развивающихся полудемократических стран; полуфеодально-теократического мусульманского фундаментализма; тоталитарного социализма. К последнему типу, несомненно, относится советский конституционализм, характеризующийся тем, что он декларирует основные демократические принципы, которые не действуют, поскольку на практике работают только тоталитарные идеи [Чиркин, 2002: 20]. Такое видение советского конституционализма представляется идеологически мотивированным в духе К. Фридриха и З. Бжезинского, которые разработали понятие «тоталитаризма» для описания политического режима в советском государстве - «империи зла».

Функциональный подход в теоретико-правовой науке позволяет классифицировать конституционализм в зависимости от того или иного политического режима, установившегося в государстве. Реальный конституционализм может быть только при демократии и строится на основе принципов верховенства права, разделения властей, свободных выборов. Мнимый конституционализм существует при авторитаризме, когда есть формальное процессуальное оправдание существующего строя в условиях псевдомногопартийности и фиктивности выборов. Номинальный конституционализм соответствует тоталитаризму и характеризуется бездействием конституционных норм, неограниченностью государственной власти и идеологической монополией33. Если в последнем определении идеологическую концепцию тоталитаризма заменить научным термином,

22 См.: Шульженко Ю.Л. Отечественный конституционализм. Ис-торико-юридическое исследование. - М.: Институт государства и права РАН, 2010. - С. 137.

23 См.: Малицкий А. Советское государственное право (очерки). - Киев: Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1926. - С. 43.

24 См.: Деев Н.Н. Кризис современного буржуазного конституционализма // XXV съезд КПСС и дальнейшее развитие советского государства, демократии и права. - М.: ИГП АН СССР, 1977. - С. 156-160.

25 См.: Скуратов Ю.И. Советский конституционализм: понятие и структура // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете конституции СССР 1977 года. Вопросы теории государства и права, государственного и административного права. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. - С. 230232.

26 Теоретические основы Советской Конституции / отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: Наука, 1981. - С. 49.

27 См.: там же. С. 48-49.

28 Михалева Н.А. Социалистическая конституция: проблемы теории. - М.: Юрид. лит., 1981. - С. 5.

29 См.: Виноградов В.В. История исследования понятия "конституционализм" в России // Вестник Евразийской Академии Административных Наук. 2013. №3(24). С. 56-60.

30 См.: Степанов И.М. Конституционализм: ценности культуры и культура ценностей // Современный конституционализм. По материалам советско-британского симпозиума. - М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1990. - С. 20-26.

31 См.: Ильинский И.П., Лебедев М.П., Черноголовкин Н.В. Политическая организация и управление обществом при социализме. -М.: Мысль, 1975. - С. 26.

32 См. подробнее: Шульженко Ю.Л. Понятие конституции в науке советского государственного права // Труды Института государства и права РАН. 2013. №6. С. 5-23.

33 См.: Лисицын Д.В. Российский конституционализм как модель взаимодействия общества и государства: автореф дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02. Ставрополь, 2004. С. 18-19.

введённым в оборот Б. Геддес (однопартийная автократия)34, тогда понятие номинального конституционализма будет выглядеть вполне обоснованным и рабочим инструментом для описания особенностей функционирования советского конституционализма.

Основываясь на функциональном подходе, А.Н. Ме-душевский детально разрабатывает концепцию «советского номинального конституционализма». Под ним он понимает форму общественного сознания и социального конструирования, которая, с одной стороны, была рациональной (утверждение государственного и общественного строя), с другой стороны, иррациональной (утопическая картина коммунистического мира). Поскольку советский псевдоконституционализм имел двойственную природу (состоял из двух типов норм -правовых и идеологических), то идеологические нормы могли так истолковывать правовые нормы, что их очевидный смысл менялся на противоположный35.

Радикальная позиция относительно советского конституционализма состоит в утверждении, что невозможно выделить какие-либо виды конституционализма - реальный, мнимый или номинальный, - поскольку конституционализм либо есть как политико-правовое явление, базирующееся на демократических принципах, либо его нет. Например, М.А. Краснов говорит о том, что конституционализма не может быть при тоталитарном режиме, поскольку наличие конституции не создаёт конституционализма36. По Т.Я. Хабриевой, конституционализм - это «наличие действенных норм и процедур, ограничивающих власть». Это всегда ограничение власти путём реализации принципа разделения властей [Хабриева, 2008: 15-23]. Даже если в тексте конституции будут прописаны нормы и процедуры ограничения власти, но правовая культура в государстве не будет отражать эти принципы как наиболее значимые, это ни к чему не приведёт.

Советский конституционализм, по мнению В.Е. Чир-кина, обладал такими чертами: «руководящая роль коммунистической партии; идеологическая функция конституции; ликвидация частной собственности и предпринимательства; неравный статус социальных классов; отсутствие разделения властей и местного самоуправления; зависимость прав граждан от интересов социализма» [Чиркин, 2002: 20]. Конституционализм отражался в закреплении прав и свобод граждан, парламента в Конституции РСФСР 1918 г. Она «являлась Основным законом общества в начальный период перехода от капитализма к социализму». Поскольку советские конституции закрепляли основы экономического строя, то они становились основным экономическим законом страны. «Закрепление основ экономической системы в конституциях является одним из основных показателей реального, практического конституционализма»37.

Ю.Л. Шульженко полагал, что советское государство с самого начала своего существования имело определённые проблемы в своём развитии, которые стали

34 См.: Geddes B. What do we know about democratization after twenty years? // Annual Review of Political Science. 1999. Vol.2. P. 115-144.

35 См.: Медушевский А.Н. Политическая история русской рево-

люции: нормы, институты, формы социальной мобилизации в ХХ

веке. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - С. 613-

614.

причинами экономического, политического и правового отставания России от стран Запада. Это проявилось в уровне благосостояния советских граждан, научно-техническом развитии, в установлении подлинных демократических институтов и реализации прав граждан. «Судьбоносной» для социализма стала «перестройка», поскольку она стала продвигать западные идеи политического порядка в общество. Тем не менее преобразования носили косметический характер в духе традиций реформ коммунистической партии, поэтому советское государство не выстояло в условиях быстроразвиваю-щегося мира в связи с несостоятельностью советской модели социализма38. Основные черты советского социалистического конституционализма, по его мнению, представлялись следующими: теоретическую базу составляют марксистско-ленинские положения; категорический отказ как от теоретических разработок и практик царского режима, так и зарубежных буржуазных государств; «фиктивность институтов советского государственного строя»; нацеленность на обоснование демократического характера существующего коммунистического режима; «недопущение инакомыслия»; слабая связь с разработками отечественной науки государственного права (только период 1920-1930-х гг.) [Шульженко, 2010: 10-14].

М.Н. Марченко выделяет такие особенности советского конституционализма: являлся продуктом социалистической революции; ликвидировал имперский государственный строй; сложился в форме диктатуры пролетариата как переходного типа; прошёл этапы диктатура пролетариата, социалистического и общенародного государства; закрепил республиканскую форму правления; установил связь государства и права; постулировал изменчивость государства и права39. Позже учёный в сравнительной перспективе проанализировал советский и постсоветский конституционализм и выделил общие черты: «предопределяющая роль ... экономических основ», соответствующих определённому типу экономики, в отличие от социальных и политических; развитие «в результате социальных потрясений в виде революции и переворота»; закрепление социальных основ общества в конституционных актах; на всех этапах была закреплена государственная собственность [Марченко, 2017: 84-85].

Основываясь на теоретических разработках как по конституционализму, так и по советскому конституционализму, можно с уверенностью дать определение понятию советского конституционализма и раскрыть его сущность. Советский конституционализм автором понимается как юридические форма и содержание политической системы советского общества, основу которой составляет социалистическая политико-правовая доктрина, построенная на идеологии марксизма-ленинизма, раскрывающая основы конституционного строя советского идеократического государства и его конституционную идентичность, выражающуюся в культурных, политических и правовых традициях советского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 См.: Медушевский А.Н. Российская правовая традиция - опора или преграда? : Доклад и обсуждение. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014. - С. 88.

37 Шульженко Ю.Л. Отечественный конституционализм. Исто-рико-юридическое исследование. С. 104, 108-110.

38 См.: Шульженко Ю.Л. Отечественный конституционализм. Ис-торико-юридическое исследование. С. 103-104.

39 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - М.: Зерцало: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - С. 182-187.

народа, а также Советы как публичные институты, закреплённые на уровне конституции и конституционного законодательства, функционирующие в рамках партийного руководства и практик, режима диктатуры пролетариата и социалистического правопорядка.

Итак, советский конституционализм - это юридическое измерение политической системы советского общества. Под последней В.Д. Перевалов понимает «систему материализованных организаций, обладающих действенной материальной силой, способных устанавливать между собой политические отношения, вырабатывать теории, издавать политические и правовые нормы, оказывать целенаправленное воздействие на формирование политического и правового сознания» [Перевалов, 2016: 94], или же «комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории»40. Выделяемые компоненты политической системы - личностно-ор-ганизационный, организационно-институциональный, нормативно-регулятивный, организационно-деятель-ностный, интеллектуально-психологический41 - являются не только полноценными и независимыми, но взаимосвязанными и взаимопроникающими.

При этом для концептуализации юридических особенностей политической системы её нормативно-регулятивный компонент, включающий в себя «политические и правовые нормы, обычаи и традиции», в исследовании анализируется особенно досконально. Остальные компоненты политической системы были рассмотрены только в тесной взаимосвязи с последним. Личностно-организационный компонент проявляется в деятельности В.И. Ленина как политика, идеи которого были отражены в конституционной доктрине и законодательстве. Организационно-институциональный - непосредственно связан с ролью РКП(б) в разработке и принятии концепции социалистического государства и её отражении на правовом уровне. Организационно-деятельност-ный - выразился в конкретных политических решениях, принятых большевиками в рамках проведения юридической политики. Интеллектуально-психологический -виден в правосознании членов конституционной комиссии 1918 г., непосредственно влияющем на формирование советской конституционной доктрины.

Юридическое измерение советского конституционализма проявляется в форме и содержании политической системы общества. Её форма выражается в материализованных результатах человеческой деятельности - социалистической политико-правовой доктрине, конституции и конституционном законодательстве. Содержание составляют явления, относящиеся к советскому конституционализму - идеология марксизма-ленинизма, основы советского конституционного строя, принципы советского идеократического государства, его конституционная идентичность, Советы как форма правления, партийность, диктатура пролетариата как политический режим, социалистический правопорядок. Идеология марксизма-ленинизма и социалистический

40 Политология: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. -М.: Издательство НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 121.

41 См.: Политология: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. С. 122-123.

42 См.: Гигаури Д.И. Символические измерения политики иден-

тичности // Теория и практика общественного развития. 2015. №15. С. 83-87.

правопорядок будут выступать идеологическим и юридическим факторами советского конституционализма и будут подробно рассмотрены в следующем параграфе.

Идеология находит выражение в нормативно закреплённой политико-правовой доктрине и доктринальных документах, что позволяет идеям быть оформленными юридически42. В контексте советской истории так происходило потому, что взаимоотношения между коммунистической партией и советским государством определялись именно партийностью правового регулирования: высшие органы выступали инструментом реализации решений партии большевиков43. «Поэтому, - пишет С.В. Кодан, - совместные акты коммунистической партии и советского государства служили средством законодательной легитимации государством идеологических и политических решений партии» [Кодан, 2016: 3953]. Юридическая политика становится «каналом, который обеспечивает юридическую оформленность и закрепление в различных источниках права политической деятельности государства, политических решений, в том числе и идеологии» [Кодан, 2012: 103]. Таким образом, советская идеология посредством партийных документов становилась формальным институтом.

Сущностные признаки советского конституционализма:

1. Фундаментальная социалистическая политико-правовая доктрина является «матрицей» социально-политических понятий, на основе которых строится советская правовая система, а также формируется правосознание как юристов, так и населения.

2. Советы, закреплённые на уровне конституции и конституционного законодательства, являются публичными институтами власти, регламентирующими так или иначе жизнь советских граждан.

3. Процесс функционирования Советов в рамках партийного руководства и практик, диктатуры пролетариата как особого политического режима и социалистического правопорядка.

Несмотря на то, что советский конституционализм сохранял общие черты, в определённые периоды времени у него были уникальные особенности, поэтому целесообразно дать ему некую периодизацию. Можно говорить о советском конституционализме конкретных исторических периодов - 1918, 1924, 1936, 1964, 1977 и 1989 гг., - где конституции (в 1964 и 1989 гг. - проекты конституций) являлись реперными точками, с которых начинался отчёт нового витка советского конституционализма.

Автор выделяет несколько этапов в развитии советского конституционализма:

1. Формирование РСФСР как нового типа социалистического пролетарского государства (1917-1918-е гг.).

2. Образование СССР как интернационального политического образования, направленного на распространение коммунистических идей во всем мире (19181930-е гг.).

3. Институциональное оформление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства и практик её реализации (1930-1950-е гг.).

43 См.: Кодан С.В. Партийно-государственные механизмы обеспечения и реализации идеологической бесколлизионности советского социалистического права (1917-1980-е гг.) // Юридическая техника. 2017. №11. С. 174.

4. Либерализация социальной и политической сферы, отражающаяся в появлении определённой степени свободы слова и смягчении советского авторитаризма (1950-1970-е гг.).

5. Кризис советской политической и правовой систем (1970-1980-е гг.).

6. Смена идеологической парадигмы и демократизация общества (1989-1991 гг.).

В исследовании изучается именно революционный период советского конституционализма (1917-1918-е гг.).

Выводы

Итак, после произошедших двух революций пролетарское государство отказалось от властных практик, существовавших в Российской империи, и утвердило принципы диктатуры пролетариата, обозначило экономические основы нового общества. В это время формирующийся советский конституционализм стал инструментом в руках большевиков, благодаря которому они смогли легитимировать свою власть. Если в современной теории государства понятие «конституциона-

Список литературы:

1. Sajó, A., Uitz, R. The Constitution of Freedom. An Introduction to Legal Constitutionalism. - Oxford: Oxford University Press, 2017. - 483 p.

2. Арановский, К.В. Конституционная традиция в российской среде. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 658 с.

3. Арановский, К.В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде // Известия вузов. Правоведение. 2002. №1. С. 41-50.

4. Бабурин, С.Н. Интеграционный конституционализм: монография. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 264 с.

5. Витрук, Н.В. Верность Конституции. - М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. - 272 с.

6. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). - М.: Городец-издат, 2001. - 508 с.

7. Зорькин, В.Д. Право против хаоса: монография. - М.: НОРМА, 2020. - 368 с.

8. Кодан, С.В. «Совет Народных Комиссаров и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют...». Совместные нормативно-правовые акты коммунистической партии и Советского государства в системе источников советского права // Genesis: исторические исследования. 2016. №1. С. 39-53.

9. Кодан, С.В. Политико-юридический подход в исследовании государственно-правового развития России (XIX -начало XX вв.) // Социодинамика. 2012. №2. С. 88-117.

10. Марченко, М.Н. Советское и постсоветское государство и право (сравнительно-правовое исследование): учебное пособие. - М.: Проспект, 2017. - 365 с.

11. Перевалов, В.Д. Политическая система развитого социализма (вопросы правосубъектности и законности) // В.Д. Перевалов - основатель человеческого измерения государства и права: Юбилейное издание / отв. ред. Д.В. Грибанов. - Екатеринбург: Издательский дом Уральского государственного юридического университета; М.: Статут, 2016. - С. 88-102.

12. Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1917-1940 гг.): Монография / под ред. Ю.Л. Шульженко. - М.: Институт государства и права РАН, МАЭП, 2010. - 544 с.

13. Стучка, П.И. Учение о советском государстве и его конституции СССР и РСФСР. 6-е изд., перераб. - М.; Л.: Госиздат, 1929. - 311 с.

лизм» вызывает ожесточённые споры, то его советский вариант является ещё более сложным концептом. Выходом из данной ситуации стал подход, в рамках которого советское государство рассматривалось как особенное культурное и цивилизационное явление, вид социальной инженерии, который нацелен на государственно-правовое конструирование реальности после произошедших социальных революций. Поэтому автором были обобщены и систематизированы различные концепции конституционализма и дано интегративное его понимание. Советский конституционализм прежде всего выступал в качестве политико-правовой доктрины, основанной на традициях той или иной страны и непосредственно зависящей от правовой и политической культуры. Учёт этих особенностей позволил избежать распространённого европоцентризма при определении понятия конституционализма. Советская модель, строящаяся на идеологии марксизма - ленинизма, имела совершенно иные черты, нежели западноевропейский конституционализм. Все это отразилось на структуре органов публичной власти, их функциях, способах взаимодействия власти с населением.

References:

1. Sajó, A., Uitz, R. The Constitution of Freedom. An Introduction to Legal Constitutionalism. - Oxford: Oxford University Press, 2017. - 483 p.

2. Aranovsky, K. V. Constitutional tradition in the Russian environment. - St. Petersburg: Yurid. center Press, 2003. -658 p.

3. Aranovsky, K. V. The Constitution as a state-legal tradition and conditions for its study in the Russian legal environment. Legal studies. 2002. No. 1. pp. 41-50.

4. Baburin, S. N. Integration constitutionalism: monografia. - M.: Norma: INFRA-M, 2021. - 264 p.

5. Vitruk, N. V. Fidelity to the Constitution, Moscow: Russian State University of Justice, 2016, 272 p.

6. Vitruk, N. V. Constitutional justice in Russia (19912001). - Moscow: Gorodets-izdat, 2001. - 508 p.

7. Zorkin, V. D. Law against chaos: monograph. - Moscow: NORMA, 2020. - 368 p.

8. Kodan, S. V. " The Council of People's Commissars and the Central Committee of the CPSU(b) decide...". Joint normative legal acts of the Communist Party and the Soviet State in the system of sources of Soviet law / / Genesis: historical research. 2016. No. 1. S. 39 to 53.

9. Kodan, S. V. Politiko-yuridicheskiy podkhod v issledo-vanii gosudarstvenno-pravovogo razvitiya Rossii (XIX -early XX centuries). 2012. No. 2. pp. 88-117.

10. Marchenko, M. N. Soviet and post-Soviet state and law (comparative legal research): textbook. - Moscow: Prospect, 2017. - 365 p.

11. Perevalov, V. D. Politicheskaya sistema razvitiogo sotsializma (voprosy pravosubjektnosti i zakonomnosti) [The political system of developed socialism (questions of legal personality and legality)]. - Ekaterinburg: Publishing house Urals state University of law; M.: Statute, 2016. - S. 88-102.

12. The Soviet state system: realities, projects, ideas, SPO-ry (1917-1940 gg.): Monograph / under the editorship of Yu. l. Shulzhenko. - M.: Institute of state and law of Russian Academy of Sciences, Mael, 2010. - 544 p.

13. Stuchka, P. I. The doctrine of the Soviet state and its constitution of the USSR and RSFSR. 6th ed., pererab. -M.; L.: Gosizdat, 1929. - 311 p.

14. Тарасов, Н.Н. Основания исследования права как традиции: методология постановки вопроса // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. №6. С. 11-15.

15. Хабриева, Т.Я. Теория современного основного закона и российская Конституция // Журн. рос. права. 2008. №12. С. 15-23.

16. Чиркин, В.Е. Конституция: российская модель. - М.: Юристъ, 2002. - 158 с.

17. Шабуров, А.С. Российское государство и российская государственность: проблемы соотношения и историческое развитие // Российский юридический журнал. 2013. №1. С. 9-11.

14. Tarasov, N. N. Bases of the study of law as a tradition: methodology of posing the question / / Electronic appendix to the "Russian Legal Journal". 2017. No. 6. pp. 11-15.

15. Khabrieva, T. Ya. Teoriya sovremennogo osnovnogo zakona i ros-siiskaya Konstitutsiya [Theory of the modern basic law and the Russian Constitution]. 2008. No. 12. pp. 15-23.

16. Chirkin, V. E. Constitution: the Russian model. - Moscow: Yurist, 2002. - 158 p.

17. Shaburov, A. S. The Russian state and the Russian state: problems of correlation and historical development. 2013. No. 1. P. 9-11.

Рецензия

научного руководителя на статью по теме: «Понимание конституционализма и особенностей его советской модели в теоретической юриспруденции» аспиранта кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета, Кирилла Сергеевича Коровина

Статья Коровина Кирилла Сергеевича «Понимание конституционализма и особенностей его советской модели в теоретической юриспруденции» является самостоятельным научным исследованием, имеющим теоретическое и практическое значение. В ней отражена актуальность исследуемой проблемы, научная новизна проведенного исследования, теоретическая и практическая значимость его результатов.

Теоретическая проблематика советского конституционализма является не только дискуссионной, но и недостаточно разработанной темой в современной юридической науке. Отсюда существует необходимость анализа родового понятия «конституционализм» и выявления его характеристик в рамках советского государства. В статье рассматриваются основные позиции правоведов относительно как конституционализма в целом, так и советского его варианта. Обозначаются особенности советского конституционализма, существовавшего на протяжении более семидесяти лет. Автором подробно показано то, что термин «советский конституционализм» использовался юристами советского периода и в современной науке стал целым направлением историко-правовых исследований. Были подробно изучены теоретические основания «советского конституционализма», которые могут использоваться в дальнейшем для исследований конституционной истории советского государства.

Новизна и значимость работы состоят в раскрытии сущности советского конституционализма благодаря разработке интегративного понимания конституционализма. Разработанные в статье теоретические положения и обобщения, характеризующие конституционализм и его советский вариант, расширяют возможности использования полученных результатов исследования в теоретико- и историко-правовых работах. Практическая значимость результатов статьи состоит в возможностях использования советского конституционализма как теоретической модели для анализа советской государственно-правовой действительности.

Все вышеизложенное позволяет дать общую положительную оценку рассматриваемой работы. Статья Коровина К. С. «Понимание конституционализма и особенностей его советской модели в теоретической юриспруденции» является самостоятельным, логическим, обоснованным и завершённым исследованием в области теории государства и права. Данное исследование отличается научной новизной и позитивным исследовательским вкладом в теоретическую юриспруденцию.

Рецензент - доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета Кодан Сергей Владимирович

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,2%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Коровин Кирилл Сергеевич, аспирант кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета. РИНЦ Author ID: 13476307, ORCID ID: 0000-0003-1746-2458. E-mail: korovin-science@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Korovin Kirill Sergeevich, postgraduate student of the Department of Theory of State and Law, Ural State Law University. Pl/^ Author ID: 1347-6307, ORCID ID: 00000003-1746-2458. E-mail: korovinscience@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.