DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10148 ДАНИЛЕВСКАЯ Инна Леонидовна,
старший научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, кандидат юридических наук,
e-mail: [email protected], SPIN-код:6990-8150, AuthorlD: 820045
ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВЕТСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Аннотация. Изучение конституционно-правовых институтов начального этапа советской государственности по-прежнему остается актуальной и интересной исследовательской задачей, поскольку основы и специфика государственно-правовой практики советского конституционализма начинали закладываться в период с октября 1917 г. до июля 1918 г. на этапе возникновения советского государства. Методология исследования -историко-правовой, формально-юридический методы. В статье анализируется созданная до принятия первой советской Конституции 1918 г. система советских законодательных актов, имевших конституционное значение. Ими были регламентированы основы политической системы и национально-государственного строительства советской республики, провозглашены цели создания советского государства, разработана концепция института правительства, определены формы политико-территориального устройства и правового положения граждан. За эти несколько месяцев законодательной деятельности на первый план вышла революционная роль права и государства, правовое оформление получили теоретические разработки партии большевиков, их ценностные установки и новый тип правопонимания; революционное правосознание было узаконено в качестве нового источника права. Автор приходит к выводу, что в системе советских законодательных актов конституционного значения, принятых в период с октября 1917 г. до июля 1918 г. были воплощены идеология и конституционные идеи новой власти, заложены предпосылки формирования основ правопонимания и традиций периода советского конституционализма, продолжавшегося более семи десятилетий.
Ключевые слова: конституция, конституционный строй, советское государство, советский конституционализм, диктатура пролетариата, Советы
DANILEVSKAIA Inna Leonidovna,
senior research assistant of constitutional law and constitutional justice sector of the Institute of State and law of the Russian Academy of Sciences, candidate of legal sciences.
The Institute of State and law of the Russian Academy of Sciences,
Moscow, Znamenka, 10
FIRST SOVIET LEGISLATION IN THE FORMATION OF SOVIET CONSTITUTIONALISM
Annotation. The study of the constitutional and legal institutions of the initial stage of Soviet statehood remains an urgent and interesting research task, since the foundations and specifics of the state legal practice of Soviet constitutionalism began to be laid in the period from October 1917 to July 1918 at the stage of the emergence of the Soviet state. Research methodology - historical and legal, formal legal methods.
The article analyzes the system of Soviet legislative acts that had constitutional significance, created before the adoption of the first Soviet Constitution of 1918. They regulated the foundations of the political system and nation-building of the Soviet republic, proclaimed the goals of creating the Soviet state, developed the concept of the institution of government, defined the forms of the political-territorial structure and the legal status of citizens. During these several months of legislative activity, the revolutionary role of law and the state came to the fore, theoretical elaborations of the Bolshevik party, their value orientations and a new type of legal thinking were legalized; revolutionary
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
legal consciousness was legalized as a new source of law. The author comes to the conclusion that in the system of Soviet legislative acts of constitutional significance, adopted in the period from October 1917 to July 1918, the ideology and constitutional ideas of the new government were embodied, the prerequisites for the formation of the foundations of legal thinking and traditions of the period of Soviet constitutionalism, which lasted more than seven decades.
Key words: constitution, constitutional order, Soviet state, Soviet constitutionalism, dictatorship of the proletariat, Soviets
Период после Октябрьского переворота - с октября 1917 г. до июля 1918 г. стал одним из определяющих в истории становления и развития отечественного конституционализма. За восемь месяцев интенсивной законодательной деятельности советской власти, предшествующей принятию первой советской Конституции в июле 1918 г., была создана система законодательных актов, которыми регламентировались цели создания советского государства, его политико-территориальное устройство и политическая система, основы правового положения граждан и юрисдикция государственных органов. По существу, было положено начало формированию нормативно-правового фундамента советского конституционализма, отличавшегося новым правопониманием и ценностными установками партии большевиков, стало формироваться советское (социалистическое право) - «революционное право пролетариата в борьбе против контрреволюционного права буржуазии» [1, с. 9]. Исследователи оценивают данные акты как «неписан-ную конституцию или «не кодифицированную политическую конституцию» новой России [2, с.79; 3, с.46]. Предпосылкой развития советского теоретического конституционализма стало идейное наследие марксизма-ленинизма, на основе которого в результате Октябрьской революции было создано новое государство - Республика Советов. Правовое оформление Советов, этой новой, уникальной формы государственной власти, было закреплено решениями конституционного уровня, принятыми на II Всероссийском съезде Советов: обращениями «Рабочим, солдатам и крестьянам!» от 25 октября (7 ноября) 1917 г. и «О полноте власти Советов», зафиксировавшими переход всей власти на местах к Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Именно Советы должны были обеспечить «подлинный революционный порядок». При этом Обращение II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам!» носило программный характер - в нем перечислялись задачи, которые советская власть планирует решить: всем народам демократический мир и немедленное перемирие на всех фронтах; безвозмездная передача помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов; установить рабочий контроль; демократизация армии; обеспечение под-
линного права на самоопределение всем нациям России [4, с.93-94].
В первые же дни после победы революции уделялось первостепенное внимание законодательному определению прав и обязанностей Советов, регламентированию их структуры, функций, компетенции. Через Советы пролетариат проводил свою государственную волю и осуществлял руководство непролетарскими слоями трудящихся [5, с.55]. Увеличивать число Советов, укреплять их силы внутри большевистской партии призывал Ленин, подчеркивая, что «для нас Советы важны не как форма, нам важно, какие классы эти советы представляют, поэтому необходима длительная работа по прояснению пролетарского сознания» [6, с.513-514].
Первые законодательные акты конституционного значения отличал ярко выраженный бескомпромиссный классовый характер, который присутствовал у создаваемых в дальнейшем норм советского права, отражая специфику советского конституционализма. Политике пролетарской диктатуры, проводимой в процессе борьбы советской власти с её противниками не могли соответствовать правовые принципы отечественного дореволюционного и зарубежного законодательства, в которых закреплялись идеи правового государства, верховенства закона и разделения властей. Стали складываться традиции новой советской государственности, сохранявшиеся не одно десятилетие. Практика советского государственного строительства с первых законодательных актов пошла по непродуктивному пути отказа от блестящих теоретических разработок дореволюционных ученых-юристов, в частности, по вопросам федерации, автономии, самоуправления, функционирования правоохранительных органов. Острейшей критике подвергались такие общедемократические постулаты, как конституционное государство, гражданское общество, естественные права граждан [2, с.11]. Как отмечал советский государ-ствовед, профессор Г.Гурвич, в социалистическом обществе, растворившем в себе государство, личность получает свободу от религии, от собственности со свободой от профессиональной узости и ограниченности; одновременно с исчезновением политического государства, личность перестает отделять свои личные силы от сил общественных, индивидуальный человек становится родовым
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
существом и обретает полноту бытия и внутреннюю гармонию, недоступную в антагонистическом обществе [7, с.580].
В рассматриваемый период начинает складываться политизированный подход к праву, не предусматривающий необходимости ни в истинной законности, ни в правопорядке. Применяемый классовый подход определяет возможность произвола и беззакония в отношении свергнутых классов и трансформируется вскоре в «революционную законность», которая должна проводится «строго со взглядом в сторону революции, а не в сторону контрреволюции» [8, с.240]. В январе 1918 г. на III Всероссийском съезде крестьянских, рабочих и солдатских депутатов в Обращении съезда к трудовым казакам было использовано словосочетание «враг народа» [9,с.95], ставшее олицетворением произвола и беззакония в периоды массовых репрессий 30-х годов и результатом непризнания государством приоритета и ценности человеческой личности.
В советской юридической науке советские законодательные акты, предшествующие принятию первой советской Конституции, классифицировались по основным завоеваниям трудящихся масс в различных областях государственного строительства: «создание советского государства и сосредоточение всей полноты власти в стране в руках советов как органов диктатуры пролетариата; раскрепощение народов России и провозглашение их добровольного государственного союза на основе советской федерации и автономии; ликвидация частной собственности на орудия и средства производства, овладения пролетарским государством командными хозяйственными высотами; завоевание трудящимися массами самых демократических в мире прав и свобод» [10, с.93]. Анализ показывает, что практически по всем основным элементам государственного руководства страной, механизмам деятельности государственных органов, организации различных аспектов общественной жизни в данный период были приняты законодательные акты конституционного значения. Юридически начинает закладываться основа нового социалистического социально-экономического строя, в котором частная собственность полностью уничтожается, конфисковывается и национализируется земля, капитал отбирается у буржуазии, права предпринимателей ограничиваются. Созданное государство в соответствии с марксистско-ленинскими положениями базируется на общественной и социалистической собственности. Упразднение частной собственности и предпринимательской деятельности стало одной из важнейших характеристик советского конституционализма. Так, в сфере социально-экономических отношений принимаются
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
декреты «О земле», «О Высшем Совете Народного Хозяйства», «О национализации банков», «Об аннулировании государственных займов», «О национализации внешней торговли», принятое ВЦИК «Положение о рабочем контроле» [10, с.93-95]. Ряд декретов «О восьмичасовом рабочем дне», «О социальном страховании», «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» регламентировали отдельные права и свободы граждан. Так, согласно положениям декрета, ЦИК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» упразднялись все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения. При этом вместе с уничтожением сословных званий, титулов и чинов была ликвидирована и имущественная база соответствующих обществ и учреждений. Взамен званиям (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), титулам (княжеским, графским) и гражданским чинам устанавливалось общее для всего населения России наименование - гражданин Российской Республики [2, с.442].
В первые месяцы после революции начинается формирование советской концепции правительственной власти на основе ленинского принципа единства законодательной и исполнительной власти. Критикуя парламентаризм и отстаивая идею полновластия Советов, В.И.Ленин сформулировал идею работающих представительных учреждений, которые сами исполняют свои законы. Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» принятым II Всероссийским съездом Советов для управления страной было образовано временное Рабочее и Крестьянской правительство (Совнарком) [4, с.102]. 30 октября 1917 г. был принят декрет «О порядке утверждения и опубликования законов», предоставившей Совнаркому чрезвычайные законодательные полномочия, которые были подтверждены и конкретизированы постановлением ВЦИК от 17 ноября 1917 г. «О взаимоотношениях ВЦИК и СНК». В соответствии с ним все законодательные акты, а равно распоряжения серьезного общеполитического значения, издаваемые Совнаркомом, должны были представляться на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Вместе с тем предусматривалось исключение для мероприятий по борьбе с контрреволюцией, которые могли проводиться непосредственно Совнаркомом. Создаваемый как исполнительный орган всецело подотчетный Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, Советское правительство - Совет Народных Комиссаров с первых же дней своего существования, руководимый Лениным, пользуясь отсутствием законодательно установленной компетенции ВЦИК и СНК, осуществлял законотворческую
деятельность, подменяя ВЦИК. За период с ноября 1917 г. по июль 1918 г. Совнарком принял около 600 нормативно-правовых актов, тогда ВЦИК и его Президиум за этот же срок приняли чуть более 100 декретов [11, с.21].
Несмотря на разруху и дефицит бумаги, советское государство сочло необходимым организовать постоянное информирование населения о принимаемых нормативно-правовых актах. Началось создание развитой системы источников опубликования нормативно-правовых актов. Специальным декретом было предусмотрено издание «Газеты Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» для официального опубликования актов съездов советов, ВЦИК, СНК и наркоматов РСФСР. Такой же статус придавался и «Собранию узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства», с марта 1918 г. выходят «Известия ВЦИК»; свои органы официального опубликования имели и республиканские, губернские, уездные советы [11, с.45].
Конкретизация официальной доктрины института правительства осуществлялась вплоть до принятия Конституции 1918 г., однако можно констатировать, что существовавшие подходы оставались в рамках ленинской концепции полновластия Советов, представители которых работают и в Совнаркоме, воплощая персональный аспект максимального сращивания законодательных и исполнительных функций власти. В иерархической системе советской власти Совнарком являлся всецело ответственным, подконтрольным и подотчетным органом ВЦИК, вместе с тем, мероприятия, требующие неотложного выполнения, могли быть осуществлены Совнаркомом непосредственно [2, с.300-302].
Сложившиеся в период становления советского государства параметры института правительственной власти предопределили его правовую природу, специфику созданного единства законодательной и исполнительной власти, обернувшегося впоследствии неподконтрольностью правительства и злоупотреблениями неограниченной исполнительной власти.
В Декретах «О мире», о Турецкой Армении, Декларации прав народов России, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, постановлениях СНК о признании независимости Украинской народной республики, «О Финляндской республике», постановлении III Всероссийского съезда советов «О федеральных учреждениях Российской республики» [10,с.93-95] были сформулированы основные начала национальной политики советской власти, провозглашен переход советской России от унитаризма к принципам федерации, впоследствии раскрытые в конституционных нормах.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа - «первая малая, краткая Конституция РСФСР» [12, с.16], принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г., обобщая ряд принятых советской властью декретов, регламентировала вопросы конституционного уровня об основах государственного строя в виде установлении власти Советов, национализации земли, промышленности и банков, форме государственного единства, принципах внешней политики и лишении эксплуататоров политической власти. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Основой учреждения Советской Республики являлся свободный союз свободных наций в виде федерации советских национальных республик. Вводилась всеобщая трудовая повинность в целях уничтожения паразитических слоев общества. Декларация носила классовый характер: её нормы противопоставляли трудящиеся массы и эксплуататоров, с которыми ведется решительная борьба за власть. Подчеркивалось, что ни одному из эксплуататоров не может быть места ни в одном из органов власти. Имущие классы полностью разоружались, целью образования красной армии являлось обеспечение всей полноты власти за трудящимися массами и устранение всякой возможности восстановления власти эксплуататоров [9, с.90-92]. Эти подходы о возможности применения насилия соответствовали позиции В.И.Ленина, которую он обозначил, выступая на Втором Всероссийском съезде Советов: «Мы за насилие, когда оно происходит со стороны трудящихся, эксплуатируемых масс против эксплуататоров. Ни один ещё вопрос классовой борьбы не решался в истории иначе, как насилием» [4,с.23]. Учитывая, что Декларация принималась в период ожесточенной классовой борьбы, эти нормы носили прикладной характер и являлись прямым руководством к действию.
Впоследствии ряд институтов советского конституционализма, содержащихся в декларации, в частности, представительная демократия в лице Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, федеративная форма национально-государственного устройства России, получили развитие в принятых советских конституциях. Текст Декларации вошел составной частью в Конституцию, принятую в июле 1918 г. Основы государственного строя в виде Республики Советов, зафиксированные сначала Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а затем в Конституции 1918 г. сохранились и получили дальнейшее закрепление как один из институтов советского конституционализма, составляющих политическую основу СССР - в Конституции
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
СССР 1936 г. как Советы депутатов трудящихся, «выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата» и в Конституции СССР 1977 г. как Советы народных депутатов через которые устанавливалось осуществление народом государственной власти.
При множестве различных подходов к понятию конституционализма, как правило, отмечается необходимость и важность его теоретической составляющей в виде конституционных идей и проектов, документов политических партий, трудов политических мыслителей и ученых-государ-ствоведов, являющихся предпосылками его становления Выделяются и конкретно-исторический характер конституционализма, связанный с историей и практикой развития той или иной страны; наличие в государстве соответствующего нормативно-правового фундамента, прежде всего, конституции в той или иной форме, как особого документа, занимающего верховное положение в отношении всех элементов политической системы государства. Компонентами конституционализма являются наличие определенного фактического политического режима, конституционно-правовое определение государственного строя, закрепление правового статуса личности [3,13,14]. Основа и специфика государственно-правовой практики советского конституционализма, формирование его нормативно-правового фундамента начинали закладываться в период с октября 1917 г. до июля 1918 г. при радикальном отрицании прежних представлений и учений о государстве и праве, исходя из основного положения о верховенстве государственной власти над правом. Выработка теоретических основ новой государственности базировалась на марксистско-ленинском учении о возникновении социалистического государства революционным путем, ликвидации эксплуататорских классов, упразднении частной собственности на средства производства. Идея о завоевании пролетариатом политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров, реализовывалась в актах конституционного значения, разделяя граждан, противопоставляла друг другу категории трудящихся (эксплуатируемых) и «паразитические слои общества» - эксплуататоров. Смыслом разделения была борьба между ними за власть, которая на местах переходила к Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, при этом эксплуататоры вообще лишались права и возможности быть представленными в органах советской власти. С первых законодательных актов советской власти стал проявляться их коллективистский характер, обоснование принципа неравноправия между трудящимися и эксплуататорами, классо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
вый характер в регулировании прав и свобод, закрепление приоритета интересов государства. Система первых законодательных актов, которыми регламентировались политическая система создаваемого советского государства, его политико-территориальное устройство основы функционирования государственных органов, права граждан, важнейшие конституционные институты и принципы, стала не только важнейшим юридическим источником Конституции 1918 г. - первого основного закона советского конституционализма, она отразила конституционные идеи и идеологию новой власти, сыграла ключевую роль в становлении модели советского конституционализма, закрепила программные положения и нормативно-идейное содержание в созданной форме государственного единства и основах государственного механизма, подведя итог начальному периоду правового строительства нового общественного устройства заложив основы нового типа правопонимания на несколько десятилетий.
Список литературы:
[1] Стучка П. Революционная роль права и государства. Общее учение о праве. М., 1924. -141 с.
[2] Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1917-1940 гг.). Монография/ Под общей редакцией Ю.Л.Шульженко -М.: Институт государства и права РАН, МАЭП, 2010. - 544 с.
[3] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: РЮИД, «Сашко», 2000.- 528 с.
[4] Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. М., Л.: Гос.изд-во, 1928.- 179 с.
[5] Портнов В.П., Славин М.М. Становление и развитие конституционного законодательства советской России 1917-1920 гг. М.: Наука. - 1987. 252 с.
[6] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988). В 16 т. М.: Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС. - 1983. Т.1 (1898-1917). 683 с.
[7] Энциклопедия государства и права. В 3-х т. Под ред. П.Стучка. М.: Издательство Коммунистической академии, 1929. Т.1. 887 с.
[8] Стучка П. Учение о советском государстве и его конституции СССР и РСФСР. М., Л.: Государственное издательство. - 1929. 311 с.
[9] Третий Всероссийский Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. / Рос.социал.-демократ. рабочая партия. Петербург, 1918. - 99 с.
[10] Советское государственное право. Под общ. ред. А.Я.Вышинского. М., 1938. 652 с.
[11] Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999. - 488 с.
[12] Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М.: Изд-о Моск.ун-та. 1984. - 206 с.
[13] Шульженко Ю.Л. Отечественный конституционализм. Историко-юридическое исследование. М.: Учреждение Российской академии наук Институт государства и права РАН, 2010. - 152 с.
[4] Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008.- 542 с.
Spisok literature:
[1] Stuchka P. Revoljucionnaja rol' prava i gosu-darstva. Obshhee uchenie o prave. M., 1924. - 141 s.
[2] Sovetskij gosudarstvennyj stroj: realii, proekty, idei, spory (1917-1940 gg.). Monografija/ Pod obshhej redakciej Ju.L.Shul'zhenko - M.: Institut gosudarstva i prava RAN, MAJeP, 2010. - 544 s.
[3] Avak'jan S.A. Konstitucija Rossii: priroda, jevoljucija, sovremennost'. M.: RJuID, «Sashko», 2000.- 528 s.
[4] Vtoroj Vserossijskij s#ezd Sovetov rabochih i soldatskih deputatov. M., L.: Gos.izd-vo, 1928.- 179 s.
[5] Portnov V.P., Slavin M.M. Stanovlenie i razvitie konstitucionnogo zakonodatel'stva sovetskoj Rossii 1917-1920 gg. M.: Nauka. - 1987. 252 s.
[6] KPSS v rezoljucijah i reshenijah s#ezdov, konferencij i Plenumov CK (1898-1988). V 16 t. M.: Institut Marksizma-Leninizma pri CK KPSS. - 1983. T.1 (1898-1917). 683 s.
[7] Jenciklopedija gosudarstva i prava. V 3-h t. Pod red. P.Stuchka. M.: Izdatel'stvo Kommunistich-eskoj akademii, 1929. T.1. 887 s.
[8] Stuchka P. Uchenie o sovetskom gosu-darstve i ego konstitucii SSSR i RSFSR. M., L.: Gosu-darstvennoe izdatel'stvo. - 1929. 311 s.
[9] Tretij Vserossijskij S#ezd Sovetov rabochih, soldatskih i krest'janskih deputatov. / Ros.social.-demokrat. rabochaja partija. Peterburg, 1918. -99 c.
[10] Sovetskoe gosudarstvennoe pravo. Pod obshh. red. A.Ja.Vyshinskogo. M., 1938. 652 s.
[11] Syryh V.M. Istorija gosudarstva i prava Rossii. Sovetskij i sovremennyj periody: Uchebnoe posobie. - M.: Jurist#, 1999. - 488 s.
[12] Chistjakov O.I. Konstitucija RSFSR 1918 goda. M.: Izd-o Mosk.un-ta. 1984. - 206 s.
[13] Shul'zhenko Ju.L. Otechestvennyj kon-stitucionalizm. Istoriko-juridicheskoe issledovanie. M.: Uchrezhdenie Rossijskoj akademii nauk Institut gosudarstva i prava RAN, 2010. - 152 s.
[14] Kutafin O.E. Rossijskij konstitucionalizm. M.: Norma, 2008.- 542 s.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.
/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021