3 См.: ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 5-28.
4 См.: Там же. Л. 6-8.
5 См.: ГАРФ. Ф. 1810. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 9-12.
6 См.: ГАРФ. Ф. 516. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 56.
7 См.: Сборник речей депутатов Государственной думы I и II созыва. СПб., 1908. С.234.
8 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.). URL: http://constitution.garant. ru (дата обращения: 12.08.2013).
9 ГАРФ. Ф. 1810. Оп. 1. Ед. хр. 76. Л. 11.
10 См.: Поленина С.В. Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. М., 2005. С. 46.
11 См.: СУ РСФСР. 1918. № 89, ст. 906.
12 См.: СУ РСФСР. 1922. № 70, ст. 903.
13 См.: Иванов В.Н. Уголовно-правовая охрана прав граждан. М., 1967. С. 35.
14 См.: СУ РСФСР 1924. № 79, ст. 787.
15 См.: СУ РСФСР 1925. № 29, ст. 212.
16 Цит. по: Иванов В.Н. Указ. раб. С. 36.
17 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г.). URL: http://constitution. garant.ru (дата обращения: 12.08.2013).
18 Собр. законодательства СССР. 1936. № 34, ст. 309.
19 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. № 15, ст. 334; 1955. № 22, ст. 425.
20 См.: КотлярА.Э., Турчанинова С.Я. Занятость женщин в производстве: статистико-социологический очерк. М., 1975. С. 15.
21 См.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). URL: http:// constitution.garant.ru (дата обращения: 12.08.2013).
22 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007.
23 Указ «О ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 19 декабря 1980 г. (Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации http:/docs. cntd.ru/document/901756530).
24 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw. shtml (дата обращения: 02.02.2016).
25 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 25, ст. 2483.
А.А. Дорская
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ*
В статье выделяются и характеризуются основные этапы формирования государственно-правовой традиции России. Предлагается авторское определение понятия «правовая традиция». Показано, что современная конституционная традиция сочетает государственно-правовые традиции дореволюционного и советского периодов.
Ключевые слова: государственно-правовая традиция, конституционная традиция, периодизация, верховная власть, местная власть, государственно-церковное взаимодействие.
© Дорская Александра Андреевна, 2016
Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт Петербург)); e-mail: adorskaya@yandex. ru
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Правовые традиции России и развитие права международных организаций: проблемы взаимовлияния»), проект № 15-03-00255. 31
A.A. Dorskaya
BASIC STAGES OF FORMATION OF STATE-LEGAL TRADITIONS IN RUSSIA
In the article are selected and characterized main stages of formation of the state and legal traditions of Russia. The article proposed author's definition of «legal tradition» concept. It is shown that modern constitutional tradition has combined state-legal traditions of pre-revolu-tionary and Soviet periods.
Keywords: state-legal tradition, constitutional tradition, periodization, supreme authority, local authority, church-state interaction.
Вопрос о правовых традициях — один из дискуссионных в российской юриспруденции. Различные точки зрения существуют как по вопросу об определении данного понятия, так и по оценки роли правовой традиции в развитии той или иной отрасли права. Государственное (конституционное) право России не является исключением.
При всем разнообразии мнений оптимальным представляется определение, согласно которому правовая традиция — это совокупность сознательно поддерживаемых обществом, а иногда и государственными органами, правовых установок и ценностей, проявляющихся в повседневной жизни и способных играть как новаторскую, так и сдерживающую роль.
Правовые традиции в государственном, а с начала ХХ в. конституционном праве России имели важное значение, т.к. именно в системе государственных
2 органов, их взаимоотношениях с обществом на протяжении многих веков на? блюдалась преемственность. Это позволило К.В. Арановскому утверждать, что § «конституционализм представляет собой своего рода традицию, оснащенную не ^ только непосредственно видимой частью — нормативными текстами, набором I политико-правовых учреждений, институтов публичной власти, но и системой | мировоззренческих представлений, верований, образов, поведенческих навыков
го
£ и автоматизмов»1.
§ Формирование российской государственно-правовой традиции в России про-
| исходило в несколько этапов.
§ Первый этап — с начала становления русской государственности до XV в. В это
0 время складывалась традиция высшей государственной власти, представленной
1 княжескими фамилиями. Возникла дворцово-вотчинная система, замкнувшая I все центральное управление на дворце великого князя, который, правда, пока 8 считался первым среди равных.
о Именно в данный период появилась традиция некоего «двоевластия» местной
0
° власти. Не доверяя своим родственникам — удельным князьям, великие князья
го
3 создали параллельную систему — наместников и волостелей, существовавших за
1 счет системы кормлений. Две местных власти контролировали друг друга и ин-$ формировали великого князя о том, что происходит в различных частях страны.
Своеобразная роль международного фактора также стала проявляться уже в первые века российской истории. С одной стороны, как отмечал Д.И. Каче-новский, «до конца XVII века мы избегали постоянных сношений с Европой и вели жизнь одинокую»2. Ученый объяснял это следующими причинами: «Народ русский нашел у себя дома все средства к удовлетворению первоначальных или
32
насущных потребностей; притом же невежество, внутренняя борьба и чужезем-
ное иго заставили Московское государство надолго уединиться... Наш народ ... отстаивал и расширял русскую территорию, повинуясь инстинкту самосохранения и внешнему приказанию. Международные вопросы были ему чужды»3. С другой стороны, формирование российской государственной традиции практически сразу осуществлялось с учетом византийского фактора: русский митрополит до 1448 г. присылался из Византии, нормы византийских правовых сборников регулировали вопросы брака, семьи и т.п.
Человеку в древнерусском праве не уделялось достаточно внимания. Он рассматривался либо через систему складывавшихся сословных отношений, либо через членство в различных коллективах (община, семья и т.д.). Однако уже формировалась традиция самозащиты, нашедшая свое выражение, в частности, в развитии института необходимой обороны4.
Второй этап — со второй половины XV в. до середины XVII в. — характеризовался усилением сначала великокняжеской, а затем царской власти на внутригосударственном, а затем — на международном уровне. Именно в этот период стала складываться традиция единовластия, обусловленная подчинением русских земель единому центру. Поддержкой власти теперь была не семья в широком смысле, а назначаемые начальники приказов и представительные органы — Боярская дума, а с 1549 г. — Земские соборы. Единовластие в органах центральной власти постепенно превратилось в государственно-правовую традицию, которая поддерживалась и приказной, и министерской системами и даже системой народных комиссариатов. Характерно, что в коллегиях в начале XVIII в. тоже были назначаемые президенты. Сохранилось двоевластие на местах. Параллельно с губными и земскими избами, созданными в XVI в., уже е
п
в период Смуты были учреждены должности воевод. Государственно-церковное и взаимодействие перестало испытывать на себе столь серьезное давление внеш- а неполитического фактора, т.к., во-первых, глава Русской Церкви с 1589 г. был о
в
возведен до уровня высших православных иерархов, во-вторых, шел активный о
процесс огосударствления Церкви. Именно в этот период началось формирование а
традиции активного участия России в европейских делах. Это выразилось и в |
подписании Флорентийской унии в 1439 г. русским митрополитом Исидором, и е
в помощи России Франции в период Тридцатилетней войны. о
Третий этап начался с середины XVII в. и продолжался приблизительно до р
середины XIX в. Его главной характеристикой стало формирование патерна- Ч
листской традиции отношения к главе государства как к «отцу» вверенных ему |
подданных. Именно поэтому, начиная с Соборного уложения 1649 г., покушение К
на особу государя, а затем и членов его семьи стало караться как одно из наи- м
более тяжких преступлений против государства. Традиция особого отношения I
к главе государства поддерживается и на современном этапе и находит свое вы- ¡§ __ м
ражение в том, что Президент РФ не относится ни к одной ветви власти и имеет 0
статус гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 ^
Конституции РФ). В этот период началось формирование традиции федерализ- 6
ма российского государственного права. Присоединение к Российской империи
новых земель заставляло правительство учитывать особенности их правового
развития. Особо ярко эта тенденция стала проявляться в первой половине XIX в.
с присоединением Польши, Финляндии, Закавказья и других территорий.
Традиция взаимодействия Российского государства и Русской Православной Церкви постепенно стала трансформироваться в традицию государственно- 33
правового регулирования многоконфессиональности с определением особой роли православия.
На международной арене Российское государство вошло в число важнейших акторов. Стала складываться традиция участия России в международных организациях. Так, огромной была роль России в создании Священного союза 14 (26) сентября 1815 г. Автором учредительного документа был Александр I. В основу Священного союза были положены идеи обеспечения стабильности в Европе, а также противопоставления христианской идеологии революционной. Фактически в рамках Священного союза Россия впервые поставила вопрос о европейской интеграции, основанной на общих ценностях христианского мира, а также идее конституционализма5. Данная традиция поддерживалась и в советский период и отразилась, например, в огромной роли, которую Советский Союз сыграл при создании Организации Объединенных Наций. На современном этапе она реализована в ст. 79 Конституции РФ, согласно которой «Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».
Четвертый этап — становление российской конституционно-правовой традиции — продолжался до 1917 г.
Формирование разделения властей началось с выделения судебной ветви власти в период судебной реформы Александра II. Большевики учли дореволюционный опыт, понимая важность судебной сферы в период строительства новой й государственности. Уже 24 ноября 1917 г., через месяц после прихода большеви-? ков к власти, Совет Народных Комиссаров издал Декрет о суде № 1, упразднив
СП
3 дореволюционную судебную систему. Правда, назвать вновь созданные судебные органы органами правосудия было невозможно, т.к. они руководствовались
1 «революционной совестью и революционным правосознанием»6. С судебной ре-| формы началось и формирование новой российской государственности в 1991 г.
го
| Как отмечает В.П. Есенова, «судебное реформирование условно можно разделить § на три этапа. Первый этап был связан с образованием нового государства — Рос-
| сийской Федерации (в декабре 1991 г.). К этому времени Президентом РСФСР
и
2 Б.Н. Ельциным в Верховный Совет была внесена концепция о реформировании ° судебной системы, где в качестве основной задачи было определено построение 1 нового демократического, правового государства. Второй этап судебной рефор-| мы связан с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях,
0 Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального
1 кодекса РФ, Уголовного процессуального кодекса РФ, которыми установлена
о
° состязательность процесса по большинству производств, введен институт об-
го
3 жалования актов, действий (бездействия) и решений органов государственной | власти, должностных лиц и государственных служащих. Третий этап судебной | реформы связан с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции
о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ»7.
Традиция выделения законодательной и исполнительной властей стала складываться в начале ХХ в. Так, например, согласно «Учреждению Государственной думы» и «Положению о Государственном совете» от 20 февраля 1906 г. проекты 34 законов должны были разрабатываться министерствами, затем обсуждаться
в Совете министров, после чего вноситься в Государственную думу. Если министерство отказывалось от такой разработки, депутаты (не менее 30 человек) Думы имели право сами готовить законопроект.
В начале ХХ в. началось формирование традиции конституционно-правовой гарантии прав и свобод человека, которая в дальнейшем активно развивалась в советский период и продолжает поддерживаться сегодня. Одной из конституционных традиций стало обращение к мирным средствам разрешения международных споров. Российская империя очень много сделала, к примеру, для проведения Гаагских конференций мира в 1899 и 1907 гг., благодаря которым хотя бы в некоторых сферах были минимизированы ужасы Первой мировой войны.
Пятый этап — советская эпоха — является достаточно сложным. С одной стороны, большевики попытались обратиться к некоторым государственно-правовым традициям, например, вернулись к идее отрицания разделения властей, которая господствовала до буржуазных реформ Александра II, и конституционно провозгласили принцип единства государственной власти. Как и в Основных законах Российской империи от 23 апреля 1906 г., большое внимание уделялось правам и свободам граждан, особенно социально-экономическим. Был воспринят и определенный федерализм законодательства. С другой стороны, предпринимались попытки формирования новых конституционных традиций. В частности, попытка реализации коллективной формы президентской власти в виде президиума высшего представительного органа страны не соответствовала веками сложившейся традиции. Некоторые традиции большевики сознательно искореняли. Это относится, например, к государственно-церковному взаимодействию. Однако именно на этом примере становится ясно, е
п
что уничтожить традицию нельзя, она может принять скрытую форму, но и проявится как только начнется изменение ситуации. Так, в советский период а присущая дореволюционному законодательству соборность превратилась в о
в
принцип коллективизма, который стал традиционным для советского трудового о
и гражданского права. К сожалению, в советский период сложилась традиция з
значительного расхождения формальной и материальной Конституции, когда |
при наличии самой демократической Конституции в мире в стране проводились е
массовые репрессии. о
Современный этап, начавшийся после распада Советского Союза, характери- р
зуется поддержанием государственно-правовых традиций, сложившихся как в Ч
дореволюционный, так и советский период. Однако есть опасность повторения о
в т.ч. негативного опыта. Например, традиция государственно-церковного взаи- К
модействия не должна принимать гипертрофированные формы, когда Церковь м
начинает принимать участие в решении политических вопросов, становится I
привилегированным субъектом права. Как показала история начала ХХ в., та- ¡§
м
кая ситуация опасна как для Российского государства, так и для религиозных 00 организаций. Определенная же независимость государства и Церкви, наоборот, ^ служит одним из гарантов отсутствия системных кризисов российской государ- 6 ственности.
Таким образом, к государственно-правовой традиции России можно отнести: особое отношение к первому лицу страны, государственно-церковное взаимодействие, единоначалие в органах центральной власти, двоевластие на местах: сочетание назначаемых и избираемых органов или должностей, возможные расхождения между формальной и материальной Конституцией. 35
1 Арановский К.В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2002. № 1 (240). С. 41.
2 Каченовский Д.И. Курс международного права. Кн. II. Харьков, 1866. С. I.
3 Там же. С. II, VII.
4 См.: Понихидин Ю.М. К вопросу о становлении института необходимой обороны в русском уголовном праве // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (84). С. 14-21.
5 См.: Бутырская И.Г. «Европейский концерт» или Венская система международных отношений // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2014. № 2 (6). С. 37.
6 Декрет Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 г. «О суде» (№ 1) // Собр. узаконений РСФСР. 1917. № 4, ст. 50.
7 Есенова В.П. Судебная реформа в России: промежуточные результаты // Научные труды СевероЗападного института управления. 2012. Т. 3. № 2. С. 182.
М.Н. Лядащева-Ильичева
ИДЕЯ РАВЕНСТВА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В РОССИИ В 1649 — МАРТЕ 1917 ГОДА: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
В статье рассматриваются правовые основы процесса формирования и эволюции идеи равенства гражданских прав в России в 1649 — марте 1917 г. в контексте изменений формальной стороны права.
Ключевые слова: история государства и права, идея в гражданском праве, история гражданского права, систематизация гражданского законодательства.
M.N. Lyadashcheva-Ilicheva
THE IDEA OF EQUALITY OF CIVIL RIGHTS IN RUSSIA IN 1649 — MARCH, 1917: THE FORMATION AND EVOLUTION
The article discusses the legal framework of the process of formation and evolution of the idea of equality of civil rights in Russia in 1649, March, 1917 in the context of changes to the formal parties of the right.
Keywords: history of state and law, the idea in civil law, civil rights history, the systemati-zation of the civil legislation.
В современной историко-правовой науке вопрос о закономерностях развития идеи равенства гражданских прав изучается в работах С.В. Ворошиловой1, Е.Б. Гребенкиной2 и других исследователей правового статуса лиц в России XIX — начала XX в.
Идея права исследуется позитивистом в рамках процесса формирования и развития формальной стороны права. Идея равенства гражданских прав формируется и развивается в системе российского законодательства и системе права.
Теоретическую основу для историко-правового исследования идеи равенства гражданских прав составили работы С.В. Кодана3, В.А. Томсинова4, В. А. Мани-на5, как исследователей российского законодательства середины XVII — начала XX вв., а также историко-теоретические работы А.А. Дорской6, В.Н. Корнева7, в т.ч. их труды по правопониманию.
© Лядащева-Ильичева Марина Николаевна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-1гшП: ljad-il@yandex. ш