Научная статья на тему 'Правовая традиция как регулятор развития национального права'

Правовая традиция как регулятор развития национального права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
749
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ / ПРАВА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА / ЯСАК / НАЛОГ / ЛЬГОТЫ / ИНОРОДЦЫ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тория Рита Александровна

В статье речь идет о том, что является стратегией, какое влияние оказывает стратегия национального развития России на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства. В Стратегии национального развития России на период до 2025 г., в числе основных вопросов, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, определено «обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Для того чтобы в полной мере оценить то влияние, которое оказывают правовые традиции на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, дается определение, что же является правовой традицией и какое влияние правовая традиция оказала в регулировании прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тория Рита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TRADITION AS A REGULATOR OF THE DEVELOPMENT OF NATIONAL LAW

In this article the author shows us what is strategy, the impact of the national development strategy of Russia on the national legal system, the formation of legal awareness of the society on the legal culture of the state. The main issue requiring special attention of the state and municipal bodies is "ensuring the rights of indigenous people and national minorities in the Strategy for the period till 2025. The author gives us the concepts of the legal tradition, the impact of legal tradition, because of fully assess the impact of legal tradition on the national legal system.

Текст научной работы на тему «Правовая традиция как регулятор развития национального права»

2.5. ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ КАК РЕГУЛЯТОР РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА

Тория Рита Александровна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Московский институт государственного управления и права. Филиал: Черкесский филиал. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: rtoria@yandex.ru

Аннотация: В статье речь идет о том, что является стратегией, какое влияние оказывает стратегия национального развития России на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства. В Стратегии национального развития России на период до 2025 г., в числе основных вопросов, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, определено «обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Для того чтобы в полной мере оценить то влияние, которое оказывают правовые традиции на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, дается определение, что же является правовой традицией и какое влияние правовая традиция оказала в регулировании прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Ключевые слова: национальная политика, стратегия, правовая традиция, права коренных малочисленных народов Севера, ясак, налог, льготы, инородцы, правовое регулирование.

LEGAL TRADITION AS A REGULATOR OF THE DEVELOPMENT OF NATIONAL LAW

Toria Rita Aleksandrovna, PhD at law. Position: associate Professor. Place of employment: Moscow Institute of state management and law. Branch: Cherkessk branch. Department: civil-legal disciplines chair. E-mail: rtoria@yandex.ru

Annotation: In this article the author shows us what is strategy, the impact of the national development strategy of Russia on the national legal system, the formation of legal awareness of the society on the legal culture of the state. The main issue requiring special attention of the state and municipal bodies is "ensuring the rights of indigenous people and national minorities in the Strategy for the period till 2025. The author gives us the concepts of the legal tradition, the impact of legal tradition, because of fully assess the impact of legal tradition on the national legal system.

Keywords: national policy, strategy, legal tradition, the rights of indigenous peoples of the North, tribute, tax, benefits, illegal aliens, legal regulation.

Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года утверждена Стратегия национального развития России на период до 2025 г.1 Основными задачами, требующими особого внимания властей, по-прежнему являются 4 позиции:

1) Сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;

2) Обеспечение прав коренных малочисленных народов и нацменьшинств;

1http://base.garant.rn/70284810/

3) Создание дополнительных условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

4) Поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашей страной.

В Стратегии национального развития России на период до 2025 г., в числе основных вопросов, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, определено «обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств».

Для того чтобы в полной мере оценить что такое стратегия и какое влияние, оказывают стратегии национального развития России на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, необходимо определиться с вопросом, что же является стратегией? В литературе отсутствует единая точка зрения на сущность стратегии. Существуют различные определения стратегии, если очень коротко, то стратегия:

- это искусство достижения желаемого, а также отвечает на вопрос: как получить желаемое при ограниченных ресурсах, при минимальных затратах времени и сил;

- это инструмент, и так же как любой другой инструмент она облегчает выполнение работы, т.е. стратегия, помогает думать расчетливо и взвешенно, находя наилучшие решения среди прочих;

- это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов государства;

- это набор правил для принятия решений, которыми необходимо руководствоваться в деятельности государства2.

Как видим, все эти определения направлены на решение тех или иных государственных проблем. Поэтому принятие Стратегии воспринято народами Севера с определенным интересом, поскольку она направлена на координацию деятельности федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики и обеспечения их взаимодействия с гражданским обществом.

Одним из основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации является «обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни»3.

Здесь, хотелось бы вспомнить такой серьезный пласт научного знания и культуры, как правовая традиция. Для развития юридической науки, на наш взгляд, необходим учет культурно-исторических основ отечественной правовой системы, необходимо познание и выделение таких, образно выражаясь, традиционных «сгустков» правовой жизни, которые формируются при активном участии народа. В связи с этим необходимо отметить, что традиционные основы или традиции - это исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передаваемые из века в век обы-

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1 %80%D0%B0 %D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F

3 http://base.garant.ru/70284810/

чаи, обряды, ритуалы, общественные установления, ценности, идеи и т. п., характеризующие особенность правового уклада общества. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся и преумножающееся в обществе длительное время, а отказ от наследия и уничтожение своих традиций говорит об утрате собственных духовных основ бытия4.

Для того чтобы в полной мере оценить то влияние, которое оказывают правовые традиции на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, необходимо определиться с вопросом, что же является правовой традицией. В юридической литературе отсутствует единая точка зрения на сущность правовых традиций, а само определение правовой традиции дают лишь некоторые авторы, занимающиеся изучением правовых традиций.

В юридической литературе встречаются следующие определения правовой традиции:

1. Правовые традиции - воспроизводящиеся смыс-лообразующие принципы права, которые обеспечивают трансляцию и преемственность прежнего правового опыта, а также ориентацию правовой деятельности на укрепление и восполнение правового наследия.

2. Правовые традиции - единство исторически сформированного, критически осмысленного коллективного опыта правовой деятельности, основанного на господствующих в обществе представлениях о праве и справедливости, сохранение и воспроизведение которого обеспечивает устойчивость всей правовой системы и ее последовательное, «плавное» развитие.

3. Правовая традиция - совокупность правовых знаний, правового опыта, достигнутого предыдущими поколениями и воспринятого на нынешнем этапе развития права, который, воздействуя на духовную сферу жизни общества, участвует в формировании правовой системы государства, правосознания его граждан.

4. Правовая традиция - выраженный в социально-организованных коллективах опыт, аккумулирующий правовые ценности, который в определенных пространственно-временных рамках передается от одного поколения к другому и приобретает устойчивые формы своего внешнего выражения, опосредуясь при этом в государственно-правовом пространстве данного общества.

Как мы видим, каждое определение правовой традиции сочетает в себе следующие признаки правовой традиции:

- это опыт (знание), полученный в рамках правовой деятельности;

- правовые ценности;

- она должна быть не просто передана следующему поколению, но и воспринята этим поколением;

- имеют устойчивые формы своего внешнего выражения (норма права);

- участвуют в формировании и развитии правовой системы.

Чтобы считать традицию правовой, необходимы следующие условия: традиция должна содержать в себе именно юридическое воззрение, так как никакое другое воззрение не может породить право; традиция не должна противоречить нравственности: общество не может признавать права, несовместимые с доброй нравственностью. Впрочем, это условие заключается уже в том, что традиция должна содержать в себе

4 Ь|йр:/^ап.гиЛмеу]оЬ.рЬ|р?1с1=74457 38

юридическое воззрение, которое и есть не что иное, как проявление нравственного закона в применении к общежитию; традиция должна показывать именно единообразную практику регулирования общественных отношений и должна найти отражение в правосознании граждан.

Правовая традиция - это особый вид традиции, в которой кроме характеристик информационной модели, содержится предписание, императивное требование. Специфическая черта правовой традиции - ее регулятивная направленность. «Регулятивный потенциал, заключенный в норме, обусловливает наличие в ней, наряду со стереотипностью, также и признака импера-тивности»5. Правовые традиции фиксируют требования социальной общности к поведению ее членов, которое должно соответствовать социально одобренным образцам и не противоречить правовой системе. Определяя границы приемлемых, ожидаемых и одобряемых, социально допустимых действий, правовые традиции упорядочивают, контролируют, регулируют общественные отношения. Реализуясь в деятельности людей, правовые традиции делают ее общезначимой, повторяющейся, выводят ее на горизонт общественно-правовой целесообразности.

Рассмотрим, какое влияние правовая традиция оказала в регулировании прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Немного истории. Народы Севера проживали на соответствующих территориях с незапамятных времен. Летописец Нестор, упоминая о некоторых из них (расселенных «от моря Балтийского до Ледовитого, от глубины Европейского Севера на Восток до Сибири, до Урала и Волги») и именуя их финскими пленами, отмечает: не знаем, когда они в России поселились; не имели историка, «ибо никогда сей народ не славился победами, не отнимал чужих земель, но всегда уступал свои; в России - славянам, ища для себя безопас-ность».6

Присоединение Сибири к Российскому государству началось в 16 веке. Н.М. Карамзин определяет этот процесс как завоевание, во многих отношениях сходное с завоеванием Мексики и Перу, где также горсть людей, «стреляя огнем», побеждала тысячи, вооруженных стрелами и копьями.7

Исторически первое проникновение русских в Сибирь связано с именем казака Ермака. Его подробные сообщения Государю (Ивану Грозному) о походе (по рекам Тобол и Иртыш) и победах над туземцами воспринимались с воодушевлением. Казалось, что Сибирь упала тогда с неба для россиян. Казакам грамотой объявлялось «вечное забвение старых вин» и вечная благодарность России за важную услугу. Ермак был назван Князем Сибирским, и ему было велено распоряжаться и начальствовать, чтобы «утвердить порядок в земле» и верховную государственную власть над нею.8

По славам Ермака началось постепенное продвижение Российского государства на север, северо-восток и юго-восток. Оно сопровождалось возведением поселений и заселением Сибири «охочими нетягловыми

5 Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. Ереван, 1986. 327 с.

6 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Кн. 1. Т. 1. М., 1988. С. 22.

7 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Кн. 3. Т. 9. С. 228.

8 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Кн. 3. Т. 4. М., 1988. С. 236-237.

людьми» с раздачей им земли «для пашни со льготами». При этом, пишет Н.И. Костомаров, люди (казаки), обживающие Сибирь, проникались одним духом, увлекались одним стремлением отыскивать «новые землицы», подчинять народы и заставлять их платить ясак.9 Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам». Сбор ясака часто гарантировался путем взятия заложников (аманатов) из туземцев.10

Уплата дани (ясака) в виде пушнины рассматривалось как государственное обременение землепользователей. Исполнение названной обязанности стало первичной и достаточно продолжительное время единственной формой организации присоединенных народов, подтверждающей их связь с Российским государством и подчинение (признание) его власти. На первых порах, как полагают некоторые исследовате-ли11, сбор дани со стороны русских часто сопровождался раздачей подарков, поэтому аборигены воспринимали его как простую меновую торговлю; казаки же спешили рапортовать о включении в русское подданство новых групп «иноземцев». Подобное обстоятельство зачастую приводило к недоразумениям: когда ясачные сборщики пытались взять ясак, ничего не давая взамен, иноземцы отвечали отказом и брались за оружие.

Детальное регулирование ясачных отношений произошло в конце 17-18 в. в Инструкции от 4 июня 1763 г. лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Щербачеву12, согласно которой:

- сбор ясака возлагался на «князьцев», «летучих людей» (служилые люди) родов и улусов (это слово имеет несколько значений: самое общее из них - народ, поколение);

- размер оклада ясака, установленный ясачной комиссией, считался окончательным и никто, кроме Сената, не имел права его изменять;

- на вновь найденных землях, где имелись неплатя-щие ясак, предписывалось таковых призывать и приводить в подданство, требовать от них присяги и обкладывать ясаком, а для укрепления их брать у них в аманаты (в заложники) «князьцев» и «летучих людей» и обращаться с ними «ласково», чтобы в последующем они «своему роду могли изъяснить, как к ним хорошо относились в нашей империи», и т.д.

Инородцы (так именовали северные народы в первой четверти 19 века) становятся субъектами государственного права, с принятием в 1822 году Устава об управлении инородцев13. В 1892 году Устав трансформировался в Положение об инородцах14. Это был уже кодификационный акт, включающий 588 статей и обширные приложения к ним, он учитывал произошедшие за 70 лет изменения и дополнения его норм.

Демократические реформы, начала 20 века коснулись и инородцев. Царским Указом от 12 декабря 1904 года15 признавалось неотложным произвести пере-

9 Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. Вып. 1-3. М., 1990. С. 532-533.

10 http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30749

11 Зуев А. От завоевания к вхождению, или Как присоединяли Сибирь к России советские историки // Родина.2000. № 5. С. 63.

12 Памятники права Саха (Якутия): Сб. документов и материалов: в 2 ч. / Отв. Ред. М.А. Федоров. Якутск, 1994. С. 13-23.

13 Полное собрание законов Российской империи: В 40 т. СПб., 1830. Т.38 (документ № 29126). С. 394-417.

14 Свод законов Российской империи. Кн. 1. СПб., 1912. Т. 1-3. С. 531-586.

15 Законодательные акты переходного периода. Сборник зако-

нов. 1904-1906 гг. СПб., 1906. С. 7-8.

смотр действующих постановлений, ограничивающих право инородцец «с тем, чтобы из числа сих постановлений впредь сохраняемы были лишь те, которые вызываются насущными интересами государства и явною пользою русского народа».

К первоосновам советской национальной политики относится Декларация прав народов России,16 которой намерен был руководствоваться Совет Народных Комиссаров, закрепляла: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений и т.д.

Конституция РСФСР 1918 г. признавала наличие областей, отличающихся особым бытом и национальным составом (ст.11).

Как видим, решение проблем народов Севера было частью национальной политики, соприкасалось с вопросами национальных меньшинств, но оставалось самостоятельным направлением деятельности советского государства. Данным народам гарантировались права, провозглашенные Декларацией прав народов России. Ну и, к потребностям народностей Севера, приспосабливалась юстиция, то есть издавались нормативные правовые акты, учитывающие специфику этих народов.

Особая государственно-правовая политика по отношению к народам Севера проявлялась в установлении для них льгот.

Смысл слова «льготы» В. Даль определяет как особые права, преимущества перед другими; «облегчение от податей, повинностей, налогов, работ», большая свобода в чем-либо17.

Первым таким нормативным правовым актом является постановление ЦИК и СНК «О налоговых льготах племенам, населяющим северные окраины Союза ССР»18 граждане, принадлежащие к северным народностям, временно и в пределах освоенных этими народностями территорий не облагались государственным и промысловым налогом при занятии охотничьим и рыбным промыслом, а также кустарными промыслами и ремеслами при помощи членов семьи или с наемными рабочими в количестве не более трех человек, а доходы от этих занятий не включались в доход, облагаемый подоходным налогом. Также, эти граждане освобождены были от гербового сбора на все документы, от налога с имущества при получении наследства, единого сельскохозяйственного налога. Кооперативные организации всех видов, в которых представители северных народов составляли не менее 50% общего количества членов, освобождались от уплаты прямых налогов, подоходного налога, гербового сбора. 9

Специфика народов Севера получала отражение и в некоторых других правовых мерах, например: установление безлицензионного, беспошлинного и безакцизного ввоза товаров на отдельные территории проживания народностей Севера;20 учреждение хлебоза-пасных магазинов, которые выдавали ссуды

16 История советской Конституции (в документах). 1917-1956. М., 1957. С. 57-58.

17 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.,1881. Т. 2. С. 243.

18 СП СССР. 1928. № 21. Ст. 186.

19 В.А. Кряжков. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М.: Норма, 2010.

20 СП СССР. 1926. № 34. Ст. 247; 1927. № 13. Ст. 135.

туземному населению при стихийных бедствиях в непромысловые годы и в отдельных случаях малоимущим семьям;21 предоставление права ЦИК автономных республик, краевым и областным исполкомам давать разрешение на формирование самостоятельных бюджетов районными туземными исполкомами;22 создание смешанных кооперативных объединений, обслуживающих хозяйства трудового населения Севера, организующих их снабжение, а также сбыт продукции, содействующих развитию промыслов и предоставляющих кредиты;23 запрещение ввоза и продажи спиртных напитков в некоторых местностях северных окраин Российской Федерации.24

В 1930 годы начался период «советизации» обустройства жизни северных народов. Его суть заключалась в замещении этнического самоуправления государственным управлением, в принятии мер, обеспечивающих форсированную интеграцию этих народов в советскую систему общественных отношений.2

В Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. национальные меньшинства и народности Севера не упоминаются в качестве носителей особых прав. Можно утверждать, что с этого момента государственно-правовое развитие народностей Севера приостанови-лось.26

В этот период принимались государственные меры по подъему экономики и культуры народностей Севера в виде материально финансовой поддержки, что выражалось в предоставлении налоговых льгот, выделению долгосрочных ссуд тем, кто переходил на оседлость, государственному обеспечению детей, обучающихся в школах и посещающих ясли, предоставлению льгот при поступлении в вузы и средне-специальные учебные заведения, поддержки развития национальных языков и т.д.

В целом осуществлялась политика государственного патернализма: народности Севера не рассматривались в качестве равноправных партнеров, государство решало за них, чем им заниматься, что и где строить, кому и сколько выделить средств, чему обучать, каким должен быть для детей срок носки валенок. Это соответствовало господствующим общетеоретическим представлениям, согласно которым национальные меньшинства и этнические группы вообще исключались из перечня субъектов государственно-правовых отношений; таковыми признавались советский народ, представленный государством, и нации, реализующие себя через национально-государственные и автономно-административные образования.27

В конце 1980 гг. в период идей перестройки в российском праве начинает формироваться новое понимание статуса малочисленных народов Севера. Активно развивался процесс правовой модернизации на республиканском уровне в Российской Федерации, где непосредственно проживают малочисленные народы Севера. Гарантом служила Конституция РФ - базовый юридический документ России после распада СССР.28

21 СУ РСФСР. 1926. № 31. Ст. 236.

22 СУ РСФСР. 1929. № 57. Ст. 551.

23 СУ РСФСР. 1929. № 2. Ст. 13

24 СУ РСФСР. 1927. № 48. Ст. 319.

25 В.А. Кряжков. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М.: Норма, 2010.

26 В.А. Кряжков Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М.: Норма, 2010.

27 Б.В. Щетинин Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 50.

28 В.А. Кряжков. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве- М. : Норма, 2010.

Права малочисленных народов Севера были отражены в нормативных правовых актах, развивающих положения Конституции. А именно:

Закон РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании»,29 Закон РФ от 25.10. 1991 г. «О языках народов РСФСР»,30 Земельный кодекс РФ от 25.04.1991 г., 1 Закон РФ от 19.12. 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»32, Закон РФ от 21.02. 1992 г. «О недрах»33, Закон РФ от 7.12. 1991 г. «О подоходном налоге с физиче-

34

ских лиц» и т.д.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют нормы как международного так и федерального, регионального законодательства и нормативные правовые акты органов местного самоуправления непосредственно регулирующие положение коренных малочисленных народов Севера. В Федеральном законе о гарантиях прав малочисленных народов записано, что указанные лица в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право пользоваться необходимыми льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Эти общие положения конкретизируются. Например, Налоговым кодексом РФ35 предусматриваются следующие льготы для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ; освобождение от налогообложения доходов общин от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (ст. 217), не признаются объектами налогообложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов в случае пользования ими лицами, относящимися к данным народам (ст. 333), а также земельные участки, выделяемые им и их общинам для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (ст. 395).

Как видим, государство признавало и считалось с особенностями сибирских и им подобных народов. Определяя их статус, оно исходило из идеи ограниченного, осторожного вмешательства общества и государственных институтов в систему традиционных социальных связей, культуру и экономику этих народов: формирование у них новых общественных порядков и ценностных ориентиров только поощрялось, но не форсировалось, аборигенам предоставлялось возможность самостоятельного выбора темпа интеграции в доминирующее российское общество36.

На наш взгляд, на современном этапе достаточно ясно определены задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, среди них важнейшие направления работы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;

- содействие развитию народных промыслов и ремесел, в целях увеличения занятости населения, в том числе на селе, в горных и других отдаленных районах,

29 Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

30 Ведомости РФ. 1991. № 50. Ст. 1740.

31 Ведомости РФ. 1991. № 22. Ст. 768.

32 Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

33 Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834.

34 Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 591; № 34. Ст. 1976.

35 СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824

36 Мастюгина Т., Стельмах В. Малые народы Севера и Дальнего Востока // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 4. 1994. С. 157-159.

в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

- повышение уровня адаптированности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов к современным экономическим условиям с учетом обеспечения защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

Подводя итог, необходимо отметить, что в сложившихся современных условиях диктуется необходимость формирования отечественной юридической науки на основе собственного исторического опыта, правовых традиций, предполагающих самостоятельность и неповторимость типа правовой цивилизации, учитывая новую конституционную модель правового государства, правовой статус субъектов и т.д.

Для дальнейшего развития отечественной юридической науки необходим учет культурно-исторических основ отечественной правовой системы, необходимо познание и выделение таких, образно выражаясь, традиционных «сгустков» правовой жизни, которые формируются при активном участии народа.

Необходимо отметить, что традиции характеризуют особенность правового уклада общества. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся и преумножающееся в обществе длительное время, а отказ от наследия и уничтожение своих традиций говорит об утрате собственных духовных основ бытия.

Для того, чтобы показать развитие национального права с учетом традиций, мы проанализировали как развивалось правовое регулирование прав коренных малочисленных народов Севера во времени, т.е. эта та область общественных отношений, где функционируют традиции, становление традиции развернуто во времени и нормы права имеют в своей основе народные правовые традиции, которые восприняты правом, что позволяет, в конечном итоге, достичь наибольшей эффективности правовых норм

Конечно, значение традиций в правовом регулировании в различных областях жизни неодинаково, но в ряде сфер общественной жизни юридическая эффективность норм традиций, определяемая как «соответствие поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме»37, остается достаточно высокой. Таким образом, есть основания утверждать, что правовые традиции нередко характеризуются более высоким уровнем признания (реализации) конкретными социальными субъектами, чем соответствующие нормы действующей параллельно (в тех же областях правового регулирования) системы национального законодательства. Традиции в современном мире имеют значение мощного регулятивного средства, исполненного большого гуманистического и практического смысла и подкрепленного мощной этнокультурной сферой. Традиция сохраняет правовую систему, обеспечивает ее качественное своеобразие, самовоспроизводимость, самотождественность в истории. Традиция, понятая как культурное наследование и наследие, предстает как жизненная сила культуры, как механизм сохранения и воспроизведения культурных констант38. Культурно-правовые традиции выступают как обобщение длительной социальной

37 Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазы-ринВ.В. Эффективность правовых норм. М., 1980. С. 49.

38 Сорокин В.В. Русская правовая доктрина // Правовая доктри-

на России: теоретические и исторические аспекты: межвуз. сб. ст. / под ред. В.Я. Музюкина. Барнаул, 2008. С. 19

практики и становятся общепринятым стереотипов поведения, на основе которого складывается поведенческий фон, в итоге и определяющий правовую культуру данного общества 39

Правовая система, так или иначе, покоится на неразрывной связи с прошлым, и сохраняется эта связь, в том числе на уровне юридического языка и юридической практики. Вместе с тем, признавая тот факт, что право не может быть произвольным, необходимо отметить, что оно и не может быть чем-то вечным, а должно меняться, опираясь на то, что было раньше.

Список литературы:

1 .http://base.garant ги/70284810/

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 %01%82%01%8 0%00%В0%01%82%00%В5%00%В3%00%В8%01%8 Р

3.http://5fan.ru/wieyjob.php?id=74457

4. К. С. Сарингулян Культура и регуляция деятельности. Ереван, 1986. 327 с.

5.Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Кн. 1. Т. 1. М., 1988. С. 22.

6.Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Кн. 3. Т. 9. С. 228.

7.Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4 кн. Кн. 3. Т. 4. М., 1988. С. 236-237.

8.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. Вып. 1-3. М., 1990. С. 532-533.

9.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/30749

10.Зуев А. От завоевания к вхождению, или Как присоединяли Сибирь к России советские историки // Ро-дина.2000. № 5. С. 63.

11.Памятники права Саха (Якутия): Сб. документов и материалов: в 2 ч. / Отв. Ред. М.А. Федоров. Якутск, 1994. С. 13-23.

12.Полное собрание законов Российской империи: В 40 т. СПб., 1830. Т.38 (документ № 29126). С. 394-417.

13.Свод законов Российской империи. Кн. 1. СПб., 1912. Т. 1-3. С. 531-586.

14.Законодательные акты переходного периода. Сборник законов. 1904-1906 гг. СПб., 1906. С. 7-8.

15.История советской Конституции (в документах). 1917-1956. М., 1957. С. 57-58.

16.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб.,1881. Т. 2. С. 243.

17.СП СССР. 1928. № 21. Ст. 186.

18.В.А. Кряжков. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М.: Норма, 2010.

19.СП СССР. 1926. № 34. Ст. 247; 1927. № 13. Ст. 135.

20.СУ РСФСР. 1926. № 31. Ст. 236.

21.СУ РСФСР. 1929. № 57. Ст. 551.

22.СУ РСФСР. 1929. № 2. Ст. 13

23.СУ РСФСР. 1927. № 48. Ст. 319.

24.Б.В. Щетинин Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 50.

25.Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.

26.Ведомости РФ. 1991. № 50. Ст. 1740.

27.Ведомости РФ. 1991. № 22. Ст. 768.

28.Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

29.Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834.

30.Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 591; № 34. Ст. 1976.

31.СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824

39 Овчиев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет: автореф. дис. ... канд. наук. Краснодар, 2006. 24 с.

Мастюгина Т., Стельмах В. Малые народы Севера и Дальнего Востока // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 4. 1994. С. 157-159.

33.Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Эффективность правовых норм. М., 1980. С. 49.

34.Сорокин В.В. Русская правовая доктрина // Правовая доктрина России: теоретические и исторические аспекты: межвуз. сб. ст. / под ред. В.Я. Музюкина. Барнаул, 2008. С. 19.

35.Овчиев Р.М. Правовая культура и российский правовой менталитет: автореф. дис. канд. наук. Краснодар, 2006. 24 с.

Рецензия

На статью кандидата юридических наук, доцента Тория Р.А. «Правовая традиция как регулятор развития национального права».

В статье речь идет о том, какое влияние оказывает стратегия национального развития России на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, так как в Стратегии национального развития России на период до 2025 г., в числе основных вопросов, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, определено «обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Для того чтобы в полной мере оценить то влияние, которое оказывают правовые традиции на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, дается определение, что же является правовой традицией и какое влияние правовая традиция оказала в регулировании прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для того, чтобы показать развитие национального права с учетом традиций, автор проанализировал как развивалось правовое регулирование прав коренных малочисленных народов Севера во времени, т.е. эта та область общественных отношений, где функционируют традиции, становление традиции развернуто во времени и нормы права имеют в своей основе народные правовые традиции, которые восприняты правом, что позволяет, в конечном итоге, достичь наибольшей эффективности правовых норм.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

Грачева Е.Ю. - доктор юридических наук, профессор, первый проректор зав. кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.