6.2. СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА,
СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Тория Рита Александровна, канд. юрид. наук, доцент, докторант
Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Аннотация: Статья посвящена правовым проблемам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В статье кратко рассматривается динамика правового регулирования прав данных народов в России с выявлением пробелов и противоречий в нем, природа специальных прав малочисленных народов, особенности, законные интересы, льготы, гарантии и компенсации
Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, национальная политика, специальные права, льготы, гарантии и компенсации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, нормативные правовые акты
THE STRATEGY OF THE STATE LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF INDIGENOUS PEOPLE OF THE NORTH, SIBERIA AND FAR EAST
Toriya Rita A., candidate of Law, docent, PhD
Place of employment: Moscow State Law University of the name of O.E. Kutafin (Moscow State Law Academy)
Abstract: This article is about the indigenous people of the North. Siberia and Far East. The author shows us the legal regulation of the rights. Also the author tells us about the gaps and contradictions, the special rights of this category of people, the specifics, law interests, guarantees, benefits and compensations
Keywords: indigenous people of the North, Siberia, and Far East
К первоосновам советской национальной политики относится Декларация прав народов России1, которой намерен был руководствоваться Совет Народных Комиссаров, закрепляла: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений и т. д.
Конституция РСФСР 1918 г. признавала наличие областей, отличающихся особым бытом и национальным составом (ст.11).
Как видим, решение проблем народов Севера было частью национальной политики, соприкасалось с вопросами национальных меньшинств, но оставалось самостоятельным направлением деятельности советского государства. Данным народам гарантировались права, провозглашенные Декларацией прав народов России. Ну и, к потребностям народностей Севера, приспосабливалась юстиция, то есть издавались нормативные правовые акты, учитывающие специфику этих народов.
Особая государственно-правовая политика по отношению к народам Севера проявлялась в установлении для них налоговых льгот. Первым таким нормативным правовым актом является постановление ЦИК и СНК «О налоговых льготах племенам, населяющим северные окраины Союза ССР»2 граждане, принадлежащие к северным народностям, временно и в пределах освоенных этими народностями территорий не облагались государственным и промысловым налогом при
1 История советской Конституции (в документах). 1917-1956. М., 1957. С. 57-58.
2 СП СССР. 1928. № 21. Ст. 186.
занятии охотничьим и рыбным промыслом, а также кустарными промыслами и ремеслами при помощи членов семьи или с наемными рабочими в количестве не более трех человек, а доходы от этих занятий не включались в доход, облагаемый подоходным налогом. Также, эти граждане освобождены были от гербового сбора на все документы, от налога с имущества при получении наследства, единого сельскохозяйственного налога. Кооперативные организации всех видов, в которых представители северных народов составляли не менее 50% общего количества членов, освобождались от уплаты прямых налогов, подоходного налога, гербового сбора3.
Специфика народов Севера получала отражение и в некоторых других правовых мерах, например:
- установление безлицензионного, беспошлинного и безакцизного ввоза товаров на отдельные территории проживания народностей Севера4;
- учреждение хлебозапасных магазинов, которые выдавали ссуды туземному населению при стихийных бедствиях в непромысловые годы и в отдельных случаях малоимущим семьям5;
- предоставление права ЦИК автономных республик, краевым и областным исполкомам давать разрешение на формирование самостоятельных бюджетов районными туземными исполкомами6;
- создание смешанных кооперативных объединений, обслуживающих хозяйства трудового населения Севера, организующих их снабжение, а также сбыт продукции, содействующих развитию промыслов и предоставляющих кредиты7;
3 В.А. Кряжков. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М.: Норма, 2010.
4 СП СССР. 1926. № 34. Ст. 247; 1927. № 13. Ст. 135.
5СУ РСФСР. 1926. № 31. Ст. 236.
6 СУ РСФСР. 1929. № 57. Ст. 551.
7 СУ РСФСР. 1929. № 2. Ст. 13
- запрещение ввоза и продажи спиртных напитков в некоторых местностях северных окраин Российской Федерации8.
В 1930 годы начался период «советизации» обустройства жизни северных народов. Его суть заключалась в замещении этнического самоуправления государственным управлением, в принятии мер, обеспечивающих форсированную интеграцию этих народов в советскую систему общественных отношений9.
В Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. национальные меньшинства и народности Севера не упоминаются в качестве носителей особых прав. Можно утверждать, что с этого момента государственно-правовое развитие народностей Севера приостановилось10.
В этот период принимались государственные меры по подъему экономики и культуры народностей Севера в виде материально финансовой поддержки, что выражалось в предоставлении налоговых льгот, выделению долгосрочных ссуд тем, кто переходил на оседлость, государственному обеспечению детей, обучающихся в школах и посещающих ясли, предоставлению льгот при поступлении в вузы и средне-специальные учебные заведения, поддержки развития национальных языков и т. д.
В целом осуществлялась политика государственного патернализма: народности Севера не рассматривались в качестве равноправных партнеров, государство решало за них, чем им заниматься, что и где строить, кому и сколько выделить средств, чему обучать, каким должен быть для детей срок носки валенок... Это соответствовало господствующим общетеоретическим представлениям, согласно которым национальные меньшинства и этнические группы вообще исключались из перечня субъектов государственно-правовых отношений; таковыми признавались советский народ, представленный государством, и нации, реализующие себя через национально-государственные и автономно-административные образования.11
В конце 1980 гг. в период идей перестройки в российском праве начинает формироваться новое понимание статуса малочисленных народов Севера. Активно развивался процесс правовой модернизации на республиканском уровне в Российской Федерации, где непосредственно проживают малочисленные народы Севера. Гарантом служила Конституция РФ - базовый юридический документ России после распада СССР12.
Права малочисленных народов Севера были отражены в нормативных правовых актах, развивающих положения Конституции. А именно:
Закон РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании»13, Закон РФ от 25.10. 1991 г. «О языках народов РСФСР»14, Земельный кодекс РФ от 25.04.1991 г.1 ,Закон РФ от 19.12. 1991 г. «Об охране окружающей природной сре-ды»16, Закон РФ от 21.02. 1992 г. «О недрах»17, Закон РФ от 7.12. 1991 г. «О подоходном налоге с физиче-
8 СУ РСФСР. 1927. № 48. Ст. 319.
9 В.А. Кряжков. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М.: Норма, 2010.
10 В.А. Кряжков Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М.: Норма, 2010.
11Б.В. Щетинин Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 50.
12 В.А. Кряжков. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве- М. : Норма, 2010.
13 Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.
14 Ведомости РФ. 1991. № 50. Ст. 1740.
15 Ведомости РФ. 1991. № 22. Ст. 768.
16 Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
17 Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834.
18
ских лиц» и т.д.
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют нормы как международного так и федерального и регионального законодательства, непосредственно регулирующие положение коренных малочисленных народов Севера. Перечислим некоторые федеральные нормативные правовые акты:
ФЗ от 30.04. 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» 9 В статье 8 вышеуказанного закона закреплено, что малочисленные народы и лица, относящиеся к ним, имеют право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания данных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами. Необходимо внести изменения в данный нормативный правовой акт в части дополнения и уточнения понятийного аппарата, определения порядка отнесения граждан РФ к коренным малочисленным народам РФ, а также обеспечения возмещения убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов РФ, в том числе на культурное наследие во всем его многообразии;
Федеральный закон от 25.07.2002 года «Об альтернативной гражданской службе» № 113-ФЗ20. Статья 2 регламентирует право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
- несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
- он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
- в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
- в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;
- в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.
Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
- подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой; рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
- явку гражданина на медицинское освидетельствование и
18 Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 591; № 34. Ст. 1976.
19 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208. 20СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3030.
на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»21. Статья 11 регламентирует условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, а именно право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ: инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности 3, 2 и 1 степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», либо на пенсию по инвалидности; дети — инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца. Считаем необходимым внести изменения в федеральное законодательство о пенсионом обеспечении в части сохранения районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии.
Налоговый кодекс РФ22, который устанавливает, что налогом на доходы физических лиц не облагаются доходы, получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла23, а на основании ст. 333 нК РФ не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по перечню, утвержденному Правительством РФ). Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.
1) Общины малочисленных народов освобождаются
21 СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
22 СЗРФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824
23 Там же
от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).
2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).
3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).
В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке. Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Статья 333.2. Объекты обложения ... 2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Назрела необходимость о внесении дополнений в ст.ст. 217, 238 Налогового кодекса в части дополнения перечня видов общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «территориально-соседскими общинами» и изменения в ст. 3321 Налогового кодекса в части замены слов «удовлетворения личных нужд» на слова «обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности», а также в части безвозмездного пользования земельными участками и природными ресурсами для ведения коренными малочисленными народами и их общинами традиционной хозяйственной деятельности, освобождения от взимания государственной пошлины за предоставление долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, а также за предоставление лицензии на пользование
объектами водных биологических ресурсов;24
Водный кодекс Российской Федерации от 3.06. 2006 г.25 Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации ... 2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.
Лесной кодекс РФ от 04.12. 2006 года № 200-ФЗ26. В статье 30 речь идет о заготовке гражданами древесины для собственных нужд речь идет о том, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов и в порядке, установленных законами субъектов РФ. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Статья 48 регламентирует использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, т.е. в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, при использовании лесов обеспечивается защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», но нет конкретики в части особенностей использования лесов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Необходимо внести изменения в Лесной Кодекс в части регулирования механизмов реализации приоритетного права коренных малочисленных народов на использование возобновляемых природных ресурсов и территорий (акваторий).
Земельный кодекс от 25.10.2001 года № 136-Ф3, предусматривающий ряд норм, отражающих специфику землепользования КМН: так, порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентируется статьей 34 Земельного кодекса РФ2 .
В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
24 https://pravoved.ru/question/603089/ 25СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381. 26СЗ РФ, 11.12.2006. № 50, ст. 5278 27 СЗ РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147
Согласно статье 27 Земельного кодекса РФ28, земли лесного фонда, водного фонда, особо охраняемых природных территорий (к числу которых относятся и территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов) отнесены к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота, и не могут быть приватизированы. Также запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, используемых в качестве оленьих пастбищ, содержится в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»29. В связи с этим, единственной гарантией права коренных народов на безвозмездное пользование землями и другими природными ресурсами становится образование территорий традиционного природопользования. Необходимо, на наш взгляд, внести изменения в земельное законодательство РФ в части реализации права коренных малочисленных народов на безвозмездное пользование землями различных категорий, а также природными ресурсами в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Необходимо внести изменения в статью 24 Земельного кодекса РФ, в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ в части предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и их общинам.
Необходимо внести изменения в Земельный Кодекс РФ в части регулирования механизмов реализации приоритетного права коренных малочисленных народов на использование возобновляемых природных ресурсов и территорий (акваторий).
Кроме того, проблему определения сферы действия уже принятого законодательства о правах коренных малочисленных народов необходимо решать в более широком контексте. Законы природоресурсного блока (Земельный, Лесной и Водный кодексы, другие законы) предусматривают возможность установления особого правового режима охраны и использования земельных участков, водо- и лесопользования в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако из-за отсутствия Перечня территорий традиционного природопользования этих народов, с четко определенными границами, положения данных законов невозможно реализовать на практике. Хотя подобная попытка уже была предпринята в Указе Президента РФ от 22 апреля 1992 г. № 397 (в редакции Указа Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 250) 0 А также в Постановлении Правительства РФ от 11 января 1993 г. №22 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 7.10.1993 №997, от 23.01.2000 №58) .
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»32. Статья 19.
Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности
1. Охота в целях обеспечения ведения традиционно-
28 Там же
29 СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3018
30 ВСНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст.1009.
31 САПП. 1993. № 3. Ст. 176.
32 СЗ РФ. 2009. № 30.
го образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.
2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты. И ряд других нормативных правовых актов на федеральном уровне.
Региональное законодательство о малочисленных народах Севера базируется на Конституции РФ, федеральных законах и конституциях (уставах) субъектов Федерации. Значительная часть положений, касающихся коренных малочисленных народов, закрепляется в законах субъектов РФ по конкретным вопросам. Например, в финансово-экономических и налоговых отношениях устанавливаются особые ставки для малочисленных народов и их представителей (Томская и Читинская области), в том числе на оленьи пастбища (Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ); освобождение от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд (Красноярский край, Амурская, Кемеровская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ); освобождение от платы за пользование водными объектами (для предприятий и организаций, где численность народов Севера составляет не менее 75% работников, - Ямало-Ненецкий автономный округ), льготы по платежам за пользование животным миром (Амурская и Мурманская области); льготные тарифы на авиаперевозки пассажиров из числа народов Севера по отдельным направлениям (Сахалинская область); исключительное право на приобретение в собственность предприятий традиционного промысла и кустарных ремесел малочисленных народов (Республика Саха (Якутия)); льготы для национальных образовательных учреждений (Ханты-Мансийский автономный округ).33
Следует отметить, что региональное законодательство отражает многие аспекты жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Но при этом в регионах складываются различные государственно-правовые статусы малочисленных народов и лиц, относящихся к ним, это объяснимо, так как имеет место своеобразие субъектов РФ как по численности малочисленных народов Севера, так и по климатическим условиям, различие по территориям традиционного проживания и т.д.
В заключение хотелось бы отметить следующее: есть внимание к проблемам, но мало усилий по их решению. Как справедливо заметил А.А. Тишков, было
33 В.А. Кряжков Коренные малочисленные народы Севера в российском праве / - М.: Норма, 2010.
бы единое ведомство, занимающееся проблемами коренных малочисленных народов и их территорий, то все управление можно было бы осуществлять на основе единого кодифицированного закона о коренных малочисленных народах, их традиционного природопользования и территорий компактного проживания и хозяйствования. А пока будет все организовано так, как сейчас, тот кризис правовой защиты этих народов, разруха и утрата традиционной культуры и природопользования будет идти еще более быстрыми темпа-ми34. И с этим трудно не согласиться. Провозгласив права коренных малочисленных народов «де-юре», необходимо и обеспечить их «де-факто». Юристы также однозначно оценивают сложившуюся ситуацию. Так, профессор В.А. Кряжков отмечает, что несмотря на то, что Конституция Российской Федерации несомненно создала важные предпосылки для защиты прав коренных малочисленных народов, складывается законодательство о данных народах, но вместе с тем указанный процесс протекает неровно. В настоящий момент (с 2001 г.) в рассматриваемой теме можно констатировать ситуацию «правовой стагнации», более того - отката от позиций, имевших место в 90-е годы прошлого столетия. Это видно по вопросам, касающихся землепользования и традиционного природопользования, где права малочисленных народов Севера по-прежнему лишены ясности. Их правовое урегулирование необходимо рассматривать как актуальную задачу, разрешение которой «развяжет» многие проблемные узлы статуса названных народов, придаст ему реальность и развитие в соответствии с нормами и духом Конституции, а также современными международно-правовыми представлениями о правах коренных малочисленных народов35.
В Российской Федерации продолжается поиск оптимальных моделей государственного и общественного устройства, но и в том, что до конца еще не определились основополагающие представления о содержании статуса данных народов. Отчасти это отражает Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ36, утверждена распоряжением Правительства РФ, т.е. актом невысокого юридического значения, появление и содержание которой таковы, словно не было почти двадцатилетнего опыта выстраивания в современной России «аборигенных» отношений, отсутствует разветвленное законодательство в указанной сфере и все начинать нужно с «чистого листа»; удивительно, например, что согласно Концепции только в период с 2012 по 2015 г. (т.е. через 14 лет после принятия соответствующего федерального закона) запланировано формирование сети территорий традиционного природопользования федерального значения. Сформированное к настоящему времени законодательство о малочисленных народах Севера хотя и обширно, но не безупречно. В частности, действующее в этой сфере правовые нормы отличаются декларативностью, не имеют конкретных механизмов реализации, в некоторых случаях дублируют или взаимоисключают друг друга, не всегда связаны между собой, не содержат поправки на внутрисеверные различия и порой упрощают реальность, присутствует пробельность. Как
34 http: / www.biodat.ru| dok | lib | tichkov 1/htm
35 В.А. Кряжков Право на пользование землей и сопряженные с ним права коренных малочисленных народов Севера (конституционно-правовые основы). Государство и право. 2008. № 12. С.90
36 СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 876.
следствие, законоположения не редко применяются без учета установленных для коренных малочисленных народов преференций37 либо вообще остаются только на бумаге. Данное обстоятельство получило критическую оценку со стороны Консультативного комитета по выполнению Рамочной Конвенции, который рекомендовал российским органам власти в приоритетном порядке твердо и последовательно заняться эффективным внедрением новых законов, касающихся коренных малочисленных народов Севера38. Оценку современной ситуации в законодательстве о коренных малочисленных народах дают в своих научных статьях также Т.А. Брачун, А.В. Соловьева, А.Н. Пилясов, Л.В. Андриченко, Л.Е. Бандорина, Р.Ш. Гарипова, М.А. Жукова, Е.В. Жукова, Н.И. Калинин, Д.А. Кудряшова, Н.В. Минченко, О.Н. Мурашко, А.Е. Постников, П.В. Сулян-дзиг, Р.В. Суляндзиг, Д.О. Сиваков, М.Ю. Тихомиров, А.А. Транин, С.Н. Харючи, Ю.Я. Якель, др.
Список литературы:
1. История советской Конституции (в документах). 19171956. М., 1957. С. 57-58.
СП СССР. 1928. № 21. Ст. 186.
2. В.А. Кряжков Коренные малочисленные народы Севера в российском праве - М. : Норма, 2010.
3. СП СССР. 1926. № 34. Ст. 247; 1927. № 13. Ст. 135.
4. СУ РСФСР. 1926. № 31. Ст. 236.
5. СУ РСФСР. 1929. № 57. Ст. 551.
6. СУ РСФСР. 1929. № 2. Ст. 13
7. СУ РСФСР. 1927. № 48. Ст. 319.
8. Б.В. Щетинин Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 50.
9. Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.
10. Ведомости РФ. 1991. № 50. Ст. 1740.
11. Ведомости РФ. 1991. № 22. Ст. 768.
12. Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.
13. Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834.
14. Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 591; № 34. Ст. 1976.
15. СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
16. СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3030
17. СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
18. СЗРФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824
19. https://pravoved.ru/question/603089/
20. СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
21. СЗ РФ, 11.12.2006. № 50, ст. 5278
22. СЗ РФ, 11.12.2006. № 50, ст. 5278
23. СЗ РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147
24. СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3018
25. ВСНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст.1009.
26. САПП. 1993. № 3. Ст. 176.
27. СЗ РФ. 2009. № 30.
28. www.biodat.ru/dok/ib/tichkov1/htmL
29. Кряжков В.А. Право на пользование землей и сопряженные с ним права коренных малочисленных народов Севера (конституционно-правовые основы). Государство и право. 2008. № 12. С.90
30. Распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р (СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 876).
31. В. Лукин «Произвол между строк». Российская газета. 2009. 24 июля
32. Консультативный комитет по выполнению Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств. Мнение о Российской Федерации. Страсбург, 2002 г. С. 29, 63 (на рус. яз.).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Тория Р.А. «Динамика государственно-правовой политики в отношении коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока». Статья посвящена правовым проблемам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В статье кратко рассматривается динамика правового регулирования прав данных народов в России с выявлением пробелов и противоречий в нем, природа специальных прав малочисленных народов, особенности, законные интересы, льготы, гарантии и компенсации.
Автор предприняла попытку произвести правовой анализ важнейших нормативных правовых актов о коренных малочисленных народах Севера в динамике, начиная с реализации первооснов советской национальной политики до современной ситуации в законодательстве о коренных малочисленных народах.
В статье автором отмечено, что сформированное к настоящему времени законодательство о малочисленных народах Севера хотя и обширно, но не безупречно. Предлагаются меры улучшения ситуации. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
доктор юридических наук, профессор, первый проректор зав. кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации
Грачева Е.Ю.
37 В. Лукин «Произвол между строк». Российская газета. 2009. 24 июля
38 См.: Консультативный комитет по выполнению Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств. Мнение о Российской Федерации. Страсбург, 2002 г. С. 29, 63 (на рус. Яз.).