выбор вуза и профессии для большинства студентов коренных и малочисленных народов является обдуманным, обоснованным и в основном самостоятельным, что свидетельствует о наличии профессиональной личной мотивации.
На основе полученных результатов тестирования, анкетирования, опроса, наблюдения и собеседования по всем исследуемым психологическим показателям студенты-первокурсники коренных и малочисленных народов были распределены по соответствующим уровням адаптации в урбанизированной среде. Результаты представлены в диаграмме 11.
Анализируя количественные данные, представленные в диаграмме, можно констатировать, что к первому оптимальному относятся 9% студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов, ко второму -допустимому - 22% студентов, к критическому уровню относятся 69%.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что проблема адаптации студентов коренных и малочисленных народов в урбанизированной среде актуальна. Существует потребность в психолого-педагогическом сопровождении адаптации студентов-первокурсников коренных и малочисленных народов в урбанизированной среде, которую можно осуществить с помощью создания специальных психолого-педагогических условий.
Исследование было направлено на изучение особенностей психолого-педагогического, социальнопсихологического и мотивационно-личностного аспектов адаптации, а так же на определение основных трудностей, которые испытывают студенты первого курса в период адаптации к обучению в вузе. Полученные результаты позволили определить подходы к построению модели социально-психологической адаптации студентов -представителей коренных малочисленных народов в урбанизированной среде.
Диаграмма 10
Принятия решения о поступлении
■самостоятельный выбор, ко с учетом других мнений ■самостоятельный выбор
. 19% Г 33%
ч 22% ^Н
□совместное решение
□так сл оокипись обстоятельства
Диаграмма 11
Уровень адаптации
Библиографический список
1. Бозаджиев, В. Л. Психологические особенности адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе // Вестник института пед. Исслед. Сер.: Педагогика и психология . - 2001.- Вып. 2.
2. Иванов, В.И. Роль индивидуально типологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности: автореф. дисс. ...канд. биол. наук. - Томск, 2002.
3. Комаровская, Л.В. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев: КГУ, 1990.
4. Гапонова, С. А.. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - №3.
Статья поступила в редакцию 23.10.09
УДК 14.31.07
Н Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; П.Н. Карплюк,канд. пед.наук, проф.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; О.К Сазонова, канд. пед. наук, доц.; Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц.; Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail:[email protected]
ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается степень научной разработанности проблем правового статуса коренных малочисленных народов в Российской Федерации. Определена правовая категория «коренные малочисленные народы». Дан анализ основных направлений национальной политики Российского государства в отношении национальных меньшинств.
Ключевые слова: правовой статус, коренные малочисленные народы, конституционные гарантии, национальная политика, общественные объединения.
Степень научной разработанности проблем правового статуса личности отечественной юриспруденцией достаточно высокая. Об этом свидетельствуют труды А.Н. Бабая, Н.В. Вит-рука, В.М. Горшенева, А.П. Иванова, Е.А. Лукашевой и других ученых.
Правовой статус личности представляет собой действительное, юридически оформленное положение человека в его
взаимоотношениях с государством и другими субъектами политико-правовой жизни общества. Это совокупность субъективных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, а также конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию этих прав, свобод и обязанностей.
Это одно из самых общих и востребованных современной наукой определений. Но если общий правовой статус личности
был и остается в центре внимания ученых-правоведов, то специальный статус - статус лица, принадлежащего к отдельной категории граждан Российской Федерации - по сей день остается без надлежащего внимания. И такая категория граждан как коренные малочисленные народы до сих пор не имеет четкого представления о своем правовом статусе. В связи с этим совершенно особую ценность приобретают научные разработки в этой области права, которые появились в нашей юриспруденции сравнительно недавно. Это работы А.Х. Абашидзе, Ф.Р. Ананидзе, Т.А. Васильевой, Т.В. Заметиной, В.А. Карташкина, Е.А. Киселева, В.В. Кочаряна,
Н.А. Михалевой, С.М. Пунжина, Р.А. Тузмухамедова. Их исследования - совершенно определенный вклад в концептуальную разработку теории правового статуса коренных малочисленных народов, однако многие аспекты этой теории и до сегодняшнего дня остаются не изученными и не исследованными.
Именно специальный статус дает возможность осуществлять специальные функции и реализовать специфические права, свободы и обязанности. Для этого необходимо законом установить такие правовые условия, при которых отдельные права и обязанности закрепляются только за отдельной категорией граждан. По сравнению с общим специальный статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от положения лица.
Теоретическое обоснование этот статус получил уже давно. В этом отношении довольно интересными являются работы Н.В. Витрука, В.А. Кручинского, Н.И. Матузова, В.А. Палюнина и др.
Осуществляемый в настоящее время процесс формирования норма-тивно-правовсй базы, регулирующей правовой статус малочисленных этносов Российской Федерации, выявил проблемы определения и законодательного закрепления составляющих этого статуса, оптимизации объема прав, свобод и обязанностей коренных малочисленных народов, разработки механизмов их реализации. Здесь на помощь федеральному законодательству обязано прийти региональное, что следует из Конституции Российской Федерации, согласно которой - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей - находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «м» ч.1. ст.72).
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет нормативную базу правовых основ статуса малочисленных этносов: Конституция РФ, указанный Федеральный закон, другие федеральные законы, Указы Президента РФ, Конституции (Уставы) и законы субъектов РФ (ст.2).
Федеральное законодательство дает определение коренным малочисленным народам. Ими признаются «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и осознающие себя малочисленными этническими общностями».
В Российской Федерации конституционно закреплены принципиальные приоритеты правовой политики в отношении коренных малочисленных народов. Статья 69 Основного закона закрепляет за ними особые права как за коллективным субъектом права, а не индивидуальными представителями этих общностей. Безусловно, любой человек всегда есть представитель определенной социально-значимой группы: класса, нации, народности... Являясь носителем определенных возрастных, социальных, этнических и др. характеристик - он обладает индивидуальным правовым статусом. И только выступая как часть общности, он приобретает специальный статус. Реализация прав и свобод индивида в полном объеме возможна лишь «через расцвет свобод общностей, к которым принадлежит этот индивид» [1, с. 37]. Государство, воспринимая малочисленные этносы как особую общность, тем самым придает им особый (специальный) статус, который призван обеспечить фактическое равенство, свободное развитие граждан - представителей малочисленных этнических общностей, «стремящихся (в то же время) к сохранению и развитию своей идентичности»[2, с. 52]. Основополагающим фактором реализации этих положений выступают территориальные основы жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Они во многом предопределяют порядок и пределы осуществления прав коренного населения: право на самоуправление, на пользование
природными ресурсами, на развитие и использование родного языка и т. д.
По мнению В.А. Кряжкова и многих других ученых, системообразующим началом государственно-правового статуса коренных малочисленных народов выступает право на земли (территории) их традиционного расселения и проживания [3, с. 61]. Это мнение поддерживается и государством. Согласно ст.9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Анализ опыта отечественной юридической науки в области разработки правовой категории «коренные малочисленные народы России» дает возможность сделать вышод о том, что вышеуказанный термин включает в себя несколько аспектов: этнический, географический, демографический, культурный и социальный.
В научных публикациях и юридических документах в определении этой категории особый акцент делается на демографический признак - «малочисленность». Законодательство его уточняет: «насчитывающие менее 50 тысяч человек».
Правой статус коренных малочисленных народов, будучи специальным, по своему характеру, имеет двухуровневое содержание [4, с. 19]:
Правовой статус гражданина РФ, определяемый институтом гражданства. Стабильный «перечень конституционных прав, свобод и обязанностей, предоставляемый гражданину в связи с этим статусом - своеобразная конституционно-правовая константа, закрепленная Основным Законом». Правовой статус представителя коренных малочисленных народов, определяемый юридическим фактом принадлежности гражданина к малочисленной этнической общности, установленном в соответствующем порядке.
В начале 1990-х годов интерес российских ученых, законодателей к данному вопросу возрос. Поменялись приоритеты общегосударственной политики в отношении коренных народов. Государство закрепило необходимость признания и учета их специфических (особыгх) интересов при определении статуса, что естественно, может и должен обеспечить институт местного самоуправления. А потому законодатель все чаще говорит о формах, механизмах реализации и гарантиях права коренных малочисленных пародов на самоопределение.
Можно выделить следующие основные направления национальной политики Российского государства в отношении национальных меньшинств:
1. восстановление признания родовыгх общин в качестве отдельных субъектов права;
2. учет мнения ассоциаций коренных народов при решении вопросов общегосударственного и регионального значения;
3. воссоздание национально-территориальных бразова-ний на уровне местного самоуправления.
Все эти направления нашли свое отражение и в нормативных правовыгх актах, начиная с 1991 года. Так, относительно первого из выше названных направлений федеральное законодательство установило необходимость создания благоприятных условий для организации деятельности общин коренных малочисленных народов. В региональном законодательстве прослеживаются попытки детализации статуса общин с учетом местных и национальных особенностей. В 1992 году Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР на родовые общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйства, бышо распространено действие закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятого в 1990 году . Налоговое законодательство предусматривает для них ряд льгот. Общины получили возможность бесплатно приобретать пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного использования (оленеводство, охота, рыйоловный и морской зверобойный промысел, сбор ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и других дикоросов) оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные угодья; получили преимущественное право на заключение договоров и
получение лицензий в сфере использования возобновляемых природных ресурсов.
В настоящее время как никогда возросла роль общественных объединений и общественных формирований малочисленных народов, в частности. В 1990 году в России появилась Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Сегодня на территории Республики Алтай действуют: молодёжное общественное объединение коренных малочисленных народов Республики Алтай; Координационный совет АКМН Республики Алтай; Этноэкологический информационно-правовой центр «Эльбаган»; Территориальные общины коренных малочисленных народов Республики Алтай (ку-мандинцев, челканцев, теленгитов, тубаларов).
Возможность возникновения и функционирования этих общественных объединений во многом предопределена принятием в 1990 г. соответствующих нормативных правовыгх актов, а именно, Законов «Об общественных объединениях» и «О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР» и в 1995 г. Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях».
В это же время в России появляется целый ряд нормативных правовыгх актов, где общественные организации коренных малочисленных народов назышаются в качестве субъектов представляющих интересы своих народов при принятии решений по весьма важным государственным вопросам и имеющих право высказышаты свои мнения, пожелания, рекомендации, оценку и т.п. Так, например, при решении вопросов о допуске иностранных инвесторов к участию в приватизации объектов традиционного хозяйствования малочисленных этносов; вопросов о приватизации объектов и предприятий традиционного хозяйственного комплекса коренных национальностей; при приватизации объектов, находящихся на территории проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов; при изъятии земель, входящих в состав территорий традиционного природопользования и других вопросов законодательство предусматривает их обязательное согласование с региональными ассоциациями малочисленных народов.
В Конституции РФ содержится целый ряд норм, открышаю-щих весьма широкие горизонты для разработки и конкретизации правовыгх гарантий и механизмов, обеспечивающих реализацию прав коренных малочисленных народов. Основной закон гарантирует всем народам РФ равное право на самоопределение и устанавливает их равноправие (ст. 5); устанавливает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам (ст. 19). Более того, Конституция РФ проявляет особую заботу о тех народах, которые в силу ряда причин не имели возможности достичь того же уровня жизнеобеспечения и развития, как другие народы РФ, и государство принимает на себя обязанность гарантировать их права (ст. 69).
Конституция РФ устанавливает гарантии коренным малочисленным народам как особым и весьма конкретным этническим общностям. Ведь лица, принадлежащие к коренным малочисленным народам, именно из-за принадлежности к ним и из-за проживания в регионах расселения этих народов и ведения традиционного хозяйствования не могут обеспечить себе равных с большинством россиян условий жизни. Они имеют меньше возможностей для развития: хуже питаются, больше болеют, имеют меньшую продолжительность жизни, чем остальные жители России и т.п. Слишком велико различие в стартовый возможностях лиц, принадлежащих к коренным народам, и остальных жителей России.
Но поскольку Российская Федерация является государством социальным, политика которого (как указано в ст. 7 Конституции) направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, их положение не безнадежно. Политика государства, законодательство должны быгп> направлены на поддержание и развитие всех народов, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Проблема состоит только в том, достаточны ли эти меры для
того, чтобы коренные малочисленные народы смогли стать равными в экономическом и других отношениях с иными населяющими Российскую Федерацию народами, а так же в том, имеет ли в настоящее время наше государство достаточные для этого ресурсы.
Конституция России дает право свободно определять и ука-зышать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком в общении, воспитании, обучении и творчестве (ст. 26) и гарантирует всем народам право на сохранение своего родного языка, дает Республикам в составе Российской Федерации возможность придать такому языку статус государственного наравне с русским языком (ст. 68). Огромные перспективы развития правового регулирования природопользования коренных малочисленных народов заложены в ст. 9 Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующих территориях» (ст. 9). Трудно переоценить значение ст. 69 Конституции РФ, которой, как отмечает Кряжков В.А. «на самом высоком, официальном юридическом уровне национальные меньшинства признаются совершенно особой социальной группой в нашем государстве со специфическим правовым статусом и именуются специальным термином... коренные малочисленные народы» [5, с. 4]. Впервые в истории России на конституционном уровне установлены гарантии прав этих народов. Положения названной статьи закрепляют за государством постоянную обязанность гарантировать права коренным малочисленным народам, руководствуясь при этом международно-правовыми стандартами. Все это соответствует требованиям ст. 2 Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», которая гласит: «Правительства несут ответственность за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их ценности» [6, с. 49]. Такая квинтэссенция представлений о значимости правового урегулирования статуса национальных меньшинств получила широкое развитие в последующем международном законодательстве и нашла отражение в целом ряде законодательных актов РФ, хотя говорить о полном приведении последних в соответствие с международно-правовыми нормами еще рано. Но нельзя не констатировать факт, что на сегодняшний день в РФ между государством и коренными малочисленными народами уже сложилась и постоянно развивается особая форма правовыгх отношений, основанная на признании специфического статуса данных этносов, развивающаяся и детализирующаяся в разнообразных нормативных правовыгх актах.
С принятием Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» стала возможной разработка ряда федеральных законов, конкретизирующих и развивающих отдельные стороны правового статуса коренных малочисленных народов России. А главное, теперь субъекты РФ получили правовую базу для создания и развития своего законодательства, ориентированного на специфику малочисленных этносов, их населяющих. Ведь Конституция РФ устанавливает, что защита прав национальных меньшинств (пункт «б», ч.1, ст. 72) и защита исконной среды обитателей и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (пункт «м», ч.1, ст.72) находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Безусловно, одним из наиболее важныгх шагов в решении проблем статуса коренных малочисленных народов Республики Алтай является принятие конституции Республики Алтай (от 7.06.1997), где в ст. 10 отмечено, что территория республики является исконной землей традиционного расселения её коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Ст. 24 конституции гарантирует и обеспечивает защиту исконной среды обитания и традиционного самобытного уклада жизни и хозяйствования коренного народа и малочисленных этнических общностей в местах их компактного проживания в соответствии с федеральными и республиканскими законами, принципами и нормами международного права. На сегодняшний день разработан проект закона о пра-
вовом статусе коренных малочисленный народов Республики Алтай, принятие которого послужит основой и для развития нормативно-правовой базы местных органов самоуправления, на территории которых проживают данные этнические общности.
Таким образом, проведенный анализ нормативно-право-вык документов показышает, что действующее законодатель-
ство РФ создало хорошую базу для развития правового статуса коренных малочисленных народов, но многие его положения остались декларативными. Они требуют дальнейшего совершенствования и принятия новык нормативный актов для создания механизма реализации законов на уровне субъектов РФ, в том числе и в Республике Алтай.
Библиографический список
1. Мюллерсон, Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991.
2. Кряжков, В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. - М. - 1994. - № 6.
3. Кряжков, В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. - М. - 1996. - № 1.
4. Киселёв, Е.А. Правовое положение коренных малочисленных народов Приамурья: автореф. дисс.... канд. юр. наук. - М., 2001.
5. Кряжков, В.А. О значимости ст. 69 Конституции РФ «Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России» // Государство и право. - М. - 1994. - № 6.
6. Волкова, Г.М., Касутина М.Н. Конвенция 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах // Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Дальнего Востока Российской Федерации в области экологии и традиционного природопользования: сборник нормативно-правовых актов / сост. Г.М Волкова, М.Н. Касутина. - Хабаровск: Изд-во Хабаров, 2002.
Статья поступила в редакцию 23.10.09
УДК 14.31.07
Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail:[email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
В статье представлены результаты научно-теоретического анализа показателей, выступающих в роли личностных предпосылок виктимного поведения подростков; выявлены факторы, влияющие на формирование виктимного поведения личности. Установлено, что имеется потребность в психологическом сопровождении подростков, оказавшихся жертвами насилия; предложены основные направления работы психологов по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение.
Ключевые слова: виктимное поведение, факторы виктимного поведения, поведение жертвы, жестокое обращение, психологическое сопровождение.
В последние годы проблема насилия подвергается глубокому междисциплинарному анализу, связанному с выявлением социальных, политических, культурных, психологических и биологических факторов, способствующих возникновению насилия и передачи его из поколения в поколение. В связи с этим, становиться необходимым, исследовать виктим-ное поведение жертвы. Глубокое изучение предпосылок вик-тимности возможно при условии интеграции теоретической и практической психологии с науками криминального цикла. Несмотря на то, что данное явление в достаточной степени описано в криминальной виктимологии, остро стоит проблема смещения акцентов исследования данного явления в плоскость общей и возрастной психологии.
Разрозненность данных, отсутствие четкого понятийного аппарата, не разработанность диагностического комплекса для изучения личности виктимных подростков не позволяет составить представление о психологических факторах и условиях виктимной деформации личности подростков.
Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется необходимостью раннего выявления групп риска для профилактической работы и предотвращения возможности стать жертвой.
Теоретический анализ учения о жертве показывает, что существуют различия в определении научного статуса викти-мологии, нет единого направления исследований в виктимо-логии. Проблеме насилия посвящены исследования отечественных психологов Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания (Л.С. Алексеева, А.Д. Кошелева, Е.Т. Соколова, Б.Ю. Шапиро), которые являются основанием теоретических положений рассматриваемой проблемы. В аспекте проблемы насилия в международном профессиональном сообществе используются следующие классификации видов насилия, основанных на характере насильственных действий, и в соответствии с которыми разрабатываются и внедряются специализированные исследовательские, профилактические и коррекционные программы.
Физическое насилие - причинение физического вреда,
под которым понимается нарушение анатомо-физиологиче-ской целостности человека посредством применения физической силы. Выделяют такие формы, как побои, удары, шлепки, нанесение телесного повреждения, запреты, угрозы, ограничение прав и свободы человека.
Экономическое насилие - лишение права голоса при расходовании денег, присвоение сбережений без согласия других членов семьи и пр.
Медицинское насилие - умышленный отказ больному необходимого лекарства, намеренная передозировка, приводящая к зависимости и пр.
Сексуальное насилие - вид домогательства, который выражается в принуждении к сексу, в навязывании совершения сексуальных действий.
Психологическое (эмоциональное) насилие выражается в форме угроз, высмеивания, изоляции от членов семьи, друзей, причинение душевных страданий, в развитии чувств бессилия, страха.
Семейное насилие - агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых причиняется вред, травма, унижение, не удовлетворяются базовые потребности.
Особенно тяжелые последствия имеет насилие в детстве и юношестве. Дети, подростки, юноши переживают чувство стыда, боли, бессилия. У них наблюдается расстройства эмоциональной сферы, выражающееся в повышенной тревожности, подавленном настроении, в депрессиях.
К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми психологи относят: алкоголизм, признаки асоциальной личностной дезорганизации и криминальность; незрелость родителей, отсутствие социально-психологической помощи, низкая самооценка у родителей; личностные проблемы, жесткие моральные нормы, одиночество и плохое здоровье матери.
Большое число семей с конфликтными отношениями, а также асоциальных дезорганизованных семей являются областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, отсутствие необходимых условий для удовлетворения жиз-