Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока'

Проблемы правового регулирования при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / ПРИНЦИПЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тория Рита Александровна

В статье анализируются нормативные правовые акты, реализующие стратегию государственной национальной политики РФ в отношении коренных малочисленных народов в динамике. Особое внимание уделено Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Автор исследует понятие «коренной народ», признаки, необходимые условия осознания народом себя самостоятельной этнической общностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The regulation problems of the state national policy of the Russian Federation in aspect of indigenous people

The author tells us about the laws, which is realized the Strategy of State national policy. The author considers the concept “indigenous people”.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования при реализации государственной национальной политики Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока»

4. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

4.1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ

РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В

ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Тория Рита Александровна, канд. юрид. наук, доцент, докторант. Место учебы: Московский государственный юридический университет (МГЮА) им. О.Е. Кутафина. E-mail: rtoria@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируются нормативные правовые акты, реализующие стратегию государственной национальной политики РФ в отношении коренных малочисленных народов в динамике. Особое внимание уделено Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Автор исследует понятие «коренной народ», признаки, необходимые условия осознания народом себя самостоятельной этнической общностью.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, государственная национальная политика, стратегия, принципы, приоритетные направления государственной национальной политики.

THE REGULATION PROBLEMS OF THE STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN ASPECT OF INDIGENOUS PEOPLE

Toriya Rita Alexandrovna, PhD at law, Associate professor, competitor for Dr's degree. Place of study: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). E-mail: rtoria@yandex.ru

Annotation: The author tells us about the laws, which is realized the Strategy of State national policy. The author considers the concept"indigenous people". Keywords: indigenous people, State national policy, The Strategy, the main directions of the state national policy.

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств в мире. На ее территории проживают представители 193 национальностей1. Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения в кото-

1 По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан

ром живут более 160 народов. Большинство народов страны представляют собой этнические общности на территории России и в этом смысле они являются коренными народами.

Как отмечает Р.Ш.Гарипов, понятие «коренной народ» является понятием международного права, впервые появившимся в международно-правовой литературе в 1921 году в связи с проведением Международной организаций труда исследования по проблемам трудящихся из числа коренного населения. Анализ высказанных в литературе точек зрения сделал возможным для автора формулировку таких признаков коренных народов:

- это историческая связь (преемственность) коренных народов с территорией их настоящего проживания;

- самоосознание себя в качестве таковых;

- наличие собственного языка, культуры, обычаев, традиций и иных социальных, экономических и политических институтов, полностью или частично регулирующих их жизни;

- желание сохранить свою землю и этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа. 2

Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В Российской Федерации коренные малочисленные народы признаны особым субъектом правоотношений. При этом на региональном уровне в законодательстве используются и иные понятия для обозначения определенных этнических общностей, причиной чего признается не столько учет местных особенностей, сколько отсутствие внятной регламентации понятийно-категориального аппарата в федеральном законодательстве . Коренные малочисленные народы - это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствования и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»4).

Указанное определение, закрепленное на законодательном уровне, позволило Велиевой Д.С. и Замети-ной Т.В. выделить очевидные признаки коренных малочисленных народов, как то:

- проживание на территориях традиционного расселения своих предков;

- сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

- численность менее 50 тысяч человек;

2 Гарипов Р.Ш. Понятие "коренной народ" и их статус в международном и внутригосударственном праве // Международное право и международные организации. 2013. № 3. (СПС Консультант плюс)

3 См. Васильева Н.Л. Соотношение понятий "национальные меньшинства", "коренные малочисленные народы" и "другие этнические общности" (по материалам Дальневосточного федерального округа) // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. (СПС Консультант плюс)

4 СЗ РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2208

- осознание себя самостоятельными этническими общностями.

Они также отмечают, что другие авторы добавляют к указанным признакам и иные, такие как:

- народ должен самоидентифицироваться в качестве национального меньшинства;

- характеризоваться историческим единством;

- обладать ярко выраженными культурными характеристиками;

- иметь общий культурно-лингвистическое единство;

- иметь особое экономическое пространство;

- обладать способностью к проявлению общей воли во взаимодействии с институтами власти и другими этническим группами, стремлением к учреждению собственных национальных институтов власти5.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. В настоящее время этот Перечень утвержден Постановлением Правительства от 24.03.2000 № 255 в ред. от 25.08.20l5 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации»6.

Как закреплено в законодательстве, для признания народа именно коренным малочисленным народом необходимы условия осознания народом себя самостоятельной этнической общностью. Под этносом понимается исторически сложившаяся в определенной стране устойчивая совокупность людей, обладающих общими: менталитетом, национальным самосознанием, стабильными особенностями культуры, а также сознанием своего существа и отличия от других народных образований.7

Опираясь на общее определение коренных малочисленных народов, в ст.1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» дана дефиниция коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ - это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.8 Очевидно, что законодатель уточнил только место проживания данных народов, не придав им иных отличительных черт от других коренных малочисленных народов.

Как пишет П.В.Гоголев, следует говорить о широком понимании категории «север» и об учете государством при определении таких территорий не только географических, но и иных оснований, поскольку в нормативных правовых актах используется различная методология определения районов Севера (Крайнего Севера) и приравненных к ним местностей, обусловленную целями регулирования. Следовательно, понятие «север» в законодательстве используется как правовая категория, комплексно учитывающая физические (географические, климатические) и социаль-

5 Велиева Д.С., Заметина Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2008.

6 СЗ РФ, 03.04.2000, № 14, ст. 1493

7 Педагогика/ под ред. Бабинского Ю.К. 2-е изд. М., 1988. С.43

8 СЗ РФ, 24.07.2000, № 30, ст. 3122

но-экономические (наличие или отсутствие инфраструктуры) особенности территории проживания человека, пространственно опоясывающая параллельно Северному полярному кругу значительную часть Рос-сии.9

В период развития советского государства, государственная политика усилила принципы патернализма в отношении коренных малочисленных народов Севера, то есть соответствовала господствующим общетеоретическим представлениям, согласно которым национальные меньшинства и этнические группы вообще исключались из перечня субъектов государственно-правовых отношений, таковыми признавались советский народ, представленный государством, и нации, реализующие себя через национально-государственные и автономно-административные об-разования10. В.А. Кряжков считает, что такой подход нельзя считать дискриминационным, ибо он носил всеохватывающий характер, отражал свойства тоталитарного государства.11

Однако другие ученые делают закономерные выводы: «о положительной роли советской государственной политики 1950 - 1960-х годов в развитии коренных малочисленных народов», «советский вариант модернизации проводился в смягченном режиме путем развития традиционных отраслей хозяйствования, что на долгие годы позволило сохранить материальную основу национальных культур малочисленных народов», «охота и рыболовство не только не пострадали, но и получили серьезный потенциал развития на ближайшие десятилетия», ускорилось «развитие коренных народов с образованием автономных округов, национальных районов, наслежных (поселковых) органов самоуправления и организацией государственного медицинского, торгового, бытового и транспортного обслуживания оленеводов, охотников, рыбаков, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни» 2

Таким образом, обобщая исследования советского периода, ученые подчеркивают, что развитие коренных народов Крайнего Севера в советский период характеризовали противоречивые процессы: с одной стороны, укрепление связей между русским и коренными народами, а с другой - распространение болезней, алкоголизация; с одной стороны, улучшение качества жизни, питания, а с другой - нарушение гармоничных отношений с природой; с одной стороны, формирование нового типа общества, а с другой - утрата некоторых самобытных традиций.13

В начале 90-х годов происходит изменение приоритетов государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, связанное с признанием их специфических интересов в тех или иных формах прав на земли и природные ресурсы. Происходит замена понятия «малые народы» на привычное для со-

9 Гоголев П.В. Север России и коренные малочисленные народы как объекты государственного интереса: правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. (Доступ из «СПС Консультант плюс»)

10 Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М., 1961. С. 36; Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 50.

Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010. С. 56, 51, 61.

12 См. Слепцов А.Н. Государственная политика в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 162; Одзял Л.А. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока (1950 - 1960 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2008. С. 24 - 25.

13 Гоголев П.В. Указ.соч.

временного российского права понятие «коренные малочисленные народы», в том числе применительно к народам Севера. Сибири и Дальнего Востока, формируется концепция традиционного природопользования - исконных земель, не подлежащих отчуждению под промышленное освоение1 . В последующем эти идеи получили свое развитие в Указе Президента РФ от 22 апреля 1992 г. № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера»15. В результате начинается развитие регионального законотворчества, образование родовых хозяйств, общин, национальных предприятий и других хозяйствующих субъектов коренных народов.

Некоторые авторы отмечают, что «на современном этапе продолжается развитие контуров, заданных в перестроечное и постперестроечное время. Главной целью государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на данном этапе является развитие партнерских отношений»16. Следует заметить, что на современном этапе политика государства, проводимая в отношении коренных малочисленных народов, связана с непосредственной защитой их интересов, созданием условий для поддержания и развития своей культуры, традиций и сохранения самобытности. В идеологическом плане принципы патернализма остаются отраженными в важнейших актах Российской Федерации, хоть и происходит постоянный отход государства от полноценной поддержки сфер жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера.17

В целях всестороннего учета интересов народов России и обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики, руководствуясь частями 2 и 3 статьи 80 Конституции Российской Фе-дерации18 и в соответствии с указом Президента РФ от 15 июня 1996 года за № 90919была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации.20 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года была принята для сохранения единства и целостности России. В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Были созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

14 Ведомости Съезда народных депутатов СССР. М., 1989. С. 487.

15 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 1009

16 Юдин В. Государственная политика РФ в отношении коренных малочисленных народов Севера на современном этапе // Власть. 2010. № 2. С. 37.

17 Гоголев П.В. Указ.соч.

18 СЗ РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691

19 СЗ РФ,17.06. 1996, № 25, ст. 3010

20 СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 3010

Затем Указом Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 была утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года21 (далее - Стратегия), которая определяет систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Принятие Стратегии повлияло на политику распределения бюджетных средств в отношении финансового обеспечения коренных малочисленных народов, поскольку, как справедливо отмечает Д.Л.Комягин, содержание закона о бюджете предопределено государственными стратегическими планами22.

В соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» данная Стратегия является документом стратегического планирования, разработанного в рамках целеполагания, т.е. в этом документе определены направления, цели и приоритеты государственной национальной политики. Цель Стратегии - это обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства и призвана стать основой для координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, и местного самоуправления и иных государственных органов и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Основными направлениями реализации Стратегии являются активизация всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.

Среди основных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации, требующих особого внимания со стороны государственных и муниципальных органов власти и относящихся к теме исследования, следует выделить:

- сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;

- обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

Безусловно, на наш взгляд, государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений. Как это определено в самом документе, Стратегия должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами и носить комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенци-

21 СЗ РФ, 24.12.2012, N 52, ст. 7477

22 Комягин Д.Л. Правовая форма бюджетной политики // Очерки бюджетно-правовой науки современности: монография/ под общ.ред.Е.Ю,Грачевой и Н.П.Кучерявенко - М., Харьков: Право. 2012 - С.32

ал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).

Государственная национальная политика основывается на определенных принципах, в том числе вытекающих из норм Конституции Российской Федерации. В их числе можно выделить право на признание общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося государственного единства РФ, гарантию права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств (ст. 71, 72 Конституции РФ)23, предоставление права каждому лицу свободно определять свою национальную принадлежность, содействовать со стороны государства развитию национальных культур и языков, защиту прав граждан России, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальной принадлежности, языка и культуры (ст.26 Конституции РФ), запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни, и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации.

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. В частности в начальный период развития советского государства, в условиях тоталитарной системы некоторые народности были подвержены массовыми депортациями и репрессиями, разрушены многие национальные культурные ценности. После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают безработица, правовая неурегулированность земельных и иных отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений. Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ.24

В п.15 Стратегии выделяются следующие негативные факторы, оказывающие воздействие на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений:

- высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

- размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

- правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

- сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

23 СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

24 Абдулатипов Р. «О федеративной и национальной политике РФ на современном этапе»// http:www.abdulatipov.ru

- недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

- распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

- недостаточный уровень межведомственной и ме-журовневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

- недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

- влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь Стратегией. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку. На государственном уровне, на наш взгляд, еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос, недостаточно нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений. В связи с этим особое значение приобретает разработка соответствующих норм, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

П.19 Стратегии закрепляет, что основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

- государственная целостность, национальная безопасность РФ, единство системы государственной власти;

- равноправие и самоопределение народов;

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

- предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

- государственная поддержка и защита культуры и языков народов РФ;

- взаимное уважение традиций и обычаев народов РФ;

- обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

- обеспечение прав национальных меньшинств;

- содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;

- обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в РФ на постоянное место жительства;

- разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- комплексность решения задач государственной национальной политики РФ с учетом ее межотраслевого характера;

- недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;

- взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики РФ;

- преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов РФ;

- своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;

- пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

1. совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики РФ;

2. обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

3. обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики РФ;

4. создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

5. обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики РФ;

6. укрепление единства и духовной общности многонационального народа РФ;

7. сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов РФ;

8. создание условий для обеспечения прав народов РФ;

9. развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

10. обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка РФ;

11. информационное обеспечение реализации государственной национальной политики РФ;

12. совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

13. развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики РФ (пункт 20 Стратегии).

Задачи государственной национальной политики РФ разграничиваются по нескольким сферам, а именно: совершенствование государственного управления; обеспечение равноправия граждан, реализация их конституционных прав; обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики; содействие национально-культурному развитию; развитие образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения; поддержка русского языка как государственного языка РФ и языков народов России; формирование системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; информационное обеспечение; совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества; международное сотрудничество.

Эффективность реализации государственной национальной политики РФ обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии со Стратегией.

Список литературы:

1. Всероссийская перепись населения 2010 года

2. Гарипов Р.Ш. Понятие "коренной народ" и их статус в международном и внутригосударственном праве // Международное право и международные организации. 2013. № 3. (СПС Консультант плюс)

3. Васильева Н.Л. Соотношение понятий "национальные меньшинства", "коренные малочисленные народы" и "другие этнические общности" (по материалам Дальневосточного федерального округа) // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. (СПС Консультант плюс)

4. Велиева Д.С., Заметина Т.В. Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (постатейный) // СПС Кон-сультантПлюс. 2008

5. Педагогика/ под ред. Бабинского Ю.К. 2-е изд. М., 1988. С.43

6. Гоголев П.В. Север России и коренные малочисленные народы как объекты государственного интереса: правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 8. (Доступ из «СПС Консультант плюс»)

7.Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М., 1961. С. 36

8.Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 50.

9. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010. С. 56, 51, 61.

10.Слепцов А.Н. Государственная политика в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 162;

11. Одзял Л.А. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов юга Дальнего Востока (1950 - 1960 гг.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2008. С. 24 - 25.

12. Юдин В. Государственная политика РФ в отношении коренных малочисленных народов Севера на современном этапе // Власть. 2010. № 2. С. 37.

13. Комягин Д.Л. Правовая форма бюджетной политики // Очерки бюджетно-правовой науки современности: монография/ под общ.ред.Е.Ю,Грачевой и Н.П.Кучерявенко - М., Харьков: Право. 2012 - С.32

14. Абдулатипов Р. «О федеративной и национальной политике РФ на современном этапе»// http:www.abdulatipov.ru

Рецензия

на научную статью Тория Р.А. «Реализация стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».

Рецензируемая научная статья Тория Р.А. является самостоятельным исследованием актуальной темы.

Настоящая статья представляет собой системный, сравнительно-правовой анализ действующего законодательства и научной литературы, затрагивающих рассматриваемую автором тему.

В статье исследованы понятие «коренной народ», признаки, необходимые условия осознания народом себя самостоятельной этнической общностью. Анализируются нормативные правовые акты, реализующие стратегию государственной национальной политики РФ в отношении коренных малочисленных народов в динамике.

Особое внимание уделено Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетным направлениям реализации, принципам государственной национальной политики Российской Федерации, а также негативным факторам, оказывающим воздействие на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям и рекомендуется к опубликованию в научном рецензируемом журнале.

Рецензент:

доктор юридических наук, профессор, первый проректор зав. кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации.

Грачева Е.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.