Научная статья на тему 'Правовая стратегия: критерии классификации'

Правовая стратегия: критерии классификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ / КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВОЙ СТРАТЕГИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ / STRATEGY / LEGAL STRATEGY / CLASSIFICATION CRITERIA / LEGAL STRATEGIES / LEGAL REGULATION / LEGAL DOCUMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Говорухина Юлия Валерьевна

В настоящее время определенное научное внимание уделяется проблемам стратегического планирования, но многие важные вопросы до сих пор остаются малоисследованными. Одним из них является классификация правовых стратегий. Классификация правовых стратегий способствует определению их значимости и места как в общей системе правовых документов, так и в регулировании общественных отношений; выявлению проблемных сфер, в которых программно-целевой метод был бы наиболее эффективным; совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности. Целью данного исследования является выделение критериев классификации правовой стратегии по различным основаниям, результаты которого позволят раскрыть структуру и практическое значение таких нормативно-правовых документов. Автором выделены критерии классификации правовых стратегий по содержанию, времени действия, территориальному устройству, отраслевой принадлежности, субъекту принятия и основаниям, вызывающим необходимость принятия правовой стратегии, приведены примеры действующих нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Говорухина Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STRATEGY: CRITERIA OF CLASSIFICATION

At the present time, some attention is paid to the problems of strategic planning, but many important issues are still poorly researched. One of them is the classification of legal strategies. Classification of legal strategies contributes to determining their significance and place both in the general system of legal documents and in regulating public relations; identifying problem areas in which the program-target method would be most effective; improving law-making and law-enforcement activities. The purpose of this study is to identify the criteria for classifying a legal strategy on various grounds, the results of which will reveal the structure and practical significance of such regulatory and legal documents. The author singles out the criteria for classifying legal strategies on content, time of action, territorial structure, industry affiliation, the subject of adoption and the reasons that necessitate the adoption of a legal strategy, and examples of current regulatory acts are given.

Текст научной работы на тему «Правовая стратегия: критерии классификации»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК 340

Говорухина Юлия Валерьевна

адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России, 603950, Россия, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, e-mail: gov.101@mail.ru

Yulia V. Govorukhina

Postgraduate,

Nizhny Novgorod Academy of the Russian Interior Ministry, Ankudinovskoe shosse, 3, Nizhny Novgorod, Russia, 603950, e-mail: gov.101@mail.ru

ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ: КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ

Аннотация. В настоящее время определенное научное внимание уделяется проблемам стратегического планирования, но многие важные вопросы до сих пор остаются малоисследованными. Одним из них является классификация правовых стратегий.

Классификация правовых стратегий способствует определению их значимости и места как в общей системе правовых документов, так и в регулировании общественных отношений; выявлению проблемных сфер, в которых программно-целевой метод был бы наиболее эффективным; совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности.

Целью данного исследования является выделение критериев классификации правовой стратегии по различным основаниям, результаты которого позволят раскрыть структуру и практическое значение таких нормативно-правовых документов. Автором выделены критерии классификации правовых стратегий по содержанию, времени действия, территориальному устройству, отраслевой принадлежности, субъекту принятия и основаниям, вызывающим необходимость принятия правовой стратегии, приведены примеры действующих нормативных актов.

Ключевые слова: стратегия, правовая стратегия, критерии классификации правовой стратегии, нормативно-правовое регулирование, правовой документ.

Summary. At the present time, some attention is paid to the problems of strategic planning, but many important issues are still poorly researched. One of them is the classification of legal strategies.

Classification of legal strategies contributes to determining their significance and place both in the general system of legal documents and in regulating public relations; identifying problem areas in which the program-target method would be most effective; improving law-making and law-enforcement activities.

The purpose of this study is to identify the criteria for classifying a legal strategy on various grounds, the results of which will reveal the structure and practical significance of such regulatory and legal documents. The author singles out the criteria for classifying legal strategies on content, time of action, territorial structure, industry affiliation, the subject of adoption and the reasons that necessitate the adoption of a legal strategy, and examples of current regulatory acts are given.

Keywords: strategy, legal strategy, classification criteria, legal strategies, legal regulation, legal document.

В современных часто изменяющихся экономических, политических и социальных условиях преобразования в разных сферах общественной жизни будут иметь положительный эффект только при осуществлении последовательной, обоснованной и внутренне грамотной государственной политики, которая ориентирована на достижение значимых для человека, общества и государства правовых целей. В частности, успешным станет преобразование правовой системы Российской Федерации, ее оптимизация, а также гармонизация правореализационной практики.

Для реализации целесообразной, внутренне согласованной и последовательной правовой политики, которая бы обеспечивала в перспективе совершенствование действующего права, безусловно, необходим стратегический подход. Поэтому такие важные нормативные документы, как правовые стратегии, становятся базовыми в государственно-правовом регулировании обществен-

LEGAL STRATEGY: CRITERIA OF CLASSIFICATION

© 2018 Говорухина Ю. В.

вестник сюи

ных правоотношений, поскольку определяют долгосрочное развитие Российской Федерации в перспективе, направляют свое действие на устойчивое развитие всех сфер жизни общества, увязывают долгосрочные приоритеты с учетом интересов всех субъектов государственного управления федерального, регионального, муниципального уровней власти, а также граждан и их объединений.

Однако, несмотря на актуальность проблем стратегического планирования, некоторые важнейшие вопросы дискуссионного характера, к которым относится и вопрос о классификации правовых стратегий, во многом предопределенный используемыми при этом критериями, до сих пор мало исследованы. В связи с этим следует подробнее рассмотреть критерии классификации такого важного юридического и политического документа, как правовая стратегия.

Предваряя рассмотрение критериев классификации правовой стратегий, целесообразно дать характеристику понятия «классификация». Классификация (от лат. classic - разряд и facere -делать) представляет собой распределение предметов по группам или классам, у каждого из которых есть постоянное, определенное место благодаря наличию собственных уникальных признаков. Иными словами, о классификации следует говорить в случаях, когда в основе лежат наиболее существенные признаки деления предметов определенного рода на взаимосвязанные классы, обладающие общими родовыми признаками.

В теории государства и права широкое распространение получила классификация, под которой понимается достаточно распространенный прием юридической техники, заключающийся в подразделении юридических явлений на составные части (элементы: группы, виды, разделы).

Вышеуказанное позволяет сделать вывод об отсутствии разночтений в рассмотренных определениях понятия «классификация», что позволяет определить классификацию юридических документов юридической техники как деление юридических документов на отдельные классы по наиболее общим признакам их сходства и различия [1, с. 56].

Характерной чертой классификации является ее устойчивость, поскольку, будучи созданной, она сохраняется до тех пор, пока вновь полученным данным либо новым знаниям не потребуется коренное или плавное ее изменение. При этом классификация представляет собой не просто двухчленное или многочленное деление, а такое, при котором каждый член подвержен дальнейшему делению, зачастую вплоть до нахождения самых низших классов.

По мнению А. А. Ивина, «следует стремиться классифицировать предметы по важным, существенным признакам, избегая деления по случайным, второстепенным свойствам» [2, с. 111]. С данным суждением следует согласиться, поскольку процесс классифицирования того или иного объекта или явления требует повышенного внимания к поиску и применению соответствующих критериев.

Как справедливо отмечают Т. Н. Рахманина и А. И. Абрамова, «цели упорядочения законодательства, для достижения которых создаются классификаторы, весьма разнообразны» [3, с. 64]. Таковыми являются информационный поиск, пересмотр действующего законодательства, организация единого информационно-правового пространства, создание сводов законодательства, выявление пробелов и противоречий действующего законодательства и т. д.

Что касается классификации таких правовых документов, как стратегии, то таковая имеет особую важность, если представлена в виде единой взаимосвязанной системы, показывая многогранность понятия правовой стратегии и отражая не только объем понятия, но и его содержательную сторону.

Классификация правовых стратегий способствует:

- определению их значимости и места как в общей системе правовых документов, так и в регулировании общественных отношений;

- выявлению проблемных сфер, в которых программно-целевой метод был бы наиболее эффективным;

- совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности.

Наблюдаемая в настоящее время активизация правотворческой деятельности вызвала

стойкую тенденцию к увеличению количества документов стратегического планирования, сущность которых до конца не определена. На наш взгляд, чем большее количество критериев классификации положено в основу классификации правовой стратегии, тем более многоаспектным выглядит и само понятие «правовая стратегия».

В основе классификации правовой стратегии по определенным критериям лежат методы наблюдения, сравнения и обобщения. Представляется целесообразным сформировать классификацию

трибуна молодого ученого

посредством выделения критериев классификации правовых стратегий по относительно самостоятельным признакам: 1) содержание; 2) время действия; 3) территориальное устройство; 4) отраслевая принадлежность; 5) субъект принятия; 6) основания, вызывающие необходимость принятия правовой стратегии.

Использование критерия «содержание» дает возможность классифицировать правовые стратегии на экономические, научно-технические, социальные, инновационные и др. Содержательная характеристика соответствующих стратегий включает меры политического, экономического, нравственного характера, что во многом предопределяется объектом правового регулирования. Так, экономические правовые стратегии аккумулируют систему экономических мер и направлены на повышение качества экономических отношений, в том числе и обеспечения экономической безопасности.

Как справедливо отмечает М. А. Комарова, экономическая политика государства должна быть основана на использовании научных принципов, разрабатываемых экономической наукой, комплексная реализация которых обеспечивает успешное формирование концептуальных установок и стратегических целей политических решений [4]. В данном аспекте в качестве примера приведем Стратегию развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой является определение приоритетов, инструментов и необходимых условий для развития в Российской Федерации экспорта продукции автомобильной промышленности [5].

Научно-технические правовые стратегии выступают в качестве инструмента проведения эффективной инновационной, технологической, промышленной, структурной политики, использования заложенных в них крупных проектов как полюсов роста своих территориальных образований.

По мнению Президента РФ В. В. Путина, чтобы выйти на новый уровень социально-экономического развития, необходимо наличие собственных передовых разработок и научных решений. Целесообразно сосредоточить внимание на направлениях, уже накопивших мощный технологический потенциал будущего, таких как цифровые, а также так называемые сквозные технологии, определяющие сегодня облик всех сфер общественной жизни [6].

Государства, реализующие возможность их генерирования, смогут получать долгосрочное преимущество, а также возможность громадной технологической ренты, у остальных же будет уязвимое, зависимое положение. В качестве примера приведем Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации [7], цель которой состоит в установлении принципов, приоритетов, а также важнейших направлений и мер реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемых результатов реализации данной стратегии, обеспечивающих устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие России на долгосрочный период.

Социальные правовые стратегии сосредотачивают свое внимание на приоритетных направлениях социальной политики, обеспечении мер социальной поддержки населения, осуществлении основных социальных гарантий развития государственной социальной сферы. Для иллюстрации приведем Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [8], цель которой состоит в принятии комплексных и сбалансированных мер, не только имеющих вероятность существенного снижения немедицинского потребления наркотиков, а также последствий их потребления, но и способствующих разрушить финансовые, организационные, информационные и иные наркодилерские сети. Инновационные правовые стратегии направлены на реализацию необходимых нововведений в определенных сферах жизни общества, а также на разработку новых или усовершенствование имеющихся технологий, видов продукции, внедрение их в производство для получения необходимого социально-экономического эффекта.

Так, целью Стратегии социально-экономического развития наукоградов РФ [9] является порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены муниципальные образования, имеющие статус наукограда Российской Федерации.

Важную роль в классификации правовых стратегий играет критерий времени действия. Его использование позволяет выделить следующие разновидности правовых стратегий [10]:

1) долгосрочные, действие которых рассчитано на срок свыше 6 лет;

2) среднесрочные, действие которых рассчитано на срок от 3 до 6 лет.

Рассматривая классификацию правовых стратегий с учетом временного фактора, следует отметить такую тенденцию, как их ежегодную актуализацию, то есть продление действия. Например,

вестник сюи

несколько раз в год корректировались стратегические документы в Ставропольском крае -в 2011, 2012, 2013 годах, в Ивановской области дважды в 2011 г., а также в 2012 г., в Вологодской области в 2010 г., дважды в 2011 и трижды в 2013 г.; в Тюменской области в 2011 г., дважды в 2012 и дважды в 2013, а также в 2014 г. Мы полагаем, что столь частым внесением изменений в действующие стратегические документы нарушается сам принцип долгосрочного планирования.

Правовые стратегии по признаку территориального устройства можно разделить на федеральные, региональные и муниципальные. Соответственно федеральные правовые стратегии разрабатываются органами власти РФ, региональные - органами власти субъектов РФ и муниципальные - органами местного самоуправления. «Привязка» правовых стратегий к территории действия позволяет предметизировать масштаб действия и учесть специфику соответствующих местностей.

По отраслям права (по предмету правового регулирования) можно выделить правовые стратегии, распространяющие свое действие на конституционные, гражданские, трудовые, финансовые, земельные, семейные и иные отношения. Следует сделать оговорку, что в большинстве случаев существует необходимость реализации комплексного подхода. В этой связи задействуются нормы различных отраслей права, что позволяет повысить эффективность правового регулирования.

По субъекту принятия выделяются правовые стратегии, утверждаемые:

а) Президентом Российской Федерации [11];

б) Правительством Российской Федерации [12];

в) главами субъектов Российской Федерации [13];

г) органами местного самоуправления [14].

Названный критерий связан с предыдущим, но не дублирует его. Он свидетельствует о наличии полномочий у различных субъектов по принятию правовых стратегий.

Также провести классификацию правовых стратегий дают возможность основания, вызывающие необходимость принятия правовой стратегии:

поручения вышестоящих органов (должностных лиц);

истечение срока действия предыдущей стратегии.

Для первого вида стратегий характерна высокая степень новизны, что обусловлено отсутствием подобного документа ранее. Для вторых свойственна преемственность, что должно свидетельствовать об устойчивости правовой политики в соответствующей сфере деятельности.

Следует отметить роль ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации. Благодаря такому способу формулировок государственной политики происходит осознание проводимых социально-экономических, политических процессов в обществе. Мы считаем, что для эффективной реализации посланий Президента РФ необходимо определить их роль и место в иерархии правовых документов.

Подводя краткий итог изложенному, отметим, что названный перечень критериев классификации являются далеко не исчерпывающим и может быть продолжен. Наше внимание было сфокусировано на тех, которые позволяют дать более глубокую характеристику рассматриваемому явлению.

Библиографический список

1. Юридическая техника: в 2 т.: учебник для вузов / под ред. В. М. Баранова. М.: Юрайт, 2016. Т. 1. 56 с.

2. Ивин А. А. Основание логики оценок. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 111 с.

3. Абрамова A. M., Рахманина Т. Н. Классификатор правовых актов // Журнал российского права. 2003. № 7. С. 64.

4. Комарова М. А. Формирование экономической стратегии государства: общее и особенное // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskoy-strategii-gosudarstva-obschee-i-osobennoe (дата обращения: 07.07.2018).

5. Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1877-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 37. Ст. 5549.

6. Газета.ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/science/news/2016/12/01/ n_9400223.shtml (дата обращения: 07.07.2018).

трибуна молодого ученого

7. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

8. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

9. Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1561 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

10. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

11. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 г.: указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

12. Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

13. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года: закон Липецкой области от 25 декабря 2006 г. № 10-0З [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

14. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на 2017-2022 гг.: постановление администрации г. Нижнего Новгорода № 190 от 25 января 2017 г. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2018).

References

1. Yuridicheskaya tekhnika [Legal technique]. In V. M. Baranov (ed.). Moscow, 2016, 56 p. [in Russian].

2. Ivin A. A. Osnovanie logiki ocenok [The basis of the logic of estimates]. Moscow, 1970, 111 p. [in Russian].

3. Abramova A. M., Rahmanina T. N. Klassifikator pravovyh aktov [The classifier of legal acts]. Zhurnal rossijskogoprava [Russian law Journal], 2003, no. 7, p. 64 [in Russian].

4. Komarova M. A. Formirovanie ehkonomicheskoj strategii gosudarstva: obshchee i osobennoe [the Formation of economic strategy of the state: general and special]. Vestnik Saratovskogo gosudar-stvennogo social'no-ehkonomicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov state socio-economic University], 2008, no. 2, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskoy-strategii-gosudarstva-obschee-i-osobennoe (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

5. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya ehksporta produkcii avtomobil'noj promyshlennosti v Ros-sijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31 avgusta 2017 g. № 1877-r [About the approval Of strategy of development of export of production of the automotive industry in the Russian Federation for the period till 2025 : the order of the Government of the Russian Federation of August 31, 2017. № 1877-p]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Meeting of the legislation of the Russian Federation], 2017, no. 37, st. 5549 [in Russian].

6. Gazeta.ru [Newspaper.ru]. URL: https://www.gazeta.ru/science/news/2016/12/01/ n_9400223.shtml (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

7. O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Fede-racii: ukaz Prezidenta RF ot 1 dekabrya 2016 g. № 642 [about strategy of scientific and technological development of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016. № 642]. SPS «Kon-sul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

becthhk cm

8. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj antinarkoticheskoj politiki Rossijskoj Federacii do 2020 goda: ukaz Prezidenta RF ot 9 iyunya 2010 g. № 690 [About the approval of Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation till 2020: the decree of the President of the Russian Federation of June 9, 2010. № 690]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

9. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya i raspredeleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub ektov Rossijskoj Federacii dlya osushchestvleniya meropriyatij po realizacii strategij social'no-ehkonomicheskogo razvitiya naukogradov Rossijskoj Federacii, sposobst-vuyushchih razvitiyu nauchno-proizvodstvennogo kompleksa naukogradov Ros-sijskoj Federacii, a takzhe sohraneniyu i razvitiyu infrastruktury naukogradov Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2016 g. № 1561 [About approval of Rules of granting and distribution of subsidies from the Federal budget to budgets of subjects of the Russian Federation for implementation of measures for the implementation of strategies of socioeconomic development of science cities of the Russian Federation, contributing to the development of scientific-production complex of the science city of the Russian Federation, as well as the preservation and development of the infrastructure of science cities of the Russian Federation and a recognition become invalid for some acts of the Government of the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation from December 30, 2016. № 1561]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

10. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: fede-ral'nyj zakon ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ (v red. ot 31 dekabrya 2017 g.) [On strategic planning in the Russian Federation: Federal law of June 28, 2014. № 172-FZ (as amended on December 31, 2017)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

11. O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017. № 203 [On the development Strategy of the information society in the Russian Federation for 2017-2030: decree of the President of the Russian Federation of may 9, 2017. № 203]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

12. Strategiya gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti zashchity prav potrebitelej na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 28 avgusta 2017 g. № 1837-r [Strategy of the state policy of the Russian Federation in the field of consumer protection for the period up to 2030: order of the government of the Russian Federation of August 28, 2017. № 1837-p]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

13. Strategiya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Lipeckoj oblasti na period do 2020 goda: zakon Lipeckoj oblasti ot 25 dekabrya 2006 g. № 10-OZ [Strategy of social and economic development of the Lipetsk region for the period up to 2020: the law of the Lipetsk region of December 25, 2006. № 10-OZ]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

14. Ob utverzhdenii Strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya goroda Nizhnego Novgoroda na 2017-2022 gody: postanovlenie administ-racii g. Nizhnego Novgoroda № 190 ot 25 yanvarya 2017 g. [About the approval of Strategy of social and economic development of the city of Nizhny Novgorod for 2017-2022: the resolution of administration of Nizhny Novgorod № 190 of January 25, 2017]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 07.07.2018) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.