Научная статья на тему 'К вопросу о правовом стимулировании прохождения лечения ВИЧ-инфицированными осужденными в местах лишения свободы'

К вопросу о правовом стимулировании прохождения лечения ВИЧ-инфицированными осужденными в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ / ОСУЖДЕННЫЙ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ЛЕЧЕНИЕ / HIV INFECTION / CONVICTED PERSON / PLACES OF IMPRISONMENT / TREATMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адылин Дмитрий Михайлович

В настоящее время эпидемиологическая ситуация распространения ВИЧ-инфекции остается осложненной за счет постоянного роста числа новых случаев заражения и высокого риска смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, и СПИДа. Также остается напряженной обстановка распространения ВИЧ-инфекции среди особо уязвимых к заражению групп населения, к которым в соответствии со стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 г. относятся осужденные и лица, содержащиеся в местах принудительной изоляции от общества. При этом положения данной стратегии указывают на несоответствие современным требованиям обеспечения населения мерами по профилактике, оказанию медицинской помощи, социальной адаптации и реабилитации, а также социальной поддержке при ВИЧ-инфекции. Поэтому существует необходимость решения данных проблем путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации для реализации прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных, а также защиты человека, общества и государства от распространения данного заболевания. Одной из задач государства в сфере профилактики распространения ВИЧ-инфекции, в том числе в местах лишения свободы, является увеличение охвата ВИЧ-инфицированных лиц антиретровирусной терапией. Согласно результатам нашего исследования лишь около 30 % осужденных ВИЧ-инфицированных осужденных доверительно относятся к применению антиретровирусной терапии. При этом в уголовно-исполнительном законодательстве отсутствуют диспозитивные нормы, стимулирующие прохождение лечения, что в рамках государственной политики в сфере противодействия распространения ВИЧ-инфекции является упущением. С целью решения обозначенных проблемных вопросов автором предложены меры по стимулированию прохождения лечения осужденными к лишению свободы как в период отбывания наказания, так и после освобождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF LEGAL STIMULATION THE OF TREATMENT BY HIV-INFECTED PRISONERS IN THE PLACES OF LIBERTY DEPRIVATION

Currently, the epidemiological situation of the spread of HIV infection remains complicated due to the constant increase in the number of new infections and the high risk of death from diseases associated with HIV infection and AIDS. The situation of the spread of HIV infection among particularly vulnerable groups of the population remains tense, which, in accordance with the strategy for counteracting the spread of HIV infection in the Russian Federation for the period until 2020, include convicts and people held in places of forced isolation from society. At the same time, the provisions of this strategy indicate that the modern requirements for providing the population with measures for prevention, medical care, social adaptation and rehabilitation, as well as social support for HIV infection are not in line. Therefore, there is a need to solve these problems by amending the legislation of the Russian Federation in order to realize the rights and legitimate interests of both HIV-infected people and protect people, society and the state from the spread of this disease. One of the tasks of the state in the field of preventing the spread of HIV infection, including in prisons, is to increase the coverage of HIV-infected people with antiretroviral therapy. Considering the attitude of HIV-infected prisoners to treatment, the results of our study allow us to conclude that only about 30 % of prisoners in this category trust the use of antiretroviral therapy. At the same time, there are no dispositive norms in the penal legislation that stimulate the passage of treatment, which is an omission in the framework of state policy in the field of combating the spread of HIV infection. Therefore, this article proposes measures to stimulate the passage of treatment by prisoners sentenced to imprisonment both during the period of serving the sentence and after release.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом стимулировании прохождения лечения ВИЧ-инфицированными осужденными в местах лишения свободы»

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

кания и изменения условий отбывания наказания. Данная норма носит императивный характер, при этом диспозитивные нормы в изучаемой сфере в российском уголовно-исполнительном законодательстве не находят отражения, а в некоторых случаях и вовсе наблюдается запрет их применения. Например, в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 78 УИК РФ в колонии-поселения не могут быть переведены осужденные, не прошедшие обязательного лечения. С учетом того что на данном этапе развития медицины ВИЧ-инфекция не подлежит излечению, а только приостанавливает развитие заболевания, то обязательное лечение для данной категории осужденных предусмотрено до конца срока отбывания наказания, и, следовательно, данный законный интерес не может быть реализован, что по объективным обстоятельствам ущемляет правовое положение ВИЧ-инфицированных осужденных и таким образом снижает степень исправительного воздействия данной категории осужденных. Также стоит отметить, что законодатель не устанавливает запрет на содержание ВИЧ-инфицированных осужденных в колониях-поселениях, поэтому при назначении наказания в виде лишения свободы данная категория может в них находиться, что также не будет основанием для отказа в переводе в исправительное учреждение подобного типа. Поэтому, обращая внимание на то, что для психологического состояния ВИЧ-инфицированных осужденных в большей степени характерны апатия, безразличие, чувство собственной вины, потеря надежды и смысла жизни, что связано с осознанием неизбежности смерти [7, с. 176-177], нам представляется необходимым внедрение норм диспо-зитивного характера для стимулирования как исправления данной категории осужденных, так и прохождения ими лечения. Предлагаем внести изменения в ст. 78 УИК РФ в части перевода ВИЧ-инфицированных осужденных в колонии-поселения и изложить п. «г» ч. 3 данной статьи в следующей редакции: «осужденные, не прошедшие обязательного лечения, за исключением больных ВИЧ-инфекцией, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа», а ч. 22 дополнить словами: «В характеристике осужденного, больного ВИЧ-инфекцией, должны также содержаться данные о примененном к нему обязательном лечении и его отношении к лечению».

Кроме того, следует учитывать нормы международных актов: так, в соответствии со ст. 12 Рекомендаций № Я (93) 6 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «Относительно пенитенциарных и криминологических аспектов борьбы с инфекционными заболеваниями, в частности СПИДом, и смежных проблем здравоохранения в исправительных учреждениях» санитарная служба исправительных учреждений должна принимать необходимые меры для обеспечения постоянного медицинского контроля и психологической помощи заключенным после их освобождения, а также поощрять их пользоваться такими услугами. Следует также отметить правовые нормы, стимулирующие лечение других заболеваний: например, в соответствии со ст. 82.1 УК РФ законодатель установил отсрочку отбывания наказания больным наркоманией в случае их согласия пройти курс лечения от наркомании, а также медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию. Нам представляется, что такая стимулирующая лечение норма вполне применима и к ВИЧ-инфицированным осужденным, отбывающим наказания в местах лишения свободы.

Предлагаем добавить в УК РФ статью 79.1 «Досрочное освобождение от наказания в связи с ВИЧ-инфекцией» и изложить ее в следующей редакции:

1. Лица, впервые осужденные к наказанию в виде лишения свободы за преступления небольшой, средней тяжести или тяжкие преступления, чей срок не превышает 5 лет лишения свободы, у которых выявлено заболевание вируса иммунодефицита человека, могут быть досрочно освобождены от наказания, если они добровольно изъявили желание пройти курс лечения в течение оставшегося срока наказания и отсутствуют иные основания для освобождения от наказания.

2. Применяя досрочное освобождение от наказания в связи с ВИЧ-инфекцией, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.

3. Досрочное освобождение в связи с ВИЧ-инфекцией может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее шести месяцев за преступления небольшой или средней тяжести и не менее года за тяжкие преступления с момента выявления заболевания, а в случае ранее установленного диагноза - с начала срока отбывания наказания.

4. При рассмотрении ходатайства осужденного о досрочном освобождении от отбывания наказания в связи с ВИЧ-инфекцией суд учитывает поведение осужденного, его отношение к мерам медицинского характера, к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию, а также медицинское заключение, подтверждающее данное заболевание, и заключение админи-

ВЕСТНИК СЮИ

страции исправительного учреждения о целесообразности его досрочного освобождения в связи с ВИЧ-инфекцией.

5. В случае если лицо, досрочно освобожденное от наказания в связи с ВИЧ-инфекцией, отказалось проходить лечение либо уклоняется от лечения после письменного предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за его поведением, суд по представлению этого органа может постановить об отмене досрочного освобождения от наказания в связи с ВИЧ-инфекцией и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

6. Если в течение оставшейся неотбытой части наказания:

а) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении досрочного освобождения в связи с ВИЧ-инфекцией решается судом;

б) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет досрочное освобождение.

7. В случае отмены досрочного освобождения от наказания в связи с ВИЧ-инфекцией и исполнении оставшейся неотбытой части наказания повторное освобождение от наказания в связи с ВИЧ-инфекцией не применяется до освобождения от наказания.

Таким образом, введение диспозитивных норм в данной сфере позволит:

1) стимулировать прохождение лечения ВИЧ-инфицированными осужденными и поддержание своего здоровья;

2) стимулировать правопослушное поведение как в период отбывания наказания, так и после освобождения;

3) снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы и за их пределами.

Библиографический список

1. Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11.01.2011 № 1 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2019).

2. Справка ВИЧ-инфекция в Российской Федерации на 31 декабря 2018 г. Электронный ресурс]. URL: http://aids-centr.perm.ru (дата обращения:26.12.2019).

3. Адылин Д. М. Общественная опасность преступности осужденных, связанной с заражением ВИЧ-инфекцией в местах лишения свободы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 4(35)/2019. С. 9-16.

4. Сведения о результатах медицинского освидетельствования на выявление ВИЧ-инфекции в учреждениях и органах УИС за 4 квартал 2018 г. - Форма ВИЧ-13 [Электронный ресурс] // StatAnalytic. URL: statanalytics.com (дата обращения: 15.03.2019).

5. Методические указания 3.1.3342-16. 3.1. «Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2016 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2019).

6. Об утверждении Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 2203-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2019).

7. Теохаров А. К., Теохаров К. Б. ВИЧ-инфицированные осужденные: лечить или исправлять? // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 2 (51). С. 175-181.

References

1. Ob utverzhdenii SP 3.1.5.2826-10 «Profilaktika VICh-infekcii: Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 11.01.2011 no. 1 [On approval of SP 3.1.5.2826-10 «Prevention of HIV infection»: Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated January 11, 2011 no. 1]. SPS «Konsul'tant Plyus» \SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.12.2019) [in Russian].

fOPHAHHECKHE HAYKH

2. Spravka VICh-infekcija v Rossijskoj Federacii na 31 dekabija 2018 g. [Reference HIV infection in the Russian Federation as of December 31, 2018]. URL: http://aids-centr.perm.ru (Accessed: 26.08.2019) [in Russian],

3. Adylin D. M. Obshhestvennaja opasnost' prestupnosti osuzhdennyh, svjazannoj s zarazheniem VICh-infekciej v mestah lishenija svobody [The public danger of convicted crime related to HIV infection in prisons]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo institute*: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2019, no. 4 (35), pp. 9-16 [in Russian].

4. Svedenija o rezul'tatah medicinskogo osvidetel'stvovanija na vyjavlenie VICh-infekcii vuchrezhdenijah i organah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za chetvertyj kvartal 2018 g. - forma VICh-13 [Information on the results of medical examination for the detection of HIV infection in institutions and bodies of the penal system for the fourth quarter of 2018 - form HIV-13]. Statanalitic. URL: statanalytics.com (Accessed: 10.08.2019) [in Russian],

5. Metodicheskimi ukazanijami 3.1.3342-16. 3.1. «Profilaktika infekcionnyh boleznej. Jepidemiologicheskij nadzor za VICh-infekciej», utverzhdennye Glavnym gosudarstvennym sanitarnym vrachom RF 26.02.2016 g. [Guidelines 3.1.3342-16. 3.1. «Prevention of infectious diseases. Epidemiological surveillance of HIV infection» approved by the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation on February 26, 2016]. SPS «Konsul'tant Plyus» \SI'S Consultant Plus] (Accessed: 20.12.2019) [in Russian],

6. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj strategii protivodejstvija rasprostraneniju VICh-infekcii v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda i dal'nejshuju perspektivu: Raspoijazhenie Pravitel'stva RF ot 20.10.2016 no. 2203-r [On approval of the State Strategy for Countering the Spread of HIV Infection in the Russian Federation for the Period Until 2020 and the Future Perspective: Decree of the Government of the Russian Federation of October 20, 2016 no. 2203-r], SI'S «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.12.2019) [in Russian],

7. Teoharov A. K., Teoharov K. B. VICh-inficirovannye osuzhdjonnye: lechit' ili ispravljat'? [HIV-infected prisoners: treat or correct?]. Vestnik Omskogo universiteta. Serija: Pravo [Bulletin of the Omsk University. Series: Law], 2017, no. 2 (51), pp. 175-181 [in Russian],

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.002 УДК 343.985

Владимиров Сергей Владиславович

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Sergey V. Vladimirov

Candidate of Law,

Assistant Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminology,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦ-СВЯЗИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена изучению норм уголовно-процессуального законодательства России, регламентирующих использование систем видеоконференц-связи. Рассмотрено развитие норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих использование систем видеоконфе-ренц-связи судами различных уровней. Проанализирован законопроект с предложениями по использованию систем видеоконференц-связи при производстве следственных и иных процессуальных действий. Предприняты попытки обоснования необходимости дальнейшего расширения сферы применения систем видеокон-ференц-связи в уголовном процессе, а именно их использования на досудебных стадиях. С криминалистической точки зрения обоснованы необходимость и удобство производства ряда следственных действий с применением систем видеоконференц-связи с участием осужденного, подозреваемого или обвиняемого, содержащегося в исправительном учреждении или следственном изоляторе, которые сводятся к облегчению работы как следователя, так и ряда сотрудников отделов и служб пенитенциарного учреждения: отдела охраны, безопасности, оперативного отдела и др.; снижению затрат на конвоирование подозреваемых, обвиняемых, осужденных к месту производства предварительного следствия и обратно; обеспечению безопасности лиц, участвующих в следственных действиях; отсутствию отвлечения работников исправительного учреждения или следственного изолятора от исполнения своих основных обязанностей; получению видеозаписи следственного действия как дополнительного средства фиксации.

Ключевые слова: предварительное следствие, следственные действия, система видеоконференц-связи, следователь, осужденный, исправительное учреждение, следственный изолятор.

VIDEOCONFERENCE USING IN DURING OFINVESTIGATIVE ACTIONS INVOLVING PERSONS DETAINED IN PENAL INSTITUTIONS

Summary. The article is devoted to the study of the norms of the criminal procedure legislation of Russia regulating the use of video conferencing systems. The development of the norms of the criminal procedure code of the Russian Federation regulating the use of video conferencing systems by courts of different levels is considered. The draft law with proposals on the use of videoconferencing systems in the production of investigative and other procedural actions was analyzed. Attempts are made to justify the need for further expansion of the scope of video conferencing systems in criminal proceedings, namely their use at the pre-trial stages. From forensic point of view, the necessity and convenience of production of some investigative actions using the system of video conferencing with the participation of the convicted person, the suspect or the accused in the correctional institution or detention facility reduced to facilitate the work of the investigator and a number of staff departments and services of the penitentiary institution: Department of safety, security, operational Department, etc.; lower costs for the escorting of suspects; accused persons, convicted to the place of manufacture of preliminary investigation and back; to ensure the safety of persons participating in investigative actions; absence of distraction of employees of a correctional institution or a pre-trial detention center from the performance of their main duties; obtaining a video recording of the investigative action as an additional means of fixation.

Keywords: preliminary investigation, investigative actions, video conferencing system, investigator, convict, correctional institution, pre-trial detention center.

© 2020 Владимиров С. В.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вопросы оптимизации процесса расследования в целом и производства отдельных следственных действий в частности всегда становились предметом научных споров. Обсуждение данных вопросов на научно-практических мероприятиях различного уровня, несомненно, обращает на себя внимание законодательных органов. Несмотря на то что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ) был принят относительно недавно, на протяжении его действия он многократно подвергался существенным изменениям и дополнениям в части регламентации производства следственных и судебных действий. Одним из новшеств отечественного уголовно-процессуального законодательства явилось появление возможности использования органами уголовной юстиции в своей процессуальной деятельности систем видеоконференц-связи (далее - ВКС). Система ВКС - это новая технология, которая уже достаточно активно используется как в судопроизводстве, так и в различных областях человеческой жизни, таких как управление, образование, медицина и др.

Впервые о системе ВКС в уголовном судопроизводстве упомянуто в первоначальной редакции УПК РФ в ст. 376 (в настоящий момент утратила силу), предусматривающей возможность изложения осужденным своей позиции суду кассационной инстанции как лично, так и путем использования системы ВКС. С 2009 г. уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность участия обвиняемого в судебном заседании путем использования систем ВКС при решении вопроса об изменении территориальной подсудности уголовного дела (ч. 6 ст. 35 УПК РФ). С 2010 г. с помощью систем ВКС стало возможным исследование ряда доказательства (ч. 8 ст. 389.13 УПК РФ). К сожалению, законодатель не раскрыл перечня данных доказательств, форм и порядка их исследования. В 2011 г. ст. 240 УПК РФ была дополнена частью четвертой, а также введена в действие ст. 278.1 УПК РФ, что позволяет суду допрашивать свидетелей и потерпевших с использованием систем ВКС. В это же время стало возможным дистанционное участие осужденного при решении судом вопросов, связанных с исполнением приговора. Следующие изменения, касающиеся расширения сферы применения в уголовном судопроизводстве систем ВКС, произошли в 2014 г. с введением ч. 6.1 ст. 241 УПК РФ, позволяющей суду при рассмотрении уголовного дела о ряде преступлений (террористический акт, шпионаж, диверсия и др.) реализовать право на участие подсудимого в судебном заседании посредством использования систем ВКС для обеспечения безопасности участников уголовного процесса. В это же время стало возможным предоставление последнего слова подсудимому по системе ВКС. Последней новеллой, касающейся использования систем ВКС, является появление в 2017 г. нормы, предусматривающей возможность довести до суда свою позицию лицу, содержащемуся под стражей, при решении вопроса о конфискации у него имущества на основании решения суда иностранного государства (ч. 3 ст. 473.4 УПК РФ).

Все вышеуказанные изменения, несомненно, являются важными и существенно упрощающими порядок разрешения судом разного рода вопросов. В большей степени реализуются такие принципы уголовного судопроизводства, как рассмотрение дела в разумный срок, полное и всестороннее исследование всех обстоятельств уголовного дела. Однако все эти изменения представляются нам точечными, «закрывающими» только ряд проблем, связанных в основном с транспортировкой обвиняемого в зал суда.

Разделяя точку зрения ряда авторов [1, с. 11; 2, с. 110], считаем необходимым дальнейшее расширение сферы применения систем ВКС в уголовном процессе, а именно ее использование на досудебных стадиях. Попытки решения данного вопроса уже предпринимались. Так, 18 апреля 2015 г. депутатом К. А. Лазаревым в Государственную думу РФ внесен законопроект № 764 131-6 «О внесении дополнений в УПК РФ (в части производства предварительного расследования с использованием систем ВКС)» [3]. В документе перечислены основания применения систем ВКС; случаи, при которых их использование недопустимо; перечень следственных действий и иных процессуальных действий, производство которых возможно с использованием систем ВКС. По законопроекту к таким следственным действиям относятся освидетельствование, допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, получение образцов для сравнительного исследования.

Данный законопроект отклонен Государственной думой РФ 3 ноября 2016 г. По мнению Правительства Российской Федерации и Счетной палаты РФ, реализация законопроекта может привести к значительному увеличению нагрузки на следователей, дознавателей, которым будет поручаться проведение следственных действий с использованием систем ВКС, что может повлечь необходимость увеличения их штатной численности и бюджетных ассигнований на их содержание, а также дополнительных финансовых затрат на обеспечение технической возможности производства таких следственных действий, приобретение необходимого оборудования и его обслуживание [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.