Научная статья на тему 'Правовая социализация подростков в условиях духовно – нравственного воспитания как основа формирования их правовой культуры'

Правовая социализация подростков в условиях духовно – нравственного воспитания как основа формирования их правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
256
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХАРАКТЕР / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / АНТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / ЭГОИСТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Славова Наталья Александровна, Чвякин Владимир Алексеевич

Предметом исследования процесс социализации подростков в условиях духовно нравственного воспитания как основы формирования правовой культуры. Авторы рассматривают правовую культуру подростков с учетом особенностей их социализации в условиях духовно – нравственного воспитания. Внимание уделяется исследованию особенностей характера, встречаемости акцентуаций характера и агрессивных свойств личности у подростков с учетом уровня их самооценки и притязаний, а также обоснованию сущности правовой культуры подростков в качестве регуляторов духовно-нравственных ориентиров. Исследование выполнено с учетом теории культуры права и принципов становления правовой культуры личности в процессе ее социализации. Был использован опросник Шмишека для выявления структуры акцентуаций характера, тест – опросник Басса – Дарки (уровень и тип проявления агрессии). Для оценки уровня самооценки и притязаний подростков была применена методика Дембо – Рубинштейн. Статистическая обработка данных производилась путем процентного исчисления. Научная новизна заключается в выявлении структуры психологических особенностей для оценки уровня правовой культуры подростков. 1. Установлено большее содержание акцентуаций, которые определяют характер как полный энергии, неуемный, возбудимый, безудержный, что представляет собой своеобразную первую зону риска правовой социализации. 2. У 24% подростков выявлены признаки косвенной агрессии: раздражительность (9%), подозрительность (5%) и вербальная агрессия (10%). Отмечен рост числа агрессивных в вербальном отношении девочек, что является показателем никого уровня правовой культуры. 3. Большинство подростков имеют средний и высокий уровни самооценки. Уровень притязаний тоже высокий и средний, что является фактором гармоничного развития и правовой активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация подростков в условиях духовно – нравственного воспитания как основа формирования их правовой культуры»

Правовая социализация подростков в условиях духовно -нравственного воспитания как основа формирования их правовой культуры

Славова Наталья Александровна

кандидат юридических наук доцент, кафедра юридических дисциплин, Российский новый университет 142003, Россия, Московская область, г. Домодедово, ул. Талалихина, 6

И [email protected]

Чвякин Владимир Алексеевич

доктор философских наук, кандидат медицинских наук

профессор, кафедра рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Московский

политехнический университет

117405, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Варшавское Шоссе, 152-8-109

ЕЗ [email protected]

Статья из рубрики "Полиция и защита прав человека"

Аннотация.

Предметом исследования - процесс социализации подростков в условиях духовно -нравственного воспитания как основы формирования правовой культуры.А вторы рассматривают правовую культуру подростков с учетом особенностей их социализации в условиях духовно - нравственного воспитания. Внимание уделяется исследованию особенностей характера, встречаемости акцентуаций характера и агрессивных свойств личности у подростков с учетом уровня их самооценки и притязаний, а также обоснованию сущности правовой культуры подростков в качестве регуляторов духовно-нравственных ориентиров. Исследование выполнено с учетом теории культуры права и принципов становления правовой культуры личности в процессе ее социализации. Был использован опросник Шмишека для выявления структуры акцентуаций характера, тест -опросник Басса - Дарки (уровень и тип проявления агрессии). Для оценки уровня самооценки и притязаний подростков была применена методика Дембо - Рубинштейн. Статистическая обработка данных производилась путем процентного исчисления. Научная новизна заключается в выявлении структуры психологических особенностей для оценки уровня правовой культуры подростков. 1. Установлено большее содержание акцентуаций, которые определяют характер как полный энергии, неуемный, возбудимый, безудержный, что представляет собой своеобразную первую зону риска правовой социализации.2. У 24% подростков выявлены признаки косвенной агрессии: раздражительность (9%), подозрительность (5%) и вербальная агрессия (10%). Отмечен рост числа агрессивных в вербальном отношении девочек, что является показателем никого уровня правовой культуры.3. Большинство подростков имеют средний и высокий уровни самооценки. Уровень притязаний тоже высокий и средний, что является фактором гармоничного развития и правовой активности личности.

Ключевые слова: Правовая культура, Правовая социализация подростков, Духовно-нравственное воспитание, Характер, Акцентуации характера, Самооценка личности,

Уровень притязаний, Антидисциплинарность, Агрессивность, Эгоистичность

DOI:

10.25136/2409-7810.2019.1.28804

Дата направления в редакцию:

05-02-2019

Дата рецензирования:

29-01-2019

Формирование высокой правовой культуры граждан в единстве развитого правосознания является приоритетной задачей любого демократического, правового, социального государства. Безусловно, в условиях общественной глобализации, социально-кризисных явлений, формирование правовой культуры личности, особенно личности подростка, является жизненно важным. К элементам правовой культуры относятся правовые взгляды; должный уровень законодательства (как по форме, так и по содержанию); правоприменительная деятельность в хорошем качестве, то есть законная, эффективная, своевременная деятельность; режим законности; стабильность правопорядка и уровень правового воспитания и образования. Необходимо отметить, что правовое воспитание и образование подростков может выступать фундаментом для демонстрации высокого уровня правовой культуры общества и развития стабильности правопорядка и

законности в целом [1, 2].

Правовое воспитание - это совокупность различных мероприятий, осуществляемых государством, различными организациями, гражданами с целью формирования правового сознания и правовой культуры личности и общества. Формирование правовой культуры подростков - это процесс влияния многих факторов, которые зависят от самой личности подростка и общества в котором он находится. Следует обратить внимание, что правовая культура охватывает составляющую часть духовных ценностей и играет особую роль в сфере нравственности (личность способна осознанно и добровольно воспринимать интересы другого человека, коллектива, социума как собственные ценности, демонстрировать справедливость, реализовать милосердие), в связи с этим, состояние правовой культуры и уровня общественного правосознания зависит от

духовно-нравственного воспитания подростков ПШ. Духовность предполагает включение самой личности в активный процесс саморазвития и самосовершенствования на базе общечеловеческих и национально-правовых ценностей, а также преодоление в своем сознании эгоизма, ненависти, нетерпимости, насилия, агрессивности, лживости т.д. [7].

Комплекс таких качеств личности как потребительская мотивация, завышенная самооценка и агрессивность в социальном отношении являются опасными. Поэтому исследование проблем права в системе социальных наук предполагает изучение противоречий права и нравственности, правосознания и правовой культуры поведения. В связи с этим актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления психологических особенностей современных подростков, которые свидетельствуют о

направленности процесса их социализации. Это важно не только для организации мероприятий по духовно - нравственному воспитанию молодежи, поскольку нынешние условия социализации характеризуются наличием в подростковой среде отчетливо выраженной потребительской мотивации, но и в целях профилактической деятельности полиции. Имеются данные о том, что потребительская мотивация уже в этом возрасте

нередко сопровождается социальной агрессивностью Такого рода тенденции сформировались и усилились в ту пору, когда учебно-воспитательная работа в школе была заменена на сферу получения образовательных услуг. Тогда же образовательная среда в школе стала принципиально меняться: появились различные негативные явления во взаимоотношениях учителей и учащихся, значительно возросла конфликтность; учителя стали устраняться от воспитательной работы, поскольку в сфере образовательных услуг она была просто исключена. Возникла необходимость выявления уровней правовой культуры подростков в связи с появлением рисков деструкции их правовой социализации в изменившихся условиях; актуализировались вопросы воспитания правовой культуры в качестве основного фактора социализации подростков

■АШ. Именно поэтому научная проблема исследования заключается в необходимости выяснения, по существу, социально-психологических особенностей личности подростков, которые представляют собой риски их правовой социализации и которые подвержены устранению средствами духовно - нравственного воспитания.

Надо отдать должное министру просвещения РФ О.Ю. Васильевой, которая неустанно твердит о необходимости активизации воспитательной работы в школе. При этом важно отметить, что духовно - нравственное состояние учащихся вызывает особое беспокойство и этот факт влияет негативно на правопорядок, тем самым «подрывает» правовую культуру в обществе.

Предмет исследования - процесс социализации подростков в условиях духовно-нравственного воспитания как основа формирования их правовой культуры.

Цель исследования - выявить частоту встречаемости акцентуаций характера и проявления агрессивных свойств личности у подростков с учетом уровня их самооценки и притязаний, а также обосновать сущность правовой культуры подростков в качестве регулятора духовно - нравственных ориентиров.

Методология исследования. Методологической основой исследования является теория культуры права, в соответствии с которой право выполняет ценностную функцию (помимо всех прочих). Ценностная функция культуры права обеспечивает возможность индивидуального или группового выбора, если подобное не противоречит законам и не носит антигуманного характера. Эта функция реализуется в процессе воспитания граждан, определяет уровни их правосознания и правовой менталитет общества в целом

■Ш. Правовая культура подростков представляет собой одну из форм правовой культуры, которая зависит от правосознания этой социальной группы. Правовое воспитание входит в структуру духовно-нравственного воспитания и представляет собой целенаправленную систему мер по формированию социальных установок уважения и соблюдения права, а

также профилактики правонарушений ПШ.

В соответствии с концепцией В.А. Сластенина, нравственность проявляется в группах отношений: к другим людям, к самому себе, к своему труду и труду других людей, к родной природе. Его концепция предполагает взаимосвязь характера и нравственных свойств личности. Отношение к другим, к себе и к труду - это фундаментальные скрепы характера ■6]. Поэтому взаимосвязь правовой культуры и социализации подростков в

условиях духовно-нравственного воспитания представляется логичной и обоснованной.

Научная новизна исследования заключается в выявлении структуры психологических особенностей для оценки уровня правовой культуры подростков.

Исследование проводилось на базе лаборатории Социально - правового института экономической безопасности, городской округ Домодедово Московской области (по месту жительства и посещения центра культурно-досуговой деятельности). Было обследовано 96 подростков в возрасте 15-16 лет.

Был использован опросник Шмишека для выявления частоты встречаемости и структуры акцентуаций характера у обследуемых лиц, тест - опросник Басса - Дарки (уровень и тип проявления агрессии). Для измерения уровня самооценки и притязаний подростков была применена методика Дембо - Рубинштейн. В соответствии с поставленной целью исследования, статистическая обработка полученных данных производилась только путем процентного исчисления.

Когда речь идет о внутриличностных причинах, определяющих направленность поведения подростка, целесообразно исследовать структуру его характера и выявить доминирующие (акцентуированные) его черты. Это связано с тем обстоятельством, что именно структура характера в значительной мере предопределяет поведение подростка, потенциал его адаптационных способностей и, соответственно, стратегию социальных выборов. Все это имеет самое прямое отношение к организации поведения подростка в

системе его социальных отношений а также определение стандартов правил

поведения через правовую культуру

Анализ данных табл. 1 показал, что в структуре характера подростков с большей частотой встречаются такие акцентуации, как возбудимая (19,4%), гипертимная (23,1%), застревающая (19,9%), демонстративная (14,2%), дистимная (21,0%), и тревожная (21,1%) акцентуированные черты. Несколько реже - экзальтированная (3,3%) и циклотимная (8,0%) черты.

Таблица 1.

Распространенность акцентуаций характера у подростков (%)

Тип акцентуации Встречаемость акцентуации

Гипертимическая 23,1

Возбудимая 19,4

Эмотивная 2,7

Педантичная 4,1

Тревожная 21,1

Циклотимная 8,0

Демонстративная 14,2

Застревающая 19,9

Дистимическая 21,0

Экзальтированная 3,3

Анализ данных этой таблицы свидетельствует, что характер обследуемых подростков включает в себя почти все имеющиеся акцентуации. Однако обращает на себя внимание большее содержание акцентуаций, так называемого, эргатического регистра, то есть таких, которые определяют характер как полный энергии, неуемный, возбудимый,

безудержный. По - видимому, наличие большого количества акцентуированных черт характера, как свидетельствуют результаты проведенного исследования, представляет собой своеобразную первую зону риска социализации. Очевидно, что акцентуированное напряжение характера является значимым признаком проблем социализации личности в целом.

Тем не менее, важно отметить, что спектр акцентуированных черт характера подростков какого - либо беспокойства не вызывает. Все акцентуации (и тревожная акцентуация в том числе) по своему распределению могут быть объяснены возрастными особенностями развития. Они подвержены ослаблению и поэтому все возможности по духовно -нравственному воспитанию в таком возрасте имеют только положительное значение.

Было установлено также, что подавляющее большинство подростков (76%) каких - либо существенных признаков агрессии не проявляют. Но все - таки у 24% из них были выявлены такие признаки косвенной агрессии, как раздражительность (9%), подоз рите льно с ть (5% ) и в е рба льна я а г ре с с ия (10% ).

Рис. 1. Проявление типичной агрессии у подростков

Такая частота встречаемости агрессивности в подростковой среде не согласуется со сведениями о социальной опасности современных подростков. Но только по показателям агрессивных проявлений тоже судить однозначно нельзя. Для того, чтобы определить риски социализации, связанные с упущениями в их воспитании, необходим анализ комплекса психолого-педагогических проблем развития подростков. Например, вербальная агрессия (в том числе с использованием ненормативной лексики) всегда является следствие психолого-педагогической запущенности в процессе воспитания подростков (10%). Кроме того, данное поведение является неправомерным и свидетельствует о низкой правовой культуре. Гендерный анализ агрессивных свойств и качеств личности подростков не проводился, но обращает внимание рост числа агрессивных в вербальном отношении девочек, в том числе с использованием ненормативной лексики.

Несмотря на то, что среди обследованных подростков не было выявлено случаев явной и опасной физической агрессии, следует отметить, что в средствах массовой информации периодически появляются сведения о чрезвычайно опасном и преступном агрессивном поведении учащихся в школе. Так, имеют место факты агрессии физической, когда школьники нападают на учителей, девочки избивают девочек, известны также случаи массовых убийств с применением огнестрельного оружия. Поэтому изучение причин такого опасного явления в школьной среде как социальная агрессивность несовершеннолетних требует отдельного и детального изучения.

Измерение уровня самооценки и притязаний проводилось по методике Дембо -Рубинштейн. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) подростками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Учащимся предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Рис. 2. Самооценка и уровень притязаний подростков

Анализ данных рис. 2 показал, что большинство подростков имеют средний и высокий уровни самооценки, что удостоверяет реалистическую адекватную самооценку. Очень схожая характеристика была выявлена также и в отношении притязательности обследованных подростков. Установлено, что у большинства из них уровень притязаний тоже высокий и средний, что соответствует реалистическому оптимальному уровню, подтверждающий адекватное представление о своих возможностях, является важным фактором гармоничного личностного развития, что в свою очередь отражается на правовой активности. Это проявляется во внутреннем осознании действительности, целенаправленном, общественно-полезном и правовом инициативном действии подрос тка .

По - видимому, высокий уровень притязаний лежит в основе потребительской мотивации молодежи. Но это только предположение, поскольку для подтверждения или отрицания факта доминирующих потребительских настроений в молодежной среде необходимо проведение более масштабных исследований с анализом структуры мотивов.

Для установления взаимосвязи потребительской мотивации подростков с особенностями их социализации важно учитывать то обстоятельство, что высокий уровень мотивационного напряжения может сопровождаться появлением паттернов (разрядов) опасной агрессии. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. В таких случаях манифестация агрессивных проявлений у подростков чаще всего является неосознанной и беспредметной. То есть, в таких случаях, по существу, идет речь о злых детях, которые в свою очередь, как правило, имеют склонность к неправомерному поведению. Поэтому роль и значение духовно - нравственного воспитания подростков с учетом вероятности развития таких механизмов их социализации имеют практическое значение, которое трудно переоценить.

Известно, что характер окончательно завершает свое формирование только к 21 -22 годам и поэтому подростковый возраст в этом отношении является достаточно критическим, когда в характере могут появиться и появляются такие черты как

антидисциплинарность, агрессивность и эгоистичность При этом также известно, что высшие чувства формируются на основе характера. Поэтому духовно-нравственное воспитание личности закономерно способствует формированию

- нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, справедливости;

- нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

- нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

- нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Современный молодой человек при отсутствии в сфере собственного самосознания перечисленных высших чувств и правовой культуры испытывает неуверенность и нерешительность при необходимости проявить характер и силу духа для решения правовых вопросов, например, обратиться в полицию, суд, решить сложные и проблемные вопросы повседневной жизни в рамках правового поля. Именно поэтому понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание - это, прежде всего, направленное действие, посредством которого подростку стараются привить желательные качества и свойства. На основе общего воспитания создаются и развиваются мероприятия, касающиеся правового воспитания и правовой культуры. Воспитателями при этом выступают не только отдельные люди, но и весь семейный или школьный уклад, улица, окружающая среда, воспитывают также общественные организации, вся окружающая обстановка, весь общественный строй, то есть микросреда, в которой растет, живет и развивается подросток. Важное значение в этом отношении принадлежит современным центам культурно-досуговой деятельности. Социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых подросток закономерно приобщается к правовой культуре.

Выводы

1. В структуре характера подростков с большей частотой встречаются такие акцентуации, как возбудимая (19,4%), гипертимная (23,1%), застревающая (19,9%), демонстративная (14,2%), дистимная (21,0%), и тревожная (21,1%) акцентуированные черты. Несколько реже - экзальтированная (3,3%) и циклотимная (8,0%) черты. Установлено большее содержание акцентуаций, так называемого, эргатического регистра, то есть таких, которые определяют характер как полный энергии, неуемный, возбудимый, безудержный. Наличие большого количества акцентуированных черт характера представляет собой своеобразную первую зону риска социализации.

2. Подавляющее большинство подростков (76%) каких - либо существенных признаков агрессии не проявляют. Но все - таки у 24% из них были выявлены такие признаки косвенной агрессии, как раздражительность (9%), подозрительность (5%) и вербальная агрессия (10%). Имеет место рост числа агрессивных в вербальном отношении девочек, в том числе с использованием ненормативной лексики, что является показателем никого уровня правовой культуры.

3. Большинство подростков имеют средний и высокий уровни самооценки, что удостоверяет реалистическую адекватную самооценку. У большинства из них уровень притязаний тоже высокий и средний, что соответствует реалистическому оптимальному уровню, подтверждающему адекватное представление о своих возможностях, что является важным фактором гармоничного личностного развития, а также демонстрации правовой активности.

Заключение

Воспитание подростков в условиях культурно-досуговой деятельности предполагает использование таких возможностей, которые направлены на формирование гармоничной личности во всех сферах, в том числе формирование правовой культуры, которая характеризуется в развитии правовой деятельности и отображается в правосознании, мышлении, системы ценностей, признанных в современном обществе. Если речь идет о подростках, то следует отметить важнейшую роль воспитания для всего процесса социализации личности. Духовно - нравственное воспитание в этом смысле занимает центральное место, поскольку направлено на усвоение подрастающим поколением высших духовных ценностей.

Имеется в виду мощнейшее влияние воспитания на развитие нравственно - правовой сферы личности подростка посредством приобщения ее к духовно-нравственным и базовым национальным ценностям, которые являются базисом для формирования правовой культуры. Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на стремлении к добру и истине.

Несмотря на то, что понятие «духовность» довольно часто понимается по-разному, в целом процесс духовно - нравственного воспитания предполагает формирование таких духовных ценностей, как ценности индивидуально-личностные, семейные, национальные и общечеловеческие ценности, а также социальные ценности.

Кроме формирования системы ценностей, духовно - нравственное воспитание оказывает организующее влияние на развитие и становление гармоничного характера подростка, а также его позитивного отношения к праву и правовым явлениям, осведомление о социальной значимости права и правопорядка, уважительного отношения к правам человека, формирование привычки к правомерному поведению, и конечно формированию высокой правовой культуры.

Библиография

1. Байниязов Р.С. Понятие правовой культуры как реализация правосознания//Правовая культура, 2011. - №1(10) - С. 8-12.

2. Жинкин С.А., Головченко Г.А. Ценностные аспекты стратегии формирования правовой культуры личности//Вестник Краснодарского университета МВД России. -Краснодар, 2-16.-№1 (31). - С. 8 - 10.

3. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой/ Психологический журнал.-2006, том 27.-№ 4.-с.15-25.

4. Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки//Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология.-2005 .-№3 (июль-сент.).-с.35-49.

5. Кобусь Н.Г. Социально-психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05.-Москва, 2006.-197 с.

6. Сластенин В.А. Общая педагогика. - М.: Владос, 2002. - 256 с.

7. Харников М.В. Сущность и культура правовой культуры подростка как результат социального воспитания и правового просвещения//Вестник Тамбовского университета. - Тамбов, 2018. - Т. 23.-С. 30-35.

8. Чвякин В.А. Социогенез агрессивных свойств личности подростка и их

использование в профилактической деятельности полиции//Полицейская деятельность. - 2014. - № 1. - С. 55 - 68.

9. Чвякин В.А., Козилова Л.В. Структура социальных ориентаций среди современных старшеклассников как ценностное основание в процессе их воспитания//Педагогика и просвещение. - 2018. - № 2. - С. 53-60.

10. Шумелкина Е.Н. Формирование нравственно- правовой культуры

несовершеннолетних в инновационном образовательном учреждении: дисс. ...канд. пе д. на ук. - Са ра то в , 2005. - 170 с .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.