Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных характеристик и предрасположенности к деструктивному поведению у подростков'

Взаимосвязь личностных характеристик и предрасположенности к деструктивному поведению у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
527
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / САМООЦЕНКА / АГРЕССИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ГРУППЫ / АКЦЕНТУАЦИИ / DESTRUCTIVE BEHAVIOR / TEENAGER / PERSONAL CHARACTERISTICS / SELF-ESTEEM / AGGRESSION / GROUP PERCEPTION / ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Мария Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна

Представлены результаты исследования личностных характеристик (уровень самооценки, агрессивности, групповой сплоченности, тип восприятия группы, агрессии, акцентуаций характера) подростков и их предрасположенности к деструктивному поведению. Выявлены взаимосвязи между волевым контролем и уровнем агрессии, самооценки, типом акцентуации; преодолением норм и правил и типом восприятия группы; склонностью к агрессии и насилию и типом акцентуации характера; склонности к самоповреждениям и самоповреждающему поведению и типом акцентуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Мария Николаевна, Рычкова Лидия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of personal characteristics and predisposition to destructive behavior in adolescents

The results of the study of personal characteristics (level of self-esteem, aggressiveness, group cohesion, type of group perception, aggression, character accentuations) of adolescents and their susceptibility to destructive behavior are presented. The article revealed the relationship between the volitional control and the level of aggression, self-esteem, type of accentuation; overcoming the norms and rules and the type of perception of the group; propensity for aggression and violence and type of accentuation of character; propensity for self-harming and self-damaging behavior and type of accentuation.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных характеристик и предрасположенности к деструктивному поведению у подростков»

4. Batarishev, A.V. (2005), Typology of character and personality : practical guide to psychological diagnosis, publishing house of Institute of psychotherapy, Moscow.

5. Leongard, K. (2001), Accentuation of the person, EKSMO-Press, Moscow.

6. LickoA. E. (1977), Psychopathy and accentuations of character at teenagers, Medicine, Moscow.

7. Polozov A. A. (2009), Modules of psychological structure in sport: monograph, Soviet sport, Moscow.

8. Filatova, E.S. (2013), Socionics for all: science communication, understanding and harmony, Phoenix, Rostov on Don.

9. Sharpe, D. (1994), Personality Types: Jung's typological model, MODEK, Voronezh.

10. Jung, C. (1992), Psychological types, Alphabet, Moscow.

Контактная информация: vkar52@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 159.922.736.4 + 316.624

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У

ПОДРОСТКОВ

Мария Николаевна Кузнецова, аспирант, Лидия Сергеевна Рычкова, доктор медицинских наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (ФГАОУВО «ЮУрГУ (НИУ)»), Челябинск

Аннотация

Представлены результаты исследования личностных характеристик (уровень самооценки, агрессивности, групповой сплоченности, тип восприятия группы, агрессии, акцентуаций характера) подростков и их предрасположенности к деструктивному поведению. Выявлены взаимосвязи между волевым контролем и уровнем агрессии, самооценки, типом акцентуации; преодолением норм и правил и типом восприятия группы; склонностью к агрессии и насилию и типом акцентуации характера; склонности к самоповреждениям и самоповреждающему поведению и типом акцентуации.

Ключевые слова: деструктивное поведение, подросток, личностные характеристики, самооценка, агрессия, восприятие группы, акцентуации.

CORRELATION OF PERSONAL CHARACTERISTICS AND PREDISPOSITION TO DESTRUCTIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Maria Nikolaevna Kuznetsova, the post-graduate student, Lidiya Sergeevna Rychkova, the doctor of medical sciences, professor, Southern Ural State University (National Research University), Chelyabinsk

Annotation

The results of the study of personal characteristics (level of self-esteem, aggressiveness, group cohesion, type of group perception, aggression, character accentuations) of adolescents and their susceptibility to destructive behavior are presented. The article revealed the relationship between the volitional control and the level of aggression, self-esteem, type of accentuation; overcoming the norms and rules and the type of perception of the group; propensity for aggression and violence and type of accentuation of character; propensity for self-harming and self-damaging behavior and type of accentuation.

Keywords: destructive behavior, teenager, personal characteristics, self-esteem, aggression, group perception, accentuation.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы деструктивного поведения среди подростков обуславливается изменениями, происходящими в стране за последние пять лет. И как в следствии -

увеличение случаев деструктивных действий у молодого поколения. К таким изменениям можно отнести - деформация ценностной ориентаций, деградация культуры, ускорившийся темп жизни среди подрастающего поколения, осложнение социально-экономического положения в семье и в стране в целом, рост числа неблагополучных семей, насилия, наркомании, суицидов [2; 3; 4]. В силу своей неопытности, подростки остро переживают различные перемены и неблагоприятные изменения. Они не могут или не умеют конструктивно разрешать проблемные ситуации. Вследствие чего, у них можно наблюдать деструктивные проявления в поведении - агрессия, оскорбление, негативизм, ярость, жестокость, склонность к неоправданному риску, несоблюдение существующих норм и правил [1; 5].

Цель - выявить взаимосвязь между личностными характеристиками и предрасположенностью к деструктивному поведению у подростков.

Исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного университета. В исследовании приняли участие 120 школьников 7-8 классов МОУ СОШ г.Челябинска, в возрасте от 13 до 15 лет, из них 60 девочек и 60 мальчиков.

В процессе исследования использовались следующие методики: методика склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); методика «самооценка личности» (О.И. Мотков); опросник агрессивности (Л.Г. Почебут); оценка отношений подростка с классом (Л. А. Головей, О.Р. Рыбалко); методика исследования акцентуаций характера (Г. Шмишек), детский вариант.

Для подтверждения гипотезы были использованы методы математической статистики: метод кластерного анализа (кластеризация К-средними); метод ранговой корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале исследования выборка школьников была разделена с помощью кластерного анализа (кластеризация К-средними) на три группы: «деструктивные» (36 учеников), «менее деструктивные» (40 учеников) и «конструктивные» подростки (44 ученика). Критерии для отбора в группу были следующие: склонность к преодолению норм и правил, склонность к самоповреждению и саморазрушающему поведению, склонность к аддик-тивному поведению, склонность к агрессии и насилию, контроль эмоциональных реакций, склонность деликвентному поведению (по методике А.Н. Орела).

С помощью методики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) был определен уровень выраженности показателей предрасположенности к деструктивному поведению среди школьников. Наиболее выраженными показателями являются низкий волевой контроль эмоциональных реакций (41 чел.), склонность к агрессии и насилию (39 чел.), преодолению норм и правил (37 чел.), и самоповреждающему поведению (25 чел.). Также у 13 учеников наблюдается предрасположенность к деликвентному поведению и у 10 учеников к аддиктивному поведению. Можно предположить, что таким подросткам свойственно нежелание или не умение контролировать поведенческие проявления своих эмоциональных реакций, они могут реализовывать негативные эмоции в поведении, использовать агрессию и насилие во взаимоотношениях с окружающими, у них отмечается низкая ценность собственной жизни и склонность к риску.

Далее с помощью методики «самооценка личности» (О.И. Мотков) был определен уровень самооценки у учащихся трех групп (деструктивные, менее деструктивные и конструктивные подростки). У 25 (69%) учеников с деструктивным поведением неадекватный уровень самооценки (заниженная или завышенная), у 13 (31%) подростков диагностируется адекватная самооценка. Можно предположить, что подросткам с завышенной самооценкой свойственно наличие амбиций и отсутствие самокритичности, а у подростков с заниженной самооценкой могут наблюдаться депрессивные состояния, самобичевание после сильной неудачи. Далее с помощью опросника агрессивности (Л.Г. Почебут) были определены уровни выраженности типов агрессии среди школьников трех возрастных

групп. Деструктивным подросткам свойственна вербальная, физическая и предметная агрессии. Можно предположить, что подростки выражают свое агрессивное отношение к человеку через словесные оскорбления, ругательства, в ходе конфликтных ситуаций могут применить физическую силу, насильственные действия, а также могут проявлять свою агрессию через окружающие их предметы.

Далее с помощью опросника оценки отношений подростка с классом (Л. А. Головей, О.Р. Рыбалко) был определен тип восприятия группы. Были получены следующие результаты - у 18 (50%) учеников с деструктивным поведением выявлен прагматичный тип восприятия группы. Можно предположить, что подростки воспринимают группу как средство достижения индивидуальных целей, группа оценивается ими как полезная или неполезная. Они могут отдавать предпочтение компетентным членам группы, которые смогут решить сложные проблемы. У 16 (44%) учеников наблюдается индивидуалистический тип восприятия группы. Это может свидетельствовать о том, что подросток может воспринимать группу как помеху своей деятельности, в некоторых случаях может относиться нейтрально. Учащийся может уклоняться от совместных форм деятельности, для него группа не представляет самостоятельной ценности.

Далее с помощью методики исследования акцентуаций характера (Г. Шмишек), были выявлены типы выраженности акцентуаций. По результатам методики можно отметить, что наиболее выраженными типами акцентуаций характера являются возбудимый, циклотимный, тревожный и экзальтированный. Можно предположить, что подросткам свойственна импульсивность поведения, низкая терпимость в отношениях с окружающими. Также может отмечаться смена гипертимических и дистимических состояний, в которых может замедляться реакции и мышление, снижение эмоционального отклика.

Далее, с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, был проведен корреляционный анализ личностных характеристик и предрасположенности к деструктивному поведению у подростков. Были получены следующие статистически значимые связи:

• высокая связь между волевым контролем эмоциональных реакций и уровнем вербальной агрессии (г= 0,83; р <0,05). Чем ниже уровень волевого контроля эмоциональных реакций, тем выше уровень вербальной агрессии;

• высокая связь между волевым контролем эмоциональных реакций и уровнем физической агрессии (г= 0,69; р <0,05). Чем ниже уровень волевого контроля эмоциональных реакций, тем выше уровень физической агрессии;

• высокая связь между волевым контролем эмоциональных реакций и уровнем предметной агрессии (г= 0,58; р <0,05). Чем ниже уровень волевого контроля эмоциональных реакций, тем выше уровень предметной агрессии;

• высокая связь между волевым контролем и уровнем самооценки (г= 0,61; р <0,05). Низкому уровню волевого контроля эмоциональных реакций соответствует неадекватно низкий или высокий уровень самооценки;

• высокая связь между преодолением норм и правил и типом восприятия группы (г= 0,49; р <0,05). При высоком уровне предрасположенности к преодолению норм и правил, соответствует прагматический тип восприятия группы;

• высокая связь между склонностью к агрессии и насилию и типом акцентуации характера (г= 0,35; р <0,05). Подростам, с высоким уровнем предрасположенности к агрессии и насилию, свойственен возбудимый тип акцентуации;

• высокая связь между волевым контролем эмоциональных реакций и типом акцентуации (г= 0,33; р <0,05). При высоком уровне волевого контроля эмоциональных реакций, соответствует циклотимный и экзальтированный типы акцентуации;

• высокая связь между склонности к самоповреждениям и самоповреждающему поведению и типом акцентуации (г= 0,33; р <0,05). При высоком уровне склонности к самоповреждениям и самоповреждающему поведению, соответствует тревожный тип акцентуации.

ВЫВОДЫ

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что подростки, предрасположенные к деструктивному поведению имеют следующие личностные характеристики - низкий волевой контроль эмоциональных реакций; склонность к агрессии (вербальной, физической, предметной) и насилию; возбудимость; циклотимность; неадекватно заниженную или завышенную самооценку; тревожность; склонность к преодолению норм и правил; экзальтированность; прагматический тип восприятия группы; склонность к самоповреждению, саморазрущающему, деликвентному и аддиктивному поведению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гогуева, М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка / М.М. Гогуева // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010. - № 5 (95). - С. 153-159.

2. Злоказов, К.В. Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе / К.В. Злоказов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 71-81.

3. Кузнецова, М.Н. Теоретические аспекты психологии деструктивного поведения у подростков // Научный поиск : материалы Х научной конференции аспирантов и докторантов / Министерство образования и науки РФ, Южно-Уральский государственный университет. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - С. 124-131.

4. Трошина, Н.В. Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе / Н.В. Трошина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7 (81). - С. 193-195.

5. Фетискин, Н.П. Личностные особенности несовершеннолетних делинквентов / Н.П. Фетискин // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. - 2017. - № 1 (11). - С. 105-108.

REFERENCES

1. Gogueva, M.M. (2010), "The specifics of the negative impact of the subculture on the development of the personality of a teenager", Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, No. 5 (95), pp. 153-159.

2. Zlokazov, K.V. (2016), "Socio-psychological background of the destructive behavior of adolescents in school", Pedagogical education in Russia, No. 5, pp. 71-81.

3. Kuznetsova, M.N. (2018), "Theoretical aspects of the psychology of destructive behavior in adolescents", Scientific search materials X scientific conference of graduate students and doctoral students, South Ural State University, SUSU Publishing Center, Chelyabinsk, pp. 124-131.

4. Troshina, N.V. (2017), "Forms of aggressive expression of destructiveness in modern society", Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, No. 7 (81), pp. 193-195.

5. Fetiskin, N.P. (2017), "Personal features of juvenile delinquents", Penitentiary right: legal theory and law-enforcement practice, No. 1 (11), pp. 105-108.

Контактная информация: manechka.ku@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2019

УДК 159.9.072.432

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОТЦОВ ДЕТЕЙ С

АУТИЗМОМ

Андрей Андреевич Куканов, медицинский психолог, «Российский реабилитационный центр "Детство"» (ФГБУ «РРЦ "Детство"» Минздрава РФ), поселок санатория «Горки

Ленинские», Московская область; Елена Борисовна Фанталова, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический

университет (МГППУ); Алексей Анатольевич Коваль-Зайцев, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.