Научная статья на тему 'Правовая социализация личности и позитивная юридическая ответственность'

Правовая социализация личности и позитивная юридическая ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
555
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / POSITIVE LEGAL LIABILITY / LEGAL SOCIALIZATION / GOOD BEHAVIOUR / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Легостаева Виктория Викторовна

Статья посвящена вопросам правовой социализации личности и позитивной юридической ответственности, необходимости дальнейшего изучения их взаимодействия и взаимовлияния в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal socialization of a personality and positive legal liability

Th e article is devoted to the issues of legal socialization of a personality and positive legal liability. It examines the necessity to further research their interaction and mutual infl uence in the context of establishing law-bounded state and civil society.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация личности и позитивная юридическая ответственность»

Вестник СПбГУ. Сер. 14. 2012. Вып. 2

В. В. Легостаева*

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Исследования социализации есть исследования собственного будущего общества. Можно сказать, что социализация определяет не только будущее индивида, способ его включения в общество, но также и способность к обновлению и развитию, наконец, возможность выживания самого этого общества.1

Существо социализации — в обретении человеком навыков, опыта обуздания инстинктов. Успех в этом направлении означает способность человека оперировать общеприемлемой и общезначимой терминологией, разделять общие идеалы и ценности, образ поведения.2 Неотъемлемой составной частью социализации или ее разновидностью является правовая социализация. Таким образом, понятие социализации есть родовое понятие, понятие правовой социализации есть понятие видовое. В методологическом смысле сказанное означает, что основные признаки (характеристики) правовой социализации должны быть в согласии с характеристиками социализации как родового понятия.

Правовая социализация по своему содержанию есть процесс. Процесс (лат. — продвижение) имеет определенные качественные характеристики. Большая советская энциклопедия характеризует его как последовательную смену состояний стадий развития, как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо ре-зультата.3 Процесс правовой социализации, как и общий процесс социализации, непрерывен. Это специфический процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, этических (поведенческих) навыков, ценностей и норм правовой культуры общества, результатом чего может стать усвоение (принятие) индивидом правовых норм как осознанных и необходимых жизненных установок.

Из множества механизмов правовой социализации можно выделить два основных — традиционный и институциональный.

Характерной особенностью традиционного механизма правовой социализации является усвоение индивидом норм поведения в присущей ему среде, прежде всего в семье. В рамках семьи протекает первичная социализация. Усвоение правил и норм поведения происходит посредством восприятия определенных стереотипов, превалирующих в данной среде. «Именно в семье человек обретает культуру и навыки, которые позволяют ему нормально существовать в обществе... Существующее в реальных

* Легостаева Виктория Викторовна — аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета СПбГУ, руководитель юридической службы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга. © В. В. Легостаева, 2012 E-mail: lawer012@057.pfr.ru

1 Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции: Учеб. пособие. М., 1996. С. 6.

2 Гревцов Ю. И. Социология права: Курс лекций. СПб., 2001. С. 258-259.

3 Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 21. С. 161.

условиях гражданское общество всегда опирается на людские привычки, традиции и нравственные устои...».4

Семья создает основы личностных качеств ребенка, это его первая социальная общность. В детстве формируются фундаментальные представления о мире и одновременно с этим накапливаются впечатления о действии закона и права, формируются первоосновы правового мышления.

Исследования правовой социализации показывают, что формирование в период детства и отрочества устойчивых индивидуальных систем представлений и установок по отношению к праву составляют тканевую основу более поздних представлений. По мере взросления человека они дополнятся и претерпят изменения,5 так как «не остается неизменным на протяжении жизни и каждый отдельный человек. От рождения до смерти каждый из нас постоянно меняется во всех своих проявлениях».6 Но никогда заложенные в детстве основы понимания права не исчезнут полностью.

Во французско-российском исследовании опрашивались школьники (6, 8, 10-е классы). Российские школьники говорили, что закон — это то, что надо исполнить, иначе накажут. Совершенно очевидно, что право, законодательство, по представлениям школьников, — это карательные отрасли и только. Налицо одностороннее восприятие и оценка законодательства, которые скажутся на поведении их в качестве субъектов права далеко не самым лучшим образом. Французские же школьники свои представления о законе формулировали следующим образом: закон — это единые правила игры, следуя которым я могу добиться желаемой цели.7

Институциональный механизм правовой социализации позволяет усваивать правовые ценности, накапливать знания и опыт в процессе взаимодействия индивида с институтами общества. Проблему приобщения индивида к социальным и правовым ценностям общества нельзя пускать на самотек. Это не только безнравственно по отношению к подрастающему поколению, но и опасно. Процесс правовой социализации может быть управляемым именно через институциональный механизм. Управление этим процессом дает возможность сделать результат правовой социализации более предсказуемым и позволяет наиболее эффективно достичь цели правовой социализации.

Правовая социализация готовит индивида к роли субъекта права. Субъект права обладает потенциальной возможностью осуществлять права и выполнять обязанности, быть стороной в социальных отношениях. Закон наделяет индивидов равным объемом прав и обязанностей. Но это не означает, что поведение субъектов права при этом будет стереотипным. Многое будет зависеть от воли и сознания субъекта. Активная реализация прав и добровольное и осознанное выполнение обязанностей субъектом права является целью правовой социализации. При этом правовая социализация должна привести к соблюдению субъектом права социально необходимого соотношения объема реализуемых прав и выполняемых юридических обязанностей. Реализация прав и выполнение обязанностей субъектом права напрямую зависят от уровня правовой социализации — отказ от реализации прав, равно как и невыполнение обязанностей, говорят о низком уровне правовой социализации. В процессе правовой социализации

4 Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2008. С. 16.

5 Социология права: Учеб. пособие / В. М. Сырых, В. Н. Зенков, В. В. Глазырин и др. М., 2002. С. 4.

6 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 8.

7 Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции: Учеб. пособие. С. 37-38.

10

происходит усвоение знаний о праве, создается устойчивая ориентация на правомерное поведение. При этом правовая социализация как процесс влияет на поведение индивида и напрямую, через освоение им правовых ценностей (правовой культуры), и опосредованно, прививая ему ответственность за его будущее поведение.

Применительно к первичной правовой социализации, если говорить о подготовке к роли субъекта права, важным является усвоение ребенком базовых юридических ценностей, а также формирование уважения к своим правам. Последнее предполагает четкое и ясное представление о тех правах и юридических обязанностях, носителем которых он является (может стать). А также подготовленность и готовность их защищать в случае их нарушения. Вместе с этим подготовка к роли субъекта права означает также формирование у ребенка уважения к правам другого.

В процессе вторичной социализации происходит сознательное восприятие социальной действительности, а также реализация принятых норм и ценностей. Именно на этой стадии правовой социализации активно вступает в силу институциональный механизм.

Правовая социализация влияет на необходимость осознания долга индивидом, воспитывает в нем чувство обязанности, тем самым содействует формированию позитивной юридической ответственности. Чем выше уровень правовой социализации, тем больше общество и государство вправе рассчитывать не только на отсутствие неправомерного поведения или наличие юридически безразличного, но и на социально активное, правомерное поведение граждан, поскольку в процессе правовой социализации индивиду прививается (или им формируется) чувство правомочия. При этом необходимо заметить, что социально активное правомерное поведение само по себе является правовой ценностью.

Правовая социализация включает в себя развитие и воспитание личности, направленное на формирование правовых ценностных ориентаций, обеспечивающих ответственность личности за свое поведение в обществе.

Когда правовая социализация незначительна, субъекты права неадекватно интерпретируют правовые нормы, ценности, демонстрируют правовой нигилизм.8 В докладе «О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи», подготовленном Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения, отмечено, что Россия занимает первое место в Европе по числу убийств среди молодежи. Уровень смертности от насильственных причин в возрастной группе 10-29 лет в России составляет 15,85 на 100 тысяч человек — самый высокий среди 53 стран, данные о которых собраны в докладе. При этом авторы доклада приходят к выводу, что при надлежащих усилиях 9 из 10 случаев насильственной смерти можно было бы предотвратить.9 Эти цифры свидетельствуют об отрицательном отношении к праву, что является фактором низкой эффективности правовой социализации. Неуважение к закону и праву говорит о том, что процесс правовой социализации был заблокирован отрицательным воздействием негативных компонентов правовой действительности. А также тем, что в нашем обществе нормы и ценности морали были отброшены, соответственно и первичная социализация (в семье), если она вообще имела место, во многом была, если можно так выразиться, безнравственной,

8 Гревцов Ю. И. Социология: Курс лекций. СПб., 2003. С. 70.

9 http://www.gzt.ru/topnews/society/326188.html.

11

культурные (этические) ценности и навыки игнорировались. Конечно, такое имело место (и продолжается) не во всех структурах общества, однако поразило и поражает как будто значительную часть общества.

Таким образом, правовая социализация важна как основа формирования правомерного поведения, соответствующего требованиям общества.

Общим для правовой социализации и позитивной юридической ответственности является то, что основой и содержанием правовой социализации и позитивной юридической ответственности являются правовые ценности. Индивид, осваивая эти ценности, делает их основными мотивами своего поведения.

Позитивная юридическая ответственность, по утверждению Н. В. Витрука, характеризуется добровольной формой исполнения обязанностей субъектами права.10 Добровольная, сознательная форма исполнения обязанностей не возникает сама по себе. Это результат правового воздействия, т. е. успешной правовой социализации личности. Возникновение позитивной юридической ответственности личности возможно только при условии положительного влияния правовой социализации.

Суть позитивной юридической ответственности — в сознательном и инициативном исполнении правовых и иных обязанностей, в понимании и осознании долга перед обществом, ответственности за настоящее и будущее. В основе ответственности лежат социальные, культурные, правовые ценности, нормы и принципы, сложившиеся в процессе исторического развития общества и государства, усвоенные индивидом в процессе социализации.

Позитивная юридическая ответственность выступает как институт обеспечения правомерного поведения, при этом правовая социализация, основываясь на усвоенных положениях и принципах правовой культуры общества, действуя через собственные механизмы воздействия, формирует эту ответственность. Успешная правовая социализация предполагает наличие высокого уровня ответственности индивида и понимание им права как величайшей социальной ценности.

10 Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности. М., 2009. С. 31.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.