Научная статья на тему 'Правовая социализация как условие преодоления деформации правового сознания молодежи'

Правовая социализация как условие преодоления деформации правового сознания молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1551
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая социализация как условие преодоления деформации правового сознания молодежи»

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА

З. Н. Каландаришвили*

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В условиях социально-экономических преобразований общества значительно обострились отношения между людьми, особенно среди молодежи.

Вместе с тем заметно ослабло воспитательное воздействие на молодежь со стороны социальной среды: семьи, системы образования, сферы занятости, общественных организаций и политических институтов. В молодежной среде резко возрос уровень преступности и наркомании, усилились протестные настроения, появились элементы радикализма и экстремизма. В своей основной массе для молодежи явно характерен правовой нигилизм и другие виды деформации правового сознания, аполитичность и политическая отчужденность.

Между тем, в любом государстве молодежь выполняет функцию социального воспроизводства и обеспечивает (по факту) преемственность в развитии общества. Она формирует образ будущего, выступает реальным, и, что особенно важно, потенциальным субъектом правовых и социальноэкономических преобразований. И от того, с какими правовыми ценностями, ориентациями и установками, а также с какими личностными, нравственными, образовательными и профессиональными качествами, возможностями решения задач государственного и общественного развития она придет на

* Кандидат педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

смену нынешним социально и политически активным силам страны, будет зависеть дальнейшая судьба развития России. В этом плане одним из важнейших условий преодоления деформации правового сознания молодежи, на наш взгляд, выступает правовая социализация личности.

В современных условиях правовая социализация является комплексной проблемой, которую разрабатывают юридическая, социологическая, философская, психологическая и педагогическая науки, каждая из которых изучает тот или иной аспект этого сложного процесса. Правовая социализация смежна с понятием социализация и является ее дочерним процессом.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в обществе.1

Термин «социализация», несмотря на его распространенность, не имеет однозначного толкования среди представителей различных научных школ. Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в конце XIX - начале XX века в западной социологии, где утвердилось понимание социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.2

Необходимо отметить, что особенно пристальное внимание к проблеме изучения процесса социализации проявляли и проявляют в США, где еще в пятидесятых годах XX века был создан специальный комитет по проблемам социализации. А в 1956 году понятие «социализация» было внесено в реестр Американской социологической ассоциации.

В отечественной науке разработка проблемы социализации ведется с середины пятидесятых годов XX века, когда началось возрождение социологической науки в СССР.3 Употребляется «социализация» и в юридической науке. Как справедливо подчеркивал Л. И. Петражицкий, «разумное право представляет собой сложную и могучую школу социализации народного характера, приспособления его к разумному общежитию. Неудачное право может распространять деморализацию, отравлять народную душу или, во всяком случае, противодействовать здоровому психическому прогрессу».4

1 Осипов Г. В. Российский социологический словарь. М., 1998. С. 479.

2 Елсуков А. Н. История социологии. Минск, 1993. С. 31.

3 Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996. С. 87.

4 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. Т. 1. С. 286.

Американские исследователи в шестидесятых годах XX века определяли правовую социализацию как механизм правовой интеграции индивида в общество. Начиная с семидесятых годов, они подчеркивали, что правовая (юридическая) социализация должна привить людям способность действовать в рамках права в своих интересах, иначе говоря, привить опыт мобилизации возможностей права в свой адрес.5

По нашему мнению, правовая социализация личности - это процесс приобщения к правовой культуре общества, процесс передачи правовой информации от общества к личности через систему правового обучения и воспитания, через сеть пропаганды права, как процесс взаимодействия индивида с правовой действительностью.6

В рамках правовой социализации целесообразно выделять правовое воспитание как организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правовое сознание, правовые установки, навыки, привычки активного правомерного поведения. Правовая социализация является частью единого процесса включения индивида в общественные отношения конкретного общества. Она заключается в усвоении правовой культуры данного социума, в деятельностном освоении действительности, в поэтапном формировании правового сознания индивида.7

Правовую социализацию личности следует рассматривать как двусторонний процесс. С одной стороны, он включает в себя передачу индивиду знаний, правовой информации, приобщение его к существующим правовым ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм, навыков посредством вхождения в систему сформированных правовых отношений. С другой стороны, процесс не только воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы отношений за счет его активной деятельности.8

По мнению В. М. Сырых, правовая социализация личности - это процесс включения индивида в систему правоотношений данного общества

5 Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции. М., 1996. С. 11.

6 Каландаришвили З. Н. Генезис понятия социализации и правовой социализации в социологии права // Герценовские чтения 2003. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 2003. С. 284.

7 Шеховцова Н. А. Политико-правовая социализация молодежи в современной России // Философские и психолого-педагогические проблемы современного высшего образования: Материалы II межвуз. науч.-практ. конф. Кисловодск, 2001. С. 93.

8 Ишкильдина Г. Р. Правовой менталитет молодежи // Человек. Общество. Образование. Уфа, 1999. С. 19-20.

на основе усвоения всей правовой культуры данного общества. Основу правовой социализации, по мнению этого ученого, составляют:

- усвоение правовых норм и занятие определенной позиции по отношению к этим нормам;

- оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;

- усвоение правовой идеологии как системного научно обоснованного отражения правовой действительности в идеалах, понятиях, принципах.

Цели правовой социализации, как отмечает ученый, оказываются достигнутыми тогда, когда индивиды достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что необходимо для общества.9

В. В. Касьянов и В. Н. Нечипуренко под правовой социализацией понимают процесс освоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Исследователи выделяют три вида правовой социализации: социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и символическую социализацию.10

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация на собственном и чужом опыте приходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации. Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества, но и возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение. Началом этого процесса становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом.11

9 Сырых В. М., Лазарев В. В. Социология права: Учебник. М., 2001. С. 112-113.

10 Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права: Учебник. Ростов н/Д, 2001. С. 321-322.

11 См.: Там же. С. 323.

А. И. Иванчак полагает, что термин «правовая социализация личности» произведен от родового понятия социализации, является его неотъемлемой составной частью и представляет собой процесс, в ходе которого индивид приобретает определенные правовые знания и приобщается к правовой культуре общества. При этом под приобщением к правовой культуре общества понимается адаптационный процесс «включения» человека в социальную структуру, восприятие им правовых норм и ценностей, накопленных в обществе.

В процесс правовой социализации личности, по мысли А. И. Иван-чак, «большое значение имеют правовое обучение и воспитание как целенаправленные процессы, представляющие собой передачу информации (знаний) с целью привития определенных индивидуальных качеств, в первом случае, путем привития определенных личностных качеств, во втором - путем формирования убеждений (веры в истинность полученных знаний) и готовности действовать в соответствии с этими убеждениями».12

Согласно концепции Г. А. Калиновского, в рамках правовой социализации личности субъект осваивает нормы, принципы права и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого и вошли в его собственную систему представлений о правовой действительности. Основополагающим этапом правовой социализации личности является, по мнению исследователя, юношеский период. Именно здесь формируется самосознание, социальное сознание и ценностно-правовые установки личности, которые будут определять траекторию индивидуального развития на протяжении последующей жизни.

У Г. А. Калиновского вызывает некоторую тревогу, что вследствие общественной модернизации в России (когда происходит изменение базовых ценностей) претерпевают существенные структурно-функциональные изменения и главные институты социализации - семья и образовательные учреждения, призванные транслировать в молодежную среду традиционные правовые и нравственные ценности и культурные символы. Ослабление их социализирующей функции и утрата доминирующих позиций в плане формирования личности в настоящее время восполняется повышенной активностью СМИ, религиозными организациями, сферой шоу-бизнеса, а порой и преступным сообществом.

12 Иванчак А. И. Правовая социализация личности. (К вопросу об исследовании понятия) // Герценовские чтения 1998: Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998. С.111-112.

По сути, считает ученый, формируется модель, в которой спонтанная форма социализации превалирует над преднамеренной. Этот дисбаланс способен затруднить правовую социализацию молодежи, обуславливая деформации в функционировании общества. В этих условиях требуется пристальное внимание со стороны ученых к содержательной стороне трансформации правовых ценностей.13

По мысли В. Н. Кудрявцева и В. П. Казимирчука, процесс правовой социализации личности - сложный социальный феномен, связанный с формированием духовного мира индивида. Его следует рассматривать в качестве специфической социальной системы, которой свойственен собственный механизм внутренней организации и функционирования. Правовая социализация в своем развернутом виде означает все более полное осознание человеком своей социальной роли, места в социальной структуре общества, все более широкое включение в социально-правовые отношения, наполненные их личностным содержанием. Этот процесс происходит непрерывно в течение всей сознательной жизни человека. Процесс правовой социализации личности может быть понят только в том случае, если его рассматривать в тесной связи с такими предпосылками, составляющими суть всякого существования людей, как социальные условия их жизни, общественные отношения, деятельность этих людей, посредством которой они изменяют социальную среду и свою собственную сущность, свои идеалы и взгляды, поступки, а также их воспитание.

Именно эти предпосылки являются исходными методологическими принципами анализа сущности, структуры и механизма процесса социализации личности. Как считают ученые, правовая социализация есть сосредоточие конфликтующих начал. Идея конфликтности заключается в самом понятии множественности групп, и, следовательно, множественности групповых принадлежностей. Тот, кто соглашается с множественностью групп: социальных, политических, половозрастных, семейных, культурных - согласен, тем самым, с разнообразием кодов, систем ценностей и норм. Личность может сталкиваться с ситуациями самого широкого диапазона: от гармонического созвучия до полного диссонанса. Поэтому значительно проще понять правовую социализацию личности как накопление различных видов опыта, гармонично дополняющих друг друга, и постичь однородность среды социализации как совокупности групп, в лоне которых накапливается лич-

13 Калиновский Г. А. Структура правовой культуры и факторы ее трансформации. Ростов н/Д, 2001. С. 24-25.

ный опыт, что является, и это надо особо подчеркнуть, благоприятствующим фактором передачи и укрепления социальных ценностей. Однако ситуации столкновения и противоборства являются не менее решающими. Конфликт может возникнуть из-за одновременной принадлежности к нескольким группам, но он может появиться ввиду переосмысления всего предшествующего опыта, кардинального пересмотра ранее сложившихся взглядов.14

Ю. И. Гревцов полагает, что главным назначением правовой социализации является привитие личности навыков в ориентировании не только в тех сферах права, где необходимо ограничивать и сдерживать себя, но и в тех, где важна инициатива и активность; подготовка ее к исполнению той или иной социальной роли в юридической сфере. Правовая социализация

- многогранный сложный процесс опосредованного взаимодействия человека с правовой культурой, правовыми ценностями, институтами и нормами общества, находящегося на определенном уровне правового развития. В ходе такого взаимодействия человек постепенно овладевает навыками оперирования правовыми категориями и понятиями, самостоятельного ориентирования и действования в юридической среде в рамках той или иной социальной роли и в интересах достижения желаемой цели (мобилизации возможностей права в интересах собственного развития), включая самостоятельное воздействие на социально-правовую среду в целях ее положительного преобразования.15

Разделяя приведенные мнения, следует отметить, что правовая социализация, прежде всего, процесс интеграции индивида в систему правоотношений общества, в ходе которого он приобретает определенные правовые знания, осваивает правовые ценности, приобщается к правовой культуре, овладевает самостоятельным ориентированием и действованием в юридической среде в интересах достижения желаемой цели. При этом под правовой культурой личности следует понимать целостное явление, характеризующее отношение индивида к праву, правоотношениям, правам и обязанностям, законности и правопорядку. Правовая культура личности - это результат целенаправленного воспитания правового сознания, его высшая степень. В рамках правовой социализации индивид осваивает нормы и принципы права и его элементы, приобретает общие знания правовой культуры. Именно приобретение таких знаний, существование общих социальных представлений о законах и институтах, об отношениях между государством и гражданином, об

14 Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995. С. 105-119.

15 ГревцовЮ. И. Социология: Учебник. СПб., 2003. С. 116.

их формировании в ходе национальной истории и об общих ценностях, на которые они опираются, обеспечивают всех членов данной культуры «единым языком», позволяя им общаться, понимать друг друга. Таким образом, существует прямая взаимосвязь между понятиями «правовая социализация» и «правовая культура». При этом правовая социализация выступает введением в правовую культуру общества.16

Одним из важнейших компонентов процесса правовой социализации личности является социальная адаптация, под которой понимается процесс активного приспособления индивида к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды. Социальная адаптация проходит ряд этапов: начальная стадия - индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, и, где может, отвергает их, придерживаясь прежней системы ценностей; стадия терпимости - индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга; аккомодация - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды; ассимиляция - полное совпадение ценностей индивида и среды. Основными элементами социальной адаптации служит сознание, деятельность и конкретные адаптационные механизмы, в основном социального характера. Адаптация как процесс активного взаимодействия индивида и окружающей его среды в наших условиях должна рассматриваться как необходимая предпосылка развития и социального становления, как один из важнейших механизмов правовой социализации.17

Основополагающим этапом правовой социализации личности в целом и формирование его правовой культуры в частности является юношеский период. Именно в этом возрасте прежде всего формируется самосознание, социальное сознание и ценностно-правовые установки, которые будут определять траекторию личностного развития на протяжении последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия, что легко объяснимо возрастной психологией социализирующегося индивида.

Молодая личность в процессе правовой социализации не только усваивает характер существующих в данном обществе правовых отношений,

16 Каландаришвили З. Н. Роль компонентов правовой культуры в становлении профессии юриста // Правозащитная деятельность: теория, практика, перспективы. Материалы науч.-практ. конф. юридического факультета СПбГУП. 22 ноября 2002. СПб., 2003. С. 116.

17 Каландаришвили З. Н. Роль молодежи в осуществлении социально-экономических процессов в России // Ученые записки юридического факультета СПбГУП. 2001. Вып. 6. С. 50.

накопленный опыт, существующие правовые нормы, ценности, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и установки, в результате чего формируется его социально-правовая зрелость. В силу вышеизложенного процесс правовой социализации может рассматриваться как единство социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида.

Важнейшую роль в процессе правовой социализации личности играет состояние и процессы микро-, макро- и мезосреды. Если микро- и макросреда задают формирование правового сознания на ментальном уровне, то ряд институтов мезоуровня - семья, школа, другие институты образования

- отвечают за воспитательный процесс формирования правовой культуры и правового сознания личности. Доминирующее положение в нем играет формирование правовых ценностей, отвечающих требованиям современного общества. Причем в современном обществе правовая социализация личности не должна рассматриваться только как механический процесс усвоения норм права, а понимается как интегративно гибкий процесс сочетания статистических элементов - норм правовой действительности - с динамическими компонентами права - моральными установками и этическими императивами.

Правовую социализацию личности нельзя представить вне реальных, политических, культурных, нравственных, социальных, экономических и других общественных отношений. Именно общественные отношения являются основой процесса правовой социализации личности, между ними существует прямая диалектическая взаимосвязь.

Достижение положительных результатов правовой социализации личности зависит от того, в каком объеме в совокупности общественных отношений заложены объективные возможности становления личности: от эффективности реализаций социализирующих функций разносторонней деятельности; от эффективности организованного правового воспитания и обучения и от того, насколько вся совокупность внешних социализирующих воздействий на личность содействует развитию ее самосознания.

Под агентами правовой социализации следует понимать те элементы социально-правовой среды (социально-правовые институты, общности, конкретные учреждения и люди), которые обеспечивают усвоение личностью правовых и социальных ролей, ценностей и установок.

Агентов правовой социализации можно разделить на пять структурных групп:

- семья, сверстники, территориально-соседская община, религиоз-

ные организации (главнейшим агентом здесь является семья);

- институт образования (главнейшим агентом здесь является общеобразовательная школа);

- средства массовой информации;

- молодежные объединения, свободные ассоциации, клубы по интересам;

- государство.

Отличие семьи от других агентов правовой социализации состоит в том, что она способна передавать из поколения в поколение специфические социальные, религиозные, этнические представления, образы и рамки поведения, которые не могут не повлиять на правовые представления и правовое поведение молодежи. Успешность правовой социализации или же его десоциализация во многом зависит от состояния семьи - ее социальных, экономических, психологических параметров.

Семья является важнейшим звеном в системе становления правового воспитания и сознания личности, это первая социальная группа, в которой закладываются основы характера, жизненные исходные установки человека. Не отрицая возможности семьи как института правовой социализации личности, необходимо отметить, что в современном обществе семья как первичный агент правовой социализации постепенно отступает перед другими малыми социальными группами. Ее социализирующая роль в области права становится все более относительной. Семья, ближайшее окружение личности, ближайшая поселенческая организация (соседи) формируют образный, ментальный мир сознания индивида, составной частью которого являются и представления и оценочные суждения о правовой организации общества и о нормах права.

В периоды социальных кризисов, которые охватывают порой, как, например, в нашей стране, несколько десятилетий, возникает ситуация меж-поколенного ценностного разрыва, в том числе и в сфере права, когда нормы приемлемые для поколения отцов, активно не поддерживаются поколением детей. В таких ситуациях резко сокращается социализирующее влияние семьи.

Другим важнейшим агентом правовой социализации является институт образования и, прежде всего, общеобразовательная школа, из которой учащийся уходит в «большую жизнь» уже, по сути дела, сформированной индивидуальностью.

В настоящее время в России насчитывается более двадцати одного

миллиона детей школьного возраста. Образовательное учреждение в процессе правовой социализации молодежи специализируется на передаче рациональной (когнитивной) информации о статусе гражданина в обществе, о форме государства, об институтах и отраслях системы права, о понятиях из области негативной социализации, они имеют немаловажное значение для передачи ценностей и достижений правовой культуры общества и способов их усвоения (аксиологический компонент образования).

Институт образования формирует у молодежи умение проектировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и позитивными образцами поведения. Он формирует элементарные умения в области правоприменительной деятельности и формирует элементы гражданственности, под которой понимается осознание личностью своих прав и обязанностей по отношению к государству, гражданской организованностью и дисциплинированностью в системе общественных отношений. Институт образования является ведущим и определяющим началом правовой социализации, главным инструментом культурной преемственности поколений. Одновременно он выступает и как фактор, и как средство правовой социализации, влияет на предпочтение людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение, организуя и упорядочивая стихийную социализацию. Все остальные факторы правовой социализации под действием предпочтений то ослабевают, то усиливают свое воздействие на людей, на образ жизни, нравы и обычаи общества, его ценности и нормы.

В то же время не следует преувеличивать роль института образования в процессе правовой социализации личности. Ведь даже при целенаправленном решении социальных задач обучения он лишь создает благоприятные предпосылки успешной правовой социализации молодежи.

На наш взгляд, на сегодняшний день главнейшая задача общеобразовательных заведений в процессе правовой социализации личности заключается, прежде всего, в формировании активной жизненной позиции и гражданственности молодого человека, желания и готовности к позитивной самореализации в конкретных социально-экономических условиях, в приобщении к достижениям и ценностям правовой культуры общества.

Особое место среди агентов правовой социализации занимают средства массовой информации (СМИ). В настоящее время телевидение, радиовещание, информационная система «Интернет», журналы, газеты занимают значительную часть времени молодежи. Многие СМИ участвуют в процессе формирования правового сознания на обыденном уровне, являясь

важным агентом правовой социализации. Однако чаще всего такие выступления носят по большей части лишь консультативный характер. Необходимо отметить то, что средства массовой информации лишь закрепляют те идеи и формы поведения, которые типичны для конкретного общества.

Молодежные объединения, свободные ассоциации, клубы по интересам также играют определенную роль в процессе правовой социализации. Но при этом положительный эффект от этих объединений будет в том случае, если деятельность будет проходить в рамках закона и не будет нести в себе антиправовых установок, как, например, в объединениях скинхедов и неонацистов.

Одним из главнейших агентов в процессе правовой социализации личности, на наш взгляд, должно выступать государство и все ветви его власти - законодательная, исполнительная и судебная. Участие государства в правовой социализации молодой личности в условиях современного российского общества должно идти по следующим направлениям: усиление роли государственных органов всех уровней в выработке и утверждении политико-правовых ценностей и норм, общенациональных приоритетов, а также духовных, нравственных установок, эффективная политика в деле правового обучения и воспитания молодежи.

Если государство, субъекты власти ставят перед собой такую цель, как преодоление деформаций правового сознания, то они должны воспринимать граждан не только как объектов правовой политики, но и как субъектов общественного договора, сопричастных к происходящему в нашей стране, в том числе в области политики и законотворческой деятельности государства. Молодежь ныне начинает устойчиво занимать позицию партнера, ожидающего от государства выполнения им взятых на себя обязанностей.

По нашему мнению, деятельность институтов государства должна являться ключевым фактором, оказывающим влияние на развитие правовой социализации личности. Воздействие государственной политики на формирование правового сознания должно происходить по следующим ключевым направлениям:

- правотворческая деятельность. Являясь одной из форм выражения государственной правовой политики, правовые нормы тесно взаимосвязаны с категорией правового сознания, одновременно представляя собой и результат его действия, и фактор, определяющий его качественную характеристику;

- идеологическое воздействие. Об отсутствии в России развитой правовой идеологии говорит хотя бы тот факт, что правовая политика в аб-

солютном большинстве программных документов политических партий и объединений не выделяется в качестве отдельной сферы государственного управления, и более того, понимается в очень узком смысле, как борьба с преступностью;

- правоприменительная деятельность государственных органов. Традиционно внимание ученых-юристов акцентируется на принципе неотвратимости наказания. Однако также следует говорить о принципе неотвратимости применения всех правовых норм и соблюдения их иерархии. Одной из важнейших предпосылок эффективного воспитательного воздействия государства на правовое сознание молодежи является правовая культура;

- помимо правотворческой и правоприменительной, государство должно осуществлять и информационную функцию, обеспечивать доступ молодежи к правовой информации;

- государственная молодежная политика, одной из задач которой является правовое воспитание молодежи, традиционно включается в российской юриспруденции в состав социальной политики, и более того, относится только к одному из ее направлений - социальной защите, что, по мнению автора, не отражает в полной мере ее содержания;

- говоря о российской правовой политике в конце XX - начале XXI века, нельзя не выделить ее характерную черту - «отмену законов свергнутых правительств», неизбежно влекущую за собой негативные изменения в правовом сознании молодежи. Сейчас в РФ как никогда необходима стабилизация законодательства в области молодежной политики, что должно благоприятно отразиться на уровне правового сознания молодых людей.

Назначение правовой социализации в процессе преодоления деформации правового сознания молодежи, как представляется, должна состоять:

- в накоплении навыков самостоятельного оперирования правовыми понятиями и категориями;

- в подготовке к занятию определенной социально-общественной позиции в правовом пространстве;

- в передаче достижений и ценностей правовой культуры общества;

- в развитии юридического мировоззрения;

- в способности адекватно определять основные задачи и ценности

права;

- в определении правомерного способа действий сторон, проектировании и принятии возможных оптимальных вариантов развития событий в юридически значимых ситуациях (например, в определении порядка защиты

субъектом своих нарушенных прав).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя процесс правовой социализации личности, мы можем выделить его следующие основные функции в деле формирования должного уровня правового сознания:

- обеспечение процесса передачи, переработки и сохранения социально-правового опыта от поколения к поколению;

- первичная правовая социализация формирует в детском возрасте (до 14 лет) умение оперировать и накапливать необходимый для взаимодействия с окружающим миром элементарный правовой опыт;

- вторичная социализация (целостная), которая формируется в молодежном возрасте, преследует цель корректировки внешнего правового поведения личности посредством подготовки к той или иной социально-правовой роли в обществе.

Внешняя правовая социализация предполагает включение личности в правовую систему. С одной стороны, данный процесс предполагает законодательное закрепление презумпции правовой информированности населения, в основу которой положен принцип «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», означающий наличие у каждого индивида определенного минимума знаний о действующем в данный момент праве.

С другой стороны, правовая социализация позволяет создать условия для индивидуального участия в правотворческой и правоисполнительной деятельности государства.

Значительное место в процессе правовой социализации занимают ценностные ориентации, представляющие собой гибкую, учитывающую индивидуальные интересы и потребности человека, систему включения наиболее значимых общественных детерминант в механизм поведения личности.

Посредством выработки ценностных ориентаций реализуется избирательность человеческого поведения, его непосредственная обусловленность представлениями индивида о социально-правовой природе человеческой жизни, свободы, возможного и должного поведения. Процесс правовой социализации молодежи включает воспитание у личности чувства юридической ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения правовых норм, что обеспечивает правомерное поведение и должную степень правовой воспитанности человека. Процесс правовой социализации не всегда бывает положительным и эффективным, на его пути порой возможны срывы и, как следствие - деформация правового сознания.

Поэтому в процессе правовой социализации необходимо учитывать противоположности интересов индивидов и социальных групп, сглаживать возникающие между ними противоречия. Без гибкого политического и правового механизма социализации, основанного на плюрализме, способности идти на уступки и компромиссы, учитывать реальность, находить общие интересы всех социальных слоев и групп, эффективная правовая социализация вряд ли возможна.

Таким образом, правовая социализация личности - чрезвычайно значимый и сложный процесс, т. к. в нем приобретаются качества, необходимые человеку для успешной жизнедеятельности в обществе, овладения социально-правовой деятельностью, социально-правовым общением и поведением. Процесс правовой социализации не может протекать вне связей с конкретной социально-правовой средой и, таким образом, его особенности, характерные для современной России, несут на себе печать тех изменений, которые происходят в стране. Вот почему наличие благоприятных тенденций в социальной среде и положительная эффективность процесса правовой социализации является необходимым и главным условием для преодоления деформации правового сознания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.