Научная статья на тему 'Теоретические основы правовой социализации личности студента в вузе'

Теоретические основы правовой социализации личности студента в вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы правовой социализации личности студента в вузе»

ПЕДАГОГИКА И ФИЛОЛОГИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ

Правовая социализация личности и ее результаты - процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. С возрастом сформированные предшествующей жизнью особенности правового сознания приобретают большую устойчивость, но все же меняются. Поэтому правовая социализация личности нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в сознании, поведении, выборе таких средств и способов воздействия, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные. На правовую социализацию личности влияют как целенаправленные воздействия, так и стихийные, спонтанные. Наличие момента стихийности в правовой социализации связано с деформациями правового сознания (десоциализацией). В условиях современных тенденций криминализации общества, снижения уровня культуры преобладание стихийных влияний является опасным. Необходимо преодоление стихийности и придание правовой социализации граждан целенаправленного, организованного и регулированного характера.

Правовая социализация молодежи - это одновременно процесс приобретения молодежью новых и изменения предшествующих социально-политических и правовых свойств, взаимообусловленность социализации и ресоциализации молодого человека как субъекта права. В силу этого уровень правовой социализации молодежи не может оста-

О. К Анохина - преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института

ваться неизменным, особенно при качественных изменениях в политической и правовой системе, эволюции ее ценностей и требований к правовому поведению субъектов.

Средствами осуществления правовой социализации являются правовое воспитание и образование молодежи в рамках семьи, школы, вуза, политико-правовых общественных организаций и социальных групп, а также нормативная юридическая система как основа контроля процессов ее осуществления, юридическая литература, законодательство. СМИ, Интернет.

Правовое воспитание и образование -неотъемлемые составляющие правовой социализации, формирующие личность, включая ее социально-правовые установки и правовое сознание (правовое самосознание) и, как результат их практического воплощения, правовое поведение1. Тип поведения связан с социально-правовой установкой, и в случае правомерного поведения человек испытывает потребность в исполнении законов. Здесь идет речь о формировании социально-правовых ценностей, правовых представлений и идеалов личности, поскольку именно они регулируют ее отношение к обществу и государству.

П. Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которо-

1 См.: Ромм М. В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа. Томск, 2003. С. 16.

Вестник Омского юридического института. 2010. №1 (12)

го уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Основными этапами правовой социализации являются- этап первичной правовой социализации, на котором происходит усвоение основ правовой культуры и правовых ценностей формирующих его будущее правосознание, от которого зависит и дальнейшее его отношение к праву и правовой действительности; этап переходный, когда на процесс правовой социализации большое влияние оказывает интенсивное формирование физиологических и психологических свойств подростка, проявляющихся в их неустойчивости, склонности более остро воспринимать негативные стороны социальной жизни, нежели положительные, нестабильности социально-правовых и психологических установок; этап стабильной правовой социализации молодых людей, включающий формирование устойчивых правовых ценностей, правового менталитета молодого человека, влияющий на его социально-правовую активность и выбор вариантов правового поведения и характеризующий зрелый уровень правосознания и правовой культуры.

Таким образом, модель правовой социализации представляет собой определенные взаимодействия объекта, субъекта и средств правовой социализации в процессе приобретения молодежью социально-правовых установок, соответствующих принятым целям правовой социализации и осуществляемых в ее основных формах. Набор правовых знаний, умений и навыков, которыми обладает субъект правовой социализации - молодежь, прежде всего, зависит от его субъективного состояния и правовой установки, а также от социальной среды: семьи, системы образования, политических и правовых институтов, средств массовой информации ит. д. Действие всех вышеперечисленных переменных и определяет доминирующую модель правовой социализации молодежи.

Усвоение правовых норм связано с нормативным статусом, в то время как профессиональный и функциональный статусы студенчества нейтральны к процессу правовой социализации. В условиях прерывности социальной интеграции проблема состоит не в конкуренгности легитимных интеграционных моделей, а в снижении потребности в деструктивных формах интеграции. Ориентация на успеваемость в правообучении сокращает дистанцию между выходцами из различных социальных слоев, неравенство воспроизводится на уровне материального потребления, возможностей учебы, но равенство нормативных статусов позволяет избежать со-

циальных стереотипов, типичных в социальном взаимодействии различных социальных групп и слоев. Следует отметить, что без согласованности действий значимых социальных и правовых институтов общества в качестве агентов правовой социализации молодежи эффективность функционирования общественной системы будет низка2.

Включение вузовской молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер и может рассматриваться как социализация (форма принятия общественных отношений) и ювентизация (форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь студенческой молодежи). Оптимальным способом соотношения правовой социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда студенческая молодежь не просто адаптируется к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности, активно влияющим на правовую жизнь в обществе. Этот двусторонний подход делает студенческую молодежь инициативным фактором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества, так как важным критерием отличия зрелой личности считается дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения.

Если процесс правовой социализации неэффективен, то студенческая молодежь неадекватно интерпретирует правовые нормы, ценности, назначения и цели права, что характеризует ее правовой нигилизм и связанное с ним девиангно-делинквен-тное поведение. Выделим специфические факторы, которые обусловили значительный рост негативных явлений, связанных с дефектами именно правовой социализации в молодежной среде:

1) изменение социально-правового статуса большей части населения, высокий уровень безработицы в молодежной среде;

2) социальная незащищенность значительных групп населения и резкое расслоение внутри общества, которые породили правовой нигилизм и недоверие к власти;

3) общесистемный кризис, который создал ситуацию аномии, обусловившую духовную марги-нальность молодого поколения, деформацию мировоззрения, дезориентацию в отношениях:

4) кризис общественного идеала, что негативно сказывается на воспитательно-образовательных возможностях вузов;

5) снижение возможностей семейного воспитания вследствие того, что родители большую часть времени используют для улучшения материального благосостояния;

2 См.: Гнутое А. Б. Социальная трансформация как фактор дисфункциональное™ гражданской социализации // Общество: политика, экономика, право. 2007. Вып. 1.

Педагогика и филология

6) значительное ослабление в последние годы карательной практики со стороны правоприменительных ооганов, значительное уменьшение наказаний (особенно за правонарушения, совершенные несовершеннолетними впервые).

Общество риска увеличивает неопределенность ценностных ориентаций, которые влияют на разнонаправленность процесса правовой социализации, что в первую очередь сказывается на увеличении роста девиантного поведения, наиболее свойственного молодому поколению, которое ищет в нем стабильность, равновесность, защиту от существующей реальности. В современном российском обществе процесс правовой социализации и интеграции студенческой молодежи имеет ряд особенностей:

1) разрыв интеграционного механизма, когда включение индивидов в структуры не сопровождается идентификацией с ними, носит асимметричный характер. В наиболее выраженной форме такой разрыв наблюдается в сфере занятости студенческой молодежи, рискуюшей оказаться резервом депривилегированных и низкостатусных групп и вынужденной искать иные каналы социализации и интеграции, в том числе идти по пути нарушения закона и тоже оказаться на обочине жизни;

2) альтернативная направленность, практически лишенная полутонов, когда остается выбор между конформизмом, самоутверждением в институциональных, социально одобряемых формах и полной идентификацией себя в рамках молодежной субкультуры и делинквентных инноваций;

3) молодое поколение не в полной мере обладает способностью рефлексировать по поводу общественно значимых ценностей, единственными значимыми мотивами действий выступают индивидуальные (личные) интересы, вкусы и предпочтения;

4) противоречия формирования идентичнос-тей в молодежной среде студентов связаны с дезорганизацией агентов правовой социализации (отсутствие солидарного взаимодействия семьи, вуза и государственных молодежных организаций), исчезновением намеков на заданность и предопределенность в этой сфере, что обеспечило молодежи полную свободу выбора идентификационных оснований.

Необходимым условием, предпосылкой достижения высокого уровня правовой социализации и правовой культуры студенческой молодежи являются правовые знания. Данные свидетельствуют о

недооценке получения правовых знаний в студенческом возрасте. Большинство студентов признают необходимость знания Конституции Российской Федерации, основ гражданского, трудового, налогового, уголовного права.

Консервативная модель - преимущественное сохранение традиционных правовых ценностей в правосознании и правовой культуре молодежи, допускающее их постепенную трансформацию, обеспечивающую включение молодежи в складывающиеся правовые реалии общества без серьезных потрясений. Следует различать консервативную и конформистскую формы правовой социализации (под конформизмом понимается такое поведение людей, которое согласуется с общепризнанными нормами как правового, так и неправового характера). Модернистская модель - интенсивное усвоение молодежью новых правовых ценностей, нового правового менталитета и формирования на этой основе нового правосознания и правовой культуры.

Данная форма правовой социализации мало-изучена, но значима для переходных, трансформирующихся обществ, каковым является российское общество.

В этой связи предлагаются направления совершенствования поавовой политики вуза:

1) координационная деятельность администрации вуза с органами МВД, администрацией города в лице комитетов по делам молодежи, включающая ведение статистики правонарушений и преступлений, совершенных студентами. После прохождения обработки в учебно-воспитательных отделах вуза полученные данные передаются в центр социально-психологической поддержки студентов для формирования групп риска и работы с ними;

2) создание и функционирование юридических отделов для студентов. Юридический отдел по работе со студентами включает проведение следующих видов работ: оказание бесплатной правовой помощи по защите прав студентов в качестве потребителей образовательных услуг; проведение лекционных занятий и круглых столов по изучению устава вуза, положений, регламентирующих права и обязанности студентов;

3) издание брошюр, памяток, инструкций, содержащих правовую информацию в области основных отраслей права, государственной молодежной политики, способствующих повышению юридической грамотности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.