Научная статья на тему 'К вопросу об интегративной концепции правового сознания молодежи'

К вопросу об интегративной концепции правового сознания молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
311
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕ-ЖИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ермоленко Д. А.

статье аргументируется необходимость создания современной интегративной концеп-ции правового сознания молодежи. Делается попытка выделить основные положения такой концепции на основании анализа существующих подходов к правосознанию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интегративной концепции правового сознания молодежи»

Д.А. Ермоленко,

кандидат юридических наук, доцент (Классический приватный университет (г. Запорожье, Украина), Институт права имени Владимира Сташиса)

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАТИВНОИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье аргументируется необходимость создания современной интегративной концепции правового сознания молодежи. Делается попытка выделить основные положения такой концепции на основании анализа существующих подходов к правосознанию молодежи.

Ключевые слова: правовое сознание, общественное правосознание, правосознание молодежи, социализация.

In the article the article argues for the necessity of creation of a modern integrative concept of legal consciousness of the youth. Attempts to identify the main provisions of this concept on the basis of the analysis of existing approaches to knowledge of the law of the youth.

Key words: legal consciousness, legal conscience, legal awareness of youth socialization.

Правосознание как духовно-ценностный феномен, является отображением правовой зрелости субъектов права. Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция своего поведения, являющиеся важными сторонами правосознания, всегда зависят от внутреннего духовного опыта. Поэтому, как справедливо указывает Н.Л. Гранат, не каждый человек, находящийся на каком-либо уровне умственного и духовного развития, может правильно судить о понятии и сущности права [1, С. 382]. Аналогичную точку зрения высказывает и В.В. Сорокин, настаивающий на том, что зрелость правосознания во многом зависит от зрелости самих субъектов правовой деятельности [2, С. 321]. В этом отношении особый интерес вызывает исследование правового сознания молодежи. Данная категория принадлежит к особым субъектам группового правосознания и характеризуется внутренней неоднородностью состава, особенностями социализации, особенностями социального положе-

ния, сложным возрастным критерием, определяющим принадлежность к группе.

Ознакомление со всем спектром подходов к определению правосознания молодежи позволяет выделить те компоненты, которые должно включать в себя инте-гративное правовое определение. Иными словами, назрела необходимость создания новой современной интегративной концепции правосознания молодежи, которая отвечала бы реалиям ХХ1 века. Основными положениями этой концепции, на наш взгляд, должны стать следующие:

1. Правосознание молодежи - составная часть общественного правосознания. Правосознание молодежи как разновидность группового правосознания является совокупностью характерных признаков общественного правосознания, свойственных молодежи как специфической социально-демографической группе. Правосознание молодежи - это структурный компонент субъективной структуры общественного правосознания и в этом смысле полностью однородное с ней явление. Правосознание молодежи, отмечает Г.Р. Ишкильдина, мо-

жет рассматриваться как отдельный случай (форма существования) общественного правосознания, специфика которого связана с субъектом-носителем [3, С. 53]. То есть ключом для познания правосознания молодежи является диалектика целого и части. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не исследовав особенности общественного правосознания, невозможно понять особенности правосознания молодежи и его специфические проблемы. И наоборот - не поняв правосознания молодежи отдельного общества, невозможно постигнуть все его общие противоречия и проблемы. Проблемы правосознания молодежи являются проблемами общества в целом, общественными проблемами. И наоборот - общественные проблемы, во многом, начинаются с молодежи и уже поэтому являются молодежными. Именно поэтому можно согласиться с Э.К. Джамаловой в том, что исследования правосознания молодежи вне общества в целом являются абстрактными и неполными [4, С. 96].

2. Правосознание молодежи отражает особенности индивидуального правосознания молодого человека, поскольку по критерию качественной содержательности правосознание всегда индивидуально. То есть правосознание молодежи неотъемлемо не только от общественного, но и от индивидуального правосознания молодых людей. Так, И.А. Омельчук утверждает, что правосознание молодежи является «интегративным стойким личностным (курсив наш - Д.Е.)образованием, включающим знание прав и свобод человека, готовность пользоваться правами и защищать их правовыми средствами в случае нарушения» [5, С. 35]. В то же время, индивидуальное правосознание - это результат социализации молодого человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного с учетом собственного опыта. Именно коллективные формы сознания и личный опыт человека создают основу восприятия правовой действительности каждой личностью. Следовательно, можно согласиться с Э.В. Кузнецовым в том, что индивидуаль-

ное правосознание отображает общественные условия жизни конкретной личности, правовые отношения, в которых она принимает участие и носителем которых она выступает. Индивидуальное правосознание как сознание, которое не изолировано от общества, всегда так или иначе охватывается общественным сознанием и в этом смысле не может быть «абсолютно индивидуальным» [6, С. 35].

В свою очередь, на индивидуальное правосознание молодого человека наиболее существенное влияние оказывают его личные моральные качества и обстоятельства его жизнедеятельности. Мир правовых явлений, отражаемый индивидуальным правосознанием, достаточно специфичен, он охватывает самовосприятие, место, занимаемое личностью в структуре социальных и межличностных связей, степень удовлетворенности ее интересов, качество ее жизни, жизненный опыт, возможности реализации своего творческого потенциала. Ценностные характеристики правовых явлений определяются личностью таковыми не автоматически, а при необходимости участия в оценочном процессе всех этих факторов. На активной роли личности в процессе усвоения правовых знаний настаивает И.Ю. Гревцов. Судьбу внешнего влияния, его действенность в конце концов определяет сам человек. Но делать это он может по-разному. В одном случае человек их просто не замечает; в другом, строя линию своего поведения, «вписывает» в нее внешние стимулы, но совсем не механически; наконец, он может бездумно подчиняться такому влиянию, «растворяя» в нем свою собственную личность [7, С. 71].

3. Правосознание молодежи - это разновидность группового правосознания. Особенности группового правосознания, по мнению А.А. Потякина, объясняются рядом факторов. Первый из них заключается в том, что в любой общности складываются собственные нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор - это расхождение интересов социально-демографических групп, связанные с неадекватно-

стью их положения в социальной структуре и, таким образом, с разным отношением к собственности, системе распределения, к власти в целом, к общественному устройству и нормам, которые его определяют, закрепляют, регулируют [8, С. 347]. Характерными для молодежи как особенного субъекта-носителя правосознания, по мнению З.Н. Каландаришвили, являются: круг урегулированных нормами права и требующих такого регулирования общественных отношений, в сферу которых входит молодой человек; объем характерных для молодежи общесоциальных, правовых знаний и опыта; психофизические и социально-психологические особенности молодых людей [9, С. 50].

На наш взгляд, можно согласиться с тем, что у молодежи есть свои, определенные возрастом и процессом социализации проблемы, которые являются специфичными для правосознания особенного субъекта-носителя - молодежи и, таким образом, несвойственными для субъектов правосознания иных групп. Классификацию проблем молодежи можно проводить по различным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные отдельным регионам, и проблемы, присущие отдельной стране; по времени можно выделить так называемые «вечные» проблемы и проблемы, рожденные отдельной эпохой [10]; по значению - национальные и глобальные проблемы молодежи.

Среди глобальных проблем, влияющих на правосознание молодежи, можно выделить следующие:

Круг общественных отношений, в которых участвует молодежь. Причем это могут быть как общественные отношения, урегулированные нормами права (т.е. правовые отношения), так и общественные отношения, требующие такого урегулирования. Можно выделить следующие важные события, происходящие в жизни каждого человека именно в молодежном возрасте: окончание общеобразовательной школы, а соответственно, и связанный с этим выбор учебного заведения и получение необходимой специальности, начало

трудовой деятельности, женитьба, рождение детей, прохождение воинской службы и т.д. Из всех возрастных групп населения указанные проблемы более всего волнуют именно молодежь.

Проблемы самоидентификации молодежи, с которыми тесно связаны проблемы интеграции молодежи в социальные связи. Молодость - это тот период, когда человек решает не только проблему своих жизненных планов, но и проблему морального и духовного самоопределения. Молодежь объективно находится в положении объекта социализации, которая осуществляется путем обучения и воспитания. Этот процесс проводят так называемые «взрослые», которые господствуют в обществе и могут навязывать свою волю другим возрастным группам (детям, молодежи, старикам). Это приводит к тому, что в обществе большинство молодых людей не имеют личной самостоятельности в принятии решений, касающихся их жизни. Поэтому, как утверждает И.М. Ильинский, специфика правосознания молодежи состоит в том, что в ней существуют такие понятия, которые обычно не свойственны «взрослому» человеку: «второстепенность», «подсобность», «неполноценность» [11, С. 401].

Из этого следует еще одна проблема «на все времена» - «проблема отцов и детей». По мнению специалистов, система взглядов и представлений у человека сохраняется примерно 30 лет, то есть время наиболее активного периода жизни каждого поколения. Отличия между разными поколениями могут носить умеренный, спокойный характер, а могут быть достаточно конфликтными. Именно поэтому столкновение поколений, носящее характер противостояния разных систем ценностей, называют «конфликт поколений». Актуальность этой проблемы связана как с новейшей историей практически всех постсоветских государств, так и с нашим общим советским прошлым. Воспитание «родителей» (родителей нынешней молодежи) происходило в СССР, а воспитание и социализация «детей» (современной молодежи) пришлось на времена независимости постсоветских стран. Таким образом,

противоречия между правосознанием «отцов» и правосознанием «детей» проявляются в ценностных ориентациях - в исходных мотивациях мировоззрения в целом. Мировоззренческие ориентации советского человека основывались на приоритете коллективных идеологически ангажированных ценностей. «Экономического человека» как такового не существовало, был «идеологический человек». Современная молодежь уже ориентирована на ценности «экономического человека», на принципы рыночной экономики, в условиях которой молодежь социализируется. То есть формируется противоречие между социализацией молодого человека в обществе и его воспитанием родителями, которые сознательно воспринимают новую реальность, но стереотипно находятся в советском прошлом. Результатом этого, по мнению А.А. Айвазяна и К.М. Ольховни-кова, является постоянная «ценностно-ориентационная двойственность» в правосознании молодежи [12, С. 55].

Социально-экономические проблемы молодежи (сложное материальное положение, отсутствие стартовых возможностей, собственного жилья, маленькая зарплата и т.д.). В любом обществе большая часть молодежи не принимает участия в процессе производства, а потому и не принимает участия в процессе распределения продуктов этого производства, то есть находится в положении своего рода «иждивенцев». Именно поэтому, как справедливо считает Э.К. Джамалова, острота социально-экономических проблем молодежи всегда намного выше, чем у «взрослой» части населения [4, С. 97].

4. Правосознание молодежи носит конкретно-исторический характер, то есть количество определений понятия «правосознание молодежи», как отмечает Э.К. Джамалова, может соответствовать количеству конкретных обществ. Каждое из них основывается на общем определении правосознания молодежи, но одновременно служит базой для его конкретизации [4, С. 97]. Большинство исследователей соглашаются с тем, что правосознание молодежи - продукт истории и определенной

культуры, а также одновременно их движущая сила, фактор изменений, социальная ценность [4, С. 99]. Таким образом, правосознание молодежи в конкретный исторический момент определяется ее социальным и экономическим положением. Влияние факторов, определяющих специфику правосознания молодежи, может рассматриваться только на фоне общесоциальных факторов, детерминирующих его становление. Среди них можно выделить: уровень развития экономики и культуры, демографическую ситуацию, состояние образования, деятельность правоохранительных органов и прочее.

5. Особенность правосознания молодежи прямо связана с особенностью самой молодежи, которая в любом обществе выступает одновременно субъектом и объектом социализации. Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития достаточно специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи, сначала молодой человек, вступающий в жизнь, является объектом влияния социальных условий, семьи, друзей, институтов образования, а потом, в процессе взросления и перехода от детства к юношеству, учится и начинает сам создавать мир, то есть становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных (в том числе правовых) преобразований.

Основная проблема состоит в том, что сейчас в большинстве стан мира правосознание молодежи воспринимается как правосознание объекта, тогда как, по нашему мнению, государство и общество должны воспринимать правосознание молодежи, прежде всего, как правосознание субъекта.

6. Формирование правосознания молодежи является результатом правовой социализации молодежи. Термин «правовая социализация» начал использоваться в 60-х годах ХХ века. Одним из наиболее известных исследователей этого феномена стал французский социолог Ж. Карбонье, который обратил внимание на социальность правовых явлений и особенно подчеркивал разницу между правовыми нормами и обычаями, другими нормативными

системами [13, С. 105]. А.И. Иванчак справедливо считает, что термин «правовая социализация» происходит от родового понятия «социализация», является его неотъемлемой составляющей и представляет собой процесс, в ходе которого индивид приобретает определенные правовые знания и приобщается к правовой культуре общества. При этом, замечает автор, под «приобщением к правовой культуре общества» понимается адаптационный процесс «включения» человека в социальную структуру, восприятие им правовых норм и ценностей, накопленных в обществе [14, С. 111-112].

7. Правосознание молодежи носит не-сформированный характер. Молодежи, как особой социально-демографической группе, свойственны резкие физиологические и психические изменения при переходе от одной возрастной группы к другой, системные качественные преобразования в сфере сознания, деятельности и социальных отношений. Именно поэтому в правосознании молодежи можно выделить проявления синкретизма и эклектики, характеризующие смещение правовых чувств, эмоций, знаний и проявляющиеся в отсутствии целостного развитого правосознания. В юридической литературе закрепился термин «правовой инфантилизм» (от лат. Infantilis - «детский, отсталость разви-

тия»), который означает недостаточную сформированность правовых взглядов, знаний, установок, представлений [15, С. 83]. Учитывая недостаточный жизненный опыт молодых людей и недостаточность осознания ими правовых ценностей, затрудняющие правовые ориентации в реалиях правовой действительности, на наш взгляд, именно молодежь выступает основной социальной группой, в которой проявляется правовой инфантилизм. Тому причиной сразу несколько факторов: 1) молодые люди находятся на таком уровне развития, когда формирование их личностных качеств еще не закончилось, усвоение ими правовых норм, идей и формирование соответствующих убеждений продолжается; 2) на состояние правосознания молодого человека существенно влияют как правосознание родителей, так и правосознание ровесников, которое также не всегда сформировано; 3) многие молодые люди не могут точно оценить социальное значение права и закона, а потому используют в своем поведении преимущественно нравственные категории «хорошо» и «плохо», что также существенно влияет на правосознание; 4) молодые люди не всегда могут правильно использовать на практике свои правовые знания, что может привести к совершению ими противоправных поступков [16, С. 47].

ЛИТЕРАТУРА

1. Общая теории государства и права. Академический курс в 2-х томах/ под ред. проф. Н.М. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. 656 c.

2. Сорокин В.В. Концепция эволюционного преобразования правовых систем в переходный период. Барнаул, 2002. 542 с.

3. Ишкильдина Г.Р. Правосознание молодежи: проблемы становления и эволюции в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Казань, 2002. 164 с.

4. Джамалова Э.К. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи: дис. ... канд.юрид.наук: 12.00.01. Махачкала, 2005. 199 с.

5. Омельчук 1.А. Правосвщомють молодi у сферi прав i свобод людини // Вюник Львiвсь-кого ушверситету. 2004. Вип. 39. С. 25-41.

6. Кузнецов Э.В. О роли теоретико-правовых знаний в формировании профессионального правосознания // Вопросы политической работы в органах внутренних дел в современных условиях. Л., 1985. С. 139-147.

7. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Знание, 1996. 263 с.

8. Потякин А.А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 342-360.

9. Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. СПб., 2004. 202 с.

10. Морозова Г.В. Социально-экономический потенциал молодежи в условиях многоукладной экономики: автореф. дис. ... доктора эконом. наук: 08.00.05. СПб.: 1995. 35 с.

11. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика // [Философия. История. Теория] -М. : Голос, 2001. 694 с.

12. Айвазян А.А., Ольховников К.М. Политическая социализация современной российской молодежи и западные представления о гражданственности и экстремизме // Актуальные проблемы социологии молодежи / под общей ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010. С. 50-58.

13. КарбоньеЖ. Юридическая социология; пер. и вступ. ст. В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1986. 350

с.

14. Иванчак А.И. Правовая социализация личности. (К вопросу об исследовании понятия // Герценовские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998 . С. 111112.

15. Баранов П.П. Профессиональное правосознание сотрудников ОВД. Теоретические проблемы. М., 1991. 139 с.

16. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России (Проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Нижний Новгород, 2000. 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.