ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Правовая социализация как фактор формирования устойчивой ориентации личности на правомерное поведение
Гусейнов Омар Меджидович,
д.ф.н., профессор кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета
E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме исследования места и роли правовой социализации в формировании устойчивой ориентации личности на правомерное поведение как на социально-полезную деятельность в сфере действия права, направленную на нормальное функционирование и развитие общества, реализацию гражданами своих основных прав и обязанностей, охрану правопорядка.
Ключевые слова: правовая социализация, правомерное поведение, уважительное отношение к праву, правовой нигилизм.
Правовая социализация, традиционно рассматриваемая в науке как один из многочисленных аспектов социализации личности, представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одой стороны, освоение индивидом в течение всей его жизни правового опыта, правовых норм, правил и оценок, позволяющих ему функционировать в данном обществе, а с другой-воздействие на личность со стороны общества, стремящегося при помощи созданных им разнообразных социальных институтов при активном участии самого человека привить ему те нормы и образцы правового поведения, которые нужны человеческому сообществу на данном этапе его развития.
Основой правовой социализации личности выступают те правовые нормы и правила, которые задаются обществом и его социальными институтами. При этом правовая социализация включает в себя как сознательные, так и стихийные процессы, тем или иным образом влияющие на индивида. Если в стабильном обществе преобладает регулируемая сторона правовой социализации, то в обществе, переживающем кризисное состояние, возрастает роль стихийного аспекта социализации, обретающего зачастую негативный характер, показателем чего может служить распространение среди населения различных форм противоправного поведения, противоречащего общепринятым правовым нормам.
Правовая социализация, как и социализация вообще, включает в себя две фазы: правовая адаптация и инте-риоризация. Правовая адаптация - это процесс приспособления человека к функционирующей правовой системе и базовым правовым нормам. Интериоризация же означает включение правовых знаний и установок во внутренний мир человека, их превращение в привычки его каждодневных действий и поступков, что необходимым образом ведет к формированию устойчивой ориентации личности на правомерное поведение.
Общество кровно заинтересовано в том, чтобы в каждодневной практике взаимоотношений людей предупредить, пресечь противоправные, вредные поступки и деяния личности, с одной стороны, и стимулировать, поощрять правомерное её поведение, способное существенным образом влиять на социально-экономическое, политическое, правовое и духовно-нравственное развитие социума - с другой.
Что же такое правомерное поведение личности и какую роль в его формировании играет правовая социализация?
Среди авторов, занимающихся исследованием феномена «правомерное поведение», нет единства в понимании сущности данного понятия, его структуры и роли в укреплении общественной дисциплины и порядка.
В.М. Сырых, к примеру, считает, что одним из важнейших критериев правомерности поведения личности является строгое его соответствие принятым в данном обществе правовым нормам, установкам, оценкам, то есть требованиям позитивного права [1].
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
<п
I_
и со
Близкой точки зрения в понимании существа правомерного поведения придерживается Н.М. Марченко, когда пишет, что «правомерным нужно считать такие действия субъекта, которые в абсолютной мере согласуются со всеми условиями норм права [2].
По мнению В.Н. Кудрявцева и В.П. Казимирчука, правомерным надо считать «такое поведение людей, которое способно существенным образом сказаться на состоянии и развитии экономических, социальных, политических, идеологических общественных отношений, на статусе личности и реализации её интересов [3].
На взгляд В.В. Кожевникова, «правомерное поведение в принципе представляет по своему содержанию общественное явление, как правило, полезное для общества и каждой личности» [4].
Н.Н. Вопленко склонен подразумевать под правомерным то поведение личности, которое выступает «непременным условием и показателем правовой культуры» [5].
С.С. Алексеев полагает, что «любой поступок, какой угодно акт поведения кого угодно из граждан, их объединений считается правомерным, пока не установлено в надлежащих процедурах несоответствие данного поведения закону, то есть пока не установлено применительно к данному лицу событие правонарушения» [6].
В понимании О.В. Игнатьевой, правомерное поведение связано «с понятием о некотором качественном состоянии действующего правового субъекта, о внутренней оправданности определённого поведения или действия», когда «человек реализует не только запросы общества, не только отражает социальные обстоятельства, но и свой запрос к обществу, свои ценностные установки и ориентации» [7].
Анализ приведённых точек зрения показывает, что правомерное поведение личности представляет собой многогранное, сложное по своей внутренней структуре и выполняемым в обществе функциям явление, которое нельзя сводить к одному из его составляющих, что означало бы грубое его упрощение, когда часть принимается за целое. По нашему мнению, определение правомерности поведения личности требует учёта множества составляющих его факторов, таких, как соответствие поведения личности существующим в обществе не только правовым, но и культурно-нравственным нормам, требованиям, общественная и личностная полезность такого действия, его подконтрольность сознанию и воле человека и.т.д. Поэтому нельзя не согласиться с мнением В.В. Оксамытного, который определяет правомерное поведение как «обусловленную культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и задач» [8].
Соглашаясь с В.В. Оксамытным, его определением правомерного поведения, следует, однако, заметить, что правильное понимание сути правомерного поведения, его ценности как для общества, так и отдельно взятого человека, его совершающего, требует учёта двух заслуживающих к себе особого внимания обстоятельств. Во-первых, - и это очень важно - оценка правомерности поведения предполагает, в первую очередь, выяснение того, каким конкретно критерием (содержательным или формальным) руководствуется индивид, совершающий то или иное действие. Дело в том, что соблюдение человеком основных требований правомерного поведения может быть основано как на его сознательном, искреннем к ним отношении, так и на боязни, опасении применения к нему санкций в случае несоответствия его поведения общепринятым нормам. Последнее, то есть формальное соблюдение личностью принятых в обществе правовых и моральных требований к правомерному
поведению не может быть основанием для оценки такого поведения как истинно правомерного по той простой причине, что оно не вытекает из правовой сознательности и убеждённости человека. Вот почему при оценке поведения человека важно выяснить то, в какой мере действия и поступки личности подконтрольны её сознанию и воле, основаны на убеждённости и внутреннем понимании индивидом своих действий как правомерных. Отсюда и общественная и личностная полезность и ценность таких действий человека, которые невозможно себе представить без социально-правовой активности личности, её добровольности в совершении таких действий, основанных на уважительном отношении к праву, стремлении укрепить в обществе законность и противодействовать правонарушениям.
Подчёркивая важность сознательного, социально активного поведения личности в правовой сфере при оценке степени правомерности её действий и поступков, видные российские юристы В.Н. Кудрявцев и В.П. Кази-мирчук отмечают, что «социально-правовая активность обычно выделяется в самостоятельную разновидность правомерного поведения, потому что она «превосходит» обычные требования закона, конкретных правовых предписаний - превосходит в том отношении, что это поведение более инициативно, активно и результативно. Смелое, порой с опасностью для жизни задержание тяжкого преступника; защита потерпевшего на основании правил о необходимой обороне; активное участие в обсуждении законопроектов; внесение полезных предложений по совершенствованию законодательства или практики работы государственных органов - все это примеры социально активного поведения в правовой сфере» [9].
Во-вторых, не менее важным, на наш взгляд, критерием при оценке человеческих действий с точки зрения их правомерности и противоправности, служит также и выяснение и учёт их мотивов, целей, обусловленных потребностями и интересами личности. Мотивы как никакой другой критерий могут свидетельствовать о степени осознания человеком возможных последствий своих поступков, убеждённости личности в социальной ценности своих действий, а также об уровне правовой культуры и ответственности индивида, совершающего то или иное деяние [10].
Стимулирование правомерного поведения граждан выступает сегодня не только важнейшим условием успешного осуществления проводимых в стране экономических и социальных реформ, но и необходимым фактором реализации отдельно взятой личностью своих ценностных установок и ориентаций, направленных на противодействие противоправным действиям окружающих. Поэтому, способствуя правомерному поведению граждан через разного рода поощрения, награды, льготы и так далее, общество должно одновременно и активно бороться и преодолевать его антиподы, так называемые антистимулы, препятствующие правовой активности людей, а порой и прямо порождающие явные элементы правового нигилизма. Это-и неоправданно частое обновление законодательства, за которым порой не поспевают на должном уровне ознакомиться рядовые граждане; и разного рода правовые ошибки, ухудшающие качество принимаемых нормативно-правовых актов; и случаи использования законов отдельными правоприменителями в своих личных, корыстных интересах; и встречающийся иногда недостаточно высокий уровень правовой культуры отдельных представителей правоохранительных органов и так далее, что не может не вести к девальвации права и законности в глазах граждан, их неверию в возможности правового регулирования социальных отношений.
Громадную роль в становлении правомерного поведения личности играет, как отмечалось выше, правовая социализация как целенаправленная правовая деятельность, призванная обеспечить тесное, основанное на уважительном отношении индивидов к праву сосуществование людей в обществе, их полноценное правовое взаимодействие и взаимопонимание. Без правового согласования интересов людей в их повседневных взаимоотношениях общество не может нормально функционировать и успешно развиваться. Правда, элементарные формы налаживания нормальных взаимоотношений между людьми, вытекающие из принципа равновесия, могут сложиться между ними и спонтанно, стихийно, что обусловлено естественной установкой людей как социальных существ на сотрудничество, солидарность как необходимых условий их выживания. Однако полноценное, успешное развитие и дальнейшее совершенствование общества предполагает разумное, основанное на требованиях закона, урегулирование такого рода взаимоотношений, участие в социальной интеграции различных институтов общества, таких, как право, мораль, семья, школа, церковь и так далее, призванных преодолевать природный индивидуализм и развивать в человеке все те качества, которые делают его подлинным социальным существом, способным жить и развиваться в согласии с общепринятыми в обществе правовыми и моральными нормами и требованиями.
В этом деле роль и значение такого фактора как правовая социализация трудно переоценить, так как она призвана сориентировать общество на всех уровнях и во всех сферах его жизни на правомерное поведение граждан, которые должны не только доверять закону, судебным учреждениям, всей правовой сфере, но и решительно вести борьбу с любыми проявлениями правового нигилизма. Однако, правильно представляя себе роль и значение правовой социализации в становлении правового сознания и правового поведения личности, в литературе встречаются два диаметрально противоположных подхода в понимании основного содержания, сути правовой социализации, соотношения в ней объективного и субъективного, индивидуального и общественного в формировании устойчивой ориентации личности на правомерное поведение.
Одни авторы склонны считать, будто главное для правовой социализации граждан - это социализация посредством научения, когда общество внушает личности определённый комплекс правовых знаний, умений и навыков, определённые нормы поведения, образ жизни, забывая, что правовая социализация, не учитывающая самостоятельности индивида, его активной работы над собой в плане своего правового самосовершенствования, самоутверждения, не может служить полноценным фактором, ориентирующим личность на правомерное поведение.
Истине не соответствует и противоположная точка зрения, согласно которой правовая социализация инди-вида-это сугубо личное дело человека, которое зависит в основном от его личной инициативы, личных убеждений.
Правовая социализация, как отмечалось выше, двусторонний, двуединый процесс, включающий в себя как влияние общества, его социальных институтов на правовое развитие личности, так и работу самого человека над собой по развитию себя как правовой личности, ибо человек выступает не только продуктом среды, но и активным субъектом собственного формирования.
Неотъемлемой составной частью процесса правовой социализации выступает правовое воспитание, призванное помочь индивиду превратить правовую норму в ре-
альность, в привычку своего каждодневного поведения [11]. Значимость правового воспитания обусловлена прежде всего тем, что обществу нужно передать подрастающему поколению правовой опыт старших поколений, обеспечить условия для развития у него позитивного, правомерного поведения и нейтрализации противоправных поступков и действий. Чем выше будет уровень организации правового воспитания, тем эффективнее будет и процесс формирования правовой социализации личности, пути, формы и способы усвоения ею передовых правовых принципов и норм, необходимых для выработки адекватного им реального правомерного поведения.
Правовая социализация-процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. В ней участвуют различные социальные институты, среди которых семья, как на это указывают многие авторы, играет главенствующую роль в выработке у личности устойчивой ориентации на правомерное поведение, способное устоять перед любыми внешними негативными воздействиями. Дело в том, что знакомство человека с правовым опытом, достижениями культуры, языка, традиций, ценностей, стандартов деятельности начинается в обществе с момента рождения ребёнка. Поэтому принято считать, что правовая социализация в семье -это первая и важнейшая стадия правовой социализации, где ребёнок впервые знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. Однако влияние семейной социализации на формирование устойчивой ориентации личности на правомерное поведение может быть постоянным и сильным, но может быть и ослабленным, когда семья, как отмечает П.С. Самыгин, «будучи одним из базовых институтов общества непосредственно включена в процесс трансформационных изменений, испытывает на себе воздействие кризисных явлений» [12]. В этих условиях неблагополучная семья (конфликты в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм, преступное поведение родителей и т.д.) может стать даже фактором, приносящим вред в социали-зационном влиянии на поведение личности, хотя в действительности встречаются и примеры противоположного характера, когда дети, выросшие в таких семьях, в силу их каких-то врождённых качеств становятся людьми образованными, обладающими высокой культурой и активно борющимися с противоправным поведением окружающих.
Несколько иной характер носит влияние правовой социализации и ресоциализации на поведение взрослого человека, где ему уже в зрелом возрасте приходится иногда переучиваться или заново овладевать навыками, чтобы нормально вписаться в требования современного индустриального, информационного общества. В целом, процесс влияния правовой социализации на формирование устойчивой ориентации личности на правомерное поведение представляет собой результат совокупного воздействия на индивида самых различных социальных и правовых структур, отличающихся между собой своей спецификой, разной степенью действенности в различные периоды жизни человека. Что касается такого агента правовой социализации, как средства массовой информации, и в первую очередь телевидения, то их влияние на сознание и подсознание всех групп населения значительно превосходит влияния других агентов социализации.
Как показывает практика, в необходимости повышения роли правовой социализации в ориентации человека на правомерное поведение больше всего нуждается молодое поколение, которое, впитывая в себя лучшие правовые традиции и опыт предшествующих поколений,
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
<n
I_
u со
должно непрерывно обогащать и приумножать их и передавать далее тем, кто придёт им на смену. Смена поколений - необходимое условие социального прогресса, развития материальной и духовной культуры общества. Каждое новое поколение людей призвано внести свой вклад во все сферы общественной жизни, и потому общество ответственно должно относиться к молодёжи как будущему носителю своей общей и правовой культуры и всех социальных функций. Желая привить ей те или иные образцы права и морали, тот или иной образ мыслей и поведения, общество создает различные социально-правовые институты, поддерживает передовые правовые нормы и традиции, обеспечивая тем самым преемственность поколений и эффективность своей работы в деле правовой социализации личности.
Но, к величайшему сожалению, сегодня, как отмечают П.С. Самыгин, М.Ю. Попов, С.И. Самыгин, «в российском обществе, находящемся на переходном этапе развития, усугубляющемся кризисными явлениями социально - экономического характера, представители молодого поколения часто делают выбор в пользу противоправного поведения, включая и уголовно-наказуемые деяния... поскольку основные агенты правовой социализации, к числу которых традиционно относят семью, образовательные учреждения и средства массовой информации, оказывают противоречивое, а в ряде случаев и негативное влияние на социализационный процесс» [13]. Однако целенаправленная политика государства по преодолению в обществе кризисных явлений и созданию необходимых условий для улучшения деятельности основных институтов правовой социализации молодёжи не могут не сказаться положительно и на изменении линии поведения молодого поколения в реальной жизни. Оптимизм в данном случае связан с тем, что взгляды и установки молодёжи пластичны, они быстрее и легче подвергаются изменениям, чем взгляды людей старшего поколения. Молодые люди отличаются исключительной восприимчивостью и открытостью для всего нового. При этом очень важно, чтобы тенденцией развития молодого поколения стало сближение предъявляемых к нему требований со стороны микросреды, ближайшего его окружения с целенаправленно организуемой обществом системой правовой социализации, привития ему высоких моральных и правовых качеств, без которых немыслимы ни человеческие, ни экономические, ни политические, ни научные, ни семейные, ни другие какие-либо отношения. Причём, полнота воздействия общества на личность во многом зависит как от определённости, чёткости, научной обоснованности задач правовой социализации молодёжи, так и от научного уровня деятельности субъектов правовой социализации, глубокой разработки теории правовой социализации, ориентирующей молодого человека на правомерное поведение.
В заключение отметим, что цели правовой социализации не следует ограничивать лишь задачей создания тех или иных навыков правомерного поведения человека. Такая позиция, характерная для бихевиористских концепций, в которых правовую социализацию сводят лишь к теории «научения», выработке автоматизмов, противоречит правильному пониманию правовой социализации по той простой причине, что она не учитывает сознательности и активности личности в деле освоения ею тех или иных правовых норм и ценностей. Правовая социализация-это не просто заучивание требований к правомерному поведению, а глубокое усвоение этих требований, укоренённость правовых норм и ценностей в индивидуальном сознании и поведении личности. При этом очень важно не только то, насколько личность самокритично воспринимает эти ценности, но и то, в какой
мере она следует этим нормам и шаблонам поведения в своей каждодневной практике, в своих конкретных действиях и поступках, демонстрируя свое уважение к существующей правовой системе.
Литература
1. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. -М., 2017. - С. 372.
2. Марченко Н.М. Теория государства и права: учебник. - М., 2016. - С. 621.
3. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: учебник для юридических факультетов и институтов. - М., 1995. - С. 167.
4. Кожевников В.В. Форма правоотношений и правомерное поведение // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 9.
5. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие. - Волгоград, 2000. - С. 43.
6. Алексеев С.С. Философия права. - М.: Издательство НОРМА, 1999. - С. 139.
7. Игнатьева О.В. Критерии правомерного поведения // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 103.
8. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник. - М., 2004. - С. 452-457.
9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Там же. С. 170.
10. Гусейнов О.М., Гусейнов Г.О.К вопросу о путях и средствах формирования правовой культуры личности // Социально-гуманитарные знания. М., 2020. № 5. С. 123-134.
11. Гусейнов О.М., Гусейнов Г.О. Правовое воспитание как фактор формирования позитивного правосознания личности // Социально-гуманитарные знания. М., 2021. № 3. С. 114-125.
12. Самыгин П.С. Семья как институт правовой социализации в условиях социальной неопределенности развития российского общества // Общество: политика, экономика, право. 2007. № 1. С. 85.
13. Самыгин П.С., Попов М.Ю., Самыгин С.И. Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества // Вестник РУДН. Серия: Социология. Май 2016, Т. 16. № 2. С. 297.
LEGAL SOCIALIZATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF A STABLE ORIENTATION OF A PERSON TO LAWFUL BEHAVIOR
Huseynov O.M.
Dagestan State University
The article is devoted to the problem of studying the place and role of legal socialization in the formation of a stable orientation of a person to lawful behavior as a socially useful activity in the sphere of law, aimed at the normal functioning and development of society, the realization by citizens of their basic rights and duties, the protection of law and order.
Keywords: legal socialization, lawful behavior, respect for the law, legal nihilism.
References
1. Syrykh V.M. Theory of State and law: textbook. - M., 2017. -P. 372.
2. Marchenko N.M. Theory of State and law: textbook. - M., 2016. - P. 621.
3. Kudryavtsev V.N., Kazimirchuk V.P. Modern sociology of law: textbook for law faculties and institutes. - M., 1995. - P. 167.
4. Kozhevnikov V.V. Form of legal relations and lawful behavior // Bulletin of Omsk University. The series "Law". 2016. No. 3 (48). P. 9.
5. Voplenko N.N. Legal awareness and legal culture: textbook. -Volgograd, 2000. - P. 43.
6. Alekseev S.S. Philosophy of Law. - Moscow: NORMA Publishing House, 1999. - P. 139.
7. Ignatieva O.V. Criteria of lawful behavior // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No.5. P. 103.
8. Oxamytnyv. V. Theory of State and law: textbook. - M., 2004. -pp. 452-457.
9. Kudryavtsev V.N., Kazimirchuk V.P. Ibid., p. 170.
10. Huseynov O.M., Huseynov G.O. On the question of ways and means of forming the legal culture of the individual // Social and humanitarian knowledge. Moscow, 2020. No.5. P. 123-134.
11. Huseynov O.M., Huseynov G.O. Legal education as a factor in the formation of a positive legal consciousness of the individual // Social and humanitarian knowledge. Moscow, 2021 No.3. pp. 114-125.
12. Samygin P.S. Family as an institution of legal socialization in the conditions of social uncertainty of the development of Russian society // Society: politics, economics, law. 2007. No.1. P. 85.
13. Samygin P.S., Popov M. Yu., Samygin S.I. Legal socialization of youth in the conditions of the crisis state of modern Russian society // Bulletin of the RUDN. Series: Sociology. May 2016, vol. 16. No. 2. p.