Человек и общество
УДК: 340.114.5
О.М. ГУСЕЙНОВ доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально - политических наук Дагестанского государственного университета'.
Г.О. ГУСЕЙНОВ кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и биологической химии Дагестанского государственного медицинского университета''
Правовое воспитание как фактор формирования позитивного правосознания личности
Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы исследования места и роли правового воспитания в деле формирования у личности позитивного правосознания как фактора, определяющего сознательное отношение индивида к праву, законодательству и в целом к законодательной системе, его готовность соблюдать в реальной жизни основные принципы, нормы и требования права.
Ключевые слова: позитивное правосознание, правовоспитательная работа, уважительное отношение к праву, правовой нигилизм.
O.M. HUSEYNOV Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and socio-political Sciences of Dagestan state University
* Гусейнов Омар Меджидович, e-mail: [email protected] ** Гусейнов Герман Омарович, e-mail: germ.67mail.ru
G.O. HUSEYNOV Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of General and biological chemistry of Dagestan state medical University
Legal education as a factor in the
formation of a positive legal consciousness of the individual
The article is devoted to the theoretical understanding of the problem of researching the place and role of legal education in the formation of a positive sense of justice in the individual as a factor that determines the individual's conscious attitude to law, legislation and, in general, to the legislative system, his willingness to comply in real life with the basic principles, norms and requirements of law.
Key words: positive sense of justice, legal educational work, respect for law, legal nihilism.
Совместная жизнь людей в обществе немыслима без наличия в нем определенных правил, заключенных в нормах права. Объективное восприятие людьми правовой действительности, свидетельствующее о том или ином их отношении к праву, об их оценке права, о том, что в действующем праве они считают правомерным, а что неправомерным, выступает не чем иным, как их правосознанием. Исследование правосознания как одной из специфических форм общественного сознания имеет своей целью получить объективную картину правовой системы общества, выявить конкретные требования людей к праву, увидеть недостатки действующего права и наметить конкретные направления работы по его совершенствованию и развитию.
От характера правосознания индивида, составляющего ядро структуры базовой культуры личности, от того, как человек осмысливает право как социальное явление, какие при этом знания он приобретает о действующем праве, от этого зависит и направленность его правового поведения, готовность или неготовность соблюдать в реальной жизни основные принципы и требования права.
В цивилизованном обществе, где право выступает как ценность, как основной регулятор социальных отношений, правосознание характеризуется укоренением «в сознании
абсолютного большинства граждан правовых ценностей и установок позитивного характера, устойчивых ориентаций на соблюдение закона, правомерное поведение»1. Но там, где правовая система несовершенна, неопределённа, где она даёт серьезные сбои, отношение людей к праву может приобрести характер дефектного правосознания с явными элементами правового нигилизма. Степень проявленности у людей этих дефектов, по свидетельству П.С. Самыгина, Ю.И. Исаковой, И.В. Печкурова, «может рассматриваться в качестве косвенного индикатора масштабов имеющих место в обществе отклонений в правовой социализации» .
Формирование позитивного правосознания личности -сложный процесс, включающий в себя воздействие на индивида самых разнообразных факторов, среди которых важнейшее место принадлежит правовому воспитанию, показатели и качество которого напрямую влияют на выработку прочного правового сознания граждан, отсюда и на развитие страны, что особенно важно для строительства правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Актуальность проблемы выяснения места и роли правового воспитания как основного средства в деле формирования позитивного правосознания личности не вызывает сомнения, особенно в нынешних условиях, когда в стране происходит смена ценностных ориентаций современной молодежи, а её правовая и духовно-нравственная культура переживает период кризиса. Отсюда нарастание в молодёжной среде всякого рода отступлений от норм и требований права и морали: жестокость, насилие, порнография, попрание элементарных человеческих прав, антигуманизм, экстремизм и терроризм. Раскол общества на бедных и богатых, расхождение ценностных систем элиты и массы населения России привели, как отмечает психиатр, заместитель директора Государственного научного центра клинической и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Ю.А. Александровский, «к распаду привычных социальных связей, множеству мелких конфликтов внутри человека и при общении с другими членами общества. Пережи-
1 Загутин Д.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Проблемы формирования позитивного правосознания молодёжи в современной России // Философия права, 2017, № 3(82), с. 80.
2 Самыгин П.С., Исакова Ю.И, Печкуров И.В. Правовая социализация современной российской молодёжи: монография. М., 2016, с. 96.
вания личного опыта каждого человека сформировали общую картину общественного неблагополучия. Переосмысление жизненных целей и крушение устоявшихся идеалов и авторитетов способствовало утрате привычного образа жизни, потере многими людьми чувства собственного достоинства. Отсюда - тревожная напряжённость и развитие «кризиса идентичности личности» ... Развиваются чувство неудовлетворённости, опустошенности, постоянной усталости, тягостное ощущение того, что происходит что-то неладное. Люди видят и с трудом переносят усиливающиеся жестокость и
1
хамство сильных» .
Имея в виду всё это, сегодня важно, используя все возможные методы и средства правового воспитания, повысить в обществе роль и значение права как важнейшего регулятора социальных отношений, призванного вносить в жизнь людей начала справедливости, гарантию реального достижения личностью её приоритетных прав и свобод. «На этой основе, -отмечает Л.Н. Берг, - строится уважение к правовым законам, укрепляется доверие к ценностной силе права, что и становится главной базой развития высокого уровня правосознания и правовой культуры личности и общества в целом»2.
Правосознание - сложный феномен, в структуре которого, в зависимости от степени глубины и полноты осмысления индивидом права, его практического воплощения в правовом поведении, следует выделить следующие компоненты: осознанное отношение индивида к праву, отражающее мир правовых явлений на уровне мышления в форме идей, взглядов, теорий, что выступает центральным элементом правового сознания; эмоционально-оценочное отношение индивида к праву, проявляющееся в виде личностных чувств, эмоций, настроений и переживаний через призму категорий законного и незаконного, справедливого и несправедливого, морального и аморального и т. д; и, наконец, практическое воплощение правовых идей, взглядов, чувств, настроений и установок в каждодневном поведении личности.
Если первый компонент правосознания, являющийся его ведущим и зримым пластом, входит в так называемую систему правовой идеологии, характеризующейся системностью
1 Александровский Ю.А. Социальные катаклизмы и психическое здоровье // Социологические исследования, 2010, № 4, с. 101.
2 Берг Л.Н. Правовые ценности в структуре системы правового воздействия // История государства и права, 2017, № 14, с. 38.
и в значительной степени научностью, то два других компонента правосознания являются структурными элементами правовой психологии, характеризующейся своей неустойчивостью, спонтанностью, эмоционально-чувственной формой реагирования индивида на правовую среду, выражающимися в чувствах удовлетворения или неудовлетворения правосудием, состоянием законности и готовностью в соответствии со своими привычками и настроениями воздействовать на конкретную правовую ситуацию.
При этом следует заметить, что правовая идеология и правовая психология как две важнейшие части правосознания, при всём их несовпадении, не отделены друг от друга китайской стеной, ибо элементы правовой идеологии и правовой психологии взаимосвязаны и взаимопереплетены между собой. По справедливому замечанию И.В. Клочко, «принято считать, что становление правового сознания осуществляется на основе правовых знаний, которые, формируясь изначально с помощью правового мышления индивида, впоследствии под воздействием индивидуальных чувств, эмоций и настроений трансформируются в правовые убеждения человека, присущее ему правовое мировоззрение. На базе правового мировоззрения осуществляется формирование ценностных личностных ориентаций и установок в правовой сфере, находящих практическое воплощение в индивидуальном правовом поведении, детерминируя характер и
1
направленность последнего» .
Идеальный вариант становления в обществе положительного типа правосознания - это когда правовая идеология, на страже которой стоит государство, всей совокупностью своих систематизированных, теоретически обоснованных юридических идей и оценок права оказывает на явления правовой психики решающее влияние, способствуя целенаправленному формированию у личности правовых чувств, настроений, желаний, привычек, в которых идеи и теории получают своё воплощение в практическом поведении индивида. Но в реальной жизни, как показывает практика, без участия государства и его различных социальных институтов, без их усилий, направленных на организованное и систематическое
1 Клочко И.В. Теоретико-методологические основы проблемы формирования правосознания учащейся молодёжи // Мир науки, культуры, образования, 2013, № 6, с. 132.
воздействие на личность, трудно себе представить процесс формирования у индивида прочного правового сознания. На этом предположении и основывается необходимость правовоспитательной работы государства и его важнейших институтов как системы мер, направленных на формирование у личности положительного типа правосознания.
Понятие "правовое воспитание", в нашем понимании, - это социально-положительное воздействие на личность с целью выработки у неё необходимого обществу правомерного поведения. Однако социологи под воспитанием часто подразумевают совокупность всех стихийных и целенаправленных влияний на формирование личности. Мы склонны придерживаться мнения, что стихийные процессы, объективные условия жизни, влияющие на личность, с узко научной точки зрения не всегда могут выступать в роли факторов, положительно влияющих на формирование позитивного правосознания. Более того, воздействие стихийных процессов, связанных со спонтанным повседневным взаимодействием человека с разными социальными группами и структурами, в нестабильные, кризисные периоды развития общества может противоречиво, чаще всего негативно влиять на правосознание личности. Кроме того, не следует упускать из виду и то обстоятельство, что воспитание в прошлом многими социальными мыслителями ошибочно сводилось лишь к воздействию на человека внешней среды, объективных условий его жизни, при этом они забывали о деятельности самого человека, способного изменить как собственный характер, взгляды, убеждения, так и среду своего обитания. И если учесть, что в современных условиях повышения активности личности значение субъективного характера в воспитании личности необычайно возрастает, то станет понятно, что правовое воспитание в узком, научном значении этого слова есть прежде всего процесс целенаправленного воздействия общества и его социальных институтов на правовое сознание и поведение человека для формирования у него высокой правовой культуры1.
Основное назначение правового воспитания как организованного воздействия общества и его институтов на человека -это целенаправленное формирование у личности позитивного
1 См.: Гусейнов О.М., Гусейнов Г.О. К вопросу о путях и средствах формирования првовой культуры личности // Социально-гуманитарные знания, 2020, № 5, с.123-133.
правосознания, прочных правовых знаний, уважительного отношения к праву и закону, выработка у неё привычки и внутренней потребности к соблюдению правовых требований в жизни, в каждодневной своей деятельности. Арсенал способов, форм, методов и путей правового воспитания личности в деле формирования у неё позитивного правосознания может быть самым разнообразным. Тут и работа средств массовой информации в распространении правовых знаний, и работа по пресечению отступлений от норм действующего права, и активное применение в этой сфере методов убеждения и поощрения, и воспитание у граждан чувства непримиримости к разного рода правонарушениям и многое другое.
Подчёркивая важность правового воспитания в становлении человека как правового существа, К.Е. Сигалов и Т.Э. Петрова отмечают, что «собственно, любое обучение подрастающего поколения даже в животном мире начинается с закрепления в сознании потомков того, что делать можно, а что делать нельзя, без какого опыта невозможно обойтись в окружающем мире и что из нового может быть принято. Выработанные протоправовые вехи позволяли выжить и сохранить себя в окружающем мире»1.
Сегодня семья, школа, общество как никогда раньше ощущают острую потребность в правовом воспитании молодёжи. Наблюдения показывают, что психофизиологическая организация молодежи в целом отстаёт от изменений в социально-экономических условиях её жизнедеятельности. И если добавить к этому отсутствие у неё достаточного жизненного опыта и способности контролировать собственное поведение, выработать в себе развитое и устойчивое позитивное правосознание, то станет понятно, что без научно-обоснованной системы правового воспитания молодежи обществу не обойтись в решении стоящих перед ним задач.
Актуальность проблемы правового воспитания молодежи, формирования у неё позитивного правосознания объясняется сегодня не только тем, что молодежь растет численно и становится внушительной силой в обществе, но и тем, что она изменяется и качественно, происходит необычайное повышение её социальной активности. Это особо следует иметь в виду, ибо активность молодежи нашей страны в прошлом была во
1 Сигалов К.Е., Петрова Т.Э. Человек юридический и его правовая определённость // История государства и права, 2017, № 20, с. 29.
многом санкционированной, направляемой сверху. Сегодня же, когда с молодежи сняты многие ограничения, прежде сковывавшие ёё силы, а правовоспитательные возможности общества в силу разных причин во многом снижены, у молодых людей бурно развилась так называемая деструктивная активность и возникло повальное увлечение материально-эгоистическими интересами в ущерб духовно-нравственным. Всё это может привести к созданию предпосылок для попадания молодежи под влияние людей преступного мира, их морали, права и психологии, что ведет к воспроизводству за-кононепослушания со стороны молодых людей.
Это тем более надо иметь в виду, ибо молодежь сегодня в большинстве своем не имеет работы, слоняется без дела и в поисках куска хлеба легко может стать добычей для разного рода преступных элементов. Вот почему общество не должно оставаться безразличным к тому, на что направлена сегодня активность молодёжи, на какие ценности она ориентирована в жизни, какой она станет завтра.
Значимость правового воспитания молодежи в современных условиях возрастает и в связи с тем, что утвердившиеся в нашей стране рыночные отношения всё ещё развиваются у нас с нарушением основных требований права, что порождает у людей скептическое отношение к возможностям их правового регулирования. Такое отношение людей к праву, как правило, характеризует периоды социальных перемен, когда старые правовые ценности не работают, отвергнуты обществом, а новые ещё прочно не утвердились, не стали совершенным способом регулирования общественных отношений. Всё это может привести к девальвации права и законности в глазах молодежи, породить у неё неуважение к закону, судебным учреждениям, всей правовой сфере. Правовоспитательная работа в этих условиях должна в первую очередь учитывать такой дефект правосознания у сегодняшней молодежи, как недостаточное знание ею норм права и их роли в регулировании социальных отношений. Поэтому одними из важнейших задач правового воспитания выступают сегодня вскрытие роли юридических норм в жизни общества и каждого его члена, показ, обоснование и разъяснение необходимой связи, которая существует между знанием человеком основных требований права и возможностью удовлетворения им своих насущных потребностей и интересов. Только таким образом можно сформировать позитивное правосознание инди-
вида, его уважительное отношение к праву, осознание им важности и нужности права в его каждодневной деятельности, которая без права просто немыслима.
Работа по формированию у молодежи позитивного правосознания не может достигнуть своей цели, если в обществе решительно не пресекается безнаказанная правонарушаю-щая практика. Причём совращающее воздействие на человека незаконной практики часто оказывается более результативным, чем воздействие правового воспитания, которое по этой причине должно быть ориентировано на показ бесперспективности и невыгодности такой практики, на её губительное влияние на личность. Поэтому государство, его правовые институты, общество в целом должны активно заниматься, с одной стороны, упрочением законности, обеспечением должного качества принимаемых законов, а с другой -работой по воспитанию у молодежи уважительного отношения к закону, законности и правопорядку, к правам и свободам других людей.
Личность с высоким уровнем правосознания характеризует прежде всего внутреннее приятие ею правовых норм как принципов и норм собственного поведения. Однако о положительном влиянии на человека правового воспитания можно говорить только тогда, когда под воздействием последнего у личности в процессе её жизнедеятельности вырабатывается положительная связь между знаниями и чувствами, устанавливается прочное единство в его правосознании требований правовой идеологии и правовой психологии.
Действительно, правовое воспитание личности необходимо предполагает в первую очередь знание ею правовых норм и положений о правомерном поведении. Но этого недостаточно для формирования у неё позитивного правосознания. Необходимо, чтобы в этот процесс включились действия психологических механизмов, могущих превратить правовые требования, предписания во внутренние побуждения личности, в её собственные предписания. Это возможно только тогда, когда овладение внешними предписаниями затрагивает эмоциональную сферу человека, т.е. явления правовой психологии личности, рождающей эмоциональные переживания, чувства, которые в сочетании с требованиями правовой идеологии превращают те или иные правовые нормы во внутренние побуждения человека к действию, мотивирующие начало поступка.
Но чувства чувствам рознь. Если правовые чувства носят формальный, поверхностный характер, воспринимаются человеком на уровне простых переживаний, то они не могут стать внутренней побудительной силой к действию, так как они не превратились в составное целое внутреннего мира личности. Правовые же чувства, настроения, переживания, пронизанные правовой идеологией, ставшие во внутреннем мире человека компонентом его правосознания, показателем внутреннего принятия человеком правовой нормы, превращаются в существенное звено человеческих поступков. Именно такие правовые чувства, обладающие известной значимостью для личности, являются подлинными чувствами, частью правового сознания человека, определяющего не только его отношение к существующему праву, но и к себе самому и своим поступкам. Таким образом, правовое воспитание молодежи, будучи нацелено на формирование у неё позитивного отношения к закону и устойчивые ориентации на правомерное поведение, должно быть, как отмечают Е.С. Жидяева, П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, «направлено на формирование не только когнитивно-познавательного, но и
эмоционально-ценностного и деятельностно-практического
1
компонентов правосознания» .
Цель правового воспитания - не формирование бездумных исполнителей, а обеспечение высокого уровня правового развития личности, подготовка людей, которые со знанием дела, осознанно исполняли бы требования права. Это тем более необходимо, ибо требования эти не остаются раз и навсегда данными. Как справедливо отмечает Б.А. Осипян, «вся система международного и национального права и государственных законов не только целенаправленно действует, но и постоянно духовно, нравственно, идеологически и политически развивается, вбирая в себя более совершенные законодательно-правовые положения, административные и судебные решения»2. Поэтому глубокое осознание, осмысление индивидом подлинного места и значения предъявляемых
1 Жидяева Е.С., Самыгин П.С., Самыгин С.И. Особенности формирования правосознания учащейся молодёжи в современном российском обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015, № 3, с. 72.
2 Осипян Б.А. Верное правосознание как путеводитель надлежащего развития законодательной и судебно-правоохранительной системы правомерного государства // Право и государство, 2017, № 12(156), с. 44.
к нему со стороны права требований, понимание их роли в той или иной конкретной ситуации являются непреложными условиями правильного правового воспитания личности.
Формирование позитивного правосознания личности предполагает полноценное участие в её воспитании самых разнообразных институтов общества, таких, как семья, школа, вуз, неформальные группы, трудовой коллектив, среда ближайшего окружения человека и т.д. Причем роль и соотношение этих факторов в правовом воспитании человека не остаются неизменными. На разных этапах развития личности одни из них отодвигаются на задний план, а другие, находившиеся до этого как бы в тени, выдвигаются на передний край и начинают играть в формировании её правосознания доминирующую роль. Задачи формирования у личности позитивного правосознания требуют комплексного воздействия на индивида самых различных средств, методов и форм правового воспитания. Причём воздействие этих средств должно носить систематический характер и охватить собой все сферы жизнедеятельности человека. Кроме того, все формы воздействия на личность призваны способствовать превращению личности в правового субъекта управления собственным поведением, иметь своей целью активизацию процессов правового самовоспитания личности. Тут нельзя не согласиться с мнением К.Е. Сигалова и Т.Э. Петровой, которые отмечают, что "человек обязан критично относиться и к самому себе, обновлять свои знания, причём не только в количественном, но и в качественном смысле, пересматривая те или иные положения, впитывая в себя свежие мысли и новые положения"1.
В заключение отметим, что правовое воспитание, способствуя правильному осознанию индивидом права, его основных требований, может оказать положительное влияние на формирование рационального отношения человека к праву, что облегчает, когда необходимо, коррекцию этого поведения в нужном обществу направлении. Однако не следует и переоценивать воспитательные функции правовых знаний, думать, что они играют решающую роль в формировании правового сознания и поведения людей. Важно, чтобы правовые знания человека превратились в его глубокие и стойкие убеждения, применялись им в реальном своём каждодневном
1 Сигалов К.Е., Петрова Т.Э. Человек юридический и его правовая определённость // История государства и права, 2017, № 20, с. 31.
правовом поведении. Кроме того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что позитивное правосознание и правовое поведение обеспечиваются с помощью нетолько правового воспитания, но и других общественных регуляторов, учёт соотношения и взаимосвязи которых может во многом помочь в определении места и роли правового воспитания человека в формировании его позитивного правосознания.