Научная статья на тему 'Правовая система Китайской Народной Республики'

Правовая система Китайской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5123
801
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Китай / китайская правовая система / Китайская Народная Республика / социалистическая система с китайской спецификой / древнекитайское право / правоприменение / законотворчество. / China / Chinese legal system / People's Republic of China / socialist system with Chinese characteristics / traditional Chinese law / law enforcement / lawmaking

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Николаевич Диденко, Сергей Энгельсович Мерзляков

В статье рассмотрены основные черты правовой системы Китайской Народной Республики, история формирования современной правовой системы Китая, перечислены особенности китайского правоприменения и законотворчества, обоснована необходимость изучения древнекитайского (традиционного) права. Указаны направления совершенствования российской правовой системы на основе китайского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal system of People’s Republic of China

This article describes the main features of the legal system of the People's Republic of China, the history of the formation of the modern Chinese legal system. The article also lists some characteristics of Chinese law enforcement and lawmaking, justifies the need to study the ancient Chinese (traditional) law, as well as directions for improving the Russian legal system based on the Chinese experience.

Текст научной работы на тему «Правовая система Китайской Народной Республики»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10303

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Юрий Николаевич ДИДЕНКО, студент 5-го курса Юридического факультета имени М.М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Сергей Энгельсович МЕРЗЛЯКОВ, доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист РФ E-mail: semel54@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассмотрены основные черты правовой системы Китайской Народной Республики, история формирования современной правовой системы Китая, перечислены особенности китайского правоприменения и законотворчества, обоснована необходимость изучения древнекитайского (традиционного) права. Указаны направления совершенствования российской правовой системы на основе китайского опыта.

Ключевые слова: Китай, китайская правовая система, Китайская Народная Республика, социалистическая система с китайской спецификой, древнекитайское право, правоприменение, законотворчество.

Annotation. This article describes the main features of the legal system of the People's Republic of China, the history of the formation of the modern Chinese legal system. The article also lists some characteristics of Chinese law enforcement and lawmaking, justifies the need to study the ancient Chinese (traditional) law, as well as directions for improving the Russian legal system based on the Chinese experience.

Keywords: China, Chinese legal system, People's Republic of China, socialist system with Chinese characteristics, traditional Chinese law, law enforcement, lawmaking.

Современная модель китайской правовой системы (далее — КПС) привлекает в современном мире пристальное внимание не только в силу ее возможностей в плане регулирования наиболее важных общественных отношений, но и в плане эффективности применения норм, входящих в ту или иную отрасль китайского законодательства.

Российский китаевед Е.И. Кычанов пишет: «Чтобы узнать страну, надо знать ее право. Чтобы полнее изучить историю страны, надо изучить историю ее права»1. Хотелось бы добавить, что изучение правовой системы страны помогает нам и при формировании представлений об этапах становления политической системы Китайской Народной Республики (да-

лее — КНР), являющейся одним из ключевых игроков современных международных отношений и важным стратегическим партнером Российской Федерации.

Название современной КПС отражает ее сущностную характеристику, так как ее чаще всего называют «социалистической правовой системой с китайской спецификой»2, которое было сформулировано официальным руководством страны. Однако уникальность современной КПС состоит не только в отражении таких черт социалистической системы права, как: провозглашение диктатуры пролетариата3, отсутствие принципа разделения властей и т.д., но и норм древнекитайского права и некоторых имплементированных норм права международного.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

На формирование китайской правовой системы оказали знаковое влияние философские учения конфуцианства и легизма, которые почти не закреплены в действующем законодательстве, но существуют в китайской правотворческой культуре и особенно правосознании китайских граждан4.

Некоторые современные российские ученые фиксируют весьма значительное влияние на развитие КПС норм традиционного (древнекитайского) права.

Например, П.В. Трощинский отмечает, что «в основе формирования и развития китайского права, включая современную правовую систему КНР, лежат глубокие исторические традиции, обычаи и нравственные категории»5.

Изучение практики правоприменения в современном Китае позволяет нам присоединиться к данной точке зрения, так как в сознании рядового гражданина страны законы почти всегда ассоциируются с институтом юридической ответственности и чаще всего ответственности уголовной6. При этом в КНР достаточно часто применяется такая мера уголовного наказания, как смертная казнь, основной целью которого является именно устрашение, что характерно для традиционных философских и правовых учений страны.

В частности, философское учение «легизм» разделяет категории морали и права, фиксируя, что в политике и государстве должен осуществляться принцип «кнута и пряника»7.

Как представляется, комплексное исследование процессов формирования современной КПС еще в полной мере в нашей стране не осуществлялось. Не исследованы, в частности, механизмы воздействия на процессы ее формирования таких направлений китайской философской мысли, как моизм, конфуцианство и даже даосизм.

Однако, как отмечает В.И. Лафитский, «принято считать, что юридическая наука возникла в Древнем Риме. Во всяком случае, именно этому учат в большей части российских университетов. А между тем юридическая наука блистательно развивалась во многих частях света задолго до появления первых трактатов древнеримских юристов... Первая юридическая школа была основана в Древнем Китае великим философом Конфуцием»8.

Уникальность политико-территориального устройства Китая и его правовой системы заключается в наличии в структуре его территориального деления двух особых административных

районов (далее — ОАР), которые вошли в состав его территорий в конце XX в., а именно, Гонконга и Макао, обладающих иными моделями правотворчества и правоприменения.

Правовая система Макао, в частности, основана на португальском праве, нормативно-правовые акты которого были образцом для собственных принятых законов ОАР. Прецедентное право в КНР в качестве источников права играет лишь незначительную и ограниченную роль.

В Гонконге (бывшей британской колонии) прецедент же является основным элементом общего права, а прецедентные дела — основой правоприменения. Взаимодействие этих правовых моделей с КПС происходит в соответствии с известным принципом «одна страна — две системы», который на практике приводит к возникновению множества коллизий в различных сферах правовой жизни государства.

Современные китайские правоведы отмечают, что КПС — это верстовой столб в истории развития народного законодательства Китая9, которая в результате множества реформ имеет следующую структуру:

1. Конституция 1982 г., обладающая высшей юридической силой.

2. Законы, которые принимаются для регулирования широкого перечня общественных отношений. Следует упомянуть, что китайский законотворец не различает понятий «закон» и «кодекс». К законам относятся, например, Уголовный кодекс КНР, Закон об авторских правах и т.д., которые согласно ст. 64 Конституции КНР принимаются большинством голосов Всекитайского собрания народных представителей10.

3. Административно-правовые акты, представляющие собой подзаконные нормативно-правовые юридические документы, принимающиеся во исполнение законов Государственным советом КНР (ст. 56 Конституции КНР).

4. Административно-правовые акты органов местного управления.

Обозначенная четырехуровневая система нормативно-правовых актов КНР и является законодательным фундаментом его социально-политического устройства, основанного на принципах социализма и демократического централизма.

Наиболее эффективными методами исследования правовых систем, как представляется, являются методы сравнительно-правового анализа в контексте определенных этапов их исторического развития. Предварительное изучение основных этапов развития КПС показало, что ее

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

формирование неразрывно связано с развитием государственности Китая, а также с политическим курсом китайской партийной номенклатуры. Основу нашего исследования составляет процесс формирования современной КПС, этапы которого могут быть определены в зависимости от отношения государственного аппарата к сложившейся в стране системе нормативно-правового регулирования.

Первый этап (1949 — 1978) — отрицание права.

В этот период правовая система Китая формируется под влиянием советской практики правотворчества и правоприменения. В 1954 г. под ее влиянием принимается первая Конституция в стране, которая и станет отправной точкой для развития социалистической модели КПС. В качестве наиболее значимой государственной задачи эта Конституция определяла создание социалистического общества, а также указывала на место в политике страны дружбы с социалистическими странами и борьбы за мир. Однако вплоть до следующего периода своего развития государство будет воспринимать право как буржуазное явление, сковывающее пролетариат на его пути к построению коммунизма.

Второй этап (1978 — 2011) — курс на формирование социалистической правовой системы с китайской спецификой.

В марте 1978 г. была принята новая Конституция, которая отвергала радикальные элементы ненавистной народу «культурной революции». Из ее текста были удалены положения, закрепленные в тексте Конституции от 1975 г. «о всесторонней диктатуре над буржуазией в области надстройки», а также положения из преамбулы: «Необходимо... готовиться к войне...».

В декабре того же года руководством страны было заявлено: «... торжественно выдвинута великая задача по оздоровлению социалистической законности, утвержден курс по оздоровлению социалистической законности, состоящий из 16 иероглифов; при наличии закона обязательно исходить из него, обязательно строго исполнять закон, обязательно преследовать нарушение закона»11. Именно это заявление и предопределило начало процесса формирования государством нового курса в области права, курса на создание социалистической правовой модели с китайской спецификой, который длился вплоть до 2011 г.

4 декабря 1982 г. была принята новая Конституция КНР, в которой и было закреплено понятие «социалистическое правовое государ-

ство»12. Основной ее целью было облечение новой политики экономических реформ и политики «открытых дверей» в правовую форму. В новый Основной закон были внесены положения, касающиеся, например, защиты иностранных инвестиций и признания индивидуальной собственности. Через два десятилетия политики КНР пришли к выводу, что многие правовые нормы уже не соответствуют быстрому экономическому развитию страны и сложившимся международным политическим реалиям.

Некоторые из положений Конституции 1982 г. были признаны устаревшими. По этой причине в 1988 г. в нее были внесены поправки с целью узаконить частное хозяйство и обеспечить конституционную основу для коммерческой передачи права землепользования. В марте 1993 г. была сделана еще одна политически значимая поправка к Конституции. В ее тексте старые положения о плановой и государственной экономике были заменены институтами экономики социалистической и рыночной.

Знаковыми являются и поправки к Конституции, в которую добавили в 1999 г. фразы об управлении страной в соответствии с законом и о социалистическом секторе экономики (статьи 5 и 8 Конституции КНР). Последняя поправка в Основной закон КНР была внесена в марте 2004 г. В текст были включены положения об уважении и защите государством прав человека (ст. 33).

Третий этап (2011 — наст. время) — конец формирования китайской правовой системы.

10 марта 2011 г. председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Банго было сделано официальное заявление перед делегатами 4-й сессии ВСНП 11-го созыва о том, что «...социалистическая правовая система с китайской спецификой уже сформирована»13. С этого года и по настоящее время идет процесс принятия лишь отдельных нормативно-правовых актов с целью стабилизации общественных отношений и совершенствования КПС.

Рассмотрение сущностных составляющих любой правовой системы предполагает изучение и таких ее базовых элементов, как процессы законотворчества и правоприменения. КПС исключением не является. Предварительный анализ указанных ее элементов показал, что для китайского законотворчества характерным является принятие относительно небольшого в сравнении с Россией количества законов.

Так, в настоящее время их насчитывается примерно 250. В Китайской Народной Респуб-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

лике законотворчество связано с соблюдением сложных и долгих процедур, именно поэтому китайский законодатель нацелен на гибкое регулирование общественных отношений при помощи принятия большого количества подзаконных актов, а также актов местного управления.

Для китайского законотворчества характерным является также практика применения опытных (экспериментальных) законов. Ее суть заключается в принятии нормативных актов, которые «не ограничены по сроку действия и предполагают их принятие в окончательной редакции лишь после проведения экспертной оценки целесообразности существования акта и эффективности его действия»14. В силу этого в КНР до сих пор не приняты важные кодифицированные акты законотворчества, характерные для большинства стран современного мира: административный кодекс, гражданский кодекс, налоговой кодекс и т.п. При этом можно отметить, что в Китае хорошо развито право процессуальное.

Вместе с тем для китайского законодателя характерно принятия законов с расплывчатыми, нечеткими формулировками. В них до сих пор содержатся термины «двойного толкования»: «вправе», «может», «своевременно»15 и т.д., что в известной мере способствует росту коррупционной составляющей и позволяет государству трактовать нормы исходя из своих целей.

Для КНР характерно и принятие норм, которые внешне отвечают требованиям международного сообщества, но на практике носят декларативный характер. Документы Коммунистической партии Китая обладают высокой юридической силой и приоритетом над актами международного права, что объясняется нацеленностью Китая на достижение, в первую очередь, национальных интересов без обращения внимания на международные требования.

Это подтверждает известное в западном мире судебное дело между французской компанией «Danone» и «Wahaha» — китайским лидером на рынке молочной продукции.

В 1996 г. между ними было заключено соглашение о сотрудничестве. Однако после создания китайской компанией ряда предприятий, производящих по французским рецептам молочную продукцию с использованием их ноу-хау, «Да-нон» начал стремительно терять китайский рынок. Французская компания заявила иск в китайский арбитражный суд г. Ханчжоу, который вынес беспрецедентное решение в пользу китайской компании.

В 2009 г. французы уступили «^аИаИа» 51% доли в совместных предприятиях, после чего конфликт был закрыт16.

В заключение следует сказать, что китайская юридическая наука стремительно развивается, создаются центры изучения зарубежного и китайского права, строятся юридические институты, проводятся международные конференции по актуальным проблемам права, и все это при том, что китайская правовая система строилась в короткие сроки, ставя перед собой глобальные и трудновыполнимые задачи.

Изучение положительного опыта современной КПС позволило нам сделать вывод о ее серьезной научной и практической значимости в жизни китайского общества. Кроме того, хочется отметить и то обстоятельство, что ряд особенностей, ее характеризующих, могут быть достаточно эффективно использованы и в современной российской правовой и политической жизни.

В частности, хотелось бы предложить активно использовать в правотворчестве Российской Федерации институты принятия опытных (экспериментальных) законов, вступление в законную силу которых может быть связано с итогами положительной их оценки соответствующими общественными институтами (ст. 3 Конституции РФ).

Кроме того, представляется, что ряд отраслей современной российской правовой системы (налоговое законодательство, законодательство об административных правонарушениях) нуждается в дополнительной систематизации, способной устранить имеющиеся коллизии.

1 Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII — XIII вв.) / АН СССР. Институт востоковедения. М.: ГРВЛ, 1986. С. 3.

2 13-я Поправка к Конституции КНР, принятая 15.03.1999 г. на втором заседании Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва, которая закрепляет необходимость построения социалистического правового государства. (См.: Жэньминь жибао. 1999. 17 марта)

3 Статья 6 Конституция КНР 1982 г. (в ред. 2018 г.) // https://chinalaw.center/constitutional_law/china_ сошШи1юп_геу1зе(1_2018_гш81ап

4 Марченко. М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.С. 451.

5 Трощинский П.В. Влияние традиций на право современного Китая // Журнал рос. права. 2014. № 8. С. 94.

6 Трощинский П.В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник Ун-та им. О.Е. Кутафина. 2015. № 5. С. 133.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

7 Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесян-ца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004.

8 Лафитский В.И. Юридическая наука: история и современность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. №3. C. 26.

9 Ань Жанъ. Статус и функция Конституции в правовой системе с китайской спецификой // Правовой сад молодежи. 2012. № 4. (На кит. яз.)

10 Конституция КНР 1982 г. (в ред. 2018 г.) // https:// chinalaw.center/constitutional_law/china_ constitution_ revised_2018_russian

11 Трощинский П.В. Особенности социалистической правовой системы с китайской спецификой // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 6. С. 125.

12 Конституция КНР 1982 г. (в ред. 2018 г.) ...

13 Трощинский П.В. Особенности социалистической правовой системы с китайской спецификой... С. 126.

14 Там же. С. 130.

15 Трощинский П.В. Правовая система Китайской Народной Республики... С. 113.

16 Подроб. об этом деле см.: David Lawrence and Johnny Patterson. FPC Briefing: Rule of Law in China: A priority for businesses and Western Governments // The foreign policy center. 2018. P. 9.

Библиографический список

1. Конституция КНР 1982 г. (в ред. 2018 г.) // https://chinalaw.center/constitutional_law/china_ constitution_revised_2018_russian

2. Конституции КНР 1975 г. // http:// maoism.ru/3213.

3. Жэньминь жибао. 1999. 17 марта.

4. Ань Жанъ. Статус и функция Конституции в правовой системе с китайской спецификой // Правовой сад молодежи. 2012. № 4. (На кит. яз.)

5. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII - XIII вв.) / АН СССР. Институт востоковедения. М.: ГРВЛ, 1986. 264 с.

6. Лафитский В.И. Юридическая наука: история и современность // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. №3.

7. Марченко. М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001. 560 с.

8. Нерсесянц B.C. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.

9. Трощинский П.В. Влияние традиций на право современного Китая // Журнал рос. права. 2014. № 8.

10. Трощинский П.В. Особенности социалистической правовой системы с китайской спецификой // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 6.

11. Трощинский П.В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник Ун-та им. О.Е. Кутафина. 2015. № 5.

12. David Lawrence and Johnny Patterson. FPC Briefing: Rule of Law in China: A priority for businesses and Western Governments // The foreign policy center. 2018.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.