Юриспруденция
УДК 34
DOI 10.21661/r-508485
Косаткина О.В.
Правовая символика
Аннотация
В статье рассмотрены особенности использования правовой символики в Российской Федерации, отдельное внимание уделяется требованиям, установленным для правовых символов, а также рассматриваются существующие в настоящее время проблемы практического использования правовых символов.
I
Ключевые слова: правовая культура, требования, правовые символы, правовая символика, проблемы правоприменения.
Kosatkina O.V.
Legal Symbols
Abstract
The article is devoted to the features of legal symbols use in the Russian Federation, special attention is paid to the requirements established for legal symbols, as well as the existing problems of legal symbols practical use are defined in the article.
I Keywords: requirements, legal culture, legal symbols, juridic symbolism, problems of law enforcement.
В настоящее время, символика является составной частью культуры, культурного достояния человечества, что представляется достаточно важным. Особенное место отводится правовой символике, т.к. в ней устанавливается смысл, содержание политико-правовой жизни государства, существующая объективная реальность. В правовых символах для личности и общества формируется отражение правовой действительности, государственного устройства, важнейших принципов государства (для Российской Федерации суверенитет, федерализм, мно-гонациональность и пр.).
Можно сказать, что в правовых символах происходит соединение в едином элементе общей и юридической культуры. Кроме указанного, следует отметить, что использование правовой символики происходит как в рамках внутригосударственного, так и международного взаимодействия. Очевидно, что в таком свете правовая символика выступает универсальной формой контакта, установления взаимопонимания между различными народностями.
На сегодняшний день в юридической науке сложилось весьма определенное понятие о правовых символах, мнения ученых практически единодушно в данном вопросе сходятся. Как отмечает М.Л. Давыдова: «В отечественной юридической литературе под правовыми символами традиционно понимаются закрепленные
64 Интерактивная наука | 10 (45) • 2019
законодательством условные образы (замещающие знаки), используемые для выражения определенного юридического содержания и понятные окружающим людям. При этом фактически названный термин часто используется для обозначения близких, но различных по своей природе явлений» [13, с. 4].
Стоит заметить, что толкование понятия правовая символика происходит как в узком, так и в широком смысле. Исходя из узкого понимания вопроса, правовые символы рассматриваются в контексте символов, которые установлены или санкционированы системой действующего законодательства. Также, данные символы носят название нормативных или законодательных. Фактически, узкий подход к исследуемому вопросу является наиболее распространенным.
В широком охвате, правовая символика охватывает все те символы, которые входят в правовую культуру конкретного общества, а также интегрированы в его правовую систему. Сюда относятся символы, которые закреплены законодательно, и те символы, которые в законодательстве не отображаются, но воспринимаются обществом, отдельными гражданами как правовые, в связи с тем, что в общественном правосознании символизируют те или иные правовые ценности. В качестве примера можно привести символ правосудия - Фемиду.
Существуют весьма различные классификации правовых символов, например, охраняемые позитив-
Legal studies
ным правом символы и запрещенные, классификация по форме выражения, по степени устойчивости и пр. Следует отметить, что кроме указанных классификаций, существует и множество других. Ученые ставят в основу разделения тех или иных видов правовых символов различные основания, которых достаточно много, и они весьма разнообразны. Так, А.Ю. Глушаков предлагает следующую классификацию: «По субъекту права юридические символы могут быть подразделены на: символы государства; символы органов государственной власти и управления; символы должностных лиц государства (штандарт Президента РФ, судейская мантия); символы коммерческих и некоммерческих организаций; символы частных лиц.
В соответствии со смысловым значением, например, дорожные знаки подразделяются на: предупреждающие; знаки приоритета; запрещающие; предписывающие; информационно-указательные; знаки сервиса; дополнительной информации» [12, с. 27-28].
Также, правовые символы можно разделить исходя из формы государственного устройства, в РФ это следующие уровни:
- федеральные символы;
- символы субъектов РФ;
- символы, созданные в рамках местных муниципальных образований.
Правовое регулирование, которое охватывается символами или же затрагивает их прямо либо косвенно, разделяется и по отраслевому признаку - международное, конституционное, гражданское, административное право и пр. Правовые символы могут исходить из той отрасли жизнедеятельности, где они используются, например, здравоохранение, энергетика, образовательная среда и т.д. Свои правовые символы могут быть, как правило, и у каждой из ветвей государственной власти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовые символы занимают огромное место в современной общественной и государственной жизни. Ими выполняется множество самых разнообразных функций. Использование правовых символов играет важное юридическое значение, обладает свойством юридического факта и может повлечь за собой как положительные, так и негативные последствия. Как правило, негативные последствия связаны с применением мер административной и уголовной ответственности.
Итак, в современном обществе в соответствии с государственной волей, произошло законодательное закреплений весьма большого количества правовых символов, которые окружают человека в повседневной жизни. Помимо этого, имеют место и правовые символы, не закрепленные на законодательном уровне, но тесно переплетающиеся с правом и правовыми явлениями, вызывающие четкую ассоциацию заложенного в них смысла.
Не вызывает сомнения тот факт, что вместе с применением правовых символов, тесно связаны вопросы правосознания, правовой культуры, а как следствие - и правового поведения. Правовая культура и такой ее эле-
мент как правосознание, существенно влияет на мотивацию правомерного поведения, важным элементом выступают правовые ценности, которые многое в правовой культуре личности определяют. Особенно важным в использовании правовых символов является развитие правовых ценностей, а также правовой идеологии и психологии, соответствующих вектору правового поведения.
На сегодняшний день перед государством стоит важная задача по преодолению негативных правовых явлений, и важную роль в этом могут сыграть элементы правовой символики. Между тем, исследуемые в рамках выбранной темы вопросы подтверждают предположение о том, что на сегодняшний день, в вопросах практического применения правовых символов не все складывается благополучно.
Представляется актуальной проблема использования правовых символов, отмеченная А.В. Безруковым: «Одной из наиболее актуальных проблем использования государственной символики является проблема неофициального использования государственных символов России. Официальное использование госсимволов регламентировано. При этом периодически возникают вопросы об использовании символики не только при обязательных процедурах» [8, с. 19]. Хотелось бы остановиться на данном вопросе более подробно.
В связи с тем, что в 2008 г. в ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» внесены были изменения, которые разрешают различным субъектам (как физическим, так и юридическим лицам), использовать неофициально флаг РФ, при условии, что данное использование не выражает надругательство над Государственным флагом РФ[2]. Данные поправки, по мнению законодателя, направлены на повышение таких качеств у населения, как патриотизм, формирование высокого уровня правовой культуры и пр. Все этом может достигаться при применении государственной символики. Подобная практика активно прослеживается в зарубежных странах (США, Швеция, Эстония и др.), когда практикуется свободное использование государственной символики.
Итак, смысл данной поправки сводится к тому, чтобы сблизить население страны с государственной символикой, тем самым создав повышенное чувство патриотизма, любви к Родине и других значимых эмоциональных состояний.
В рамках проведенного диссертационного исследования, К.В. Нужин указывает на то, что практическое применение государственных символов сводится к следующим основным формам:
- официальное использование;
- неофициальное использование [14].
Соответственно, при официальном использовании
применяется установленная законом процедура, регламент, правила. Если же использование неофициальное, имеет место ситуация, когда такое применение никакого официального значения не несет, а значит не применяются различные строго установленные и четкие правила, процедуры и пр. При этом из такого определения положения дел в части правовых символов есть некоторые
Юриспруденция
исключения. Так, Закон Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 г. №41-03 регламентирует порядок неофициального использования флага [4]. Аналогичный порядок закреплен в Уставном законе Калининградской области от 4 мая 2010 г. №440, ст. 7 [6].
В свою очередь, в ст. 15 Закона Московской области от 15.07.2005 г №183/2005-03 говорится о том, что неофициальное использование герба Московской области означает использование герба или его воспроизведение в случаях, не предусмотренных ст. 12-14 законодательного акта (данные нормы регулируют порядок использования герба области или его воспроизведения) [5]. В остальных случаях такое использование осуществляется по решению Геральдической комиссии Московской области. Также установлены случаи, когда использование герба запрещено. В приведенных примерах можно проследить неоднородность решений субъектов РФ в части использования государственной символики, т.е. символики федерального уровня. Между тем, в данном вопросе прослеживается определенное несоответствие законодательно закрепленным положениям.
Государственное устройство является важнейшим элементом государства, в него входит способ организации территории, правовое положение составных частей государства и система их взаимоотношений. Как правило, государственное устройство предопределяет множество факторов. Конституция РФ провозглашает страну федеративным государством (ст. 5) [1].
Субъекты РФ по своему статусу не являются суверенными, но им присущи общие основные элементы государственности:
1. У субъектов РФ есть собственная территория -неотъемлемая часть территории РФ (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).
2. Наличие правовой базы конкретных субъектов по вопросам совместного ведения и компетенции субъектов.
3. Закрепленные предметы ведения и полномочия, установленные во исполнении правовых норм, закрепленных в Конституции РФ.
4. Право на формирование системы и структуры органов государственной власти и определение их компетенции. При этом должны соблюдаться основы конституционного строя (в т.ч. разделение властей -законодательная, исполнительная, судебная). Данное положение прямо отражено в нормах федерального законодательства [3].
5. Право на установление государственных символов субъекта и столицы (административного центра).
6. Право на наименование решается каждым субъектом самостоятельно. Как указано в ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, Постановлении КС РФ от 28.11.1995 №15-П, новое наименование субъекта подлежит включению в текст Конституции (ст. 65) указом Президента РФ [7].
Исходя из данного положения, становится очевидным, что все субъекты равнозначны в своем положении. Законодатель, определив на федеральном уровне возможность использования государственной символики, во многом дал возможность определить субъектам РФ те ситуации, в которых определяются основы для официального и неофициального применения федеральной и региональной символики. На сегодняшний день складывается ситуация, когда в субъектах РФ отсутствует единое понимание и практика применения государственной правовой символики, что существенно ухудшает реализацию конституционно закрепленного принципа равенства субъектов РФ. В настоящее время, назрела необходимость в формировании Концепции, определяющей вектор развития в части использования правовых символов (в т.ч. федерального и регионального значения), сопряжена данная Концепция должна быть с повышением уровня патриотизма населения. Не вызывает сомнения тот факт, что приведение региональной политики по применению государственной символики в единообразный вид, сможет устранить возникшие на сегодняшний день противоречия.
Помимо указанного, хотелось бы отметить некоторые проблемы, на которые указывают современные исследователи. Так, А.В. Безруков указывает на недостаточную правовую охрану государственного герба и предлагает расширить предмет преступления в рамках ст. 329 УК РФ [9]. В 2018 г. ученый проводит исследование вопросов правовой охраны государственной символики РФ и приходит к выводу, что в практическом применении законодательно закрепленные положения, направленные на ее защиту - не соблюдаются. При чем зачастую речь идет об исполнении вступивших в силу судебных решений [10]. По мнению Г.В. Беловой, в настоящее время, недостаточно хорошо работает механизм защиты публично-правовых образований, в т.ч. в части использования правовой символики [11].
Очевидно, что все указанные проблемы требуют более глубокого практического и теоретического осмысления, прикладных исследований для корректировки действующей нормативной базы по исследуемому вопросу. На сегодняшний день присутствует круг правоприменительных проблем в части использования правовой символики, которые требуется разрешить.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФК3, от 30.12.2008 №7-ФК3, от 05.02.2014 №2-ФК3, от 21.07.2014 №11-ФК3) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. -№31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 №1-ФК3 (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2000. -№52 (Ч. I). - Ст. 5020.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-Ф3 (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - №42. - Ст. 5005.
66 Интерактивная наука | 10 (45) • 2019
Legal studies
4. Закон Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 г. №41-ОЗ «О флаге Чукотского автономного округа» (принят Думой Чукотского автономного округа 29 октября 1997 г) (с изм. и доп. от 28.09.2015) // Ведомости. - 12.12.1997. - №4.
5. Закон Московской области от 15.07.2005 №183/2005-03 «О гербе Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 06.07.2005 №9/146-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 26.07.2005. - №137.
6. Уставный закон Калининградской области от 04.05.2010 №440 «О гербе и флаге Калининградской области» (принят Калининградской областной Думой 22.04.2010) // Калининградская правда (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области»). - 15.05.2010. - №84.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 №15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 04.12.1995. - №49. - Ст. 4868.
8. Безруков А.В. К вопросу о неофициальном использовании государственных символов Российской Федерации / А.В. Безруков // Наука. общество. Государство. Т.4. - 2016. - №1 (13). - С. 19-25.
9. Безруков А.В. Правовая охрана государственного герба Российской Федерации / А.В. Безруков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - №2 (38). - С. 94-99.
10. Безруков А.В. Проблемы использования государственного герба Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в материалах судебной практики / А.В. Безруков // Наука. Общество. Государство. Т.6. - 2018. - №3 (23). - С. 84-91.
11. Белова Г.В. Актуализация проблем правовой геральдики / Г.В. Белова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №4-4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vivliophica.com/artides/law/ 89279 (дата обращения: 05.06.2019).
12. Глушаков А.Ю. Символы в праве: признаки, классификация / А.Ю. Глушаков // Закон и право. - 2009. - №2. -С. 27-30.
13. Давыдова М.Л. Классификация правовых символов / М.Л. Давыдова // Актуальные проблемы российского права. -2008. - №4 (9). - С. 4-10.
14. Нужин К.В. Конституционно-правовое регулирование государственной символики в субъектах Российской Федерации / К.В. Нужин. - Саранск, 2009. -213 с.
References
1. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 6-FKZ, ot 30.12.2008 7-FKZ, ot 05.02.2014 2-FKZ, ot 21.07.2014 11-FKZ). Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.08.2014. 31. St. 4398.
2. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 25.12.2000 1-FKZ (red. ot 12.03.2014) "O Gosudarstvennom flage Rossiiskoi Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2014). Sobranie zakonodatel'stva RF. 25.12.2000. 52 (Chast' I). St. 5020.
3. Federal'nyi zakon ot 06.10.1999 184-FZ (red. ot 01.05.2019) "Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti subektov Rossiiskoi Federatsii". Sobranie zakonodatel'stva RF. 18.10.1999. 42. St. 5005.
4. Zakon Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 28 noiabria 1997 g. 41-OZ "O flage Chukotskogo avtonomnogo okruga" (priniat Dumoi Chukotskogo avtonomnogo okruga 29 oktiabria 1997 g.) (s izmeneniiami i dopolneniiami ot 28.09.2015). Vedomosti. 12.12.1997. 4.
5. Zakon Moskovskoi oblasti ot 15.07.2005 183. Ezhednevnye Novosti. Podmoskov'e. 26.07.2005. 137.
6. Ustavnyi zakon Kaliningradskoi oblasti ot 04.05.2010 440 "O gerbe i flage Kaliningradskoi oblasti" (priniat Kaliningradskoi oblastnoi Dumoi 22.04.2010). "Kaliningradskaia pravda" (vkladysh "Vedomosti Pravitel'stva Kaliningradskoi oblasti"). 15.05.2010. 84.
7. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 28.11.1995 15-P "Po delu o tolkovanii chasti 2 stat'i 137 Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii". Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.12.1995. 49. St. 4868.
8. Bezrukov, A. V. (2016). K voprosu o neofitsial'nom ispol'zovanii gosudarstvennykh simvolov Rossiiskoi Federatsii. Nauka. obshchestvo. Gosudarstvo. T.4, 1 (13), 19-25.
9. Bezrukov, A. V. (2016). Pravovaia okhrana gosudarstvennogo gerba Rossiiskoi Federatsii. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki, 2 (38), 94-99.
10. Bezrukov, A. V. (2018). Problemy ispol'zovaniia gosudarstvennogo gerba Rossiiskoi Federatsii i subekta Rossiiskoi Federatsii v materialakh sudebnoi praktiki. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. T.6, 3 (23), 84-91.
11. Belova, G. V (2015). Aktualizatsiia problem pravovoi geral'diki. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 4. Retrieved from https://vivliophica.com/articles/law/
12. Glushakov, A. Iu. (2009). Simvoly v prave: priznaki, klassifikatsiia. Zakon i pravo, 2, 27-30.
13. Davydova, M. L. (2008). Klassifikatsiia pravovykh simvolov. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 4 (9), 4-10.
14. Nuzhin, K. V (2009). Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoi simvoliki v subektakh Rossiiskoi Federatsii. Saransk.