Legal studies
УДК 34
DOI 10.21661/r-519354
Косаткина О.В.
Значение правовой символики в Российской Федерации
Аннотация
В статье рассмотрена сфера применения правовой символики во взаимосвязи с современными потребностями общества и государства. В исследовании использованы общие методы познания, а также специальные методы, применяемые в области правоведения, среди которых толкование закона, сравнительный анализ. Полученные результаты могут использоваться в информативных, методических и учебно-педагогических целях.
I
Ключевые слова: правовая культура, требования, формы, общественное развитие, правовая символика, правовой символ.
Kosatkina O.V.
Significance of Legal Symbols in the Russian Federation
Abstract
The article considers the scope of legal symbolism in relation to the modern needs of society and the state. The research methods used in this article included general methods of cognition, as well as special methods used in the field of law, including interpretation of the law and comparative analysis. The obtained results can be used for informative, methodical and educational purposes.
I Keywords: requirements, legal culture, social development, legal symbolism, legal symbol, forms.
Рассматривая значимость правовой символики для общественного и государственного развития, необходимо, прежде всего, обозначить, взаимосвязь с правовой культурой, общественным правопорядком и вопросами позитивного развития общества и государства.
Стоит заметить, что среди правовых символов выделяются:
- охраняемые позитивным правом символы;
- запрещенные.
Потребность в существовании такой классификации можно объяснить тем, что правовые символы могут быть закреплены в законе, а могут и не быть, но при этом не нести в себе отрицательной смысловой нагрузки. В свою очередь, те правовые символы, которые нарушают основы правопорядка, нравственности, общественной безопасности, признаются запрещающими. В отдельных случаях их использование ведет к административной (применение нацистской символики к ст. 20.3 КоАП РФ [4]) и уголовной ответственности (ст. 282 УК РФ [3] и др.).
А.Н. Павлов предложил собственную классификацию запрещенных символов, разделив их на предметные, символы-действия, изобразительные символы,
звуковые, языковые символы, цифровые и буквенные аббревиатуры, рунические и комбинированные символы. А исходя из содержания, ученый выделяет следующие запрещенные символы - нацистские, фашистские, расистские, националистические, религиозные и социальные [11]. Соответственно, данная классификация также полезна, в частности, в вопросах квалификации противоправного использования запрещенных символов отдельными гражданами и группами лиц.
И.К. Морозов по поводу запрещенных символов указывает следующее: «Представляется, что их особое положение в системе правовых символов, неправовой характер - все это требует обособления и раскрытия особенностей через категорию юридически-значимых символов» [8].
Затрагивая весь спектр правовой символики, как закрепленной, так и не закрепленной в законе, можно отметить, что в качестве традиционной выступает та классификация правовых символов, в основу которой положен аспект, связанный с внешним выражением. В связи с тем, что в настоящее время представлено достаточно большое количество правовых символов, число видов, представляемых в той или иной классификации разными авторами, весьма варьирует.
Юриспруденция
К числу наиболее развернутых классификаций следует отнести классификацию, созданную A.B. Никитиным, выделяющим разновидности правовых символов: предметные, символы-действия, изобразительные, звуковые, световые, языковые или словесные символы [10, с. 448]. Очевидно, что в рамках данной классификации возможно говорить о принадлежности одного и того же символа к разным группам. Представляется важным отметить, что возможно также разделение правовых символов на статичные и динамичные. A.B. Никитин выделяет «постоянные» и «временные» [9, с. 23].
Также классификация правовых символов происходит с позиции нормативно-правового предписания, которое включает упоминание определенного правового символа:
- символы, содержащиеся в гипотезе правовой нормы (ст. 7 ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» [1], п. 1. ст. 17.12 КоАП РФ и др.);
- символы, которые упоминаются в диспозиции правового предписания (ст. 3 ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» [2]; п. 2 ст. 11. ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [5]);
- нормы, имеющие расшифровку значения (ч. 1 ст. 1 ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации») и пр. Следует отметить, что такие определения могут носить описательный характер, пояснительный характер, изображать правовой символ и пр.
Несомненно, правовые символы играют важную роль в общественном и государственном развитии, в возникающих правоотношениях.
Следует отметить, что кроме указанных классификаций, существует и множество других. Ученые ставят в основу разделения тех или иных видов правовых символов различные основания, которых достаточно много.
Правовое регулирование, которое охватывает правовую символику или же затрагивает ее прямо либо косвенно, разделяется и по отраслевому признаку -международное, конституционное, гражданское, административное право и пр. Правовая символика может исходить из той отрасли жизнедеятельности, где они используются, например, здравоохранение, энергетика, образовательная среда и т. д. Свои правовые символы могут быть, как правило, и у каждой из ветвей государственной власти.
Правовой символ является своеобразным средством для формализации юридического содержания для придания ему определенной четкости, образности и пр. Исходя из тех мнений, которые высказываются в отечественной юридической науке, можно отметить группы требований, затрагивающие правовые символы:
- форма правового символа, т. е. соответствие символа тому описанию, которое сформулировано на законодательном уровне);
- требования, которые предъявляются к порядку изготовления символа;
- требования, сформулированные по отношению к порядку использования правового символа.
Следует обозначить то, что, исходя из выражения правового символа, требования к нему будут корректироваться в ту или иную сторону. На современном этапе отмечается наличие правовых символов с нетрадиционными способами изложения государственно-властных велений. Здесь следует обратить внимание на следующие формы: таблицы; рисунки; картографические знаки; бланки.
Само формирование таких средств правового регулирования становится причиной появления более совершенных и экономичных способов для их формального закрепления, и в современных условиях все более удобным закрепить ту или иную государственную волю в виде правового символа. Как ранее было отмечено, символ приобретает нормативное содержание в связи с наличием следующих действий:
- принятием его органом государственной власти (в качестве примера можно привести награды [6]);
- путем его официального признания символа государством, его существования при условии правомерности (в качестве примера можно привести печать юридического лица).
По мнению Н.С. Гончаровой, важное значение имеет информативная содержательность правового символа [7, с. 70]. Зачастую, правовыми символами могут пользоваться не всего субъекты (например, государственные награды). Действительно, в этом мнении отражаются и вопросы, связанные с использованием правовых символов, которые не всегда допускается применять и использовать обширному количеству субъектов, основываясь на простом волеизъявлении того или иного лица.
Следует обратить внимание на мысль, высказанную О.И. Шарно, указывающую на то, что правовой символ представляет собой средство, которое имеет техническую сущность. Автор рассматривает правовые символы с позиции юридической техники, в котором реализуется тот или иной правовой материал. Исходя из своего содержания и предназначения, правовой символ находится в диапазоне от условного образа до знака, которые используются в особом процедурном режиме, вплоть до обеспечения соблюдения правового режима символа принудительной силой государства [12, с. 83]. По мнению О.И. Шарно, тесной является связь правовых символов с системой правового регулирования, уважением к закону и правомерным поведением [12, с. 83].
Правовые символы в отдельных случаях имеют ценность для узкого круга лиц, речь идет о закрепленных на государственном уровне символах. Как ранее было отмечено, не является обязательным закрепление правовых символов на уровне нормативных правовых актов, и такое положение вещей н снижает связь символа с правом, правовой культурой и пр. По этой причине, на сегодняшний день нельзя говорить о единых требованиях к правовым символам. Несомненно, они существуют и обозначены, но при этом важным моментом является закрепленность или не закрепленность правового символа на уровне государства.
_Legal studies
Таким образом, правовая символика занимает огромное место в современной общественной и государственной жизни. Ими выполняется множество самых разнообразных функций. Использование правовых символов играет важное юридическое значение, обладает свойством юридического факта и может повлечь за собой как положительные, так и негативные последствия. Как правило, негативные последствия связаны с применением мер административной и уголовной ответственности.
ь
References
1. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 25.12.2000 3-FKZ (red. ot 21.12.2013) "O Gosudarstvennom gimne Rossiiskoi Federatsii". Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.12.2000, 52.
2. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 25.12.2000 1-FKZ (red. ot 12.03.2014) "O Gosudarstvennom flage Rossiiskoi Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2014). Sobranie zakonodatel'stva RF, 25.12.2000, 52.
3. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 63-FZ (red. ot 04.11.2019). Sobranie zakonodatel'stva RF, 17.06.1996, 25.
4. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh ot 30.12.2001 195-FZ (red. ot 12.11.2019). Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.01.2002, 1 (Chast' 1).
5. Federal'nyi zakon ot 17.12.1998 188-FZ (red. ot 28.11.2018) "O mirovykh sud'iakh v Rossiiskoi Federatsii". Sobranie zakonodatel'stva RF, 21.12.1998, 51.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 07.09.2010 1099 (red. ot 06.05.2019) "O merakh po sovershenstvovaniiu gosudarstvennoi nagradnoi sistemy Rossiiskoi Federatsii" (vmeste s "Polozheniem o gosudarstvennykh nagradakh Rossiiskoi Federatsii", "Statutami ordenov Rossiiskoi Federats. Sobranie zakonodatel'stva RF, 13.09.2010, 37.
7. Goncharova, N. S. (2017). Pravovoi simvol: poniatie i priznaki. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (30), 67-74.
На сегодняшний день в юридической литературе существует множество точек зрений относительно тех оснований, которые могут быть положены в основу классификаций правовой символики, единый критерий не сформирован. Тем не менее, позиции ученых объединяет то, что в современных российских реалиях правовая символика занимает чрезвычайно важное значение и выполняют множество функций.
Литература
1. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 №3-ФКЗ (ред. от 21.12.2013) «О Государственном гимне Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2000. - №52 (Часть I). - Ст. 5022.
2. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) [Текст] // Собрание законодательства РФ. -25.12.2000. - №52 (Часть I). - Ст. 5020.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25. - Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) [Текст] // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. - №1 (Часть 1). - Ст. 1.
5. Федеральный закон от 17.12.1998 №188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 21.12.1998. - №51. - Ст. 6270.
6. Указ Президента РФ от 07.09.2010 №1099 (ред. от 06.05.2019) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации») [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 13.09.2010. - №37. - Ст. 4643.
7. Гончарова Н.С. Правовой символ: понятие и признаки [Текст] / Н.С. Гончарова // Вестник Воронежского государственного университета. - 2017. - №3 (30). - С. 67-74.
8. Морозов И.К. О понятии и особенностях запрещенных правовых символов / И.К. Морозов // Международный научно-исследовательский журнал. -2018. - №10 (76) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://research-journal.oig/law/o-ponyatnii-i-osobennostyax-zapreshhennyx-pravovyx-simvolov/
9. Никитин А.В. Правовые символы: автореферат дисс. ... канд. юрид. наук [Текст] / А.В. Никитин. - Н. Новгород, 1999. - 33 с.
10. Никитин А.В. Правовой символ как прием юридической техники // Проблемы юридической техники / А.В. Никитин. - Н. Новгород, 2000. - 541 с.
11. Павлов А.Н. Некоторые особенности классификации запрещенных символов [Текст] / А.Н. Павлов // Legal Concept. - 2013. - №4 (21). - С. 104-107.
12. Шарно О.И. Правовые символы как средства правоприменительной техники: дисс. ... канд. юрид. наук [Текст] / О.И. Шарно. - Саратов, 2014. - 183 с.
Юриспруденция_
8. Morozov, I. K. O poniatii i osobennostiakh zapreshchennykh pravovykh simvolov. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal. -2018, 10 (76). Retrieved from https://research-journal.org/law/o-ponyatnii-i-osobennostyax-zapreshhennyx-pravovyx-simvolov/
9. Nikitin, A. V. (1999). Pravovye simvoly, 33. Novgorod.
10. Nikitin, A. V. (2000). Pravovoi simvol kak priem iuridicheskoi tekhniki. Problemy iuridicheskoi tekhniki, 541. N. Novgorod.
11. Pavlov, A. N. (2013). Nekotorye osobennosti klassifikatsii zapreshchennykh simvolov. Legal Concept, 4 (21), 104-107.
12. Sharno, O. I. (2014). Pravovye simvoly kak sredstva pravoprimenitel'noi tekhniki, 183. Saratov.