Научная статья на тему 'Правовая регламентация термина «социальное сиротство»'

Правовая регламентация термина «социальное сиротство» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юрислингвистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дети-сироты / дети / оставшиеся без попечения родителей / дети / находящиеся в трудной жизненной ситуации / социальный сирота / социальное сиротство / сиротство / orphans / neglected children / children in difficult circumstances / social orphan / social orphanhood / orphanhood

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. М. Глянц

Статья посвящена исследованию существующих подходов к определению понятий «сиротство», «социальное сиротство», «социальный сирота» в федеральных и региональных нормативных правовых актах. Выявлен существующий в российском законодательстве пробел – отсутствие единообразного определения понятия «социальное сиротство». Определено, что применяемые в нормативных правовых актах понятийно-категориальные подходы не обладают универсальностью, что может привести к нарушениям прав и законных интересов соответствующих субъектов. Исследованы имеющиеся подходы к определению смежных понятий, таких как «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», и установлены терминологические границы между ними и понятием «социальное сиротство». Рекомендовано закрепить в отечественных официальных актах единое определение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота». В целях виктимологической защиты и виктимологической профилактики несовершеннолетних, как наименее защищенной категории граждан, предложено авторское определение термина «социальное сиротство» и социальная дифференциация социальных сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of the Term "Social Orphanhood

The article covers the study of existing approaches to the definition of the concepts of "orphanhood", "social orphanhood", "social orphan" in federal, regional and local regulatory legal acts. A gap existing in Russian legislation has been identified – the lack of a uniform definition of the concept of "social orphanhood". It is determined that the conceptual and categorical approaches used in normative legal acts do not have a universal character, which can lead to violations of the rights and legitimate interests of relevant entities. The available approaches to the definition of related concepts, such as: "orphaned children", "children left without parental care", "children in difficult life situations", are investigated, and terminological boundaries between them and the concept of "social orphanhood" are established. It is recommended to consolidate a single definition of the concepts of "social orphanhood" and "social orphan" in official domestic acts. For the purpose of victimological security and prevention of crime victims among minors, as the least protected category of citizens, the author's definition of the term "social orphanhood" and social differentiation of social orphans are proposed.

Текст научной работы на тему «Правовая регламентация термина «социальное сиротство»»

Юрислингвистика

Legil Linguistics, 2024, 33, 1 8-24,doi: https://doi.org/10.14258/leglinf2024)3304

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УДК347.9, ББК67.410.1, ГРНТИ 10.31.01, Код ВАК5.1.1

Правовая регламентация термина «социальное

сиротство»

Е. М. Глянц

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова ул. Московская, 42, 420111, Казань, Россия. E-mail: ekaterina1714@mail.ru

Статья посвящена исследованию существующих подходов к определению понятий «сиротство», «социальное сиротство», «социальный сирота» в федеральных и региональных нормативных правовых актах. Выявлен существующий в российском законодательстве пробел - отсутствие единообразного определения понятия «социальное сиротство». Определено, что применяемые в нормативных правовых актах понятийно-категориальные подходы не обладают универсальностью, что может привести к нарушениям прав и законных интересов соответствующих субъектов. Исследованы имеющиеся подходы к определению смежных понятий, таких как «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации», и установлены терминологические границы между ними и понятием «социальное сиротство». Рекомендовано закрепить в отечественных официальных актах единое определение понятий «социальное сиротство» и «социальный сирота». В целях виктимологической защиты и виктимологической профилактики несовершеннолетних, как наименее защищенной категории граждан, предложено авторское определение термина «социальное сиротство» и социальная дифференциация социальных сирот.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социальный сирота, социальное сиротство, сиротство.

Legal Regulation of the Term "Social Orphanhood"

E. M. Glyants

Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML) 42 Moskovskaya str., 420111, Kazan, Russia. E-mail: ekaterina1714@mail.ru

The article covers the study of existing approaches to the definition of the concepts of "orphanhood", "social orphanhood", "social orphan" in federal, regional and local regulatory legal acts. A gap existing in Russian legislation has been identified -the lack of a uniform definition of the concept of "social orphanhood". It is determined that the conceptual and categorical approaches used in normative legal acts do not have a universal character, which can lead to violations of the rights and legitimate interests of relevant entities. The available approaches to the definition of related concepts, such as: "orphaned children", "children left without parental care", "children in difficult life situations", are investigated, and terminological boundaries between them and the concept of "social orphanhood" are established. It is recommended to consolidate a single definition of the concepts of "social orphanhood" and "social orphan" in official domestic acts. For the purpose of victimological security and prevention of crime victims among minors, as the least protected category of citizens, the author's definition of the term "social orphanhood" and social differentiation of social orphans are proposed.

Key words: orphans, neglected children, children in difficult circumstances, social orphan, social orphanhood, orphanhood.

Введение

Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека. Государство руководствуется принципами приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности [Федеральный закон 1998].

В последнее десятилетие государством и обществом предпринимаются значительные усилия для создания несовершеннолетним полноценных условий жизни и развития в семье. Однако проблема сиротства продолжает

оставаться актуальной. Это крайне негативное явление продолжает существовать и требует постоянного внимания государства и общества. Так, по данным на 2023 год в России насчитывалось 375 700 детей-сирот [Фролова и^].

Сироты - одна из наименее защищенных категорий граждан. Забота о слабых членах общества, их всесторонняя поддержка - признак развитого правового государства и зрелого гражданского общества. Чем выше уровень развития государства и общества, тем эффективнее меры защиты и поддержки.

Немаловажное значение при решении социально-правовой проблемы имеет терминологический аппарат, используемый в доктрине и нормативных правовых актах. Отсутствие четких и понятных дефиниций приводит к неопределенности в понимании статуса лиц, нуждающихся в защите и поддержке со стороны государства.

До сих пор в отечественной доктрине и практике нет единого категориально-понятийного аппарата, который позволил бы однозначно ответить на вопрос, что же такое «сиротство», как это понятие соотносится с «социальным сиротством», какое из этих понятий шире?

Несмотря на значительное количество и высокую научную ценность трудов ученых-правоведов, необходимо констатировать, что проблема установления единообразного категориально-понятийного аппарата в рассматриваемой сфере в уголовно-правовой науке комплексно не исследована. Все это свидетельствует о несомненной актуальности темы исследования.

Цель исследования: изучение существующих в нормативных правовых актах подходов к определению понятий «сиротство» и «социальное сиротство», терминологический анализ рассматриваемых и смежных дефиниций, используемых в официальных документах разных уровней.

1. Нормативные правовые акты федерального уровня

В первую очередь следует остановиться на Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Федеральный закон 1996].

Ключевое для нас понятие дается в статье 1 этого закона, в котором законодатель указывает, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [Федеральный закон 1996].

Серьезных споров в правовой науке относительно содержания этого понятия нет, однако этот же федеральный закон гарантирует дополнительную социальную поддержку совершеннолетним лицам из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель [Федеральный закон 1996].

То есть закон, определяя сироту как ребенка в возрасте до 18 лет, в то же время распространяет социальные гарантии и на лиц с 18 до 23 лет, расширяя тем самым возрастные границы понятия ребенок-сирота. Фактически, категория дети-сироты гораздо шире, чем дефиниция, закрепленная в статье 1 рассматриваемого закона.

В отдельную категорию законодатель выделяет детей, оставшихся без попечения родителей. Это несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Следует отметить, что 8 июня 2020 года были внесены изменения в федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Федеральный закон 1998], что позволило расширить понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Законодатель постарался охватить как можно больше сложных ситуаций, в которых может оказаться несовершеннолетний. К категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были отнесены и дети-сироты.

С нашей точки зрения, поправки носят прогрессивный характер. Изменения в законе позволяют распространить на детей-сирот социальную поддержку, о которой говорится в этом законе.

Понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» теперь включает в себя следующие категории детей:

- дети-сироты;

- дети, оставшиеся без попечения родителей;

- дети-инвалиды;

- дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети - жертвы насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении;

- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [Федеральный закон 1998].

В целях комплексного исследования рассматриваемых проблем необходимо обратиться к подзаконным актам Российской Федерации.

В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 утверждены правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила).

В пункте 3 Правил указано, что в списки включаются «дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным...» [Правила 2019].

Лица, которые «достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список» [Постановление 2019].

Фактически указанные правила очерчивают круг лиц, имеющих аналогичные сиротам права на обеспечение жильем в рамках этого постановления. Это и дети-сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе и достигшие возраста 23 лет.

Кроме того, заслуживает внимания распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в образовательных организациях» [Распоряжение 2020], в котором раздел III посвящен целевой группе «Категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации».

К категории детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В этом же разделе раскрываются понятия «сирота (сиротство)» и «социальный сирота (социальное сиротство)».

Согласно распоряжению дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, у которого есть биологические родители, однако они не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. К числу социальных сирот данный нормативно-правовой акт относит и детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

В пункте 1.1. распоряжения раскрывается понятие «социальное сиротство». Его определяют как «социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими» [Распоряжение 2020].

При этом к детям-сиротам, согласно распоряжению, относятся дети из замещающих семей, дети-сироты из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров помощи семье и детям.

Отдельно следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не содержат в себе понятий «сиротство» и «социальное сиротство», в них не упоминаются ни сироты, ни социальные сироты.

Анализ нормативных правовых актов федерального уровня позволяет говорить о том, что единообразного терминологического подхода к интересующим нас терминам нет. Все это вызывает недопонимание у правоприменителя, который вынужден ориентироваться на некие перечни и списки, не имея возможности оперировать конкретными и точными терминами и определениями.

Следует особо отметить, что единственным нормативным актом, в котором содержится определение понятия «социальное сиротство», является распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в образовательных организациях».

2. Нормативные правовые акты регионального уровня

Исследование регионального терминологического аппарата в рассматриваемой сфере, основанное на понятиях федерального уровня, показало, что в таком законодательстве отсутствует определение понятия «дети-сироты».

Так, в частности, в статье 1 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» [Закон 2005] указано, что в законе используются понятия, определенные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» [Закон 2010].

В то же время в пункте 7 статьи 1 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 закреплено понятие «дети, нуждающиеся в помощи государства», - это дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию [Закон 2010]. Такое понятие отсутствует в федеральных нормативных правовых актах.

В законе Московской области от 29 декабря 2007 г. № 248/2007-0З «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» очерчивается круг отношений, на которые он распространяется. Это отношения, «возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти Московской области полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по очной форме обучения за счет средств бюджета Московской области или бюджетов муниципальных образований Московской области по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области» [Закон 2007].

Несмотря на довольно широкую сферу применения, указанный нормативный акт не содержит понятий, отличающихся от тех, что дает федеральное законодательство. Исходя из формулировок, используемых в законе, можно сделать вывод, что здесь также используется понятийный аппарат федерального законодательства.

Следующий пример региональных норм, касающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это статья 1 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 г. № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области», где закреплено, что для целей настоящего областного закона используются основные понятия и термины в значениях, определенных федеральным законодательством [Закон 2005].

Согласно статье 2 рассматриваемого закона законодательство в сфере социальной поддержки прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, состоит из Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и принятых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего областного закона и иных нормативных правовых актов Ленинградской области [Закон 2005].

Как мы видим, собственного понятийного аппарата по интересующей нас проблеме в законодательстве Ленинградской области нет.

Постановление Правительства Сахалинской области от 2 марта 2012 г. № 115 «О создании системы профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области» [Постановление 2012] также не содержит определений «сирот» или «социального сиротства», из чего мы делаем вывод, что данный акт опирается на федеральный понятийный аппарат.

Однако в пункте 2.1. рассматриваемого Постановления Правительства Сахалинской области в качестве одной из основных задач Общественного муниципального совета по работе с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, указывается организация межведомственного взаимодействия территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, действующих на территории муниципального образования, органов местного самоуправления, органов и учреждений системы профилактики муниципального образования, общественных объединений и организаций по работе с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, в целях предотвращения социального сиротства [Постановление 2012]. То есть конечной целью взаимодействия всех органов публичной власти является профилактика социального сиротства. Мы видим, что термин «социальное сиротство» используется, но содержание его не раскрывается.

3. Межведомственные нормативные правовые акты регионального уровня

Необходимо отметить, что 19 августа 2015 г. № 14-15 постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан был утвержден регламент взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации пилотного проекта по профилактике социального сиротства «Точка трезвости»

[Постановление 2015]. В постановлении используется термин «социальное сиротство», а сам документ направлен на профилактику этого явления. Но определения этому понятию акт не дает.

Так, 26 апреля 2016 года Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан вынесено постановление «О реализации пилотного проекта по профилактике социального сиротства "Точка трезвости"» № 11-16.

В абзаце 2 указанного постановления утверждается, что главной причиной сиротства является алкогольная зависимость родителей. Алкоголизм родителей в целом порождает неблагополучие семьи и ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, содержанию и уходу за своими детьми [Постановление 2016].

Также необходимо указать постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Кабинете Министров Республики Татарстан от 26 февраля 2021 г. № 02-21 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации проекта по профилактике социального сиротства "Точка трезвости" на 20212022 годы» [Постановление 2021].

В указанных постановлениях используется термин «социальное сиротство», но суть этого понятия не раскрывается. Из содержания этих нормативных правовых актов можно понять, что под социальными сиротами имеются в виду дети из семей, где злоупотребляют алкоголем. По крайней мере, эта категория четко обозначается в текстах рассмотренных актов.

Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаментом образования и науки Брянской области, Департаментом здравоохранения Брянской области был принят приказ № 332, № 420, № 137 от 24 марта 2020 г. «Об утверждении межведомственного плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства на территории Брянской области, на период до 2021 года» [Приказ 2020].

В этом документе также используется термин «социальное сиротство», разрабатываются мероприятия по борьбе с этим явлением, но содержание понятия не раскрывается.

Распоряжением Правительства Севастополя от 24 июля 2020 г. № 79-РП «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства, на территории города Севастополя на период до 2021 года» был утвержден соответствующий план мероприятий [Распоряжение 2021].

В распоряжении упоминаются причины социального сиротства. В их числе падение нравственности среди молодежи, распространение алкоголизма и наркомании и т.д. Социальное сиротство называется в числе приоритетных направлений политики государства.

Кроме того, в распоряжении дается определение термину «социальные сироты»: дети, оставшиеся без родительского попечения при живых родителях [Распоряжение 2021].

Таким образом, чаще всего в российском законодательстве используются термины «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации».

Заключение

В настоящее время назрела острая необходимость в формировании единообразного определения понятия «социальное сиротство», отсутствие которого не способствует выработке системного подхода к изучению этого социального явления.

Предложена социальная дифференциация социальных сирот по различным основаниям, среди которых:

- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- лица из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

- дети, формально имеющие родителей и проживающие в семье, но родители не исполняют свои обязанности по отношению к детям.

В целях виктимологической защиты и виктимологической профилактики несовершеннолетних, как наименее защищенной категории граждан, предложено авторское определение термина «социальное сиротство», под которым следует понимать сложное социально-экономическое, этико-правовое, криминологическое, психолого-педагогическое и морально-этическое явление, образуемое в результате недолжного исполнения родителями своих

обязанностей по воспитанию детей, влекущее криминогенное, виктимное либо иное антисоциальное поведение последних.

Литература

Закон г. Москвы от 30.11.2005 № 61 (в ред. от 27.12.2023 № 40) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» / Ведомости Московской городской Думы. 2006. № 1. ст. 312.

Закон города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве». URL: https://docs.cntd.ru/document/3718611

Закон Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-0З «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» / Ежедневные Новости. Подмосковье, № 245, 30.12.2007.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 11. - ст. 1416.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3802.

Областной закон Ленинградской области от 28.07.2005 № 65-оз (ред. от 15.02.2022) «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» (принят ЗС ЛО 28.06.2005) / Вестник Правительства Ленинградской области, № 39, 22.08.2005.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» / Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 22 ст. 2887 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» / Собрание законодательства РФ. 2019. № 15 (часть IV). ст. 1764.

Постановление Правительства Сахалинской области от 02.03.2012 № 115 (в ред. от 01.12.2015 № 479) «О создании системы профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми в Сахалинской области» / Губернские ведомости. 2012. 31 марта и 11 апреля.

Постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних об утверждении регламента взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации пилотного проекта по профилактике социального сиротства «Точка трезвости» от 19 августа 2015 года № 14-15. URL: https://docs.cntd.ru/document/429066662?marker Постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при КМ РТ от 26.04.2016 № 11-16 «О реализации пилотного проекта по профилактике социального сиротства "Точка трезвости"». URL: https://docs.cntd.ru/document/429056409

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при КМ РТ от 26.02.2021 № 02-21 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по реализации проекта по профилактике социального сиротства "Точка трезвости" на 2021-2022 годы». URL: https://rkdnrt.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2720743.pdf. Приказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области N 332, Департамента образования и науки Брянской области N 420, Департамента здравоохранения Брянской области N 137 от 24.03.2020 «Об утверждении межведомственного плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства на территории брянской области, на период до 2021 года». Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru.

Распоряжение Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2020 г. N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в образовательных организациях». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378772/

Распоряжение Правительства Севастополя от 24.07.2020 № 79-РП «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства, на территории города Севастополя на период до 2021 года». Официальный сайт Правительства Севастополя URL: http://sevastopol.gov.ru.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ. URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/ Фролова М. Тренд на усыновление: в России сократилось число детей - сирот. URL: https://iz.ru/1639913/mariia-frolova/trend-na-usynovlenie-v-rossii-sokratilos-chislo-detei-sirot.

References

Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved in the course of nationwide voting on 01.07.2020). Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2020. - № 11. - Art. 1416. Law of the City of Moscow dated 30.11.2005 No. 61 (as amended on 27.12.2023 No. 40) "On Additional Guarantees for Social Support of Orphans and Children Left without Parental Care in the City of Moscow". Vedomosti of the Moscow City Duma. 2006. No. 1. art. 312.

Law of the City of Moscow of April 14, 2010, No. 12 "On the Organization of Guardianship, Trusteeship and Patronage in the City of Moscow". Available from: https://docs.cntd.ru/document/3718611.

Law of the Moscow Region of 29.12.2007 No. 248/2007-OZ "On Providing Full State Support and Additional Guarantees of Social Support to Orphans and Children Left Without Parental Care". Daily News. Podmoskovye, № 245, 30.12.2007. Regional Law of the Leningrad Region of 28.07.2005 № 65-oz (ed. of 15.02.2022) "On additional guarantees of social support for orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care, in the Leningrad Region" (adopted by the LS of 28.06.2005). Bulletin of the Government of the Leningrad Region, № 39, 22.08.2005.

Resolution of the Government of the Russian Federation of May 24, 2014 № 481 "On the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care in them". Collection of Legislation of the Russian Federation of June 2, 2014 № 22 Art. 2887

Resolution of the Government of the Russian Federation of April 4, 2019. No. 397 "On the formation of the list of orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care, persons who belonged to the category of orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care and reached the age of 23, who are subject to provision with housing, exclusion of orphans and children without parental care, persons from among orphans and children without parental care, from the list in the subject of the Russian Federation at the former place of residence and their inclusion in the list in the subject of the Russian Federation at the new place of residence". Collection of Legislation of the Russian Federation. 2019. No. 15 (part IV). art. 1764. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from December 28, 2020 N R-193 "On approval of methodological recommendations on the system of functioning of psychological services in educational organizations". Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378772/.

Order of the Department of Family, Social and Demographic Policy of Bryansk Oblast N 332, Department of Education and Science of Bryansk Oblast N 420, Department of Health of Bryansk Oblast N 137 of 24.03.2020 "On Approval of the Interagency Action Plan ("road map") for the implementation of measures aimed at preventing child abandonment in Bryansk Oblast for the period up to 2021". Official Internet Portal of Legal Information Available from: http://www.pravo.gov.ru. Order of the Government of Sevastopol from 24.07.2020 № 79-RP "On approval of the Action Plan ("road map") for the implementation of measures aimed at preventing child abandonment in the city of Sevastopol for the period up to 2021". Official website of the Government of Sevastopol. Available from: http://sevastopol.gov.ru.

Federal Law of July 24, 1998 № 124-FZ "On Basic Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation". Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. № 31. Art. 3802.

Federal Law "On Additional Guarantees for Social Support of Orphans and Children Left Without Parental Care" dated 21.12.1996 No. 159-FZ. Available from:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/ Frolova, M. (2024). Trend on adoption: the number of orphans in Russia has decreased. Available from: https://iz.ru/1639913/mariia-frolova/trend-na-usynovlenie-v-rossii-sokratilos-chislo-detei-sirot.

Citation:

Глянц Е. М. Правовая регламентация термина «социальное сиротство» // Юрислингвистика. - 2024. - 33. - С. 18-24. Glyants Е. М. (2024) Legal Regulation of the Term "Social Orphanhood". Legal Linguistics, 33,18-24. I ("ОЕ^^^ИтИк work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.