УДК 338.4:007:004:330.342.146 (476)
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРОВ ЗНАНИЙ РОССИИ И БЕЛАРУСИ (АДАПТАЦИЯ ОПЫТА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН)
А.М. Баранов, 2018
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, кандидат экономических наук, доцент, Гомель, Белоруссия
Е.А. Западнюк, 2018
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, кандидат экономических наук, Гомель, Белоруссия
Аннотация: систематизированы основные особенности правовой регламентации кластерной политики Европейского союза, на основе опыта европейских стран выработаны институционально-правовые рекомендации по формированию системы мер совершенствования кластерной политики Евразийского экономического союза, сопоставлены основные законодательные акты, регламентирующие механизмы кластеризации России и Беларуси, на основе анализа которых выработаны институционально-правовые механизмы активизации и унификации создания кластеров знаний России и Беларуси.
Ключевые слова: экономика знаний, кластеры знаний, креативная корпорация, трансграничное сотрудничество, международные правовые нормы, законодательные акты.
LEGAL REGULATION FOR CREATION OF KNOWLEDGE CLUSTERS OF RUSSIA AND BELARUS (ADAPATTION OF THE EUROPEAN COUNTRIES EXPERIENCE)
A.M. Baranov, 2018
F. Skorina Gomel state University, associate Professor of the Department of economic theory and world economy, candidate of Economic Sciences (PhD), Docent of economy, Gomel, Belarus
E.A. Zapadnjuk, 2018
F. Skorina Gomel state University, associate Professor of the Department of economic theory and world economy, candidate of Economic Sciences (PhD), Gomel, Belarus
Summary: the main features of a legal regulation of cluster policy of the European Union are systematized, on the basis of experience of the European countries institutional and legal recommendations about forming of system of measures of enhancement of cluster policy of the Eurasian Economic Union are developed, the main legal acts regulating mechanisms of clusterization of Russia and Belarus on the basis of which analysis institutional legal mechanisms of activization and unification of creation of clusters of knowledge of Russia and Belarus are developed are compared.
Keywords: knowledge economy, knowledge clusters, creative corporation, cross-border cooperation, international precepts of law, legal acts
Введение. В настоящее время в мире не существует глобального межгосударственного нормативно-правового акта, который бы регулировал деятельность образовательных кластеров. Немногочисленные международно-правовые акты по этой проблематике являются региональными и не носят императивного характера.
Основная часть. В 90-х гг. XX века ЮНИДО при участии ООН выработала набор правовых регламентаций по взаимодействию правительственных структур европейских стран и частного бизнеса в рамках программ развития образовательных кластеров и сетей малых предприятий. В июле 2006 г. в Европейском союзе был одобрен и принят «Манифест кластеризации в странах ЕС», а в декабре 2007 г. одобрен и представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», который был окончательно утвержден 21 января 2008 г. в Стокгольме на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам. Основная цель принимаемых документов - увеличить количество кластеров в Европейском союзе, в целях повышение конкурентоспособности стран ЕС. По мере развития кластерного подхода институционально-правовые аспекты формирования кластеров изменялись и трансформировались [1]. В обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК
ООН) «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов», в качестве основных характеристик кластеров указывается вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических инноваций), что является основополагающим атрибутом информационных кластеров [2].
В настоящее время Европейский Союз перешел от Лиссабонской стратегии развития (2000-2010 гг.) к экономической стратегии «Европа-2020», в рамках которой процесс кластеризации должен стать одним из ключевых инструментов достижения большей конкурентоспособности стран Европы. В рамках принятой стратегии Европейской Комиссией сформулировано 7 ведущих инициатив, в том числе инициатива «Промышленная политика в эру глобализации» основным постулатом которой является «продвижение кластеров и улучшение доступа к источникам финансирования сетевых структур». Значительное внимание в Стратегии уделено также проблеме финансирования инноваций в пост-кризисных условиях, что также является ключевой проблемой развития промышленно-инновационных кластеров [3].
В настоящее время Европейская комиссия прилагает значительные усилия по улучшению условий межгосударственного взаимодействия между кластерами разных европейских стран. Основной инициативой, направленной на развитие трансграничных кластеров в Европе, является программа «Транснациональный кластерный альянс в целях поддержки усиления кооперации и сотрудничества», которая объединяет семь ведущих европейских кластерных агентств, отвечающих за мероприятия по развитию кластеров и сотрудничающих в целях выработки стимулирующих политик и инструментов реальной поддержки кластеров на уровне ЕС. В качестве успешных примеров такой деятельности можно привести «Bio Valley Basel» - совместная программа Швейцарии, Германии и Франции по развитию трансграничного биотехнологического кластера. Цель программы - объединение сильных биотехнологических компаний Северо-Запада Швейцарии (регион вокруг Базеля), Южного Бадена (Германия) и Эльзаса (Франция). Программа объединяет более 300 компаний, включая глобальных лидеров в фармацевтическом секторе и агробизнесе. Данная кластерная программа действует как один из самых больших биотехнологических регионов в Европе [4].
Институционально-правовое поле кластерной поддержки на уровне официальных органов ЕС является достаточно комплексным, в качестве современных особенностей регулирования и поддержки кластеров в ЕС в рамках программы «Европа-2020» можно отметить, что кластерные политики отдельных стран ЕС довольно часто составляют часть политик по развитию инноваций и формированию регионов знаний - таким образом, промышленно-инновационные кластеры воспринимаются как механизмы распространения знаний и инновационных продуктов.
В последние годы наблюдается ориентация на финансирование официальными органами Евросоюза проектов, предполагающих формирование сетевого сообщества самих организаторов и участников кластеров (в частности, Инициатива по совершенствованию европейских кластеров, взаимодействие между кластерами и интернационализация процесса образования кластеров, в которых органы ЕС в целом играют основополагающую роль. Взаимодействие между кластерами в Европейском союзе сводится к обмену опытом и знаниями, поиску иностранных участников кластера для выхода на новые рынки. Подразумевается, что благодаря политике Европейской комиссии по упрощению различных барьеров, увеличению инвестиций и получению равного доступа к информации и знаниям, компании кластеров будут улучшать взаимодействие с другими транснациональными структурами в разных частях Европы и мира.
Таким образом, институционально-правовая среда Европейского союза, одного из ключевых торгово-экономических партнеров Беларуси в рамках принятых программ кластеризации опирается на 3 основных элемента, характерных для кластеров знаний: формирование сетевых структур, транснационализация процесса образования кластера, создание механизмов распространения инноваций и знаний.
Как показывает опыт ЕС развитие кластеров является перспективным инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики. Для государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) развитие кластерной формы организации производства может играть
ключевую роль в повышении конкурентоспособности и стимулировании инновационного развития, повышения уровня занятости населения.
При рассмотрении вопроса о внедрении кластерного подхода на уровне ЕАЭС целесообразно использовать опыт ЕС по формированию наднациональной системы мер по стимулированию кластеров. На наднациональном уровне ЕАЭС может быть создана Евразийская комиссия, как главный исполнительный орган, принимающий решения о создании различных инициатив по развитию кластеров, а также утверждающим межгосударственные программы по финансированию инновационных и кластеров знаний. Соответственно целесообразным будет выработка необходимой правовой базы для создания программ транснационального кластерного сотрудничества и соответствующих органов Евразийского экономического союза, в первую очередь в области информационных технологий.
В рамках ЕАЭС может быть создано структурное подразделение по разработке и выполнению программ развития кластеров (по аналогии с Директоратом предпринимательства и промышленности ЕС), которое будет центральным элементом взаимодействия ядер кластеров знаний, координирующим и направляющим их деятельность. В Европейском союзе подобный орган координирует создание различных площадок, где взаимодействуют представители науки, бизнеса и государства с целью обмена опытом по развитию кластеров (Европейская кластерная обсерватория) и вырабатывает рекомендации для Европейской комиссии по совершенствованию правового поля, финансовой, налоговой, бюджетной политики на уровне ЕС (Европейская группа по кластерной политике). Также на подобных площадках (Европейский кластерный альянс), помимо обмена опытом, обсуждения различных проблем и выработки рекомендаций, происходит встреча представителей кластеров, заинтересованных в поиске новых партнеров и реализации совместных проектов. В ходе подобных встреч фирмы кластеров разных стран выявляют интересные направления сотрудничества, разрабатывают совместные проекты, приступают к реализации новых бизнес-идей [5].
Опыт ЕС может лечь в основу формирования схожего механизма в рамках развития кластерного подхода в ЕАЭС, однако при этом необходимо сопоставление и унификация кластерных инициатив России и Беларуси, выработка единой кластерной политики. Основные законодательные акты, регулирующие процессы формирования кластеров знаний в России изложены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные законодательные акты, регулирующие процессы кластеризации в России [6,7,81_
Год Законодательные акты Механизмы кластерной политики
19992015 Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 22 августа 2004 г., 18 октября 2007 г., 27 декабря 2009 г., 2 июля 2013 г., 20 апреля 2015 г.) Развитие кластеров обеспечивается в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета
2005 Постановление Правительства РФ № 249 от 22.04.2005 г. «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». На конкурсной основе осуществляется выделение субсидий субъектам Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.
2005 Федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах» Использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с законом, открывает благоприятные
возможности для развития кластерных проектов
2006 Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации № 38-р от 19.01.2006 г. В Программе указывается на проведение экспериментов по реализации мер кластерной политики на региональном и муниципальном уровнях, также она определяет число основных направлений развития кластерного подхода, среди которых долевое финансирование аналитических исследований структуры кластера; создание в кластерах центров по обмену знаниями, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера; реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки и т. д.
2006 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года В данном документе стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров -одна из подзадач модернизации экономики.
2012 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года На уровне регионов в данную стратегию входят методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, кластерные программы, в которых определены цели, задачи и принципы кластерной политики. В настоящее время формирование кластеров предусмотрено в нормативно-правовых актах инновационного законодательства субъектов РФ.
Следует отметить, что в законах, регулирующих инновационную деятельность, применение кластерной политики широкого распространения не получило: из 52 законов, принятых в 47 субъектах РФ, кластеры упоминаются только в законах двух регионов - Алтайского края и Новосибирской области (3,8%). В настоящее время в РФ реализуется 29 программ, 9 концепций и 2 стратегии инновационного развития. Формирование кластеров предусмотрено в 11 из них (27,5% от принятых документов). Примером успешно развивающегося транснационального кластера в России является г. Калуга, в котором активно осуществляется производство автомобилей и автокомпонентов, основой которого стали компании Volkswagen, Volvo Truck, PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors.
Таблица 2 - Основные законодательные акты, регламентирующие кластерную политику
Беларуси
Год Законодательные акты Механизмы кластерной политики
20082015 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2008 г. № 825 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь»; Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. № 148-З; Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы [9, 101 В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в республике создана сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.
2010 Закон Республики Беларусь 07.12.1998 № 213-3 «О свободных экономических зонах» с изм. и доп. от 13 июля 2016 г. № 397-3 [11] К важнейшим целям развития свободных экономических зон относятся стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объёма экспорта.
20112020 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы; Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы Организация разработки и реализации инновационных проектов предполагает: концентрацию научно-технологического потенциала республики на формировании и развитии высокотехнологичных секторов национальной экономики (ИКТ, нанотехнологии, биотехнологии, робототехника и др.); организацию инновационных производств по выпуску экспорто-ориентированной продукции, в том числе созданной на основе зарубежных лицензий и патентов; формирование кластерных структур, обеспечивающих эффективную цепочку реализации инновационных идей от ее разработки до нахождения конкретного потребителя, развитие системы трансфера технологий; активизация деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.
2014 Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров Концепция разработана в целях оценки имеющегося в Беларуси потенциала и определения перспектив и организационно-экономического механизма стимулирования кластерного развития национальной экономики на период до 2020 года. Основными задачами концепции являются изучение и анализ имеющихся в Беларуси условий и предпосылок для кластерного развития национальной экономики, выявление проблемных вопросов, препятствующих формированию кластеров, и определение оптимальных способов и путей их решения, определение направлений реализации государственной кластерной политики
в условиях белорусской модели социально-экономического развития и определение организационно-правовых основ формирования системы господдержки кластерных проектов.
20162020 Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы Для закрепления инновационной специализации белорусского экспорта необходимо создание условий для трансфера технологий; развитие национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры в совокупности и расширение ее экспортных возможностей; формирование национальных инновационно-промышленных кластеров в области нано, биоиндустрии и фармацевтической промышленности, индустрии ИКТ, микроэлектроники; обеспечение ускоренного развития Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень", научно-технологических парков в качестве площадок для организации инновационных производств.
Шаги по стимулированию развития кластеров знаний в Беларуси потребуют наднациональной системы координации их поддержки, в результате деятельности которой будут вырабатываться рекомендации для участников транснационального кластера по проведению согласованной политики в этом направлении. Для реализации такого механизма на практике потребуется достижение определенных международных договоренностей путем разработки соглашения о межгосударственных программах промышленного развития.
Заключение. Для ликвидации трудностей создания кластеров знаний Беларуси и России в рамках ЕАЭС необходимо активизировать нормативно-правовое регулирование кластерной политики в следующих направлениях:
• создание наднациональных органов ЕАЭС, принимающих решения о реализации различных инициатив по развитию кластеров, а также утверждающих межгосударственные программы по финансированию инновационных и информационных кластерных проектов.
• закрепление на законодательном уровне создания транснациональных центров по обмену знаниями в рамках ЕС и ЕАЭС, привлечению заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластеров;
• закрепление механизмов транснациональной кластерной политики Беларуси в законодательных актах Республики Беларусь;
• обеспечение информационно-аналитической поддержки кластеров через формирование международных агентств, осуществляющих консультации и услуги предприятиям-резидентам кластеров, а также мониторинг реализации кластерных инициатив;
• реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки.
Список литературы
1. Безруких Д. В. Крюков А. Ф. Зарубежный опыт кластеризации в развитии экономики инноваций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2013. - № 9 - С. 1423
2. Информационная экономика / Б.В. Сорвиров, Р.М. Нижегородцев, А.М.Баранов ; под ред. Б. В. Сорвирова. - М.: Интеграция, 2015. - 383 с.
3. Рекорд С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. - Спб.: 2010 - 109 с.
4. Истомина Л.А. Кластеры и кластерная политика: генезис, эволюция. - Мн.: 2015 - 192 с.
5. О кластерной кооперации // Портал Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/Окластерной кооперации.pdf -Дата доступа: 15.07.2016.
6. О статусе наукограда Российской Федерации [Электронный ресурс] : 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ : в ред. Федер. закона от 20.04.2015 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». -М., 2015.
7. Об особых экономических зонах [Электронный ресурс]: 22 июня 2005 г. N 116-ФЗ: // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». - М., 2015.
8. Кочеткова С.А. Теоретические аспекты кластерной политики как стратегии регионального развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6- С. 10-18.
9. О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2008 г. № 825. - Минск: Амалфея, 2013.
10. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З. - Минск, 2013.
11. Баранов А.М. Кластеры как элемент интеграции Гомельского региона в мировую информационную экономику // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - №1. - С. 85-96.
12. Борздова Т.В. Инновационные кластеры в Республике Беларусь: возможности формирования // Современные гуманитарные и социально-экономические исследования // Материалы второй междунар. науч.-практ. конф. 26 сентября 2013 г. : в 3 т. - Т.3; под. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2013. - С. 39-46.
13. Правительство утвердило Национальную программу поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 годы// Национальный правовой интернет Портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа http://www.pravo.by/main.aspx?guid=222303 - Дата доступа: 17.08.2016.
УДК 378.11
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ФАКТОРЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Мычка С.Ю., Сушков В.Н., 2018 Воронежский экономико-правовой институт, старший преподаватель, Воронеж Воронежский институт развития образования, к.э.н., доцент, Воронеж
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы адаптации российских вузов к рыночным отношениям. На основе проведенных исследований предлагаются некоторые направления обеспечения конкурентоспособности вузов.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, маркетинг, стратегия, конкурентоспособность, рыночные отношения.
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE MARKET RELATIONS SYSTEM:
FACTORS OF COMPETITIVENESS
Mychka S.Yu., Sushkov V.N., 2018 Voronezh Institute of Economics and Law, Senior Lecturer, Voronezh Voronezh Institute for Educational Development, Candidate of Economic Sciences, Associate
Professor, Voronezh
Abstract: the article examines the problems of adaptation of Russian universities to market relations. On the basis of the conducted studies some directions of ensuring the competitiveness of universities are proposed.
Key words: higher education institutions, marketing, strategy, competitiveness, market relations.