Основные предпосылки
формирования
кластеров
Резюме. Описаны условия и предпосылки кластеризации экономики Беларуси, а также проблемы, препятствующие формированию региональных кластеров на базе субъектов малого и среднего предпринимательства. Определены направления реализации и организационно-правовые основы государственной кластерной политики в условиях национальной модели социально-экономического развития.
Ключевые слова: кластер, экономика Беларуси, региональное развитие, государственно-частное партнерство, малое и среднее предпринимательство, бизнес.
Реформирование отношений собственности, предусматривающее расширение сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), инвестиционно-структурная перестройка экономики Беларуси, нацеленная на постепенное замещение исчерпавших свой жизненный цикл традиционных отраслей производством 5-го и 6-го технологических укладов, необходимость активизации экономической деятельности на территориях, где уровень благосостояния населения ниже среднереспубликанского,- таковы предпосылки появления в стране различных видов кластеров.
Василий Арсенов,
доцент кафедры управления региональным развитием
Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Государственно-частное партнерство
Для обеспечения устойчивого равномерного регионального развития необходимо построить сеть территориально-производственных и других взаимосвязанных точек экономического роста. Важно совершенствовать механизмы поддержки проектов, направленных на повышение
конкурентоспособности предприятий и эффективности их кооперации; создавать благоприятные условия для функционирования объединений, включая государственно-частное партнерство, снижение административных барьеров, постепенное ослабление отраслевого управления и усиление территориального, обусловленного естественным развитием рыночных отношений [3].
Государственная помощь предусматривает субсидирование затрат на организацию деятельности центров кластерного развития национальной экономики, в частности на инфраструктуру (центры коллективного пользования оборудованием, испытательные лаборатории); предоставление помещений для участников кластера и обеспечение их комплексом определенных услуг на единой территории.
Кластеры способствуют активизации инновационной деятельности путем формирования вертикальных и горизонтальных связей за счет накопления знаний коммерческого и производственного
Рис. 1. Модель
государственно-частного партнерства в рамках кластера [5]
характера и их быстрой диффузии, внутренней конкуренции, сотрудничества (в том числе технологического), как способа генерирования новых идей и возможностей, как метода привлечения инвестиций на международном уровне в рамках кластеров (СП, фран-чайзинговые предприятия, транснациональные корпорации) и государственно-частного партнерства [6].
Принципы формирования кластерной политики [3]:
■ многоуровневость - управление должно осуществляться
на национальном, региональном, межрегиональном и микроуровне;
■ экономическое стимулирование кластеров - ориентация на косвенные методы поддержки, а не на прямое субсидирование отдельных отраслей промышленности
и предприятий;
■ организационное стимулирование - не вмешательство в процессы кластеризации, а создание условий для развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства;
■ поддержка перспективных кластеров - льготы, кредиты, гранты.
Одновременно государство должно сконцентрировать
усилия по собственной поддержке кластеров, в частности по устранению барьеров, и способствовать экспорту за пределы региона, развитию программ обучения и переподготовки, связей с наукой; инфраструктуры кластера, стандартизации, стимулированию инвестиций, организации специальных мероприятий, проведению антимонопольной политики, страхованию рисков и др. [6].
Модель государственно-частного партнерства в рамках кластера приведена на рис. 1.
Объект кластерной политики характеризуют следующие показатели: экономический рост (валовой продукт и темп его роста); конкурентоспособность (средний уровень по всем предприятиям); инновационная активность (удельный вес инновационно активных организаций, доля инновационных товаров в общем объеме производства).
Обеспечить экономический эффект кластеризации должны сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство. Сетевое сотрудничество - процесс
установления длительных формальных и неформальных отношений между субъектами кластера, объединенными в технологической цепи вертикальными и горизонтальными связями, основанными на доверии и общих для кластера (делового сообщества) целях, нормах, традициях, правилах, обычаях.
Главное отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании, входящие в его состав, не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и сотрудничать с любыми предприятиями, в том числе вне своей сети.
В мировой экономике инновационные кластеры включают в себя сеть организаций, поддерживающих промышленные инновационные компании и научные институты. Однако для развития высоких технологий нужен огромный капитал. Пятый и шестой технологические уклады требуют больших финансовых вливаний. Если малые фирмы просто объединятся, они не смогут создать высокотехнологичные кластеры. В подобных проектах без крупных предприятий не обойтись.
Министерство экономики Республики Беларусь выступило с инициативой внедрения такой формы интеграции науки, образования и бизнеса, как инновационно-промышленные кластеры, в рамках которых научные разработки и инновации будут получать финансовую подпитку от предприятий реального сектора -и работать, соответственно, в их интересах.
Постановлением Совета Министров от 16.01.2014 г. №27 утверждены Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, а также мероприятия по ее реализации на период до 2020 г. [4]. Документ оценивает имеющийся потенциал и перспективы. Подчеркивается, что объединение малых и средних предприятий (МСП) в кластеры будет способствовать повышению эффективности их деятельности.
Классификация потенциальных кластеров Республики Беларусь
Разработанная нами классификация потенциальных кластеров, которые могут быть образованы в нашей стране, представлена на рис. 2.
В соответствии с вариантом структуры инновационно-промышленного кластера, предложенным в работе [6], ядром кластера могут быть Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) и Национальная академия наук. Опора на науку - залог
успеха. Внутренние взаимосвязи (с инфраструктурой интеллектуального и финансового капитала, непосредственно с предприятиями) обеспечивают развитие аутсорсинга, когда МСП производят продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов образования.
Формирование кластера способствует снижению издержек, улучшению кадрового обеспечения предприятий, появлению инфраструктуры для НИОКР и возможностей для более успешного выхода на внешние рынки, получению дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не только свойствами товаров, но и наличием развитых систем их продвижения.
Примеры успешной кластерной модели - научно-технологическая ассоциация «Инфопарк» (на 01.10.2015 г. в ее состав входила 61 компания различных форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями и юридическими лицами); Парк высоких технологий; Республиканская ассоциация наноиндустрии, объединившая более 20 организаций.
Компании эффективно взаимодействуют по горизонтали -друг с другом, совместно участвуя в прибыльных международных проектах, и по вертикали - с госорганизациями.
Кластеры НАН Беларуси (их около 30 по разным традиционным отраслям науки) объединяют как фундаментальные и прикладные исследования, так и производство готовой продукции. Планируется освоить новые сферы знаний, в первую очередь это касается ИТ-сферы, производства летательных аппаратов, 3Б-печати и пр. [2].
Бизнес-образовательный (производственно-образовательный) кластер под условным названием «Академия инновационного предпринимательства» - это Республиканский союз нанимателей «БелСН» плюс общественные объединения и «Союз инвесторов» и «Ассоциация бизнес-образования».
Медико-фармацевтический белорусский кластер «Медицина и фармацевтика -инновационные проекты» создан в Витебске в июле 2015 г. В его составе десять организаций, в том числе Витебский
КЛАСТЕР
Еврорегионы
СЭЗ
I
Парк высоких технологий
НАН Беларуси
Территориальные (региональные) кластеры
Научно-технологический парк
Китайско-белорусский индустриальный парк
Туристические кластеры
Производственно-образовательные кластеры
Инновационно-промышленные кластеры
Научно-инновационные кластеры
Рис. 2.
Классификация
потенциальных
кластеров
Республики
Беларусь
Источник:
собственная
разработка [1, 2]
медицинский университет, коммерческие структуры, занимающиеся разработкой и производством фармацевтической продукции, а также специализирующиеся на инновационном сервисе. Налажено сотрудничество с Союзом фармацевтических кластеров России, в который входит 145 компаний [9].
Проект инновационно-промышленного кластера в сфере энергосбережения на базе субъектов хозяйствования Минского района в ближайшее время обещает презентовать Минский столичный союз предпринимателей и работодателей. Для развития территориальных инновационных кластеров планируется расширить использование свободных экономических зон (СЭЗ), существующих в каждой области и являющихся частью ее хозяйственного комплекса.
Организация деятельности кластеров
С 2015 г. облисполкомами и Мингорисполкомом в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики, утвержденными постановлением Министерства экономики №90 от 01.12.2014, проводится соответствующий анализ. Под эгидой Совета по развитию предпринимательства издано «Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь» [8]. В пособии описан алгоритм действий (пошаговая инструкция) по формированию и осуществлению работы кластера, а также представлен полный комплект
документов. При этом учтен мировой опыт и особенности отечественной системы управления и законодательства.
Целям и функциям кластера отвечают следующие организационные формы, предусмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь: некоммерческие объединения - ассоциация, союз и общественная организация, а также коммерческие -хозяйственные товарищества и общества. Наиболее простая модель сотрудничества -заключение между участниками кластера договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) без образования юридического лица. Более сложная - образование юридического лица, ассоциации, союза, акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.
Возможна работа кластера и без создания нового субъекта хозяйствования. Функции исполнительного органа управления может взять на себя ведущая компания, выполняющая основной вид деятельности, или «ядро кластера», вокруг которого собираются единомышленники (информационно-туристский центр, агентство регионального развития, общественное объединение и т.п.). Кластеры, как правило, формируются там, где ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии и последующий выход в новые рыночные ниши, что потенциально может произойти в ближайшие годы в Беларуси.
Для поддержки инициатив по объединению субъектов МСП и их совместных проектов создаются рабочие группы в облисполкомах (Минском
горисполкоме) с участием представителей Министерства экономики, ГКНТ, отраслевых министерств и концернов, бизнес-ассоциаций (к слову, пока только около 5% членов этих ассоциаций являются субъектами хозяйствования частной формы собственности).
Запрограммировать успех поможет соблюдение следующих основных принципов: добровольное участие, самоорганизация в определении направлений деятельности, доверие между руководителями, рациональное соотношение кооперации и конкуренции, территориальная локализация с достаточной концентрацией небольших предприятий. Например, научно-технологическая ассоциация «Инфопарк» объединяет свыше 60 предприятий, включая научные организации, учреждения образования, которые четко осознают, позиционируют и продвигают свои интересы.
Говорить о кластеризации в традиционных отраслях экономики пока не приходится, потому что в большинстве своем эти ниши заняты самодостаточными крупными «игроками». А вот малым и средним компаниям можно и нужно осознанно объединяться. Для этого необходимо активизировать поддержку и регулирование со стороны государственных органов.
Таким образом, реализация кластерной политики в Беларуси будет способствовать росту конкурентоспособности бизнеса за счет потенциала эффективного взаимодействия его участников, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам
Зарубежный опыт
и высококвалифицированным кадрам. Важной особенностью кластеров, в том числе региональных, является наличие в их составе гибких предпринимательских структур -малых и средних предприятий. С одной стороны, это позволяет формировать инновационные точки роста экономики, обеспечивать малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а с другой стороны -отрабатываются различные формы государственно-частного партнерства. СИ
[5 See: http://innosfera.by/ 2016/11/cluster_formation
Литература
1. Арсенов В.В.Кластерная стратегия развития малого и среднего бизнеса Республики Беларусь // Инновационные процессы и корпоративное управление: сб. ст. /И н-т бизнеса и менеджмента технологий Белорус. гос. ун-та.— Мн., 2016.
2. Арсенов В.В. Анализ регионального развития Республики Беларусь. Lap Lambert Academic Publishing. Saarbrücken, 2013.
3. Арсенов В.В.Кластерная стратегия регионального развития Республики Беларусь.- Саарбрюккен: Ламберт, 2012.
4. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, а также мероприятия по ее реализации: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 27 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2014.№ 3.
5. Митенев В.В., Кирик О.Б. Кластер как фактор развития экономики//Экономические и социальные перемены в регионе: факты,тенденции,прогноз. Вологда: ВПКЦ, 2006. Вып. 34. С. 77-81.
6. Сафонова О.А. Формирование кластеров в Республике Беларусь: организационные и методические аспекты // Экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-19.
7. Шумилин А.Г. О Концепции государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016— 2020 годы // Новости науки и технологий. 2015. № 2. С. 6-15.
8. http://ced.by/ru/publication/books/~shownews/ rukovodstvo-po-sozdaniju-klasterov.
9. http://nedug.ru/news/фармацевтика/2015/8/13/Республи-каБеларусь-Витебск
Согласно Комплексному прогнозу научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2016-2020 гг. и на период до 2030 г., в среднесрочной перспективе важнейшим фактором повышения конкурентоспособности экономики и роста ВВП должны стать наука и инновации. В этой связи целесообразно рассмотреть опыт Германии, в частности федеральной земли Гессен, значительно преуспевшей в этой сфере.
Ирина Мальгина,
доцент кафедры государственного строительства и управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат
экономических наук
I I данным Европей-I I ского регионального I инновационного
табло (RIS), наряду с Баден-Вюртембергом, Баварией, Нижней Саксонией, Северным Рейном-Вестфалией, Саксонией, Тюрингией Гессен является одним из лидеров ФРГ на протяжении более чем 10 лет [1]. В таблице представлены индексные показатели развития этого округа в сравнении с общими минимальными и максимальными данными по стране.
Инновационная инфраструктура федеральной земли Гессен состоит из различных организаций, включая 9 университетов, 15 университетов прикладных наук, 6 институтов Общества Макса Планка, 4 института Ассоциации Лейбница [2].
Из многочисленных поддерживающих инновационное предпринимательство
структур наиболее известен промышленный парк «Kassel», занимающий 440 га на севере региона и объединяющий более 400 компаний (9 тыс. человек), в их числе:
■ логистический парк;
■ Розендитмонд Хоенлое, FiDT - технологический и стартап-центр (ИТ/программное обеспечение, технические услуги, энергетика / окружающая среда / социальное предпринимательство, управленческий консалтинг, дизайн и маркетинг, науки о жизни);
■ Gerhard-Fieseler-Stiftung (строительное оборудование, экспедиторы, краски и лакокрасочные материалы, автомобильная электроника, металлообработка, питание для выставок, пиломатериалы);
■ Gewerbepark Angersbach (торговля, металлические конструкции, электротехника, архитектурные и инженерные услуги, технологии программного обеспечения, реклама и общественные