Научная статья на тему 'Основные предпосылки формирования кластеров'

Основные предпосылки формирования кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсенов Василий

Описаны условия и предпосылки кластеризации экономики Беларуси, а также проблемы, препятствующие формированию региональных кластеров на базе субъектов малого и среднего предпринимательства. Определены направления реализации и организационно-правовые основы государственной кластерной политики в условиях национальной модели социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic grounds of clusters formation

The author gives the conditions and prerequisites for the Belarusian economic clustering, as well as factors impeding this clusters formation on the basis of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Основные предпосылки формирования кластеров»

Основные предпосылки

формирования

кластеров

Резюме. Описаны условия и предпосылки кластеризации экономики Беларуси, а также проблемы, препятствующие формированию региональных кластеров на базе субъектов малого и среднего предпринимательства. Определены направления реализации и организационно-правовые основы государственной кластерной политики в условиях национальной модели социально-экономического развития.

Ключевые слова: кластер, экономика Беларуси, региональное развитие, государственно-частное партнерство, малое и среднее предпринимательство, бизнес.

Реформирование отношений собственности, предусматривающее расширение сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), инвестиционно-структурная перестройка экономики Беларуси, нацеленная на постепенное замещение исчерпавших свой жизненный цикл традиционных отраслей производством 5-го и 6-го технологических укладов, необходимость активизации экономической деятельности на территориях, где уровень благосостояния населения ниже среднереспубликанского,- таковы предпосылки появления в стране различных видов кластеров.

Василий Арсенов,

доцент кафедры управления региональным развитием

Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Государственно-частное партнерство

Для обеспечения устойчивого равномерного регионального развития необходимо построить сеть территориально-производственных и других взаимосвязанных точек экономического роста. Важно совершенствовать механизмы поддержки проектов, направленных на повышение

конкурентоспособности предприятий и эффективности их кооперации; создавать благоприятные условия для функционирования объединений, включая государственно-частное партнерство, снижение административных барьеров, постепенное ослабление отраслевого управления и усиление территориального, обусловленного естественным развитием рыночных отношений [3].

Государственная помощь предусматривает субсидирование затрат на организацию деятельности центров кластерного развития национальной экономики, в частности на инфраструктуру (центры коллективного пользования оборудованием, испытательные лаборатории); предоставление помещений для участников кластера и обеспечение их комплексом определенных услуг на единой территории.

Кластеры способствуют активизации инновационной деятельности путем формирования вертикальных и горизонтальных связей за счет накопления знаний коммерческого и производственного

Рис. 1. Модель

государственно-частного партнерства в рамках кластера [5]

характера и их быстрой диффузии, внутренней конкуренции, сотрудничества (в том числе технологического), как способа генерирования новых идей и возможностей, как метода привлечения инвестиций на международном уровне в рамках кластеров (СП, фран-чайзинговые предприятия, транснациональные корпорации) и государственно-частного партнерства [6].

Принципы формирования кластерной политики [3]:

■ многоуровневость - управление должно осуществляться

на национальном, региональном, межрегиональном и микроуровне;

■ экономическое стимулирование кластеров - ориентация на косвенные методы поддержки, а не на прямое субсидирование отдельных отраслей промышленности

и предприятий;

■ организационное стимулирование - не вмешательство в процессы кластеризации, а создание условий для развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства;

■ поддержка перспективных кластеров - льготы, кредиты, гранты.

Одновременно государство должно сконцентрировать

усилия по собственной поддержке кластеров, в частности по устранению барьеров, и способствовать экспорту за пределы региона, развитию программ обучения и переподготовки, связей с наукой; инфраструктуры кластера, стандартизации, стимулированию инвестиций, организации специальных мероприятий, проведению антимонопольной политики, страхованию рисков и др. [6].

Модель государственно-частного партнерства в рамках кластера приведена на рис. 1.

Объект кластерной политики характеризуют следующие показатели: экономический рост (валовой продукт и темп его роста); конкурентоспособность (средний уровень по всем предприятиям); инновационная активность (удельный вес инновационно активных организаций, доля инновационных товаров в общем объеме производства).

Обеспечить экономический эффект кластеризации должны сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство. Сетевое сотрудничество - процесс

установления длительных формальных и неформальных отношений между субъектами кластера, объединенными в технологической цепи вертикальными и горизонтальными связями, основанными на доверии и общих для кластера (делового сообщества) целях, нормах, традициях, правилах, обычаях.

Главное отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании, входящие в его состав, не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и сотрудничать с любыми предприятиями, в том числе вне своей сети.

В мировой экономике инновационные кластеры включают в себя сеть организаций, поддерживающих промышленные инновационные компании и научные институты. Однако для развития высоких технологий нужен огромный капитал. Пятый и шестой технологические уклады требуют больших финансовых вливаний. Если малые фирмы просто объединятся, они не смогут создать высокотехнологичные кластеры. В подобных проектах без крупных предприятий не обойтись.

Министерство экономики Республики Беларусь выступило с инициативой внедрения такой формы интеграции науки, образования и бизнеса, как инновационно-промышленные кластеры, в рамках которых научные разработки и инновации будут получать финансовую подпитку от предприятий реального сектора -и работать, соответственно, в их интересах.

Постановлением Совета Министров от 16.01.2014 г. №27 утверждены Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, а также мероприятия по ее реализации на период до 2020 г. [4]. Документ оценивает имеющийся потенциал и перспективы. Подчеркивается, что объединение малых и средних предприятий (МСП) в кластеры будет способствовать повышению эффективности их деятельности.

Классификация потенциальных кластеров Республики Беларусь

Разработанная нами классификация потенциальных кластеров, которые могут быть образованы в нашей стране, представлена на рис. 2.

В соответствии с вариантом структуры инновационно-промышленного кластера, предложенным в работе [6], ядром кластера могут быть Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) и Национальная академия наук. Опора на науку - залог

успеха. Внутренние взаимосвязи (с инфраструктурой интеллектуального и финансового капитала, непосредственно с предприятиями) обеспечивают развитие аутсорсинга, когда МСП производят продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов образования.

Формирование кластера способствует снижению издержек, улучшению кадрового обеспечения предприятий, появлению инфраструктуры для НИОКР и возможностей для более успешного выхода на внешние рынки, получению дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не только свойствами товаров, но и наличием развитых систем их продвижения.

Примеры успешной кластерной модели - научно-технологическая ассоциация «Инфопарк» (на 01.10.2015 г. в ее состав входила 61 компания различных форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями и юридическими лицами); Парк высоких технологий; Республиканская ассоциация наноиндустрии, объединившая более 20 организаций.

Компании эффективно взаимодействуют по горизонтали -друг с другом, совместно участвуя в прибыльных международных проектах, и по вертикали - с госорганизациями.

Кластеры НАН Беларуси (их около 30 по разным традиционным отраслям науки) объединяют как фундаментальные и прикладные исследования, так и производство готовой продукции. Планируется освоить новые сферы знаний, в первую очередь это касается ИТ-сферы, производства летательных аппаратов, 3Б-печати и пр. [2].

Бизнес-образовательный (производственно-образовательный) кластер под условным названием «Академия инновационного предпринимательства» - это Республиканский союз нанимателей «БелСН» плюс общественные объединения и «Союз инвесторов» и «Ассоциация бизнес-образования».

Медико-фармацевтический белорусский кластер «Медицина и фармацевтика -инновационные проекты» создан в Витебске в июле 2015 г. В его составе десять организаций, в том числе Витебский

КЛАСТЕР

Еврорегионы

СЭЗ

I

Парк высоких технологий

НАН Беларуси

Территориальные (региональные) кластеры

Научно-технологический парк

Китайско-белорусский индустриальный парк

Туристические кластеры

Производственно-образовательные кластеры

Инновационно-промышленные кластеры

Научно-инновационные кластеры

Рис. 2.

Классификация

потенциальных

кластеров

Республики

Беларусь

Источник:

собственная

разработка [1, 2]

медицинский университет, коммерческие структуры, занимающиеся разработкой и производством фармацевтической продукции, а также специализирующиеся на инновационном сервисе. Налажено сотрудничество с Союзом фармацевтических кластеров России, в который входит 145 компаний [9].

Проект инновационно-промышленного кластера в сфере энергосбережения на базе субъектов хозяйствования Минского района в ближайшее время обещает презентовать Минский столичный союз предпринимателей и работодателей. Для развития территориальных инновационных кластеров планируется расширить использование свободных экономических зон (СЭЗ), существующих в каждой области и являющихся частью ее хозяйственного комплекса.

Организация деятельности кластеров

С 2015 г. облисполкомами и Мингорисполкомом в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и осуществлению мониторинга кластерного развития экономики, утвержденными постановлением Министерства экономики №90 от 01.12.2014, проводится соответствующий анализ. Под эгидой Совета по развитию предпринимательства издано «Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь» [8]. В пособии описан алгоритм действий (пошаговая инструкция) по формированию и осуществлению работы кластера, а также представлен полный комплект

документов. При этом учтен мировой опыт и особенности отечественной системы управления и законодательства.

Целям и функциям кластера отвечают следующие организационные формы, предусмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь: некоммерческие объединения - ассоциация, союз и общественная организация, а также коммерческие -хозяйственные товарищества и общества. Наиболее простая модель сотрудничества -заключение между участниками кластера договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) без образования юридического лица. Более сложная - образование юридического лица, ассоциации, союза, акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.

Возможна работа кластера и без создания нового субъекта хозяйствования. Функции исполнительного органа управления может взять на себя ведущая компания, выполняющая основной вид деятельности, или «ядро кластера», вокруг которого собираются единомышленники (информационно-туристский центр, агентство регионального развития, общественное объединение и т.п.). Кластеры, как правило, формируются там, где ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии и последующий выход в новые рыночные ниши, что потенциально может произойти в ближайшие годы в Беларуси.

Для поддержки инициатив по объединению субъектов МСП и их совместных проектов создаются рабочие группы в облисполкомах (Минском

горисполкоме) с участием представителей Министерства экономики, ГКНТ, отраслевых министерств и концернов, бизнес-ассоциаций (к слову, пока только около 5% членов этих ассоциаций являются субъектами хозяйствования частной формы собственности).

Запрограммировать успех поможет соблюдение следующих основных принципов: добровольное участие, самоорганизация в определении направлений деятельности, доверие между руководителями, рациональное соотношение кооперации и конкуренции, территориальная локализация с достаточной концентрацией небольших предприятий. Например, научно-технологическая ассоциация «Инфопарк» объединяет свыше 60 предприятий, включая научные организации, учреждения образования, которые четко осознают, позиционируют и продвигают свои интересы.

Говорить о кластеризации в традиционных отраслях экономики пока не приходится, потому что в большинстве своем эти ниши заняты самодостаточными крупными «игроками». А вот малым и средним компаниям можно и нужно осознанно объединяться. Для этого необходимо активизировать поддержку и регулирование со стороны государственных органов.

Таким образом, реализация кластерной политики в Беларуси будет способствовать росту конкурентоспособности бизнеса за счет потенциала эффективного взаимодействия его участников, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам

Зарубежный опыт

и высококвалифицированным кадрам. Важной особенностью кластеров, в том числе региональных, является наличие в их составе гибких предпринимательских структур -малых и средних предприятий. С одной стороны, это позволяет формировать инновационные точки роста экономики, обеспечивать малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а с другой стороны -отрабатываются различные формы государственно-частного партнерства. СИ

[5 See: http://innosfera.by/ 2016/11/cluster_formation

Литература

1. Арсенов В.В.Кластерная стратегия развития малого и среднего бизнеса Республики Беларусь // Инновационные процессы и корпоративное управление: сб. ст. /И н-т бизнеса и менеджмента технологий Белорус. гос. ун-та.— Мн., 2016.

2. Арсенов В.В. Анализ регионального развития Республики Беларусь. Lap Lambert Academic Publishing. Saarbrücken, 2013.

3. Арсенов В.В.Кластерная стратегия регионального развития Республики Беларусь.- Саарбрюккен: Ламберт, 2012.

4. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, а также мероприятия по ее реализации: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2014 г. № 27 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2014.№ 3.

5. Митенев В.В., Кирик О.Б. Кластер как фактор развития экономики//Экономические и социальные перемены в регионе: факты,тенденции,прогноз. Вологда: ВПКЦ, 2006. Вып. 34. С. 77-81.

6. Сафонова О.А. Формирование кластеров в Республике Беларусь: организационные и методические аспекты // Экономика и управление. 2012. № 1. С. 13-19.

7. Шумилин А.Г. О Концепции государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016— 2020 годы // Новости науки и технологий. 2015. № 2. С. 6-15.

8. http://ced.by/ru/publication/books/~shownews/ rukovodstvo-po-sozdaniju-klasterov.

9. http://nedug.ru/news/фармацевтика/2015/8/13/Республи-каБеларусь-Витебск

Согласно Комплексному прогнозу научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2016-2020 гг. и на период до 2030 г., в среднесрочной перспективе важнейшим фактором повышения конкурентоспособности экономики и роста ВВП должны стать наука и инновации. В этой связи целесообразно рассмотреть опыт Германии, в частности федеральной земли Гессен, значительно преуспевшей в этой сфере.

Ирина Мальгина,

доцент кафедры государственного строительства и управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат

экономических наук

I I данным Европей-I I ского регионального I инновационного

табло (RIS), наряду с Баден-Вюртембергом, Баварией, Нижней Саксонией, Северным Рейном-Вестфалией, Саксонией, Тюрингией Гессен является одним из лидеров ФРГ на протяжении более чем 10 лет [1]. В таблице представлены индексные показатели развития этого округа в сравнении с общими минимальными и максимальными данными по стране.

Инновационная инфраструктура федеральной земли Гессен состоит из различных организаций, включая 9 университетов, 15 университетов прикладных наук, 6 институтов Общества Макса Планка, 4 института Ассоциации Лейбница [2].

Из многочисленных поддерживающих инновационное предпринимательство

структур наиболее известен промышленный парк «Kassel», занимающий 440 га на севере региона и объединяющий более 400 компаний (9 тыс. человек), в их числе:

■ логистический парк;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Розендитмонд Хоенлое, FiDT - технологический и стартап-центр (ИТ/программное обеспечение, технические услуги, энергетика / окружающая среда / социальное предпринимательство, управленческий консалтинг, дизайн и маркетинг, науки о жизни);

■ Gerhard-Fieseler-Stiftung (строительное оборудование, экспедиторы, краски и лакокрасочные материалы, автомобильная электроника, металлообработка, питание для выставок, пиломатериалы);

■ Gewerbepark Angersbach (торговля, металлические конструкции, электротехника, архитектурные и инженерные услуги, технологии программного обеспечения, реклама и общественные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.