35. Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. №49. Ст. 844.
36. СП СССР. 1980. №16-17. Ст.104.
37. Шодиев И. Развитие судебной системы в Таджикистане: вторая половинаXIX -начало XXI вв.: дис. ... канд. юрид. наук. - Душанбе, 2010.
38. Гафуров Х. М. Судебная система Республики Таджикистан (сравнительно-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. - 194 с.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА ГРАЖДАН В ПОРЯДКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ
Аннотация. Экономические суды как специализированные суды на территории исторического Таджикистана существовали тысячелетиями и должным образом защищали права и законные интересы граждан. В статье на основе архивных данных и исторических материалов анализируется формирование и развитие судов рассматривающих экономические споры.
Ключевые слова: экономические суды, торговые суды, мазалим, арбитраж, мировые судьи, арбитражные комиссии, права человека, экономическое судопроизводство,
THE FORMATION AND DEVELOPMENT JUDICIAL AUTHORITIES PROTECTING
THE RIGHTS OF CITIZENS IN ORDER FOR ECONOMIC LEGAL PROCEEDINGS
IN TAJIKISTAN
Abstract. Economic courts as specialized courts within the historic Tajikistan existed for thousands of years and properly protect the rights and legitimate interests of citizens. The article based on archival data and historical materials analyzed the formation and development of courts are considering economic dispute settlement.
Key words: economic courts, commercial courts, Mazalim, arbitration, justices of the peace, arbitration commissions, human rights, economic judicial proceedings
Сведения об авторе: Гафуров Х. М. - кандидат юридических наук, доцент кафедры судебного права и прокурорского надзора Таджикского национального университета, е-mail: [email protected]
Information about the author: Gafurov Kh. M. - сandidate of sciences (Law), docent of the chair of law and judicial review of the Tajik National University
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Тарасова А. В.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Содружество Независимых Государств (СНГ) с момента образования в 1991 году является ключевым приоритетом российской внешней политики. Одним из важнейших направлений работы данного межгосударственного объединения выступает сотрудничество в сфере культуры с целью воспитания в гражданах стран-участниц СНГ уважительного отношения к культуре, национальным культурным ценностям, традициям народов, которые в недавнем прошлом жили в одной стране.
Культурные ценности выступают главным критерием поддержки неразрывной связи поколений, формируют дружеский обмен между разными странами и нациями.
Важным элементом культурной политики Содружества Независимых Государств является обеспечение сохранности и доступности культурных ценностей. Право на доступ к культурным ценностям является ключевым аспектом развития интеллектуального и культурного потенциала страны, давая не только формальную возможность получить эстетическое удовольствие, но и реализовать естественную потребность в творчестве, аккумулировании новых знаний, опыта в разных сферах деятельности, а также возможность передавать накопленное последующим поколениям. Правовая природа, сущность и содержание права на доступ к культурным ценностям -одна из активно обсуждаемых и должным образом не исследованных проблем современной юридической науки.
По мнению автора данной статьи, право на доступ к культурным ценностям - это закрепленная в международно-правовых актах и гарантированная государством возможность беспрепятственно пользоваться объектами культурного наследия, обеспечивающими культурное развитие личности, а также требовать от государства и международных организаций создания соответствующих условий для реализации данного права, а также возможность обращения для его защиты.
Право на доступ к культурным ценностям закреплено в ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Отмеченное обстоятельство особенно подчеркивает значимость права личности на доступ к культурным ценностям в ряду культурных прав каждого человека.
На конституционном уровне право на доступ к культурным ценностям закрепляется значительно реже в сравнении с такими культурными правами и свободами, как право на участие в культурной жизни или свобода творчества. В конституционных актах стран СНГ право на доступ к культурным ценностям закреплено лишь в законодательстве Азербайджана, Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана и России.
Право на доступ к культурным ценностям гарантируется ч.2 ст. 44 Конституции РФ и неразрывно связано с правом на участие в культурной жизни и пользованием учреждениями культуры. Следует согласиться с мнением председателя Конституционного суда РФ В.Д.Зорькина в постатейном комментарии к Конституции РФ, что конституционное закрепление права на доступ к культурным ценностям было во многом предопределено присоединением России к важнейшим международно-правовым актам, определяющим осуществление государственной культурной политики для достижения целей, провозглашенных в Уставе ООН, Уставе ЮНЕСКО, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Декларации принципов международного культурного сотрудничества [1, с. 228].
В ст. 40 Конституции Азербайджанской Республики закреплено право каждого на участие в культурной жизни, использование культурных учреждений и культурных ценностей. Статья 42 Конституции Республики Узбекистан гарантирует каждому право на пользование достижениями культуры. По мнению автора данной статьи, право пользования (или использования) культурными ценностями представляет собой возможность индивида пользоваться государственным библиотечным, музейным, архивным фондами и иными собраниями для приобретения знаний и умений, а также духовного обогащения личности. В структуре субъективного права на доступ к культурным ценностям важнейший элемент — право-пользование, так как именно оно отражает стремление человека к достижению основной цели — формированию высокого уровня духовного развития личности. При этом данное социальное благо отличается повышенной ценностью и особой значимостью для человека в современном обществе.
Статья 51 Конституции Республики Беларусь гарантирует каждому право на участие в культурной жизни, которое обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных
фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Как отмечает в постатейном комментарии к Конституции Республики Беларусь доктор юридических наук Г.А. Василевич, в целях реализации гражданами этого права на государственные органы возложены определенные обязанности, а именно: они обязаны совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития искусства и культуры и создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формировать систему предприятий и учреждений искусства и культуры; выделять необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, подготовку квалифицированных кадров; создавать гарантии и стимулы художественного творчества, сохранения традиционной культуры (фольклор, народные промыслы, ремесла), использования достижений культуры; обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Республики Беларусь в области культуры [2].
Часть 2 статьи 49 Конституции Кыргызской Республики закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Данная формулировка совпадает с конституционным закреплением права на доступ к культурным ценностям в ч.2 ст. 44 Конституции Российской Федерации. Характерные общие принципы правового регулирования, исторические особенности законодательной базы Советского Союза, культурное взаимодействие государств обуславливают устойчивую тенденцию сходства принимаемых нормативно-правовых актов.
В Конституциях других стран-участниц Содружества Независимых Государств право на доступ к культурным ценностям прямо не закреплено, однако во многих нормативно-правовых актах гарантируется право на свободное участие в культурной жизни общества. Например, Конституция Республики Таджикистан в статье 40 закрепляет право каждого гражданина на свободное участие в культурной жизни общества, художественном, научном и техническом творчестве, использовании их достижений. Культурные и духовные ценности охраняются государством. Согласно ст. 44 Конституции Республики Таджикистан, охрана исторических и культурных памятников - обязанность каждого гражданина [3, с. 34]. Таким образом, право на доступ к культурным ценностям в Республике Таджикистан выступает как составная часть многоаспектного конституционного права на участие в культурной жизни.
Автор данной статьи полагает, что право на доступ к культурным ценностям наиболее тесно связано с правом каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни взаимодополняют друг друга. Так, право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Согласно определению энциклопедического словаря право на участие в культурной жизни представляет собой конституционную возможность на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям [4].
С приобретением независимости перед суверенными государствами-членами СНГ встали задачи установления новых взаимоотношений по вопросам развития культуры и сохранения общего культурно-исторического наследия. В настоящее время принято немало эффективных шагов для признания значимости проблем охраны, использования и доступности культурных ценностей на национальных уровнях [5, с. 942]. Подтверждается это принятием в рамках Содружества Независимых Государств ряда документов о сохранении историко-культурного наследия, в том числе модельных законов и рекомендательных актов, таких как: Модельные законы «Об объектах культурного наследия (новая редакция)» от 17 мая 2012 года №37-14, «О культуре», «Об архивах и архивном фонде», «О государственных музеях-заповедниках», Модельный
библиотечный кодекс для государств-участников СНГ (новая редакция), рекомендательные законодательные акты «Об охране археологического наследия» и «О музейном фонде и музеях», Соглашение от 28 сентября 2001 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата от 5 октября 2007 года.
Важную роль в процессе культурного сотрудничества, укрепления межкультурного диалога между странами, сохранению культурных ценностей играет созданный в 1995 года Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ. Его работа направлена на дальнейшее взаимодействие стран в гуманитарно-культурной сфере, формирование общего гуманитарного пространства, укрепление духовно-нравственных основ общества, поиск новых форм и механизмов сотрудничества, включая проведение совместных форумов, конференций, театральных, музыкальных и кинофестивалей, разработку проектов многосторонних международных договоров и комплексных программ. К настоящему времени, Советом уже многое сделано для сохранения и обогащения общего культурного достояния, поиска новых форм и механизмов сотрудничества, включая проведение совместных форумов, конференций, театральных, музыкальных и кинофестивалей. Одним из последних проектов Совета по культурному сотрудничеству является работа над Положением о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества», в рамках которой в двух государствах -участниках СНГ конкурсы среди городов на право получения статуса «Культурная столица Содружества». Города-победители на год становятся центрами культурных связей между государствами - участниками СНГ, благоприятными площадками для экономического и политического сотрудничества государств.
Сохранение и защита культурных ценностей - неотъемлемая часть международного культурного сотрудничества. На сегодняшний день можно констатировать, что процесс эволюции правовых норм, направленных на защиту культурных ценностей в странах-участницах СНГ, несмотря на многие положительные аспекты, во многом еще не совершенен и требует дальнейшего совместного развития со стороны всех государств.
Литература:
1. Василевич Г. А. Научно-практический комментарий к Конституции Республики Беларусь (по состоянию на 05.01.2006 г.) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2012.
2. Иванец Г. И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / под общей ред. В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. 706 с.
4. Мартыненко И. Э. Особенности законодательства Республики Таджикистан об охране объектов историко-культурного наследия // Культура: управление, экономика, право. 2013. № 4. С. 32-37.
5. Мартыненко, И. Э. Международная и национальные правовые системы охраны историко-культурного наследия государств - участников СНГ : учеб. пособие : [для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов] / И.Э. Мартыненко. - М. : Зерцало-М, 2012. 942 с.
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ В СТРАНАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования права на доступ к культурным ценностям в странах-участницах Содружества Независимых Государств. Особое внимание автор статьи уделяет деятельности Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.
Ключевые слова: культурные ценности, право на доступ к культурным ценностям, правовое регулирование культурных ценностей, культурные ценности стран-участниц Содружества Независимых Государств, Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ.
THE LEGAL REGULATION OF THE RIGHT OF ACCESS TO CULTURAL VALUES IN THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES
Abstract. The article is devoted to the analysis of features of legal regulation of the right of access to cultural values in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS). Particular attention is paid to the activities of the Council on Cultural Cooperation of the CIS Member States.
Key words: cultural values, the right of access to cultural values, legal regulation of cultural values, cultural values of the Commonwealth of Independent States, Council on Cultural Cooperation of the CIS Member States.
Сведения об авторе: Тарасова Анна Владиславовна - аспирант кафедры конституционного и административного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, e-mail: anyataras ova1991@gmail .com
Information about the author: Tarasovа Anna - postgraduate student, Department of Constitutional and Administrative Law, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
ПРАВО НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ В ПОРЯДКЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Холова Н. Р.
Таджикский национальный университет
В вопросе формирования демократического и правового государства принципы, которых закреплены в статье 1 Конституции РТ, важная роль отводиться Конституционному суду РТ, который осуществляет особую форму судебной защиты прав человека в форме конституционного судопроизводства.
В соответствии со статьей 14 Конституции РТ права и свободы человека и гражданина осуществляются непосредственно, и они определяют цели, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и местной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью.
Как отмечает Витрук Н.В. защита прав и свобод человека и гражданина, которая по Конституции является обязанностью всех органов государства и общества, в том числе правоохранительных и судебных, в конечном счете, замыкается на Конституционном Суде. [2, с. 277]. Чепурнова Н. М., Белоусов Д. В. указывают, что Конституционный суд выступает верховным стражем Конституции и гарантом конституционно-правового отношения государственной власти к соблюдению прав и свобод человека и гражданина [12, с. 87].