1. СТАТЬИ СПЕЦИАЛЬНО ПРИГЛАШЕННЫХ АВТОРОВ
УДК 347.97/99(1-6СНГ)
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ СТРАН СНГ
Д.Х. Валеев,
доктор юридических наук, профессор, заместитель декана по научной деятельности ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет» 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18
В.Г. Голубцов,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой предпринимательского права
гражданского и арбитражного процесса
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15
e-mail: [email protected]
Аннотация: в данной статье авторами предпринята попытка представить краткий обзор судоустройства, судебных систем, истории развития, современного состояния и существующих трендов развития судебной ветви власти в государствах — членах Содружества Независимых Государств. В статье анализируется не только гражданское судопроизводство, но и конституционное и уголовное. Совокупное рассмотрение судопроизводства каждого государства в целом, при сохранении наибольшей сфокусированности на анализе гражданского процессуального законодательства, позволяет полностью понять сформированную в каждой отдельно взятой стране судебную экосистему, а также позволяет сопоставить пути исторического развития, сформулировать определенные общие черты и стать основой для комплексного изучения зарубежного опыта.
Кроме того, авторами, в целях формирования первичного представления о каждом рассматриваемом государстве, сформулированы аналитические справки, отражающие текущее положение дел каждого
описываемого государства. Для достижения данной цели представлены геополитические, социально-экономические и исторические справки о каждом государстве.
Ключевые слова: содружество независимых государств, гражданский процесс, судоустройство, судопроизводство, судебная система.
JUDICIAL SYSTEM AND LEGISLATION
ON CIVIL PROCEEDINGS OF CIS COUNTRIES
D.Kh. Valeev
Kazan Federal University
18, Kremlin st., Russia, Kazan, 420008
V.G. Golubtsov
Perm State University
15, Bukireva st., Russia, Perm, 614990
e-mail: [email protected]
Annotation: In this article, the authors attempted to provide a brief overview of the judicial systems, development history, current status and existing trends in the development of the judicial branch of power in the member states of the Commonwealth of Independent States. The article analyzes not only civil proceedings, but also constitutional and criminal ones. A combined review of the legal proceedings of each state as a whole, while maintaining the focus on the analysis of civil procedural legislation, allows you to fully understand the judicial ecosystem formed in each country, and also allows you to compare the paths of historical development, formulate certain common features and become the basis for a comprehensive study of foreign experience.
In addition, the authors, in order to form an initial idea of each state under consideration, formulated analytical reports reflecting the current state of affairs of each described state. To achieve this goal, geopolitical, socioeconomic and historical information about each state is presented.
Key words: commonwealth of Independent States, civil process, judicature, legal proceedings, judicial system.
Содружество Независимых Государств является региональной организацией, которая выполняет функции по внутренней регуляции межгосударственных отношений, между государствами, ранее входившими в состав Союза ССР. При этом СНГ, при наличии всех
упомянутых полномочий, не является надгосударственным образованием и осуществляет свою деятельность на добровольной основе. СНГ было основано главами БССР, РСФСР и Украины путем подписания 8 декабря 1991 г. в Вискулях (Беловежская пуща) под г. Брестом (Белоруссия) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известного в СМИ как «Беловежское соглашение»). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал свое существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, «основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств»1.
Содружество Независимых Государств в рамках осуществления своей деятельности исходит из признания суверенного равенства всех его государств-участников, соответственно, все участники выступают самостоятельными субъектами как на международной арене, так и во внутригосударственных отношениях, а также представляют собой самостоятельных субъектов международного права. Содружество, в свою очередь, не является государством, не обладает его признаками и не наделено инструментарием для осуществления наднациональных полномочий2.
Устав СНГ определяет основные цели организации:
— сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
— всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
— обеспечение прав и свобод человека;
— сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
— взаимная правовая помощь;
— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации3.
К сфере коллаборативной деятельности государств — участников СНГ согласно Уставу можно отнести:
— обеспечение прав и основных свобод человека;
1 Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Преамбула.
2 Устав Содружества Независимых Государств. Ст. 1.
3 Устав Содружества Независимых Государст. Ст. 2.
— координация внешнеполитической деятельности;
— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
— сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
— охрана здоровья и окружающей среды;
— вопросы социальной и миграционной политики;
— борьба с организованной преступностью;
— сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
По состоянию на 2019 г. в состав СНГ входят следующие страны: Россия, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Украина является членом СНГ, не ратифицировавшим Устав СНГ. Туркмения, как и Украина, не ратифицировала Устав СНГ, но объявила об участии в структурах СНГ в качестве ассоциированного члена. Грузия вышла из СНГ в 2009 г. Соответственно, из стран, входивших в СССР, в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония и Грузия.
Азербайджан
Азербайджанская Республика — государство, расположившееся на юго-западном побережье Каспийского моря. Азербайджанская Республика является самой большой страной Закавказского региона. Соседями Азербайджана являются Российская Федерация (Дагестан) и Грузия на севере, Армения на западе, Иран на юге и Турция на западе. Говоря о геополитическом положении данного государства, можно резюмировать, что оно лежит на границе Европы и Азии. При этом, если обратиться к внутригосударственному пространству, справедливым будет замечание о том, что около половины территории Азербайджана занято горами: на севере — хребет Кавказа, в средней части — Кура-Аракская низменность, на юго-востоке — Талышские горы и Ленкоранская низменность.
Столицей Азербайджанской Республики является город Баку. Валюта Азербайджана — азербайджанский манат (AZN). Согласно Конституции Азербайджанской Республики Азербайджан — демократическая, правовая, светская, унитарная республика.
В последнее десятилетие были приняты новые прогрессивные законы, включая законы «О Конституционном суде», «О судах и судьях»1, «О прокуратуре», «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др. Также были приняты принципиально отличающиеся
1 Закон Азербайджанской Республики от 10.06.1997 № 310 «О судах и судьях» // Сборник законодательных актов Азербайджанской Республики. 1997. № 5. С. 931-970.
от предыдущих кодексов Гражданский, Гражданский процессуальный и прочие кодексы. С подписанием Президентом Азербайджанской Республики г-ном Ильхамом Алиевым 19 января 2006 г. указа № 352 «О модернизации судебной системы в Азербайджанской Республике» судебная реформа вышла на качественно новый уровень.
В результате реформы правовой системы в стране была создана новая трехступенчатая независимая судебная система, состоящая из первой, апелляционной и кассационной инстанций1.
Суды общей юрисдикции
На сегодняшний день в Азербайджане в качестве суда первой инстанции выступают районные, а равно городские, суды, осуществляющие свою деятельность по территориальной юрисдикции. Также в системе судов общей юрисдикции выделяются военные, местные административно-экономические суды и суды по тяжким преступлениям.
Апелляционные суды
В соответствии с новой судебной системой в шести регионах страны действуют (функционируют) апелляционные суды. Данные суды включают в себя четыре коллегии, разграничение между которыми определяется спецификой спора — гражданской, уголовной, военной и административно-экономической. Апелляционные суды осуществляют свою деятельность в соответствии с принципами территориальной юрисдикции.
Верховный Суд
В составе Верховного Суда Азербайджанской Республики, являющегося судом кассационной инстанции, имеется четыре судебные коллегии — гражданская, уголовная, военная и административно-экономическая. Решения апелляционных судов рассматриваются Верховным Судом в кассационном порядке.
Конституционный суд
Конституционный суд Азербайджанской Республики, являясь высшим конституционным органом правосудия в стране, обеспечивает верховенство Конституции. В то же время на основании Закона Азербайджанской Республики от 23 декабря 2003 г. № 561-110 «О Конституционном суде», принятого в рамках проводимых в стране реформ, был создан механизм осуществления права обращения граждан напрямую в Конституционный суд в связи с восстановлением нарушенных прав и свобод.
Конституционный суд Азербайджанской Республики в соответствии с Конституцией в предусмотренных в законе случаях имеет право
1 Конституция Азербайджанской Республики 1995 г. Баку, 2009.
разрешать вопросы о соответствии решений Верховного Суда Азербайджанской Республики Конституции и законам Азербайджанской Республики. Таким образом, Конституционный суд Азербайджанской Республики фактически является вышестоящей инстанцией для обжалования решений Верховного Суда1.
Республика Армения
Армения с геополитической точки зрения является страной, лишенной выхода к морю, расположенной в Закавказье. Армения заняла пространство на северо-западе Армянского нагорья, также именуемого исторической Арменией, между Черным и Каспийскими морями, с севера и востока обрамлена хребтами Малого Кавказа. Граничит с Грузией, Азербайджаном, Нагорно-Карабахской Республикой, Ираном и Турцией.
Столицей Армении является город Ереван. В стране введена собственная валюта — армянский драм (AMD). Согласно положениям Конституции 1995 г. Республика Армения представляет собой суверенное, демократическое, социальное, правовое государство. Основной закон Республики имеет высшую юридическую силу, и его нормы действуют непосредственно2.
В Армении с 1 января 2008 г. начала действовать новая судебная система, создание которой было предусмотрено Судебным кодексом Армении, принятым 21 февраля 2007 г.3
В соответствии с Судебным кодексом с 1 января 2008 г. в Армении действуют суды общей юрисдикции, специализированные суды, Административный суд, Апелляционный и Кассационный суды.
Суды общей юрисдикции
В компетенцию судов общей юрисдикции входит рассмотрение гражданских дел с суммой иска, не превышающей 5 тыс. драмов (порядка 10 долл.), а также уголовных дел по преступлениям небольшой и средней тяжести. В компетенцию специализированных гражданских и уголовных судов входит рассмотрение оставшихся гражданских дел, а также уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям.
1 ВаськовскийЕ.В. Учебник гражданского процесса. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1917. С.429.
2 Конституция Республики Армения, принятая референдумом от 05.07.1995, с изм. по 27.11.2005 (Официальный Вестник Республики Армения. 05.12.2005. Специальный выпуск. Ст. 1426) и 06.12.2015 г. (Официальный Вестник Республики Армения. 21.12.2015 Специальный выпуск. Ст. 1118).
3 Судебный кодекс Республики Армения (Официальный Вестник Республики Армения. 2007.04.18/20(544). Ст. 489).
Апелляционная и кассационная инстанции
В соответствии с Судебным кодексом Апелляционный суд не рассматривает повторно дела, поступившие в суд из первой инстанции, а ограничивается лишь рассмотрением новых доказательств, вследствие чего он приобрел статус «суда права». Кассационный суд следит исключительно за единообразным применением закона на всей территории страны и формированием системы прецедентного права в Армении. Подобные правомочия и пределы рассмотрения стали результатам судебной реформы и действуют с 1 января 2008 г.
В соответствии с судебной реформой в Республике создана совершенно новая судебная инстанция — Административный суд, первое заседание которого состоялось 7 января 2008 г.1 Наряду с созданием новых судов в Армении с 1 января 2008 г. был упразднен Экономический суд. По словам председателя Кассационного суда Армении Ованнеса Манукяна, Экономический суд в шестилетнем историческом периоде своей деятельности полностью выполнил свою миссию и поставил на нормальные основы судебное рассмотрение экономических споров. Необходимо отметить, что новая судебная система Армении действует на основании прецедентного права2. Суть судебного прецедента заключается в единообразном решении судебных споров по делам со сходными фактическими обстоятельствами, а в качестве источников прецедентного права в Армении рассматриваются решения Европейского суда по правам человека и Кассационного суда Армении.
Республика Беларусь
Белоруссия расположена в восточной части Европы. На западе с ней граничит Польша, на северо-западе — Литва, на севере — Латвия, на северо-востоке и востоке — Россия, на юге — Украина. Столица — город Минск, который является крупнейшим политическим, экономическим, научным и культурным центром Республики. Валюта Белоруссии — белорусский рубль (БУК). В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 г. Белоруссия является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством3. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю по-
1 Судебные системы западных государств / Под ред. В.А. Тумановой. М.: Наука, 1991.
2 Внеочередной доклад Защитника прав человека о справедливом судебном расследовании. Ереван, 2013.
3 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). Мн.: Амалфея, 2011. 48 с.
литику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З «О конституционном судопроизводстве», Кодексом Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 139-3 «О судоустройстве и статусе судей». Гражданское судопроизводство регулируется Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-31 и Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-3.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного суда, системы общих судов и системы хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается2.
Суды общей юрисдикции
К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные суды, Минский городской суд, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.
Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд
Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами3. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
Положения Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» позволяют создавать в системе общих и хозяйствен-
1 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11.11.1999 № 238-з (с изм. и доп.) // «КонсультантПлюс»: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
2 О судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 № 139-з (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
3 Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15.12.1998 № 219-з (с изм. и доп.) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
ных судов специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные, по банкротству, налоговые, земельные и пр1. Вышеупомянутые суды создаются при прямом участии Президента Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда (если речь идет о специализированном суде в системе общих судов) или по совместному представлению министра юстиции и председателя Верховного Суда (если речь идет о специализированном общем суде). В Республике Беларусь сохраняется институт участия народных заседателей в отправлении правосудия.
Казахстан
Казахстан находится в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Казахстан граничит: с КНР — 1460 км, с Кыргызстаном — 980 км, с Туркменистаном — 380 км, с Узбекистаном — 2300 км, с Российской Федерацией — 6467 км. Общая протяженность границ — 12 187 км. Валюта Казахстана — казахстанский тенге (К7Т).
Судоустройство и судебная система определены в Конституции Республики Казахстан2, а также в Конституционном законе Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132-11 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Законе Республики Казахстан от 4 декабря 2015 г. № 436-У «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан».
Судебная система Республики состоит из Верховного Суда Республики Казахстан, местных и специализированных судов. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (суд города Астаны и суд города Алматы), районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается3.
Суды общей юрисдикции
Верховный Суд Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по во-
1 О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 23.04.1992 № 1611 -XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 16.
2 Нарикбаев М. С. Конституция Республики Казахстан и судебная власть // 5 -летие Конституции и законотворческий процесс в Республике Казахстан: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., 28-29 августа 2000 г. Астана, 2000. 452 с. (83)
3 Разумов С.Л. Понятие судебной системы // Судебная система России. М.: Дело, 2000.С. 114.
просам судебной практики1. Областные и приравненные к ним суды образуются так же, как и городские суды, их структура в основном одинакова, общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан, согласованному с Высшим Судебным Советом. Районный суд выступает в качестве суда первой инстанции, к компетенции которого отнесены все судебные дела и материалы, относящиеся к его подсудности, и выполняет иные функции, предусмотренные законом2. Судебные акты судов первой инстанции, завершающие рассмотрение спора по существу, могут быть переданы на проверку правильности судебного решения в вышестоящую инстанцию в течение шести месяцев со дня вступления их в законную силу.
Специализированные суды
Специализированные межрайонные экономические суды компетентны рассматривать по существу гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам. Специфической особенностью, позволяющей выделить данные суды, является субъектный состав сторон по делу. Так, сторонами могут выступать граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, а также по корпоративным спорам.
Специализированные районные и приравненные к ним административные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Военные суды рассматривают гражданские дела об обжаловании военнослужащими Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления. Военные суды вправе рассматривать и другие гражданские дела, если одной из сторон являются военнослужащий, органы военного управления, воинская часть.
Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают гражданские дела по спорам об определении места жительства ребенка; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или
1 Указ Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. Минск, 2015.
2 Сартаев С.С., Назаркулова Л.Т. Становление Конституции Республики Казахстан. Алматы: Изд. Киап, 2002.
организации с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними в соответствии с брачно-семейным законодательством Республики Казахстан.
Специализированный финансовый суд рассматривает гражданские дела по имущественным или неимущественным спорам участника регионального финансового центра, а также гражданские дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан1.
С 1 января 2016 г. в Республике Казахстан действует абсолютно новый Гражданский процессуальный кодекс, принятый 31 октября 2015 г. В новом Гражданском процессуальном кодексе Казахстана впервые на территории постсоветского пространства была закреплена возможность наряду с медиацией обратиться к так называемой парти-сипативной процедуре, представляющей собой альтернативный метод урегулирования споров путем переговоров сторон с обязательным участием адвокатов каждой из сторон без участия судьи2.
Киргизия
Кыргызская Республика — государство на востоке Средней Азии, главным образом в пределах западной и центральной части Тянь-Шаня и северной части Памира. Граничит на севере с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на юго-востоке и востоке — с Китаем. Столица — Бишкек. Валюта Кыргызской Республики — киргизский сом (К02). Кыргызстан является и признается мировым сообществом как суверенное, демократическое, правовое, светское, унитарное, социальное государство3.
Судебную систему Кыргызстана регулируют Конституция Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики от 9 июля 2008 г. № 141 «О статусе судей Кыргызской Республики», Конституционный
1 Имашев Б. Казахстанской правовой системе предстоит функционировать в совершенно новых условиях // Юрист. 2012 г. № 6 (http://journal.zakon.kz/4501272-kazakhstanskojj-pravovojj-sisteme.html).
2 Конституционный закон РК от 25.12.2000 № 132 (с изм. и доп., внесенными конституционными законами РК от 11.12.2006 № 199-Ш, от 17.11.2008 № 80-1У, от 29.12.2010 № 370-1У, от 16.02.2012 № 559-1У, от 04.07.2014 № 232-У, от 07.11.2014 № 245-У, от 31.07.2015 № 340-У, от 31.07.2015 № 341-У, от 04.12.2015 № 437-У) «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ 2000000132
3 Бюллетень Верховного суда КР. 1999. № 1 (17).
закон Кыргызской Республики от 13 июня 2011 г. № 37 «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики от 18 июля 2003 г. № 153 «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», Закон Кыргызской Республики от 13 июня 2011 г. № 40 «О Совете по отбору судей Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики от 5 июля 2002 г. № 113 «О судах аксакалов».
Судебная система Кыргызской Республики состоит из Конституционного суда Кыргызской Республики, Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства. На территории Кыргызской Республики также создаются третейские суды.
Суды общей юрисдикции
Система судов общей юрисдикции выглядит следующим образом: суды первой инстанции — районные и приравненные к ним суды. Все они рассматривают и разрешают отнесенные к их компетенции дела по существу. Суды второй инстанции — областные и приравненные к ним суды (суд города Бишкека и Военный суд). Структура каждого из этих судов включает в себя три коллегии: коллегию по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, коллегию по гражданским делам, коллегию по административным и экономическим делам1. Через судебные коллегии в качестве кассационной инстанции суды осуществляют пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу. Надзорная инстанция в Кыргызстане представлена Верховным судом Кыргызской Республики, который включает в себя пленум и три коллегии, в которых для рассмотрения судебных дел образуются судебные составы из трех судей2.
Верховный суд
Верховный суд является последней инстанцией в судебной системе Кыргызстана по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам и осуществляет пересмотр судебных актов местных судов по обращениям участников судебного процесса. Еще одна функция, возложенная на Верховный суд, — это праворазъяс-нительная деятельность. Ее осуществляет Пленум Верховного суда, который дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судебные акты Верховного суда являются окончательными и проверке и пересмотру не подлежат.
1 Осмонов К.Э. Развитие судебной реформы в Кыргызской Республике // Право и предпринимательство. 2004. № 2. С. 8.
2 Научно-практический комментарий ГПК КР. Бишкек, 2011. С. 461.
Конституционная палата Верховного суда является органом, осуществляющим конституционный контроль. К функциям Конституционной палаты можно отнести:
— признание неконституционными законов и иных нормативных правовых актов в случае их противоречия Конституции;
— дача заключений о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;
— дача заключений к проекту закона об изменениях в действующую Конституцию Кыргызской Республики.
В Кыргызской Республике действуют суды аксакалов — создаваемые на добровольных началах и на основе выборности и самоуправления общественные органы, призванные осуществлять рассмотрение материалов, направляемых им в установленном порядке судом, прокурором, органами внутренних дел и другими государственными органами и их должностными лицами в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики1.
В состав судов аксакалов могут быть избраны граждане Кыргызской Республики, достигшие возраста 50 лет, имеющие оконченное среднее общее образование, проживающие в указанной местности не менее пяти лет, пользующиеся уважением и авторитетом среди населения. Суды аксакалов вправе рассматривать дела (материалы): а) об имущественных и семейных спорах граждан; б) о невыполнении родителями и другими членами семьи обязанностей по воспитанию и содержанию детей; в) о невыполнении совершеннолетними детьми обязанностей по содержанию нетрудоспособных родителей или лиц, воспитавших и содержавших их в установленном порядке; г) об оплате выполненной работы по трудовому соглашению; д) о спорах между пользователями земельных участков (в том числе по поливу); е) по преступлениям небольшой тяжести, предусматривающим наказание, не связанное с изоляцией от общества. При этом суды аксакалов по итогам рассмотрения дела могут вынести решение о применении одной из следующих мер воздействия: а) вынести предупреждение; б) обязать принести публичное извинение потерпевшей стороне; в) объявить общественное порицание; г) обязать виновную сторону возместить причиненный материальный ущерб; д) наложить денежный штраф. По семейным спорам суд принимает решение по существу рассматриваемого спора.
1 Бекназаров А. Об усилении судебной власти // Право и предпринимательство. 2000. № 6.
Молдавия
Республика Молдова геополитически расположена в центре Европы, на северо-востоке Балкан. Столицей Молдавии является город Кишинев, расположенный в центральной части страны. На севере, востоке и юге она граничит с Украиной. На западе граница с Румынией проходит по реке Прут. Общая протяженность государственной границы — 1389 км, включая 939 км общей границы с Украиной и 450 км с Румынией. Общая площадь Республики Молдова составляет 33 843,5 кв. км или примерно 0,3% всей территории Европы. Валюта Молдавии — молдавский лей (MDL)1.
Судопроизводство в Республике Молдова осуществляется на основе Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г., законов Республики Молдова: от 6 июля 1995 г. № 514-XIII «О судоустройстве», от 20 июля 1995 г. № 544-XIII «О статусе судьи», от 19 июля 1996 г. № 947-XIII «О Высшем совете магистратуры», от 26 марта 1996 г. № 789-XIII «О Высшей судебной палате», Гражданского процессуального кодекса Республики Молдова от 30 мая 2003 г. № 225-XV2.
Судебная система состоит из трехуровневой цепочки звеньев: суды первого уровня, суды второго уровня и третий (высший) уровень. В рамках судебной системы функционируют специализированные суды, а именно Военный суд и Окружной коммерческий суд.
Суды первого уровня
Суды первого уровня находятся в каждом районном центре и в каждом секторе муниципия Кишинев. Судьи в судах первой инстанции рассматривают все виды дел, включая гражданские, уголовные и административные, без какой-либо специализации.
Суды второго уровня
Второй уровень представляют апелляционные палаты, которым отведены функции по рассмотрению уголовных дел по преступлениям, отведенным к ее компетенции, в качестве суда первой инстанции, а также апелляционные жалобы на решения, вынесенные нижестоящими судами. Другой специфической особенностью данных судов является наличие полномочий по выступлению в качестве судов по рассмотрению кассационных жалоб на решения судов, которые не подлежат обжалованию в апелляционном порядке. В Молдавии существует пять апелляционных палат.
1 Мартынчик Е.Г. Судебная власть в Молдове. Создание и функционирование. Ч. 1. Историко-правовые очерки. Кишинев, 1999.
2 Кустрябова С., Захария С.К. Позиция правоведов и общественности Бессарабии по вопросу статуса местных законов и молдавского языка в судах области (архивные документы Российской империи периода подготовки судебной реформы 60-х гг. XIX в.) // Закон и жизнь. 2002. № 3. С. 40-41.
Суды третьего уровня
Третий уровень системы — это Высшая судебная палата, территориально расположенная в Кишиневе. Высшая судебная палата в качестве кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на судебные решения, принятые в первой инстанции, дела, обжалованные в исключительном порядке, а также рассматривает в первой инстанции уголовные дела, по которым в роли подзащитного выступает президент страны. Высшая судебная палата обладает полномочиями давать разъяснения по вопросам судебной практики в отношении единообразного применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Эти решения играют важную роль в накоплении базы прецедентного права в стране. Судьи Высшей судебной палаты специализируются по гражданским, уголовным и экономическим делам.
В Республике Молдова действует специальный независимый орган — Высший совет магистратуры, который был создан с целью организации и функционирования судебной системы. В состав данного органа входят судьи и штатные преподаватели права, а также председатель Высшей судебной палаты, министр юстиции, генеральный прокурор. Основным полномочием Высшего совета магистратуры является отбор претендентов на утверждение на должность судьи, на замещение вакантной должности, на продвижение в вышестоящую инстанцию. Высший совет магистратуры может образовывать судебные инспекции для проверки организационной деятельности судебных инстанций при осуществлении ими правосудия, а также для рассмотрения петиций граждан, направленных в Высший совет магистратуры, по вопросам, относящимся к судебной этике.
Российская Федерация
Россия расположена в Северном полушарии, на севере материка Евразия. Она омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов, а также Балтийским, Черным, Азовским морями Атлантического океана и Каспийским морем, при этом обладая самой протяженной береговой линией (37 653 км). Уральские горы и Кумо-Манычская впадина делят Россию на европейскую и азиатскую части, последняя включает в себя Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток России. Столица России — Москва. Валюта России — российский рубль (RUB).
Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»1, Гражданского процессуального кодекса РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.
Федеральные суды:
— Конституционный Суд РФ;
— Верховный Суд РФ, кассационные суды, апелляционные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам;
— арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Суды субъектов Российской Федерации
К судам субъектов РФ относятся:
— конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ2.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются жителями соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
В 2014 г. в Российской Федерации была проведена судебная реформа, результатом которой стали упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ и делегирование его полномочий и функций Верховному Суду РФ. Таким образом, система арбитражных судов потеряла свою независимость и стала подконтрольна единому высшего органу — Верховному Суду РФ, в структуре которого для этих целей специально была создана коллегия по экономическим делам.
В 2019 г. в Российской Федерации была проведена судебная реформа, результатом которой стало создание отдельных апелляционных и кассационных судов в системе судов общей юрисдикции.
В России продолжается работа по разработке единого Кодекса гражданского судопроизводства, который приведет к созданию единой гражданской процессуальной формы, в соответствии с которой дела
1 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 03.02. 2014) «О судебной системе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2 Колоколов Н.А., Павликов С.Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве. М.: Юрлитинформ, 2007.
будут рассматриваться как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами.
Республика Таджикистан
Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство. Таджикистан — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция Республики Таджикистан)1. 93% территории Таджикистана занимают горы. Преобладает травянистая и полукустарниковая растительность. На севере Таджикистана, в Согдийской области расположено одно из крупнейших в мире месторождений серебра — Большой Кониман-сур. Столица Таджикистана — Душанбе. Валюта Таджикистана — таджикский сомони (ТТО).
В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан судебная власть является независимой, защищает права и свободы личности, интересы государства, организаций, учреждений, законность и справедливость. Судебную власть в Республике Таджикистан осуществляют Конституционный суд, Верховный Суд, Высший экономический суд, Военный суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды2.
Судопроизводство в Республике Таджикистан регулируется Конституцией Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г., Конституционным законом Республики Таджикистан от 26 июля 2014 г. № 1084 «О судах Республики Таджикистан», Гражданским процессуальным кодексом от 5 января 2008 г.
Высшие судебные инстанции
Высшими судебными инстанциями Республики Таджикистан являются Верховный Суд, Высший экономический суд и Конституционный суд Республики Таджикистан. Верховный Суд является высшим судебным органом и осуществляет судебный надзор за деятельностью военных судов гарнизонов, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городских и районных судов по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным этим судам. Высший экономический суд Республики Таджикистан является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими судами, осу-
1 Холиков К. Образование Конституционного суда Республики Таджикистан // Государство и право. Душанбе. 1997. № 1. С. 14.
2 Сборник действующих законов Республики Таджикистан. Душанбе. 1996. № 21. С. 231.
ществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В Республике Таджикистан лица, впервые представляемые на должность судьи, по предложению экзаменационной комиссии Совета юстиции Республики Таджикистан могут в течение года отработать в качестве стажера-судьи. Стажером-судьей может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, не моложе 24 лет, имеющее как минимум два года профессионального стажа, прошедшее экзаменационную комиссию Совета юстиции Республики Таджикистан.
Туркмения
Государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере, Узбекистаном на севере и востоке, Ираном и Афганистаном на юге. На западе омывается Каспийским морем. С 1924 по 1991 г. Туркмения входила в состав СССР на правах союзной республики (Туркменская Советская Социалистическая Республика). Независимость Туркмении была провозглашена в октябре 1991 г. Столица Туркмении — Ашхабад. Валюта Туркмении — туркменский манат (ТММ).
Законодательство, регулирующее гражданский процесс и судопроизводство, в Туркмении осуществляется на основании Конституции Республики Туркменистан от 18 мая 1992 г. № 691-Х111, Закона от 8 ноября 2014 г. «О суде (новая редакция)». Судебная власть в Туркмении осуществляется посредством арбитражного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. С 1 июля 2016 г. в Республике Туркменистан вступил в силу новый Гражданский процессуальный кодекс, который заменил собой осовремененную редакцию Гражданского процессуального кодекса ТССР 1964 г.
В Туркмении действуют Верховный суд, Арбитражный суд, вела-ятские (областные) суды и суды городов с правами велаята, а также этрапские (районные) суды и суды городов с правами этрапа. Верховный суд Туркмении является высшим судебным органом.
Верховный суд
Верховный суд Туркменистана осуществляет судебный надзор за рассмотрением гражданских, арбитражных, уголовных дел и дел об административных правонарушениях и реализует иные полномочия в соответствии законодательством Туркмении. Верховный суд Туркменистана действует в составе: 1) Пленума Верховного суда; 2) Президиума Верховного суда; 3) Судебной коллегии по гражданским делам;
1 Конституция Республики Таджикистан от 06.11.1994 // ЬирУ^огЫсощШиНога. ги/?р=125
4) Судебной коллегии по уголовным делам; 5) Судебной коллегии по арбитражным делам.
Туркмения — единственное из государств — участников СНГ, в структуре судебной системы которого отсутствует конституционный суд как институт судебного конституционного контроля. Соответствие нормативных актов Конституции и законам определяет Меджлис.
Узбекистан
Республика Узбекистан — государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере и северо-востоке, с Туркменистаном на юго-западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго-востоке и Киргизией на северо-востоке. С 1924 г. и до момента провозглашения независимости 31 августа 1991 г. Узбекистан входил в состав СССР как одна из союзных республик (Узбекская Советская Социалистическая Республика). Столица Узбекистана — Ташкент. Валюта Узбекистана — узбекский сум
Судопроизводство в Узбекистане осуществляется на основании Конституции Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г.1, Закона Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 г. № 924-Х11 «О судах», Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан от 30 августа 1997 г. № 477-1. В 2000 г. принята новая редакция Закона «О судах», согласно которой осуществлена специализация судов, т.е. созданы суды по гражданским делам и суды по уголовным делам.
Конституция Республики Узбекистан 1992 г. не пошла по пути создания единой судебной системы, возглавляемой Верховным судом. Вместо этого была создана полисистемная организация судебной власти, включающая суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом, хозяйственные суды во главе с Высшим хозяйственным судом и Конституционный суд. Судебная система страны состоит из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Каракалпакстан, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, а также областных, Ташкентского городского, районных, городских и хозяйственных судов. В соответствии с Конституцией и законом судебная система в Узбекистане действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий и других общественных объединений. Запрещено создание чрезвычайных судов.
1 Конституция Республики Узбекистан принята 08.12.1992 // http://www.lex.uz/ pages/ getact.aspx?lact_id=35869
Верховный суд
Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Принимаемые им акты окончательны и обязательны для исполнения на всей территории Республики. Верховный суд Узбекистана обладает правом судебного надзора за деятельностью Верховного суда Республики Каракалпакстан, областных, городских и районных судов. Разрешение возникающих в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями осуществляется Высшим хозяйственным судом и хозяйственными судами в пределах их компетенции.
Конституционный суд
Конституционный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти по защите Конституции и определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан законов Узбекистана и иных актов, принятых Олий Мажлисом, указов президента, постановлений правительства и местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан; дает заключение о соответствии Конституции Республики Каракалпакстан Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан законам Республики Узбекистан; дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан; рассматривает другие дела, отнесенные к его компетенции. Решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования. Они окончательны и обжалованию не подлежат.
В Республике Узбекистан сохраняется возможность участия народных заседателей в отправлении правосудия. В соответствии с Законом «О судах» народным заседателем может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе 30 лет, избранный открытым голосованием на собрании граждан по месту жительства или работы сроком на два с половиной года. Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. За этот период им сохраняется средний заработок по месту работы.
Украина
Территория Украины имеет размеры: 1316 км с запада на восток и 893 км с севера на юг и лежит приблизительно между 52°20' и 44°20'
северной широты и 22°5' и 41°15' восточной долготы. Общая площадь Украины составляет 603 628 кв. км, что составляет 5,7% территории Европы и 0,44% территории мира. Украина является самой большой страной, площадь которой расположена полностью на территории Европы. Вторая по размеру территории страна в Европе. Длина морской границы — 1355 км (по Черному морю — 1056,5 км; по Азовскому морю — 249,5 км; по Керченскому проливу — 49 км). Столица Украины — Киев. Население Украины — 42 590 900 человек (на 1 января 2016 г.). Валюта Украины — украинская гривна (UAH).
Судопроизводство и судоустройство Украины определяются на основании Конституции Украины от 28 июня 1996 г., законов Украины: от 8 июля 2011 г. № 3674-VI «О судебном сборе», от 7 июля 2010 г. № 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей», Гражданского процессуального кодекса Украины от 18 марта 2004 г. № 1618-IV.
Согласно Конституции Украины судопроизводство на Украине осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции1.
Конституционный Суд
Конституционный Суд Украины является независимым органом в системе судебной власти, призванным обеспечивать соответствие законов, других нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции Украины, охрану конституционных прав и свобод личности.
Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях. Систему судов общей юрисдикции составляют местные суды, апелляционные суды, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. Верховный Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды2.
Местные суды
Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды областей и города Киева. Местными административными судами являются окружные администра-
1 Брынцев В.Д. Судебная власть (правосудие): Пути реформирования в Украине. Харьков: Ксилон, 1998. 182 с.
2 Стефанюк В. Судебная система Украины и судебная реформа. Киев: Юринком Интер, 2001. 176 с.
тивные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом.
8 апреля 2014 г. на Украине был принят Закон № 1188-УП «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», который призван определить основы проведения специальной проверки судей судов общей юрисдикции как временного усиленного мероприятия с использованием существующих процедур рассмотрения вопросов о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности и освобождения от должности в связи с нарушением присяги с целью повышения авторитета судебной власти Украины и доверия граждан к судебной ветви власти, восстановления законности и справедливости. На Украине в соответствии с Законом от 22 декабря 2005 г. № 3262-1У «О доступе к судебным решениям» ведется Единый государственный реестр судебных решений. Судебные решения, внесенные в Реестр, являются открытыми для бесплатного круглосуточного доступа на официальном веб-портале судебной власти Украины.
Библиографический список
1. Бекназаров А. Об усилении судебной власти // Право и предпринимательство. 2000. № 6.
2. Брынцев В.Д. Судебная власть (правосудие): Пути реформирования в Украине. Харьков: Ксилон, 1998. 182 с.
3. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1917. 429 с.
4. Колоколов Н.А., Павликов С.Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве. М.: Юрлитинформ, 2007. 312 с.
5. Кустрябова С., Захария С.К. Позиция правоведов и общественности Бессарабии по вопросу статуса местных законов и молдавского языка в судах области (архивные документы Российской империи периода подготовки судебной реформы 60-х гг. XIX в.) // Закон и жизнь. 2002. № 3. С. 40—41.
6. Мартынчик Е.Г. Судебная власть в Молдове. Создание и функционирование. Ч. 1. Историко-правовые очерки. Кишинев, 1999. 147 с.
7. Нарикбаев М.С. Конституция Республики Казахстан и судебная власть // 5-летие Конституции и законотворческий процесс в Республике Казахстан: Материалы международной научно-практической конференции, 28—29 августа 2000 г.. Астана, 2000. 452 с.
8. Научно-практический комментарий ГПК КР. Бишкек, 2011.
9. Осмонов К.Э. Развитие судебной реформы в Кыргызской Республике // Право и предпринимательство. 2004. № 2. С. 8.
10. Разумов С.Л. Понятие судебной системы / Судебная система России. М.: Дело, 2000. 336 с.
11. Сартаев С.С., Назаркулова Л.Т. Становление Конституции Республики Казахстан. Алматы: Изд. Ютап, 2002.
12. Стефанюк В. Судебная система Украины и судебная реформа. Киев: Юринком Интер, 2001. 176 с.
13. Судебные системы западных государств / Под ред. В.А. Тумановой. М.: Наука, 1991. 240 с.
14. Холиков К. Образование Конституционного суда Республики Таджикистан // Государство и право. Душанбе. 1997. № 1. С. 14.