1.9. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Фролова Мария Александровна, канд. юрид. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Подразделение: отдел международного сотрудничества и сравнительного правоведения. Email: [email protected]
Аннотация: В статье, в целях выявления особенностей правового положения прокурора на стадии судебного разбирательства в государствах - участниках СНГ (за исключением Российской Федерации), осуществлен сравнительно-правовой анализ уголовно-процессуального статуса указанного должностного лица при поддержании им государственного обвинения. Уделено внимание правам, обязанностям прокурора, его дискреционным полномочиям в судебном разбирательстве, рассмотрены вопросы поддержания гражданского иска наряду с обвинением, а также обжалования судебных решений в вышестоящие судебные инстанции.
Ключевые слова: правовое положение, прокурор, государственный обвинитель, суд, УПК.
THE LEGAL STATUS OF THE PROSECUTOR IN THE COURT PROCEEDINGS OF STATES - MEMBERS OF THE INDEPENDENT STATES COMMONWEALTH
Frolova Maria Aleksandrovna, PhD at law. Position: senior researcher. Place of employment: Research Institute of the Academy of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. Department: International Cooperation and Comparative Jurisprudence Department. E-mail: [email protected]
Annotation: In the article, in order to identify features of the legal status of the prosecutor at the trial stage in the states - members of CIS (excluding the Russian Federation), carried out comparative legal analysis of the criminal-procedural status of the said officials while maintaining the state charges. Attention is paid to the rights and responsibilities of the prosecutor, his discretion in the proceedings, the issues of maintaining the civil action along with the prosecution and appeal court decisions in higher courts.
Keywords: legal status, prosecutor, public prosecutor, court, Code of Criminal Procedure.
Правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве определяется совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в национальном законодательстве государства (правовым статусом).
Правовой статус прокурора в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее СНГ) определяется в их уголовно-процессуальном законодательстве, законах о прокуратуре, детализируется в ведомственных актах.
Анализ законов о прокуратуре стран Содружества позволяет прийти к выводу о том, что в большинстве государств - участников СНГ прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами госу-
дарственной власти, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства. В уголовном процессе прокуроры уполномочены решать вопросы о возбуждении или продолжении уголовного преследования, поддерживать обвинение в суде, обжаловать решения суда.
Прокурор в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса, всесторонне, полно и беспристрастно исследует обстоятельства уголовного производства, выявляет обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие подозреваемого, обвиняемого, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие его наказание, дает им надлежащую правовую оценку и обеспечивает принятие законных и беспристрастных процессуальных решений, а также поддерживает гособвинение в суде.
Правовой статус государственного обвинителя не равнозначен правовом статусу прокурора в уголовном судопроизводстве. Их можно определить как часть и целое. Так, на наш взгляд, правовой статус государственного обвинителя является составной частью правового статуса прокурора в уголовном процессе в целом. В тоже время, если сравнивать правовое положение прокурора на стадии предварительного расследования и в стадии судебного разбирательства, то и здесь существуют различия в их правовом положении, обусловленные задачами, которые стоят перед прокурором в той или иной стадии уголовного процесса. В судебной стадии прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель - сторона в процессе [4, с.56 ] (Щерба С.П., Решетникова Т.А., Фролова М.А.. Полномочия органов прокуратуры государств - участников СНГ: монография / Под общ. и науч. ред. докт. юрид. наук. профессора Щербы С.П. - М. Юрлитинформ, 2013., С.344).
И так, судебное разбирательство - основная стадия уголовного судопроизводства, поскольку только на этой стадии процесса лицо может быть признано виновным в совершении преступления и ему может быть назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. В соответствии с принципом состязательности и равноправия сторон поддержание от имени государства обвинения в суде возлагается на государственного обвинителя, который обязан обеспечить его законность и обоснованность [3, С. 520] (Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капи-нус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - Серия : Настольная книга специалиста. С. 768.).
Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно (за исключением дел частного обвинения).
В судебном разбирательстве прокурор, так же как и на этапе предварительного расследования, относится к стороне обвинения. Поддерживая государственное обвинение, он руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на доказательствах, исследованных в суде.
В обязанности прокурора, участвующего в заседании суда входит: соблюдение порядка в заседании суда; подчинение законным распоряжениям председательствующего; исполнение других обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
В тоже время национальное законодательство каждой страны Содружества имеет свои особенности, ка-
сающиеся правового статуса прокурора, участвующего в судебном разбирательстве.
Так, представляет интерес положение УПК Азербайджанской Республики, в соответствии с которым прокурору, который проводил предварительное следствие по уголовному делу или осуществлял процессуальное руководство предварительным расследованием, запрещается участвовать в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя.
В уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан напротив закреплено положение о том, что процессуальный прокурор осуществляет надзор по уголовному делу с момента начала досудебного расследования и участвует в суде первой инстанции в качестве государственного обвинителя. Он несменяем, но в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Генерального Прокурора Республики Казахстан, по решению руководителя прокуратуры может быть заменен другим процессуальным прокурором.
В УПК Украины также реализована концептуальная идея о несменяемости прокурора на досудебном и судебном производстве, в соответствии с которой осуществлять процессуальное руководство работой следователя в процессе досудебного расследования и поддерживать обвинение в суде по этому же делу должен один и тот же прокурор [2, с. 56] (Дворник А.А. Правовой статус прокурора в досудебном производстве // Законность. 2013. N 11. С. 55- 58. СПС Консультант Плюс).
Уголовно-процессуальным законодательством государств - участников СНГ государственному обвинителю предоставлено право (в некоторых странах является обязанностью, например в республиках Армения и Казахстан) отказаться от обвинения, если во время судебного разбирательства, предъявленное обвинение не найдет своего подтверждения. Кроме того, государственный обвинитель вправе изменить обвинение на более мягкое.
Если же имеются основания для изменения обвинения на более тяжкое или отличающееся от первоначального по фактическим основаниям - суд возвращает уголовное дело для производства дополнительного расследования (Республика Узбекистан). В Республике Армения и Кыргызской Республике направление уголовного дела для дополнительного предварительного следствия, в связи с указанными обстоятельствами осуществляется судом по ходатайству обвинителя. В Азербайджанской Республике, а также республиках Беларусь и Казахстан уголовное дело направляется прокурору для составления нового постановления о привлечении в качестве обвиняемого (обвинительного акта). Национальное законодательство Республики Таджикистан не позволяет изменять обвинение в суде, если этим ухудшается положение подсудимого. В уголовном судопроизводстве Украины прокурор, придя к выводу о необходимости изменения объема обвинения, выдвижения нового обвинения либо отказа от поддержания государственного обвинения должен согласовать соответствующие процессуальные документы с руководителем органа прокуратуры, в котором он работает. Суд по ходатайству прокурора откладывает судебное заседание и предоставляет прокурору время для составления и согласования соответствующих процессуальных документов (в т.ч. обвинительного акта).
Закон предоставляет прокурору право защищать интересы государства и общества путем предъявления и
поддержания гражданского иска в уголовном судопроизводстве [1, с.4]. (Боков Д.К. Гражданский иск прокурора в уголовном процессе в защиту интересов государства. Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ю.н. (специальность 12.00.09). М., 2012. 37 С.).
В национальном законодательстве всех стран СНГ закреплено право прокурора предъявлять гражданские иски в уголовном процессе в защиту интересов государства. В большинстве УПК стран СНГ регулированию гражданского иска посвящена отдельная глава. В УПК Республики Армении и Республики Узбекистана предусмотрена самостоятельная статья о порядке предъявления и поддержания гражданского иска прокурором.
Нормативное регулирование права прокурора на гражданский иск в целях защиты публичных интересов в уголовно-процессуальных кодексах государств-участников СНГ различно. В большинстве УПК закреплено право прокурора предъявлять или поддерживать гражданский иск, если этого требует защита прав граждан, государственных или общественных интересов (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина). В Азербайджанской Республике, республиках Беларусь, Казахстан и Молдова, Кыргызской Республике и Украине прокурор наделен правом предъявления гражданского иска в уголовном процессе в интересах государства и потерпевшего, неспособного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, либо находящегося в зависимом состоянии от обвиняемого.
В Республике Армения прокурор предъявляет гражданский иск в уголовном судопроизводстве только для охраны государственного имущества.
Процедура отказа прокурора от гражданского иска закреплена только в УПК Республики Беларусь. Отказ от гражданского иска с учетом общественных интересов предусмотрен в УПК Азербайджанской Республики, Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан.
Интерес вызывает процессуальная норма УПК Республики Узбекистан в соответствии с которой, признание иска подсудимым или гражданским ответчиком, а равно заявление гражданского истца, подсудимого либо гражданского ответчика о достижении мирового соглашения не влекут прекращения производства по гражданскому иску и не освобождают суд от обязанности тщательного, полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств, относящихся к гражданскому иску, а также его разрешения.
В отдельных государствах - участниках СНГ по сложным и многоэпизодным уголовным делам государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров (республики Беларусь, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Украина).
В уголовном судопроизводстве государств - участников СНГ государственные обвинители в ходе поддержания государственного обвинения обладают следующими правами: заявлять отводы; заявлять ходатайства; высказывать мнения по поводу ходатайств других участников процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; обеспечивать представление суду доказательств со своей стороны; давать органу дознания обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; с разрешения суда применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказа-
тельств; участвовать в происходящем в заседании суда исследовании материалов дела; протестовать против незаконных действий другой стороны; возражать против незаконных, необоснованных или представляющихся государственному обвинителю неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол указанного действия или заседания суда записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться правом отказа от уголовного преследования обвиняемого; выступать в суде первой инстанции со вступительной и заключительной речами и репликой; обжаловать приговор и другие решения суда.
В тех случаях, когда уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено рассмотрение уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей, прокурор принимает участие в отборе присяжных заседателей, высказывает свои замечания по содержанию и формулировке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, а также выступает по вопросам, связанным с юридическими последствиями вердикта, вынесенного коллегией присяжных заседателей, включая вопросы квалификации совершенного подсудимым преступления, назначения ему наказания и разрешения гражданского иска (Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Украина).
По окончании последнего слова обвиняемого, но до удаления суда в совещательную комнату государственный обвинитель, наряду с защитой, вправе представить суду вариант проекта итогового судебного решения по результатам судебного разбирательства (Азербайджанская Республика). В Республике Таджикистан предоставление государственным обвинителем суду указанного проекта решения является не правом, а обязанностью. Однако проект такого решения представляется не в общем виде, а по конкретным вопросам, предусмотренным в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Таджикистан:
1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) является ли это деяние преступлением и какой именно статьей УК оно предусмотрено;
3) совершил ли это деяние подсудимый;
4) виновен ли подсудимый в совершении преступления и если виновен, то какова форма его вины;
5) имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность подсудимого;
6) подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление.
Прокурор имеет право на обжалование приговора, вынесенного судом первой инстанции.
Здесь следует отметить, что в уголовно-процессуальных кодексах государств - участников СНГ по-разному называется порядок обжалования приговора или иного решения суда не вступившего в законную силу.
Так, в республиках Таджикистан и Беларусь обжалование приговора не вступившего в законную силу осуществляется в кассационном порядке.
Во всех остальных государствах - участниках СНГ приговоры и иные решения суда первой инстанции не вступившие в законную силу пересматриваются в апелляционном порядке.
Кроме того, в государствах - участниках СНГ используется различная терминология при обжаловании прокурором приговора или иного решения суда. Так, в Кыргызской Республике прокурор, поддержавший об-
винение вносит представление на каждый незаконный и необоснованный приговор. В Республике Молдова и Украина прокурор подает апелляционную жалобу. Во всех остальных странах Содружества прокурор вносит протест. Хотелось бы отметь, что в соответствии с нормами УПК Республики Беларусь и Кыргызской Республики прокурор обязан опротестовать (внести представление) каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона. В то время как в остальных УПК государствах - участниках СНГ прокурору предоставлено право опротестовать (обжаловать) приговор.
В ходе обжалования приговора, но до судебного разбирательства прокурор может изменить или дополнить свой протест (жалобу, представление) новыми доводами.
При этом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством республик Беларусь, Казахстан, Таджикистан в дополнительном протесте прокурора не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальном протесте.
В соответствии с УПК Азербайджанской Республики изменения, влекущие ухудшение положения осужденного или оправданного, могут быть внесены в апелляционный протест только в течение срока, установленного для его принесения.
В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в протесте прокурор вправе представить в кассационную инстанцию дополнительные материалы как до рассмотрения уголовного дела, так и во время его рассмотрения. Однако такие дополнительные материалы не могут быть получены путем производства следственных действий (республики Беларусь и Таджикистан).
Прокурор вправе в подтверждение оснований апелляционного протеста представлять в суд апелляционной инстанции новые материалы или ходатайствовать об их истребовании и исследовании, а также допросе указанных ими свидетелей, потерпевших, экспертов, специалистов, совершении иных действий, направленных на восполнение пробелов судебного следствия в первой инстанции (Республика Казахстан).
В соответствии с УПК Азербайджанской Республики прокурор в своем апелляционном протесте вправе ссылаться на новые доказательства, которые не были представлены суду первой инстанции, только в том случае, если указанные доказательства было невозможно представить суду первой инстанции либо они не были приняты этим судом.
УПК республик Армения, Кыргыстан, Молдова, Узбекистан в ходе судебного следствия в апелляционном производстве предоставляет прокурору право обратиться к суду с ходатайством о вызове новых свидетелей, назначении экспертизы, истребовании вещественных доказательств и документов.
Все национальные законодательства государств -участников СНГ наделяют прокурора правом отозвать протест (жалобу, представление). Протест (жалоба, представление) прокурора может быть также отозван вышестоящим прокурором. В Украине прокурор имеет право отказаться от апелляционной жалобы до окончания апелляционного рассмотрения.
Приговор может быть обжалован (опротестован) прокурором как в отношении уголовного дела в целом, так и в части, касающейся гражданского иска. Исключение составляет УПК Республики Армения, в соответствии с положениями которого обвинитель не име-
ет права опротестовывать приговор в части гражданского иска, за исключением случаев, когда гражданский иск затрагивает имущественные интересы государства.
Приговоры, вынесенные судом первой инстанции и вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в вышестоящую судебную инстанцию.
В республиках Таджикистан и Беларусь обжалование приговора, вступившего в законную силу осуществляется в порядке надзора.
Во всех остальных государствах - участниках СНГ, приговоры и решения суда первой инстанции вступившие в законную силу обжалуются в кассационном порядке.
Государственный обвинитель, участвовавший в производстве суда апелляционной инстанции, вправе подать кассационный протест части его выводов и предложений, не учтенных судом.
До рассмотрения кассационного протеста (кассационной жалобы) в суде кассационной инстанции прокурор вправе отозвать, изменить или дополнить их (Азербайджанская Республика и Украина). Законодательство остальных государств - участников СНГ предоставляет прокурору право только отозвать протест, принесенный в кассационную инстанцию.
В соответствии с положениями УПК Республики Казахстан в дополнительном протесте прокурора или его заявлении об изменении протеста, поданных по истечении установленного срока обжалования приговора, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальном протесте либо ставить вопрос об ухудшении положения осужденного по другим основаниям, не указанным в поданном протесте.
Участвующий в суде кассационной инстанции прокурор высказывает мнение по рассматриваемым кассационным жалобам, излагает доводы, указанные в протесте, дает заключение о законности состоявшихся по делу судебных актов.
Национальное законодательство Республики Кыргызстан не предусматривает право прокурора отозвать внесенное им кассационное представление.
Пересмотр приговоров, вступивших в законную силу, может быть также осуществлен в порядке надзора. Здесь исключение составляет законодательство Республики Армения, которое не предусматривает пересмотр дел в порядке надзорного производства. Уголовно-процессуальным законодательством Азербайджанской Республики предусмотрен пересмотр приговоров или постановлений суда в порядке дополнительной кассации (данная процедура аналогична пересмотру приговоров в порядке надзора в других странах Содружества).
Право принесения протеста в порядке судебного надзора вступивших в силу приговоров и постановлений уголовно-процессуальном законодательством государств - участников СНГ предоставлено генеральным прокурорам (исключение Кыргызская Республика и Украина).
В соответствии с УПК Республики Казахстан прокурор, подавший протест до начала заседания суда вправе изменить либо дополнить новыми доводами протест. При этом в дополнительном протесте прокурора или его заявлении об изменении протеста, поданных по истечении установленного срока обжалования приговора, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальном протесте.
Участвующий в суде надзорной инстанции прокурор высказывает мнение по рассматриваемым надзорным жалобам, излагает доводы, указанные в протесте, дает заключение о законности состоявшихся по делу судебных актов.
В Кыргызской Республике правом на внесение представления в надзорную инстанцию обладают прокурор, участвовавший при рассмотрении дела, а также вышестоящий прокурор. Государственный обвинитель наряду со стороной защиты вправе в подтверждение представления представлять в суд новые материалы. Представление может быть отозвано прокурором, принесшим его, и вышестоящим прокурором. Отзыв жалобы и представления допускается до удаления судей в совещательную комнату.
УПК Республики Таджикистан предоставляет прокурору право на истребование из суда в пределах своей компетенции любое уголовное дело для проверки и решения вопроса о принесении надзорного протеста. Прокурор, внесший протест, вправе его отозвать. Вышестоящий прокурор вправе отозвать протест, принесенный подчиненным ему прокурором. Отзыв протеста допускается только до начала рассмотрения дела судом надзорной инстанции.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что во всех государствах - участниках СНГ поддержание государственного обвинения относится исключительно к полномочиям органов прокуратуры. В стадии судебного разбирательства правовое положение государственного обвинителя определяется совокупностью его прав и обязанностей. Государства - участники СНГ, с одной стороны, являясь бывшими союзными республиками, пока еще сохраняют единый и устоявшийся подход к полномочиям прокурора в уголовном процессе, с другой, страны Содружества, стремясь совершенствовать свое уголовно-процессуальное законодательство, стараются учесть и воспринять опыт европейских стран в сфере уголовного судопроизводства. Именно этим, на наш взгляд, и объясняется то обстоятельство, что в государствах - участниках СНГ прокуроры, поддерживающие государственное обвинение, обладают, как рядом сходных полномочий, так и рядом полномочий кардинально различающихся между собой.
Список литературы:
1. Боков Д.К. Гражданский иск прокурора в уголовном процессе в защиту интересов государства. Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.ю.н. (специальность 12.00.09). М., 2012. 37 С.
2. Дворник А.А. Правовой статус прокурора в досудебном производстве // Законность. 2013. N 11. С. 5558. СПС Консультант Плюс.
3. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. -М.: Изд-во Юрайт, 2012. - Серия : Настольная книга специалиста. С. 768.
4. Щерба С.П., Решетникова Т.А., Фролова М.А.. Полномочия органов прокуратуры государств - участников СНГ: монография / Под общ. и науч. ред. докт. юрид. наук. профессора Щербы С.П. - М. Юрлитин-форм, 2013., С.344.
Рецензия
на статью Фроловой М.А. «Правовое положение прокурора в судебном разбирательстве государств - участников Содружества Независимых Государств»
Актуальность и научная новизна статьи обусловливаются, прежде всего, тем, что в ней впервые анали-
зируется правовое положение прокурора, осуществляющего государственное обвинение во всех государствах - участниках Содружества Независимых Государств (за исключением Российской Федерации).
Следует отметить, что представленное исследование является комплексным, сравнительно-правовым и позволяет выявить как ряд сходных, так и ряд кардинально различающихся между собой элементов в правовом положении прокурора, поддерживающим государственное обвинение в суде в государствах - участниках СНГ.
В работе уделено внимание таким актуальным вопросам, как несменяемость прокурора в процессе досудебного расследования и поддержания обвинения в суде по этому же делу, дискреционным полномочиям государственного обвинителя, заявление и поддержание гражданского иска в уголовном процессе, обжалование решений суда в вышестоящую судебную инстанцию и др.
Содержание статьи может представлять интерес при подготовке диссертационных и монографических исследований, а также других научных работ по данному направлению.
Вывод: представленная на рецензирование статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, не содержит закрытой информации и рекомендуется к опубликованию в открытой печати.
Ведущий научный сотрудник отдела международного сотрудничества и сравнительного правоведения Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент П.А. Смирнов