Научная статья на тему 'Модели ограничения личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ'

Модели ограничения личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2616
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГОСУДАРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕЛИ ОГРАНИЧЕНИЙ ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошкарева Ирина Александровна

В статье рассматриваются модели ограничений личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The models of the restriction of the personal rights and freedoms of a man and a citizen in the countries of CIS

In this article we consider the models of the restrictions of the personal rights and freedoms of a man and a citizen in the countries of CIS.

Текст научной работы на тему «Модели ограничения личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ»

1.4. МОДЕЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СТРАНАХ СНГ

Лошкарева Ирина Александровна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права. Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орловский филиал. E-mail: rinkaili2008@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются модели ограничений личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ.

Ключевые слова: личные права человека и гражданина, государство, безопасность, модели ограничений личных прав человека и гражданина.

THE MODELS OF THE RESTRICTION OF THE PERSONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF A MAN AND A CITIZEN IN THE COUNTRIES OF CIS

Loshkareva Irina Alexandrovna, postgraduate student at constitutional and municipal law chair. Place of study: Russian academy of national economy and public service by the President of Russian Federation, Orel branch. E-mail: rinkaili2008@yandex.ru

Annotation: In this article we consider the models of the restrictions of the personal rights and freedoms of a man and a citizen in the countries of CIS. Keywords: personal rights of a man and a citizen, a state, the security, the models of the restrictions of the personal rights of a man and a citizen.

Вопрос об ограничении прав и свобод человека и гражданина, о существующих моделях в странах мира является одним из самых дискуссионных вопросов юридической науки.

В наиболее известных международно-правовых документах употребляется несколько терминов-понятий, прямо или косвенно отражающих ограничения прав и свобод. Например, во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4) и др. используется термин «ограничение», в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 4), где говорится об обязательствах государств перед своими гражданами, употребляется термин «отступление от своих обязательств», в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются сразу два термина: «ограничения» (ст. 9 - 11, 18) и «отступление от соблюдения обязательств» (ст. 15).

Рассматривая в данном контексте СНГ, мы должны понимать, что страны, входящие в Содружество, раньше являлись составными частями крупнейшего государства. Тем не менее, это не говорит о том, что на данный момент будут схожими их политическая, экономическая, социальная деятельность. То же касается и нормативно - правовых актов, которые устанавливают личные права и свободы человека и гражданина.

Почти во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, в раздел (главу) конституции об основах конституционного строя включается принцип, согласно которому человек, его права и свободы признаются высшей ценностью.

Четко о природе прав и свобод говорится в ст. 5 Конституции Таджикистан: «Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновен-

ны» и ч. 2 ст. 3 Конституции Туркменистана: «Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина».

Почти все конституции стран, возникших на территории бывшего СССР, закрепили связь прав и свобод человека и гражданина с нормами и принципами международного права, что также способствует (наряду с естественно - правовой доктриной) приданию правам и свободам надгосударственного характера. Так, согласно ст. 17 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Или, например, в ст.3 Конституции Армении говорится, что «государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов - в соответствии с принципами и нормами международного права».

Яркая черта Конституций стран СНГ - указание полного перечня прав человека, включая не только первостепенные личные и политические права, как во многих развитых государствах (Япония, Италия, США), но и социально - экономические, информационные, культурные. Вообще это относительное новшество - возводить в ранг конституционного право граждан на свободу информации, т.е. право на ознакомление с документами, решениями и материалами государственных органов, затрагивающих интересы граждан (ст. 34 Конституции Беларуси; ст. 34 Конституции Молдовы; ст. 30 Конституции Узбекистана и др.). Каждому предоставляется возможность получать, распространять и хранить любую информацию, свободную от цензуры.

Когда мы говорим об ограничениях личных прав и свобод, то одну из важных ролей в связи с этим играет как раз не действия государства «сверху», а реакция общества на эти действия «снизу», то, как оно воспринимает различные ограничения со стороны правительства.

Рассмотрим на примере стран СНГ эту общественную реакцию. В восточноевропейских государствах СНГ правительства стремятся к демократизации. В свою очередь, общество хочет развиваться вместе с самим государством, «модернизироваться», быть политически грамотным. Соответственно, как и в других развитых странах, оно будет позволять власти ограничивать свои права настолько, насколько это действительно нужно для безопасности нации. В азиатских же государствах реакция общества на ограничения личных прав и свобод человека и гражданина несколько отлична. Это выражается в большей агрессии со стороны народа, который считает свои личные права непоколебимыми. Поэтому власти нужно четко знать меру и удерживать баланс. Парадоксально, но как раз в конституциях некоторых азиатских стран государство допускает случаи, при которых оно может ограничить любое личное право, а также существует некая размытость в плане установления личных прав граждан. На основании этого обратимся к примерам двух стран.

Казахстан. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Казахстане составляют систему, охватывающую все сферы жизнедеятельности. Конституция, закрепляя основные права и свободы, основывается на принципах международных актов. В соответствии с общепризнанными принципами международного права она исходит из того, что каждый человек рожда-

ется свободным и в силу этого обладает неотъемлемыми правами и свободами.

Принципами правового положения личности в Республике являются: равноправие граждан; запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина; единство, неотчуждаемость, неразрывность и гарантированность прав, свобод и обязанностей. Статья 12 Конституции устанавливает, что права и свободы принадлежат каждому человеку от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.

Право на жизнь есть абсолютное личное право. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Особое значение имеет вопрос о смертной казни: применение этого вида наказания возможно только по приговору суда, назначается как исключительная мера за особо тяжкие преступления; осужденному предоставляется право ходатайствовать о помиловании. В числе прав и свобод также предусмотрены права на уважение достоинства личности, на личную свободу и неприкосновенность, на частную жизнь, на неприкосновенность жилища и т.д.

Важное значение имеет закрепление в Конституции права свободного выезда за пределы Республики и на беспрепятственное возвращение в Республику. Гарантируется право свободы совести, свобода слова и творчества. Конституцией предусмотрены обязанности человека и обязанности гражданина (ст. 34 - 38).

К обязанностям граждан относятся: забота родителей о детях, забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях, несение воинской службы, защита Родины, сохранение исторического и культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, соблюдение Конституции и законодательства Республики Казахстан, уважение государственных символов, уважение прав и свобод, чести и достоинства других лиц. К ним можно отнести обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей как о долге и обязанности каждого1.

Украина. Конституционные права и обязанности изложены в разд. 2 Конституции «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Концепция прав человека и гражданина отражает дуализм во взглядах на гражданское общество и государство. Нередко термином «права человека» обозначают совокупность естественных прав, которые принадлежат индивиду независимо от воли государства и сориентированы на само его существование. «Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы», - записано в ст. 21 Конституции.

Однако государство должно соблюдать эти права и защищать их. С этой целью, в частности, естественные права закрепляются в позитивном праве. К личным отнесены права: на жизнь (ст. 27), на уважение достоинства человека (ст. 28), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), неприкосновенность жилища (ст. 30), тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции (ст. 31), невмешательство в личную и семейную жизнь (ст. 32), свобода передвижения (ст. 33), свобода мысли и слова (ст. 34), свобода мировоззрения и вероисповедания (ст. 35)2.

Как видим, в украинской Конституции четко прописаны все основные естественные права человека, государство обязуется защищать, не нарушать их. Есть явное разграничение на личные права, которые неотчуждае-

1 Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. 4-е изд. / Пер. с франц. проф. В.В. Маклакова. М.: Юристъ, 2009. - С.210.

2 См.: Там же. С. 213.

мы, и все остальные. Любопытный момент - в Украине, а также в Российской Федерации, Беларуси Конституции содержат указания на возможности ограничений некоторых личных прав граждан ради всеобщей безопасности, существует четкий перечень личных прав и свобод, хотя некоторые понятия смотрятся довольно размыто. Общество в этих странах следит за внешней и внутренней деятельностью правительства, стремится к политической и юридической грамотности, и пусть пока этого не хватает для достижения, скажем, европейского уровня, но, тем не менее, это явно выше уровня «мо-дернизированности» общества в Азии. На основании вышеизложенного включим эти государства, а также Армению и Азербайджан в восточноевропейскую модель ограничения личных прав и свобод, характеризующуюся средним уровнем юридической грамотности общества, правильными взглядами и реакцией на действия власти относительно себя. В свою очередь, государство идет зачастую навстречу обществу, дабы защитить его от различных нарушений его прав. Здесь очень важно четко представлять, насколько глубоко общество будет позволять власти влезать в его личную жизнь, ограничивать права и свободы. Поэтому причины для ограничений личных прав в странах восточноевропейской модели должны быть самыми что ни на есть вескими.

Конечно, возможно выделение и отдельной, российской модели ограничения личных прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности государства, и в трудах некоторых ученых мы можем найти это. Действительно, Российская Федерация со своим федеративным устройством, со своей огромной территорией, многообразием народов, населяющих ее, религий, культур, традиций, языков должна иметь отличающуюся от всех структуру правовой системы, правовую систему субъектов страны. Тем не менее, по основным, глобальным параметрам ограничений личных прав и свобод, по отношению общества к государству и, наоборот, государства к обществу в плане этих самых ограничений Россия подходит и под восточноевропейскую модель.

Другую модель, которую мы выделяем на пространстве СНГ, среднеазиатскую, которую характеризует некоторая размытость не только в установлении возможности ограничения личных прав и свобод, но даже в установлении самих этих прав. По сути дела, раз Конституцией страны, ее нормативно-правовыми актами какое-либо ограничение не запрещено, значит, возможность этого ограничения существует. Однако, например, Казахстан и Кыргызстан в отдельных статьях своих Конституций выделяют перечень прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах, чего нет в Узбекистане и Туркменистане, в чьих Конституциях не прописаны пределы ограничений.

Для определения пределов прав и свободы человека и гражданина конституции всех стран СНГ оперируют термином «ограничение» (например, ст. 56 Конституции Российской Федерации, ст. 54 Конституции Республики Молдова). Кроме того, в конституциях государств Содружества устанавливается принятое международно-правовыми актами по правам человека правило, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По аналогии с международными правовыми актами отдельными нормами конституций стран - участниц СНГ сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или воз-

можности их ограничения при определенных обстоятельствах.

Во всех Конституциях государств - членов СНГ устанавливаются допустимые в современном мире стандартные меры ограничения личных прав и свобод человека и гражданина. Согласно их положениям, такие ограничения могут иметь место лишь при объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществления личных прав и свобод человека и гражданина (Азербайджан, Армения, Беларус-сия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Украина). Обратимся к примерам.

В статье 46 Конституции Республики Таджикистан устанавливается срок чрезвычайного положения, который не должен превышать трех месяцев. Однако в необходимых случаях этот срок может быть продлен Президентом Таджикистана.

В статье 64 Конституции Украины устанавливается перечень прав, которые не могут быть ограничены: равноправие, гражданство, право на жизнь, право на уважение достоинства, неприкосновенность, право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения в органы государственной власти, право на жилище, право на брак, равноправие детей независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его, право на судебную защиту, право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, право на правовую помощь, право не исполнять преступные распоряжения и приказы, презумпция невиновности.

Анализ содержания конституционных положений стран СНГ свидетельствует о том, что конституциями предусматривается как нормативное (правоустанавливающее), так и правоприменительное ограничение личных прав и свобод3.

Цели ограничений прав и свобод человека, в том числе и личных прав и свобод, в Конституциях государств СНГ определяются по - разному. К примеру, ст. 55 Конституции Российской Федерации в качестве таких целей указывает: защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны стран и безопасности государства. Согласно ст. 14 Конституции Таджикистана, осуществление некоторых личных прав и свобод может быть ограничено с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики4. Ст. 54 Конституции Республики Молдова также указывает на вышеперечисленные цели ограничений прав и свобод человека и добавляет к указанному списку интересы национальной безопасности, экономическое благосостояние страны, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия, а также предотвращение массовых беспорядков и преступлений5.

3 Эбзеев Б.С. Ограничения конституционных прав // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сб. научных трудов / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2009. - Ч. 1. - С.213.

4 См.: Конституция Республики Таджикистан 1994 г. (с изменениями от 22 июня 2003 г.) // Таджикский портал развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.tajik-gateway.org/index.phtml?lang=ru&id=874 (дата обращения: 08.12.2012).

5 См.: Конституция Республики Молдова 1994 г. (с изменениями

от 12 июля 2001 г.) // Официальный сайт Президента Республики

Молдова [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:

Конституции стран Содружества демонстрируют различные подходы к закреплению перечня личных прав и свобод, не подлежащих ограничению.

Первая группа государств (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Молдова, Украина, Республика Казахстан, Республика Армения, Республика Таджикистан) в конституционных текстах содержит четко определенный перечень личных прав и свобод, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайных положений. Это, например, право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, сбор информации о частной жизни, свобода вероисповедания, права, связанные с судебной защитой.

Вторая группа государств СНГ, в состав которой входят Республика Узбекистан, Туркменистан и Азербайджанская Республика, не содержит в текстах своих конституций отдельных статей, закрепляющих перечень личных прав и свобод с указанием на возможность или невозможность их ограничения при определенных условиях и основаниях. Конституционные тексты этих государств, закрепляя конкретное личное право или свободу, в ряде случаев содержат оговорки, допускающие возможность нарушения (ограничения) этого права по распоряжению суда или в случаях, предусмотренных законом. Например, ст. 19 Конституции Республики Узбекистан устанавливает, что «права и свободы, закрепленные в Конституции и законах являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их». Таким образом, фактически, по решению суда может быть ограничено любое личное право или свобода6. Аналогичным образом в ст. 26 Конституции Туркменистана закрепляется ограничение права на свободу пе-редвижения7.

То же самое касается и права на личную неприкосновенность. Так, в п. 1 ст. 25 Конституции Республики Молдова говорится: «Право на свободу и личную неприкосновенность нерушимо», а в ст. 18 Конституции Республики Армения закреплено: «Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность. Человек не может быть подвергнут аресту, обыску иначе, как в установленном законом порядке. Он может быть заключен под стражу только по решению суда в установленном законом порядке».

Примерно одинаково во всех странах СНГ закрепляется право свободного передвижения, причем устанавливается не только свобода передвижения по территории государства, но и право на выезд из страны и на беспрепятственное возвращение обратно. Между тем, из содержания положений некоторых Конституций можно почерпнуть тот факт, что законодательством предусматривается возможность ограничений на выезд из страны и въезд в нее.

Конституции стран СНГ закрепляют также свободу мысли и слова, что на сегодняшний день очень важно для всестороннего развития общества. Как правило, формулировки этих прав существенно отличаются. В одних Конституциях законодатель ограничивается лишь

http://www.president.md/const.php? page=8200&lang=rus#8200 (дата обращения: 08.12.2012).

6 Право и права человека [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/yagofarova_prava/ (дата обращения: 08.12.2012).

7 См.: Конституция Туркменистана 1992 г. (с изменениями от 26 сентября 2008 г.) // Информационный портал Туркменистана «ТУРКМЕНинформ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.turkmeninform.com/ru/blog /2008/10/08/0000147.htm (дата обращения: 08.12.2012).

краткой формулировкой о свободе слова, в других дается развернутое содержание данной свободы. Так, в ст. 33 Конституции Республики Беларусь само понятие «свобода слова» не употребляется, но из смысла статьи следует, что речь идет в том числе и о свободе слова: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение», а, например, в п. 1, 2 ст. 32 Конституции Республики Молдова аналогичная статья сформулирована более развернуто: «Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами. Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды»8.

Несмотря на различие подходов к личным правам и свободам, само СНГ имеет важнейший юридический документ, закрепляющий основные права и свободы граждан, их гарантии - Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Он был принят еще 26 мая 1995 года в Минске. В первую очередь в Конвенции внимание заострено на равенстве всех людей перед законом и судом, на основных правах, которые, в принципе, прописаны в любой демократической Конституции - право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Разумеется, в документе закреплены и право на свободу вероисповедания, права национальных меньшинств и народов на самоопределение.

В пункте 1 статьи 9 настоящей Конвенции говорится о том, что «каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки». Но тут же, в пункте 2 следует поправка: «Не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и которое необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц»9.

Статья 32 закрепляет вышесказанное: «Ограничения, допускаемые по настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены», как и статья 33: «Ничто в настоящей Конвенции не может истолковываться как ограничение или ущемление любых из прав человека и основных свобод, которые признаются и гарантируются согласно законодательству соответствующей Договаривающейся Стороны, а также основополагающим международным документам в области прав человека, участником которых она является»10.

В целом, Конвенция - это не что иное как многостороннее соглашение по вопросам прав человека, учитывающее международные нормы и стандарты, а также нормативно - правовые акты и положения Конституций стран-членов СНГ. Нельзя говорить о том, что этот документ на сегодняшний день играет особенно важную

8 См.: Конституция Республики Молдова 1994 г. (с изменениями от 12 июля 2001 г.) // Официальный сайт Президента Республики Молдова [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.president.md/const.php? page=8200&lang=rus#8200 (дата обращения: 08.12.2012).

9 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. — URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1077 (дата обращения: 09.12.2012).

10 См.: Там же.

роль для каждой из стран СНГ. Но и недооценивать его роль тоже не стоит. Государства, которые раньше входили в Советский Союз, имеющие и по сей день очень тесные связи друг с другом в политической, экономической, культурной сферах, просто обязаны были четко прописать те правовые нормы, которые наиболее подходят для всех участников Содружества, те права и свободы граждан, которые, существуя воедино, не противоречат Конституциям стран - участниц.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что в целом нормы Конституций большинства государств СНГ закрепляют широкий перечень личных прав и свобод человека, не подлежащих ограничению.

Рецензия

на статью " Модели ограничения личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ " аспиранта кафедры конституционного и муниципального права Российской академии народного хозяйства и государственной службы Лошкаревой Ирины Александровны

Статья И.А. Лошкаревой посвящена рассмотрению моделей ограничений личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ.

Актуальность темы статьи определяется тем, что вопрос об ограничении прав и свобод человека и гражданина, о существующих моделях в странах мира является одним из самых дискуссионных вопросов юридической науки. Рассматривая модели ограничений личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ, необходимо понимать, что страны, входящие в Содружество, раньше являлись составными частями крупнейшего государства. Однако, их политическая, экономическая, социальная деятельность имеют существенные различия.

Говоря об ограничениях личных прав и свобод, то одну из важных ролей в связи с этим играет как раз не действия государств, а реакция общества на эти действия, то, как оно воспринимает различные ограничения со стороны Правительства. Тем не менее, автором было отмечено, что почти во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, в раздел (главу) Конституции об основах конституционного строя включается принцип, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью в государстве.

Автором проведена серьезная работа по рассмотрению и анализу Конституций стран, входящих в Содружество Независимых Государств. В статье были проанализированы международные нормативно-правовые акты и рассмотрено российское законодательство. В заключении статьи автор выделил несколько моделей ограничений личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ и четко аргументировал свои выводы.

Научная статья И.А. Лошкаревой " Модели ограничения личных прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, содержит элементы новизны. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

К.ю.н., доцент, Заведующий кафедрой «Конституционное и муниципальное право» Орловского филиала РАНХиГС Н.А. Щеголева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.