Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ИХ ГРАЖДАНСТВА В ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ИХ ГРАЖДАНСТВА В ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДАЧА ОСУЖДЕННЫХ / ГОСУДАРСТВО ВЫНЕСЕНИЯ ПРИГОВОРА / ГОСУДАРСТВО ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА / ДВУСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / УПК РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Решетнева Т.В.

Передача осужденных к лишению свободы в государство их гражданства представляет собой одно из направлений межгосударственного сотрудничества. Проводится анализ положений двусторонних международных договоров РФ, на основании которых осуществляется передача осужденных. Определяются базовые условия передачи осужденных из государства вынесения приговора в государство исполнения приговора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Решетнева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE TRANSFER OF CONVICTED PERSONS TO IMPRISONMENT FOR SERVING THEIR SENTENCE IN THE STATE OF THEIR CITIZENSHIP INBILATERAL INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The transfer of persons sentenced to imprisonment to the State of their citizenship is one of the directions of interstate cooperation. The article analyzes the provisions of bilateral international treaties of the Russian Federation, on the basis of which the transfer of convicts is carried out. The basic conditions for the transfer of convicts from the sentencing State to the State of execution of the sentence are determined.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ИХ ГРАЖДАНСТВА В ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343

Т. В. Решетнева

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ДЛЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ИХ ГРАЖДАНСТВА В ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Передача осужденных к лишению свободы в государство их гражданства представляет собой одно из направлений межгосударственного сотрудничества. Проводится анализ положений двусторонних международных договоров РФ, на основании которых осуществляется передача осужденных. Определяются базовые условия передачи осужденных из государства вынесения приговора в государство исполнения приговора.

К л ю ч е в ы е с л о в а: передача осужденных, государство вынесения приговора, государство исполнения приговора, двусторонние международные договоры, УПК РФ.

LEGAL REGULATION OF THE TRANSFER OF CONVICTED PERSONS TO IMPRISONMENT FOR SERVING THEIR SENTENCE IN THE STATE OF THEIR CITIZENSHIP IN BILATERAL INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The transfer of persons sentenced to imprisonment to the State of their citizenship is one of the directions of interstate cooperation. The article analyzes the provisions of bilateral international treaties of the Russian Federation, on the basis of which the transfer of convicts is carried out. The basic conditions for the transfer of convicts from the sentencing State to the State of execution of the sentence are determined.

K e y w o r d s: transfer of convicts, the sentencing state, the state of execution of the sentence, bilateral international treaties, the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation.

Поступила в редакцию 25 января 2022 г. Современное уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации имеет гуманистический характер, ориентировано на сочетание интересов государства и прав человека. Одним из институтов, в котором обеспечивается баланс публичных интересов государств, связанных с исполнением обвинительного приговора суда в связи с совершенным преступлением, и частных интересов осужденного, является институт передачи осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государство их гражданства (далее - передача осужденных). На основании ч. 2 ст. 63 Конституции РФ передача осужденных к лишению свободы в другое государство осуществляется на основании федерального закона и международных договоров. Непосредственно вопросам передачи осужденных посвящена глава 55 УПК РФ, предус-

© Решетнева Т. В., 2022

матривающая, что правовыми основаниями передачи лица являются международный договор РФ с соответствующим иностранным государством, а также основанное на принципе взаимности письменное соглашение компетентных органов РФ с компетентными органами иностранного государства о передаче лица1. Передача осужденных осуществляется как на основании многосторонних, так и двусторонних международных договоров. В силу действия ч. 3 ст. 1 УПК РФ возможные коллизии между нормами УПК РФ и нормами международных договоров о передаче осужденных разрешаются в пользу международных договоров. При этом истолкование двусторонних международных договоров о передаче осужденных, противоречащее Конституции РФ, в принципе исключено в силу того, что согласно их положениям разрешение всех возможных споров, связанных с применением, толкованием положений договоров, осуществляется через переговоры, консультации или дипломатическим путем, без обращения к третьему субъекту.

По смыслу действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и международно-правовых норм передача осужденных представляет собой основанную на нормах международных договоров, внутригосударственного законодательства правовую связь между государством вынесении приговора и государством исполнения приговора, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях по перемещению с письменного добровольного согласия осужденного (т. е. лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы по вступившему в силу обвинительному приговору суда2) из государства вынесения приговора в государство исполнения приговора. При этом только в международном договоре с Китайской Народной Республикой содержится легальная дефиниция понятия «передача осужденного», под которой договор понимает «...перемещение осужденного в Государство исполнения приговора для дальнейшего отбывания наказания, назначенного в Государстве вынесения приговора»3. Глава 55 УПК РФ, как и большинство двусторонних договоров о передаче осужденных, связывает передачу лица, осужденного в одном государстве к лишению свободы именно в государство его гражданства. Однако примерно одна треть из заключенных Российской Федерацией двусторонних договоров о передаче осужденных допускает передачу осужденного не только в государство гражданства, но и постоянного места жительства лица4. При этом в договоре с Кубой (в подп. «а» п. 1 ст. 3), для того чтобы осужденное в Российской Федерации лицо было передано Кубинской стороне, необходимо не только гражданство Кубы, но и факт постоянного проживания осужденного - гражданина Кубы на территории Кубы, а в Договоре между СССР и Финляндской Республикой о взаимной передаче для

1 Статья 469 УПК РФ.

2 Практически все двусторонние договоры содержат подобного рода дефиницию понятия «осужденный», за исключением договора РФ с Финляндией, хотя из смысла ст. 1 данного договора такое определение также следует.

3 Пункт 6 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и КНР.

4 См., например: Положения двусторонних договоров о передаче осужденных, заключенных Российской Федерацией с Азербайджаном (ст. 1), Афганистаном (ст. 2), Испанией (ст. 1), КНДР (п. 1 ст. 3), Кипром (п. 1 ст. 1), Кубой (подп. «а» п. 1 ст. 1, подп. «с1» ст. 6), Литвой (ст. 2), Туркменистаном (ст. 1), Эстонией (ст. 2).

отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, дополнительно оговаривается, что возможность передачи не распространяется на осужденных, являющихся гражданами государства вынесения приговора (п. 3 ст. 1). Передача осужденного именно в государство гражданства (реже - места жительства) продиктована мотивами обеспечения прав человека, целесообразности и эффективности исполнения наказания в государстве, с которым осужденный имеет более тесную правовую связь. Правовая ценность и значение передачи осужденных в государство их гражданства (в случаях специально установленных международным договором в государство постоянного места жительства) для дальнейшего отбытия наказании заложена в преамбулах международных договоров и заключается в том, что данное направление межгосударственного сотрудничества способствует: эффективному достижению целей исправления и перевоспитания правонарушителей5, облегчению процесса социальной реабилитации осужденных лиц6; облегчению процесса реинтеграции в общество лиц, осужденных к лишению свободы7; интересам правосудия и возвращению отбывающих наказание лиц к нормальной жизни в обществе8; укреплению сотрудничества в уголовно-правовой сфере и созданию благоприятных условий для возвращения осужденных в общество9. Чтобы стала возможной реализация гуманитарного (гуманистического) потенциала передачи осужденных, на государство вынесения приговора двусторонние договоры (за исключением договоров РФ с Азербайджаном и Латвией) налагают обязанность уведомить каждого осужденного, к которому могут быть применены положения соответствующего договора, о возможности их передачи в государство гражданства (или места жительства).

Передача осужденных для отбывания наказания в государстве их гражданства является достаточно сложным процессом, в котором с каждой из сторон задействованы определенные компетентные органы, именно в двусторонних договорах содержится указание на центральные органы государств, которые организуют, координируют процесс передачи осужденного. Двусторонние договоры, заключенные Российской Федерацией до 2005 г. (договоры с Азербайджаном, Грузией, Испанией, Кипр, КНР, Латвией, Литвой, Туркменистаном, Францией, Эстонией) в качестве компетентного органа со стороны России на-

5 См.: Договор между СССР и Финляндской Республикой.

6 См., например: Положения преамбул двусторонних договоров о передаче осужденных, заключенных Российской Федерацией с Социалистической Республикой Вьетнам, Республикой Индией, КНДР, Лаосской Народно-Демократической Республикой, Ливанской Республикой, Республикой Южная Осетия, Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка и др.

7 См., например: Положения преамбул двусторонних договоров о передаче осужденных, заключенных Российской Федерацией с Республикой Ангола, Латвийской Республикой, Королевством Марокко, Французской Республикой.

8 См., например: Положениия преамбул двусторонних договоров о передаче осужденных, заключенных Российской Федерацией с Азербайджанской Республикой, Грузией, Исламской Республикой Афганистан, Республикой Испания, Республикой Кипр, Литовской Республикой, Мексиканскими Соединенными Штатами, Туркменистаном, Эстонской Республикой и другими государствами.

9 См.: Преамбула Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных (Пекин, 02.12.2002).

зывают Генеральную прокуратуру РФ (договор с Финляндией - Прокуратуру СССР), с 2005 г. со стороны России, как и большинства из договаривающихся государств, компетентным органом выступают Министерства юстиции сторон10. Со стороны России в процессе передачи осужденных задействованы помимо Минюста РФ также суд, ФСИН, а также консульские учреждения МИД РФ. Передача осужденного к лишению свободы лица в страну своего гражданства (в некоторых случаях - страну места жительства) производится в соответствии с решением суда по правилам международного договора и нормам уголовно-процессуального законодательства государств, а исполнение приговора в государстве исполнения приговора осуществляется по его законодательству. При этом только в договоре РФ с Финляндией в ст. 8 содержится положение, что государство приговора прекращает приведение в исполнение наказания «при взятии осужденного под стражу органами государства исполнения».

Положения всех двусторонних договоров о передаче осужденных в качестве инициаторов передачи называют государство вынесения приговора, государство исполнения приговора и осужденного. В дополнении к представленному перечню в качестве инициаторов передачи ряд международных договоров называют: 1) близких родственников11; 2) близких родственников, а также законных представителей осужденного12; 3) представителей осужденного (законных представителей)13. При этом передача осужденного должна базироваться не только на согласии заинтересованных государств, но и самого осужденного, согласие которого на передачу является определяющим, а отсутствие письменного согласия осужденного двусторонние договоры рассматривают в качестве препятствия для передачи лица. Большинство из заключенных двусторонних договоров о передаче осужденных возлагают на государство вынесения приговора обязанность по обеспечению возможности консульскому или иному официальному лицу государства исполнения приговора убедиться, что согласие на передачу или отказ в передаче были даны осужденным добровольно. При этом пять двусторонних договоров содержат иную формулиров-

10 В двусторонних договорах компетентными органами со стороны государств - сторон России по договорам названы: Генеральная прокуратура (Абхазии, Туркменистана, Латвии); МВД (Индия); Министерство общественной безопасности (Вьетнам, Лаос); Центральный Суд (КНДР); Министерство безопасности и защиты (Намибия); Секретарь Министерства юстиции (Шри-Ланка); Министерство юстиции, вопросов ислама и вакуфа (Бахрейн).

11 См.: Часть 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой.

12 См.: Пункт 2 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Азербайджаном; п. 2 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Грузией; п. 2 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Кипр; п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Испанией; п. 2 ст. 4 Договора между Российской Федерацией и КНР; п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой; п. 2 ст. 2 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном; п. 3 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Эстонией.

13 См.: Статья 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола; п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой; п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Афганистаном; п. 3 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Египтом; п. 2 ст. 4 Конвенции между Российской Федерацией и Республикой Камерун; п. 2 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Куба; п. 2 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами; п. 3 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Нигерией; п. 2 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и ОАЭ.

ку. В частности договор РФ с Грузией (п. 3 ст. 5), договор РФ с КНР (п. 2 ст. 8), договор РФ с Мексиканскими Соединенными Штатами (п. 2 ст. 9) и договор РФ с Аргентиной (п. 2 ст. 7) устанавливают, что государство вынесения приговора обеспечивает государству исполнения приговора (принимающему государству) возможность убедиться, удостовериться в добровольности согласия осужденного на передачу и соответствующих правовых последствий. И только два из заключенных двусторонних договоров (с Латвийской Республикой и ОАЭ) не содержат соответствующих обязательств государства вынесения приговора. Обращение с просьбой о передаче осужденного составляется в письменной форме, к которому прилагается предусмотренный международными договорами необходимый пакет документов, в частности: копии приговора и судебных решений о вступлении его в силу; сведения об отбытии части наказания; данные об исполнении дополнительного наказания; тексты статей УК РФ и иностранного государства, по которым осуждено лицо; письменное согласие осужденного, а также передающего и принимающего государства. Компетентный орган государства, в который направлено обращение, уведомляет компетентный орган государства, направившего обращение, о согласии либо отказе на передачу (прием) осужденного. При этом чтобы стала возможной передача осужденного важно соблюдать установленные договорами сроки. Большинство двусторонних договоров14 устанавливают, что передача может быть осуществлена, если на день получения запроса о передаче часть наказания, подлежащая дальнейшему отбыванию осужденным, составляет не менее шести месяцев, и только в договорах РФ с Вьетнамом, Камеруном, КНР, Кубой, Лаосом, Марокко неотбытая часть наказания должна быть не менее одного года. Тем не менее договоры устанавливают, что в исключительных случаях, если государствам удастся договориться, оставшийся для отбывания срок наказания может быть и меньше установленного в договоре.

В силу того, что в рамках передачи осуществляется перемещение лица, в отношении которого вступил в законную силу обвинительный приговор суда, из сферы уголовной, уголовно-исполнительной юрисдикции одного государства в уголовную, уголовно-исполнительную юрисдикцию другого государства значение приобретает ряд юридических гарантий для передаваемого лица, которые предусмотрены в двусторонних договорах РФ о передаче осужденных. Передача осужденного невозможна без взаимного признания приговора и юрисдикции государств, договоры предусматривают, что передача осужденного осуществляется при условии, что деяние, совершенное осужденным, является преступлением как по законодательству государства вынесения приговора, так и по законодательству государства исполнения приговора. При этом в силу действия принципа non bis in idem осужденный, переданный для отбывания наказания, не может быть вновь привлечен к уголовной ответственности за то же деяние и в государстве исполнения приговора, тем самым исключается повторное уголовное преследование осужденного. Другой гарантией для осужденного является положение договоров о том, что компетентный орган

14 Исключение составляет договор Российской Федерации с Финляндией, который не содержит положений о минимальной части наказания, которую необходимо отбыть осужденным, чтобы стала возможной его передача в государство гражданства (места жительства).

(как правило - это суд) государства исполнения приговора, решая вопрос об объеме исполнения наказания, руководствуется обвинительным приговором государства его вынесения и определяет такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору, засчитывая в срок отбывания наказания часть наказания, отбытую осужденным на территории государства вынесения приговора. Но при этом некоторые двусторонние договоры определяют, что «если по законодательству государства исполнения приговора за совершенное преступление максимальный срок лишения свободы меньше назначенного по приговору, суд или иной компетентный орган исполнения приговора, исходя из этого приговора на основании законодательства своего государства, определяет такой же срок лишения свободы, как и назначенный по приговору». Большинство двусторонних договоров РФ о передаче осужденных предусматривают, что и государство вынесения приговора, и государство исполнения приговора могут применять акты амнистии или помилования к переданным осужденным, а договоры РФ с Вьетнамом, Ираном и Лаосом в дополнении к названным актам допускают применение государствами условно-досрочного освобождения. Напротив договор РФ с Финляндией допускает применение государствами актов помилования (об акте амнистии в договоре не говорится), а договоры РФ с Аргентиной и ОАЭ вообще не предусматривают применение названных актов договаривающимися государствами. При этом все договоры содержат положение о том, что только государство вынесения приговора вправе принимать решения по вопросам обжалования или пересмотра приговора. В случае изменения приговора или в случае, когда государство вынесения приговора принимает решение, что назначенное им наказание больше не подлежит исполнению, государство исполнения приговора уведомляется государством вынесения приговора о принятом решении и прекращает исполнение наказания, если оно отменено государством приговора.

Заключенные международные договоры о передаче осужденных не закрепляют безусловную обязанность договаривающихся государств на удовлетворение запроса о передаче осужденного. Поэтому в договорах имеется либо отдельная статья15, содержащая основания отказа в передаче осужденного, либо фиксируются условия, на основании которых осуществляется или не осуществляется передача осужденного. Как правило, договоры устанавливают, что осужденный может быть передан при соблюдении следующих условий: осужденный имеет гражданство государства исполнения приговора (или места жительства - в некоторых договорах); обвинительный приговор вступил в силу и является окончательным; имеется согласие осужденного, государства вынесения приговора и государства исполнения приговора на передачу; преступление, за которое назначено наказание, признается преступлением по за-

15 См.: Статья 3 Договора между Российской Федерацией и Азербайджаном; ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Афганистаном; ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Грузией; ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Египтом; ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Камеруном; ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Кипром; ст. 6 Договора между Российской Федерацией и КНР; ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Литвой; ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном; ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Эстонией.

конодательству обоих государств; на момент получения запроса о передаче осужденного часть наказания, которое подлежит отбыванию, составляет не менее установленного в договоре срока (не менее 6 месяцев, не менее года)16. Кроме того, ряд двусторонних международных договоров устанавливают, что в передаче осужденного отказываются в случае, если передача осужденного может нанести ущерб интересам, суверенитету, безопасности государства вынесения приговора, в некоторых договорах - нанесение ущерба публичному порядку вынесения приговора17, а также если лицо, подлежащее передаче, приговорено к смертной казни18.

Таким образом, с 2005 г. наблюдается увеличение числа заключаемых Российской Федерацией двусторонних международных договоров по вопросам передачи осужденных, положения которых обладают обратной силой и применяются в отношении лиц, осужденных как до, так и после вступления договоров в силу. В настоящее время насчитывается более 30 таких договоров19, на основании которых осуществляется детальная, по сравнению с предписаниями УПК РФ, правовая регламентация отношений, связанных с передачей осужденных.

16 См., например: Статья 6 Договора между Российской Федерацией и Аргентиной; ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Бахрейном; ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Мексикой; ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Кубой и др.

17 См.: Подп. «а» п. 2 ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Анголой; подп. 3 ст. 7 Конвенции между Российской Федерацией и Камеруном; подп. «а» п. 2 ст. 7 Конвенции между Российской Федерацией и Марокко; подп. «а» п. 2 ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Ливаном; подп. 1 п. 2 ст. 3 Конвенции между Российской Федерацией и Францией.

18 См.: Подп. «d» ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Аргентиной; подп. 4 п. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Индией; подп. 4 п. 1 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и КНР; подп. «b» п. 1 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Кубой.

19 Из заключенных Российской Федерацией двусторонних международных договоров о передаче осужденных к лишению свободы не вступили в силу договоры с Грузией, Ираном, Литвой, Намибией, ОАЭ, Эстонией.

Удмуртский государственный университет Решетнева Т. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности, доцент кафедры теории и истории государства и права

Udmurt State University

Reshetneva T. V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process and Law Enforcement, Associate Professor of the Teory and

History of State and Law Department E-mail: reshetnevat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.