Марченко Станислав Андреевич
соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета (тел.: 89184833729)______________________________________
Правовая регламентация деятельности продотрядов частей особого назначения Кубано-Черноморской области в период проведения продналоговой кампании 1922 года
В статье затрагивается вопрос о нормативно-правовом регулировании деятельности ЧОН КЧО в сфере продуктовой политики государства. Как показала практика, такой подход явился действенной мерой в условиях неблагоприятной оперативной обстановки, сложившейся в регионе на тот период.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, продналоговая кампания, районный инспектор, новая экономическая политика (НЭП).
S.A. Marchenko, post-graduate of the chair of theory and history of state and law of Kuban State Agrarian University; tel.: 89184833729.
Legal regulation activity food group parts of special function Kubano-Chernomorsky area during carrying out to prodnalogovy campaign in 1922
In article the question of standard and legal regulation of activity CHON KChO in the sphere of grocery policy of the state is raised. As practice showed, such approach was an effective measure in the conditions of the adverse operational situation which has developed in the region for that period.
Key words: standard and legal regulation, prodnalogovy campaign, regional inspector, new economic policy (NEP).
После того, как в Кубано-Черноморской области (КЧО) ко 2-му полугодию
1921 г. было закончено формирование частей особого назначения [1] (ЧОН), одной из их профилирующих функций, помимо вооруженной борьбы с повстанческими отрядами (по терминологии советской историографии «белозелеными бандами»), стало обеспечение сбора продналога. Как известно, Х съезд РКП(б) в марте 1921 г. выработал новую экономическую политику (НЭП), сутью которой была замена продразверстки четко определенным продналогом, который был в два раза ниже продразверстки. Оставшуюся часть продукции крестьяне могли продавать по своему усмотрению [2]. В этой связи 15 апреля 1921 г. вопросы перехода к нэпу обсудили на расширенном пленуме Кубано-Черноморского исполкома. Размер хлебного налога для КЧО составлял 7,4 млн пудов, однако в связи с неурожаем собрать по налогу удалось лишь
3,5 млн пудов [3]. В июле 1921 г. Обком партии направил на работу в продовольственные органы 100 коммунистов, на продработу было мобилизовано 10 % служащих советских учреждений, комсомольцы и слушатели военной партшколы. К началу продовольственной кампании штат налоговых работников состоял из 108 районных и 560 станичных инспекторов, подобранных парткомами [4]. ЧОН КЧО к сбору продналога не привлекались.
Однако на следующий год оперативная обстановка в регионе крайне осложнилась в связи с ростом повстанческого движения. 26 мая 1922 г. Кубано-Черноморский облисполком принял постановление № 252, в котором отмечалось, что «успешный сбор продовольствия по единому натуральному налогу по КЧО в 1922-1923 гг., при наличии благоприятных видов на урожай, приобретает чрезвычайное для Республики значение. Необходимо во чтобы то ни стало обеспечить абсолютно полное
30
выполнение натурналога. Принимая во внимание особые условия Кубани (непрекращаю-щийся бандитизм, сопротивление кулацких элементов), представляется совершенно необходимым подпереть выполнение налога реальной вооруженной силой, не рассчитывая на получение частей Красной Армии в силу соответствующего распоряжения РВС Республики. Является единственным возможным использование для проведения натурналога Части особого назначения». По согласование с Обкомом РКП(б) было принято решение: «Части особого назначения сколотить в специальные отряды по числу районов заготовительных контор». Помимо этого, «командование частями О.Н. в областном масштабе передать ответственной Тройке в составе: а). Председателя Областко-ма РКП(б); б). Командующего ЧОН Области; в). Представителя Облисполкома (Облпродко-миссара)». В районах предполагалось командование ЧОН передать «тройкам», составленным «по аналогии с Областной Тройкой», и приступить к работе не позднее 5 июня. Кроме того, Областной Тройке предписывалось разработать порядок формирования отрядов и их дислокацию, порядок довольствия отрядов и «подробную инструкцию о порядке командирования отрядов, их передвижения и применения их, как вооруженной силы, для работы» [5].
В исполнение постановления Кубчероблис-полкома, были разработаны и утверждены: «Инструкция о порядке довольствия отрядов, выделенных для продработы» [6], «Дислокация отрядов Частей особого назначения по изъятию продналога в КЧО» (всего 22 отряда общей численностью 968 человек) [7] и на основе, составленной Юго-Восточным бюро ЦК РКП(б) «Инструкции о порядке использования ЧОН для содействия при выполнении прод-налоговой кампании 1922-1923 гг. на Юго-Востоке» [8], применительно к местным условиям - «Техническая инструкция о порядке использования вооружсилы, выделенной на продработу в Кубано-Черноморской области» [9].
Надо сказать, что в районах дислокации продотрядов ЧОН, с учетом оперативной обстановки и специфики противостояния повстанческому движению, разрабатывались соответствующие документы. Так, 24 июля
1922 г. председателем Ейско-отдельский Продтройки Бакулиным была утверждена «Инструкция по ведению дел и отчетности в продовольственных отрядах Ейского отдела Ку-бано-Черноморской области», составленная командиром 20-й отдельной роты Степанчен-ко [10].
Для учета и анализа деятельности продотрядов ЧОН, в августе 1922 г. штаб ЧОН Се-
веро-Кавказского военного округа (СКВО) разработал отчетную форму, озаглавленную «Дневник работ продотрядов частей особого назначения», согласно которому два раза в месяц штаб ЧОН Кубани обязан был направлять отчет по следующим позициям:
«1. Из какой отдельской ЧОН выделен;
2. Число, месяц выступления отряда по изъятию продналога;
3. Какой заготконторой затребованы (указать № заготконторы и местонахождение);
4. Какой численности отряд выслан по сбору продналога, согласно требованию заготконторы;
5. Сколько дней находились по выполнению продналога;
6. Сколько изъято за эти дни продналога в пудах, указывая по родам в отдельности;
7. В какой станице, хуторе производилось изъятие продналога» [11].
Соответственно, все указанные данные представлялись в штаб ЧОН КЧО с мест, анализировались и составлялись сведения в целом по региону.
18 сентября 1922 г. Краснодарская отдель-ская Продтройкациркулярно уведомила всех районных инспекторов о немедленном образовании комиссий на местах в составе: райин-спектора, завзаготконторы, представителей РКИ, местного исполкома, начальника милиции и командира отряда ЧОН. Им вменялось «проверить охрану ссыппунктов, разработать подробный план охраны, ввести систему табелей, и в случаях надобности увеличить таковой до пределов полной гарантии сохранности хлеба - увеличить охрану». Для охраны ссыпных пунктов, скотобаз и сенопунктов предлагалось использовать находящиеся в районах продотряды [12]. Вслед за этим, командующий ЧОН КЧО Б.Д. Бобров разработал «Инструкцию по охране ссыпных пунктов», которую утвердили председатель областной Продтрой-ки В. Толмачев и заместитель председателя Облчрезтройки по борьбе с продхищениями Т. Золотухин. Инструкция регламентировала обязанности начальника охраны ссыпных пунктов отдела, обязанности начальника караула, а также порядок подчиненности и проверки караулов [13].
В декабре 1922 г. командующий ЧОН КЧО Б.Д. Бобров в отчетном докладе «Об участии в продналоговой кампании 1922 г. ЧОН КЧО» отмечал, что только в период с 1 сентября по 15 октября продотряды КЧО совершили 59 выездов по продналоговым заданиям: «Дисциплина, быстрота передвижения, воинский вид продотрядов производили соответствующее впечатление на население и вселяли уверенность в работников продорганов.
31
Имелись случаи, когда одно появление продотряда заставляло население внести продналог...
Всего по имеющимся в штабе ЧОН КЧО сведениям по области изъято продотрядами 618.440 пудов зерна». Делая выводы о проделанной работе, Б.Д. Бобров подчеркивал, что «польза для ЧОН КЧО от участия в проднало-говой кампании, главным образом, заключалась в том, что старший и средний комсостав получил практику в формировании и командовании партизанскими отрядами, по типу которых формировались продотряды КЧО. Указанное особо важно в условиях Кубани (окраинное положение последней)» [14].
В связи с изложенным, необходимо констатировать, что обеспечение сбора продналога не относилось к функциям ЧОН КЧО, главной из которых была борьба с повстанческим движением в регионе. Однако, в целях выполнения поставленной Х съездом РКП(б) задачи, местные советские и партийные органы Кубани разработали целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность ЧОН КЧО в сфере продуктовой политики государства. Как показала практика, такой подход явился действенной мерой в условиях неблагоприятной оперативной обстановки, сложившейся в регионе на тот период.
1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р147. Оп. 1. Д. 56. Л. 31.
2. См.: Х съезд РКП(б). Стенографический отчет. М., 1963.
3. История Кубани. ХХ век: Очерки / под ред. В.Е. Щетнева. Краснодар, 1998. С. 42.
4. Очерки истории Краснодарской организации КПСС / под ред. А. С. Коновалова. Краснодар, 1976. С. 238.
5. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 2.
6. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 3-3об.
7. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 6-6об.
8. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 99-100об.
9. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 820-821.
10. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 155-155об.
11. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 275-276.
12. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 368.
13. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 833.
14. ГАКК. Ф. Р147. Оп. 1. Д. 53. Л. 816-817.
1. State Archive of Krasnodar Krai (SAKK). T. R-147. Оp. 1. 56. L. 31.
2. See: X RKP congress. Verbatim record. M., 1963.
3. History of Kuban. The XX century: Sketches / ed. by V.E. Shchetnev. Krasnodar, 1998. P. 42.
4. Sketches of history of the CPSU Krasnodar organization / ed. by A.S. Konovalov. Krasnodar, 1976. P. 238.
5. SAKK. T. R-147. Оp. 1. D. 53. L. 2
6. SAKK. T. R-147. Оp. 1. D. 53. L. 3-3 ob.
7. SAKK. T. R-147. Оp. 1. D. 53. L. 6-6ob.
8. SAKK. T. R-147. Оp. 1. D. 53. L. 99-100ob.
9. SAKK. T. R-147. Оp. 1. D. 53. L. 820-821.
10. SAKK. T. R-147. Оp. 1. D. 53. L. 155-155ob.
11. SAKK. T. R-147. О p. 1. D. 53. L. 275-276.
12. SAKK. T. R-147. О p. 1. D. 53. L. 368.
13. SAKK. T. R-147. О p. 1. D. 53. L. 833.
14. SAKK. T. R-147. О p. 1. D. 53. L. 816-817.
___________________________________ 32