Марченко Станислав Андреевич
соискатель кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета _(тел.: 89184833729)
Формирование частей особого назначения Кубано-Черноморской области на первоначальном этапе
В статье рассматриваются вопросы формирования вооруженных коммунистических отрядов -частей особого назначения в период 1920-1921 гг. по защите советской власти в Кубано-Черноморской области.
Ключевые слова: бело-зеленые отряды, врангелевские десанты, комсомольцы, коммунисты, Красная Армия, отряды особого назначения, ЦК РКП(б), части особого назначения.
S.A. Marchenko, post-graduate of the chair of ttheory and history of state and law Kuban State agrarian University; tel.: 89184833729.
Formation of parts of the Kuban-Chernomorsky area of special function at an initial stage
In article questions of formation of the armed communistic groups - parts of special function during 1920-1921 on protection of the Soviet power in Kuban-Chernomorsky area are considered.
Key words: white and green groups, vrangelevsky landings, Komsomol members, communists, Red Army, special groups, CC RKP Central(b), parts of special function.
Последние отголоски Гражданской войны прозвучали на Кубани во второй половине августа 1920 г.: высадившиеся под общим командованием вранге-левского генерала С.Г. Улагая десанты развернули боевые действия в районе ст. При-морско-Ахтарской, на Таманском полуострове и под Новороссийском. На соединение с вран-гелевскими десантами из Майкопского, Лабин-ского и Баталпашинского отделов двинулась «Армия возрождения России» под командованием генерала П.П. Фостикова. Однако в ходе боев 24-30 августа войска 9-й Кубанской армии М.К. Левандовского, усиленные резервами, нанесли поражение десанту, который был вынужден эвакуироваться в Крым. Одновременно были разбиты отряды П.П. Фостикова. Боевые действия на Кубани и Черноморье были завершены. Гражданская война вступила в свою завершающую фазу, когда против советской власти стали сражаться разрозненные «бело-зеленые» отряды. В ноябре - декабре 1920 г. советская власть была установлена на всей территории Кубани и Черноморья [1].
В период августовских боев ЦК РКП(б) направил директивы ряду партийных органов, в том числе и Кавказскому бюро ЦК партии, о мерах помощи в борьбе с врангелевцами. Руководствуясь указанными директивами, Кавказское бюро распространило циркулярное письмо Кубано-Черноморскому, Донскому, Терскому, Дагестанскому областным и Ставро-
польскому губернскому комитетам партии «об усилении политической работы среди населения по разоблачению врангелевской авантюры, создании добровольческих вооруженных отрядов из коммунистов, широкой массы рабочих и казачье-крестьянского актива для борьбы с Врангелем и бело-зелеными бандами» [2]. Как позднее отмечал штаб Частей особого назначения (ЧОН) Кубано-Черноморской области (КЧО), «момент высадки Улагая - был моментом стихийной организации частей особого назначения» [3] (в скобках заметим, что в рассматриваемое время на территории РСФСР действовали так называемые «Отряды особого назначения» (ООН), которые приказом командующего ООН РСФСР № 4 от 14 августа 1921 г. были переименованы в «Части особого назначения» [4]).
Следует сказать, что Отряды особого назначения (ООН) начали создаваться в соответствии с циркулярным письмом ЦК РКП(б) от 17 апреля 1919 г. местным партийным организациям для защиты советской власти. В соответствии с приказом РВС Республики № 1010/183 от 20 июня 1919 г. была объявлена утвержденная ЦК РКП(б) 14 мая 1919 г. «Инструкция по формированию отрядов в столичных и губернских городах, крупных фабрично-заводских районах в виде батальонов, рот, отделений, взводов из коммунистов, сочувствующих, комсомольцев, рабочих». ООН использовались для охраны важнейших полити-
69
ческих, экономических и военных объектов, поддержания революционного порядка, подавления выступлений контрреволюции, в прифронтовой зоне - в боевых действиях, совместно с частями Красной Армии. К сентябрю 1919 г. ООН были созданы в 33 губерниях РСФСР, а также на Украине и в Белоруссии. В ноябре 1919 г. формирование и управление ООН было передано органам Всевобуча по указанию ЦК РКП(б), а политическое руководство оставлено за партийными комитетами [5]. Следует отметить, что части особого назначения часто применялись при борьбе с восставшими крестьянами [6].
Отряды особого назначения стали создаваться на Кубани в период окончания Гражданской войны и установления советской власти как добровольные вооруженные формирования для оказания помощи регулярным частям Красной Армии. Так, член РВС 9-й Кубанской армии М.С. Эпштейн констатировал, что «ничего так не поднимало дух красноармейцев, как боевая работа локоть об локоть с отрядами особого назначения и один только вид готовящихся к походу бойцов отрядов особого назначения поднимал дух и решимость проходящих через Краснодар красных частей» [7]. Как вспоминал один из первых кубанских коммунаров И.Е. Зайчук, «чтобы успешнее отра-зитьвражеское нашествие, в городах и станицах Кубани под руководством партийных организаций создавались части особого назначения. Только в одном Екатеринодаре под боевые знамена чоновцев встали шесть тысяч коммунистов, комсомольцев и беспартийных. Эти отряды несли охрану важных объектов города» [8]. По словам комсомолки А. Солод-ченко, «все комсомольцы вступили вместе со своими старшими товарищами - членами партии - в Екатеринодарский коммунистический полк. Райком комсомола закрыли на замок. Я накануне прошла 96-часовую военную подготовку во всеобуче, умела владеть винтовкой, гранатой, неплохо знала строевую службу. „.В составе коммунистического полка образовали комсомольский батальон, которому поручили охрану города. Находились мы на казарменном положении. Караульную службу несли и в центре города, и на окраинах, и далеко за его пределами ...» [9].
Впоследствии, анализируя первый период деятельности ЧОН, штаб ЧОН КЧО отмечал: «В момент высадки десанта не было ни одной более или менее крупной партийной организации, которая не стояла бы под ружьем. Некоторые отряды особого назначения героически дрались с белогвардейцами: 1) Приморско-Ахтарский отряд особого назначения двое суток не давал продвигаться вперед высадившемуся десанту белых, которые получили воз-
можность продвигаться вглубь Кубани лишь после того, как отряд был почти целиком уничтожен; 2) Новороссийский отряд особого назначения совместно с частями Красной Армии сбросил высадившихся белых в море; 3) Краснодарский отряд особого назначения принимал активное участие в боях под Тима-шевской и т.д.» [10].
В резолюции Х съезда РКП(б), прошедшего 8-16 марта 1921 г., об очередных задачах военного строительства было признано необходимым считать ООН основой милиционных частей, придать им правильную штатную организацию и повысить боевую выучку [11]. Вслед за этим, приказом главного начальника Всевобуча РСФСР Н.И. Подвойского № 92/4 от 25 марта 1921 г. было объявлено «Положение об Отрядах Особого Назначения РСФСР», утвержденное Оргбюро ЦК РКП(б) 24 марта. В соответствии с Положением, личный состав ООН подразделялся на кадровый и милиционный (переменный). Высшим политическим руководителем отрядов в РСФСР являлся Совет в составе члена ЦК РКП(б), начальника ООН, представителей ВЧК и РВС Республики. Местные Советы создавались в губерниях и уездах. Формирование ООН проводилось по территориальному принципу из коммунистов, объединенных совместной работой на заводе, фабрике или в учреждении. ООН получали организацию регулярных частей, согласно штатам и положениям РККА. В Положении особо подчеркивалось, что «Совет, не вмешиваясь в технические распоряжения комсостава ООН, следит за состоянием ООН, поднятием боеспособности и недопущением уклонения от службы в ООН» [12]. Согласно приказу начальника Всевобуча № 93 от 27 марта того же года, при управлении Всевобуча был сформирован штаб ООН [5].
В начале марта 1921 г. Кубано-Черноморский областной комитет партии поставил перед командующим ЧОН области Б.Д. Бобровым (ранее занимал должность «Командарм IX», т.е. командующего 9-й армии) задачу в недельный срок сформировать Краснодарский коммунистический полк особого назначения и уже 15 марта во вновь образованном подразделении были проведены ночные учения, а на параде 1 мая полк был представлен в составе четырех батальонов, пулеметной команды и конных разведчиков [3]. В то же время были вновь созданы ООН в Армавире, Майкопе, Тихорецкой, Кропоткине, Ейске и Новороссийске [13].
С мая 1921 г. начинается планомерная и систематизированная работа по организации системы вооруженных партийных ООН в регионе: «область была дислоцирована по числу отделов на батальоны, батальоны - на район-
70
ные роты, райроты - на райвзводы». В связи с отсутствием кадрового состава, командирами рот и взводов назначались коммунисты из числа руководителей военных отделов станиц по совместительству. Во все отряды поступило оружие и боеприпасы, стало возможным переформировать ООН в Краснодарский и Майкопский полки, Армавирский, Славянский, Кавказский и Новороссийский батальоны особого назначения. А вот, как резюмировалось в одном из отчетных документов штаба ЧОН КЧО, «в отделах Туапсинском, Ейском, Тимашев-ском - формирование отрядов особого назначения туго прививалось, благодаря малой инициативе Отпарткомов» [там же]. Вместе с тем, остро ощущалось недостаточное количество квалифицированного комсостава для «вновь формируемых отрядов особого назначения Кубано-Черноморской области» [14].
В сентябре 1921 г. был сформирован штаб ЧОН Северо-Кавказского военного округа (СКВО), который на совещании начальников ЧОН утвердил штаты полка, батальона и роты, и с октября в округе начали формироваться территориальные ЧОН по типу регулярных частей, руководствующихся в повседневной деятельности уставам РККА. Комсостав ЧОН формировался не только военными специалистами, но и опытными политработниками [15]. Одним из первых нормативных документов в округе явилась «Инструкция по учету коммунистов, кандидатов и членов РКСМ, зачисленных и подлежащих зачислению в Части особого назначения», утвержденная 16 сентября 1921 г. начальником ЧОН СКВО и командующим СКВО К.Е. Ворошиловым. Инструкция регламентировала следующие вопросы:
«при каких условиях должен протекать учет»;
«кто должен состоять на учете»; «кто и какую составляют очередь призыва»; «порядок принятия на учет»; «порядок создания медицинской комиссии»; «ведение учета»; «порядок снятия с учета» [16]. Рассматриваемая Инструкция основывалась на ведомственном документе под грифом «Сов. секретно», разработанном «Комчон-респ»(командующим ЧОН РСФСР) А.К. Александровым и озаглавленном «Обязанности коммуниста по учету в ЧОН», утвержденном секретарем ЦК РКП(б) В.В. Куйбышевым. Документ определял, что «каждый член и кандидат РКП(б) до 55 лет и члены РКСМ от 17 лет обязаны состоять в ЧОН в одной из трех очередей призыва». Помимо этого, они были обязаны «определить и твердо знать свое отношение к ЧОН (очередь призыва, разряд военной подготовки и часть, в которую зачислены)». В этой связи очередь призыва обуславлива-
лась: «а).состоянием здоровья; б). родом занятий; в). возрастом и полом». Что касается разряда военной подготовки, то он устанавливался «Особой испытательной комиссией» [17].
Анализируя деятельность ООН на первоначальном этапе, командир Краснодарского коммунистического полка особого назначения Ф.Ф. Устинов отмечал: «Существующие до июля 1921 года отряды особого назначения не имели той определенной систематической работы, которая протекает сейчас в ЧОН. Не было определенного плана в работе, отсутствовал в достаточном количестве кадровый комсостав, редко, а иногда и вовсе не было в отрядах тех руководящих приказов, которые говорили бы и указывали на значение, укрепление и организацию отрядов особого назначения и направляли бы работу в таковых. Все указанные выше дефекты и являлись главным недостатком в создании мощных рядов ЧОН. Организация, учет коммунаров, оружия, обучение и борьба с бандитизмом не была поставлена в должной мере и не имело того принципа, по которому в настоящее время созданы части особого назначения». Далее он указывал, что все недостатки в деятельности ООН были приняты во внимание и, начиная «со 2-го полугодия 1921 года указанные отряды стали сводиться в более крупные соединения с придачей к таковым кадрового состава. Существующие в Кубанской области ООН были сведены в определенную форму по своему строению, как-то: батальоны, роты и взводы. После указанной реорганизации отрядов особого назначения в части особого назначения, был введен кадровый состав, с введением которого работа в ЧОН стала протекать систематично, введен новый учет как коммунаров, так и оружия, обучение коммунаров военделу стало протекать по определенному плану...» [18].
Таким образом, формирование ЧОН в Куба-но-Черноморской области берет свое начало с момента противостояния десантам генерала С.Г. Улагая в августе 1920 г., когда коммунисты и комсомольцы региона пополняли ряды вновь образованных Отрядов особого назначения. После окончательного установления советской власти на Кубани произошла структурная модернизация отрядов по образцу регулярных частей РККА, однако нехватка военных специалистов в лице кадровых военных давала о себе знать, в связи с чем этой проблеме было уделено особое внимание.
1. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под общ. ред. В.Н. Ратуш-няка. Краснодар, 1996. С. 534.
71
2. Очерки истории Краснодарской организации КПСС / Под ред. А. С. Коновалова. Краснодар, 1976. С. 227.
3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. -Л. 56.
4. Части особого назначения (ЧОН) / Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. С. С. Хромов. -М., 1983. - С. 648-649.
5. Управления, штабы соединений и частей особого назначения / Центральный государственный архив Советской Армии (с июня 1992 г. Российский государственный военный архив). В 2 т. Т. 2. Путеводитель / Сост. Т.Ф. Каряева, Н.Н. Волкова, Н.Е. Елисеева. М.,
1993. С. 316.
6. Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа,
1994. С. 153.
7. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 57.
8. Зайчук И.Е. Штаб кубанской комсомолии / Начало большого пути: Воспоминания комсомольцев 20-х годов / Сост. Т.П. Глек, Ф.А. Палкин. Краснодар, 1980. С. 14.
9. Солодченко А. Страницы прошлого / Юность комсомольская: Воспоминания первых кубанских комсомольцев / Сост. Т.Н. Баг-ратян. Краснодар, 1965. С. 142.
10. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 56.
11. См.: Х съезд РКП(б). Стенографический отчет. - М, 1963.
12. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 2. - Л. 4041.
13. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. -Л. 56об.
14. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 10. - Л. 51.
15. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 56. - Л. 57.
16. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 73-73об.
17. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д. 3. - Л. 118-118об.
18. ГАКК. - Ф. Р-147. - Оп. 1. - Д.56. - Л. 31.
1. Sketches of history of Kuban from the most ancient times to 1920 / Under a general edition of V.N. Ratushnyak. Krasnodar, 1996. P. 534.
2. Sketches of history of the CPSU Krasnodar organization / Under the editorship A.S. Konovalov. Krasnodar, 1976. P. 227.
3. State Archive of Krasnodar region (SAKK). -T. R-147. - Оp. 1. -D. 56. - L. 56.
4. The Part of Special Function (PSF) / Civil war and military intervention in the USSR: Encyclopedia / Hl. edition S.S. Khromov. - M., 1983. -P. 648-649.
5. Managements, staffs of connections and parts the state archive of the Soviet Army of special function / Central (since June, 1992. Russian state military archive). In 2 t. T. 2 . Guide / Col. T.F .Karyaeva, N.N. Volkova, N.E. Yeliseyeva. M., 1993. P. 316.
6. Rasskazov L.P. War stories bodies in the course of formation and functioning of command system in the Soviet state (1917-1941). Ufa, 1994. P. 153.
7. GAKK. - T. R-147. - Оp. 1. D.- 56. - L. 57.
8. Zaychuk I.E. Staff Kuban komsomoliya / Beginning of a big way: Memoirs of Komsomol members of the 20th years / Sost. T.P. Glek, F.A.Palkin. Krasnodar, 1980. P. 14.
9. Solodchenko A. Pages past / Youth Komsomol: Memoirs of the first Kuban Komsomol members / Sost. T.N. Bagratyan. Krasnodar, 1965. P. 142.
10. GAKK. - T. R-147. - Оp. 1. -D. 56. - L. 56.
11. See: X RKP congress. Verbatim record. -M., 1963.
12. GAKK. - T. R-147. - Оp. 1 . D.- 2. - L. 4041.
13. GAKK. - T. R-147. - Оp. 1. D.- 56. -L. 56оb.
14. GAKK. - T. R-147. - Оп. 1. D. - 56. -L. 56оb.
15. GAKK. - T. R-147. - Оp. 1. D.- 10. - L. 51.
16. GAKK. - T. R-147. - Оp. 1 . D.- 3. - L. 73-73ob.
17. GAKK. - T. R-147. - Оp.1. D.- 3. -L. 118-118ob.
18. GAKK. - T. R-147. - Оp. 1 . D.- 56. -L. 31.
72