Научная статья на тему 'Правовая природа правоограничений граждан в сфере миграции'

Правовая природа правоограничений граждан в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
права граждан / правоограничения в сфере миграции / сфера миграции / государственное управление в сфере миграции / citizens' rights / legal restrictions in the field of migration / migration sphere / public administration in the field of migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Викторовна Потапенкова, Елена Николаевна Ярмонова

Рассматриваются правоограничения в сфере миграции, их правовая основа и значение для реализации государственной функции управления общественными отношениями. Делается акцент на конституционные ограничения в отношении отдельной категории граждан и в связи с определенной сферой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Викторовна Потапенкова, Елена Николаевна Ярмонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of citizens' legal restrictions in the field of migration

Legal restrictions in the sphere of migration, their legal basis and significance for the realization of the state function of management of social relations are considered. The authors emphasize the constitutional restrictions in relation to a separate category of citizens and in connection with a certain sphere of activity.

Текст научной работы на тему «Правовая природа правоограничений граждан в сфере миграции»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-120-122 NIION: 2007-0083-4/23-362 MOSURED: 77/27-005-2023-04-562

Правовая природа правоограничений граждан в сфере миграции

Ирина Викторовна Потапенкова1, Елена Николаевна Ярмонова2

12 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 irina_abuzova@mail.ru

2 yarelenan@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются правоограничения в сфере миграции, их правовая основа и значение для реализации государственной функции управления общественными отношениями. Делается акцент на конституционные ограничения в отношении отдельной категории граждан и в связи с определенной сферой деятельности.

Ключевые слова: права граждан, правоограничения в сфере миграции, сфера миграции, государственное управление в сфере миграции

Для цитирования: Потапенкова И. В., Ярмонова Е. Н. Правовая природа правоограничений граждан в сфере миграции // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 120-122. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-120-122.

Original article

The legal nature of citizens' legal restrictions in the field of migration

Irina V. Potapenkova1, Elena N. Yarmonova2

12 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 irina_abuzova@mail.ru

2 yarelenan@yandex.ru

Abstract. Legal restrictions in the sphere of migration, their legal basis and significance for the realization of the state function of management of social relations are considered. The authors emphasize the constitutional restrictions in relation to a separate category of citizens and in connection with a certain sphere of activity.

Keywords: citizens' rights, legal restrictions in the field of migration, migration sphere, public administration in the field of migration For citation: Potapenkova I. V., Yarmonova E. N. The legal nature of citizens' legal restrictions in the field of migration. Criminological Journal. 2023;(4):120-122. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-120-122.

Правовые основы соблюдения прав граждан в данству РФ, иностранному государству или отсут-

сфере миграции и возможности их ограничения за- ствии доказательств принадлежности к гражданству

ложены в Конституции Российской Федерации [1]. государства. Вместе с тем правоограничения в сфере

Ст. 2, 6 Конституции РФ установлено, что чело- миграции для граждан РФ и иностранных граждан

век, его права и свободы являются высшей ценнос- будут различны по своему содержанию, поскольку

тью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод различаются цели их установления. человека и гражданина — обязанность государства. Основными целями правоограничений иностран-

Каждый гражданин РФ обладает на ее территории ных граждан и лиц без гражданства в сфере миграции

всеми правами и свободами и несет равные обязан- являются:

ности, предусмотренные Конституцией РФ. 1) охрана общественного порядка и обеспечение

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и сво- национальной безопасности; боды человека и гражданина могут быть ограничены 2) защита основ конституционного строя; федеральным законом только в той мере, в какой это 3) защита нравственности, здоровья, прав и за-

необходимо в целях защиты основ конституционного конных интересов граждан Российской Федерации,

строя, нравственности, здоровья, прав и законных ин- сохранение и укрепление традиционных российских

тересов других лиц, обеспечения обороны страны и духовно-нравственных ценностей; безопасности государства. 4) сбор информации об иностранных гражданах

Названные положения распространяются на граж- для контроля за их нахождением на территории Рос-

дан вне зависимости от их принадлежности к граж- сийской Федерации (информация о факте нахождения

© Потапенкова И. В., Ярмонова Е. Н., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

на территории Российской Федерации, виде деятельности, месте проживания или пребыванияи др.).

Принципы ограничения прав иностранных гражданах аналогичны принципам государственного управления сферой миграции иностранных гражданах, к ним относятся:

1) законности;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) запрет на дискриминацию по какому-либо признаку;

4) приоритет интересов граждан РФ;

5) ценности семьи (уважение личной и семейной жизни) (принцип не разъединения членов семьи);

6) защита общественного порядка и соблюдение национальной безопасности;

7) защита моральных, культурных ценностей население Российской Федерации;

8) поддержание отношений с дружественными Российской Федерации странами;

9) взаимности;

10) невмешательства иностранных государств в политическую деятельность Российской Федерации и сферу государственного управления РФ;

11) оказания помощи и защита ИН (соотечественникам граждан Российской Федерации, беженцам, лицам, нуждающимся во временном убежище;

12) уважение культурных и национальных ценностей иностранных государств;

13) взаимопомощи государств;

14) соблюдение общепринятых международных стандартов;

15) привлечения в РФ законопослушных ИН, требующихся в РФ для участия в социальной, культурной, экономической сферах деятельности.

Не все правоограничения иностранных граждан относятся к сфере миграции. В частности, к данной сфере относятся:

1) трудовые права: занятие определенными видами деятельности, замещение определенных должностей;

2) участие в политической жизни государства;

3) ограничение на свободный въезд в РФ;

4) передвижениеи нахождение на территории Российской Федерации;

5) ограничения нахождения на территории РФ, связанные с определенными заболеваниями;

6) ведение банков данных об ИГ;

7) сбор дактилоскопических данных;

8) помещение в специальные учреждения временного содержания ИГ;

9) ограничения по использованию некоторых документов на территории Российской Федерации без подтверждения в установленном порядке;

10) обязанности по знанию русского языка, истории, права;

11) другие ограничения.

Правоограничения иностранных граждан связаны с установлением административно-правовых режимов, направленных на государственное и муниципальное управление сферой отношений, связанных с перемещением населения (миграционно-правовых режимов. К ним можно отнести следующие режимы [2]:

1) въезда в Российскую Федерацию;

2) выезда из Российской Федерации;

3) транзитного проезда через территорию РФ;

4) временного пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан (поддан -ных) и лиц без гражданства;

5) временного проживания на территории Российской Федерации иностранных граждан;

6) постоянного проживания на территории Российской Федерации;

7) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

8) государственной границы;

9) пограничный режим;

10) территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение и др. [3].

При этом, несмотря на то, что в нашем государстве международное законодательство занимает значительную часть в правовом регулировании сферы миграции, однако иные государства не могут властным путем отменить правоограничения. Они могут использовать лишь меры убеждения, в частности, такие как: достижение договоренностей, принятие совместных нормативно-правовых актов, заключение договоров, принятие актов рекомендательного характера, воздействие социально-экономического характера и др. [4].

Паспортно-регистрационные правила для граждан Российской Федерации в сфере миграции не направлены на ограничение прав граждан и исполняются ими добровольно в собственных интересах, однако невыполнение правил влечет за собой меры ответственности, наличие которых указывает на то, что за

№ 4 / 2023 Criminological journal 121

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

их реализацией осуществляется контроль в целях недопущения нарушений прав и законных интересов иных граждан.

В отношении граждан Российской Федерации цели правоограничений сводятся к:

• сбору информации о гражданах РФ для использования в оперативно-поисковых системах с целю розыска лиц, поиска правонарушителей;

• учету населения для равномерного распределения материальных, социальных ресурсов страны;

• установлению административно-правового статуса гражданина РФ;

• упрощению системы реализации прав и законных интересов гражданами РФ;

• защите сведений, охраняемых государством (например, ограничение выезда за границу РФ лиц, имеющих доступ к государственной тайне; ограничение въезда на определенные территории);

• защите прав несовершеннолетних (например, запрет на выезд ребенка за пределы границы РФ без сопровождения законного представителя или выполнение запрета на выезд, установленного одним из родителей);

• обеспечению выполнения судебных решений.

Таким образом, объем правоограничений устанавливается на основе соразмерности и обоснованности. Ограничения прав установлено на законодательном уровне в целях соблюдения интересов всех граждан, находящихся на территории нашего государства. По большому счету любое право имеет свои пределы реализации, выходя за рамки которого нарушаются права и законные интересы других субъектов. Право-ограничительный характер по своей природе направлен на соблюдение баланса между правами индивида и всего общества. Правоограничения в сфере миграции являются частью общей системы, установленной

на уровне всего государства, и применяются в регулировании общественных отношений, возникающих между гражданами в сфере миграции.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СПС «Консультант Плюс».

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993) // LRS «Con-sultantPlus».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Federal Law № 115-FZ of July 25, 2002 «On the Legal Status of foreign citizens in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

3. Federal Law of July 18 2006 № 109-FZ «On migration registration of foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation» // LRS «ConsultantPlus».

4. Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 № 809 «On approval of the Foundations of State Policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values» // LRS «ConsultantPlus».

Информация об авторах И. В. Потапенкова — кандидат юридических наук, доцент; Е. Н. Ярмонова — кандидат юридических наук.

Information about the authors I. V. Potapenkova — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor; E. N. Yarmonova— Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.03.2023; одобрена после рецензирования 09.03.2023; принята к публикации 31.10.2023. The article was submitted 06.03.2023; approved after reviewing 09.03.2023; accepted for publication 31.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.