СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-204-207 NIION: 2007-0083-4/22-199 MOSURED: 77/27-005-2022-04-398
Особенности профилактики административных правонарушений, совершаемых в семейно-бытовой сфере
Елена Николаевна Ярмонова1, Ирина Викторовна Потапенкова2
'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 yarelenan@yandex.ru
2 irina_abuzova@mail.ru
Аннотация. Изложено авторское видение особенностей профилактики административных правонарушений, совершаемых в семейно-бытовой сфере, а также исследованы проблемы, связанные с получением и использованием информации о гражданах, предложены пути их решения.
Ключевые слова: информация ограниченного доступа, медицинская тайна, профилактика семейно-бытового насилия, участковые уполномоченные полиции, сведения о судимости
Для цитирования: Ярмонова Е. Н., Потапенкова И. В. Особенности профилактики административных правонарушений, совершаемых в семейно-бытовой сфере // Криминологический журнал. 2022. № 4. С. 204-207. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-204-207.
Original article
Features of prevention of administrative offenses committed in the family and household sphere
Elena N. Yarmonova1, Irina V. Potapenkova2
'■2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 yarelenan@yandex.ru
2 irina_abuzova@mail.ru
Abstract. This article presents the author's vision of the features of the prevention of administrative offenses committed in the family and household sphere, and also examines the problems associated with obtaining and using information about citizens, suggests ways to solve them.
Keywords: restricted access information, medical secrecy, prevention of domestic violence, local police commissioners, criminal record information
For citation: Yarmonova E. N., Potapenkova I. V. Features of prevention of administrative offenses committed in the family and household sphere. Criminological Journal. 2022;(4):204-207. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-204-207.
Ценность семейных отношений признается на общегосударственном уровне, так распоряжением Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» [1], указываются в том числе проблемные вопросы в семейно-бытовой сфере, а именно семейное насилие.
В распоряжении Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» в качестве одного из направлений государственной семейной политики выделяется профилактика семейного неблагополучия.
По итогам служебной деятельности органов внутренних дел за 2022 г. преступность в сфере семейно-бытовых отношений сократилась на 40 % [2].
Основную нагрузку в сфере профилактики данного вида правонарушений выполняют территориальные органы МВД России, в лице таких подразделений полиции как участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних. Ведомственными нормативными правовыми актами устанавливаются полномочия сотрудников полиции в сфере профилактики правонарушений с лицами, склонными к совершению семейно-бытовых преступлений и административных правонарушений [3].
Так, в соответствии с требованием данного приказа участковый уполномоченный полиции на обслуживаемом административном участке проводит индивидуальную профилактическую работу с категориями лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 6.11 КоАП РФ или уголовной ответственности по ст. 112,115, 116, 116.1, 117, 119 УК
© Ярмонова Е. Н., Потапенкова И. В., 2022
204
Криминологический журнал
№ 4/2022
jjiiL.
-^pr-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
РФ, а также принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 24, ст. 25 и 251, ч. 1 и 5 ст. 319 УПК РФ, по факту допущения лицом правонарушения в семейно-бытовой сфере и др.
К системе мер, принимаемых в рамках профилактике административных правонарушений в семейно-бытовой сфере в частности относятся:
• выявление и постановка на профилактический учет соответствующих категорий лиц;
• проведение оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению административных правонарушений в семейно-бытовой сфере;
• межведомственное взаимодействие с субъектами системы профилактики правонарушений по вопросам предупреждения правонарушений в семейно-бытовой сфере.
С точки зрения комплексного подхода к решению проблем в сфере семейно-бытового насилия, одним из вопросов в профилактики органами внутренних дел семейного насилия, на которую следует обратить внимание, является потребность граждан (в большинстве своем женщин, имеющих несовершеннолетних детей) в получении информации о будущем супруге (сожителе), которая может свидетельствовать о его высоком уровне агрессии или поведении, представляющем опасность для лиц, проживающих с ним совместно.
Данная информация может содержать сведения о:
1) наличии судимости (либо прекращении уголовного преследования); о совершении противоправных действий против жизни, здоровья, половой неприкосновенности граждан (и прежде всего несовершеннолетних лиц); о совершении административных правонарушений против членов семьи или несовершеннолетних, связанных с проявлением неконтролируемой агрессии;
2) постановке на профилактический учет в органах внутренних дел;
3) постановке на учет в психдиспансере или наркодиспансере.
Первая и вторая группы информации содержатся в банках данных, формируемых подразделениями полиции, и их защита осуществляется в рамках обеспечения сохранности и конфиденциальности служебной информации. Третья группа — сведения, составляющие врачебную тайну, они находятся в медицинских учреждениях.
Между тем следует отметить, что подобная информация является необходимой для использования в целях профилактики семейно-бытовых конфликтов, жертвами которых зачастую становится самая незащищенная категория — несовершеннолетние дети.
Даже если насилие напрямую не обращено против детей, важно понимать, что дети получают психологические травмы, становясь свидетелями таких сцен.
Женщины не всегда имеют представление о том, каково было прошлое их будущего супруга (сожителя). Менталитет нашего общества предполагает полное доверие между членами семьи. Женщины бояться потерять партнера либо вызвать его недовольство, ввиду чего им зачастую стыдно попросить у мужчины получить Справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Даже если у женщины закрались сомнения, то их проверить на законном основании она не может. Подобную справку в органах внутренних дел можно получить исключительно в отношении себя (либо по доверенности).
Имеют место также и случаи, когда женщины относятся халатно к выбору сожителя и не интересуется его прошлым. Приводя в дом людей, в доброжелательности намерений которых нет уверенности, они тем самым своими действиями создают угрозу безопасности детей. Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, ответственны за психологическую и физическую их безопасность. Поэтому женщинам не только должна оказываться правоохранительными органами поддержка, но и должны разъясняться обязанности по надлежащему исполнению родительских обязанностей.
Круг субъектов, имеющих право требования от граждан справки о наличии (отсутствии) судимости, постоянно расширяется. Подобный документ предоставляется в различные организации, в том числе при трудоустройстве на работу в государственные и частные учреждения в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, в военные комиссариаты при оформлении службы по контракту и другие органы.
Информация, содержащаяся в указанной справке, не может быть разглашена третьим лицам (даже если этим лицом является жена или сожительница) без согласия самого гражданина, в отношении которого выдана справка, поскольку содержит сведения личного характера, а также получена в силу служебной необходимости и охраняется в рамках служебной информации.
Информация о судимости, которая имеется в базах данных МВД России, относится к информации ограниченного доступа. Формирование и ведение банков данных является мерой принуждения. Для ее разглашения третьим лицам должно быть основание,
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
прямо предусмотренное федеральным законом. Аналогичные правила касаются и информации о постановке на профилактический учет участковым уполномоченным полиции.
В ответах на обращения граждан в органы внутренних дел не может быть разглашена информация ограниченного доступа, однако на практике была выработана такая фраза как — «Имеются сведения компрометирующего характера», позволяющая заявителю своевременно предпринять необходимые меры в зависимости от ситуации и быть более внимательным к поведению супруга (сожителя).
Следует отметить, что на настоящий момент получить информацию о судимости (ее отсутствии) третьих лиц возможно и без обращения в органы внутренних дел. Информация о судимости в судебной системе находится в открытом доступе и содержится в ГАС «Правосудие», однако поиск по ее базе весьма затруднен, поскольку необходимо знать конкретный регион, название суда, какие на тот момент были фамилия, имя, отчество (в случае, если гражданин их сменил). При этом высока вероятность того, что в базе имеются полные тески.
Также важной информацией для профилактической деятельности правонарушений в семейно-быто-вой сфере является информация том состоит ли гражданин на учете в нарко- или психдиспансерах. Данные сведения являются врачебной тайной и доступ к ним ограничен в соответствии с ФЗ от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № З23-Ф3). Должностные лица органов внутренних дел могут иметь доступ к данным сведениям только на основании ч. 4 ст. 13 данного ФЗ или путем официального запроса в рамках уголовного дела.
Т. е. до того момента пока гражданин не совершит преступление узнать о наличии у него психических отклонений либо зависимости, вызывающих проблемы возможного неконтролируемого поведения, не представляется возможным.
Сотрудники органов внутренних дел без наличия соответствующих оснований не имеют доступа к врачебной тайне, однако они принимают меры профилактики к гражданам исходя из их поведения. Например, как известно из практики бытовые конфликты в большинстве своем возникают в состоянии опьянения. Поэтому сотрудникам органов внутренних дел необходимо уделять повышенное внимание к поведению в семье лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками либо наркотическими веществами, даже если они не состоят на учете в соответствующем диспансере или не имеются данные, подтверждающие их постановку.
В Федеральный закон № З23-Ф3 11 августа 2020 г. были внесены поправки, касающиеся введения обязанности медицинских работников предоставлять информацию о состоянии здоровья пациентов, не достигших 18-летнего возраста, их законным представителям. До этого у подростков старше 15 лет была возможность сохранить свое обращение к врачу и его причины в тайне, а информацию врач мог предоставить родителям только с письменного согласия подростка.
Полагаем, что по аналогии с указанными поправками необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон № З23-Ф3 в части возможности предоставления медицинскими организациями органам внутренних дел информацию о гражданине, составляющую врачебную тайну (нахождении на учете в нарко- или психдиспансере).
В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что поскольку до внесения изменений в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» родители подростков в возрасте от 15 до 18 лет не имели доступа к информации о состоянии здоровья своих детей, авторы законопроекта посчитали, что сложившаяся ситуация «не только нарушает обязанность законных представителей детей заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, но, прежде всего, не соответствует интересам несовершеннолетних».
В этой связи следует предположить, что в отношении информации, составляющей врачебную тайну (нахождении на учете в нарко- или психдиспансере), сложилась подобная ситуация и данное обоснование к ним вполне применимо. Отсутствие возможности узнать информацию о лице, с которым ведется совместное хозяйство, не только нарушает обязанность законных представителей детей заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, но, прежде, всего не соответствует интересам несовершеннолетних. При этом предложенные изменения не предполагают разглашение врачебной тайны третьим лицам. Передача данной информации правоохранительным органам не выводит данную информацию из категории сведений ограниченного доступа.
Таким образом, защита физического и психологического здоровья детей не только является обязанностью родителей (законных представителей), но и находится в сфере интересов всего государства. В этой связи полагаем, что должны быть созданы правовые механизмы профилактики нарушения безопасности детей в семьях, позволяющие гражданам получить информацию о противоправном поведении будущего члена их семьи, а также о наличии у него психологического заболевания или зависимости, в силу которых
206 Криминологический журнал № 4 / 2022
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
он представляет опасность для окружающих. Это именно тот случай, когда ограничение прав граждан происходит в интересах всего общества и позволяет предупредить социально опасное поведение.
В свою очередь, мы можем сказать, что в качестве основного субъекта профилактики правонарушений в сфере семейного насилия с точки зрения превентивных мер должно оставаться лицо, потенциально являющееся объектом данных общественных отношений. Деятельность территориальных органов МВД России по реализации профилактических полномочий носит в большей степени постпревентивный характер, т. е. осуществляются после постановке на профилактический учет.
Список источников
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» // СЗ РФ. 2021. № 5. Ст. 914.
2. Подведение итогов служебной деятельности органов внутренних дел за 2022 г. с постановкой задач на 2023 г. // URL://http://mvd/ru.
3. Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // СПС «Консуль-тантПлюс».
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 122-r dated January 23, 2021 «On approval of the plan of the main activities carried out within the framework of the Decade of Childhood for the period up to 2027» // SZ RF. 2021. No. 5. St. 914.
2. Summing up the results of the official activities of the internal affairs bodies for 2022 with the statement of tasks for 2023 // URL://http://mvd/ru.
3. Order of the MIA of Russia dated March 29, 2019 No. 205 «On the service of the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity» // SPS «ConsultantPlus».
Библиографический список
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Предеина И. В. Врачебная тайна в отношении несовершеннолетних старшего возраста: новые аспекты правового регулирования // Медицинское право. 2020. № 6. С. 41-49.
4. Соловьева Ю. И. Профилактика правонарушений // СПС «КонсультантПлюс».
Bibliographic list
1. Federal Law No. 323-FZ of November 21, 2011 «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».
2. Decree of the Government of the RF No. 1618-r dated August 25, 2014 «On approval of the Concept of State family policy in the Russian Federation for the period up to 2025» // SPS «ConsultantPlus».
3. Predeina I. V. Medical secrecy in relation to older minors: new aspects of legal regulation // Medical law. 2020. No. 6. Р. 41-49.
4. Solovyova Yu. I. Prevention of offenses // SPS «ConsultantPlus».
Информация об авторах
Е. Н. Ярмонова — кандидат юридических наук;
И. В. Потапенкова — кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
E. N. Yarmonova — Candidate of Legal Sciences;
I. V. Potapenkova — Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.11.2022; одобрена после рецензирования 08.12.2022; принята к публикации 15.12.2022.
The article was submitted 25.11.2022; approved after reviewing 08.12.2022; accepted for publication 15.12.2022.