Научная статья на тему 'Правовая природа и значение Инкотермс для регулирования предпринимательских правоотношений'

Правовая природа и значение Инкотермс для регулирования предпринимательских правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4497
1138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ / ОБЫКНОВЕНИЕ / ТОРГОВЫЙ ОБЫЧАЙ / ОБЫЧАЙ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА / ИНКОТЕРМС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тонкова Г. П., Федорященко А. С.

Статья посвящена анализу Международных правил толкования торговых терминов (Инкотермс) как источника предпринимательского права. Авторы рассматривают правовую природу данных правил и их роль в регулировании предпринимательских правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая природа и значение Инкотермс для регулирования предпринимательских правоотношений»

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

УДК 341.94

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ЗНАЧЕНИЕ ИНКОТЕРМС ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Г.П. ТОНКОВА11 А.С. ФЕДОРЯЩЕНКО

Статья посвящена анализу Международных правил толкования торговых терминов (Инкотермс) как источника предпринимательского права. Авторы рассматривают правовую природу данных правил и их роль в регулировании предпринимательских правоотношений.

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Ключевые слова: обычай, обыкновение, торговый обычай, обычай делового оборота, Инкотермс.

e-mail: fedoryashenko@bsu.edu.ru

2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail: fedoryashenko@bsu.edu.ru

Вступление предпринимателей в правоотношения, как друг с другом, так и с потребителями их товаров, работ, услуг, как правило, осуществляется путем заключения между ними договоров, контрактов, соглашений. При этом, достаточно серьезный комплекс проблем порождает, порой незнание, как юридической, так и предпринимательской (торговой) терминологии, а порой отсутствие у сторон единообразного понимания того или иного термина. Конечно же, в тех случаях, когда стороны находятся на территории одного государства и подчиняются национальному законодательству, оптимальным способом разрешения данной терминологической проблемы будет обращение к вышеназванному законодательству и применение в договоре определения термина, сформулированного в тексте нормативного акта. Но, при этом, нужно заметить, что не всегда законодательные органы власти успевают оперативно реагировать на изменения общественных отношений в предпринимательской сфере и, соответственно, давать определение возникшего или проникшего из-за рубежа понятия. В частности, можно отметить, что ни в одном нормативном акте, действующем на территории РФ, не раскрываются понятия дилера, трейдера, стокиста. Между тем, данные обозначения уже давно и прочно проникли в российский как юридический практический, так и научный лексикон. Частично их понимание может определяться обычаями делового оборота, деловыми обыкновениями и т.п. Но вряд ли это можно считать оптимальным способом решения проблемы. Особенно, учитывая тот факт, что даже в одной стране, нередко дается различное, порой противоречивое, толкование обычаев и обыкновений.

Еще более сложной, данная ситуация становится при участии в сделке иностранного элемента, когда каждая из сторон имеет не только собственное национальное законодательство, но и, чаще всего, свой язык со сложившимися определениями юридических терминов (в некоторых случаях не соответствующих иностранным в части, а в некоторых с абсолютно противоположным значением). Как отмечают многие исследователи, такая ситуация весьма отрицательно сказывалась на темпах развития международной торговли, создавала значительные трудности контрагентам на пути выработки и толкования условий заключаемых ими договоров и вытекающих из них взаимных обязательств1. Само собой, проблема единообразного понимания как предпринимательских, так и торговых терминов, а равно обычаев и обыкновений в международной практике, занимает как ученых, так и практикующих юристов достаточно давно. И в этой связи, достаточно сложно переоценить роль такого документа как Инкотермс (Международные правила толкования торговых терминов).

1 Фонотова О.В. Особенности правовой природы Инкотермс // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 2.

Согласно проводившимся исследованиям, образование деловых обычаев и обыкновений в торговом обороте происходит в результате приобретения практики, на основе которой формируется обычная норма более единообразного и стабильного характера, распространения ее на все более широкий круг лиц, т.е. приобретения практикой характерных черт обычного поведения. Если говорить кратко, в ходе указанного процесса заведенный порядок как установившаяся практика взаимоотношений между данными сторонами многократно воспроизводится, получает распространение среди большего числа лиц, в результате чего она начинает носить общий характер, становясь обыкновением. Обыкновение, таким образом, может пониматься как «возведенный в степень заведенный порядок»2. При этом, как справедливо отмечает О.В. Фонотова, само обыкновение есть этап на пути становления обычая. Переход заведенного порядка в обыкновение, а обыкновения - в обычай ни в коем случае не носит автоматического характера, этот процесс может прерваться на любой стадии и, более того, пойти в обратном направлении3.

В формировании предпринимательских обычаев и обыкновений, несомненно огромную роль сыграли решения судов и арбитражей по рассмотрению коммерческих споров, возникающих между контрагентами вступающими в международные торговые отношения. Учитывая тот факт, что коммерческие арбитражи, как правило, создаются и действуют либо при национальных торгово-промышленных палатах, либо при различных международных союзах и ассоциациях, их деятельность носит определяющий характер для членов соответствующих объединений. А, следовательно, достаточно быстро решения коммерческого арбитража приобретает силу если не закона, то, как минимум, обычая делового оборота. Причем в этом случае, обычай формируется оптимальным образом, в результате профессиональной деятельности арбитров, как правило, обладающих глубокими специальными познаниями в области предпринимательских отношений.

Независимо от способа возникновения обычаев, обыкновений (т.е. возникновения их стихийно, в результате многократного повторения, или же напротив, формирование обычая на основе акта суда или коммерческого арбитража, профессионально разрешающего возникшие противоречия) их появление, в общем-то, носит позитивный характер, поскольку позволяет сторонам ускорить процесс разработки условий договора, определить взаимные права и обязанности, ответственность. Однако же, возникновение множества обычаев имеет и обратную, негативную сторону. В частности, возможным становится появление обычаев дублирующих друг друга, или же противоречащих один другому. Нельзя также отрицать тот факт, что даже один обычай или обыкновение, существующее на практике и передаваемое в рамках делового сообщества устно, может трактоваться по-разному фактически каждым участником коммерческих правоотношений, что сводит их ценность фактически к нулю. В этой связи, на наш взгляд, огромное значение приобретает процесс документирования обычаев делового оборота, и среди международных организаций, осуществляющих деятельность по систематизации и документации обычаев делового оборота, центральное место занимает Международная торговая палата. В результате вышеуказанной деятельности МТП возник целый ряд документов представляющих собой: типовые формы договоров (типовой коммерческий агентский контракт4); различные кодексы (Международный кодекс рекламной практики5); регламенты (Арбитражный регламент и Регламент ДРС6; Арбитражный и примирительный регламенты Международной торговой палаты7); типовые формы и правила расчетов (Правила международной практики резервных аккредитивов (КР9в)8, Унифицированные правила по инкассо9, Но-

2 Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. - М.: Международные отношения, 1983.

3 Фонотова О.В. Указ. соч.

4 Типовой коммерческий агентский контракт МТП The ICC Model Commercial Agency Contract. Публикация № 496 / Пер. с англ. Н.Г. Вилковой. - М., 1996.

5 Международный кодекс рекламной практики от 02 декабря 1986 г. // Закон. - 1996. - № 12.

6 Арбитражный регламент и Регламент ДРС / / Публикация ICC № 850R.

7 Арбитражный и примирительный регламенты Международной торговой палаты / / СПС Консультант Плюс.

8 Правила международной практики резервных аккредитивов (ISP98) / / СПС КонсультантПлюс.

9 Унифицированные правила по инкассо / / Публикация ICC № 522.

- С. 75.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

вые стандартные документарно-аккредитивные бланки для UCP 50010); иные правила (Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010»11, Унифицированные правила по договорным гарантиям12). И, несомненно, среди всех вышеназванных документов, наиболее заметным, а равно часто применяемым является Инкотермс, действующий на данный момент в редакции 2010 года.

Правила Инкотермс стали важной частью механизма осуществления торговли: их включают в контракты купли-продажи товаров во всем мире, они устанавливают правила и инструкции в сфере международной торговли для импортеров, экспортеров, юристов, перевозчиков и страховщиков. Идея, которая впервые была разработана Международной торговой палатой в 1921 году и воплощена в жизнь с выходом правил Инкотермс в 1936 году, положила начало длительной истории правил Инкотермс, которая продолжается и сегодня с выходом правил Инкотермс 2010, вступивших в действие во всем мире с 1 января 2011 года.

Комитет по торговым терминам при поддержке национальных комитетов МТП в 1923 году разработал первые шесть правил: FOB, FAS, FOT, FOR, CIF и C&F, которые стали предшественниками будущих правил Инкотермс. Во времена, когда производство и торговля регулировались исключительно национальными законодательствами разных стран, МТП создала и внедрила стандартные торговые правила Инкотермс, ставшие важным шагом к единому их применению в различных торговых и правовых системах мира.

С 1936 года правила Инкотермс периодически пересматривались для того, чтобы соответствовать изменениям, которые происходят в мировой торговле и отражать современную практику осуществления компаниями сделок купли-продажи. Поправки и дополнения к правилам Инкотермс были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах13.

Несмотря на такую продолжительную историю существования и совершенствования, вопрос правовой природы Инкотермс до настоящего времени является открытым и дискуссионным, как в России, так и за рубежом. И как показывает анализ, зарубежные государства рассматривают Инкотермс, как источник норм, абсолютно различных по силе. Так в ряде стран, среди которых находится и наш ближайший сосед - Украина, за Инкотермс признают силу закона (Испания, Ирак).

Причем узаконение происходит, на наш взгляд не всегда корректными способами, в частности в той же Украине, статус закона был придан путем издания специального Указа Президента14, что вряд ли можно назвать правильным путем, при наличии специального органа, ответственного за принятие законов. Справедливости ради, следует заметить, что данный декрет, а соответственно и юридическая сила Инкотермс как закона, были отменены абсолютно аналогичным образом, посредством издания другого Указа15.

С другой стороны, Австрия, Франция, Германия в целом относятся к Инкотермс как к правовому обычаю, который применяется, если стороны не оговорят иное. В Беларуси это также обычай, в Польше Правила рассматриваются как торговый обычай. Различные мнения относительно правовой природы Инкотермс высказывались в доктрине Англии и США. Как отмечают ученые, ситуация, когда «одно и то же правило может квалифицироваться по-разному с точки зрения своей юридической природы: по французскому праву -в качестве обычая, а по праву Англии и США - как обыкновение», является свойственной не только Инкотермс, но и ряду других документов в области международного торгового права16.

При этом, нас конечно же в большей степени интересует правовой статус Инко-термс на территории РФ. И здесь, к сожалению можно констатировать только один факт -

10 Новые стандартные документарно-аккредитивные бланки для UCP 500 / / Публикация ICC № 516.

11 Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» / / Публикация ICC N 715.

12 Унифицированные правила по договорным гарантиям / / Публикация ICC N 325.

13 История правил Инкотермс / / http://incoterms.zed.ua/ru/incotermshistory

14 Указ Президента Украины «О применении «Международных правил толкования торговых терминов» от 4 октября 1994 г. // http://www.president.gov.ua

15 Указ Президента Украины «О признании утратившими силу Указов Президента Украины от 4 октября 1994 г. № 567 и от 1 июля 1995 г № 505» от 19 мая 2011 г. // http://www.president.gov.ua

16 Фонотова О.В. Указ. соч.

Инкотермс на территории Российской Федерации не является законом. Данное утверждение, по сути, не оспоримо, поскольку Инкотерсмс не был принят как нормативно-правовой акт в форме закона в установленном Конституцией РФ порядке. Придание какому-либо тексту силы закона Указом Президента в России не допускается, что, впрочем, и не осуществлялось. Да и при условии, признания за Инкотермс определенной юридической силы, посредством прямого указания в законе, данное признание нельзя бы было приравнять к признанию международных правил законом, так как это явно не укладывается в логику законотворческого процесса, сложившегося и закрепленного Конституцией РФ. С данным утверждением согласно и большинство российских ученых юристов, в частности О.В. Фонотовой отмечает, что очевидным является то, что в России Инкотермс не являются законом. Поэтому в рамках отечественной системы правовых актов проблема определения места Инкотермс сводится к разрешению вопроса о том, являются ли данные Правила обыкновением, обычаем, обычаем делового оборота, торговым обычаем или чем-то совершенно иным17.

Продолжить попытку определить видовую принадлежность Инкотермс (как источника права в России), хотелось бы с обращения к акту принятому Торгово-промышленной палатой РФ. Согласно части четвертой постановления Правления ТПП РФ от 28.06.2001 «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово-промышленных палат в этом процессе» правила Международной торговой палаты для толкования торговых терминов «Инкотермс-2000», а соответственно и последующие редакции признаются торговым обычаем18.

Казалось бы, данное постановление раз и навсегда разрешает проблему с определением Инкотермс в системе источников права, как торгового обычая, с чем в той или иной степени соглашается ряд российских исследователей19. Причем М.Г. Розенберг, прямо указал, что после признания Торгово-промышленной палатой РФ действия на территории России в качестве обычаев правил Инкотермс... отпадает сложившийся в практике подход, в силу которого положения Инкотермс использовались... как правило, при наличии ссылки на них в контракте либо лишь в определенной мере в качестве ориентира при толковании условий контракта о базисе поставки, сформулированного недостаточно ясно.

На наш взгляд, как сам акт Торгово-промышленной палаты РФ, так и выводы ученых, сделанные на его основе, являются, по меньшей мере, опрометчивыми и неоднозначными. Во-первых, Торгово-промышленная палата РФ, несмотря на огромные потенциальные возможности по участию в регулировании как предпринимательских, так и непосредственно торговых отношений, органом государственной власти никогда не являлась и не является. В своей деятельности Торгово-промышленная палата, по отношению к нормотворчеству наделена лишь одним правом - принимать участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти20. Соответственно, вышеуказанное постановление, можно рассматривать только как рекомендацию и только для членов Торгово-промышленной палаты РФ или палат субъектов РФ. Никакой юридической силы данный локальный акт при рассмотрении спора органом государственной власти иметь не будет, а значит суды могут самостоятельно определять правовую природу Инкотермс.

Во-вторых, само отнесение Инкотермс к исключительно торговым обычаям, на наш взгляд, представляется нецелесообразным и ограничивающим его потенциальные возможности воздействия на предпринимательские отношения. Правила Инкотермс, отвечающие всем признакам правового обычая (многократное и постоянное применение, а

18 Постановление Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово-промышленных палат в этом процессе» от 28 июня 2001 г. / / Торгово-промышленные ведомости. - 2001. - № 19 - 20.

19 Крученко К. Особенности применения ИНКОТЕРМС // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 9; Розенберг М.Г. Венская конвенция 1980 г. в Практике МКАС при ТПП РФ / / Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией / Сост. М.Г. Розенберг. - М., 2001.

20 Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07 июля 1993 г. // Российская газета от 12.08.1993.

17 Там же.

Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22

также общеизвестность) несомненно, в большей степени посвящены терминам, используемым в сфере торговли, но ничего не запрещает применять правила толкования, закрепленные в Инкотермс, при возникновении договорных отношений, скажем, по перевозке или страхованию грузов и без предварительно заключенного реализационного договора. Причем, как представляется нам, правила Инкотермс применимы к отношениям и без участия иностранного элемента, хотя бы в силу того, что товары (грузы) перевозимые от одного российского контрагента другому, в силу географических особенностей нашей страны могут неоднократно пересекать границу РФ и транспортироваться по территории государств, которые в том числе, признают за Инкотермс силу закона.

Таким образом, на настоящий момент нам представляется целесообразным определить правовую природу международных правил толкования торговых терминов Инко-термс-2010, как правового обычая или по терминологии ГК РФ - обычая делового оборота21 и рекомендовать применять данные правила судами при рассмотрении споров, возникающих как из международных предпринимательских отношений, так и внутригосударственных, независимо от ссылки на правила в тексте договора, при условии, что правила не противоречат законодательству РФ или соответствующего иностранного государства.

1. Фонотова О.В. Особенности правовой природы Инкотермс // Международное публичное и частное право. - 2006. - № 2.

2. Зыкин И.С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. - М.: Международные отношения, 1983. - С. 75.

3. Типовой коммерческий агентский контракт МТП The ICC Model Commercial Agency Contract. Публикация № 496 / Пер. с англ. Н.Г. Вилковой. - М., 1996.

4. Международный кодекс рекламной практики от 02 декабря 1986 г. // Закон. - 1996. - №

12.

5. Арбитражный регламент и Регламент ДРС // Публикация ICC № 850R.

6. Арбитражный и примирительный регламенты Международной торговой палаты // СПС КонсультантПлюс.

7. Правила международной практики резервных аккредитивов (ISP98) // СПС Консультан-тПлюс.

8. Унифицированные правила по инкассо // Публикация ICC № 522.

9. Новые стандартные документарно-аккредитивные бланки для UCP 500 // Публикация ICC № 516.

10. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» // Публикация ICC N 715.

11. Унифицированные правила по договорным гарантиям // Публикация ICC N 325.

12. История правил Инкотермс // http://incoterms.zed.ua/ru/incotermshistory

13. Указ Президента Украины «О применении «Международных правил толкования торговых терминов» от 4 октября 1994 г. // http://www.president.gov.ua

14. Указ Президента Украины «О признании утратившими силу Указов Президента Украины от 4 октября 1994 г. № 567 и от 1 июля 1995 г № 505» от 19 мая 2011 г. // http://www.president.gov.ua

15. Постановление Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово-промышленных палат в этом процессе» от 28 июня 2001 г. // Торгово-промышленные ведомости. - 2001. - № 19 - 20.

16. Крученко К. Особенности применения ИНКОТЕРМС // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 9.

17. Розенберг М.Г. Венская конвенция 1980 г. в Практике МКАС при ТПП РФ // Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией / Сост. М.Г. Розенберг. - М., 2001.

18. Закон РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» от 07 июля 1993 г. // Российская газета от 12.08.1993.

19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

Список литературы

21 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

THE LEGAL NATURE AND SIGNIFICANCE OF INCOTERMS FOR THE REGULATION OF BUSINESS RELATIONS

The article is devoted to the analysis of International rules for the interpretation of trade terms (Incoterms) as a source of business law. The authors consider the legal nature of these rules and their role in regulation of business relations.

Key words: custom, habit, trade custom, custom of the business turnover, Incoterms.

2) Belgorod National Research University

e-mail:

fedoryashenko@bsu.edu.ru

G.P. TONKOVA11

A.S. FEDORYASHCHENKO21

1) Belgorod National Research University

e-mail:

fedoryashenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.