Научная статья на тему 'Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ'

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3226
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ / CONTRACT FOR INTERNATIONAL SALE OF GOODS / ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ / VIENNA CONVENTION ON CONTRACTS FOR THE INTERNATIONAL SALE OF GOODS / СОГЛАШЕНИЕ СТРАН СНГ ОБ ОБЩИХ УСЛОВИЯХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ / AGREEMENT OF CIS COUNTRIES ON GENERAL CONDITIONS OF DELIVERIES OF GOODS BETWEEN ORGANIZATIONS OF CIS / ПРИНЦИПЫ УНИДРУА МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ / UNIDROIT PRINCIPLES OF INTERNATIONAL COMMERCIAL CONTRACTS / ИНКОТЕРМС / INCOTERMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенов Алексей Григорьевич

Статья посвящена правовому регулированию договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ в рамках международных правовых актов — Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, Соглашения стран СНГ «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств», Принципов УНИДРУА международных коммерческих договоров и др. Выдвигается предложение по созданию в СНГ нового Соглашения, регулирующего данные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аксенов Алексей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers legal regulation of the contract for the international sale of goods between business entities of the CIS countries within the frameworks of international legal acts — Vienna Convention on Contracts for the international sale of goods 1980, Agreement of CIS countries “On general conditions of deliveries of goods between organizations of CIS member states”, UNIDROIT Principles of International Commercial Contracts and others. In the conclusion of the article the author brings forward a proposal on development of the new Agreement in CIS to regulate such relations.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ»

Mugasha A. Enjoining the Beneficiary's Claim on a Letter of Credit or Bank Guarantee // The Journal of Business Law. 2004. September.

Ranser G. Bank Guarantees in International Trade. Nordea Trade Finance. 2010. URL: www.nordea.com/tradefinance.

Звеков В. П. Международное частное право: учебник. 2-е изд. М., 2004.

Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994.

Зыкин И. С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М., 1983.

Лунц Л. А. Курс международного частного права. М., 2002.

Мансуров Г. З. Международный аккредитив: доктрина, нормотворчество и правоприменительная практика. М., 2004.

Рубанов А. А. Международная унификация правил о банковской гарантии и Гражданский кодекс России // Хозяйство и право. 2000. № 5.

Унифицированные правила ICC для гарантий по требованию. Редакция 2010 г. Публикация ICC № 758. Пер. с англ. М., 2010.

Шамраев А. В. Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках. М., 2009.

Шамраев А. В. Регулирование документарного аккредитива в праве США // Деньги и кредит. 2001. № 6.

Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности

стран СНГ

АКСЕНОВ Алексей Григорьевич,

старший преподаватель кафедры предпринимательского права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидат юридических наук

За два десятилетия в Содружестве Независимых Государств пройден путь от единого народнохозяйственного комплекса (1991 г.) до взаимосвязанных экономик независимых государств. При схожести целей и задач социально-экономических преобразований страны — участницы СНГ выбрали варианты, приоритеты и последовательность реформ с учетом возможностей национальной экономики. Существенная разница в экономических потенциалах партнеров по СНГ обусловливает различия в подходах к развитию торгово-экономического сотрудничества. При этом сохраняются объективные основания для дальнейшего сближения и эконо-

мической интеграции государств — участников СНГ1.

Одним из важнейших направлений взаимодействия остается развитие торговых отношений между участниками коммерческой деятельности. Важную роль в этой сфере играет договор международной купли-продажи товаров, который является выражением наиболее широко распространенных в международном коммерческом обороте отношений обмена товарами и признанным способом оформления договоренностей между продавцом и покупателем. Кроме того, он не только регулирует отношения сторон при обычной международной купле-продаже товаров, но и полностью или в качестве сопутствующего используется и в иных договорах: подряда

1 См.: Аналитический доклад «Итоги дея-

тельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу», принятый Протокольным решением Совета глав — государств СНГ 3 июля 2011 г.

URL: http://www.cis.minsk.by

при предоставлении одной из сторон материалов для выполнения сопутствующих работ, он сопровождает реализацию договоров поручения и комиссии, сопутствующей лицензии, франчайзинга и многих других договоров2.

Сложившийся внешнеэкономический характер отношений купли-продажи между хозяйствующими субъектами стран СНГ обусловливает необходимость первоочередного применения к их регламентации положений международных договоров, распространяющихся на данных участников и рассматриваемые отношения. В части, не урегулированной международным договором, применению подлежит национальное законодательство, определяемое по соглашению сторон контракта или в соответствии с коллизионной нормой3.

Существенное значение в правовом регулировании договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ имеют международные правовые акты, являющиеся результатом унификации материального права. Вытесняя в значительной степени применение норм национального права, они в результате приводят к стиранию национальных особенностей в регламентации рассматриваемого договора, тем самым устраняя пра-

2 См.: Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002. С. 164.

3 В рамках СНГ действуют Соглашение «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» от 20 марта 1992 г., Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 г., Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 7 октября 2002 г., определяющие в качестве применимого права к правам и обязанностям сторон по внешнеэкономическим сделкам законодательство места ее совершения (п. «е» ст. 11 Соглашения 1992 г., ст. 41 Конвенции 1993 г., ст. 44 Конвенции 2002 г.).

вовые барьеры к развитию международного торгово-экономического сотрудничества.

В первую очередь к рассматриваемому договору подлежат применению межгосударственные соглашения универсальной, региональной и двусторонней унификации материальных норм.

К международным договорам универсальной унификации материальных норм в рамках СНГ относится Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г. (Венская конвенция)4. Это наиболее широко применяемый международный акт, регулирующий международную куплю-продажу товаров5.

Конвенция состоит из четырех частей: «Сфера применения и общие положения», «Заключение договора», «Купля-продажа товаров», «Заключительные положения». Вторая и третья части имеют самостоятельное значение: государства-участники могут по своему усмотрению установить для себя обязательность как обеих частей Конвенции, так и одной из них.

4 По состоянию на 1 июня 2012 г. сторонами Конвенции являются 78 государств. Из стран СНГ в Конвенции участвуют Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан и Украина. URL: http:// www.uncitral. org/uncitral/ru/uncitraltexts/ sale_goods.html.

5 Так, А. С. Комаров отмечает, что сегодня уже никто не подвергает сомнению тот факт, что Венская конвенция представляет собой одно из самых заметных и успешных достижений в области унификации правового регулирования международных коммерческих сделок. Об этом наглядно свидетельствует постоянно возрастающее число ее участников, среди которых государства, представляющие подавляющую часть мирового товарооборота (см.: Комаров А. С. Венская конвенция 1980 г. и Принципы УНИД-РУА. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией / сост. М. Г. Розенберг. 2-е изд. М., 2002. С. 9).

К договору международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ Конвенция применяется, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах, являющихся участниками Конвенции (п. 1 «а» ст. 1 Конвенции), или когда коммерческие предприятия одного или обоих контрагентов расположены в государствах СНГ, не участвующих в Венской конвенции, но нормы международного частного права отсылают к праву страны — участницы Конвенции (п. 1 «Ь» ст. 1 Конвенции). Венская конвенция применяется и в случаях достижения сторонами договора соответствующего соглашения (ст. 6 Конвенции).

Под коммерческим предприятием подразумевается не субъект права, а постоянное место осуществления деловых операций (основное место деятельности) как юридическим, так и физическим лицом. Таковым не всегда может являться место нахождения головной конторы юридического лица. Им также может быть признано место ведения предпринимательской деятельности его представительством или филиалом.

Необходимо иметь в виду, что стороны контракта должны быть осведомлены о факте нахождения их коммерческих предприятий в разных государствах СНГ не позднее, чем на момент заключения договора. В противном случае Конвенция неприменима (п. 2 ст. 1).

Национальная принадлежность стороны не имеет значения для решения вопроса о применимости Конвенции (п. 3 ст. 1). Таким образом, если коммерческие предприятия сторон находятся в одном государстве СНГ, то Конвенция не применяется, даже если стороны имеют различную национальность. Кроме того, тот факт, что место заключения договора находится в другом государстве СНГ, а не в том, где происходит выполнение договора, не при-

дает договору «международного характера»6.

Одна из причин широкого применения Конвенции, как отмечается в Сборнике ЮНСИТРАЛ по прецедентному праву, касающемуся Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров7, заключается в ее гибкости. Для этой цели разработчики Конвенции использовали различные средства, в частности применяли нейтральную терминологию, стремились обеспечить всеобщее соблюдение принципа добросовестности в международной торговле, установили правило, согласно которому следует использовать общие принципы, лежащие в основе Конвенции, для устранения любых пробелов в своде правил, устанавливаемых Конвенцией (ст. 7), а также признали обязательный характер согласованных или подразумеваемых обычаев и установившейся практики (ст. 9 Конвенции).

Вместе с тем Конвенция, как и всякий иной унификационный акт по тому или иному частноправовому предмету, не может стать исчерпывающим сводом правил. Некоторые вопросы разработчики сознательно исключили из сферы регулирования. В частности, в Конвенции отсутствуют положения о недействительности договора (хотя соответствующий проект был подготовлен) и последствиях договора в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4); не регулирует она отношений, связанных с гарантией качества товара и неустойкой, условия о чем часто включаются сторонами в договор; не имеется общих коллизионных привязок8.

6 См.: Сборник ЮНСИТРАЛ по прецедентному праву, касающемуся Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров (2008) (комментарий к ст. 1). URL: http://www.uncitral.org/uncitral/ru/case_ law/ digests.html.

7 Там же (введение к Сборнику).

8 См.: Лебедев С. Н. Листая страницы истории // Венская конвенция ООН 1980 г. о до-

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ в рамках Конвенции не всегда может являться достаточным и в силу того, что в Венской конвенции не участвует ряд стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан), следовательно, для хозяйствующих субъектов этих стран положения Конвенции не имеют обязательного характера. Они будут применяться лишь в случае достигнутого по этому поводу соглашения между сторонами договора либо в силу отсылки соответствующей коллизионной нормы к применимому праву государства — участника Конвенции.

Участие государств СНГ в Венской конвенции не исключает возможности и необходимости регионального регулирования договоров купли-продажи товаров между хозяйствующими субъектами стран Содружества9.

говорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией / сост. М. Г. Розенберг. М., 2002. С. 6. К числу вопросов, которые не урегулированы или урегулированы не полностью Венской конвенцией и решение которых невозможно путем применения ее общих принципов, можно также отнести определение размера процента годовых при просрочке исполнения денежных обязательств, применение исковой давности, соотношение неустойки с убытками. Здесь же следует отметить, что в ст. 2 Конвенции установлены изъятия из ее сферы регулирования купли-продажи таких видов товаров, как, например, суда водного и воздушного транспорта, суда на воздушной подушке, а также электроэнергии. Наконец, диспозитивный характер Конвенции (ст. 6) позволяет сторонам договора полностью исключить ее действие.

9 Кроме того, учитывая, что Конвенция (ст. 90) не затрагивает действия других международных соглашений, которые содержат положения по вопросам, являющимся предметом ее регулирования, международные договоры региональной (и двусторонней)

Актом региональной унификации является Соглашение «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств» от 20 марта 1992 г.10, которое было подписано в целях создания благоприятных условий для сохранения и развития хозяйственных связей между субъектами хозяйствования в рамках СНГ с учетом заключенных между ними соглашений об экономическом сотрудничестве, а также обеспечения одинаковой ответственности всех субъектов хозяйствования за выполнение ими своих договорных обязательств в их экономическом пространстве в целом.

Действие Соглашения было рассчитано на переходный период к рыночной экономике. Его предметом явилось установление общих условий поставок между организациями государств — участников Содружества.

Соглашение состоит из преамбулы и двух разделов: «Общие положения» и «Заключение, изменение и расторжение договоров», включающих пункты, содержащие гражданско-правовые, административные, а также процессуальные предписания. Эти нормы устанавливают порядок заключения, подписания, изменения и расторжения договоров поставки по межгосударственным соглашени-ям11; взаимоотношения между орга-

унификации, регулирующие аналогичные правоотношения, имеют приоритет над нормами Венской конвенции.

10 В Соглашении участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Соглашение вступило в силу с 1 июля 1992 г.

11 Под термином «межгосударственные

экономические связи», используемом в данном Соглашении, следует понимать экономические связи между субъектами хозяйствования разных государств независимо от того, какие правовые формы опосредуют эти связи — свободно заключаемый субъектами

нами стран, регулирующими поставки для государственных нужд, и порядок отношений этих органов с организациями своих стран, а также разрешения споров по заключению, изменению и расторжению договоров поставки.

Общие условия поставок товаров имеют существенные отличия в регулировании отдельных вопросов по сравнению с Венской конвенцией и гражданскими кодексами стран СНГ. Это касается определения существенных условий договора, оснований полного или частичного отказа от договора и др.

Общие условия поставок товаров, будучи актом комплексного характера, как отмечалось в литературе12, охватывают далеко не полный круг вопросов, требующих урегулирования. Так, в Соглашении отсутствуют нормы, регламентирующие порядок исполнения обязательств, а также ответственность за их нарушение. Кроме того, оно вообще не предусматривает диспозитивного регулирова-

хозяйствования договор поставки или договор поставки, заключаемый на основе межгосударственных экономических отношений (договор, заключаемый для обеспечения государственных нужд). Вместе с тем на регулирование свободно заключаемых договоров поставки направлены лишь нормы-принципы (например, ч. 3 п. 3 разд. I, ч. 1 п. 22 разд. II Соглашения 1992 г.), закрепляющие свободу сторон в установлении договорных условий. Остальные положения Соглашения 1992 г. подлежат применению только к договорам поставки для государственных нужд (подробнее см. решение Экономического Суда СНГ от 10 ноября 2004 г. № 01 — 1/3 — 04).

12 См.: Вилкова Н. Г. Указ. соч. С. 202— 204; Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров. Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 3-е изд. М., 2006. С. 26—28; Шапки-на Г. С. Правовое регулирование поставок в рамках СНГ // Закон. 1995. № 6. С. 80; Отдельные виды обязательств в международном частном праве / отв. ред. В. П. Звеков. М., 2008. С. 23—24.

ния основных условий свободно заключаемых договоров, подпадающих под его сферу действия.

Необходимо отметить и тот факт, что при рассмотрении споров судами ряда государств СНГ (Армения, Молдова, Таджикистан, Туркменистан) Соглашение вообще не приме-нялось13.

Как справедливо отмечает Б. И. Пу-гинский, практика показала слабую пригодность Общих условий поставок для их применения. Существенные недочеты, допущенные при составлении этого документа, создают затруднения для установления хозяйственных связей между предпринимателями стран — участниц СНГ14.

К числу международных договоров, обозначивших двустороннюю унификацию материальных норм, можно отнести Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «Об условиях поставок товаров между предприятиями и организациями» от 20 июля 1992 г.15, которое было подписано в целях реализации взаимных обязательств по поставкам товаров в соответствии с межправительственными соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве в рамках общего экономического пространства.

Предметом Соглашения явились условия поставок товаров между предприятиями и организациями данных государств, регулирующие порядок заключения и исполнения предприятиями и организациями договоров на поставку товаров по межправительственным соглашениям о торгово-экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Бела-

13 См. решение Экономического суда СНГ от 10 ноября 2004 г. № 01 — 1/3 — 04.

14 См.: Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 299.

15 Соглашение открыто для подписания другими государствами—участниками СНГ и вступило в силу с 20 июля 1992 г.

русь. Соглашение не распространяет свое действие на отношения свободного товарооборота, за исключением случаев его применения по согласованию сторон контракта.

Условия поставок товаров включают в себя три раздела: «Общие положения», «Качество, количество и номенклатура поставляемой продукции, порядок и срок поставки, приемки товаров и взаиморасчетов», «Имущественная ответственность».

Анализ данного акта позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в нем регулирование имеет фрагментарный характер и затрагивает отдельные условия договора поставки для государственных нужд. Время принятия Соглашения и период его действия были связаны с переходом договаривающихся государств к рыночной экономике. Установленные в нем положения не соответствуют ни действующему в настоящее время гражданскому законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь, ни Венской конвенции.

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ может осуществляться и в рамках рекомендательных международных правовых актов, являющихся результатом частноправовой унификации. Особое место среди таких документов занимают разработанные Международным институтом по унификации частного права Принципы международных коммерческих договоров (принципы УНИДРУА), опубликованные в 1994 г.16

16 Следует отметить, что в 2004 и 2010 гг. текст Принципов УНИДРУА обновлялся в связи с необходимостью расширения круга вопросов, которые подлежат регулированию. Новеллы были посвящены, в частности, полномочиям представителей (разд. 2 гл. 2), действительности (разд. 1, 2 гл. 3), условиям (разд. 3 гл. 5), зачету (гл. 8), уступке прав, переводу обязательств и передаче договоров

Как указано в преамбуле, Принципы УНИДРУА подлежат применению в случаях,когда стороны договорились об их применении к договору либо когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться общими принципами права, lex mercatoria или т. п. Принципы УНИДРУА могут применяться и в случае, когда стороны не выбрали право, регулирующее договор, для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов, национального законодательства, а также использоваться в качестве модели для национальных и международных за-конодателей17.

Принципы УНИДРУА представляют собой результат анализа международной практики заключения и исполнения коммерческих контрактов. В отличие от предписаний Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров Принципы имеют более широкую сферу действия, поскольку применимы к любым типам коммерческих договоров. В них включены положения, касающиеся практически всех важных проблем, возникающих при заключении и исполнении коммерческих договоров.

Анализ практики международного коммерческого арбитража показывает, что положения Принципов УНИДРУА применялись в качестве обычных норм для разрешения вопросов, не нашедших отражения в сделке.

Так, в решении по делу №№ 229/1996 Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) в качестве обычая со ссылкой на п. 2 ст. 9 Конвенции применил положения Принципов УНИДРУА. Ссылка на кон-

(гл. 9), исковой давности (гл. 10), множественности должников и кредиторов (гл. 11).

17 Текст Принципов УНИДРУА международных коммерческих договоров (2010) размещен на русском языке на официальном сайте УНИДРУА. URL: http://www. unidroit.org.

кретное положение этих Принципов (с указанием на то, что они постепенно приобретают характер международных торговых обычаев) содержится и в другом решении МКАС (по делу № 302/1996)18.

Важное значение в ряду международных частноправовых регуляторов рассматриваемого договора имеют Международные правила толкования торговых терминов — Ин-котермс, являющиеся документом Международной торговой палаты (МТП)19. Инкотермс (2010) включает в себя 11 торговых терминов, предусматривающих разновариантное распределение обязанностей продавца и покупателя при доставке товара по договору международной купли-продажи товаров.

Обычаи в сфере внешнеторговой поставки связывают, как правило, с Инкотермс, которые предназначены для единообразного понимания и применения торговых терминов, используемых в международном коммерческом обороте20. Такие термины, став обычаем в международной торговле, в известной степени упростили и стандартизировали продажу товаров за рубеж21.

На основании Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» Правление Торгово-промышленной палаты РФ своим постановлением от 28 июня 2001 г. № 117-13 признало Инко-термс на территории России торговым обычаем.

В некоторых странах СНГ применение Инкотермс опирается на за-

18 См.: Розенберг М. Г. Указ. соч. С. 39.

19 Первая редакция Инкотермс была разработана в 1936 г., в настоящее время документ действует в редакции 2010 г.

20 См.: Канашевский В. А. Международный торговый обычай и его место в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 8. С. 130.

21 См.: Шмиттгофф К. Экспорт: право

и практика международной торговли. М.,

1993. С. 14.

конодательные акты. Так, согласно п. 4 ст. 265 Хозяйственного кодекса Украины при определении условий договора поставки необходимо применять правила Инкотермс.

Широкое применение при регулировании расчетов между сторонами договора международной купли-продажи товаров между хозяйствующими субъектами стран СНГ имеют подготовленные МТП Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов и Унифицированные правила по инкассо — публикации МТП № 600 и 522 соответственно (действуют в редакции 2006 и 1995 г.). Унифицированные правила, как и Инкотермс, не являются нормативными актами и применяются при наличии на них ссылки в договоре. Вместе с тем в литературе отмечается, что эти правила «отражают серьезную банковскую практику и могут применяться даже при отсутствии ссылки на них»22.

Для стран СНГ особое значение имеет частноправовая унификация гражданского права, осуществленная в рамках рекомендательных законодательных актов в частях первой, второй и третьей Модели ГК для стран СНГ23, целью которой явилось содействие сближению гражданского законодательства стран СНГ как необходимого условия сохранения единого экономического пространства и создания общего правового поля в данной сфере.

Как отмечает А. Л. Маковский, и сегодня Модель ГК для стран СНГ является самым крупным результатом унификации их законодательства, даже на фоне унификации частного права в Европейском союзе, — унификации более жесткой, но весьма фрагментарной24.

22 Канашевский В. А. Указ. соч. С. 134.

23 См.: Приложение к Информационному бюллетеню МПА государств — участников СНГ. 1995. № 6, 8; 1996. № 10.

24 См.: Маковский А. Л. Об унификации гражданского законодательства на еди-

Подводя итог рассмотрению международных правовых актов частноправовой унификации, отметим, что, несмотря на свою значимость, они не решают вопрос единообразного регулирования договора международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ, поскольку данные акты не имеют обязательной силы и прямого действия.

Для существования единого экономического пространства в пределах СНГ важно иметь единое (унифицированное) гражданское законодательство, для чего необходим постоянно действующий механизм, нацеленный не только на его создание, но и на поддержание его в состоянии согласованности, единства и единообразия. Одним из шагов на пути реализации этой задачи могла бы стать обновленная региональная унификация материально-правовых норм, регламентирующих договор международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ.

О необходимости совершенствования правового регулирования экономических отношений между организациями стран СНГ путем унификации и гармонизации национального законодательства, способствующей укреплению и развитию этих отношений, расширению координации деятельности их участников, говорится в ряде последних документов, принятых на высшем уровне в рамках СНГ25.

ном экономическом пространстве (советский и постсоветский опыт). О кодификации гражданского права (1922—2006). М., 2010. С. 723—724.

25 См. Концепцию дальнейшего развития СНГ, одобренную решением Совета глав государств СНГ 5 октября 2007 г. (абз. 11 п. 2. 3 Концепции); Стратегию экономического развития СНГ на период до 2020 г., утвержденную решением Совета глав правительств СНГ 14 ноября 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным шагом, направленным на формирование и развитие общего экономического пространства и углубление всесторонних взаимовыгодных отношений, явилось установление в 2008 г. между Республикой Беларусь, Казахстаном и Российской Федерацией единого таможенно-тарифного регулирования26 и вступление в силу в отношении этих стран единого Таможенного кодекса Таможенного союза27, подписание 18 октября 2011 г. главами правительств государств СНГ Договора о зоне свободной торговли, открытие с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана28.

В настоящее время с учетом изменившихся за истекшие годы условий хозяйствования и в целях развития торговых отношений между предпринимателями стран СНГ насущной потребностью является разработка и принятие нового Соглашения «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств». Существующее Со-

26 См. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.

27 См. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.

28 Как отмечается в Декларации о евразийской экономической интеграции, подписанной президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 18 ноября 2011 г., Единое экономическое пространство на любом этапе своего формирования открыто для присоединения других государств, разделяющих цели и принципы Союза и готовых к их реализации. Также в Декларации подчеркивается, что государства — участники Единого экономического пространства будут стремиться завершить к 1 января 2015 г. кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз.

глашение не отвечает потребностям экономического сотрудничества государств СНГ, поскольку в нем отсутствуют многие положения, урегулирование которых в унифицированном акте имеет важное значение для успешного развития внешнеторгового сотрудничества государств СНГ, и в то же время содержится ряд норм, не отвечающих его современным условиям.

Новое Соглашение «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств», включающее в себя развернутую систему унифицированных норм, обеспечивающих достаточно полную и отвечающую современным условиям регламентацию рассматриваемого договора, позволило бы установить эффективное многостороннее правовое регулирование между партнерами стран СНГ на внешнем рынке и явилось бы важным дополнением реализуемых в СНГ мероприятий по созданию зоны свободной торговли и единого экономического про-странства29.

29 О предложениях по содержанию нового Соглашения «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств» см.: Аксенов А. Г. Договор международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ. М., 2012. С. 191—216.

Библиографический список

Аксенов А. Г. Договор международной купли-продажи товаров между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ. М., 2012.

Вилкова Н. Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002.

Канашевский В. А. Международный торговый обычай и его место в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 8.

Комаров А. С. Венская конвенция 1980 г. и Принципы УНИДРУА. Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией / сост. М. Г. Розенберг. 2-е изд. М., 2002.

Лебедев С. Н. Листая страницы истории // Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией / сост. М. Г. Розенберг. М., 2002.

Маковский А. Л. Об унификации гражданского законодательства на едином экономическом пространстве (советский и постсоветский опыт). О кодификации гражданского права (1922—2006). М., 2010.

Отдельные виды обязательств в международном частном праве / отв. ред. В. П. Зве-ков. М., 2008.

Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М., 2000.

Розенберг М. Г. Международная купля-продажа товаров. Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 3-е изд. М., 2006.

Шапкина Г. С. Правовое регулирование поставок в рамках СНГ // Закон. 1995. № 6.

Шмиттгофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.