Научная статья на тему 'Правовая природа гарантийных сроков в потребительских отношениях'

Правовая природа гарантийных сроков в потребительских отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2332
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СРОК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хуснутдинов Фархат Гусманович

В потребительских правоотношениях гарантийный срок характеризуется следующими особенностями: во-первых, гарантийный срок выполняет специфическую задачу гарантирует качество товара и предъявление претензии носит экстраординарный характер, во-вторых, защита права потребителя возможна в строго определенных законодателем способах, в-третьих, возможность применения отлагательного условия (недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента) в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of warranty periods in the consumer relations

In consumer legal relationship the warranty period is characterized by the following features: first, the warranty period carries out a specific task guarantees quality of goods and presentation of a claim has extraordinary character, secondly, protection of the right of the consumer is possible in the ways which are strictly determined by the legislator, thirdly, a possibility of application of a suspensive condition (shortcomings of goods have arisen before his transfer to the consumer or for the reasons which have arisen up to this point) within two years from the date of transfer of goods to the consumer.

Текст научной работы на тему «Правовая природа гарантийных сроков в потребительских отношениях»

УДК 347.13

Правовая природа гарантийных сроков в потребительских отношениях

Хуснутдинов Ф.Г.

Соискатель кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета

В потребительских правоотношениях гарантийный срок характеризуется следующими особенностями: во-первых, гарантийный срок выполняет специфическую задачу - гарантирует качество товара и предъявление претензии носит экстраординарный характер, во-вторых, защита права потребителя возможна в строго определенных законодателем способах, в-третьих, возможность применения отлагательного условия (недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента) в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

Ключевые слова: гражданско-правовой срок, потребительские отношения, гарантийные сроки, потребитель, гражданское право.

Развитие потребительских правоотношений находилось в непосредственной связи с институтом гражданско-правовых сроков. Потребительские правоотношения, являясь гражданско-правовыми по своей природе, имеют определенную особенность, а именно привязанность к гражданско-правовым срокам для реализации охранительного потенциала, заложенного в правовой норме для достижения специального правового результата - защиты прав и законных интересов потребителя.

Доктринальный интерес к категории гарантийных сроков возник в 60-е гг. ХХ столетия [1-3] в связи с введением в действие ГК РСФСР 1964 г. Данный нормативно-правовой акт, заложивший основы современных потребительских правоотношений, особое внимание уделял критерию качества товара. Важная роль в достижении качества товара отводилась срокам эксплуатации товара, как показателю качества товара.

В отечественной цивилистике выделялись различные подходы в определении понятия и правовой природы гарантийных сроков. Е. Шешенин гарантийные сроки связывает со сроками предъявления претензий. Как отмечает автор, в случае когда для вещей, продаваемых через розничные организации, установлены гарантийные сроки, покупатель в течение гарантийного срока может предъявить претензию по поводу недостатков проданной вещи и требовать безвозмездного устранения недостатков

вещи либо ее замены вещью надлежащего качества или принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы [4, с. 20].

На наш взгляд, рассмотрение гарантийных сроков в качестве претензионных приводит к расширительному толкованию понятия гарантийного срока. Действительно, в случае обнаружения потребителем недостатка в период действия срока он может адресовать свое требование продавцу. Такое же право есть у покупателя и по истечении гарантийного срока при обнаружении существенных недостатков в товаре. И в первом, и во втором случае потребитель направляет продавцу претензию и в случае обоснованности претензии продавец обязан выполнить требование потребителя.

Так, например, в 2014 г. в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан поступило 6569 письменных обращений потребителей [5, с. 83] с претензиями на нарушение их прав и законных интересов. Все эти претензии, поданные в пределах претензионных сроков, в качестве гарантийных рассматриваться не могут. Вместе с тем, уполномоченный орган обязан рассмотреть их по существу и в случае необходимости применить меры ответственности.

Такого же подхода придерживается К.Ю. Лебедева, выделяющая в два самостоятельных вида гаран-

тийный срок и претензионные сроки в классификационной группе сроков осуществления прав. По мнению автора, претензионные срок, в отличие от гарантийного, это - период времени, в течение которого обладатель нарушенного субъективного права вправе обратиться с претензией к нарушителю его прав, не обращаясь в юрисдикционные органы [6, с. 80].

Н.А. Яхнина считает, что при уяснении понятия гарантийного срока как правового института следует исходить из того, что гарантийный срок является правовым выражением большой технической проблемы - проблемы надежности и долговечности выпускаемых промышленных изделий длительного пользования и по своему существу представляет собой гарантию изготовителя за безотказную надежную работу или службу изделия, за стабильность его качества. Гарантийный срок должен быть тесно связан с надежностью изделия, являясь одной из его технических характеристик [7, с. 94].

Отождествление гарантийного срока с технической характеристикой считаем не совсем корректным. Потребитель, приобретая товар, безусловно, имеет целью извлечение полезных свойств и исправную эксплуатацию приобретаемого товара, исходя из его технических характеристик. Однако, гарантийный срок выступает не характеристикой, так как это - не объект материального мира, создающий дополнительное полезное свойство для потребителя, а он является временным тестом для товара на предмет соответствия заявленной технической характеристике.

И.Н. Петров, анализируя различные подходы к определению гарантийного срока, отмечает, что гарантия доброкачественности изделия в течение гарантийного срока является обязанностью поставщика. Этой обязанности соответствует право покупателя установить в течение того же срока скрытые недостатки поставленной ему продукции. Причем, по мнению автора, обязанности изготовителя являются первичными, а права покупателя - вторичными, производными от обязанностей. В качестве основы предлагается вариант определения понятия гарантийного срока в качестве условия о качестве продукции, по которому изготовитель (поставщик) гарантирует при надлежащем хранении и использовании поставленной продукции соответствие ее качества требованиям ГОСТа, техническим условиям или договора в течение определяемого ими времени [8, с. 80-81].

Рассмотрение гарантийного срока в качестве обстоятельства, от которого зависит доброкачественность изделия, нам представляется не совсем верным. Доброкачественность изделия - это категория, связанная с объектами материального мира, характеризующимися определенными свойствами и приобретаемая для удовлетворения потребительского спроса.

Мы придерживаемся подхода, в соответствии с которым сроки не являются юридическими фактами (ни событием, ни действием), а выступают второй 214

предпосылкой наряду с волеизъявлением субъекта, заложенной в механизме правового регулирования, позволяющей явлению реальной действительности при наступлении определенного события или действия реализовать диспозицию правовой нормы с целью достижения желаемого правового результата.

Поэтому гарантийные сроки можно рассматривать в качестве предпосылки наряду с претензией потребителя, приводящими в действие механизм защиты прав потребителя по устранению недостатков товара (работы).

Отдельная группа авторов гарантийные сроки определяет как разновидность пресекательных сроков. По мнению М.Я. Кирилловой, гарантийные сроки означают высокое качество товаров, его исправность и безотказность в процессе использования. Одновременно, они означают, что покупатель при обнаружении недостатков купленной вещи вправе требовать исправления их безвозмездно либо замены ее другой вещью надлежащего качества, либо возврата вещи и получения ее стоимости [9, с. 155].

Так же к пресекательным срокам относит гарантийные сроки и М.А. Гурвич. По мнению автора, это - составная часть обязательства, имеющая явно выраженный материально-правовой характер. Являясь одним из условий, определяющих гарантийное обязательство, она соответствует определенной твердой длительности практической потребности и возможности обеспечения хозяйственных интересов. М.А. Гурвич указывает на целесообразность установления в рамках гарантийного срока двух различных сроков: одного пресекательного, ограничивающего по времени возможность сообщения об обнаруженных недостатках проданной вещи продавцу, и другого - давностного - для предъявления требований (исков) по поводу недостатков [10, с. 53-56].

Все существующие подходы в понимании правовой природы гарантийных сроков можно условно классифицировать на четыре группы: (1) гарантийные сроки как условие о качестве (качественная характеристика); (2) гарантийный срок как подвид претензионного срока; (3) гарантийный срок как подвид пресекательного срока; (4) гарантийный срок в качестве вида срока осуществления гражданских прав.

Таким образом, гражданско-правовой срок выступает предпосылкой, трансформирующей регулятивные гражданско-правовые отношения в охранительные, потребительские правоотношения. Потребительские правоотношения, являясь гражданско-правовыми по своей природе, имеют определенную особенность, а именно привязанность к гражданско-правовым срокам для реализации охранительного потенциала, заложенного в правовой норме для достижения специального правового результата - защиты прав и законных интересов потребителя.

Сроки в потребительских правоотношениях являются взаимообусловленными и образуют систему

гражданско-правовых сроков. Система гражданско-правовых сроков в потребительских отношениях - это определенный порядок установления взаимосвязанных сроков, нацеленных на защиту прав и законных интересов потребителя. На наш взгляд, центральным сроком, являющимся ядром системы гражданско-правовых сроков в потребительских правоотношениях, выступают гарантийные сроки. Это связано с тем, что гарантийный срок определяет основную цель потребительских отношений, для достижения которой законодатель использует метод межотраслевого правового регулирования - (1) возможность использования потребителем товара (работы) по назначению; (2) ответственность продавца(изготовителя) за существенные недостатки.

Благодаря гарантийным срокам достигается основная цель потребительских правоотношений - защита прав потребителей. Законодатель определяет срок, в течение которого изготовитель гарантирует эксплуатацию товара потребителем без каких-либо претензий с его стороны. В случае же обнаружения недостатков в указанный срок удовлетворение обоснованной претензии потребителя обеспечивается мерами государственного принуждения, в первую очередь, гражданско-правовыми санкциями.

На наш взгляд, гарантийный срок по своей природе неоднороден, может быть представлен двумя подвидами:

1) абсолютный гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя путем: 1. Безвозмездного устранения недостатков вещи; 2. Замены вещью надлежащего качества; 3. Принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы;

2) относительный гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер

обязаны удовлетворить требования потребителя путем: 1. Безвозмездного устранения недостатков вещи; 2. Замены вещью надлежащего качества; 3. Принятия вещи обратно с возвратом покупателю уплаченной за нее суммы при условии, что: а) недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю; б) недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Литература:

1. Шелестов В.С. Гарантийные сроки в договорах поставки // Правоведение. - 1965. - № 3. - С. 43-51.

2. Петров И. Виды гарантийных сроков и их исчисление // Советская юстиция. - 1967. - № 18. - С. 24-25.

3. Яхнина Н.А. Значение гарантийных сроков в повышении качества продукции // Советское государство и право. - 1966. - № 7. - С. 93-99.

4. Шешенин Е. Претензионные и гарантийные сроки в договоре купли-продажи // Советская юстиция. - 1968. - № 2. - С. 20-23.

5. Итоги деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан за 2014 г. и задачи на 2015 г. // Материалы итоговой коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан за 2014 г. - Казань: Пресс. - 168 с.

6. Лебедева К.Ю. Классификация сроков в гражданском праве // Журнал российского права. -2001. - № 9. - С. 75-82.

7. Яхнина Н.А. Значение гарантийных сроков в повышении качества продукции // Советское государство и право. - 1966. - № 7. - С. 93-99.

8. Петров И.Н. Регламентация гарантийных сроков качества продукции // Советское государство и право. - 1968. - № 11. - С. 80-83.

9. Кириллова М.Я. Исковая давность. - М.: Юридическая литература, 1966. - 156 с.

10.Гурвич М.А. Пресекательные сроки в советском гражданском праве. - М.: Типография МГЭИ, 1961. - 80 с.

The legal nature of warranty periods in the consumer relations

F.G. Khusnutdinov Kazan (Volga Region) Federal University

In consumer legal relationship the warranty period is characterized by the following features: first, the warranty period carries out a specific task - guarantees quality of goods and presentation of a claim has extraordinary character, secondly, protection of the right of the consumer is possible in the ways which are strictly determined by the legislator, thirdly, a possibility of application of a suspensive condition (shortcomings of goods have arisen before his transfer to the consumer or for the reasons which have arisen up to this point) within two years from the date of transfer of goods to the consumer.

Key words: civil term, consumer relations, warranty periods, consumer, civil law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.