Научная статья на тему 'Правовая природа федеральных целевых программ и их роль в системе программно-целевого управления публичными финансами'

Правовая природа федеральных целевых программ и их роль в системе программно-целевого управления публичными финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1676
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ ФИНАНСЫ / FEDERAL TARGET PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедов Д. А.

Статья посвящена рассмотрению правовой природы, особенностей разработки, принятия и реализации федеральных целевых программ, выступающих в качестве особого механизма программно-целевого управления публичными финансами. В работе сделаны некоторые предложения по улучшению правового регулирования отношений, возникающих в связи с бюджетным финансированием приоритетных отраслей экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal nature of the federal target programs and their role in the system of a special-purpose public finances management

The article is devoted to the consideration of a legal nature, peculiarities of development, approval and implementation of the federal target programs, acting as a particular mechanism of a special-purpose public finances management. There were submitted in the work some propositions on the improvement of the legal regulation of relationships, arising in connection with budgetary financing of the priority economic sectors.

Текст научной работы на тему «Правовая природа федеральных целевых программ и их роль в системе программно-целевого управления публичными финансами»

11.2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ПРОГРАММНОЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ

Ахмедов Д.А., соискатель кафедры финансового права ГОУ ВПО «МГЮА»

Перейти на Гглавное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правовой природы, особенностей разработки, принятия и реализации федеральных целевых программ, выступающих в качестве особого механизма программно-целевого управления публичными финансами. В работе сделаны некоторые предложения по улучшению правового регулирования отношений, возникающих в связи с бюджетным финансированием приоритетных отраслей экономики.

Ключевые слова: федеральные целевые программы,

программно-целевое управление, публичные финансы.

Из существующих на сегодняшний день механизмов регулирования общественных отношений в Российской Федерации в наибольшей степени сущность нового подхода к управлению публичными финансами, который состоит в достижении взаимосвязи бюджетного финансирования с установленными позитивными результатами, выражают именно приоритетные национальные проекты и федеральные целевые программы.

Сформулированные еще Президентом В.В.Путиным идеи и ключевые содержательные моменты национальных проектов и целевых программ определяют их как новый механизм решения задачи повышения качества жизни граждан России, как форму концентрации на этом направлении бюджетных и административных ресурсов, именно как эффективную форму, исключающую «инертное проедание средств без ощутимой отдачи» .

Понятие программа объединяет разнообразные виды деятельности, характеризующиеся рядом признаков, наиболее общими из которых являются:

1) направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

2) координация выполнения многочисленных взаимосвязанных действий;

3) ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

Нетрудно заметить, что названные признаки очень тесно связывают понятие «программа» с родственными ему понятиями «проект» и «план», которые обладают некоторой спецификой, обусловленной историей своего существования и применения в отечественной государственной практике. Перечисленные формы образуют систему программно-целевого управления, которая в своем законченном виде складывается из четырех элементов:

1) мероприятия (действия) и их исполнители;

1 Из выступления В.В. Путина 5 сентября 2005 года на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Российской Федерации // О реализации приоритетных национальных проектов. Сборник материалов. - М., 2006. - С.13.

2) цели и параметры, выраженные в конкретных результатах (количественных и качественных) реализации мероприятий ;

3) ресурсы _ финансовые средства и другое имущество, трудовые ресурсы;

4) заданные временные параметры.

Тем не менее, различия между программами, проектами и планами существуют и определяются особенностями их правового оформления и складывающимися тенденциями управленческой практики, задействующей тот или иной инструментарий для достижения поставленных целей. На данное время относительно четко в российском праве формализована именно программная форма планирования.

Действующее федеральное законодательство предусматривает следующие разновидности программ:

1) программы социально-экономического развития Российской Федерации. Правовой режим данных программ определен Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»2. Согласно ст.1 названного ФЗ, «программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров»;

2) федеральные целевые программы. В соответствии

с п.1 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская федерация, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-

экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может

присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент Российской Федерации. Так, Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 933 была утверждена «Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 го-

ды»3;

3) ведомственные целевые программы, внедрение которых в практику деятельности федеральных органов исполнительной власти определено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» в качестве одного из основных направлений совершенствования программно-целевых методов бюджетного планирования.

Ведомственные целевые программы, в свою очередь, имеют две разновидности: а) утверждаемая ведомственная целевая программа - утверждаемый субъектом

2 СЗ РФ. - 24.07.1995. - № 30. - Ст. 2871.

3 СЗ РФ. 1996. № 26. Ст. 3061.

бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования; б) аналитическая ведомственная целевая программа - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами4.

Основные различия между федеральными целевыми и ведомственными целевыми программами выражаются в следующем:

1) уровень утверждения (федеральная целевая программа утверждается Правительством Российской Федерации, ведомственная целевая программа - соответствующим субъектом бюджетного планирования);

2) межотраслевой (федеральная целевая программа) или внутриотраслевой (ведомственная целевая программа) характер;

3) содержание программной деятельности и мероприятий (федеральная целевая программа должна включать крупные по объему и требующие длительных сроков реализации инвестиционные, научнотехнические и (или) структурные проекты, ведомственная целевая программа - объединять расходы на предоставление услуг, реализацию менее крупных проектов);

4) принцип планирования расходов (для федеральных целевых программ - в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством Российской Федерации, для ведомственных целевых программ - в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению соответствующего субъекта бюджетного планирования в пределах выделенных ему бюджетных средств)5.

Ведомственные целевые программы призваны, с одной стороны, сократить количество федеральных целевых программ, увеличение которого все более и более снижает качество и согласованность программных документов, с другой - расширить сферу применения программно-целевых методов, сделав его вместе с тем более концентрированным.

Кроме того, существует ряд отдельных специфических видов программ, таких как адресная инвестиционная программа, программа приватизации государственного (муниципального) имущества, программа государственных (муниципальных) заимствований, программа государственных гарантий в сфере здравоохранения и других, которые содержат лишь отдельные элементы программно-целевого метода. Так, адресная инвести-

4 См.: постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25.04.2005. - №. 17. - Ст. 1571.

5 См.: постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 31.05.2004 - № 22. - Ст. 2180.

ционная программа, взятая сама по себе, отдельно не может рассматриваться как форма программноцелевого управления финансами, в таком виде она представляет собой простой перечень объектов с указанием объемов их финансирования и ее конечный результат исчерпывается фактом финансирования данных объектов, безотносительно того, какие качественные изменения в общественных отношениях повлечет данное финансирование. Но взятая как часть более общего программно-целевого комплекса, выступая средством достижения определенных целевых ориентиров, к которым привязаны соответствующие инвестиции, адресная инвестиционная программа предстает уже как форма программно-целевого регулирования, а точнее - как часть более общей, комплексной формы.

Для выявления сущностных характеристик программы представляется целесообразным проведение анализа легальных и доктринальных подходов к определению рассматриваемого понятия. В толковом словаре русского языка Ожегова С.И. термин «программа» (от греч. ргодгатта - распоряжение, указ) определяется как план деятельности, действий; изложение основных положений и целей деятельности; упорядоченная последовательность действий, работ.

Отечественные ученые, исследовавшие природу программного подхода развития экономики, еще в 70-х годах прошлого столетия определяли сущность программы как «средство (управления), с помощью которого экономическая система меняет внутреннее состояние, реагируя на воздействие среды, чтобы поддержать го-меостазис»6, либо как «планируемый комплекс экономических, социальных, производственно-технических и научно-исследовательских мероприятий, направленных на достижение одной четко очерченной цели общественного развития»7. Последнее определение программы, сформулированное М.Я. Лемешевым и А.И. Панченко, стало широко распространенным.

В действующих нормативно-правовых актах, посвященных целевым программам развития, понятие и сущность «программы» определяется по-разному, отчасти ввиду различной отраслевой принадлежности указанных актов, отчасти вследствие закрепления этого термина в актах, отличающихся между собой по юридической силе. В одном случае, - это «система целевых ориентиров, а также «путей и средств» их достиже-ния»8; в другом - «комплекс взаимоувязанных мероприятий» самой разной природы, обеспечивающих решение различных социально-экономических задач раз-вития9; в третьем - «группировка расходов,

направленных на решение конкретной задачи».

Предметом федеральной программы развития являются общегосударственные проблемы, а основной задачей - взаимная увязка интересов развития экономики страны, региона, отраслей. Отбор проблем для программной проработки и очередность их решения должны осуществляться при помощи системы критериев.

6 Иванилов Ю.П., Моисеев Н.Н., Петров А.А. Исследования динамических моделей планирования развития производства. - М. 1969.С. 43.

7 Лемешев М.Я., Панченко А.И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. - М.: Экономика, 1973. С.61.

См.: О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. - Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. -24.07.1995. - № 30. - Ст. 2871.

9 См.: О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». - Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 // СЗ РФ. - 10.07.1995. - №28. - Ст. 2669.

Критериями в данном случае могут стать: актуальность проблемы, которая оценивается ее влиянием на достижение важнейших целей устойчивого развития государства; необходимость применения программно-целевых методов при решении проблем снижения ресурсной напряженности, рационального использования природных ресурсов, повышения устойчивости экологической системы, повышения эффективности реализации имеющегося потенциала путем интенсификации его использования, повышения уровня жизни населения, предотвращения отрицательного антропогенного воздействия на природу и повышение устойчивости природных и природно-технических систем.

Объемы и источники финансирования программы развития обязательно указываются в паспорте соответствующей программы. Кроме того, обязательной составляющей всякой целевой программы развития является такой немаловажный ее элемент, как ресурсное обеспечение программы, где также как и в паспорте программы прописываются общий объем и структура финансирования программы. Распределение же средств источника финансирования (чаще всего, если речь идет о федеральной программе, - это средства федерального бюджета) по мероприятиям программы и годам ее реализации, а также важнейшие индикаторы реализации программы приводятся в соответствующих приложениях к программе.

Основными условиями, при которых возникает необходимость в разработке программ развития, являются: целенаправленное на стабилизацию и рост экономики страны изменение управления; трансформация сложившихся ранее экономических структур в рыночные, формирование новых рыночных структур; необходимость ускорения процесса адаптации государства в международном рыночном пространстве; создание благоприятных условий для улучшения качества жизни населения; восстановление и развитие кооперационных межрайонных и внутрирайонных, межотраслевых взаимодействий в целях комплексного, рационального использования государственных ресурсов и роста доходности производства; осуществление инвестиционных проектов долговременного действия с серьезными экономическими, социальными и экологическими последствиями; комплексное использование резервов стабилизации и интенсификации, лежащих в сфере как отраслевого, так и территориального развития;

применение специальных правовых, организационных и экономических методов для решения общегосударственных проблем.

Как правило, целевая программа разрабатывается в виде единого документа, содержащего ряд обязательных разделов, касающихся содержания проблемы и обоснования необходимости ее решения программным методом, основных целей и задач программы, сроков и этапов ее реализации, системы программных мероприятий в виде конкретного перечня работ, услуг и их исполнителей, ресурсного обеспечения программы, механизма реализации программы, организации управления программой и контроля за ходом ее реализации, оценки эффективности программы и последствий ее реализации.

Целевая программа может включать несколько подпрограмм, направленных на разрешение конкретных задач программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности, степени сложности решения программных проблем, а также рациональной организации управления их разработкой и реализацией. Подпрограммы имеют соответ-

ственно свою систему подпрограммных мероприятий. Формирование и систематизация программных мероприятий осуществляется в разрезе как программы в целом, так и в составе подпрограмм.

Для целевой программы характерно наличие четко выраженного целевого характера, ориентация на эффективное решение поставленной проблемы и достижение конкретных, по возможности количественно выраженных конечных результатов (индикативных показателей), достаточных для решения программных проблем. Особенность процесса формирования целей федеральных целевых программ и их документального обоснования состоит в том, что целевая установка программы не ограничена какой-либо одной целью, а выражается чаще всего системой взаимообусловленных целей, отражающих сложный процесс многоцелевого развития производственно-экономических систем.

Система целей, как правило, включает в себя производственно-экономические, социальные, экологические, научно-технические и ряд других целей, достижение которых возможно в рамках программы. При этом определяющим фактором в установлении целей и задач программы, а также их приоритетного исполнения в иерархической структуре целей и задач выступает суть программной проблемы. Формирование целей и задач программы предполагает в качестве обязательного условия учет положений федерального законодательства, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативно-правовых актов.

Так, в соответствии с намеченной в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006г. № 38-р Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)10 экономической стратегией Правительства РФ, транспортная система России определяется в качестве важнейшей составной части производственной инфраструктуры, а ее развитие в качестве одной из приоритетных задач государственной деятельности.

Таким образом, установление в качестве цели федеральной программы создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни, а реализация дальнейших мероприятий в соответствии с утвержденной Правительством РФ федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»11 признана экономически обоснованной и целесообразной.

Целевая программа отражает согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. Конкретный перечень программных мероприятий формируется путем их объединения вокруг каждой задачи для ее решения.

В частности, в целях разрешения обозначенной в утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001г. № 848 в редакции постановления Правительства РФ от 09.07.2007г. № 437 подпрограмме «Железнодорожный транспорт»12 федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» задачи - развитие инфра-

10 СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 589.

11 О федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)". - Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 // СЗ РФ. 2001. № 51., Ст. 4895.

12 СЗ РФ. 2001. № 51., Ст. 4895.

структуры железных дорог, строительство новых железнодорожных линий, - определяется следующий перечень объединенных вокруг данной задачи программных мероприятий: развитие станций и удлинение их путей, строительство 1,2 тыс. км дополнительных главных путей, реконструкция и строительство искусственных сооружений, обновление устройств электроснабжения и электрификация 2,9 тыс. км железнодорожных линий, модернизация средств железнодорожной сигнализации на 3,4 тыс. км линий, повышение весовых норм грузовых поездов.

Для целевой программы также характерно отражение связи всех программных мероприятий и очередности их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов. В этой связи важнейшим элементом целевой программы при ее разработке и реализации следует признать ее ресурсное обеспечение. Данная стадия работы над программой требует учета, распределения (в разрезе мероприятий или их объединенных групп) по годам реализации и представления в документе всех форм привлечения инвестиций.

Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных нужд в соответствующем году. Затраты на реализацию мероприятий федеральной целевой программы определяются исходя из условий ее полного развертывания и удовлетворения общества в программной продукции в течение намеченного срока ее исполнения.

В качестве основных видов ресурсов, необходимых для реализации программы обычно выделяются финансовые средства (рубли, иностранная валюта), материально-технические (машины и оборудование, материалы, сырье, топливо) и трудовые (квалифицированные кадры, рабочая сила). Большое значение имеют также научно-техническое и информационное обеспечение программы.

Общую потребность в ресурсах оценивают для каждого рассматриваемого варианта программной задачи с целью принятия решения по всем мероприятиям программы с разбивкой по этапам на ближайшие 1-2 года -более конкретно с использованием важнейших затратных показателей.

Источником формирования финансовых ресурсов выступают: федеральный бюджет РФ, налоговые и иные виды льгот, государственный (централизованный) кредит, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты, внебюджетные средства (средства участников программы, целевые отчисления от прибыли предприятий, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, средства частного капитала, иностранные инвестиции, другие источники).

Основанием использования бюджетных средств в зависимости от уровня бюджета, предмета ведения выступают закон, нормативные акты Президента, нормативные акты высшего органа исполнительной власти РФ или субъекта РФ, заключенные РФ или от имени РФ договоры (соглашения), а также заключенные от имени РФ договоры (соглашения) федеральных бюджетных учреждений (ст.84 БК РФ). Кроме того, для реализации целевых программ могут создаваться специальные внебюджетные фонды. Источниками средств, направленных в эти фонды, могут быть: прибыль, остающаяся в распоряжении организаций и предприятий; средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; средства внебюджетных фондов министерств и ведомств.

Объемы и источники финансирования подпрограммы «Железнодорожный транспорт» федеральной целевой

программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» обозначены в ее паспорте: общий объем финансирования подпрограммы составляет 1408,8 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), при этом в качестве источников обозначены федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и внебюджетные средства, причем последние составляют 1346,3 млрд. рублей, т.е. подавляющую часть.

Таким образом, финансирование программных мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (20022010 годы)» осуществляется в основном за счет внебюджетных средств - собственных средств транспортных организаций, целевых отчислений от прибыли транспортных предприятий, использования ими кредитов коммерческих банков, средств фондов и общественных организаций, средств частного капитала, инвестиций, других источников, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.

Разработчики целевых программ при подготовке проектов программ стремятся обеспечить привлечение для их реализации, прежде всего, внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ в увязке с возможностями государственной поддержки за счет централизованных ресурсов. При этом, практически любая федеральная целевая программа реализуется в условиях ограниченности ресурсов и вопрос об оптимальности их распределения является ключевым.

Особенности финансирования утвержденных Правительством РФ федеральных целевых программ определяются в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год, а в соответствующих приложениях к закону дается перечень федеральных целевых программ, финансовое обеспечение которых предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета на тот или иной год.

Так, в ФЗ от 19 декабря 2006г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»13 в приложении 56 «Перечень федеральных целевых программ, финансовое обеспечение которых предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета на 2007 год» дается перечень федеральных целевых программ, которые подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета на 2007 год. Подавляющее большинство указанных в приложении 56 к закону программ рассчитаны на срок, превышающий 1 год, поэтому приведенный объем средств федерального бюджета, определенный для финансирования какой-либо из этих программ, покрывает финансовое обеспечение для реализации не всей программы, а лишь тех мероприятий, которые запланированы на 2007 год.

В силу того, что финансирование государственных программ развития осуществляется в рамках системы бюджетного финансирования, данный механизм разрешения социальных проблем достаточно удобен для управляющего органа, поскольку предполагает четкое описание всех уровней решения поставленной проблемы и необходимых для этого ресурсов, а также возможность проконтролировать расходование выделенных ресурсов.

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ возложена на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

13 СЗ РФ. 2006. № 52 (2 ч.). Ст. 5504.

Список литературы:

1. О реализации приоритетных национальных проектов. Сборник материалов. - М., 2006.;

2. ФЗ от 20.07.95г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»;

3. Указ Президента РФ от 18.06.96 г. № 933 об утверждении Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы;

4. Постановление Правительства РФ от 22.05.04г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»;

5. Постановление Правительства РФ от 19.04.05г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»;

6. Иванилов Ю.П., Моисеев Н.Н., Петров А.А. Исследования динамических моделей планирования развития производства. - М. 1969.;

7. Лемешев М.Я., Панченко А.И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства. - М.: Экономика, 1973.;

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95г. №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

9. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.06г. № 38-р «Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.) и плана действий Правительства РФ по реализации в 2006г. положений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)»

10. Постановление Правительства РФ от 05.12.01г. №848 «О федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)»;

11. ФЗ от 19.12.06г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»

Рецензия.

Проведенное автором исследование выполнено по достаточно актуальной на сегодняшний день проблеме.

В последнее время было принято достаточно большое количество нормативно-правовых актов по вопросам реализации приоритетных национальных проектов и принимаемых, в том числе в их исполнение федеральных целевых программ, которые выступают одним из наиболее эффективных инструментов государственного вмешательства в социальноэкономические процессы в целях разрешения наиболее остро стоящих перед обществом проблем.

Исследование проблем разработки, принятия и реализации государственных программ развития, улучшения качества правовой регламентации отношений по достижению запланированных результатов посредством своевременного и полного финансирования соответствующих отраслей экономики, а также проведения действенного контроля за поэтапной реализацией целевых программ в последнее время вызывают повышенный интерес научной общественности.

Особую теоретическую и практическую значимость представленный труд приобретает в связи с участившимися в последнее время случаями недофинансирования тех или иных утвержденных федеральных целевых программ как из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также за счет привлеченных внебюджетных источников. В представленном исследовании автором выявляются причины подобных негативных явлений, а также высказываются предложения по устранению таких обстоятельств и улучшению правовой регламентации рассматриваемых отношений.

Работа может быть рекомендована для публикации в научных журналах, включенных ВАК России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент - к.ю.н., ст. пр. кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА Загиров Р.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.