Научная статья на тему 'Содержание и инструменты программно-целевого управления бюджетными расходами'

Содержание и инструменты программно-целевого управления бюджетными расходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1419
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДАМИ БЮДЖЕТА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT OF BUDGET EXPENDITURES / PROGRAM-ORIENTED TOOLS / PURPOSE-ORIENTED PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искакова Альфия Рафаильевна

Дается определение программно-целевому управлению расходами бюджета и рассматриваются его основные инструменты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и инструменты программно-целевого управления бюджетными расходами»

Content and tools of program-oriented management of budget expenditures Iskakova A. (Russian Federation) Содержание и инструменты программно-целевого управления бюджетными расходами

Искакова А. Р. (Российская Федерация)

Искакова Альфия Рафаильевна / Iskakova Alfiya - студент, финансово-экономический факультет, направление подготовки «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: дается определение программно-целевому управлению расходами бюджета и рассматриваются его основные инструменты.

Abstract: the definition ofprogram-oriented management of budget expenditures and its basic tools are given.

Ключевые слова: программно-целевое управление расходами бюджета, программно-целевые инструменты, целевая программа. Keywords: program-oriented management of budget expenditures, program-oriented tools, purpose-oriented program.

На сегодняшний день единого общепринятого определения программно-целевому управлению бюджетными расходами не существует. Это связано с комплексностью, широтой и «открытостью» данного понятия. Однако известно, что «управление» в широком смысле означает целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления с применением различных мер, методов и инструментов. Таким образом, в самом общем виде программно-целевое управление расходами бюджета можно определить как метод управления, при котором произведенные расходы связываются с ожидаемой отдачей от этих расходов, с их социальной и экономической эффективностью.

Содержание программно-целевого метода управления расходами бюджета заключается в такой организации управления бюджетными расходами, при которой формирование расходной части бюджета осуществляется, исходя из достижения определенных целей с последующей оценкой результатов ее достижения и корректировкой действий в отношении программных мероприятий [4].

Известно, что управление выражается во взаимосвязи трех функциональных элементов: планирования, оперативного управления и контроля.

В ходе бюджетного планирования программно-целевое управление расходами бюджета проявляется в деятельности субъектов планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития публично-правовых образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, направленной на решение задач устойчивого социально-экономического развития территорий и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Оперативное управление бюджетными расходами в рамках программно-целевого метода проявляется в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности. При этом оперативное управление характеризуется оценкой складывающейся текущей финансовой ситуации и преследует цель максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

В ходе финансового контроля программно-целевой метод предусматривает деятельность субъектов контроля по комплексной оценке хода и итогов реализации документов программно-целевого планирования, а также по оценке реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности.

Управление расходами на практике осуществляется через инструменты. Под инструментами программно-целевого управления бюджетными расходами понимаются различные формы, методы, документы, предусматривающие связь бюджетных ассигнований с целевыми показателями использования бюджетных средств. Они непосредственно воздействуют на объект с целью достижения им заданных целей, выполнения задач в пределах определенных бюджетных ассигнований на их достижение и реализацию. Ни один нормативный правовой акт федеральных органов власти не содержит исчерпывающего списка таких средств. На современном этапе в качестве основного инструмента управления расходами бюджета в рамках программно-целевого метода выступают целевые программы.

Под целевой программой понимается стратегический документ, содержащий комплекс планируемых мероприятий различного характера, направленный на достижение целей и решение задач в сфере социального, экономического, инновационного, культурного развития страны и обеспечения национальной безопасности.

На федеральном уровне выделяются следующие целевые программы: государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы.

Государственные программы России представляют собой комплексный инструмент воздействия на эффективность управления бюджетными расходами, который имеет свою структуру, и элементы которого также представляют собой программно-целевые инструменты [1].

Рис. 1. Структура государственной программы Российской Федерации Представленные виды целевых программ на федеральном уровне имеют схожие черты и отличительные особенности (Таблица

1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика государственной программы Российской Федерации, федеральной целевой программы и

ведомственной целевой программы

Критерий сравнения Государственная программа Российской Федерации Федеральная целевая программа Ведомственная целевая программа

Предназначение Достижение приоритетов и целей государственной политики в отношении социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Эффективное решение системных проблем в области государственного, социально-экономического, экологического и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики Решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы Российской Федерации

Участники Ответственный исполнитель, соисполнитель, участники, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов России Государственные заказчики программы, государственный заказчик-координатор, участники, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов России Федеральные органы исполнительной власти, организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов России

Характер Межотраслевой Межотраслевой Отраслевой

Структура Федеральные целевые программы, подпрограммы, ведомственные целевые программы, мероприятия Подпрограммы, мероприятия Мероприятия

Источники финансирования Бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов; Иные источники - в части федеральных целевых программ Бюджетные средства, средства государственных внебюджетных фондов, иные источники Бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов

Утверждение Правительство Российской Федерации Правительство Российской Федерации Руководитель органа или организации, разработавшей программу

Рассмотренные виды целевых программ, несомненно, являются главными и основными инструментами управления бюджетными расходами в рамках программно-целевого метода, однако далеко не единственными. Подводя итог, отмечу, что программно-целевое управление расходами бюджета приобретает все большую популярность, поскольку направлено на достижение целей, выполнение задач и решение проблем в разных сферах общественной жизни. В рамках программно-целевого метода у субъектов управления бюджетными расходами имеется набор программно-целевых инструментов и относительная свобода действий, однако наряду с этим у них повышается ответственность за результативность и эффективность действий.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 «Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

4. Малиновская О. В., Скобелева И. П. Основы становления программного бюджетирования в России. // Финансы и кредит. 2013. № 35 (563). С. 2-13.

5. Портал государственных программ Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://programs.gov.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.