Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ'

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПРИСОЕДИНЕНИЯ / ТИПОВОЙ ДОГОВОР / КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР / ДОГОВОР БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА И БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дуплинская Елена Васильевна

Настоящая статья посвящена исследованию правовой природы договора присоединения. В частности, рассмотрены вопросы отнесения кредитного договора, договора бюджетного кредита и бюджетной субсидии к договорам присоединения. Кроме того, выделены признаки, при наличии которых договор может быть отнесён к договорам присоединения (наличие «слабой» и «сильной» сторон договора, типовая (стандартизированная) форма договора, условия договора, которые, как правило, установлены в нормативноправовом акте уполномоченного органа исполнительной власти и др.). Вынесены предложения об уточнении статей БК РФ в части установления в типовом договоре о предоставлении бюджетной субсидии или бюджетного кредита существенных и иных обычных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дуплинская Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF ACCESSION AGREEMENTS ON THE EXAMPLE OF BUDGET SUBSIDY AND BUDGET LOAN AGREEMENTS WITH THE PARTICIPATION OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES

In this article is devoted to the study of the legal nature of the accession agreement. In particular, the issues of attributing a loan agreement, a budget loan agreement and a budget subsidy to accession agreements are considered. In addition, the signs are highlighted, in the presence of which the contract can be attributed to accession contracts (the presence of "weak" and "strong" parties to the contract, a typical (standardized) form of the contract, the terms of the contract, which, as a rule, are established in the regulatory legal act of the authorized executive authority, etc.). Proposals were made to clarify the articles of the Budget Code of the Russian Federation in terms of establishing essential and other usual conditions in a standard contract for the provision of a budget subsidy or a budget loan.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_140 УКД 347.4

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРОВ ПРИСОЕДИНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ Legal nature of accession agreements on the use of budget subsidy and budget credit agreements with the participation of agricultural consumer cooperatives

ДУПЛИНСКАЯ Елена Васильевна,

аспирант Ульяновского государственного университета,

ведущий специалист отдела по развитию альтернативной энергетики

ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области».

432007, Россия, Ульяновская обл., г. Ульяновск, Университетская набережная, 1.

E-mail: nata-9797911@mail.ru;

DUPLINSKAYA Elena Vasil'evna,

graduate student of Ulyanovsk State University,

leading specialist of the department for the development of alternative energy, OGKP "Corporation for the development of the communal complex of the Ulyanovsk region". 432007, Russia, Ulyanovsk region, Ulyanovsk, Universitetskaya embankment, 1. E-mail: nata-9797911@mail.ru

Краткая аннотация: настоящая статья посвящена исследованию правовой природы договора присоединения. В частности, рассмотрены вопросы отнесения кредитного договора, договора бюджетного кредита и бюджетной субсидии к договорам присоединения. Кроме того, выделены признаки, при наличии которых договор может быть отнесён к договорам присоединения (наличие «слабой» и «сильной» сторон договора, типовая (стандартизированная) форма договора, условия договора, которые, как правило, установлены в нормативно-правовом акте уполномоченного органа исполнительной власти и др.). Вынесены предложения об уточнении статей БК РФ в части установления в типовом договоре о предоставлении бюджетной субсидии или бюджетного кредита существенных и иных обычных условий.

Abstract: in this article is devoted to the study of the legal nature of the accession agreement. In particular, the issues of attributing a loan agreement, a budget loan agreement and a budget subsidy to accession agreements are considered. In addition, the signs are highlighted, in the presence of which the contract can be attributed to accession contracts (the presence of "weak" and "strong" parties to the contract, a typical (standardized) form of the contract, the terms of the contract, which, as a rule, are established in the regulatory legal act of the authorized executive authority, etc.). Proposals were made to clarify the articles of the Budget Code of the Russian Federation in terms of establishing essential and other usual conditions in a standard contract for the provision of a budget subsidy or a budget loan.

Ключевые слова: договор присоединения, типовой договор, кредитный договор, договор бюджетного кредита и бюджетной субсидии.

Keywords: accession agreement, standard agreement, loan agreement, budget loan and budget subsidy agreement.

Для цитирования: Дуплинская Е.В. Правовая природа договоров присоединения на примере договоров бюджетной субсидии и бюджетного кредита с участием сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 140-143. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_140.

For citation: Duplinskaya E. V. Legal nature of accession agreements on the use of budget subsidy and budget credit agreements with the participation of agricultural consumer cooperatives // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 140-143. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_140.

Статья поступила в редакцию: 25.01.2023

Всё большую актуальность в настоящее время приобретает исследование правовой природы таких договоров как: договор присоединения, абонентский договор, опционный договор. А.В. Цыпленкова в своём исследовании отмечает, что необходимость правового закрепления договора присоединения связана с всё более широким использованием предпринимателями типовых и стандартизированных договоров, что, в свою очередь, обусловлено развитием длительных и устойчивых хозяйственных связей между субъектами гражданского оборота, увеличением продолжительности действия договоров, усложнением их содержания. Далее А.В. Цыпленкова говорит о том, что договор присоединения имеет преимущества, поскольку его заключение упрощает и облегчает процедуру оформления договорных отношений, особенно при заключении однотипных договоров с массовым потребителем. [10]

Необходимо обратить внимание, что в юридической литературе рассмотрено происхождение и правовая природа данных договоров, однако не исследованными остаются отдельные их аспекты. Так, например, детально не рассмотрен вопрос отнесения договора бюджетного кредита и бюджетной субсидии (гранта) к договорам присоединения. Кроме того, законодательство не определяет перечень договоров, которые в обязательном порядке должны быть классифицированы как договоры присоединения. Например, одни учёные относят кредитные договоры к договорам присоединения, а другие - приходят к выводу, что кредитный договор не может быть признан договором присоединения, обосновывая данную позицию тем, что любая кредитная организация осуществляет организационную работу по предоставлению кредита (оценка рисков, платёжеспособности кредитора и т.д.) и на основании проведённой работы дополняет стандартную форму условиями договора с учётом выявленных особенностей.

Согласно ст. 428 ГК РФ под договором присоединения понимается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом. [1]

В юридической литературе можно встретить позицию о том, что кредитный договор, наряду с договорами банковского вклада, страхования, розничной купли-продажи, банковского счёта, относится к договорам присоединения. Обосновывается данная позиция тем, что возможность определения условий соглашения одной стороной (навязывания их другой стороне) появляется, когда есть «сильная» и «слабая» стороны. Например, при заключении договора энергосберегающей (видимо автор имел ввиду энергоснабжающую организацию - примеч. автора) организацией (которая к тому же чаще всего является монополистом) она является «сильной» стороной, а потребитель (обычно не имеющий возможности выбора контрагента) - «слабой» [5].

Кроме вышерассмотренных договоров к договорам присоединения можно отнести договор возмездного оказания сертификационных услуг, поскольку заявитель подписывает заранее подготовленный органом по сертификации стандартный договор. В этой связи, А.С. Панова совершенно справедливо отмечает, что ГК РФ не содержит определения формуляра и иной стандартной формы. Стандартные формуляры далеко не всегда соответствуют общим требованиям договорного права. Стандартные договоры возникают в строго определённой деловой сфере и содержат характерные элементы для данного вида сделок. Такие договоры имеют «белые пятна» (пустые места), которые стороны должны заполнить, исходя из конкретной ситуации, хотя большинство условий тщательно урегулированы. [9, С. 262-263] В этой связи необходимо отметить позицию Р.Ф. Мустафина, который предлагает авторское определение типового договора, как правового акта, основанного на нормах ГК РФ, заключённого двумя и более сторонами, устанавливающего гражданско-правовое организационное правоотношение, служащее предпосылкой возникновения основного обязательства между контрагентами и (или) третьими лицами. [8, С. 7]

В юридической литературе отмечается позиция о том, что в правовом поле возникают ситуации, когда заключённый публичный договор подпадает одновременно под действие двух статей (ст. 426 ГК РФ и ст. 428 ГК РФ). При этом отмечается, что приоритетными остаются нормы ст. 426 ГК РФ (о публичном договоре), а нормы ст. 428 ГК РФ (о договоре присоединения) применяются только в части способа заключения публичного договора. [7, С. 22]

В подтверждение позиции о наличии «сильной» и «слабой» сторон в договоре присоединения О.А. Герасимов отмечает особое ограничение договорной свободы, которое наблюдается в договорах присоединения. Суть такого договора, пишет О.А. Герасимов, выражается в том, что присоединяющееся к нему лицо принимает волю другого лица в полном объёме. [6, С. 157] О.А. Герасимов отмечает, что договоры присоединения широко используются в розничной торговле и являются средством распределения произведённых материальных благ; но далее он пишет, что этим суть договора присоединения не исчерпывается. Договор присоединения является сущностной характеристикой действующей системы государственных и муниципальных заказов (контрактной системы). Эта система напоминает установленный законом порядок распределения материальных благ. Уровень договорной свободы в ней минимален. Договор представляет собой лишь средство установления субъектов складывающегося правоотношения. Фактически предмет и другие существенные условия договора не согласовываются, они принимаются стороной при подаче заявки на участие в том или ином способе определения поставщика, исполнителя, подрядчика. [6, С. 158]

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 представлена позиция суда, согласно которой при заключении кредитной организацией спорного договора кредитования с заёмщиком-гражданином, отнесение к договору присоединения обосновано тем, что последний был фактически лишён возможности влиять на содержание договора. Названное обстоятельство было подтверждено как показаниями заёмщика, указавшего, что при оформлении договора сотрудник банка отказался рассматривать изменения, предложенные гражданином, так и пояснениями представителя кредитной организации о том, что в соответствии с принятыми в банке внутренними правилами типовые тексты кредитных договоров, заключаемых в рамках заранее разработанных кредитных продуктов, изменению по предложению заёмщиков не подлежат. [3]

Н.А. Швачко, исследуя проблему признания кредитного договора договором присоединения, предложил новую договорную категорию - договор условного присоединения. Под ним он предлагает понимать договор, в котором некоторые условия (сумма и срок в кредитном договоре, общие условия договора потребительского кредита) не могут быть определены заранее на этапе до обращения лица. Это обусловлено требованиями действующего законодательства, согласно которым такие условия могут быть определены только в результате обращения лица в кредитную организацию. [11, С. 20-21] С нашей точки зрения указанная договорная конструкция является избыточной, поскольку в договоре присоединения определены условия, которые должны быть включены в договор (сумма, срок и т.д.), конкретное указание размера суммы, сроков предоставления кредита и др. будет определено в договоре с конкретной стороной, обратившейся за получением кредита.

По нашему мнению, все проанализированные положения находят своё подтверждение при анализе договоров бюджетного кредита и бюджетной субсидии. Ранее нами в статьях было установлено, что заключение договора бюджетного кредита или субсидии, предоставляемых сельскохозяйственным потребительским кооперативам, регулируется нормами БК РФ. Согласно БК РФ бюджетный кредит или субсидия (грант) предоставляются - получателю бюджетного кредита или субсидии (гранта) на основании договора о предоставлении бюджетного кредита, бюджетной субсидии, которые заключаются между юридическим лицом и уполномоченным органом государственной власти. [2] Вышеуказанная в юридической литературе позиция о наличии «слабой» и «сильной» сторон в договоре присоединения также находит подтверждение при анализе договоров бюджетного кредита и бюджетной субсидии. Применительно к сельскохозяйственным потребительским кооперативам - они являются «слабой стороной», «сильной» стороной выступает орган исполнительной власти, предоставивший кредит или субсидии (Министерство сельского хозяйства).

Кроме того, выявлено, что договор о предоставлении бюджетной субсидии или кредита сельскохозяйственным потребительским кооперативам заключается по типовой форме договоров (соглашений), установленных нормативно-правовым актом финансового органа или органа исполнительной власти, предоставившего субсидию или кредит. В этой связи, стоит согласиться с вышерассмотренной позицией О.А. Гера-

симова о том, что присоединяющаяся к договору сторона принимает волю другой стороны в полном объёме. Так, при подаче заявки на предоставление субсидии или кредита сельскохозяйственный потребительский кооператив принимает все существенные условия, установленные органом государственной власти в типовой форме договора о предоставлении субсидий. Однако, стоит отметить, что кооператив вправе принимать или не принимать условия договора, установленные в типовой форме, а, следовательно, заключать договор или нет, что свидетельствует о гражданском принципе свободы договора, установленном в ст. 421 ГК РФ. Кроме того, постановлением Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и её пределах» разъяснено, что согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, в связи с этим «слабая» сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ. [4]

Однако, Р.Ф. Мустафин относит договор присоединения к договорным конструкциям, которые противоречат принципам свободы договора, автономии частной воли сторон договора, равенству сторон. Обосновывает он свою позицию тем, что нормы ГК РФ о договоре присоединения, в их действующей редакции, ограничивают возможность стороны в формировании условий договора, оставляя ей возможность только расторжения договора. С формированием более либеральных моделей типовых договоров Р.Ф. Мустафин связывает появление в гражданском законодательстве опционного и рамочного договора [8, С. 3-4].

А.В. Цыпленкова выделяет, что квалифицирующими признаками договора присоединения являются стандартная форма направляемой оферты, а также акцепт, подразумевающий присоединение к предложенным стандартным условиям в целом. Кроме того, она предлагает внести в гражданское законодательство дополнительные положения, которые бы предоставили присоединяющейся стороне право при заключении договора обратиться в суд с требованием о внесении изменений в предлагаемые оферентом стандартные формы. В качестве оснований таких изменений А.В. Цыпленкова предлагает наличие в формуляре или иной стандартной форме явно обременительных для присоединяющейся стороны условий, которые не соответствуют обычно устанавливаемым правам и обязанностям по таким видам договорных обязательств. [10]

С нашей точки зрения важно отметить позицию Р.Ф. Мустафина о том, что типовой договор должен содержать существенные условия соглашения. В связи с этим, он предлагает дополнить положение п. 1 ст. 428 ГК РФ словом «существенный» и изложить статью в следующей редакции: «Договором присоединения признается договор, существенные условия которого определены одной из сторон ... », что на наш взгляд, позволит отметить, что типовые формы договоров устанавливают существенные условия, необходимые для их заключения. [8, С. 7] Также Р.Ф. Мустафин исследуя индивидуализирующие признаки отдельного типового договора, выделяет среди них порядок его заключения. Он приходит к выводу, что возникающие при заключении типовых договоров обязательства являются следствием реализации секундарных прав, направленных на установление правоотношений. В связи с этим, лицо, заявляющее о готовности заключить типовой договор, реализует тем самым свое субъективное право, входящее в содержание правоспособности, на установление правоотношения посредством односторонней сделки. [8, С. 11]

Таким образом, приходим к выводу, что договор бюджетного кредита или бюджетной субсидии (в исследуемом нами примере заключаемые сельскохозяйственными потребительскими кооперативами):

1. По порядку заключения и определения существенных и иных обычных для данного вида правоотношений условий (предопределённых уполномоченными государственными органами) являются договорами присоединения.

2. Одной из сторон которых являются кооперативы, которые хотя и обладают свободой волеизъявления (вправе заключать или не заключать договор), однако, в случае согласия заключить договор бюджетного кредита или бюджетной субсидии, будут вынуждены принять условия уполномоченного органа власти, то есть являются «слабой» стороной договора.

3. Вышеуказанные договоры имеют типовую форму и утверждаются нормативно-правовыми актами органа, уполномоченного на предоставление мер государственной поддержки. Это положение указывает на публичную природу договоров бюджетного кредита и бюджетной субсидии.

4. Все условия договоров бюджетного кредита и бюджетной субсидии разрабатываются в типовых формах уполномоченным органом власти, а сельскохозяйственные кооперативы, в свою очередь, должны принять или не принять указанные условия. В случае отказа от принятия данных условий, договор будет считаться незаключённым.

5. Проведённое исследование позволяет внести предложения об уточнении ст. ст. 78, 78.1 БК РФ, указав, что типовой договор о предоставлении бюджетной субсидии или бюджетного кредита должен содержать существенные условия и иные обычные условия, разработанные уполномоченным государственным органом с целью государственной финансовой поддержки физических лиц и организаций (в частности) кооперативов, принятых в целом контрагентом, посредством акцепта этих условий с уточнением количества, суммы, сроков исполнения обязательств и других определяемых обеими сторонами условий на основе типовых форм договоров.

В ходе исследования также были выделены и другие отличительные административно-правовые и гражданско-правовые предпосылки предоставления физическим лицам (например, владельцам личного подсобного хозяйства) и кооперативам бюджетного кредита или бюджетной субсидии, к которым можно отнести показатель результативности использования субсидии и других нормативно-правовых требований для предоставления субсидии. Как было установлено в ходе исследования к таким условиям (требованиям) можно отнести: 1) включение в договоры о предоставлении субсидий согласия получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам, на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий; 2) запрет приобретения за счёт полученных средств иностранной валюты и других ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, подзаконными федеральными и региональными

нормативно-правовыми актами и типовыми договорами. Библиогра фия:

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 25.02.2022 г. № 20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. - 05 декабря; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. - 2022. - № 0001202202250015. - 25 февраля.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 14.07.2022 г. № ЗЗ8-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. -ст. 3823. - 03 августа; Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть III). - ст. 5305. - 18 июля.

3. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146

«Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров»// Вестник ВАС РФ. - 2011. - № 11. - ноябрь.

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и её пределах» // Вестник ВАС РФ. - 2014. - № 5. - май.

5. Гражданское право: учебник в 2 т.: том 2, 3-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2018. - 528 с.

6. Герасимов, О.А. Эффективность правового регулирования предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики (на примере отдельных отраслей): дис. ...д-ра юрид. наук: 5.1.3/ О.А. Герасимов. -Екатеринбург, 2022. - 472 с.

7. Костикова, С.Н. Публичный договор как институт гражданского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / С.Н. Костикова. - Москва,

2007. - 28 с.

8. Мустафин, Р.Ф. Правовое регулирование типовых договоров российским гражданским правом в контексте реформы частного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р.Ф. Мустафин. - Москва, 2014. - 19 с.

9. Панова, А.С. Правовое обеспечение качества и безопасности товаров: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.03 / А.С. Панова. - Екатеринбург, 2020. -

449 с.

10. Цыпленкова, А.В. Договор присоединения как особая категория гражданского права: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.В. Цыпленкова. -Москва, 2002. - 202 с.

11. Швачко, Н.А. Гражданско-правовое положение потребителя как субъекта кредитного договора: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Н.А. Ш вачко. - Москва, 2013. - 29 с.

References:

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part 1) of 30.11.1994 No. 51-FZ (as amended. Federal Law of the Russian Federation No. 20-FZ dated 25.02.2022)//Collection of legislation of the Russian Federation. - 1994. - No. 32. - Article 3301. - December 05; official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru. -2022. - № 0001202202250015. - 25 February.

2. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ dated 31.07.1998 (as amended.

Federal Law of the Russian Federation No. 338-FZ dated 14.07.2022)//Collection of legislation of the Russian Federation. - 1998. - No. 31. - Article 3823. - August 03; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 29 (part III). - Article 5305. - July 18.

3. Information Letter of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation dated 13.09.2011 No. 146

"Review of judicial practice on some issues related to the application of administrative liability to banks for violation of legislation on consumer protection when concluding credit agreements"// Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. - 2011. - No. 11. - November.

4. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 14.03.2014 No. 16 "On Freedom of contract and its limits" // Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. - 2014. - No. 5. - May.

5. Civil Law: Textbook in 2 volumes: Volume 2, 3rd edition, revised and supplemented//edited by B.M. Gongalo. - M.: Statute, 2018. - 528 p.

6. Gerasimov, O.A. Efficiency of legal regulation of entrepreneurial activity in the real sector of the economy (on the example of individual industries): dis. ...Dr. yurid. Sciences: 5.1.3/ O.A. Gerasimov. -Yekaterinburg, 2022. - 472 p.

7. Kostikova, S.N. Public contract as an institution of civil law: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.03 / S.N. Kostikova. - Moscow, 2007. - 28 p.

8. Mustafin, R.F. Legal regulation of model contracts by Russian civil law in the context of private law reform: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.03 / R.F. Mus-tafin. - Moscow, 2014. - 19 p.

9. Panova, A.S. Legal assurance of quality and safety of goods: dis. ...Dr. yurid. sciences': 12.00.03 / A.S. Panova. - Yekaterinburg, 2020. - 449 p

. 10. Tsyplenkova, A.V. The contract of accession as a special category of civil law: dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.03 / A.V. Tsyplenkova. - Moscow, 2002. - 202 p. 11. Shvachko, N.A. The civil status of the consumer as a subject of a credit agreement: abstract. dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.03 / N.A. Shvachko. - Moscow,

2013. - 29 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.