Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-СУЩЕСТВЕННЫЕ И ИНИЦИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ'

НОРМАТИВНО-СУЩЕСТВЕННЫЕ И ИНИЦИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР / ДОГОВОР БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА / ДОГОВОР БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ / ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дуплинская Елена Васильевна

В НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬЕ БЫЛИ РАССМОТРЕНЫ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ, А ТАКЖЕ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА И БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ. В ЧАСТНОСТИ, БЫЛИ ВЫДЕЛЕНЫ НОРМАТИВНО-СУЩЕСТВЕННЫЕ И ИНИЦИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ, ПОСКОЛЬКУ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ, КАКИЕ УСЛОВИЯ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА НЕОБХОДИМО ОТНОСИТЬ К СУЩЕСТВЕННЫМ. ВЫДЕЛЕНЫ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА И БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дуплинская Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE-ESSENTIAL AND INITIATIVE TERMS OF BUDGET SUBSIDY AND BUDGET LOAN AGREEMENTS WITH THE PARTICIPATION OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES

IN THIS ARTICLE EXAMINED THE LEGAL ASPECTS OF LOAN AGREEMENTS, AS WELL AS AGREEMENTS ON BUDGET LOANS AND BUDGET SUBSIDIES. IN PARTICULAR, NORMATIVE AND ESSENTIAL AND PROACTIVE TERMS OF LOAN AGREEMENTS, SINCE ON THIS ISSUE IN THE LEGAL LITERATURE, THERE ARE VARIOUS POSITIONS ON WHICH CONDITIONS OF THE LOAN AGREEMENT SHOULD BE CONSIDERED ESSENTIAL. DISTINCTIVE FEATURES AND ESSENTIAL CONDITIONS OF THE CONTRACT OF THE BUDGETARY CREDIT AND BUDGETARY SUBSIDY ARE ALLOCATED.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-СУЩЕСТВЕННЫЕ И ИНИЦИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_211 УКД 347.4

НОРМАТИВНО-СУЩЕСТВЕННЫЕ И ИНИЦИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРОВ БЮДЖЕТНОЙ СУБСИДИИ И БЮДЖЕТНОГО КРЕДИТА С УЧАСТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ Normative-essential and proactive terms of contracts for budget subsidies and budget loans with the participation of agricultural consumer cooperatives ДУПЛИНСКАЯ Елена Васильевна,

аспирант Ульяновского государственного университета, ведущий специалист отдела по развитию альтернативной энергетики ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области», г. Ульяновск. 432007, Россия, Ульяновская обл., г. Ульяновск, Университетская набережная, 2, корп. 4. E-mail: nata-9797911@mail.ru;

DUPLINSKAYA Elena Vasil'evna,

graduate student of Ulyanovsk State University, leading specialist of the department for the development of alternative energy, OGKP "Corporation for the development of the communal complex of the Ulyanovsk region", Ulyanovsk. 432007, Russia, Ulyanovsk region, Ulyanovsk, Universitetskaya embankment, 2, building 4. E-mail: nata-9797911@mail.ru

Краткая аннотация: в настоящей статье были рассмотрены правовые аспекты кредитных договоров, а также договоров бюджетного кредита и бюджетной субсидии. В частности, были выделены нормативно-существенные и инициативные условия кредитных договоров, поскольку по данному вопросу в юридической литературе существуют различные позиции, какие условия кредитного договора необходимо относить к существенным. Выделены отличительные особенности и существенные условия договора бюджетного кредита и бюджетной субсидии.

Abstract: in this article examined the legal aspects of loan agreements, as well as agreements on budget loans and budget subsidies. In particular, normative and essential and proactive terms of loan agreements, since on this issue in the legal literature, there are various positions on which conditions of the loan agreement should be considered essential. Distinctive features and essential conditions of the contract of the budgetary credit and budgetary subsidy are allocated.

Ключевые слова: кредитный договор, договор бюджетного кредита, договор бюджетной субсидии, существенные условия договоров, типовая форма договора.

Keywords: loan agreement, budget loan agreement, budget subsidy agreement, essential terms of agreements, standard form of agreement.

Для цитирования: Дуплинская Е.В. Нормативно-существенные и инициативные условия договоров бюджетной субсидии и бюджетного кредита с участием сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 211-214. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_211.

For citation: Duplinskaya E. V. Normative-essential and proactive terms of contracts for budget subsidies and budget loans with the participation of agricultural consumer cooperatives // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 211-214. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_211.

Статья поступила в редакцию: 15.11.2022

В настоящее время на государственном уровне развита система поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, для получения которой они заключают договоры о предоставлении бюджетной субсидии или бюджетного кредита.

Гражданское законодательство содержит определение кредитного договора в ст. 819 ГК РФ. Однако, оно не содержит понятия договора бюджетного кредита. Основные признаки такого договора предусмотрены ст. 93.2 БК РФ. Сравнительный анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что по нормативной модели кредитный договор и договор бюджетного кредита имеют отличия. В своей статье ранее нами также отмечалось, что в отличие от кредитного договора, бюджетный кредит предоставляется - получателю бюджетного кредита на основании договора о предоставлении бюджетного кредита, который заключается между юридическим лицом и уполномоченным органом государственной власти. [10, С. 24]

О.А. Герасимов в своей работе также достаточно чётко разделяет кредитный договор согласно гражданскому законодательству и бюджетный кредит. Он аргументирует свою позицию тем, что при участии государства в кредитовании субъектов сельского хозяйства складываются обязательства субъектов сельского хозяйства с кредитными (финансовыми) организациями, а также обязательства кредитных организаций с субъектами РФ по предоставлению субсидий. Первые из обязательств он относит к гражданско-правовым, а вторые обязательства к сфере бюджетного права. [9, С. 179]

Следует уточнить, что, как нами уже было отмечено, договоры бюджетного кредита и бюджетной субсидии заключаются между юридическими лицами (в том числе сельскохозяйственными потребительскими кооперативами) и уполномоченными органами исполнительной власти. Объектом являются средства консолидированного бюджета Ульяновской области: средства областного бюджета и средства федерального бюджета, выделяемые Минсельхозу Ульяновской области как главному распорядителю бюджетных средств, через казначейские счета.

В целом следует согласиться с позицией О.А. Герасимова о разграничении договора кредита, заключаемого между кооперативами и кредитными организациями, и договором бюджетного кредита. Очевидно, О.А. Герасимов имеет в виду, что договоры бюджетного кредита регулируются нормами БК РФ, согласно которым кредит предоставляется - получателю бюджетного кредита на основании договора о его предоставлении между юридическим лицом и уполномоченным органом государственной власти. [3]

Ранее проведённый нами в предыдущих публикациях анализ рассматриваемых договоров свидетельствует, что договоры бюджетной субсидии и бюджетного кредита отличаются от обычного гражданско-правового кредита (ст. 807, ст. 812 ГК РФ), как по участвующим субъектам, объекту правоотношений, так и по содержанию условий договоров и правам и обязанностям сторон.

В литературе и на практике в основном изучается содержание договора, его условий. Нормативно-существенные (обязательные) усло-

вия кредитного договора установлены в ст. 819 ГК РФ, согласно которой к существенным условиям относятся условия о размере (сумме) кредита, сроке и порядке его предоставления заёмщику, размере процентов за пользование кредитом, сроке и порядке уплаты процентов по кредиту и возврата суммы кредита. [5]

Однако, в судебной практике до настоящего времени возникают спорыпо поводу того, является ли размер (сумма) выдаваемого кредита существенным условием кредитного договора. Одна из позиций судов свидетельствует о том, что условие о размере выдаваемого кредита является существенным условием договора. Эта позиция отражена в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147, в котором приводится судебная практика о том, что судом было удовлетворено требование банка о взыскании долга по кредитному договору и отказано в удовлетворении встречного иска о признании договора незаключённым, так как спорный договор содержит согласованные сторонами положения о сумме кредита и условиях его выдачи. [5]

В этой связи, И. Михеева отмечает, что наблюдается несоответствие законодательства и судебной практики, поскольку, как пишет И. Михеева, несмотря на отсутствие любого из вышеуказанных существенных условий, кроме предмета договора, данный договор не будет являться не заключённым. Объяснено это было восполнимостью условий. Например, ВАС РФ пояснил, что условия о размере процентной ставки является существенным. Однако, если стороны договора не предусмотрят в его условиях ставку, применяется ключевая ставка Банка России, и, соответственно, это условие будет являться восполнимым. [16]

С нашей точки зрения, надо различать доктринально-существенные условия и условия, которые признаются существенными на практике, то есть инициативные условия, которые включаются сторонами в договор при его заключении. Доктрина служит для того, чтобы договор был максимально определён по существенным условиям и между сторонами не возникало споров. Что же касается практики, то почти все банки (например, ПАО «Сбербанк России», АО «Россельхозбанк, АО «Альфа-банк» и др.) указывают в своих стандартных договорах сумму кредита, срок, на который выдаётся кредит, процентную ставку, количество, размер и периодичность платежей по договору, условия предоставления кредита и порядок его погашения. [12,13,14]

В ч. 2 ст. 30 ФЗ РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указано, что в кредитном договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения. [4] Однако, в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 указано, что ст. 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» не определяет существенные условия кредитного договора, а устанавливает лишь правовые принципы взаимоотношений Банка России, бюро кредитных историй, коммерческих банков и их клиентов. [5] Указанные условия, по нашему мнению, являются нормативно-существенными, поскольку прямо указаны в упомянутом Законе. Следует отметить, что из определения кредитного договора, закреплённого в ч. 1 ст. 819 ГК РФ, прямо указаны условия о размере кредита и проценты за кредит. Иные условия предоставления кредита должны быть предусмотрены в конкретном договоре. Учитывая, что согласно ч. 2 ст. 819 ГК РФ к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 о договоре займа главы 42 ГК РФ, помимо суммы и процентов, к существенным условиям договоров займа и кредита следует отнести срок возврата займа или кредита (ч. 1 ст. 810 ГК РФ). Судя по этой норме, порядок возврата займа или кредита должен быть определён в конкретном договоре. К порядку можно отнести условия о периодах возврата, суммах уплаты по периодам, форме возврата (наличными, безналичными), способу (поручение, чек), время возврата, место и др. Данные условия не влияют на момент заключения договора, а потому не являются существенными с точки зрения научных дискуссий о ст. 432 ГК РФ.

О видах условий договоров пишет Д.Н. Сафиуллин, который выявил несколько способов взаимодействия нормативных предписаний и инициативы сторон в формировании договорных условий. Прежде всего, нормы права предписывают сторонам включать в договор те или иные условия, не определяя их содержания. Включение в договоры таких условий требует от сторон инициативных действий по формированию содержания договора. В зависимости от способов Д.Н. Сафиуллин разделяет условия договоров на предписываемые, императивно-определённые, диспозитивно-определённые и инициативные [11, С. 12-14]

Груздев В.В. пишет, что существенные условия имеют практический смысл только на преддоговорной стадии, по которым сторонами ведутся переговоры, по которым для признания договора заключённым должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, он отмечает, что по инициативе любой из сторон в качестве пунктов переговоров вполне могут предлагаться условия, которые в дальнейшем по каким-либо причинам снимаются с обсуждения. Такие условия В.В. Груздев именует случайными. Под обычными условиями он понимает, условия, сформулированные в законе или иных нормативных актах и отмечает, что они применимы лишь при условии наступления юридического факта, в качестве которого в данном случае рассматривается договор. Он делает вывод, что после согласования сторонами существенных пунктов необходимо вести речь об условиях договора-сделки, а также о содержании договорного правоотношения в виде прав и обязанностей, определяемых как условиями договора-сделки, так и всем арсеналом подлежащих применению гражданско-правовых норм. [8, С. 90-91]

Помимо указанных нормативно-существенных условий (о сумме, процентах, сроке возврата кредита), обязательными условиями кредитного договора, которые указаны в ФЗ «О банках и банковской деятельности», являются сроки обработки платёжных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора [5]. Однако, условия о сроках обработки расчётных и кредитных документов (поручений, требований и др.) в отличие от суммы кредита, срока предоставления, процентной ставки за пользование кредитом (которые существенны в силу природы договора и являются нормативно-существенными, вытекающими из возмездного характера кредитного договора), не влияют на определение момента заключения договора. Поэтому условие о сроках обработки расчётных и кредитных документов можно назвать процедурными, нормативно-обязывающими условиями, которые стороны обязаны предусмотреть в конкретном договоре кредита.

Кроме того, стоит остановиться на соотношении правовой природы кредитного договора и договора бюджетного кредита и бюджетной субсидии. Так, А.Р. Бадретдинова пишет о том, что договор о предоставления бюджетного кредита не обладает видовыми признаками кредитного договора, а соответственно, нормы, регулирующие кредитный договор не подлежат применению в отношении договора о предоставлении бюджетного кредита. В свою очередь, она относит к существенным условиям договора бюджетного кредита следующие условия: предмет договора, а именно, обязанность заёмщика возвратить бюджетный кредит, а также уплатить проценты за пользование им; срок действия договора; размер процентов за пользование бюджетным кредитом; предоставление обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей. [6, С. 180] С данной позицией А.Р. Бадретдиновой в целом необходимо согласиться, однако, по нашему мнению, поскольку договор бюджетного кредита и бюджетной субсидии имеют смешанную правовую природу, такие существенные условия договора, как размер кредита, срок его предоставления, размер процентов (платы) и порядок её перечисления, определяются уполномоченным органом власти на основании нормативного акта. Например, порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета города Фрязино устанавливает, что обязательными условиями договора о предоставлении бюджетного кредита являются: цель, сумма кредита, срок возврата, размер процентов, ответственность сторон. [15]

Таким образом, отмечаем, что в юридической науке существуют различные мнения на правовую природу договора бюджетного кредита и бюджетной субсидии, а также на существенные условия данных договоров. Кроме того, до сих пор не установлено, что же относить к существенным условиям этих договоров. Одни авторы сужают список существенных условий, другие его расширяют; аналогичные противоречия содержатся в законодательстве и судебной практике.

Например, на наш взгляд, к существенным условиям договора бюджетной субсидии можно отнести условия о выполнении показателей результативности предоставления субсидий (создание новых рабочих мест) сельскохозяйственным потребительским кооперативом. Соответственно, не включение в договор о предоставлении субсидий (не достижение согласия по этому условию) будет свидетельствовать о том, что договор будет считаться незаключённым.

Кроме того, отметим, что в соответствии с ч. 5 ст. 78 БК РФ обязательным условием предоставления субсидий субъектам предпринимательской деятельности, включаемым в договоры о предоставлении субсидий, и в договоры, заключённые в целях исполнения обязательств по данным договорам, является согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам, заключённым в целях исполнения обязательств по договорам о предоставлении субсидий, на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий. [3]

Также при предоставлении субсидий юридическим лицам обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры о предоставлении субсидий, является запрет приобретения за счёт полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий. [7] Таким образом, на наш взгляд, включение вышеуказанных условий в договоры о предоставлении субсидий, является административными предпосылками, что, в свою очередь, свидетельствует о комплексной природе договора.

Таким образом, на основании проведённого нами анализа были сделаны следующие выводы:

1. Установлено, что договор бюджетного кредита и бюджетной субсидии не являются разновидностью кредитного договора и имеют отличия как по участвующим субъектам, объекту правоотношений, так и по содержанию условий договоров, а также правам и обязанностям сторон.

2. По нормативной модели кредитный договор и договор бюджетного кредита имеют следующие отличия: бюджетный кредит предоставляется - получателю бюджетного кредита на основании договора о предоставлении бюджетного кредита, который заключается между юридическим лицом и уполномоченным органом государственной власти. Объектом являются средства консолидированного областного бюджета или средства федерального бюджета.

3. Выявлено, что, несмотря на различные позиции относительно существенных условий кредитного договора, имеющиеся в юридической литературе, законодательстве и судебной практике (например, о восполнимости условий о процентной ставке по кредиту, порядке возврата кредита), выявлено, что нормативно-существенными (обязательными) условиями кредитного договора являются условия о размере (сумме) кредита, сроке, размере процентов по кредиту. Иные условия предоставления кредита (например, порядок возврата кредита, суммы уплаты по периодам, форма возврата, способ, время возврата, место, сроки обработки платёжных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей и др.), по нашему мнению, являются процедурными, нормативно-обязывающими условиями, которые стороны обязаны предусмотреть в конкретном договоре кредита. В этой связи необходимо отметить, что данные условия не влияют на момент заключения договора, а потому не являются существенными с точки зрения научных дискуссий о ст. 432 ГК РФ.

4. Необходимо различать доктринально-существенные условия и условия, которые признаются существенными на практике, то есть инициативные условия, которые включаются сторонами в договор при его заключении. В результате исследования установлено, что почти все банки указывают в своих стандартных договорах сумму кредита, срок, на который выдаётся кредит, процентную ставку, количество, размер и периодичность платежей по договору, условия предоставления кредита и порядок его погашения.

5. Установлено, что договор бюджетного кредита и бюджетной субсидии имеет комплексную правовую природу. В связи с этим, к существенным условиям таких договоров необходимо отнести следующие условия: предмет договора (обязанность заёмщика возвратить бюджетный кредит, а также уплатить проценты за пользование им), срок действия договора, размер процентов за пользование бюджетным кредитом.

Таким образом, существенные условия кредитного договора и договора бюджетного кредита фактически совпадают. Однако, что касается договора бюджетной субсидии к существенным условиям, по которым стороны должны прийти к соглашению, чтобы договор считался заключённым, относятся условия о предоставлении субсидии. К таким условиям, например, относятся условие о выполнении показателей результативности предоставления субсидий, согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками по договорам, на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий, запрет приобретения за счёт полученных средств иностранной валюты. Нами включение вышеуказанных условий в договора о предоставлении субсидий отнесено к административным предпосылкам, что, в свою очередь, свидетельствует о комплексной природе договора бюджетного кредита и бюджетной субсидии.

Библиогра фия:

1. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 25.02.2022 № 20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - ст. 3301.

- 05 декабря; официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru. - 2022. - № 0001202202250015. - 25 февраля.

2. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 01.07.2021 г. № 295-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - ст. 410. - 29 января; Российская газета. - 2021. - № 146. - 06 июля.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 14.07.2022 г. № 338-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3823. - 03 августа; Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть III). - ст. 5305. - 18 июля.

4. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. ФЗ РФ от 14.07.2022 г. № 330-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - ст. 492. - 05 февраля; Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть III). - ст. 5297. - 18 июля.

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре» // Вестник ВАС РФ. - 2011. - № 11. - ноябрь.

6. Бадретдинова, А. Р. Договор о предоставлении бюджетного кредита: особенности элементного состава / А.Р. Бадретдинова // Бизнес в законе. - 2008. - № 1.

- С. 179-180.

7. Батрова, Т. А., Пешкова (Белогорцева), Х. В., Баранов, И. В., Ротко, С. В., Беляев, М. А., Тимошенко, Д. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный) // СПС Консультант Плюс, 2021.

8. Груздев, В.В. Существенные условия договора и последствия их несогласования сторонами / В.В. Груздев // Журнал российского права. - 2019. - № 10.- С. 86-97.

9. Герасимов, О.А. Эффективность правового регулирования предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики (на примере отдельных отраслей): дис. ...д-ра юрид. наук: 5.1.3 / О.А. Герасимов. -Екатеринбург, 2022. - 472 с.

10. Лукьяненко В.Е., Дуплинская Е.В. Договор кредита и договор о предоставлении субсидий как правовые инструменты расширения гражданской правосубъектности кооперативов / В.Е. Лукьяненко, Е.В. Дуплинская // Аграрное и земельное право. - 2021. - № 11 (203). - С. 21-25.

11. Сафиуллин Д. Н. Существенные условия договоров на реализацию продукции (поставки и контрактации): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Д.Н. Сафиуллин. - Свердловск, 1979. - 22 с.

12. Кредит в АО «Альфа-банк» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://alfabanktut.ru/wp-content/uploads/2020/10/ general_conditions _customer_rs_ 26062020.pdf (Режим доступа: 11.10.2022)

13. Кредит в АО «Россельхоз банк» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://retail.rshb.ru/loans/bez_op/?utm_source=rshb_ru&utm_medium=display&utm_campaign=bez_op_para_s_rebenkom&utm_content=banner&utm_term=new_mai n_menu (Режим доступа: 11.10.2022)

14. Кредитный договор ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://domclick.ru/fs/public/docs (Режим доступа: 11.10.2022)

15. Порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджета города Фрязино [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fryazino.org/infrastructure/finance/s48/s61/514 (Режим доступа: 10.08.2022)

16. Правовой ликбез: кредитный договор (договор займа) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://legalacademy.ru/sphere/post/pravovoi-likbez-kreditnyi-dogovor-dogovor-zaima (Режим доступа: 10.08.2022)

References:

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part 1) of 30.11.1994 No. 51-FZ (as amended. Federal Law of the Russian Federation No. 20-FZ dated 25.02.2022) // Collection

of Legislation of the Russian Federation. - 1994. - No. 32. - Article 3301. - December 05; official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru. - 2022. - № 0001202202250015. - 25 February.

2. The Civil Code of the Russian Federation (Part 2) of 26.01.1996 No. 14-FZ (as amended. Federal Law of the Russian Federation No. 295-FZ dated 01.07.2021) // Collection

of Legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 5. - Article 410. - January 29; Rossiyskaya Gazeta. - 2021. - No. 146. - July 06.

3. Budget Code of the Russian Federation No. 145-FZ dated 31.07.1998 (as amended. Federal Law of the Russian Federation No. 338-FZ dated 14.07.2022) // Collection of

Legislation of the Russian Federation. - 1998. - No. 31. - Article 3823. - August 03; Collection of legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 29 (part III). - Article 5305. - July 18.

4. Federal Law of the Russian Federation No. 395-1 dated 02.12.1990 "On Banks and Banking Activities" (as amended. Federal Law of the Russian Federation No. 330-FZ

dated 14.07.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 6. - Article 492. - February 05; Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2022. - No. 29 (part III). - Article 5297. - July 18.

5. Information Letter of the Presidium of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation dated 13.09.2011 No. 147 "Review of judicial practice of dispute resolution

related to the application of the provisions of the Civil Code of the Russian Federation on the loan agreement" // Bulletin of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation. - 2011. - No. 11. - November.

6. Badretdinova, A. R. Agreement on the provision of a budget loan: features of the elemental composition / A.R. Badretdinova // Business in law. - 2008. - No. 1. - pp. 179-

180.

7. Batrova, T. A., Peshkova (Belogortseva), H. V., Baranov, I. V., Rotko, S. V., Belyaev, M. A., Timoshenko, D. A. Commentary to Federal Law No. 209-FZ of July 24, 2007

"On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation" (article by article) // SPS Consultant Plus, 2021.

8. Gruzdev, V.V. Essential terms of the contract and the consequences of their disagreement by the parties / V.V. Gruzdev // Journal of Russian Law. - 2019. - No. 10.- pp.

86-97.

9. Gerasimov, O.A. Efficiency of legal regulation of entrepreneurial activity in the real sector of the economy (on the example of individual industries): dis. ...Dr. yurid. Sciences:

5.1.3 / O.A. Gerasimov. -Yekaterinburg, 2022. - 472 p.

10. Lukyanenko V.E., Duplinskaya E.V. Loan agreement and subsidy agreement as legal instruments for expanding the civil legal personality of cooperatives / V.E. Lukyanen-

ko, E.V. Duplinskaya // Agrarian and land law. - 2021. - № 11 (203). - Pp. 21-25.

11. Safiullin D. N. Essential terms of contracts for the sale of products (deliveries and contracts): autoref. dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.03 / D.N. Safiullin. - Sverdlovsk,

1979. - 22 p.

12. Loan to Alfa-Bank JSC [Electronic resource] // Access mode: https://alfabanktut.ru/wp-content/uploads/2020/10 / general_conditions _customer_rs_26062020.pdf (Access

mode: 11.10.2022)

13. Loan to JSC "Rosselkhoznadzor Bank" [Electronic resource] // Access mode: https://retail.rshb.ru/loans/bez_op/?utm_source=rshb_ru&utm_medium=display&utm_campaign=bez_op_para_s_rebenkom&utm_content=banner&utm_term=new_mai n_menu (Access mode: 11.10.2022)

14. Loan agreement of PJSC Sberbank of Russia [Electronic resource] // Access mode: https://domclick.ru/fs/public/docs (Access mode: 11.10.2022)

15. The procedure for granting budget loans to legal entities from the budget of the city of Fryazino [Electronic resource] // Access mode:

https://fryazino.org/infrastructure/finance/s48/s61/514 (Access mode: 10.08.2022)

16. Legal educational program: loan agreement (loan agreement) [Electronic resource] // Access mode: https://legalacademy.ru/sphere/post/pravovoi-likbez-kreditnyi-dogovor-

dogovor-zaima (Access mode: 10.08.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.