УДК: 342.4
DOI: 10.24411/2312-3184-2019-00026
Шаламова Алиса Наильевна
начальник кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России,
кандидат юридических наук, доцент e-mail: [email protected]
Shalamova Alisa N.
Chief of the Department of State and Legal disciplines, East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate (Ph.D.) of Law, associate professor
e-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Введение: в статье последовательно рассмотрены понятия правовой политики, социальной сферы, социальных услуг. Проанализирована проблематика законодательной фиксации минимальных государственных социальных стандартов как элемента реализации правовой политики государства в социальной сфере. Осуществлена попытка дать определение правовой политики в социальной сфере. Показан казахстанский опыт разработки взаимоувязанных документов стратегического планирования, давших Республике Казахстан возможность добиться существенных успехов в осуществлении правовой политики в социальной сфере и в реализации различных элементов социальной политики. Выработаны рекомендации по использованию данного опыта в практике российского социально-правового строительства, в разработке и документальной фиксации правовой политики Российской Федерации в социальной сфере.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законодательство Республики Казахстан, локальные нормативные акты, регламентирующие осуществление правовой политики в социальной сфере. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Результаты исследования: позволили проанализировать проблематику законодательной фиксации минимальных государственных социальных стандартов как элемента реализации правовой политики государства в социальной сфере. Осуществлена попытка дать определение правовой политики в социальной сфере.
Выводы и заключения: Выработаны рекомендации по использованию данного опыта в практике российского социально-правового строительства, в разработке и документальной фиксации правовой политики Российской Федерации в социальной сфере.
Ключевые слова: правовая политика, социальная сфера, социальные услуги, минимальные государственные социальные стандарты, политико-идеологические источники права, правовая политика в социальной сфере.
LEGAL POLICY IN THE SOCIAL SPHERE
Introduction: the article consistently considers the concepts of legal policy, social sphere, social services. The issues of legislative fixing of minimum state social standards as an element of implementation of state legal policy in social sphere have been analyzed. An attempt to define legal policy in social sphere has been made. Kazakhstan's experience of developing interlinked documents of strategic planning that gave the Republic of Kazakhstan the opportunity to achieve significant success in implementation of legal policy in social sphere and in realization of various elements of social policy is shown. Recommendations on the use of this experience in the practice of Russian social and legal construction, in the development and documentation of the legal policy of the Russian Federation in social sphere have been developed.
Materials and methods: the regulatory framework of the research is formed by the Constitution of the Russian Federation, Federal laws, legislation of the Kazakhstan Republic, local regulations governing the implementation of legal policy in social sphere. The methodological basis of the study is the general dialectical method of scientific cognition, which has a universal character, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description.
The results of the study: made it possible to analyze the issues of legislative fixation of the minimum state social standards as an element of the implementation of the legal policy of the state in social sphere. An attempt to define the legal policy in the social sphere has been made.
Conclusions and conclusions: recommendations on the use of this experience in the practice of Russian social and legal construction, in the development and documentation of the legal policy of the Russian Federation in the social sphere have been developed.
Keywords: legal policy, social sphere, social services, minimum state social standards, political-ideological sources of law, legal policy in the social sphere.
Правовая политика выступает средством реализации политики государства в той или иной сфере общественной жизни и (или) государственного управления (экономической, жилищной, экологической, культурной, научной, трудовой, сфере противодействия преступности и т. д.). Соответственно, текущие акценты правовой политики определяются, исходя из важности, общественной значимости сферы, являющейся объектом государственной политики. В последние годы безусловным приоритетом как в Российской
Федерации, так и в Республике Казахстан является социальная сфера. Самым тщательным образом выстраивается социальная политика государства, и, соответственно, определяется и реализуется правовая политика наших государств в социальной сфере.
Понятие правовой политики (и соответствующее этому понятию явление) достаточно активно анализируется и обсуждается в последние годы представителями юридической и политической науки. Не имея возможности подробно описать в небольшой публикации обширную дискуссию по данному вопросу, ограничимся выработкой собственной версии определения понятия, соответствующей целям настоящей статьи и основанной на имеющихся разработках российских и казахстанских правоведов (Н. И. Матузов, А. В. Малько, К. В. Шундиков, В. А. Затонский, А. П. Коробова, Н. В. Исаков, З. К. Аюпова, Д. У. Кусаинов, Р. С. Саркисов, Г. Р. Абсаттаров, З. Т. Аг-дарбекова, Ш. Р. Мулькубаева, Р. Б. Жагалов, О. Ю. Рыбаков, В. А. Рудковский и др.). Правовая политика — это имеющая идеологические и научные (политические и юридические) основания, целенаправленная, системная и последовательная деятельность органов государства во взаимодействии с институтами гражданского общества, заключающаяся в определении целей и задач правового регулирования, выработке правотворческой и правореализационной стратегии, дальнейшем обосновании и реализации актуальных направлений и конкретных механизмов правового регулирования для наиболее эффективного достижения целей и задач правового регулирования. Правовая политика является реализационным инструментом государственной политики в соответствующей сфере, посредством нее государственная политика переводится в юридическую плоскость для последующего создания законодательных и правоприменительных средств ее проведения в жизнь.
Социальная сфера, как объект правовой политики государства, представляет собой, на наш взгляд, совокупность общественных отношений, общее содержание которых (при всем видовом многообразии) образуют следующие генеральные направления реализации социальной политики: 1) социальное обслуживание граждан, т. е. предоставление социальных услуг; 2) социальная поддержка и защита тех категорий граждан, для которых самообеспечение и самозащита невозможны либо затруднительны по объективным причинам; 3) государственная поддержка не приносящих доход видов деятельности, жизненно важных для нормального существования и развития личности, достойной жизни граждан (здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт).
Социальная политика государства реализуется, помимо прочего, через правовую политику в социальной сфере. По наблюдениям Ж. Д. Даулетхановой, основанным на анализе основных существующих в мире моделей социальной политики, наиболее оптимальной из моделей «является синтез двух тенденций, предполагающий, с одной стороны, акцент на социальное государство и социальную экономику, а с другой стороны, использование рыночных механизмов разработки и реализации социальной политики. При этом возвращение государства в социальную сферу не должно рассматриваться как закрепление тенденций патернализма, когда государство полностью берет на себя все обязательства по социальному благополучию населения. Государство в таком случае выступает одним из ведущих субъектов социально-экономических отношений» [14].
Так, в вопросе социальных услуг приветствуется частно-государственное партнерство, аутсорсинг государственной функции по их предоставлению.
В соответствии с законодательным определением, данным в ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [5]. Анализ актуальной редакции процитированного закона показывает, что на данный момент реализуется схема, при которой непосредственно деятельность по оказанию социальных услуг населению осуществляется по большей части юридическими лицами и частными предпринимателями, а государство берет на себя обязанности по общей организации и координации этой деятельности, установлению критериев для определению нуждающихся в той или иной услуге (имеющих право на ее получение), установлению количественных, темпоральных и качественных стандартов в отношении той или иной услуги, контролю и надзору (в том числе в части качества предоставляемых услуг), установлению налоговых льгот и иных преференций для провайдеров — организаций и лиц, предоставляющих социальные услуги гражданам. При преобладании такой схемы, некоторые социальные услуги оказывают все же непосредственно бюджетные организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В Республике Казахстан действует Закон «О специальных социальных услугах», согласно которому «специальные социальные услуги — комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» [4]. Отметим в качестве отличительной и положительной черты данного закона его хорошую терминологическую проработанность: здесь, в частности, даны легальные дефиниции таких важных для право-реализационной практики понятий, как «социальная среда», «трудная жизненная ситуация», «социальная дезадаптация», «социальная депривация». Кроме того, в 2019 г. Закон был дополнен главой, устанавливающей правовые основы функционирования «Национального превентивного механизма», представляющего собой систему предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В российском законе об основах социального обслуживания граждан аналогичные или даже просто близкие по содержанию нормы отсутствуют. Безусловно, реализаторам казахстанской социальной политики теперь необходимо собрать конструктивные элементы национального превентивного механизма (нормативно-правовые и институциональные) так, чтобы этот механизм «вписался» именно в социальный контекст. Иначе не совсем понятно, почему эти нормы включены в социальное законодательство, а не в уголовно-исполнительное, или не оформлены в качестве самостоятельного акта законодательства. Впрочем, структурная логика в данном случае заключается, по-видимому, в том обстоятельстве, что Закон РК направлен на урегулирование не всех, а именно «специальных» услуг, адресованных лицам, попавшим в трудную жизненную
ситуацию. В свою очередь, содержание под стражей, пребывание в «организациях, подлежащих превентивному посещению» и есть разновидность трудной жизненной ситуации. Как представляется, подобный «социальный» подход — большой шаг вперед в деле ресоциализации лиц, совершивших противоправные поступки, защиты их прав.
Помимо указанных базовых законов, в социальное законодательство как России, так и Казахстана входит несколько десятков актов, устанавливающих правовые основы реализации социальной политики в отношении отдельных категорий граждан (инвалиды, пенсионеры, дети, многодетные семьи, сироты, безработные, временно нетрудоспособные и т. п.), а также по отдельным направлениям (выплата отдельных типов пособий, компенсация на погребение, благотворительность, стимулирующие выплаты в сфере демографической политики и т. п.). Например, Закон РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан» [1], Закон РК «О государственной адресной социальной помощи» [3] и др.
Существенной отличительной чертой социального законодательства Республики Казахстан является наличие Закона о минимальных социальных стандартах и их гарантиях [6], Как мы ранее уже отмечали в своих публикациях, он представляет собой подробный, тщательно проработанный акт законодательства, в котором с достаточной полнотой урегулированы отношения по поводу установления и реализации государственных минимальных социальных стандартов, а также их гарантии [19]. При этом два названных законодательных акта РК взаимосвязаны. В частности, в Законе о специальных социальных услугах установлено, что гарантированный объем специальных социальных услуг является минимальным социальным стандартом в сфере социального обеспечения в соответствии с Законом РК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».
В Российской Федерации в данный момент важнейший вопрос о государственных минимальных социальных стандартах решается непоследовательно, хаотично и, с учетом его общественной значимости, недопустимо медленно. Централизованное (посредством «базового» закона) правовое регулирование отсутствует. Юридическая техника и правотворческие технологии введения социальных стандартов отличаются необоснованным многообразием и бессистемностью. Действует несколько десятков федеральных законов, а также изданных разными субъектами исполнительной власти подзаконных нормативных правовых актов, «вразнобой» устанавливающих государственные минимальные социальные стандарты. Соответствующее правовое регулирование самостоятельно осуществляют также органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во второй половине 1990-х — начале 2000-х годов осуществлялись попытки установить основы, принципы правового регулирования данной сферы. Установка на решение этой задачи была дана в 1996 г. Президентом РФ [7]. Соответственно, в 1997 г. был разработан и внесен в Государственную Думу РФ Правительством РФ проект федерального закона № 97023482-2 «О государственных минимальных социальных стандартах». Однако в дальнейшем он был снят с рассмотрения. Спустя 5 лет был разработан группой депутатов и в мае 2002 г. внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах». Один из
депутатов-инициаторов при этом отметил: «Основное значение введения института минимальных государственных социальных стандартов мы видим как раз в том, что их применение позволит обсчитать реальные затраты бюджетов на выполнение тех или иных социальных гарантий. При этом мы ведем речь о конституционных гарантиях. С введением стандартов достигается соответствие объему полномочий того или иного уровня власти и управления объема переданных для их реализации средств. И, соответственно, возникает механизм ответственности власти за исполнение своих функций. Граждане смогут реально оценивать работу избранной власти. В конечном итоге, мы ведем речь не просто о том или ином объеме полномочий и средств, а об эффективности управления» [16]. Законопроект получил все необходимые заключения, был принят в первом чтении в июне 2003 г., после чего его дальнейшее движение прекратилось. Спустя 14 (!) лет, в январе 2017 г. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы ФС РФ дал на законопроект отрицательное заключение, указав, что «С момента принятия законопроекта в первом чтении были внесены значительные изменения в законодательство Российской Федерации в части разграничения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Существенной трансформации подверглась также система межбюджетных отношений». Поэтому проект противоречит действующему законодательству о местном самоуправлении и бюджетному законодательству. И, соответственно, 8 февраля 2017 г. постановлением Государственной Думы законопроект был отклонен [11]. При этом ничего не сказано о концептуальной необходимости закона о государственных минимальных стандартах вообще, нет информации — готовится ли новый актуальный проект, соответствующий современным социальным и правовым реалиям. Окончательную точку в вопросе поставил опять же Президент РФ, спустя 21 год, отменив так и не выполненную законодателем правотворческую установку, данную его предшественником [9].
Думается, что судьба проекта федерального закона № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах» является одним из самых ярких отрицательных примеров правотворческой нерасторопности нижней палаты российского парламента. Важные социально-правовые новеллы были сначала «задискутированы», прохождение проекта по правотворческим инстанциям необоснованно «заволокичено». Само собой, с учетом динамики общественного развития и правовой системы, после 14-летней паузы ни один законопроект не способен сохранить свою актуальность.
Справедливости ради отметим, что проект изначально был подвергнут специалистами достаточно жесткой критике [15]. Однако в наши задачи не входит обсуждение качества проекта федерального закона № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах», разработанного в далеком уже 2002 г. Мы полагаем, что наличие технико-юридических и социально-правовых дефектов конкретного проекта вовсе не снимает с законодателя обязанности принятия закона, если концептуально признана его необходимость и социальная значимость, констатировано наличие пробелов в правовом регулировании соответствующей сферы (группы) общественных отношений, выдвинута обоснованная правотворческая инициатива. Очевидно, что, отвергнув некачественный текст, нужно дать задание на доработку проекта, либо на разработку нового, выдвинуть к соответствующим звеньям государственного аппарата, отвечающим
за развитие социальной сферы, требование завершить начатое дело, и осуществить парламентский контроль за выполнением данного требования.
Обратим также внимание на то обстоятельство, что закон должен был занять свое место в логической структуре не только социального законодательства, но и смежных отраслей. Например, в принятом в 2000 г. Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» имеется норма, согласно которой «Пункт 11 и абзац четвертый пункта 52 статьи 1 настоящего Федерального закона вводятся в действие со дня введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах» [2]. Увы, на сегодня, спустя 19 лет после их принятия, две важные нормы бюджетного законодательства не вступили в действие по причине того, что ожидавшийся закон о государственных минимальных социальных стандартах так и не был принят.
По нашему убеждению, российскому законодателю необходимо устранить существующий правовой вакуум, разработать соответствующий современным социально-правовым реалиям и установившейся иерархии социальных ценностей законопроект, тщательно увязать его с бюджетным законодательством и законодательством о местном самоуправлении и, наконец, принять закон о государственных минимальных социальных стандартах. Тем самым упорядочить и централизовать правовое регулирование данной сферы. Особую актуальность данная задача имеет с учетом федеративной формы государственного устройства, в целях обеспечения единых социального и правового пространства Российской Федерации. При этом полагаем правильным в целях рассматриваемого закона определить государственные минимальные социальные стандарты как элемент механизма правового регулирования — законодательно зафиксированные требования к минимально допустимому уровню обеспеченности граждан социальными благами, к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг для обеспечения прав, свобод и гарантий — элементов правового статуса личности. Помимо этого подлежащим фиксации в законе юридическим инструментом являются также минимальные социальные нормы. Это индивидуальные, групповые или территориальные удельные показатели минимально-необходимой обеспеченности граждан России важнейшими социальными услугами по их видам. Обосновывая важность вопроса, необходимо согласиться с Э. С. Бондаревой в том, что «Государственные социальные стандарты являются не только элементами социальной политики, ориентирами в правотворческой деятельности, средством борьбы с бедностью, механизмом выравнивания социальной обеспеченности граждан.., ...но и частью механизма реализации социальных прав граждан, в том числе их конституционного права на достойный уровень жизни» [13, с. 10].
В процессе разработки, научного обеспечения предлагаемого законопроекта необходимо использовать, помимо прочего, сравнительно-правовую методологию. Нужно изучить международно-правовую базу установления национальных социальных стандартов, а затем опыт государств, в которых подобные законы уже много лет действуют — Республики Беларусь (с 1999 г.), Кыргызской Республики (с 2009 г.), Республики Таджикистан (с 2009 г.) и др. И, конечно, Республики Казахстан, где, как уже указыва-
лось, с 2015 г. действует качественный закон «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях».
Казахстанский опыт в данной сфере ценен для России не только наличием названного закона, но и тем обстоятельством, что его положения четко «вписаны» в общую правовую политику в социальной сфере, соотносятся с соответствующим направлением социальной политики, отраженном в специальном документе, где эта социальная политика зафиксирована — Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 г. [10]. В этом документе стратегического планирования установлено: «Гражданам на каждом этапе их жизни будет гарантироваться минимально необходимый уровень предоставления социальных услуг — минимальные социальные стандарты, которые закладывают равные стартовые возможности для самореализации человека». Это один из пяти принципов казахстанской модели социального развития. Минимальные социальные стандарты здесь определены как минимальный объем социальных услуг и денежных выплат, обеспечивающий реализацию установленных в Конституции и других законодательных актах РК социальных гарантий и прав граждан.
В Концепции социального развития Республики Казахстан, написанной на основе глубинного научного анализа, как самой социальной сферы, так и государственного управления ею и правового регулирования, в качестве составной части содержится юридический анализ текущей ситуации. Показаны дефекты в правовом регулировании, выявленные в ходе анализа законодательства Республики Казахстан в социальной сфере, и выработаны направления их устранения, совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Иными словами, помимо собственно социальной политики, в данном документе определены и основы правовой политики в социальной сфере, и это обстоятельство дает взаимосвязь названного документа стратегического планирования с другим документом этого же ряда — Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 г. [8], которая является основой для разработки программ по разным направлениям правовой политики государства, перспективных и ежегодных планов законопроектных работ Правительства РК, проектов нормативных правовых актов Республики. Причем это уже не первый документ, он сменил такую же Концепцию, действовавшую в период с 2002 до 2010 гг., т. е. казахстанскими коллегами наработан определенный опыт в деле концептуального планирования правовой политики. Безусловно, наличие подобного «объединительного центра» правовой политики играет существенную роль для построения и отладки внутренне согласованной, непротиворечивой, эффективно работающей правовой системы, центральным звеном которой выступает законодательство. Как справедливо отмечают З. К. Аюпова и Д. У. Кусаинов, документ «нацеливает на модернизацию законодательства, укрепление государства, демократизацию политической системы, имплементацию норм ратифицированных актов международного права. В документе сочетается ориентация на развитие законодательства и государственного управления с преемственностью правовой политики, последовательной реализации потенциала норм Конституции и законодательства, на обеспечение правовыми средствами защиты прав и свобод граждан, национальных интересов страны, устойчивого развития общества» [12]. Нельзя не согласиться с А. В. Малько, который называет «знаковым» событием утверждение данного документа именно главой Казахстана. «Это
означает своеобразный „перевод" накопленных концептуальных знаний о правовой политике из доктринального документа в документ официальный, содержащий определенные ориентиры для юридической практики, для правового развития общества» [17, с. 24].
В разделе 2.6 Концепции правовой политики РК показаны направления развития юридических механизмов обеспечения социальных прав и реализации современной социальной политики, при этом отмечена неизбежность непрерывного нормотворческого процесса в данной сфере.
Таким образом, наличие рассмотренных в настоящей статье взаимоувязанных политико-идеологических источников права — документов стратегического планирования, на основе которых осуществляется правовая политика в социальной сфере, позволяет Республике Казахстан добиться существенных успехов в реализации различных элементов социальной политики. Отличной иллюстрацией этому служит эффективное правовое регулирование оказания социальных услуг и установления государственных минимальных социальных стандартов. Сложившаяся на сегодня в Российской Федерации система стратегического планирования в правовой сфере подвергается справедливой критике [18]. Упорядоченное правовое регулирование в области государственных минимальных социальных стандартов отсутствует вообще. Поэтому мы считаем целесообразным, чтобы ответственные за выработку и проведение социальной политики в России государственно-властные институты, во взаимодействии с институтами гражданского общества и научным сообществом, детально изучили казахстанский опыт и использовали его в практике российского социально-правового строительства, в разработке и документальной фиксации правовой политики Российской Федерации в социальной сфере. Правовая политика в социальной сфере — это основанная на господствующих идеологических воззрениях и научных разработках, целенаправленная, системная и последовательная деятельность органов государства во взаимодействии с институтами гражданского общества, заключающаяся в определении целей и задач правового регулирования в социальной сфере, выработке правотворческой и правореализационной стратегии социального развития, дальнейшем обосновании и реализации актуальных направлений и конкретных механизмов правового регулирования для наиболее эффективного достижения целей и задач правового регулирования социальных отношений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. О государственных социальных пособиях по инвалидности и по случаю потери кормильца в Республике Казахстан: закон Р-ки Казахстан от 16 июня 1997 г. № 126 (ред. от 26.12.2018) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz.
2. О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 116-ФЗ (ред. от 30.09.2017) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3339.
3. О государственной адресной социальной помощи: закон Р-ки Казахстан от 17 июля 2001 г. № 246 (ред. от 03.04.2019) // Информационно-правовая система нор— ВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ —
мативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz.
4. О специальных социальных услугах: закон Р-ки Казахстан от 29 дек. 2008 г. № 114-ГУ ЗРК (ред. от 01.04.2019) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz.
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: фе-дер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СЗ РФ. 2013. № 52 (Ч. I). Ст. 7007.
6. О минимальных социальных стандартах и их гарантиях: закон Р-ки Казахстан от 19 мая 2015 г. № 314-V // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz.
7. Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов: указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2666.
8. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года: утв. указом Президента Р-ки Казахстан от 24 авг. 2009 г. № 858 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz.
9. О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»: указ Президента Рос. Федерации от 27 нояб. 2017 г. № 571 // СЗ РФ. 2017. № 49. Ст. 7441.
10. Об утверждении Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года и Плана социальной модернизации на период до 2016 года: пост. Правительства Р-ки Казахстан от 24 апр. 2014 г. № 396 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz.
11. Паспорт Проекта федерального закона № 209727-3 «О минимальных государственных социальных стандартах» // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. Аюпова З. К., Кусаинов Д. У. Правовая политика как инструмент совершенствования правовой системы Республики Казахстан // Евразийская адвокатура. 2013. № 1. С. 145—149.
13. Бондарева Э. С. Социальные стандарты по трудовому праву и праву социального обеспечения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 177 с.
14. Даулетханова Ж. Д. Исследование механизма государственного регулирования социальной сферы Республики Казахстан // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 3. С. 111—120.
15. Законотворческий процесс в Государственной Думе. Правозащитный анализ. Выпуск 61 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/gos-duma/61/18.html.
16. Леонтьев Г. К. Зачем нам этот закон? // Местное самоуправление: электронная газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emsu.ru/lg/0313/bgd-1.html.
17. Малько А. В. Теория правовой политики: моногр. М.: Юрлитинформ, 2012.
328 с.
18. МушинскийМ. А. Стратегии, концепции, доктрины в правовой системе Российской Федерации: проблемы статуса, юридической техники и соотношения друг с другом // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 488—499.
19. Шаламова А. Н. Законодательная фиксация государственных минимальных социальных стандартов как элемент механизма обеспечения и защиты правового статуса личности (опыт России и Казахстана) // «Конституция: бiрлiк, т^рацтыльщ, еркендеу»: Казахстан Республикасы Конституциясыныц 20 жылдыгына арналган халыцтар. гыл.-практ. конф. материал-ныц жинагы (2015 ж. 28—29 тамыз). — «Конституция: единство, стабильность, процветание»: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф., посвященной 20-летию Конституции Республики Казахстан (Астана, 28—29 августа 2015 г.) / Под общ. ред. И. И. Рогова, А. О. Шакирова, Е. Б. Сыдыкова. Астана, 2015. С. 14—20.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES
1. On state social benefits for disability and survivor's pension in the Republic of Kazakhstan: law of the Republic of Kazakhstan dated June 16, 1997 № 126 (ed. by 26.12.2018) // the legal Information system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet" [electronic resource]. Mode of access: http://adilet.zan.kz
2. About modification and additions in the Budget code of the Russian Federation : the Federal law of August 05, 2000 No. 116-FZ (edition of 30.09.2017) // Assembly of the legislation of the Russian Federation. 2000. No. 32. St. 3339.
3. On state targeted social assistance : the Law of the Republic of Kazakhstan dated July 17, 2001 No. 246 (ed. by 03.04.2019) // the legal Information system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet" [electronic resource]. Mode of access: http://adilet.zan.kz.
4. On special social services : law of the Republic of Kazakhstan dated 29 December 2008 № 114-IV ZRK (ed. by 01.04.2019) // the legal Information system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet" [electronic resource]. Mode of access: http://adilet.zan.kz.
5. About bases of social service of citizens in the Russian Federation : Federal law of 28 December 2013 № 442-FZ (ed. from 01.05.2019) // collected legislation of the Russian Federation. 2013. No. 52 (H. I). St. 7007.
6. On minimum social standards and their guarantees: law of the Republic of Kazakhstan dated May 19, 2015 No. 314-V // Information and legal system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet" [electronic resource]. Mode of access: http://adilet.zan.kz
7. On the organization of preparation of the state minimum social standards for determination of financial specifications of forming of budgets of subjects of the Russian Federation
and local budgets : the decree of the President of the Russian Federation dated 23 may 1996 № 769 // meeting of the legislation of the Russian Federation. 1996. No. 22. St. 2666.
8. The concept of legal policy of the Republic of Kazakhstan for the period from 2010 to 2020: approved by presidential decree of August 24, 2009 № 858 / / Information and legal system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet" [electronic resource]. Mode of access: http://adilet.zan.kz.
9. Annulment of the decree of the President of the Russian Federation dated 23 may 1996 n 769 "About the organisation of preparation of the state minimum social standards for determination of financial specifications of forming of budgets of subjects of the Russian Federation and local budgets": the decree of the President of the Russian Federation from November 27, 2017 No. 571 // meeting of the legislation of the Russian Federation. 2017. No. 49. St. 7441.
10. On approval of the concept of social development of the Republic of Kazakhstan till 2030 and the Plan of social modernization in the period up to 2016 : the government of the Republic of Kazakhstan of 24 April 2014 № 396 // the legal Information system of normative legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet" [electronic resource]. Mode of access: http://adilet.zan.kz
11. Passport of the Project of the Federal law No. 209727-3 "On minimal state social standards" // SPS Consultant Plus [electronic resource]. Mode of access: http://www.con-sultant.ru.
12. Ayupova Z. K., Kusainov D. U. Legal policy as a tool for improving the legal system of the Republic of Kazakhstan // Eurasian advocacy. 2013. No. 1. P. 145—149.
13. Bondareva E. S. Social standards on labor law and social security law: dis. kand. the faculty of law. sciences'. M., 2008. 177 p.
14. Balatkhanov J. D. Study of the mechanism of state regulation of social sphere of the Republic of Kazakhstan // Economic analysis: theory and practice. 2016. No. 3. P. 111—120.
15. Legislative process in the state Duma. Human rights analysis. Issue 61 [electronic resource]. Mode of access: http://www.memo.ru/hr/gosduma/61/18.htm.
16. Leontiev G. K. Why do we need this law? // Local government: electronic newspaper [electronic resource]. Mode of access: http://emsu.ru/lg/0313/bgd-1.htm.
17. Malko A.V. Theory of legal policy: monograph. M.: Yurlitinform, 2012. 328 p.
18. Mushinsky M. A. Strategies, concepts, doctrines in the legal system of the Russian Federation: problems of status, legal technique and correlation with each other // Legal technique. 2015. No. 9. P. 488—499.
19. Shalamova A. N. Legislative fixation of the state minimum social standards as an element of the mechanism of ensuring and protection of the legal status of the individual (the experience of Russia and Kazakhstan) // "Constitution: Birlik, tritely, urkendeu": Kazakhstan respublikasy Konstitutsiyasyna 20 Gildiya aralen halyar. al. scient. Conf. material-NY inay (2015 well. 28—29 Valencia-Spain). — "The Constitution: unity, stability and prosperity": SB. Mat. international. scientific.scient. Conf. dedicated to the 20th anniversary of the Constitution of the Republic of Kazakhstan (Astana, August 28—29, 2015) / ed. B. Sydykov. Astana, 2015. S. 14—20.