ПОЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Е.Р. Морозова
Московский городской университет управления Правительства Москвы, Москва, Россия
Аннотация. Одним из приоритетных направлений внешней политики России выступает развитие «мягкой силы» страны, ключевым элементом которой выступают соотечественники, проживающие за рубежом. От занимаемого ими положения в иностранном государстве непосредственно зависит и лоббистский потенциал. После приобретения независимости Казахстан начал построение государственности на основе формирования национальной идентичности. При одновременном усилении роли и распространении отличительных черт титульного населения, власти страны все-таки стараются учитывать интересы и всех представленных в стране национальных меньшинств с целью недопущения возникновения межэтнических конфликтов. Однако правовые установки Республики Казахстана относительно положения российских соотечественников, к сожалению, не совпадают с общественно-политической практикой. Данная статья посвящена анализу занимаемых сегодня русскоязычным населением позиций в центральноазиатской республике, которые после 1991 г. заметно изменились в таких важных сферах жизнедеятельности, как политическая и социально-экономическая. В работе применены следующие методы: системный, синергетический, метод анализа документов.
Ключевые слова: российские соотечественники, диаспора, Казахстан, политическое положение, социально-экономическое положение.
THE POSITION OF RUSSIAN COMPATRIOTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AT THE MODERN STAGE
E.R. Morozova
Moscow Metropolitan Governance University, Moscow, Russia
Annotation. One of the priorities of Russian foreign policy is the development of «soft power», a key element of which are compatriots living abroad. The lobbying potential directly depends on the position that they take in a foreign country. After gaining independence, Kazakhstan began to build its statehood on the basis of the formation of national identity. At the same time, the authorities are trying to consider the interests of all national minorities represented in the country in order to prevent the emergence of any inter-ethnic conflict. However, unfortunately, the legal provisions of the Republic of Kazakhstan, which relate to the position of Russian compatriots, don't coincide with the socio-political practice. This article is devoted to the analysis of the positions taken by the Russian-speaking population in the Republic of Central Asian today, which after 1991 noticeably changed in political and socioeconomic spheres of activity. The following methods are used in the work: systemic method, synergetic method and the method of analysis of documents.
Keywords: Russian compatriots, diaspora, Kazakhstan, political situation, socioeconomic situation.
Российские соотечественники, проживающие за рубежом, являются важнейшими проводниками интересов России1 как в отдельно взятой стране, так и в целом на M^t. Иными словами, страна их рассматривает в качестве «моста» по налаживанию контактов между суверенными государствами. Поэтому вопрос о положении проживающих в Казахстане представите-
1 Суслов М. ««Русский мир»: политика России в отношении соотечественников за рубежом» [Электронный ресурс]. // Russie.Nei.Visions. - №103. -Ифри. - июль 2017. - С.22. - Режим доступа: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/sousl ov_monde_russe_2017_ru.pdf (дата обращения: 17.04.2019)
лей русскоязычной диаспоры имеет принципиальное значение для России.
В первую очередь хотелось бы привести данные, демонстрирующие положительное отношение самих граждан Казахстана к российским соотечественникам. Согласно проведенным в 2017 г. опросам, 81% от общего числа респондентов отметили, что относятся по-дружески к этому национальному меньшинству1. И это даже несмотря на происходящие события, связанные с Украиной, Крымом и Сирией. Однако общественное мнение расходится с действиями правительства, которое продолжает дискриминацию русскоязычного населения.
Согласно общепризнанным международным нормам государства обязаны обеспечивать гражданские, политические, социально-экономические и социокультурные права представителям национальных меньшинств с целью их комфортного проживания на территории страны пребывания. Из этого следует, что защита прав проживающих за рубежом соотечественников включает в себя всю систему факторов, которая связана с различными областями жизни индивида, и выступает составной частью общего понятия защиты прав человека [Международный опыт 2002: 9]. По этой причине представляется методологически оправданным отдельно анализировать каждую из выделенных сфер.
В рамках данного исследования особый интерес представляет анализ политического и социально-экономического положения российский соотечественников. К политическим правам данной категории лиц относятся, в частности, свобода слова и право на участие в управлении государственными делами (например, наблюдательное право во время выборов). К социально-экономическим же - право на социальное обеспечение (например, пенсионные выплаты), право на получение меди-
1Шибутов М.М., Солозобов Ю.М., Малярчук Н.В. Российско-казахстанские отношения на современном этапе [Электронный ресурс]. / REGNUM. - 9 декабря 2018. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2534116.html (дата обращения: 17.04.2019)
цинской помощи, право на ведение предпринимательской деятельности и пр.
Переходя непосредственно к положению российских соотечественников, проживающих в Казахстане, сразу стоит сказать, что их интеграция в казахстанское общество происходит медленно в силу того, что этому процессу препятствуют такие факторы, как политическая нестабильность в самой стране и переходные социально-экономические условия.
После провозглашения независимости Казахстан, как впрочем и другие бывшие советские республики, начал вытеснять не титульное население, и прежде всего русскоязычных представителей, с руководящих постов в государственных учреждениях, отстранять от работы в правоохранительных органах и даже всячески препятствовать не только их участию в избирательных кампаниях, но даже наблюдению за данным процессом [Язькова 1996: 12]. Ускорению этого процесса поспособствовало провозглашение казахского языка, как единственного государственного. Это привело к тому, что все государственные дела и делопроизводство стали в большинстве своем вестись на этом языке, что естественно создало негативные условия для российских соотечественников, препятствующие их трудоустройству, а также получению высшего образования на родном языке.
В начале 1990-х гг. представителей российской диаспоры более всего интересовал именно языковой вопрос, однако с принятием в 1997 г. Закона «О языках в Республике Казахстан»2 ситуация немного изменилась. Ст. 5 провозгласила, что русский наравне с казахским языком теперь отныне официально употребляется в госучреждениях и органах местного самоуправления. Данный нормативно-правовой акт хоть и закрепил употребление русского в органах государственного управления, но вместе с тем он не разрешал проблему ка-
2 Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года №151 «О языках в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ИПС «Эдшет». - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000151_ (дата обращения: 17.04.2019)
сательно трудоустройства российских соотечественников. Это был один из тех самых фактов, который породил неуверенность людей в будущем и, как следствие, привел к масштабной миграции населения в 1990-е гг. (за период с 1989 по 1999 гг. Казахстан покинуло свыше 1 млн. 747 тыс. чел. русскоязычного населения).
Кроме того, несмотря на существующий Закон РК «О государственной служ-бе»1, ст. 12 которого гласит, что при приеме на государственную службу не должно быть ограничений по половому, национальному, языковому, религиозному признакам, наблюдается картина, противоречащая данному положению. Притеснения и дискриминация по национальному признаку продолжались и продолжаются по сей день на политической арене страны. В частности, доступ для представителей русскоязычной диаспоры очень затруднен в таких госсекторах, как судебные и правоохранительные органы, банк, таможенная и налоговая службы, представительные органы власти и др. [Михайлов 2018: 28]. Подтверждением тому служат официальные цифры, согласно которым даже в тех регионах, где сосредоточена наибольшая часть российской диаспоры, доля занятых на государственной службе русских небольшая: в Северо-Казахской области она составляет около 23%, в Карагандинской области - 12%, в Западно-Казахской области - 6,7 %, в г. Алма-Ата - 5 %2.
Кроме того, согласно докладу, составленному по итогам совещания экспертов ОБСЕ по проблемам национальных меньшинств в регионах Закавказья и Центральной Азии, прошедшего в июне 2018 г. в г. Тбилиси, на данный момент и правительство Республики Казахстан, и руководство субъектов состоит на 100% из титульного
1 Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года №416^ ЗРК «О государственной службе Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ИПС «Эдшет». - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000416 (дата обращения: 17.04.2019)
2 Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию корруп-
ции [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://kyzmet.gov.kz/ru (дата обращения: 17.04.2019)
населения3. В Верховном же суде неказахи составляют около 6%, а в правоохранительных органах - лишь 5 %. Эти данные демонстрируют, что в стране отсутствуют договоренности относительно закрепления мест на госслужбе за представителями национальных меньшинств и не разработана специальная программа, направленная на их привлечение в этот сектор.
Неудивительно, что сегодня, согласно проводимым в Казахстане опросам, на передовые позиции вышли вопросы относительно защиты прав и интересов российских соотечественников (70%), а также возможности их участия в государственном управлении (30%) [Михайлов 2018: 31]. Последнее можно объяснить тем, что намеренное отстранение от деятельности в государственных органах Казахстана данная категория лиц рассматривает в качестве одной из основных угроз их социального статуса. Стремление же представителей российской диаспоры участвовать в политических процессах есть ничто иное, как желание законным способом продвигать собственные интересы. Тем не менее, факты говорят о том, что их доля в госорганах ничтожно мала [Рязанцев 2014: 63], что также свидетельствует и о слабом лоббистском политическом ресурсе российской диаспоры на территории республики [Вититнев 2010: 213].
Социальная апатия российских соотечественников вызвана тем, что они ждут конкретной помощи от РФ [Романов 2011: 14]. Представители русскоязычной диаспоры полагают, что именно от предпринимаемых шагов и принимаемых решений России, которые влияют на взаимоотношения между властями Казахстана и российскими соотечественниками [«Русский вопрос» 2007: 36], зависит их положение. По мнению автора, это отчасти верно, однако история демонстрирует ряд примеров, когда диаспоры без подобной помощи смогли добиться мест в госструктурах иностранного государства (например, евреи и армяне). Этому поспособствовал
3 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.osce.org/ru/ (дата обращения: 17.04.2019)
скорее высокий уровень консолидации, нежели политическая помощь извне.
Стоит также заметить, что политическая адаптация российских соотечественников зависит и от сохранения в республике информационного поля на русском языке [Вититнев 2010: 178]. Важность русскоязычного издания периодики, художественной литературы и теле- и радиовещания неоспорима. Данная платформа позволяет доносить до представителей русскоязычной диаспоры информацию, касающуюся обстановки в стране и мире, а также объективно освещать их положение, в том числе и на политической арене.
Кроме того, несмотря на существование ряда организаций российских соотечественников, невозможно выделить одну, которая была бы способна влиять на общественно-политические процессы, происходящие в республике. Да и законодательством Казахстана запрещается политическая деятельность подобных объединений, поскольку, по мнению властей, она будет направлена исключительно на разжигание межнациональной розни.
На сегодняшний момент в Казахстане также, к сожалению, не существует ни политической партии, занимающей пророс-сийскую позицию, ни русской партии. Отсутствие последней объясняется, во-первых, опытом создания подобной партии ранее («Партия-Соотечественник»), которая продемонстрировала бесперспективность данного формата, а, во-вторых, тем, что соотечественники совсем не имеют представления о долгосрочных целях российской диаспоры на территории республики [Михайлов 2018: 39].
Обозначенные выше два фактора чрезвычайно усложняют деятельность российских соотечественников в политической области страны. Тем не менее, это отнюдь не обозначает, что русские вообще не принимают участие в ней. Так, политически активными российские соотечественники становятся в преддверии выборов в масли-хаты и Мажилис или же президентских выборов. В качестве примера можно привести деятельность членов Координационного совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана, силами ко-
торых в 2005 г. удалось собрать около млн. подписей за кандидатуру Н.Н. Назарбаева на пост президента1.
Однако сегодня становится все более очевидно, что пожелания русскоязычного населения почти не принимаются во внимание, а мнения относительно проведения государственной политики не спрашиваются. Это говорит о всевозрастающей ка-захизации в стране.
С распадом СССР разрушилась и социалистическая экономическая модель, в связи с чем Казахстану пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Переход к рыночной экономике повлек за собой создание рыночной инфраструктуры и рынка труда, изменение трудовых отношений и социальных связей, а также рост разделения условий жизни и обеспечения ресурсами в регионах [Якушева 2015: 207]. Это привело к тому, что люди начали переселяться в более экономически развитые районы.
В случае же с российскими соотечественниками дело обстояло иначе. Они и вовсе покидали страну по причине изменения их социально-экономического положения. Если до 1991 г. в ключевых секторах экономики Казахстана было задействовано огромное количество русскоязычных квалифицированных работников, то после приватизации в начале 1990-х гг., в которой к слову русским не удалось принять участие [Филиппов 2013: 215], ситуация изменилась. Рабочие места в промышленной, энергетической и строительной областях были перераспределены в пользу казахов. Это негативно отразилось на занятости российских соотечественников в регионе, и потому им ничего не оставалось, как искать работу вне границ страны. И, как следствие, они лишились былой экономической власти и социальных позиций в республике.
Однако отток квалифицированных кадров сказался также и на общем социально-экономическом положении самой
1 Крамаренко М.Б. О положении русскоязычного населения в Казахстане [Электронный ресурс]. / LiveJournal. - 18 февр. 2011. - Режим доступа: https://centr-renessans.livejournal.com/19500.html (дата обращения: 17.04.2019)
республики. Она начала испытывать нехватку подобных специалистов, в результате чего возник профессиональный дисбаланс, последствия которого ощутило и титульное население. Это самое обстоятельство пошатнуло доверие казахов к российским соотечественникам, что, собственно, и послужило активизации этно-кратизации в экономической сфере. В связи с этим власти Казахстана были вынуждены предпринять меры, направленные на сдерживание эмиграции русскоязычного населения, в частности, был принят уже вышеупомянутый Закон о языках. Но опять-таки большинство российских соотечественников по-прежнему не владеют казахским языком, а это препятствует карьерному росту.
Кроме того, с начала 2000-х гг. Республика Казахстан начала внедрять кластерный принцип организации производства [Филиппов 2013: 216]. Для российских соотечественников это играет важную роль, т.к. они сконцентрированы не только в конкретных отраслях производства, но и в самих фирмах. Более того, данное явление выгодно для обеих стран -для России, поскольку это позволяет ей выстраивать экономические связи непосредственно с русскими предприятиями, а не работать через российских соотечественников, рассредоточенных по всей казахстанской территории, и для Республики Казахстан, которая благодаря данному принципу может вести контроль за социально-экономической активностью русскоязычного населения. В результате этих действий российские соотечественники смогли занять нишу на рынке труда, что привело к снижению конкуренции между доминирующими этносами Казахстана, а соответственно и уровня межнациональной напряженности в стране.
Позитивным моментом для стабилизации экономического положения русскоязычных представителей также послужило принятие решения по взятию курса на интеграцию экономик России и Казахстана. В результате чего была произведена ликвидация барьеров для беспошлинной торговли, произошла активизация товарообмена между государствами и др. Это по-
ложительно отразилось на секторе бизнеса и торговли, а вот материальное положение рядовых русскоязычных работников не сильно изменилось.
Сегодня российские соотечественники в основном представлены в сфере услуг и торговли (в основном, малый бизнес (1820%)), а также в сфере бизнеса (например, агробизнес (около 4-5%)).
Помимо исключительно экономических аспектов, учета интересов представителей национальных меньшинств требует и социальная составляющая жизни человека, т.е. обеспечение продовольствием и жильем, социальные выплаты, оказание бесплатных медицинских услуг и пр. После распада СССР уровень жизни в Казахстане резко упал, в связи с чем властям пришлось выработать новые принципы социальной политики. В 2001 г. была принята Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан, согласно которой правительство брало на себя обязательства обеспечить всем жителям страны доступ к жизненно необходимым благам -оплачиваемый труд, образование, медпомощь - и определенный уровень благосостояния граждан1.
Пенсионные выплаты российским соотечественникам производятся согласно правовым положениям Казахстана. Ст.2 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» гласит, что как граждане республики, так и проживающие в Казахстане иностранцы и люди без гражданства обладают правом на пенсионное обеспечение2. Мужчины выходят на пенсию в 63 года, а женщины (с 1 января 2018 г.) - в 58,5 лет. Ежемесячно, начиная с 2018 г., выплачивается государственная
1 Об одобрении Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Казахстан от 27.06.2001 №886 // ИПС «Эдшет». -Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P010000886_ (дата обращения: 17.04.2019)
2 Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года №105^ «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ИПС «Эдшет». - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z 1300000105 (дата обращения: 17.04.2019)
базовая пенсия в размере 15 274 тенге (чуть больше 2,6 тыс. руб.). Однако идут доплаты за трудовой стаж, например, человек со 33-летним стажем и выше получает 28 284 тенге (около 4,8 тыс. руб.). Но существует и т.н. солидарная пенсия, которая выплачивается категории лиц, что вышла на пенсию до 1 января 1998 г. (стаж у мужчин - 25 лет, у женщин - 20), в дополнение к базовой. В данном случае выплаты составляют 33 745 тенге (5,8 тыс. руб.). В целом, люди, вышедшие на пенсию, с учетом всех надбавок могут получать в среднем 100-115 тыс. тенге (17-20 тыс. руб.), чего вполне достаточно для достойной жизни.
Однако далеко не все получают такие суммы. Размер минимальной пенсии составляет около 50 тыс. тенге (8,6 тыс. руб.). В связи с этим помогать пенсионерам приходится родственникам или друзьям. Можно констатировать факт, что в данном случае ситуация сопоставима с российской. Тем не менее, очевидно, что социальные выплаты в Казахстане ниже, нежели в Российской Федерации.
Не стоит забывать и о категории лиц, которая также должна быть обеспечена государственным пособием. В частности, Казахстан выплачивает, в том числе и российским соотечественникам, пособие по инвалидности, по случаю потери кормильца, по безработице и др.
Вопрос относительно предоставления бесплатных медицинских услуг всегда стоял остро. Положение стало совсем плачевным, когда вступило в силу постановление Правительства РК №2136 от 15 декабря 2009 г., согласно которому правом на получение бесплатной медицинской помощи наделялись исключительно граждане Казахстана и этнические казахи-репатрианты1. Таким образом, с 2010 г. граждане России, которые также относятся к категории «российские соотечественни-
ки», снимались с учета в поликлиниках, они переставали получать жизненно необходимые препараты, а беременных даже отказывались прививать2. С этого момента лечение могло проводиться только на платной основе. Исключением было получение скорой и неотложной медицинской помощи, которую государства обязались осуществлять, подписав еще 27 марта 1997 г. Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников СНГ3.
Лишь в 2017 г. в Казахстане был при-
4 "1
нят закон4, провозгласивший, что с 1 января 2018 г. проживающие в республике граждане Российской Федерации (около 80 тыс. чел.) смогут получать гарантированную бесплатную медицинскую помощь5.
В данном случае огромную помощь оказывает и материальное государство. Согласно, например, Программе работы с проживающими за рубежом соотечественниками на 2015-2017 гг., МИД России оказывает содействие по осуществлению медицинской реабилитации ветеранов Великой Отечественной и Афганской войн в санаториях, находящихся как в России, так и на территории страны пребывания, а также организует лечение детей из социально незащищенных семей соотечествен-ников6.
2 Намовир И. «Без права на болезнь». Почему граждане РФ в Казахстане поражены в праве на медпомощь [Электронный ресурс]. / Beinenson.News. - 19 сент. 2016. - Режим доступа: http ://blog.beinenson. news/2016/09/19/kazakh-russia-medicine/ (дата обращения: 17.04.2019)
3 Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/index.php (дата обращения: 17.04.2019)
4 Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 80-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения» [Электронный ресурс] // ИПС «Эдшет». - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/archive/docs/Z1700000080/30.0 6.2017 (дата обращения: 17.04.2019)
5 Генеральное консульство Российской Федерации в г. Уральске [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://uralsk.mid.ru/home (дата обращения: 17.04.2019)
6 Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, на 2015-2017 годы [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 19.11.2014
1 Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи [Электронный ресурс]: постановление Правительства Республики Казахстан № 2136 от 15.12.2009 // ИПС «Эдшет». -Режим доступа:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P090002136_ (дата обращения: 17.04.2019)
В целом, можно сказать, что перед Казахстаном сегодня стоит непростая задача по реализации такой внутренней политики, которая бы, с одной стороны, не ущемляла прав проживающих в стране российских соотечественников, и, с другой стороны, удовлетворяла потребности титульной нации. Именно соблюдение такого баланса способно помочь республике мирно развиваться, а также избегать межнациональных конфликтов.
Таким образом, после приобретения независимости Казахстана российские соотечественники начали терять былое политическое и социально-экономическое положение в стране. Связано это с проводимым курсом по вытеснению нетитульного населения с ключевых позиций как в госаппарате, так и в ведущих экономических отраслях республики.
Доля русских, задействованных на данный момент в государственном управлении, мала в силу отсутствия пророссий-ской партии, а также языковых ограничений. Поскольку места, ранее занимаемые российским соотечественниками, стали перераспределяться в пользу казахов, сегодня русскоязычные представители вынуждены работать в таких сферах экономики Казахстана, как бизнес, торговля и сфера услуг1. Относительно их социального положения, можно констатировать факт, что обеспечение оказывается не в полной мере, возникают проблемы с предоставлением бесплатных медицинских услуг, и потому постоянно требуется вспомогательная помощь со стороны России. Процесс интеграции российских соотечественников в общество Казахстана находится в рудиментарном состоянии в силу не только несовершенных политических и социально-экономических условий в стране, но также и по причине того, что само русскоязычное население не прикла-
№2321-р // Собрание законодательства РФ. - 2014. - от 1 дек. (№48). - С.6883
1 Собин В. Русский язык как ключевой инструмент сохранения влияния России на постсоветском пространстве [Электронный ресурс]. / Военное обозрение. - 10 марта 2012. - Режим доступа: https://topwar.ru/about.html (дата обращения: 17.04.2019)
дывает особых усилий по укреплению собственных позиций, а ждет помощи от материнского государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вититнев С.Ф. Российская (русская) диаспора в ближнем зарубежье. М.: ЭЙДОС. 2010. 295 с.
2. Международный опыт защиты соотечественников за рубежом / Г.Л. Мура-дов, Т.В. Полоскова, В.П. Басик и др. // Под ред. Г.Л. Мурадова. М.: Дрофа. 2002. 460 с.
3. Михайлов В.П. Российские соотечественники и миграционная политика России: Статьи. Выступления. Доклады. Аналитика. Проект закона «О репатриации в Российскую Федерацию» /
B.П. Михайлов. М.: Институт стран СНГ (Институт диаспоры и интеграции). 2018. 378 с.
4. Романов И.А. Социальное положение соотечественников за рубежом и проблемы их переселения в Российскую Федерацию: Аналит. обзоры РИСИ / под ред. П.В. Гребенникова. М.: РИСИ. 2011. №2(29). 30 с.
5. «Русский вопрос» в независимом Казахстане: история, политика, идентичность / Марлен Ларюэль, Себастьян Пейруз; пер. с фр. Татьяны Григорьевой. М.: Наталис. 2007. 360 с.
6. Рязанцев С.В., Гребенюк А.А. «Наши» за границей. Русские, россияне, русскоговорящие, соотечественники: расселение, интеграция и возвратная миграция в Россию. М.: ИСПИ РАН. 2014. 238с.
7. Филиппов С.В. Положение русского населения в Республике Казахстан в 1990-2000-е гг. (северо-восточный регион) / Известия АлтГУ. 2013. №4(80).
C.214-218
8. Язькова А.А. Российская диаспора в странах нового зарубежья (Казахстан, Латвия, Грузия): проблемы и возможные пути их решения. М.: ИМЭПИ РАН. 1996. 38 с.
9. Якушева Ю.В. Динамика межэтнических отношений в Республике Казахстан (1991-2010 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.03 / Якушева
Юлия Викторовна. Науч. рук. Е.И. Пивовар. МГУ. Москва. 2015. 314 с.
Сведения об авторе: Морозова Екатерина Романовна - магистр в области международных отношений, Московский городской университет управления Правительства Москвы (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Vititnev S.F. Russian diaspora in the near abroad. M.: EIDOS. 2010. 295 p.
2. The international experience of protection of compatriots abroad // G.L. Mu-radov, T.V. Poloskova, V.P. Basik, etc. // edited by G.L. Muradov. M.: Drofa. 2002. 460 p.
3. Mikhailov V.P. Russian compatriots and Russian migration policy: Articles. Performances. Reports. Analytics. The draft law «On repatriation to the Russian Federation» / V.P. Mikhailov. M.: The Institute of the CIS countries (Institute of diaspora and integration). 2018. 378 p.
4. Romanov I.A. Social status of compatriots abroad and problems of their resettlement to the Russian Federation: Analytical reviews of RISS / edited by P.V. Grebennikov. M.: RISS. 2011. №2(29). 30 p.
5. «Russian question» in independent Kazakhstan: history, politics, identity / Marlene Laruelle, Sebastien Peyrouse; translated from French Tatiana Grigorieva. M.: Natalis. 2007. 360 p.
6. Ryazantsev S.V., Grebenyuk A.A. «Our» abroad. Russians, Russian speakers, compatriots: resettlement, integration and return migration to Russia. M.: ISPR RAS. 2014. 238 p.
7. Filippov S.V. The situation of the Russian population in the Republic of Kazakhstan in the 1990s-2000s (North-East region) / Izvestia of AltSU. 2013. №4(80). P.214-218
8. Yazkova A.A. Russian Diaspora in the countries of the new abroad (Kazakhstan, Latvia, Georgia): problems and possible solutions. M.: IMEPI RAS. 1996. 38 p.
9. Yakusheva Yu.V. Dynamics of inter-ethnic relations in the Republic of Ka-
zakhstan (1991-2010): dis. ... candidate of historical sciences: 07.00.00, 07.00.03 / Yakusheva Yulia Viktorovna. Scientific adviser E.I. Pivovar. MSU. M. 2015. 314 p. About the author: Morozova Ekate-rina Romanovna - Master of International Relations, Moscow Metropolitan Governance University (e-mail: [email protected]).